Когда у нас еще был только один ребенок - старший сын. Мы были замечательно бедны. Питались жареной капустой и пустой гречкой. Подарки ребенку на Новый год начинали покупать за полгода, не позже: так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит. Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда треть моей нехитрой зарплаты уходила.
Старший долго верил в Деда Мороза, чуть ли не до восьми лет. По крайней мере я точно помню, что в первом классе он реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов. Каждый год он составлял списки: что он желает заполучить к празднику. Мы по списку все исполняли, иногда добавляя что-либо от себя.
И вот случился очередной Новый год. Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под елку. Легли спать в предвкушении - нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребенка.
Утром, часов в девять, смотрим - он выползает из своей комнатки. Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: черт его знает, этого Деда, может, забыл зайти.
Заприметил мешок, уселся рядом с ним, и давай выкладывать все. Там был гигантский пластмассовый Шрэк. Там был аэроплан на веревочке. Пароход на подставочке. Солдаты трех армий в ужасающей врага амуниции. Последняя «стрелялка». Книга про вампиров с роскошными картинками. Щит и меч. Первый, еще игрушечный мобильник. Короче, когда он все это выгрузил - нам с кровати стало не видно своего ребенка. Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. И тут раздался оглушительный плач!
Сын рыдал громко, пронзительно и безутешно. Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел?Вы знаете, я врать не буду - я не помню точно, чего именно ему не хватило в числе подарков. Но, поверьте, это была сущая ерунда. Допустим, он хотел черный танк, а мы купили ему зеленый броневик. Но обида и некоторый даже ужас были огромны.
- Он забыл танк! - рыдал ребенок.
- Он забыл!
Сидит, понимаете, этот наш маленький гномик в горе подарков, купленных на последние деньги родителями, отказывающими себе в самом важном- и вот он сидит там, среди подарков, невидимый за ними, и рыдает.Реакция наша - моя и моей любимой женщины - была совершенно нормальная. Мы захохотали. Ну правда, это было очень смешно.
Он от обиды зарыдал еще больше - мы кое-как его утешили, пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму, пока он не уехал в Лапландию…
Но я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно.
Может, у кого-то поведение моего ребенка вызовет желание воскликнуть: «Набаловок! Кого вы воспитываете! Он вам еще покажет!»
Как хотите, я не спорю. Я ж знаю, что он не набаловок. Он отреагировал как ребенок, которому еще неведомо несчастье и обман. Этого всего ему вдосталь достанется потом. Уже достается. Но дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство - когда сбывалось все, что должно сбыться, - оно на всю жизнь получает огромный иммунитет. Я в этом убежден.
Мой отец говорил мне эту любимую мою фразу: «Как скажешь - так и будет». Я все жду, кто мне еще в жизни может такие слова сказать. Больше никто не говорит. Так как никто не может мне повторить эти слова - я сам их говорю своим близким.
Мой старший подрос, и теперь у нас детей уже четверо. Старший свято блюдет тайну Деда Мороза. Дед Мороз есть, факт. Каждый год наши меньшие пишут ему свои письма.
Старший самым внимательным образом отслеживает, чтоб броневик был зеленый, чтоб вместо пиратов в мешок не попали ненужные пока мушкетеры, чтоб вместо Гарри Поттера не была куплена Таня Гроттер (или наоборот) и чтоб воздушные шарики были правильной воздушно-шариковой формы. Насколько я вижу (а я вижу), опыт детства научил моего старшего сына не безответственности и наглости, а желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждет этих чудес и верит в них. (Захар Прилепин)

Проблема " Взаимоотношения родителей и детей" пойдет?

