Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Цель эстетического воспитания — научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг

Эстетическое воспитание — определение

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Но познание искусства – это наиболее ценная составляющая этой многогранной системы, которая помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-эстетические чувства, воображение и фантазию.


Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Познание мира искусства происходит с помощью цвета, формы и звука. Однако существуют некоторые особенности, которыми обусловлено эстетическое воспитание дошкольников. Оно требует высокоразвитой сенсорной культуры.


Приобщение к прекрасному надо начинать с самых малых лет

Восприятие прекрасного у ребенка неразрывно связано со способностью восхищаться формой и содержанием объекта. Форма – это совокупность красок, звуков и очертаний. Однако об эстетическом воспитании приходится говорить лишь тогда, когда восприятие красоты связано с эмоциональной составляющей, с личным отношением и сопереживанием. Чувства – это основа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важно развить в ребенке способность бескорыстно радоваться, чувствовать легкое светлое волнение от встречи с красотой и прелестью мира искусства. От педагога потребуется немало терпения и сил, чтобы ненавязчиво привить ребенку любовь к прекрасному, пронизывающему все его существование благородными побуждениями и стремлениями.

Эмоциональный отклик и чувственное эстетическое восприятие красоты постепенно переходит на другой уровень. Это формирование собственных суждений, представлений о мире красоты.


Занятия любым творчеством — это один из приемов эстетического воспитания

Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и изготовление декоративных поделок. Наивное и неимоверно искреннее отражение действительной реальности, отсутствие корыстных побуждений, непосредственность и вера во все сказанное – вот, что характеризует художественную деятельность детей дошкольного возраста. Уже на данном этапе наблюдается развитие творческих способностей, выражающихся в необыкновенной фантазии, желании воплотить задуманную идею в жизнь, умелой комбинации своих знаний, умений и полученных впечатлений. Выраженные чувства, эмоции и мысли искренни и чисты.

Игра

Подражание – это один из способов выражения детского творчества.

Эта яркая особенность, характеризующая детей дошкольного возраста, находит применение в игровой деятельности. Игра – это детское восприятие взрослой жизни, реализация их впечатлений, полученных из окружающего мира. Именно она оказывает на начальном этапе жизни влияние на творческое и эстетическое развитие дошкольников. Игра, возникающая по личной инициативе дошкольников, характеризуется наличием замысла. Вначале он нестабилен, и одна идея сменяется другой. Взрослея, дети наполняют смыслом игру, она становится целенаправленнее и реалистичнее. В сюжетно-ролевой игре происходит развитие творческого воображения. Многие помнят, как в детстве строили шалаши, поезда из стульев и из подручных средств изготавливали все предметы обихода, представляя себе взрослую жизнь.


Сюжетно-ролевые игры — очень эффективный прием эстетического воспитания

Процесс игры – это немаловажная часть жизни дошкольников, которая учит преодолевать трудности, познавать внешний мир и искать выход из затруднительного положения.

Творческое воображение выражается и в сознательном объединении различных сюжетов. Увиденное по телевизору или услышанное из рассказов, они дополняют театральными постановками или знаниями, полученными из других источников. Можно сказать, они комбинируют свои знания и умения с впечатлениями от реальных событий или придуманных историй. Фантазия малышей безгранична и они очень часто дополняют сюжетную линию несуществующими в реальности героями или происшествиями. Например, путешествуют по неизведанным галактикам или таинственным царствам с загадочными зверушками. Вся игра наполнена искренностью и верой в правдивость придуманных историй. Сам К. С. Станиславский – великий режиссер, призывал актеров учиться искренности у деток.


Занятие рисованием можно превратить в увлекательное путешествие в космос

Творчество

Дети удовлетворяют свои творческие потребности не только в игре. Выражение эмоций, впечатлений имеет место и в такой деятельности как рисование, лепка, пение и повествование.

Также как и игра, эти виды деятельности основываются на замысле, затем находятся средства для воплощения и претворения в жизнь. Полученные впечатления от просмотра произведений искусства находят отклик в душе маленького человечка, он уже не просто копирует все, что увидел, но и обладает навыками высказывания собственного отношения к воспринятой информации.

Период дошкольного возраста – это начало развития творческих способностей ребенка.


Занятие творчеством — одновременно и знакомство с народной культурой

Они проявляются в умении создать замысел, развить сюжет и найти средства для достижения цели, реализации задуманного, комбинировании полученных знаний и собственного представления. Этот период знаменуется неимоверной искренностью в передаче мыслей и эмоций. Дальнейшее развитие художественно-эстетических способностей потребует специального обучения. Это музыкально-творческое развитие ребенка, воспитание и обучение способам и техникам выражения замысла в рисунке, музыке и слове. Такое развитие вызывает в ребенке сознательную тягу ко всему прекрасному, наделяет положительными качествами, но и гарантирует раскрытие его потенциала. Качественное обучение заключается не только в развитии навыков у ребенка в музыкально-исполнительской сфере, изобразительном искусстве или другой художественно-творческой деятельности. Оно способствует самостоятельному труду и желанию самосовершенствоваться, подогревает интерес к выбранному виду искусства и вызывает желание учиться.


Песочная анимация — увлекательный вид творчества

Сочиняя небольшие стихотворения для мамы, подруги или бабушки, посвящая небольшие рассказы родным и близким, ребенок чувствует себя реализованным. Украшая своими художественными произведениями пространство дома, детского сада, он вносит свою лепту в повседневную жизнь окружающих его людей, он делает ее лучше и прекраснее.

Огромную роль в развитии художественно эстетического воспитания детей дошкольного возраста играет личность педагога, его увлеченность и знания.


Личность педагога играет важную роль в процессе эстетического развития

Даже в самой обычной школе могут работать талантливые педагоги, ученики которых занимают призовые места на международных конкурсах детского творчества. Причина успеха заключается в увлеченном стремлении развить потенциальные способности малышей и успешном художественно-творческом воспитании.

