- Сформировать и систематизировать представления детей о детском саде, его истории, о символах детского сада, национальном своеобразии.
- Создать условия для становления основ нравственно – патриотического сознания.
Задачи для взрослых:
- Заинтересовать и привлечь сотрудников, родителей к активному участию в реализации проекта, в сборе материала к 70 – летию детского сада.
- Систематизировать материалы по проекту для дошкольников.
- Разработать методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии праздников, развлечений.
Задачи для детей:
- Воспитывать любовь к своему детскому саду, сотрудникам – ветеранам, гордость за детский сад, бережное отношение к ценностям детского сада.
- Привлечь внимание детей к истории детского сада, развивать их познавательную активность.
- Учить бережно относиться к традициям детского сада.
- Закрепить умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
- Развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность и патриотизм.
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Ожидаемый результат:
- Дети должны научиться трепетному отношению к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений.
- У детей должно развиться чувство привязанности к дому, семье, детскому саду, любимым и близким людям, чтобы детский сад стал действительно вторым домом.
Модель познания ребенком своего детского сада
Темы разделов
Детский сад – мой второй дом | Кто мы – дети? | Жить, работать, чтоб остался след |
История. Окружающий мир. Природа. Устное народное творчество. Песенное творчество. Геральдика. Художественная литература. Народно- прикладное творчество. |
Праздники. Игры. Традиции. Обычаи. Экскурсии. Художественное творчество. Просмотр видеоматериалов. |
Знакомство с профессиями детского сада. Встречи с настоящими и бывшими работниками д/с. Встречи с выпускниками и родителями выпускников. Совместное творчество с родителями. |
Примерный учебно – тематический план работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с детским садом
Детский сад – мой второй дом
Темы занятий | Цель занятий | Формы работы вне занятий |
1. Что такое детский сад? | Расширить и закрепить знания детей о своем детском саде, воспитывать любовь и уважение к сотрудникам, бережное отношение к д/саду. | Прогулки по территории и
окрестностям д/с. Оформление альбома “Мой детский сад и я”. Рисование на тему “Что такое детский сад?” Гербарий “Растения и деревья, растущие на территории д/сада”. |
2. Моя улица Ленина. | Расширить и закрепить знания детей о понятии “улица”, формировать понятие “поселок”, умение наблюдать и описывать происходящее. | Прогулки по окрестностям д/сада. Экскурсия на улицу Ломоносова – место первого здания д/сада. Оформление альбома “Улица Ленина до меня”. |
3. Сравнение флагов России, Удмуртии, поселка Кез. | Знакомить детей с символами России,
Удмуртии, поселка. Воспитывать у детей чувство
любви к “малой родине”, к родному д/саду. Развивать осознание детьми принадлежности к своему народу. |
Экскурсия к административному зданию
поселка. Беседы с детьми. Изготовлении е флагов детского сада и группы. |
4. История моего детского сада. | Познакомить детей с историей детского сада, воспитывать уважение и гордость за свой детский сад. | Экскурсия в музей детского сада. Рассматривание фотографий. Встречи с ветеранами труда. Встреча с выпускниками д/с. Составление родословной выпускников и сотрудников детского сада. |
5. Стихи, песни, поговорки о детском саде, О детях, об игрушках. | Продолжать знакомить детей с песнями, стихами, поговорками. | Составление альбомов об игрушках. Составление альбомов об одежде детей разных лет. |
Кто мы – дети?
Темы занятий | Цель занятий | Формы работы вне занятий |
1. Кто же в гости к нам пришел? | Познакомить детей со словом “выпускник”. | Рассматривание альбома “Выпускники д/
сада”. Разучивание песен и стихов. Встреча с выпускниками детского сада разных лет. |
2. История игрушки. | Познакомить детей с историей игрушки. | Рассматривание фотографий старых
игрушек. Выставка старинных игрушек. Конкурс “Бабушка, нарисуй свою любимую игрушку”. |
3. Моя родословная в детском саду. | Совместный поиск родителей и детей по созданию истории своих выпускников из д/с. | Оформление родословной выпускника и династии выпускников д/сада. |
4. Детско – родительская гостиная. | Закреплять имеющиеся у детей и взрослых представления о родственных отношениях. | Конкурс “Составление родословной
своей семьи”. Выставка старых вещей. |
5. Добрые воспоминания моего выпускника. | Уточнить знания детей об истории д/с, о
прошлых играх, забавах, игрушках. Продолжать учить детей сравнивать. |
Беседы и рассматривание старых вещей,
игрушек, предметов. Проведение старинных игр. |
Жить, творить, работать, чтоб остался след
Темы занятий | Цель занятий | Формы работы вне занятий |