2016-05-30 18:23:49 - Елена Николаевна Майер
Здравствуйте! У моих ребят был такой текст Захара Прилепина (с небольшими изменениями): Как скажешь,так и будет
Как скажешь,так и будет
Дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство когда сбывалось то, что должно сбыться, оно на всю жизнь получает огромный иммунитет
Тогда у нас еще был только один ребенок старший сын. Мы были замечательно бедны. Питались жареной капустой и пустой гречкой. Подарки ребенку на Новый год начинали покупать за полгода, не позже: так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит. Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда треть моей нехитрой зарплаты уходила.
Старший долго верил в Деда Мороза, чуть ли не до восьми лет. По крайней мере я точно помню, что в первом классе он реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов.
Каждый год он составлял списки: что он желает заполучить к празднику. Мы по списку все исполняли, иногда добавляя что-либо от себя.
И вот случился очередной Новый год. Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под елку. Легли спать в предвкушении нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребенка.
Утром, часов в девять, смотрим он выползает из своей комнатки. Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: черт его знает, этого Деда, может, забыл зайти.
Заприметил мешок, уселся рядом с ним, и давай выкладывать все. Там был гигантский пластмассовый Шрэк, даже не помню, где я его достал. Там был аэроплан на веревочке. Пароход на подставочке. Солдаты трех армий в ужасающей врага амуниции. Последняя стрелялка. Книга про вампиров с роскошными картинками. Щит и меч. Первый, еще игрушечный мобильник. Какая-то плюшевая гадина с ушами.
Короче, когда он все это выгрузил нам с кровати стало не видно своего ребенка. Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. И тут раздался оглушительный плач!
Сын рыдал громко, пронзительно и безутешно. Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел? Вы знаете, я врать не буду я не помню точно, чего именно ему не хватило в числе подарков. Но, поверьте, это была сущая ерунда. Допустим, он хотел черный танк, а мы купили ему зеленый броневик, танка не обнаружив. Или он хотел игральные карты со всякой нечистью, а мы купили эту же нечисть, но в наклейках.
Но обида и некоторый даже ужас были огромны.
Он забыл танк! рыдал ребенок.
Он забыл!
Сидит, понимаете, этот наш маленький гномик в горе подарков, купленных на последние деньги родителями, отказывающими себе в самом важном (помню, я в течение месяца не мог купить себе бутылку пива я серьезно; то есть если купил бы могло не хватить на очередной сюрприз сыну, и я не покупал) и вот он сидит там, среди подарков, невидимый за ними, и рыдает.
Реакция наша моя и моей любимой женщины была совершенно нормальная. Мы захохотали. Ну правда, это было очень смешно.
Он от обиды зарыдал еще больше мы кое-как его утешили, пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму, пока он не уехал в Лапландию
Но я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно.
Может, у кого-то поведение моего ребенка вызовет желание воскликнуть: Набаловок! Кого вы воспитываете! Он вам еще покажет!
Как хотите, я не спорю. Я ж знаю, что он не набаловок. Он отреагировал как ребенок, которому еще неведомо несчастье и обман. Этого всего ему вдосталь достанется потом. Уже достается. Но дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство когда сбывалось все, что должно сбыться, оно на всю жизнь получает огромный иммунитет. Я в этом убежден.
Мой отец говорил мне эту любимую мою фразу: Как скажешь так и будет. Я все жду, кто мне еще в жизни может такие слова сказать. Больше никто не говорит. Так как никто не может мне повторить эти слова я сам их говорю своим близким.
Мой старший подрос, и теперь у нас детей уже четверо. Старший свято блюдет тайну Деда Мороза. Дед Мороз есть, факт. Каждый год наши меньшие пишут ему свои письма.
Старший самым внимательным образом отслеживает, чтоб броневик был зеленый, чтоб вместо пиратов в мешок не попали ненужные пока мушкетеры, чтоб вместо Гарри Поттера не была куплена Таня Гроттер (или наоборот) и чтоб воздушные шарики были правильной воздушно-шариковой формы. Насколько я вижу (а я вижу), опыт детства научил моего старшего сына не безответственности и наглости, а желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждет этих чудес и верит в них.

Утром мне надо уезжать в другой город. Детей везти в школу некому. Средние двое прибаливают. Но старшему всё равно надо добраться в гимназию, а она далеко.