Воспитание вкуса

Эстетическое развитие вкуса у детей дошкольного возраста основывается не только на духовном наслаждении произведениями искусства, удовольствии от встречи со всем прекрасным. Оно заключается и в понимании естественной природной красоты, глубоком осознании необходимости труда, гармоничном оформлении быта и умении красиво одеваться. Воспитание помогает сформировать правильные тенденции развития эстетического вкуса у детей.

Чтение книг важное средство эстетического воспитания

Музыкально-художественные занятия знакомят их с мировыми шедеврами живописи, музыки и классической литературы. Крайне важно подбирать доступные дошкольному возрасту произведения. Из них можно отметить народные сказки, стихотворения К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыкальный мир малыша обогатится, если предоставить ему для прослушивания пьесы П. И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского.


Занятия музыкой — приобщение к прекрасному миру звуков

Приобщаясь к вечной красоте музыкально-художественного мира, у детей дошкольного возраста формируется правильное восприятие прекрасного, закладываются основы гармоничного вкуса, осуществляется развитие способностей. В дальнейшем, они будут чувствовать истинное эстетическое наслаждение при встрече со всем красивым. Дети учатся ценить и сохранять эту красоту. Важно ненавязчиво об этом им напоминать. Проходя мимо клумб с цветами, можно рассказать малышу, что цветы растут на клумбе, чтобы расцвести и украсить окружающее пространство, доставить эстетическое наслаждение прохожим, поэтому не нужно их срывать. Чтобы цветок расцвел, о нем нужно заботиться и поливать, а не уничтожать. В детском саду нужно поддерживать чистоту, убирать игрушки и разбросанные вещи, а не сорить, так всем будет уютно и комфортно. Книги нужно беречь, не пачкать и всегда класть их в специально отведенное место. Таким образом, они прослужат еще долго и пригодятся и младшим по возрасту ребятам.


Театральные постановки с участием детей — это великолепный метод эстетического воспитания

Воспитание и обучение – это правильный путь, посредством которого можно заложить в ребенке правильные представления о мире, усовершенствовать эстетическое восприятие, на которых впоследствии сформируется его духовное богатство.

Какие средства воспитания и развития музыкально-эстетических ценностей существуют?

Воспитание и умение научить чувствовать красоту – это сложная задача, которая потребует неимоверных усилий, терпения и работы. Уже с первых лет жизни мы неосознанно формируем эстетическое восприятие малыша. Немаловажное значение имеет гармоничная обстановка в помещении, удобство и уют в комнате малыша, стиль декорирования пространства, наличие предметов искусства. В памяти малыша сохраняются первые впечатления и визуальные картинки, воспринятые зрением или осязанием.

Оформление помещений детского сада также должно представлять эстетическую ценность. Это не только приятные, светлые тона стен, но и продуманный подбор предметов обихода, эргономичность пространства, художественная простота, наличие только необходимых вещей и грамотное расположение их в пространстве.


Обстановка в детском саду влияет на восприятие детей

Нужно помнить об охране жизни и здоровья малышей при оформлении помещений детского сада. В связи с этим следует уделить внимание:

  1. Целесообразности, практической оправданности обстановки;
  2. Чистоте, гигиене, простоте и красоте;
  3. Контрастирующим сочетаниям рядом располагающихся объектов для того, чтобы ребенок зрительно смог быстро найти необходимую вещь и для обеспечения красочной атмосферы. Например, возле аквариума лучше расположить цветы ярко-желтых оттенков, а не бледно-синих;
  4. Объединение всех элементов быта и декора в единый ансамбль.

Роль окружающего пространства

Приветствуется и рекомендуется присутствие в интерьере комнат таких декоративных элементов, как картины, эстампы и предметы прикладного искусства. Это не только доставляет художественно-эстетическое наслаждение, но и мотивирует дошкольников на самостоятельный труд, собственноручное изготовление поделок, написание картин.


Картина для детской комнаты должны соответствовать возрасту

Картины лучше выбирать те, которые доступны пониманию ребят. Это могут быть красочные натюрморты, изображения животных и птиц, сказочные персонажи или сюжеты из жизни людей, их труд.

Дети средних и старших групп проявляют большой интерес к пейзажам. Существуют замечательные репродукции знаменитых художников – Левитана, Шишкина, Васнецова, Серова, Саврасова и Кончаловского. Не рекомендуется и излишне загружать пространство картинами, дабы не уменьшить к ним интерес. В каждой комнате лучше располагать не более трех картин. Периодически их следует менять в зависимости от времени года, тематики предстоящего урока или беседы, перед чтением повести. Народное прикладное искусство должно занимать важное место в оформлении интерьера. Он дополняется хохломой, изделиями из керамики и другими предметами.

Важно не только украсить помещение, но и научить детей ценить уют и соблюдать чистоту.


Эстетика дома выражается в красоте и чистоте

Чистое, хорошо убранное помещение становится красивым, здесь приятно находиться – это должны понимать дети дошкольного возраста. Со временем они привыкают самостоятельно справляться с этими трудностями. Вначале им понадобиться помощь старших, затем их напоминание, ну, а вскоре они будут убирать за собой без внешних призывов и замечаний. Замечательно, если воспитатель будет поощрять любую инициативу дошкольников украсить помещение, привнести в него уют и комфорт. Также огромное значение имеет пример поведения воспитателя и родителей.

Природа в эстетическом воспитании

Еще одним помощником в воспитании художественно-эстетического вкуса дошкольников является родная природа. Задача воспитателя увидеть и показать детям капли росы на листьях травы или на паутинке, интересное переплетение трав или яркие краски заката… Художественные произведения о природе окажут неоценимую помощь в описании красоты и очарования природы. Важно уметь использовать воспитателю все, доступные для понимания дошкольников, материалы.