1. Кто с нами работает? | Продолжать знакомить детей с профессиями д/с, с условиями труда в д/с (в прошлом и настоящем). | Встречи, беседы, рассматривание
фотографии. Чтение и заучивание стихов о профессиях д/с. Конкурс рисунков “Мой любимый педагог”. |
2.”Необычные друзья” | Воспитывать уважительное отношение к старшим – выпускникам д/с. Развивать познавательный интерес, логическое мышление. | Встреча с выпускниками – сотрудниками д/с. |
3. В гостях у выпускников | Познакомить детей с выпускниками д/сада. | Экскурсии на предприятия поселка, где работают выпускники д/сада. |
4. Викторина “Что? Где? Когда?” | Выявить знания детей о родном д/саде. Закрепить умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивать самостоятельность, речь ребенка. | Повторение пройденного материала, подготовка к празднованию дня рождения детского сада. |
Формы работы по проекту
С родителями | С детьми | С сотрудниками д/с |
- анкетирование. - родительская гостиная. - встречи с сотрудниками детского сада. - участие в жизни д/с. Составление генеалогического дерева выпускников детского сада. Фотографии детства. |
- интегрированные занятия. - игры. - праздники. - викторины. - экскурсии. - наблюдения. - продуктивная деятельность. - встречи с выпускниками. - встречи с бывшими сотрудниками детского сада. |
- теоретические семинары. - консультации. - самообразование. - подбор литературы. - перспективное планирование. - изготовление пособий. - посещение музея. - совместная деятельность с родителями. - поиск выпускников и бывших сотрудников детского сада. |
Выполнение проекта
Виды деятельности | Формы и методы работы |
1. Игровая | 1. Дидактические игры: - “Собери дочку в
детский сад”. 2. Сюжетно – ролевые игры: - “Детский сад”. |
2. Познавательная | - Экскурсия по детскому саду. - Просмотр иллюстраций, фотографий, видеофильмов. - Встречи с сотрудниками – ветеранами детского сада. - Познавательные занятия: окружающий мир, история поселка и детского сада, быт, традиции и обычаи, символика республики, района, детского сада и группы. |
3. Развитие речи | - Чтение рассказов и стихов, песен о
детском саде. - Рассказы воспитателей, выпускников, ветеранов о д/с. - Составление рассказов “Почему я люблю детский сад?”, “Детский сад будущего”. |
4. Продуктивная | - Изготовление “Поезда времени”. - Создание альбомов “Мой детский сад”, “Моя игрушка”, “Детская мода на все времена”. - Изготовление подарков из бисера. - Выставка семейных рисунков к юбилею детского сада. - Составление родословной выпускников и сотрудников д/с. |
5. Работа с родителями | - Привлечь родителей, сотрудников к
сбору материалов, необходимых для реализации
проекта. - Экскурсия в музей детского сада. - Детско – родительская гостиная “Я – семья – род – народ”. - Оформление выставки работ детей и родителей по теме проекта “Детский сад – второй мой дом”. |
6. Работа с общественными организациями | - Следопытская работа по нахождению
выпускников и бывших сотрудников детского сада. - Посещение районного музея. - Приглашение выпускников детского сада на мероприятия, проводимые в д/с. |
Презентация итогов работы по проекту:
- Праздник для детей “День рождения детского сада”.
- Юбилей детского сада.
Краткосрочные проекты в подготовительной группе предполагают применение разнообразных методических приемов, которые позволяют малышам понять рассматриваемую тему.
Особенности дошкольного возраста
Именно данный период является самым благодатным временем для обучения и воспитания. Дошкольники впитывают информацию об обществе, окружающей природе, взаимоотношениях между взрослыми как губка. В данном возрасте развито активное познание мира. Краткосрочные проекты в подготовительной группе направлены на обогащение личного опыта ребенка, формирование у него самостоятельности,
Цель проектов в ДОУ
Основной целью любого проекта является расширение знаний дошкольников по конкретной тематике. Краткосрочные проекты в подготовительной группе детского сада направлены на формирование у маленьких граждан патриотических качеств. Ребенок с самого рождения становится исследователем мира, который его окружает. Он впервые видит снег, дождь, радугу, сталкивается с радостью и горем. В пятилетнем возрасте маленькие «почемучки» пытаются отыскать ответы на многочисленные вопросы, интересующие их. Помочь им в этом должны воспитатели и родители.
Методы проектов в детском саду
Краткосрочный проект в подготовительной группе по ФГОС может иметь разнообразную тематику, учитывая предрасположенность детей. Воспитатели стараются пользоваться проблемным обучением для развития логического мышления в своих воспитанниках. Краткосрочные проекты в подготовительной группе направлены на моделирование нестандартных ситуаций, разгадывание головоломок, проведение опытно-исследовательской деятельности.