Звоню в такси, заказываю, называю адрес, гимназия такая-то.

Через десять минут перезванивают:

А вы что, ребёнка отправляете?

Ну, как, - говорю, - ребёнка. Ему 15 лет.

Такси перевозит детей до 16 лет только в сопровождении родителей.

Я не могу с ним ехать. Жена тоже - а с кем она оставит остальных дома?

В нём метр семьдесят роста, он чемпион города по борьбе, он вообще не ребёнок, - говорю я. - Если вашего водителя будут обижать - он его защитит.

Извините, нет.

Срочно ищу другое такси, но в городе уже пробки, никто не успевает.

Откладываю свой отъезд, гружу всех в машину. Старшего в гимназию, средних - в поликлинику выписываться, младшую в садик. Жена с нами.

Детских сидений у нас в машине нет. Потому что если мы поставим детские сиденья - мы не поместимся в один автомобиль. Нам нужно будет ездить на двух.

Это очень хороший закон - про детские сиденья, но вообще он не учитывает интересы многодетных семей. Семьи, у которых четыре маленьких ребёнка, или пять, или шесть детей, передвигаться в автомобиле не имеют права. Они должны иметь два автомобиля или автобус.

Второй автомобиль, соответственно, должна вести жена. А если у неё грудной ребёнок орёт, привязанный к сиденью, то это ничего - его могут успокоить другие дети, двух, например, или четырёх лет. А чем им ещё заниматься в машине? Хотя они, конечно же, тоже привязаны к своим сиденьям, и им не очень удобно успокаивать самого младшего. Лучше они сами поорут вместе с ним. Рули, мама, рули.

За каждого не привязанного к сиденью ребёнка - штраф три тысячи рублей. У многодетных семей очень много ненужных денег, поэтому они могут отдать 12-15 тысяч рублей в помощь ГИБДД.

Мои литературные гастроли сорвались, ну, ладно, я и так не очень хотел ехать.

Тем более, что у нас сегодня другое важное дело: мы, как многодетная семья, получили, наконец, участок под строительство - бесплатно, от государства. Указ президента! По всей стране он не очень исполняется, а нам повезло.

Едем его принимать и смотреть.

Участок оказался соток на шесть меньше, чем было заявлено в президентском указе. Кому-то ушли наши соточки, ну, что поделаешь.

Другой неожиданностью стало его местонахождение.

В радужных мечтах я представлял двадцать соток на берегу реки, дети играют в траве, собака следит за ними, кот следит за собакой.

Увы, участок оказался в другом, то есть соседнем городе.

По документам - в пригороде, а по факту - в городе. Почти посредине его.

Можно, конечно, туда переехать жить - по утрам нужно будет добираться до гимназии и садика уже не 20 минут, а два часа, в чём есть несомненные плюсы: можно по дороге повторить уроки, да и вообще пообщаться с детьми. Или хотя бы с частью детей, потому что, как мы помним, передвигаться многодетные семьи могут только на двух автомобилях.

На выделенном нам участке нужно в течение то ли года, то ли трёх построить, как минимум фундамент - а то государство участок заберёт обратно. Государство не любит, когда земля пустует без дела. Многодетные должны крутиться, а не лениться.

Возвращаемся домой, обсуждая с женой, чего бы нам такое построить на своём участке в соседнем городе. Она предлагает лечебницу для зверей.

Видишь, как много участков нарезали многодетным? - поясняет она, - У всех многодетных есть животные. Все животные болеют. Они все пойдут лечиться к нам.

Я задумываюсь.

А кто будет их лечить, этих зверей?

Теперь задумывается жена.

Она называет имя нашей дочери.

Ей же семь лет, - говорю я, - Она сможет приступить к своим обязанностям только через десять, минимум, лет.

Жена снова задумывается.