Ребенок должен понимать красоту окружающей природы

Целенаправленные экскурсии, ознакомляющие дошкольников с трудом строителей, моряков, врачей и других рабочих, учат их уважать чужой труд, быть внимательным к коллеге, действовать смело и дружно. Накопленный опыт отражается в играх, расширяет их кругозор, заставляет мыслить, замечать детали и обобщать.

Архитектура и искусство

Архитектурные сооружения, улицы, здания также представляют собой объект нравственного и художественно-эстетического воспитания детей. Первое знакомство с красотой домов и построек происходит непосредственно в здании детского сада. Во время прогулок вниманию малышей предоставляется улица со всеми ее достопримечательностями. Важно отмечать некоторые детали и особенности построек, обращать внимание на отдельные формы и линии, подчеркивать их целесообразность и гармоничное сочетание с другими предметами пейзажа.


Окружающее пространство также формирует вкус ребенка

Искусство – это неисчерпаемое средство, способствующее художественно эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно учить ценить и любить родной край, быть честным, добрым, отзывчивым и мужественным.

Литература, музыка, театр

В произведениях искусства отражены героические поступки людей, их переживания и волнения.

Духовное обогащение детей происходит в результате знакомства с шедеврами знаменитых мастеров. Им доступны музыка и литература, скульптура и живопись, кино и театр.


Сегодня дети имеют много возможностей развиваться в этетическом плане

Каждый из видов своеобразно влияет на чувственное восприятие ребенка и его мировоззрение. Детская литература немыслима без великолепных сказок А. С. Пушкина, которые представляют собой полноценную детскую поэму. Музыкально эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста уделяется немало внимания. Большой вклад в пополнение музыкально неоценимой коллекции детской музыки внес П. И. Чайковский. Различные оттенки чувств, выраженные в звуках, не всегда можно выразить в словах. Музыкально-художественное воспитание учит дошкольников быть восприимчивее и отзывчивее.

Праздники, организованные в детском саду, оказывают неизгладимое впечатление на дошкольников. Они сохраняются в их памяти надолго и являются важным средством воспитания. Одним из наиважнейших условий является правильный подбор произведений, которые должны быть не только доступными для понимания, но и высокохудожественными. Музыкально-литературный материал усложняется в зависимости от возрастной группы, это обуславливает развитие дошкольников.


Такой праздник в детском саду не забудется никогда

Воспитание музыкально-художественного дошкольного творческого восприятия ребенка – это задача детского сада, но немаловажна и роль семьи.

Взаимодействие воспитателя и родителей гарантирует полноценное развитие способностей ребенка и решение задач эстетического воспитания. Не каждый ребенок станет музыкантом, писателем или художником, но полученные знания создадут условия для воспитания полноценного гражданина своей страны, примерного семьянина и нравственно сформированного человека.

  • 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
  • 8. Организация и этапы педагогического исследования.
  • 9. Методы педагогического исследования.
  • 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
  • 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
  • 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
  • 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
  • 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
  • 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
  • 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
  • 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
  • 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
  • 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
  • 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
  • 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
  • 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
  • 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
  • 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
  • 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
  • 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
  • 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
  • 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
  • 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
  • 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
  • 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
  • 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
  • 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
  • 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
  • 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
  • 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
  • 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
  • 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
  • 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
  • 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
  • 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
  • 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
  • 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
  • 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
  • 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
  • 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
  • 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
  • 55. Теоретические основы игры дошкольников.
  • 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
  • 55. Режиссерская игра дошкольника.
  • 56. Театрализованные игры дошкольников.
  • 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
  • 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
  • 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
  • 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.

    Эстетическое воспитание - многоаспектное философское, об­щекультурное психолого-педагогическое образование, о чем, в част­ности, свидетельствует категорийный аппарат, которым пользуются специалисты. Оно охватывает две близкие, но не тождественные области приложения интеллектуальных и волевых усилий философов, социологов, деятелей культуры, психологов, педагогов. Родовое понятие (эстетическое воспитание) включает два видовых: воспита­ние художественными (искусство) и внехудожественными средствами (природа, труд, организация окружающей среды, общественная деятельность, учение).

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной восприни­мать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве прекраснов, совершенное, гармоничное, жить "по законам красоты".

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает.

    ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ - это формируемое с учетом возрастных особенностей и жизненного опыта ребенка представление о совершенстве и красоте человека, окружающей среды, искусстве. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО - эмоциональное переживание, рожденное отношением ребенка к произведению искусства, общественному явле-1ию, человеку, природе, окружающей среде, предметному миру, вы­дающееся в наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие, постижение и оценку данного предмета.

    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - процесс освоения знаний, умений, навыков в области искусства и художественного, в том 1исле, самостоятельного творчества.

    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - формирование способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; художественное воспитание неотделимо от побуждения к художественно-творческой деятельности, к посильному созданию эстетических, в том числе художественных ценностей.

    ХУДОЖСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - со­здание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта, придумывание к известному ранее не используемых дета­ли, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание нового начала, конца, новых действий, характеристик героев и.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств «разительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

    МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ -это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей.

    МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ - это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие способности понимать и верно оценивать произведения искусства, а также формирование и развитие художественно-твор­ческих потребностей и способностей в процессе художественной дея­тельности.

    Теория эстетического воспитания использует данные эстети­ки - одной из философских наук, науки о закономерности эстети­ческого освоения человеком мира, о сущности, законах и роли ис­кусства. Процесс эстетического воспитания включает в себя три взаимосвязанные звена: приобретение опыта эстетических пережива­ний, практическую художественно-эстетическую деятельность, худо­жественное образование.

    Эстетическое воспитание тесно связано с духовно-нравствен­ным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием.