Тематика проектов
Интегрированное обучение для дошкольных учреждений является инновационным. Направлено оно на развитие личностных качеств ребенка, творческих и познавательных способностей. Темы краткосрочных проектов в подготовительной группе могут быть связаны с домашними животными. К примеру, воспитатель знакомит детей с образом собаки в произведениях русских писателей и поэтов, художников и кинематографистов. После того как теоретическая часть проекта будет представлена, дошкольники получают задание по группам. Одной команде предлагается изобразить домашнего питомца, второй - написать сказку, третьей - придумать загадки, связанные с собакой. На завершающем этапе проекта каждая группа представляет результат своей деятельности, конечным итогом занятия становится создание полной картины о лучшем друге человека.
Такие краткосрочные проекты в подготовительной группе направлены на художественно-эстетическое развитие подрастающего поколения.
Вариативность использования методов проектов
В чем основные преимущества данной методики? Она одинаково хороша как для физического развития, так и для формирования интеллектуальных способностей дошкольников. Среди распространённых видов проектов, применяемых лидируют групповые виды.
в ДОУ
Переход детского сада на проектную технологию выполняется по определенному алгоритму. Он подразумевает несколько этапов:
- проведение занятий с использованием проблемных ситуаций, небольшого эксперимента;
- проведение комплексных блочно-тематических занятий;
- интеграция теоретических и практических знаний по определенной тематике.
Краткосрочный проект в подготовительной группе по экологии, к примеру, предполагает знакомство с природными явлениями, их объяснение, изучение.
Алгоритм детского проекта
Что представляют собой детские краткосрочные проекты? Подготовительная группа в ДОУ предполагает использование подобной методики. Воспитатель определяет форму организации образовательного пространства, подбирает способы для развития в воспитанниках творческого познавательного интереса к рассматриваемой проблеме.
План деятельности воспитателя при подготовке краткосрочного проекта
Для того чтобы подобная деятельность была результативной, педагог должен выстроить четкую последовательность действий.
- 1-й этап . Продумывается проблема, которой будут заниматься под руководством воспитателя юные исследователи. Для того чтобы дошкольники заинтересовались темой проекта, она должна быть им понятна. Не стоит придумывать сложные научные исследования для 5-6-летних детей.
- 2-й этап . Планирование действий, благодаря которым будет достигнута поставленная цель. Воспитатель вместе с ребятами для каждого этапа определяет примерные сроки.
- 3-й этап . Поиск информации, связанной с темой проекта. На данном этапе вместе с родителями, педагогом, представителями других организаций, ребята получают теоретические знания по своему проекту.
- 4-й этап . Составление схемы проекта, накопление материала. Полученные знания постепенно систематизируются, и на их основе составляется схема. Именно она станет основой всей последующей работы маленьких исследователей.
- 5-й этап . Практическая деятельность. Ребятам предлагаются эксперименты, сделать которые они могут и в детском саду, и дома.
- 6-й этап . На данном этапе основная нагрузка ложится на плечи родителей и воспитателя. Вместе с детьми взрослые готовят презентацию в виде представления, компьютерной презентации. Все результаты, которых удалось добиться по мере выполнения проекта, представляют на открытом мероприятии.
в ДОУ
Как подразделяют краткосрочные проекты в ДОУ? Подготовительная группа работает по новым федеральным стандартам. Они предполагают классификацию проектов по количеству участников, целевой установке, длительности.
В основном в детских дошкольных учреждениях применяют следующие варианты:
- Творческие и исследовательские формы. Дети проводят интересные эксперименты, результаты представляют в виде газет, театральных постановок, ролевых игр.
- Ролевые и игровые проекты. Они содержат отдельные элементы игр, в которых главные роли исполняют малыши.
- Практико-ориентированные информационные работы. Малыши собирают материал, затем его оформляют.
- Творческие проекты предполагают проведение детских праздников, экскурсий.
Примеры проектов в ДОУ
Предлагаем рассмотреть краткосрочный проект «Зима» в подготовительной группе. Основной целью его проведения является знакомство малышей с временами года. Сначала воспитатель рассказывает ребятам о том, что характерно для такого времени года, как зима. Особое внимание педагог уделяет не климатическим особенностям данного периода, а тем традициям, которыми так богат данный период. В качестве домашнего задания малышам предлагается вместе с родителями вспомнить новогодние традиции, придумать загадки про Новый год. На втором занятии ребята делятся той информацией, которую им удалось найти. Педагог знакомит ребят с «разными» Дедами Морозами. Сделать это можно с помощью компьютерной презентации. Кроме того, дошкольники узнают и о тех новогодних традициях, которые существуют в разных странах.
Данный проект лучше всего проводить в ноябре-декабре. Вторым домашним заданием будет изготовление новогодних игрушек. Но сначала педагог знакомит детей с видами елочных украшений, способами их изготовления.
В качестве завершающего занятия по проекту «Зима» будет презентация новогодних украшений, их развешивание на елке. После того как елка будет украшена игрушками, сделанными своими руками (с помощью родителей), малыши попадут в сказочный лес, где их ждут угощения и веселые игры.
«Мир воды»
При реализации этого краткосрочного проекта дети не просто приобщаются к самому важному на Земле веществу, но и учатся бережному отношению к водным ресурсам.