Мы закупаем продукты в магазине (я никогда не видел, чтоб кто-нибудь покупал в магазине столько продуктов, сколько покупаем мы: дети очень плотоядны, они всё время едят) и торопимся в школу (старшего нужно отвести с уроков на французский к репетитору), в садик (младшую нужно забрать) и, наконец, домой - со средними нужно учить уроки.

Знаете, сколько сейчас задают в школе уроков?

Если не знаете, то вам и не нужно об этом знать.

Иногда бывает по два творческих задания по одному предмету. То есть, два - только по одному предмету, и ещё по одному творческому заданию по трём другим предметам. Не считая основных уроков.

В этом году уже несколько раз родители на родительских собраниях пытались взбунтоваться: такой объём заданий выполнить физически невозможно!

«У нас работа, в конце концов!» - кричат родители.

Министерство образования объясняет, что повышение требований к домашним заданиям преследует благую цель: родители должны больше времени проводить с детьми.

Только тогда надо, чтобы родителей было четверо. Двое работают, двое делают домашние уроки и творческие задания. Ребёнок, соответственно, должен быть один. Одного достаточно.

Минобраз желает нам только добра, но на самом деле они борются с демографией. После того, как вы сделаете три тысячи творческих заданий за три года начальной школы, вы больше никогда не захотите иметь детей. Я не шучу.

Так что я требую привлечь чиновников минобраза к судебной ответственности за вредительство в государственных масштабах.

Но пока привлекают нас.

Звонок из школы.

У вашего сына очень большие проблемы.

(«Боже мой, - думаю, - Что я упустил? Когда это случилось?»)

Он ведёт себя некорректно по отношению к одноклассникам, - поясняют мне, - И ещё он слушает русский рэп, это ужасно.

Я приму меры, - говорю я (человек, ведущий себя некорректно по отношению к целым социальным группам и записавший три рэп-альбома и несколько совместок с культовыми русскими рэп-музыкантами).

Примите меры, но тем временем мы примем свои, - мрачно обещают мне.

Некоторое время обсуждаем это с женой, но вообще говоря, нам некогда ничего обсуждать.

Я проверяю физику и французский у старшего, она колдует со средними. Младшая в это время старательно нам мешает: она ненавидит уроки, уроки мешают ей играть с братьями и сестрой.

Давай кружиться? - предлагает она всем поочерёдно.

Потом требует есть (только что ела). Ворует карандаши, ластики, пеналы и портфели у старших (нагоняю её в момент распределения фломастеров по зимней обуви). Время от времени начинает орать, но мама (жена) это быстро пресекает. У нас не поорёшь. Наличие такого количество детей окончательно подорвали нашу веру в либерализм.

К девяти часам портфели собраны, все лежат в кроватях. Перед сном старшим можно почитать. Я читаю сказку Корнея Чуковского младшей.

В час ночи я застаю жену на кухне: она клеит ежу иголки. Одно творческое задание осталось не законченным. Она заканчивает его, зная, что завтра будет новое задание. Самосовершенствование родителей не должно иметь предела.

Между прочим, рисунок со стразами, поделку из картона и тряпичную куклу мы уже сделали. К тому же, пока жена клеила ежа, мы со старшим сыном ответили на дополнительную анкету - двести вопросов, которые поставили бы в тупик клуб самых находчивых знатоков. Собственно, меня они ставили в тупик несравненно чаще, чем сына. Я ответил на 20 вопросов, он на 170. Он привык. Десять вопросов остались неразрешимыми.

На следующее утро младшенькая проснулся в пять тридцать.

Мамычка-а-а! Мамычка-а-а! - звала она жалобно, - Приди ко мне!

Мы пришли к ней оба.

Мы улыбались - а что нам ещё оставалось делать.

В то же утро я уехал, а со всеми перечисленными (и многочисленными дополнительными) проблемами осталась жена.

Она понимает, что у меня дела: мне нужно всех обхитрить, нарушить те законы, которые ещё можно нарушать, обмануть налоговую, совершить максимальное количество сомнительных или малоосмысленных поступков (написание этой колонки - самый приличный из них), чтобы прокормить наш маленький род.