    Работа по эстетическому воспитанию строится на следующих принципах :

    Эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;

    Детское творчество связано с жизнью, вта связь обогащает со­держание детской художественной деятельности;

    Художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;

    Вариативность содержания, форм и методов художественной дея­тельности;

    Индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении опти­мальных путей развития творческих способностей каждого ребенка. Работа по эстетическому воспитанию должна осуществляться в те­чение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение.

    Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы:

    Приобретение теоретических знаний (формирование эстетических знаний; воспитание эстетической культуры; формирование эстети­ческого отношения к действительности; развитие эстетических чувств, восприятий, переживаний; формирование эстетического идеа­ла, стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступ­ка, внешнем виде; приобщение к прекрасному в жизни, труде, при­роде);

    Формирование практических умений.

    Эстетическое воспитание дошкольников осуществляегся с по­мощью таких средств. как игра и игрушка, искусство, эстетика бы­та, природа, труд, самостоятельная художественно-творческая дея­тельность, праздники и развлечения.

    Игра всегда включает творческое начало. Если представления дошкольников об окружающем бедны, отсутствуют яркие эмоциональ­ные переживания, то и игры их бедны и однообразны по содержанию. Расширение впечатлений осуществляется в процессе чтения художест­венных произведений, с помощью рассказа воспитателя, наблюдений. Материалом игры являются игрушки. Все игрушки должны быть при­влекательно, красочно оформлены, вызывать у детей интерес, бу­дить воображение.

    Используя все виды искусства - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины и другие, воспитатель формирует у детей отзывчивость на все доброе и красивое, обогащает их духовный мир.

    Основными требованиями к оформлению дошкольного учреждения являются целесообразность обстановки, ее практическая оправдан­ность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее. Поэтому воспитатель должен обращать внимание детей на чисто­ту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, а глав­ное - поощрять попытки самих дошкольников украсить комнату.

    С малых лет детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. Большую роль в этом отношении играет личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения.

    С малых лет необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т.д., но и вносить свой по­сильный вклад в ее приумножение. Уже в младшей группе дети с небольшой помощью взрослых могут кормить рыбок, поливать цветы на грядке и в группе и т.д. С возрастом объем работы для дошколь­ников увеличивается. Дети более самостоятельно и ответственно относятся к выполнения того или иного дела.

    Трудовая деятельность является одним из средств эстетичес­кого воспитания дошкольников. В младшем возрасте воспитатель знакомит детей с трудом работников дошкольного учреждения, под­черкивая, что и няня, и повар, и дворник работают старательно, красиво. Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию, что труд всех людей города и села дает возможность жить радостно. При этом ватмо, чтобы дошкольники не только созерцали красоту труда взрослых, но и сами принимали в нем посильное участие. По­этому в детском саду используются все формы трудовой деятельности.

    Праздники и развлечения обогащают детей новыми яркими впе­чатлениями, связанными со знаменательными датами, воспитывают эмоциональную отзывчивость и интерес к разным видам художествен­ной деятельности. С малых лет дети проявляют интерес к пению песен, чтению стихов, танцам, рисованию. Это и есть первые твор­ческие проявления.^?

    Методы эстетического воспитания:

    Метод побуадекия к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот М!Ггод предполагает, чтобы произведения искусства отличались вы­сокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текс­та, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его испол­нение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

    Метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое вос­приятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого мето­да состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;

    Метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т.е. посильно преобразовать его и порадо­вать этим своих сверстников, взрослых;

    Метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим про­явлениям. Используя этот метод воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т.д.

    В.И.Логинова, П.Г.Саморукова придерживается такой класси фикации методов эстетического воспитания:

    Методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т.д. При использовании отой группы методов воспитатель воздействует на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, прак­тических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей;

    Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъяс­няющего слова;

    Методы и приемы, направленные на развитие эстетических и ху­дожественных способностей, творческих умений и навыков, спосо­бов самостоятельных действий детей. Эти методы предполагают создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каж­дому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.

    Классификация методов художественного обучения определена Н.А.Ветлугиной:

    В зависимости от источника знаний (наглядные, словесные, прак­тические, игровые);

    В зависимости от вида художественно-творческой деятельности и учебных задач;

    В заивисимости от задач развития художественно-творческих спо­собностей;

    В зависимости от возрастных особенностей детей;

    В зависимости от индивидуальных особенностей детей;

    В зависимости от этапов художественных занятий.

    Проблема развития детского творчества в советский период впервые нашла отражение в "Положении о единой трудовой школе" (1918 г.), где был поставлен вопрос о " систематическом разви­тии органов чувств и творческих способностей" детей всех возрас­тов. Далее эта проблема продолжает раскрываться во всех програм­мно-методических документах дошкольных учреждений. Вопрос раз­вития музыкального творчества детей нашел отражение в работах Б.В.Асафьева, В.Н.Щацкой, Б.М.Теплова, Д.Б.Каба­левского, Н.А.Ветлугиной, Е.Р.Ремиэовской и др. Проблема развития творческих способностей в изобразительной деятельности интересовала Флёрину, Н.П.Сакулину, Т.И.Комарову, В.А.Силивон; словесно-театрализованной деятельности - К.И.Чуковского, Н.С.Карпинскую,З.А.Артемову.

    Проблема детского творчества юлучила широкое освещение в тру­дах зарубежных исследователей К.Бюллера, С.Холла, 3,Фрейда и его последователей.

    В настоящее время разработана программа по художественному развитию детей дошкольного возраста, концепция эстетического воспитания детей.

    В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован.

    1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

    2. Создание детьми образа.

    3. Анализ результатов.

    Условия развития детского творчества :

    создание непринужденной обстановки;

    широкое включение в педагогический процесс игры, игровых ситуаций, игровых приемов;

    общественная направленность занятий, положительная оценка деятельности.