Воспитатель рассказывает своим малышам о том, что они на 90 процентов состоят из воды. Чтобы привлечь внимание дошкольников к теме проекта, он может рассказать им сказку о капельке, которая во время своего путешествия превращалась то в пар, то в лед, то снова в капельку. Так ребята познакомятся с агрегатными состояниями воды, круговоротом ее в природе. Есть в данном проекте и практическая часть. Малыши учатся «превращать» воду в лед, воспользовавшись холодильниками. Эстетические навыки также предполагаются в данной деятельности. Вооружившись обычными листами белой бумаги и ножницами, юные дизайнеры создают необычные по форме и размерам снежинки. К готовым изделиям вместе с воспитателем ребята прикрепляют нитки, и такие самодельные украшения используются для новогодних елок.
Проект «Мир воды» предполагает привлечение музыкального работника ДОУ. Он знакомит ребят с песнями, в которых упоминается вода, снег, лед. Результатом такого сотрудничества станет разучивание песни о воде, снеге, дожде. Выбирают песенку все вместе: воспитатель, музыкальный работник, дети.
Заключение
Проектная деятельность в детском дошкольном учреждении направлена на формирование творческой свободной личности ребенка. Данная технология обеспечивает психологическое благополучие, физическое здоровье дошкольников. При вовлечении ребят в совместный проект, развиваются познавательные способности каждого малыша, развивается творческое мышление, формируются коммуникативные навыки. Для младшего дошкольного возраста результат можно получить при вовлечении детей в игровой процесс, в котором ведущая роль будет принадлежать педагогу. В старших группах ДОУ ребята работают над поставленной задачей в группах, развивают самостоятельность и любознательность. Данные качества помогут ребятам легко и быстро адаптироваться в начальной школе. Малыши, посещающие детский сад, получившие здесь навыки проектной деятельности, обязательно будут успешными учениками в общеобразовательной школе.
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 г. Калининска Саратовской области»
ПРОЕКТ
(познавательно – творческий)
«Здравствуй, школа!»
Подготовительная группа
Воспитатель I квалификационной категории: Кулишова Екатерина Сергеевна
2016 год
Актуальность проекта
Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики.
Дошкольному образовательному учреждению отводится особая роль в общей системе непрерывного образования, т. к. оно является первым звеном данной системы. Именно в дошкольном образовательном учреждении закладываются основы личности, её свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника.
Поступление в школу- один из самых важных этапов в развитии ребенка. Из мира детства с веселыми играми и забавами маленький человек попадает в совершенно иную обстановку, где от него требуется высокая работоспособность, усидчивость, концентрация внимания. Он вынужден подчиняться правилам школьного распорядка. И если этот переход для вашего ребенка станет неожиданным, тогда его адаптация к учебному процессу будет долгой и болезненной, и это, несомненно, отразится на его успеваемости, а значит, и на самооценке. Как это не печально, но многие комплексы, которыми страдают взрослые, формируются именно в период школьного обучения.
Важнейшая задача детского сада и родителей- психологическая подготовка малыша к поступлению в школу. Чтобы понять, что переживает ребенок накануне поступления в школу, вспомните, как вам самим было некомфортно при ожидании чего- то неизвестного. Как правило, дети с огромным желанием идут в школу, с нетерпением ждут первых занятий, но одновременно испытывают тревогу. Родителям необходимо оказать помощь ребенку, рассказать о школьной жизни, вспомнить и передать свои ощущения от поступления в первый класс.
В дошкольном образовательном учреждении воспитатели должны попытаться правильно обрисовать малышу особенности обучения в школе. Для начала проверить, какие представления у него уже сформированы, задать простые вопросы: как он представляет себе школу, что такое перемена и урок, что по времени длится больше, что он должен будет делать на уроке, а что на перемене, почему он хочет в школу, что его там больше привлекает- появление новых друзей, игры с ними или желание узнавать что-то новое. Если в ответах ребенка просматривается его восприятие школы как новой увлекательной игры, необходимо объяснить, что смысл обучения (познания нового) - это процесс, требующий терпения и настойчивости, что в школе его могут ожидать не только радостные события, но и необходимость работать, ради чего ему придется отказаться от части времени, ранее проводимого с друзьями.
Основной целью преемственностью в работе дошкольного образовательного учреждения и школы становится обеспечение плавного и безболезненного перехода ребенка в школу, формирование внутренней позиции школьника с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителей. В связи с этим, появилась необходимость создания авторского познавательного проекта «Здравствуй, школа! »
Цель:
Формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.
Задачи:
· формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
· снятие чувство тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой.
· повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Вид проекта:
Познавательно – творческий
Продолжительность проекта:
Краткосрочный 2 недели.
Участники проекта:
Воспитанники подготовительной группы, воспитатель группы, муз. руководитель, учитель первого класса, школьники первого класса, родители.
