Об американских школах я вам уже рассказывала. Сегодня предлагаю отправиться на экскурсию в американский детский сад.

Сразу оговорюсь, что бесплатных детских садов в США нет. Мы наведаемся в обыкновенный среднестатистический американский детский сад, стоимость обучения в котором 1 тыс. долларов в месяц. Да-да, вам не померещилось. Именно одна тысяча долларов в месяц. Это далеко не самая высокая цена. При желании здесь можно найти садики за 2 и даже за 2,5 тыс. долларов.

Дошкольное образование в Америке -- удовольствие не из дешевых. Если у вас нет желания растить ребенка дома, то извольте раскошелиться...

Несмотря на цены, спрос на детские сады в США очень высокий. Соответственно, выбор учреждений огромный. На любой вкус и цвет.

Садик, в котором мы побываем, позиционирует себя как двуязычный Монтессори. Монтессори -- это особое направление в воспитании детей. Не буду долго расписывать. Кому интересно, можно в интернете почитать. Скажу лишь то, что американцы очень любят Мотессори-садики.
Двуязычным этот садик называется потому, что помимо основного -- английского -- языка дети изучают здесь Мандарин (самый популярный китайский диалект). А еще немного испанский язык, поскольку почти все здешние воспитательницы -- выходцы из соседней Мексики.

В США детские сады как правило небольшие и рассчитаны на одну-две группы. Поэтому часто под садик переоборудуется часть жилого дома или квартира.
Данный садик распологается в чьем-то бывшем жилом двухэтажном доме. На первом этаже здесь находятся комнаты для детей, на втором -- административные помещения и кладовая.

Этот детский сад рассчитан на одну группу. В группе 18 ребятишек. Причем, некоторые из них приходят сюда только на полдня или только по определенным дням недели. Это довольно распространенная в США практика, так как в этом случае оплата за детский сад будет почти вдвое меньшей.

В группе собраны дети разных возрастов. (Это особенность садиков Монтессори. Здесь такая философия, что дети должны уметь общаться не только со своими сверстниками, но и с теми, кто старше и младше их...)
В этот садик принимаются дети от 2 до 5 лет. К слову, в Америке немало садиков, работающих с малышами от 0 до 2 лет. Но это учреждения несколько иного рода и стоимость у нах другая. Давайте, о них как-нибудь в другой раз.

За детьми в нашем Монтессори-садике присматривают четверо взрослых:
-- Мисс Эйприл -- хозяйка садика, она же воспитатель (мексиканка в возрасте);
-- Мисс Джемери -- преподаватель Мандарина, она же воспитатель (молодая китаянка);
-- Мисс Пэт -- воспитатель, помощник воспитателя (мексиканка в возрасте);
-- Мисс Териса -- воспитатель, помощник воспитателя (мексиканка в возрасте);
И на этом все. Никаких тебе заместителей, физкультпросвет-муз-работников, завхозов, кладовщиков и прочих протирателей штанов.

На одного воспитателя в американских детских садах приходится не больше восьми ребятишек. Если детей пришло меньше чем обычно, то кто-то из работников может уйти домой.

Не нужен такому садику и целый штат кухонных работников. Еда здесь закупается простая и свежая в уже готовом виде. Единственное, что требуется от воспитателей, это подогреть ее, если надо в микроволновке и разложить/разлить в одноразовую картонную посуду, которую после приема пищи дети сами за собой выбрасывают.

В садиках Монтесори детей приучают убирать за собой ВСЕ. В том числе посуду.

Дети в этом садике едят три раза в день.
Утром и вечером -- перекусы крекерами/орешками/цукатами/свежими фруктами.
На обед могут быть, например, макароны/рис, говядина/курица, огурцы/морковь. После каждого приема пищи детям предлагается на выбор: стаканчик молока или воды.

С помещениями здесь обходятся очень экономно.
В этом садике нет раздевалок и отдельных шкафчиков для сменной детской одежды и обуви. Во-первых, штате Калифорния всегда тепло, поэтому теплую верхнюю одежду здесь практически никто не носит. А во-вторых в американских садиках, равно как и у себя дома, дети ходят в уличной обуви.

Более того! Дети здесь оказывается даже спят не разуваясь... У меня сначала от удивления тоже глаза на лоб полезли, если честно. Но выяснилось, что делается это в целях пожарной безопасности. В случае пожара дома в Америке полыхают как спички, поэтому дети должны быть готовы мгновенно вскочить и выбежать на улицу.

Второй момент: в американских садиках нет отдельных спален, как у нас. Дети спят в тех же комнатах, что и играют. При этом кровати у них не тяжелые, стационарные, как в украинских садиках, а легкие, переносные.
Вместо кроватей могут быть матрасы. Когда настает время сонного часа, их раскладывают на полу, застелают постельными принадлежностями, и вперед! Сонный час закончился -- постельное собрали, кровати сложили стопочкой в одном месте. Вот тебе и место для игр освободилось.