А моей любимой женщине нужно сделать невозможное - не сойти с ума.

Мир против нас. Такси нас не везёт, страж дорог штрафует, врач поликлиники идёт к больному ребёнку с 10 до 18, и врача нужно ждать, не сходя с места. Школа требует справку о болезни ребёнка, даже если он пропустил один день - а чтобы получить справку, нужно потом потратить половину дня на поликлинику, забросив работу и все дела. Что до государства... Государство платит нам уморительные детские пособия, а больше я ничего про него не знаю.

Хотя, нет, я догадываюсь, что мою жену, несмотря на два её образования, не возьмут ни на какую нормальную работу. Потому что кому нужны работники, у которых вся жизнь - череда непрестанных проблем.

Впрочем, нас же никто не заставлял так много рожать, верно? Надо было думать своей головой, правда ведь?

Наверное, надо уточнить, что я не пытался вас разжалобить. Я просто хотел предупредить, что если ещё кто-нибудь назовёт меня «буржуазным» - я возьму его за верхнюю пуговицу...

Ну, и оторву её. Самое малое, что я могу сделать в ответ.

Каждая многодетная семья чувствует себя как Конюхов в океане. Счастье в сердце и стихия вокруг.

Что значит счастливое детство? Как оно сказывается на дальнейшей судьбе человека? Нужно ли поддерживать веру ребёнка в чудеса? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста З.Прилепина.

В своём тексте автор ставит проблему воспитания. Он рассказывает о собственном опыте, когда они с женой старались как можно дольше поддерживать веру в старшем сыне в Деда Мороза. Мальчик писал письмо Деду Морозу, а они уже за полгода начинали покупать подарки. Сделать это было нелегко, семья нуждалась в деньгах. Но каждый раз в Новый год под ёлкой стоял мешок со всем тем, что малыш загадал.

Зачем они это делали? Писатель убеждён, что «дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство, когда сбывалось всё, что должно сбыться, всю жизнь обладает огромным иммунитетом». Он вспоминает слова своего отца, которые он говорил ему в детстве: «Как скажешь – так и будет». И замечает, что кроме отца таких слов ему никто не говорил. Мы узнаём, что в семье писателя появились ещё трое детей. И теперь уже старший сын тщательно следит, чтобы подарки от Деда Мороза были именно теми, которые заказали дети. «…Опыт детства научил моего старшего сына… желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждёт этих чудес и верит в них».

У ребёнка должно быть счастливое детство. Нужно оберегать его от несчастий и обмана, поддерживать в нём веру в чудеса, добро. Счастливое детство даёт ребёнку огромный иммунитет на всю жизнь.

Я полностью разделяю позицию автора. Ребёнок должен жить в своём волшебном мире, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло. Он должен расти любимым и счастливым, тогда, став взрослым, он и сам будет любить по-настоящему. Родители не должны маленькому ребёнку рассказывать о проблемах взрослых, что сегодня во многих семьях происходит. Дети растут с кучей комплексов и недоверием к взрослой жизни. В них растёт страх перед будущим. Детей воспитывают по-разному, попробую это доказать, обратившись к художественной литературе.

В романе И.А.Гончарова «Обломов» главному герою Илье Ильичу Обломову снится сон. Он видит себя маленьким, окружённым няньками, которые всё делают за него, предугадывают каждый его шаг. Но эти же няньки постоянно рассказывают ему страшные истории, запугивают его, подавляя желание мальчика делать что-то самостоятельно, чем-либо интересоваться. Семилетний Илья ещё пытается пойти к обрыву и посмотреть что там, тринадцатилетний уже равнодушен ко всему. Жизнь в Обломовке научила героя лени, спокойствию и размеренности, но при этом открытости и душевности. Весь роман Илья Ильич почти не встаёт с дивана, а любое желание что-то сделать заканчивается ничем. Причины такого поведения становятся нам, читателям, понятны после сна, кроются они в детстве. Не получил он иммунитета на всю жизнь. Зато привили ему из-за чрезмерной опеки страх перед любым действием, любым проявлением самостоятельности, неуверенность в себе.