    Изобразительная деятельность, в процессе которой дети рисуют, лепят, -конструируют, делают аппликации;

    Художественно-речевая деятельность предполагает чтение детьми стихов, пересказывание сказок, рассказов, придумывание загадок, рассказов, обмен впечатлениями об увиденном или услышанном, об­суждение иллюстраций в книгах и др.;

    Музыкальная деятельность,в ходе которой дети поют, водят хо­роводы, играют в "концерт", одновременно играя на музыкальных инструментах, слушают музыку, сочиняют оперу.

    Театрализованная деятельность предполагает игру детей в ку­кольном, теневом, плоскостном, пальчиковом театре, использование фланелеграфа, игру-драматизацию.

    "

    “Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного.

    Одно из главных условий полноценного эстетического развития детей, формирования их художественных способностей – внимание к детской творческой деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной. Если правильно организовать, можно обеспечить художественно-эстетическое, всестороннее развитие ребёнка и подготовку его к школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием. Именно в рамках всех названных видов деятельности создаются условия для эффективной всесторонней подготовки детей к школе” – так считает специалист в области эстетического воспитания дошкольников Комарова Тамара Семёновна.

    Опираясь на мнение Комаровой Т. С. мы считаем, что именно эстетическое воспитание являются крепким связующим звеном между дошкольными учреждениями и начальной школой. Если у ребёнка высокий уровень эстетического воспитания, то и в начальной школе адаптация у него проходит легче. Возникает необходимость в систематизации работы по эстетическому воспитанию в рамках совместной деятельности детского сада и школы, которая освещается на совместных семинарах.

    Мы предлагаем сценарий одного из таких семинаров.

    Форма проведения: семинар-практикум

    Оборудование: интерактивный комплекс, слайды, магнитная доска, магниты, бумага для записей, фломастеры, карточки с вопросами к анализу занятия, силуэт дерева (вырезан из ватмана); изображение плодов, листьев, цветов – по количеству участников семинара.

    План проведения

    Участники регистрируются, занимают места за одним из двух столов: воспитатели, учителя.

    1. Введение в тему

    1. Вступительное слово ведущего
    2. Ледокол “День именинника”

    2. Основной этап

    1. Теоретическая часть
    1. Практическая часть
    1. Выделение форм эстетического воспитания детей

    3. Подведение итогов семинара

    Ход мероприятия

    1. Вступительное слово ведущего семинара.

    Доброго дня всем участникам семинара, интересной и плодотворной работы.

    Тема нашего сегодняшнего семинара: “Эстетическое развитие детей в условиях детского сада и школы”. Работать мы с вами будем под девизом:

    “Жить в красоте,
    Замечать красоту,
    Создавать красоту вокруг себя”

    2. Ледокол “День именинника”

    Я предлагаю начать наш семинар с проведения небольшого “Дня именинника”. Под музыкальное сопровождение мы исполняем всем известную песенку “Кто родился в январе вставай, вставай, вставай и поздравления коллег скорее принимай”, рождённые в январе встают и все присутствующие им аплодируют.

    Основной этап

    1. Теоретическая часть

    Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

    ЭСТЕТИКА (от греческого – чувствующий, чувственный) – философская наука, изучающая сферу эстетического, как специфическое проявление ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей.

    (А.М. Прохоров )
    “Большой энциклопедический словарь” 1991 г.

    Как особая дисциплина вычленяется в 18 веке у Баумгартена, введшего сам термин “эстетика” для обозначения “науки о чувстве, знании”, у Канта “эстетика” – наука о правилах чувственности вообще”

    Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв)

    Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.

    Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.

    Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

    Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

    Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

    Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

    Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определённые условий.

    Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Дети любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботиться о накоплении ребёнком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приёмам. Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей, для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Задача педагога – не нарушая замысла ребёнка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное – создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать.

    Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребёнка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умении переносить усвоенное в собственную новую деятельность. К воспитанию самостоятельной художественной деятельности дошкольников мы привлекаем и родителей, которые являются активными участниками конкурсов, проводимы в детском саду.

    Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке; это и театрализованные игры и игры-драматизации, тематические занятия.

    Для проведения таких занятий в нашем детском саду созданы все условия: открыты изостудия, театральный салон, сенсорная комната, зимний сад, кинозал.

    Немалое место отводится экскурсиям. Задача педагога – продумать содержание экскурсии с учётом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства. А чувства, как известно, очень легко разрушаются.

    Положительное воздействие в воспитании эстетической культуры оказывает просмотр детьми театрализованных и цирковых постановок, в исполнении профессиональных артистов.

    Мы стараемся чаще приглашать гостей из школы для проведения совместных праздников, соревнований.

    Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения занимают праздники и развлечения.

    Развлечения проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусства. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему (“Осень – краса”). Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение на празднике – повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. Такие вечера развлечений и праздники доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства. Постоянные гости и участники праздников и развлечений родители.

    Немалую роль в эстетическом воспитании дошкольников играет и привлечение их к участию в конкурсах, как городских, так и областных.

    В дошкольных образовательных учреждения мы начинаем открывать и развивать таланты детей, а школа, принимая нашу эстафету, продолжает работу по воспитанию эстетической культуры детей, продолжает развивать их таланты.

    Можно отследить уровень эстетического воспитания ребенка к началу школьной жизни. (Приложение 1)

    А сейчас мы приглашаем вас пройти на занятие по изобразительной деятельности. По окончанию занятия мы проведем анализ по вопросам, которые находятся у вас на столах, карточка-приложение 2. Работать будем по группам: 1 стол – воспитатели, дают свой анализ занятия, 2 стол – учителя, высказывают своё мнения. В итоге мы сравним наше видение данной формы эстетического воспитания дошкольников.