Нет никаких особых требований к постельным пренадлежностям. Знаю, что в украинских детских садах дОжили, например, до того, что стали запрещать натуральные перьевые подушки. Дескать, там микроклещи заводятся. А это ж уууууууу как страшно!
В США: какое постельное ты дал своему ребенку, таким он и пользуется. За здоровье и комфорт отпрыска отвечаешь только ты.

В распоряжении детей в этом садике находятся:
-- две больших комнаты для занятий и игр (они же спальни),
-- одна комната -- это кухня, она же столовая,
-- еще одна комната -- это холл.
Также предусмотрен просторный санузел с унитазами и умывальниками.

Во внутреннем дворе садика -- детская площадка с качественным и современным инвентарем. Там находятся: большая пластиковая горка с лабиринтами, пластмассовый домик с крышей для игр внутри...

Также в распоряжении детей разнообразный спортивный инвентарь, самокаты, велосипеды и даже ольшой пластмассовый автомобиль... Если кто-то изъявит желание прокатиться на любом из средств, то в обязательном порядке должен одеть на голову защитный шлем.

Необычно в садике Монессори и то, что здесь нет привычных для детей игрушек -- машинок, кукол и т.д.
Все предметы, с которыми играют воспитанники, направлены на развитие мелкой моторики и воображения. В первую очередь это пазлы самой разной модификации, кубики, бусины, пуговицы, веревочки, проволоки, природные материалы и т.д.
Они лежат в специальных коробках. Каждый ребенок волен выбрать занятие на свой вкус. При этом, поиграв, обязан за собой все убрать.

Что еще понравилось так это то, что после болезни ребенка здесь не требуют справок от врача, разрешающих посещение садика. Эту никому не нужную, на мой взгляд, процедуру одновременно усложняющую жизнь сразу трем сторонам: родителям, медикам и работникам детсада, могли придумать только у нас.

Несложно заметить, что разнообразных канцелярских принадлежностей и учебно-методических пособий в этом садике -- огромное количество. Это не случайно. Американские сады Монтессори славятся хорошей подготовкой детей к школе.
К своим пяти годам (а именно в этом возрасте американские дети идут в школу) воспитанники сада Монтессори, как правило, уже умеют писать и читать, приучены к школьным порядкам, к усидчивости и дисциплине.

Напоследок еще один интересный момент.
Знаете ли вы, что в США учительниц и воспитательниц принято называть "мисс". Например, мисс Пэт или мисс Эйприл, хотя по возрасту и семейному положению они могут быть уже давным давно не "мисс" (девушка). Оказывается эта традиция имеет глубокие исторические корни, с тех пор, когда учительствовать было разрешено только молодым и незамужним особам.

Подпишитесь на в вашем


Опыт многолетней статистики показывает, что детские сады в Америке являются сферой, постоянно находящейся под контролем как государства, так и различных общественных организаций. Дополнительно можно добавить семейные диаспоры, религиозные общины, а также родительские сообщества. Все они осуществляют пассивное наблюдение и всевозможную помощь, возникающую в результате функционирования данных образовательных заведений.

По достижении пятилетнего возраста американские дошкольники попадают в детские сады, которые по существу являются нулевыми классами средней образовательной школы. Здесь происходит медленный переход от игр к обучающим программам, способствующих улучшенному восприятию информации:

  • чтение;
  • письмо;
  • другие полезные навыки.

Наибольшую популярность имеют дошкольные отделения средних школ. Их процент существенно превышает количество обучающихся в частных дошкольных заведениях.

Полезно! Американские специалисты высказывают мнение о том, что именно это время является идеальным для получения фундаментальных знаний и формируется личность маленького гражданина.

Занятия в детском саду в США

Классификация дошкольных учреждений

Как говорилось ранее, дошкольная система американцев подразделяется на 2 категории. Каждая из них предполагает занятия с детьми определённого возраста и по индивидуальным сценариям и программам. Все эти заведения для детей, в свою очередь, делятся ещё на несколько классов.

Частные

Частные садики являются наиболее распространёнными в Соединённых Штатах в 2019 году. На них приходится около 60% американских детей. Для таких заведений свойственно разнообразие, связанное с программами занятий, организацией питания и так далее. Как правило, в них имеется собственный автобус, оборудованный для перевозки детей, на котором осуществляются туристические и экскурсионные поездки.

Также он используется для дополнительной услуги, называемой в России «продлёнкой». Ситуация заключается в следующем: школы работают в среднем до 15 часов, родители ребёнка младших классов – допоздна.

В этом случае заключается договор, согласно которому ребёнка после школы будет забирать к себе садик, где он будет находиться под присмотром воспитателей. Сотрудник дошкольного заведения встречает ребёнка на крыльце школы и отвозит в сад. Для таких поездок и используется «садиковый» автобус.

Государственные

Государственные учреждения не пользуются популярностью среди населения. Это объясняется целым рядом существенных недостатков, достаточно знакомых по российским дошкольным заведениям. В первую очередь, это большое количество детей в одной группе, где внимания для всех категорически не хватает.