Таким образом, воспитание в детстве имеет огромное значение для взрослой жизни. Счастливый ребёнок чаще всего становится успешным взрослым, умеющим не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Такой человек сам познал любовь в детстве и щедро будет ею делиться. Нужно любить своих детей. Стараться продлить их детство, их веру в добро и чудеса, как можно дольше. Чтобы потом им легче было шагать по достаточно непростой взрослой жизни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

08.04.2013 в 07:47






В Волгограде наконец-то наступила долгожданная весна и до начала летнего спортивного сезона остается совсем немного времени. В преддверии этого мы решили встретиться и пообщаться с человеком, стоявшим у истоков зарождения одного из главных летних видов спорта в нашей стране – гребле на каноэ и байдарках, заслуженным тренером СССР Юрием Константиновичем Шубиным.

Юрий Константинович, расскажите, как вы заразились этим видом спорта и с чего все начиналось?

– Когда я только начал заниматься греблей, не существовало еще ни байдарок, ни каноэ. В то время я жил во Владивостоке и в Союзе тогда был только один единственный вид гребли – это народная гребля. Сейчас этого вида спорта уже нет, но в те годы он был очень массовым и популярным, поскольку был самым доступным – участвовать можно было на шлюпках и прогулочных лодках любой модификации, и ни о каких профессиональных спортивных лодках в этом виде спорта и речи не шло. Пристрастил же к нему меня мой двоюродный брат, который являлся одновременно и тренером нашей первой команды. В 1950 году состоялся первый выезд нашей команды на соревнования по народной гребле, которые проходили в Куйбышеве (ныне Самара). Из всех шести членов нашей неполной команды наиболее удачно выступил я, попав в финал на шлюпке одиночке на дистанции 1000 метров, где я занял четвертое место. Но не это главное. Именно на этих соревнованиях мы впервые смогли познакомиться с первыми профессиональными спортивными байдарками.

К слову, о байдарках как у вас зародилась идея открытия линии по производству спортивных лодок в вашем городе?

– Как раз после первых наших соревнований нам и пришла идея заняться изготовлением своих байдарок. Возвращаясь обратно домой, во время пересадки в Москве я заглянул в Центральную лабораторию спортивного инвентаря (ЦЛСИ) и взял чертежи байдарок, чтобы попробовать наладить их выпуск в родном городе. Я обратился с этими чертежами на несколько предприятий, но отовсюду меня отправляли на ленинградский завод, но там заказов было столько, что они обещали выпустить байдарки лишь через 3 года. Ждать так долго нам не хотелось, и я отправился попытать счастья в артель «Кунгас», в которой тогда выпускали яллы для военно-морского флота. Как бы это ни было удивительно, но мне удалось пробить там мою задумку, и я сделал заказ на выпуск первых профессиональных байдарок. К сожалению, к чемпионату Советского Союза 51-го года они не успевали выпустить лодки, и мы вынуждены были временно тренироваться на прогулочной байдарке, которую мы нашли в разбитом состоянии и собственными силами отреставрировали. Эта байдарка у нас была одна на всех. Именно с нее и началась спортивная карьера многих прославленных гребцов.

Расскажите о первом выезде приморских гребцов на чемпионаты РСФСР и первых достижениях вашей команды.

– В 1951 году мы впервые отправились участвовать в чемпионате РСФСР полностью укомплектованной командой. Тогда нам не очень повезло, и наша команда заняла 7-е место из 30 команд. Это произошло из-за некоторых наших оплошностей, за которые нам снимали очки, например, когда один наш спортсмен перевернулся во время заезда. Но все равно мы тогда вернулись с чемпионата не с пустыми руками. Зоя Коваленко на этих первых соревнованиях стала чемпионкой России в байдарке-одиночке. После этих первых соревнований я стал тренером команды.