Описание проекта:
Поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
В своем проекте я использовала просмотр мультфильмов на школьную тематику. С помощью них, дети лучше представляли школьную жизнь, для чего нужно учиться. Знакомила с литературными произведениями о школьной жизни и учебе в школе. Для родителей подготовила очень много информации о том, как помочь ребенку без волнения и тревоги переступить порог школы.
Я считаю, что проект «Здравствуй школа» помог детям и родителям лучше понять школьную жизнь, оценить свои знания и умения перед школой. Сформировал внутреннюю позицию школьника с помощью единства требований родителей и воспитателя.
Ожидаемые результаты:
· формирование у детей мотивационной готовности к школе;
· повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
· благоприятное течение адаптационного школьного периода.
· снять чувство тревоги и сомнения перед школой.
1. Организационный
2. Практический
3. Обобщающий
План реализации проекта
Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка бесед, консультаций для родителей,). Создание предметно-развивающей среды школьной тематики.
Подготовить задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её.
Второй этап – практический
Понедельник
Выставка иллюстрированных книг школьной тематики и чтение произведений А. Барто « В школу », С. Маршак «Первое сентября», рассказ М. Панфиловой из цикла «Лесная школа»
Работа с детьми:
Рассматривание иллюстрированных книг о школе. Просмотр мультфильма: «Как верблюжонок и ослик в школу ходили».
Беседа на тему: «Будьте добры» (вежливые слова в жизни будущего школьника). Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения. Дидактическая игра «У кого лента длиннее», цель: развивать умения детей сравнивать предметы, резко контрастные по длине путем приложения
Работа с родителями: помощь родителей в подборе настольных игр о школе. Цель: привлечь родителей в подготовку будущих школьников.
Вторник
Оформление фотовыставки « Школа. Школьные принадлежности». Оформление папки – передвижки для родителей: « Готовность к школе»
Работа с детьми:
Рассматривание школьных принадлежностей, беседа о их назначении и применении.
Беседа на тему: «Как вы думаете чем школа отличается от детского сада?» «Что мы знаем о школе». Цель: создать положительную установку на школу. Дидактическая игра «Найди свой домик», цель: закреплять умения детей сравнивать предметы по ширине, используя приём приложения или наложения.
Работа с родителями : посоветовать родителям совместное прочтение дома книг о школе. Побеседовать с детьми о том готов ли их ребенок идти в школу. Цель: подготовить родителей к возможным трудностям, при поступлении детей в школу.
Среда
Оформить уголок развивающих математических игр: математические лабиринты, развивающее лото, допиши недостающую цыфру.
Работа с детьми:
Беседа о школе, режиме, и правилах поведения в школе, об отношении к учебе и оценках. Сюжетно – ролевая игра «Детский сад». Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Загадывание загадок и чтение пословиц о школе.
Работа с родителями: памятка на тему « 12 советов родителям будущих первоклассников»
Четверг:
Оформить уголок настольно – печатных игр школьной тематики: « У кого лента длиннее», «Разложи полотенца в разные стопки», «Найди свой домик», «Автомобили».
Работа с детьми:
Просмотр мультфильма «Лесная школа». Цель: формировать представление детей о школе.
Конструктивная деятельность на тему: « Школа моей мечты». Цель: формировать умение детей конструировать задуманное. Развивать воображение, конструктивные способности. Дидактическая игра: « Огород для Машеньки», цель: развивать представления детей о ширине предметов.
Работа с родителями: папка передвижка на тему: «Через год я первоклашка»
Пятница
Оформить выставку иллюстраций о школе.
Работа с детьми:
Рассматривание картины «Шкала». Цель: продолжать расширять представления о школе. Составление рассказов на тему « Что такое школа». Цель: формировать умение делиться впечатлениями. Дидактическая игра «Поможем Машеньке разложить грибочки», цель: Развивать умения детей выполнять сравнения предметов по толщине.
Работа с родителями: оформить памятку родителям будущего первоклассника.
Третий этап – обобщающий
Фотовыставка на тему: «Как мы готовимся в школу»
Выставка рисунков: « Скоро в школу»
Лепка на тему: «Школьник»
Совместное мероприятие 1 класса и детей подготовительной группы.
Оформление фото- альбома о проделанной работе по проекту.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 г. Калининска Саратовской области»
ПРОЕКТ
(познавательно – творческий)
«Здравствуй, школа!»
Подготовительная группа
Воспитатель I квалификационной категории: Кулишова Екатерина Сергеевна
2016 год
Актуальность проекта
«Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться». (Л.Н.Венгер)
Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики.
Дошкольному образовательному учреждению отводится особая роль в общей системе непрерывного образования, т. к. оно является первым звеном данной системы. Именно в дошкольном образовательном учреждении закладываются основы личности, её свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника.