    2. Практическая часть

    • Занятие по изобразительной деятельности в старшей группе (Педагог дополнительного образования)
    • Вернисаж (выставка рисунков)
    • Концерт (Выпускники, воспитанники детского сада)

    3. Выделение форм эстетического воспитания детей (работа по группам)

    Эстетическое воспитание детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста осуществляется в разных формах. Сейчас мы вспомним эти формы и посмотрим, имеют ли они различия в начальной школе и в детском саду. На доске размещена карточка “Формы организации эстетического воспитания”. Вы прописываете ваши формы на карточках и размещаете их на доске.

    3. Подведение итогов семинара

    Подошёл к концу наш семинар. Предлагаю оценить методику проведения семинара для последующего анализа. Перед вами “Древо творчества”, прикрепите на дереве листья, цветы, плоды, каждый из которых имеет своё значение: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – довольно неплохо; зелёный лист – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё; жёлтый лист – “чахлый”, пропащий день.

    «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

    Эстетическое воспитание является чрезвычайно важным положением в общем воспитании ребенка. Последнее время повысился интерес к этой проблеме. Теория и практика эстетического воспитания - это одно из важнейших источников нравственного воспитания всесторонне развитой, духовно богатой личности. Важность выбранной темы определена тем, что для созревания будущего мировоззрения нужно сформировать эстетические взгляды, без которых оно не станет законченным, способным всецело объять действительность. Многие педагоги, деятели культуры считают, что сформировывать личность и эстетическую культуру необходимо в дошкольном возрасте, т. к. он наиболее благоприятен.

    Была предпринята попытка решить следующие задачи:

    изучить литературу на данную тему и познакомить педагогический состав д. сада.

    раскрыть понятие эстетическое воспитание;

    охарактеризовать формы и методы эстетического воспитания детей;

    изучить программы по дошкольному эстетическому воспитанию.

    Предмет исследования - процесс применения эстетического воспитания дошкольников в условиях ДОУ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья обмена опытом с педагогами дошкольных учреждений..

    Составила: воспитатель д. сада

    Зоя Дмитриевна Ловнуженкова.

    2017

    Статья обмена опытом с педагогами д. сада.

    «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

    Эстетическое воспитание является чрезвычайно важным положением в общем воспитании ребенка. Последнее время повысился интерес к этой проблеме. Теория и практика эстетического воспитания - это одно из важнейших источников нравственного воспитания всесторонне развитой, духовно богатой личности. Важность выбранной темы определена тем, что для созревания будущего мировоззрения нужно сформировать эстетические взгляды, без которых оно не станет законченным, способным всецело объять действительность. Многие педагоги, деятели культуры считают, что сформировывать личность и эстетическую культуру необходимо в дошкольном возрасте, т. к. он наиболее благоприятен.

    Была предпринята попытка решить следующие задачи:

    изучить литературу на данную тему и познакомить педагогический состав д. сада.

    раскрыть понятие эстетическое воспитание;

    охарактеризовать формы и методы эстетического воспитания детей;

    изучить программы по дошкольному эстетическому воспитанию.

    Предмет исследования - процесс применения эстетического воспитания дошкольников в условиях ДОУ.

    1. Понятие эстетического воспитания

    Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

    В эстетическое воспитание входит эстетическое развитие, как процесс активизации восприятия, творческого воображения, образного мышления, эмоционального чувствования; формирования духовных потребностей. Сущность системы эстетического воспитания - влияние на воспитанников средствами искусства. Как полагает Б. Т. Лихачев, в теории эстетического воспитания существует несколько исходных положений:

    чтобы развить в детях природные силы, создать условия для глубокого осознания эстетических явлений необходимо намеренное привлечение в различные виды творческой деятельности;

    теория эстетического воспитания заключается в осознании огромного значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного;

    необходимо комплексное решение задач в процессе преподавания искусства детям:

    идейно - нравственное и художественное воспитание,

    обучение навыкам и умениям, которые смогут обеспечить вовлечение детей в инициативную творческую деятельность,

    развитие духовных и физических сущностных сил и творческих способностей.

    Рассмотрим несколько понятий о целях эстетического воспитания, которые, в сущности, означают одно и то же. Б.Т. Лихачев видит цель как становление нравственно - эстетического гуманистического идеала у ребенка, многогранное развитие личности, умение чувствовать, понимать, видеть и создавать красоту.

    Цель эстетического воспитания, по мнению В.Н. Шацкой: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты". Т.е. искусству отводится важное место в эстетическом воспитании - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

    Для эстетического воспитания детей надо решить ряд объективных противоречий и субъективных расхождений: от природы в ребенке заложены определенные задатки и возможности, которые могут в полной мере быть реализованы лишь при целенаправленном и организованном художественно - эстетическом образовании и воспитании. При его пренебрежении ребенок остается «глухим к подлинным духовным художественно - эстетическим ценностям».

    Один из законов воспитания - воспитание ребенка в деятельности. В качестве воспитательного влияния используются средства искусства, которые развивают специальные способности и дарования некоторых его форм: изобразительное искусство, декоративно - прикладное искусство, музыкальное и другие. Художественная деятельность дошкольника - это средство и условие эстетического воспитания, работа, связанная непосредственно с такими видами искусств как: словесно-художественное творчество, дизайн, театрализованные игры, декоративно - прикладное и изобразительное искусство, музицирование.

    Осуществление задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий:

    осуществление индивидуального подхода к детям;

    благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);

    личная инициатива и желание детей.

    Широкие интересы к искусству, потребности в контакте с эстетическими проявлениями искусства в жизни относятся к социальным критериям эстетической воспитанности. В социальном смысле эстетическая воспитанность проявляется в совокупности отношения и поведения ребенка. Свидетельства степени эстетической воспитанности ребенка - это его отношения к людям в личной и общественной жизни, поступки, трудовая деятельность, отношение его к своему внешнему виду.