Следующий чемпионат, в котором команда приняла участие, прошел в 1952 году. В общекомандном зачете мы заняли 9-е место из 21 команды. Но вот в индивидуальных зачетах приморцы показали очень хорошие результаты, в том числе и я. Я завоевал звание чемпиона РСФСР на байдарке одиночке на дистанциях в 1000 и 2000 метров. Валентина Потапова стала призером первенства РСФСР на дистанции 2000 метров. Вообще многие наши спортсмены стали впервые занимать места в пятерках и тройках лучших. Результаты, которые мы тогда показали, позволили нам пройти в сборную России, в составе которой мы и отправились на чемпионат СССР в Астрахань, где я стал чемпионом Советского Союза. Кстати, именно там мы первый раз познакомились с каноэ, ну и уже по старой схеме организовали их выпуск в нашем городе.

А вот уже чемпионат РСФСР 1954 года стал для нашей команды триумфом – мы заняли первое место. В личном зачете я и Александр Красий стали чемпионами, пара Степан Ощепков – Владимир Якунин была второй.

А как складывались затем ваши успехи на чемпионате мира?

– К моменту нашего первого выезда на чемпионат мира в 1958 году я стал уже тренером сборной СССР. К этому чемпионату мы готовились очень усиленно и наши труды не прошли напрасно. В общекомандном зачете мы стали лучшими. Моя будущая супруга Мария Шубина в двойке с Ниной Грузинцевой заняли первое место и стали первыми чемпионками мира в нашей стране. Пара Степан Ощепков и Владимир Якунин стали бронзовыми призерами соревнований.

Кстати, о последней паре, Ощепков и Якунин прекрасно работали вместе только на коротких дистанциях, но вот когда речь заходила о дистанции в 10 тысяч метров, то тут у них начинался полный разлад, и они никак не могли показать достойные результаты. Именно поэтому на этом чемпионате мира мной было принято решение срочно без подготовки сформировать новую двойку на длинной дистанции, в которую вошли Степан Ощепков и Александр Силаев. Этот эксперимент прошел вполне удачно, и вместе им удалось занять первое место, благодаря чему они стали чемпионами мира. Кроме того, в одиночке на этом чемпионате выступала также и Мария Шубина, которая заняла первое место.

– Вы очень трепетно рассказываете о своих учениках, которые впоследствии становились не без вашей помощи чемпионами Советского союза и мира. Но вы ни разу не упомянули, что некоторые из ваших воспитанников стали первыми Олимпийскими чемпионами в нашей стране.

– Первое выступление гребцов из приморья на Олимпиаде состоялось еще в 1952 году, но для нас это был не очень удачный опыт, собственно как и Олимпиада 1956 года. А первые значимые победы у нас появились впервые на Олимпиаде 1960 года, которая проходила в 30 километрах от Рима на озере Альбана.

К началам выступления гребцов Олимпиада уже была в самом разгаре, но советские спортсмены не принесли в копилку страны еще ни одной золотой медали. К нам в городок приехал тогдашний председатель госкомспорта Романов Николай Николаевич и на встрече со спортсменами попросил всех собрать всю свою волю в кулак и достать столь нужное для страны Олимпийское золото. Эта просьба во многом придала особой целеустремленности нашим спортсменам. И вот тогда, Нина Серединина во время своего выступления в одиночке на байдарке взяла первое золото нашей страны.

Буквально после часового перерыва ей предстояло еще раз выступить на соревнованиях, но уже в двойке с Шубиной. В то время никакой автоматики, как сейчас, не было, и чтобы избежать фальстартов, лодки на старте за тросы держали матросы. Так вышло, что когда старт был дан, и наши спортсменки стали грести, их лодка не сдвинулась с места, потому что зазевавшийся матрос не услышал вовремя сигнала и придержал трос. За это время лодки конкуренток уже успели вырваться на несколько метров вперед. Наша двойка, конечно, могла поднять весло вверх и сообщить об ошибке матроса, но не стала этого делать и, несмотря на отставание, включилась в гонку. Я в это время стоял на берегу и наблюдал за всем этим. Моя задача заключалась в том, что я должен был в нужный момент подать сигнал свистом, который означал, что Шубиной и Середининой необходимо собраться, и сильнее налечь на весла на последнем финальном отрезке. Когда я выждал нужного момента и подал сигнал, девчата резко пошли вперед, обгоняя соперниц и буквально на считанные сантиметры, обогнав их на финише. Это была триумфальная и тяжелая для нас победа.