Поступление в школу- один из самых важных этапов в развитии ребенка. Из мира детства с веселыми играми и забавами маленький человек попадает в совершенно иную обстановку, где от него требуется высокая работоспособность, усидчивость, концентрация внимания. Он вынужден подчиняться правилам школьного распорядка. И если этот переход для вашего ребенка станет неожиданным, тогда его адаптация к учебному процессу будет долгой и болезненной, и это, несомненно, отразится на его успеваемости, а значит, и на самооценке. Как это не печально, но многие комплексы, которыми страдают взрослые, формируются именно в период школьного обучения.
Важнейшая задача детского сада и родителей- психологическая подготовка малыша к поступлению в школу. Чтобы понять, что переживает ребенок накануне поступления в школу, вспомните, как вам самим было некомфортно при ожидании чего- то неизвестного. Как правило, дети с огромным желанием идут в школу, с нетерпением ждут первых занятий, но одновременно испытывают тревогу. Родителям необходимо оказать помощь ребенку, рассказать о школьной жизни, вспомнить и передать свои ощущения от поступления в первый класс.
В дошкольном образовательном учреждении воспитатели должны попытаться правильно обрисовать малышу особенности обучения в школе. Для начала проверить, какие представления у него уже сформированы, задать простые вопросы: как он представляет себе школу, что такое перемена и урок, что по времени длится больше, что он должен будет делать на уроке, а что на перемене, почему он хочет в школу, что его там больше привлекает- появление новых друзей, игры с ними или желание узнавать что-то новое. Если в ответах ребенка просматривается его восприятие школы как новой увлекательной игры, необходимо объяснить, что смысл обучения (познания нового) - это процесс, требующий терпения и настойчивости, что в школе его могут ожидать не только радостные события, но и необходимость работать, ради чего ему придется отказаться от части времени, ранее проводимого с друзьями.
Основной целью преемственностью в работе дошкольного образовательного учреждения и школы становится обеспечение плавного и безболезненного перехода ребенка в школу, формирование внутренней позиции школьника с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителей. В связи с этим, появилась необходимость создания авторского познавательного проекта «Здравствуй, школа! »
Цель:
Формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.
Задачи:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
- снятие чувство тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой.
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
- о храна и укрепление физического и психического здоровья детей.
Вид проекта:
Познавательно – творческий
Продолжительность проекта:
Краткосрочный 2 недели.
Участники проекта:
Воспитанники подготовительной группы, воспитатель группы, муз. руководитель, учитель первого класса, школьники первого класса, родители.
Описание проекта:
Поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
В своем проекте я использовала просмотр мультфильмов на школьную тематику. С помощью них, дети лучше представляли школьную жизнь, для чего нужно учиться. Знакомила с литературными произведениями о школьной жизни и учебе в школе. Для родителей подготовила очень много информации о том, как помочь ребенку без волнения и тревоги переступить порог школы.
Я считаю, что проект «Здравствуй школа» помог детям и родителям лучше понять школьную жизнь, оценить свои знания и умения перед школой. Сформировал внутреннюю позицию школьника с помощью единства требований родителей и воспитателя.
Ожидаемые результаты:
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
- благоприятное течение адаптационного школьного периода.
- снять чувство тревоги и сомнения перед школой.
Проект состоит из трех этапов:
- Организационный
- Практический
- Обобщающий
План реализации проекта
Первый этап – организационный.
Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка бесед, консультаций для родителей,). Создание предметно-развивающей среды школьной тематики.
Подготовить задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её.
Второй этап – практический
Понедельник
Выставка иллюстрированных книг школьной тематики и чтение произведений А. Барто « В школу », С. Маршак «Первое сентября», рассказ М. Панфиловой из цикла «Лесная школа»
Работа с детьми:
Рассматривание иллюстрированных книг о школе. Просмотр мультфильма: «Как верблюжонок и ослик в школу ходили».
Беседа на тему: «Будьте добры» (вежливые слова в жизни будущего школьника). Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения. Дидактическая игра «У кого лента длиннее», цель: развивать умения детей сравнивать предметы, резко контрастные по длине путем приложения
Работа с родителями: помощь родителей в подборе настольных игр о школе. Цель: привлечь родителей в подготовку будущих школьников.
Вторник
Оформление фотовыставки « Школа. Школьные принадлежности». Оформление папки – передвижки для родителей: « Готовность к школе»
Работа с детьми:
Рассматривание школьных принадлежностей, беседа о их назначении и применении.
Беседа на тему: «Как вы думаете чем школа отличается от детского сада?» «Что мы знаем о школе». Цель: создать положительную установку на школу. Дидактическая игра «Найди свой домик», цель: закреплять умения детей сравнивать предметы по ширине, используя приём приложения или наложения.
Работа с родителями : посоветовать родителям совместное прочтение дома книг о школе. Побеседовать с детьми о том готов ли их ребенок идти в школу. Цель: подготовить родителей к возможным трудностям, при поступлении детей в школу.
Среда
Оформить уголок развивающих математических игр: математические лабиринты, развивающее лото, допиши недостающую цыфру.