    Ответственность за возникновение эстетических представлений и чувств ребенка является величайшей и лежит на круге его первичных контактов - родителях и ближайших родственниках. Это основание его эстетической культуры и оно должно быть заложено педагогически грамотными родителями, важен характер их эстетических требований, культурные условия семьи.

    Эстетическая воспитанность формируется на целостности развитых природных сил, эмоционального чувствования, способностей восприятия, воображения, художественно - эстетической образованности - от этого зависит творческая индивидуальность, эстетическое отношение к искусству, своему поведению и к самому себе, к окружающему. Умение любоваться красотой, какими либо явлениями в жизни и искусстве - это важный признак эстетической воспитанности. Иногда, наблюдая за ребенком в картинных галереях или выставках, можно увидеть, как дети лишь бегло просматривают картины, не задерживаясь надолго, не останавливаясь, чтобы полюбоваться. Это говорит об отсутствии эстетической воспитанности, т. к. недостает важнейшего элемента эстетического отношения - любования. Эстетическую воспитанность характеризует способность к глубокому переживанию чувств - духовное наслаждение, чувство отвращения, чувство юмора, иронии, чувство гнева, страха, сострадания. Педагогические - художественный вкус проявляется в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. С опорой на педагогические критерии можно узнать уровень художественно - образного мышления. Оригинальное мастерство, соединенное с импровизацией свидетельствуют о высоком уровне эстетической воспитанности;

    социальные - проявляются в комплексе отношений и поведения детей. Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства, большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то можно говорить о высокой степени эстетической воспитанности.

    3. Методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

    Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя и ребенка. В процессе этой деятельности происходит развитие его творческих способностей, осознание отношения к предметной, природной, социальной среде. Также для результата необходимо учитывать индивидуальные потребности, особенности и интересы ребенка, степень его общего развития. Для выбора методов эстетического воспитания требуется основываться на личный опыт ребенка, его стремления, побуждения, переживания. Существует множество разнообразных методов воспитания.

    Методы эстетического воспитания можно подразделить на классификации:

    по формам организации;

    по видам деятельности;

    по возрастам детей;

    по количеству детей;

    и др.

    Метод целостного восприятия очень важен для целенаправленного получения эстетической информации. Этот метод подходит для восприятия сюжета сказки, картины, образного построения музыкальной пьесы. Воспитатель обращает внимание детей на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение.

    По тому, с помощью каких методов и приемов воспитания ребенок получает эстетическую информацию можно разделить на наглядные и словесные.

    К этим методам предъявляется следующее требование: воспроизведение музыкальных и литературных сочинений обязано быть эмоциональным, художественно выразительным, иметь эстетическую ценность для детей; чтобы им было понятно содержание стихотворения, картины, песни и суть задания, было пережито настроение персонажей, опять же необходимо добиваться яркой образности, - в противном случае встреча с искусством будет несущественной и не принесет пользы ребенку.

    Эстетическое воспитание дошкольников в детском саду может быть организовано по разным формам и классификациям:

    по принципу управления деятельностью - под прямым и косвенным руководством воспитателя;

    по количеству детей - фронтальная, подгруппами, индивидуальная;

    по видам деятельности - занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников.

    В зависимости от формы организации деятельности методы изменяются. Например, на занятиях изобразительным искусством воспитатель может дать точные указания, показать или предложить ребятам самим искать способы выполнения. Или при разучивании стихов и песен после исполнения их взрослым можно провести беседу о художественных качествах, содержании, применить наглядные пособия, попросить детей повторить текст для заучивания. За занятиях по лепке воспитатель обучает приемам, которые помогут детям самим сложить фигуру. Т.е. взрослый способствует самостоятельной деятельности детей, он подталкивает к действиям и корректирует ошибки. Также, методы зависят и от возраста детей.

    Младших детей приобщая к прекрасному, воспитатель показывает, обращает внимание на предметы, обсуждает их с детьми. Старших детей взрослый побуждает к посильному «преобразованию» окружающего мира под его руководством. Так применяются методы планирования деятельности, наблюдательности, самостоятельных действий.

    Точно определить методы эстетического воспитания довольно трудно. Но можно классифицировать ряд особо результативных методов:

    метод убеждения, направлен на формирование эстетического восприятия, оценки, начальных проявлений вкуса;

    метод приучения, упражнения - для приобретения навыков культуры поведения;

    метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, и безобразное в окружающем мире;

    метод проблемных ситуаций - подталкивает к творческим и практическим действием.

    Для формирования художественных способностей дошкольников существует единое педагогическое условие - передача всем детям равных фактических данных и условий для развития данных в различных сферах искусства. На создании наивысшей духовной потребности основывается развитие художественных умений и способностей. Без усилий со стороны ребенка целостная творческая личность и высокие эстетические начала сформироваться не могут.

    Задачи эстетического воспитания делятся на несколько групп. Каждой группе соответствуют свои методы. Первая группа направлена на ознакомление детей с искусством, на становление эстетического вкуса, восприятие прекрасного. Для решения этих задач применяются такие методы как педагогический показ, описание, объяснение, пример.

    Показ используется в начальной стадии обучения. Важно чтобы внимание детей сосредоточилось на показываемом объекте, для этого воспитатель должен ответственно подойти к выбору этого объекта. Воспитатель должен владеть способами передачи чувств, уметь показывать свое отношение при использовании этих методов.

    На стремление детей к подражанию опирается метод примера. Пример воспитателя же имеет особое значение для ребенка - смотря на учителя, ребенок осознает смысл социально - нравственного отношения.

    Вторая группа задач направлена на формирование умений в творческой деятельности. Применяются практические методы: упражнение, метод поисковые ситуации. Упражнение применяется для развития практических навыков. Для нахождения детьми самостоятельного вывода и объяснения эстетического объекта применяется метод поисковых ситуаций.