Еще один мой воспитанник, кстати, один из лучших учеников, Степан Ощепков в паре с Андреем Химичем на Олимпиаде 1964 года в каноэ-двойке уверенно без каких-либо происшествий на дистанции в 1000 метров взяли свое золото.

Расскажите вашу историю знакомства и замужества с Марией Шубиной.

– Впервые мы познакомились с Марией еще на сборах в Москве в 1954 году. Мне тогда было 27, а Марии 24. Она в то время училась в Казани в медицинском университете и выступала за сборную университета по гребле, а я был на этих сборах старшим тренером по гребле на байдарке и каноэ. В то время Мария была еще совсем молодой и неопытной спортсменкой и в личных зачетах показывала далеко не самые лучшие результаты.

Я принял решение посадить ее в академическую лодку и не прогадал. На всесоюзных соревнованиях среди молодежи в составе академической лодки Мария вместе с остальными заняла третье место. Но тогда я больше обратил на нее внимание не как на спортсменку, а как на очень приятную, привлекательную девушку. После сборов и последовавших за ними соревнований мы разъехались – она к себе на учебу, а я во Владивосток к своей невесте, с которой встречался в то время.

Вторая наша встреча состоялась на сборах команды России в Ростове в 1955 году. Там был отбор на всесоюзные соревнования. Позже после сборов Мария на соревнованиях в Киеве заняла второе место, и я пригласил ее принять участие в праздничном банкете после соревнований, и она согласилась. Немного побыв со всеми, мы отправились с Марией прогуляться по парку вдвоем, где я впервые осмелился ее поцеловать. Возвращаясь на поезде из Киева в Москву, мы большую часть дороги провели за общением с ней в тамбуре, и тогда мы были самыми счастливыми людьми на всей планете. Приехав в Москву, у нас практически сразу начались очередные сборы, и на этих сборах я предложил Марии руку и сердце, и она приняла мое предложение. Вот так у нас все практически спонтанно получилось, но мы очень счастливы вместе и по сей день.

– После всех ваших достижений на посту тренера вы приняли решение перебраться в Волгоград. С чем было связано такое решение, и как складывалась ваша карьера в нашем городе?

– Вопрос с переездом у меня возник не просто так. В 1964 году передо мной встал сложный выбор. Я не имел никакого высшего образования, только свидетельство об окончании техникума, и мне пришлось решать, то ли свою дальнейшую жизнь связать с профессией слесаря, то ли со спортом. И тут мне поступило предложение – пойти отучиться в Волгоградском физкультурном институте. Ректор мне сказал, что если я закончу университет, то мне гарантировано место завкафедры гребли. И я принял это предложение. Переехал в Волгоград я не один. С собой я перетащил некоторых спортсменов из сборной России, которые, так же как и я, поступили в Волгоградский физкультурный университет.

Вместе мы начали здесь тренировать и готовить местных спортсменов, которые в то время показывали не самые лучшие результаты. Волгоградская команда в России тогда занимала лишь 14 место на соревнованиях, и лишь один спортсмен стал третьим на России. Передо мной стояла задача поднять уровень волгоградских гребцов. И нам это удалось. Уже в 1967 году волгоградская команда заняла первое место на спартакиаде во Владивостоке, обогнав при этом даже прославленных приморцев. Волгоградские спортсмены начали становиться чемпионами страны и Европы. Здесь я многого добился, но в 1990 году я окончательно закончил свою карьеру и навсегда ушел из спорта.