Работа с детьми:
Беседа о школе, режиме, и правилах поведения в школе, об отношении к учебе и оценках. Сюжетно – ролевая игра «Детский сад». Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Загадывание загадок и чтение пословиц о школе.
Работа с родителями: памятка на тему « 12 советов родителям будущих первоклассников»
Четверг:
Оформить уголок настольно – печатных игр школьной тематики: « У кого лента длиннее», «Разложи полотенца в разные стопки», «Найди свой домик», «Автомобили».
Работа с детьми:
Просмотр мультфильма «Лесная школа». Цель: формировать представление детей о школе.
Конструктивная деятельность на тему: « Школа моей мечты». Цель: формировать умение детей конструировать задуманное. Развивать воображение, конструктивные способности. Дидактическая игра: « Огород для Машеньки», цель: развивать представления детей о ширине предметов.
Работа с родителями: папка передвижка на тему: «Через год я первоклашка»
Пятница
Оформить выставку иллюстраций о школе.
Работа с детьми:
Рассматривание картины «Шкала». Цель: продолжать расширять представления о школе. Составление рассказов на тему « Что такое школа». Цель: формировать умение делиться впечатлениями. Дидактическая игра «Поможем Машеньке разложить грибочки», цель: Развивать умения детей выполнять сравнения предметов по толщине.
Работа с родителями: оформить памятку родителям будущего первоклассника.
Третий этап – обобщающий
Фотовыставка на тему: «Как мы готовимся в школу»
Выставка рисунков: « Скоро в школу»
Лепка на тему: «Школьник»
Совместное мероприятие 1 класса и детей подготовительной группы.
Оформление фото- альбома о проделанной работе по проекту.
Проект о профессии строитель в подготовительной к школе группе
Описание: Данный проект был реализован с детьми и родителями подготовительной к школе группы. Материал будет полезен воспитателям ДОУ, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Тип проекта: познавательный, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной к школе группы и их родители.
Актуальность проекта: в ходе образовательной деятельности было выявлено, что дети имеют поверхностные знания о том, как происходит строительство зданий, поэтому с целью углубления знаний детей было решено организовать данный проект.
Цель проекта (для детей) – углубленные знания детей о каждой строительной профессии.
Задачи:
Систематизировать представления детей о стройке, строительных профессиях.
Пополнить знания о конструкциях домов.
Продолжить знакомство со спецтехникой на стройке, строительными материалами.
Учить передавать в творческих работах впечатления об окружающем, используя различные техники изобразительной деятельности.
Цель проекта (для родителей) – активное участие не менее 80 % родителей в реализации проекта.
Задачи:
Познакомить родителей с замыслом проекта, совместно с ними разработать содержание деятельности по проекту.
Направить усилия родителей на создание «Копилки проекта», совместную с детьми разработку безопасного маршрута от дома до детского сада.
Организовать экскурсию на стройку.
Ход проекта:
Подготовительный этап проекта: сбор "Копилки проекта" (родители совместно с детьми построили дома из ЛЕГО, принесли игрушки и дидактические материалы на тему «Строительная спецтехника»).
Деятельностный этап проекта:
Беседа «Кто участвует в создании зданий?»
Чтение художественной литературы: С. Баруздин «Кто построил этот дом?», Т. Кулакова «Кто работает на стройке?», В. Маяковский «Кем быть?», А. Шибаев «Лучше дела не найдешь», М. Улыбышева «Русская изба», И. Давидков «Архитектор и его сын», О. Колпакова «Дома мира», А. Рощин «Мы строим дом», К. Мурзалиев «Твой дом», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».
Экскурсия к строящемуся зданию храма.
Рисование: «Спецтехника на стройке», «Дом, в котором я живу», «Избушка в лесу», «Дом моей мечты», «Храм», «Инструменты на стройке», «Дворец их сказки».
Лепка: «Мне нужны такие вещи: молоток, тиски и клещи».
Объемная аппликация (коллективная) «Мой родной город».
Работа с макетом «Эволюция жилища».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Стройка».
Дидактические игры и упражнения: «Собери свой город», «Мой дом», «Строительные профессии», «Строительные машины».
Выставка «Мой путь от дома до детского сада».
Беседа о профессии архитектора (подготовлена и проведена мамой воспитанника).
Результативный этап: изготовление лэпбука на тему «Кто построил этот дом?»
Дети и родители проявили большой интерес к реализации данного проекта. Цели проекта были достигнуты. Одним из достижений проекта стало пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы по теме "Строительство". Лэпбук был представлен педагогам ДОУ на педсовете.
Ольга Клеймихина
Проект в подготовительной группе ДОУ «Часы»
Тема проекта : «Ребёнок и часы »
Проблема :
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции : система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. И я столкнулась с тем, что дети плохо знают время, временные отрезки, части суток. А зачем детям знать время, нужно ли для них это?