    Общее правило выбора методов - поддержание желания у детей к созданию объекта искусства своими руками, для этого воспитатель

    «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой является проработанным и дополненным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» напечатанной в 1985 году. Она рассчитана на воспитателей, методистов, заведующих детских садов.

    Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно - нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобретения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).

    Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

    Задачи программы: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

    создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

    максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

    креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

    вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

    уважительное отношение к результатам детского творчества;

    обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

    координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

    соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

    Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:

    ранний возраст - от рождения до 2х лет (первая и вторая группы раннего возраста);

    младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);

    средний возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа);

    старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

    В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

    В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.

    Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

    4. Анализ программы эстетического воспитания в детском саду

    «Программа» ред. М.А. Васильевой. Эта программа рассчитана на физическое и речевое развитие, трудовое, социальное, экологическое воспитание, что, по сути, также применяется для воспитания эстетического вкуса, сознания и нравственности. В этой программе предлагается примерные цели и задачи для таких занятий как ОБЖ, основы гигиены, развитие речи, окружающий мир, игровая деятельность, основы математики, и, в том числе, занятия художественной литературой, музыкой и изобразительным искусством.

    «Программе» М.А. Васильевой к каждой возрастной группе дается подробная характеристика. В «Детстве» еще и подводится итог - что должен уметь ребенок к концу каждого периода.

    «Программа» содержит такую главу в каждом разделе как «Организация жизни детей», в которую входят такие важные пункты как примерный режим дня и воспитание при проведении режимных процессов. Эти стороны ценны тем, что с помощью их можно составить себе представление как руководить процессом воспитания в часы вне занятий.

    Заключение

    Провести детальный анализ педагогической литературы и сделать выводы нам позволила достаточно широко рассмотренная в отечественной литературе тема эстетического воспитания.

    Эстетическое развитие находится на важном месте в процессе воспитания, на нем воспитываются эстетические качества человека, и личности в целом - духовные потребности, нравственные идеалы, миропонимание. Эти стороны человека формируются под влиянием разных причин. Природа, труд, окружающая среда: семья, отношения между людьми,- все имеет воспитательное значение, все это может быть прекрасным. Искусство - тоже средство эстетического воспитания как ведущий выразитель «прекрасного».

    Влияние прекрасного на личность может происходить спонтанно и целенаправленно. Важную роль при этом играет детский сад. Анализируя программу, я сделала вывод, что основное средство эстетического воспитания это искусство, имеющееся в учебных планах детского сада в виде изобразительного искусства и музыки. Литературное, художественное или музыкальное произведение обладает большой силой эмоционального влияния, что представляет собой средство становления эстетических качеств ребенка, приемом проникновения в сознание дошкольника.

    Итак, «наиболее универсальная и полезная» программа это, на мой взгляд, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Эта программа, не теряет, своей актуальности и показаны в комплексе со всем воспитательным процессом.

    Литература

    эстетический воспитание дошкольник программа

    1.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК - М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.

    2.Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А. Ветлугиной, М., 1978.

    Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А. Дубровская, Т.А. Казакова, Н.Н. Юрина и др. Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М., издательский центр «Академия». 2002 - 256 с.

    (теория) Педагогика


    Альбина Сагдиева
    Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

    Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста .

    Задачи, средства и форма работы по эстетическому воспитанию .

    Эстетическое воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

    Эстетическое воспитание тесно связано с другими сторонами воспитания : с умственным и нравственным.

    Задачи эстетического воспитания .

    1. Систематический развивать эстетическое восприятия , эстетические чувства и представления детей .

    2. Развитие художественно-творческих способностей у детей (умение петь, танцевать, сочинять, игры разные) .

    3. Формирование основ эстетического вкуса (большая роль принадлежит обучению) .

    Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является :

    1. Среда которая окружает ребенка в детском саду и дома.

    2. Насыщенность быта произведениями искусства (картины, эстампы, музыкальные произведения) .

    3. Активная деятельность самих детей (сами дети клеят, лепят) .

    4. Индивидуальный подход.

    Средства – это все, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей .

    1. Эстетика быта , т. е. там где дети находятся в течении дня;

    2. Природа;

    3. Искусство (литературные, музыкальные произведения) ;

    4. Художественная деятельность самих детей ;

    5. Специальное обучение;

    6. Поведение самих взрослых (воспитателей , родителей) .

    В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей :

    1. Занятия (музыкальные, ИЗО) ;

    2. Художественно-дидактические игры (на ознакомление детей с цветом «Радуга» );

    3. Утренники и развлечения;

    4. Экскурсии и прогулки;

    5. Театрализованные зрелища; телепередачи, фильмы СД, ДВД

    Принципы эстетического воспитания :

    1. Эстетическое воспитание должно осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно -образовательной работой в образовательном учреждении.

    2. Детское творчество должно быть связано с жизнью.

    3. Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности.

    4. Индивидуальный подход к детям.

    5. Детские работы должны использоваться в жизни группы или в жизни детского сада.

    Особенность художественного творчества детей .

    Творчество – это деятельность направленная на создание общественно-значимого продукта оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.

    Творчество детей значимо прежде всего для самого ребенка или для группы детей , для близких взрослых.

    Но значения детского творчества в том, что оно оказывает влияние на формирование личности ребенка, а значит общество заинтересовано в творческом развитии каждого.

    Творчеству можно учить, но это учение особое. Оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям, вместе с тем творчеством невозможно без усвоения отдельных знаний и овладения навыками и умениями.

    Под художественным творчеством детей дошкольного возраста понимается создание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта (рисунок, танец, стихотворение, рассказ, песня и т. д.) ; придумывание и известному ранние неиспользуемых деталей; игровая деятельность (творческие игры-создание игровой обстановки, подбор, игрушки, предметов заместителей и т. д.).