Тип проекта :
Вид – монопредметный, по предмету области – математический, по форме – практико-ориентированный.
Продолжительность проекта :
Среднесрочный с 23.01 – 26.01
Цели проекта :
Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда) .
Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.
Задачи проекта :
Развивающие :
Развивать представление о времени, интерес к математике.
Развивать мыслительные операции : аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, развивать поисковую деятельность, творческую активность.
Обучающие :
Научить определять время с помощью часов, части суток.
Воспитывающие :
Расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов.
Содействовать поддержанию интереса к математике, формирование умения трудиться в коллективе.
Участники проекта :
Дети подготовительной группы , педагоги, родители
Руководитель проекта :
Воспитатель Клеймихина Ольга Викторовна.
Обеспечение проекта :
Материально-техническое и учебно-методическое :
Модели часов различных временных промежутков.
Дидактические игры на развитие ориентировки во времени.
Наборы для работы : картон, цветная бумага, альбомы, фломастеры, ножницы, клей и др.
Детская художественная литература.
Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени.
Показ мультфильмов о времени.
Картинки с различными часами и их строением.
Предполагаемый результат :
На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (час, минута, секунда, части суток, научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов. Создание «часов будущего» будет способствовать развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения.
Продукт проектной деятельности :
Изготовление модели «часов будущего» . Выступление на родительском собрании .
Работа с родителями :
Консультация «Ребёнок и время» .
«Зачем ребёнку знать время»
Памятки по формированию э. м. п.
«Дидактические игры дома» .
Папки передвижки «Необычные часы »
«Время - часть нашей жизни»
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный
Выбор темы проекта и выбор формы его защиты.
Подбор материалов для реализации проекта .
Изготовление дидактических игр.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
2 этап. Выполнение проекта
Изготовление «деталей» часов.
Конструирование модели «Часы будущего » .
Систематизация знаний о временных отношениях.
3 этап. Результаты
Презентация проекта в форме демонстрации работы «часы будущего » на родительском собрании «Влияние семьи на развитие математических способностей» .
Подведение итогов и анализ работы.
План реализации проекта .
Дни недели Цели и задачи Форма и содержание
Понедельник
Экскурсия в прошлое часов
«Вот часы , какие!»
Расширить знания детей о многообразии часов, их строении.
Воспитывать уважение к людям разных профессий.
Знакомство со строением циферблата.
Беседа о разных видах часов, о строении часов, о значении часовой и минутной стрелки.
Практикум «Делу время, потехе – час» .
Занятие «Что мы знаем о времени?»
Уточнить представления детей о частях суток и временах года.
Способствовать накоплению опыта при изучении времени.
Вызвать интерес к изучению времени;
Развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление
Беседа по серии картинок «Части суток» , «Времена года» ;
Стихи о частях суток
Дидактические игры «Где мое место, «Что раньше, что потом?» . «Когда это бывает»
Обсуждение конструкции «часов будущего»
Калейдоскоп математических игр
«Ориентировка во времени»
Развивать представления о времени.
Закреплять знания о сутках, неделе, месяцах.
Поощрять желание играть в математические игры.
Улучшать память, внимание.
Развивать мелкую моторику рук.
Викторина.
Творческая мастерская
«Создаем часы будущего »
Научить отражать абстрактные понятия в конкретных действиях.
Закреплять умение пользоваться режущими и колющими инструментами.
Развить творческую фантазию.
Изготовить модели часов будущего.
Разучивание стихов о времени.
Защита проекта .
Выступление на родительском собрании «Влияние семьи на развитие математических способностей» .
Обобщить знания детей о времени.
Совершенствовать умения детей определять время по моделям часов.
Демонстрация «часов будущего»
Публикации по теме:
Всем всем всем доброго утра. Спешу поделится очень интересной темой. Вот и доросли мои детки до подготовительной группы. Теперь мы большие.
Дети моей старшей группы стали интересоваться часами - песочными, механическими, электронными. И у нас родился проект "Учимся жить по часам. ".
Фотоотчет «Новогодние часы»Провела мероприятие учитель- логопед Шишкова С. А. с воспитанниками группы компенсирующей направленности для.
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в младшей группе «Маша и часы» 1. Направление деятельности: познавательная, игровая 2. Образовательная область: познание 3. Тема: «Маша и часы» 4. Возрастная группа: младший.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Часы» Возрастная группа: Подготовительная группа Форма организации: групповая Тема: «Часы» Цель: формировать диалогическую форму речи; .
Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе «Как появились часы?» Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе на тему «Как появились часы?» Воспитатель Яценко Елена Ильинична.
Лэпбук для дошкольников – удивительное и очень полезное пособие, которое обрело свою популярность в нашей стране сравнительно недавно. Сделать.
Мое убеждение,то что сделано своими руками всегда привлекает внимание. Вещи сделанные своими руками всегда привлекают больше внимания, пользуются.
Конспект НОД в подготовительной группе