Огромная очередь, состоящая в большей степени из детей мигрантов или афро-американских семей, являющихся неблагополучными, делает государственные заведения ещё более невосприимчивыми для коренных американцев.

На дому

При церкви

Церковное дошкольное образование или садик при церкви пользуется среди американцев хорошим доверием. Связано это с тем, что большая часть населения, отдающая туда своего ребёнка, уверена, что работают там только верующие люди, и ничего плохого в церкви не случится.

Дети, остающиеся в садике на весь день, кушают то, что приготовили дома его родители. Недостатком является то, что разогрева ланча там не предусмотрено. Если ребенок в 12 -13 часов забирается домой, то обедать он тоже будет там.

Вне зависимости от классификации американских садиков, особенности американского дошкольного образования заключаются в единых правилах для всех: большая часть времени, которое ребёнок здесь проводит, должна уделяться занятиям.

Для ознакомления родителей регулярно вывешивают список, какие занятия проводились с их детьми. Помимо этого, каждое утро на стенд добавляется меню на день с указанием блюд, планируемых для приготовления на текущий день (за исключением церковных садов).

Полдник в детском саду США

Условия содержания детей

Деятельность ребёнка, находящегося в детском саду, заключается в строгом ориентировании на составленное ранее расписание занятий. Оно едино для всех организаций. Приём детей осуществляется в период с 7:00 до 8:30. Далее все усаживаются на ковёр и играют с игрушками и любыми другими материалами.

Около 8:45 начинаются занятия: дети садятся вокруг воспитателя, поочерёдно здороваются, затем взрослый просит каждого из них рассказать что-нибудь.

После этого следует завтрак, который обычно приносится непосредственно в группу, затем последующие систематические занятия, настроенные на развитие определённой склонности ребёнка. Ближе к 12 часам детей кормят обедом и укладывают спать.

Перед этим они естественно идут в туалет и чистят зубы. С 12:20 до 14:00 — тихий час – время, в течение которого все дети отдыхают, а воспитатели делают анализ пройденного материала и готовятся к последующим вечерним занятиям.

После подъёма и процедур умывания наступает время полдника и ещё одного короткого занятия на свободную тему, выбранную преподавателем. При условии хорошей погоды около 15:00 все выходят гулять на детскую площадку, оборудованную таким образом, чтобы избежать проникновения на неё посторонних, не допустить выхода за её пределы детей и предотвратить возникновение несчастных случаев.

После 16:00 за детьми приходят родители. Одни сразу забирают их и уходят, другие задерживаются, чтобы поговорить с воспитателем. Закрываются американские детские сады ориентировочно в 18:00. Однако многие частные заведения могут увеличивать график своей работы по договорённости с родителями, освобождающимися позднее стандартного времени.

Работа детского садика в Америке представлена на видео.

История появления первых детских садов

Первый детский сад в США появился в середине XIX века, в 1855 году. Его организаторами стали немцы, иммигрировавшие туда в результате революции. Изначально такие заведения предназначались для детей от родителей немцев. Через 3 десятилетия, в результате борьбы женщин за равноправие, количество учреждений стремительно увеличилось.

Помимо этого причинами роста стал динамичный рост населения городов, увеличившееся количество детей граждан, не говорящих на английском языке, которых срочно нужно было «американизировать».

Основной целью первых садиков являлась благотворительная миссия, связанная с приготовлением пищи, предоставлением одежды и обуви. Помимо этого, содержание детей из неблагоприятных семей и их обучение соединённым традициям приводило к тому, что снизилось количество преступлений.

На начало XX века практически в любом крупном городе функционировали публичные детские сады и стали появляться подготовительные учреждения при средних школах.

Метод Марии Монтессори

Мария Монтессори (1870 — 1952) – итальянский учёный, педагог, первая женщина-врач, итальянка. В период свой деятельности она длительное время работала с детьми, имеющими отклонения в развитии. Именно она создала единственную педагогическую систему, широко используемую в данное время.

Концепция учения Марии Монтессори заключается в уверенности в том, что основной побуждающий мотив действий ребёнка является желание развиваться, которое присуще ему природой, инстинктом и физиологией. При этом каждый испытывает его по своему: у одних это проходит бурно и стремительно, для других медленно и неторопливо.

Метод Марии Монтессори

Периодичность начинания определённой категории зависит от индивидуальности ребёнка, поэтому важным в этом случае является предоставить ему выбирать самостоятельно, исходя из собственных ощущений. Цель воспитателя заключается в подготовке предметной среды, с учетом потребностей развития полученных знаний.

Монтессори подготовила целый спектр дидактического материала, состоящего из огромного количества пособий, в которые добавлены современные дополнения.

Прежде всего она призывала придерживаться следующих правил:

  1. Не препятствовать ребёнку, если он хочет заниматься.
  2. После работы с материалами вернуть всё на свои места.
  3. Столкнувшись с новыми материалами, обратиться к воспитателю с просьбой показать, как с ним обращаться.
  4. При отсутствии у ребёнка желания заниматься он отправляется в игровую комнату, где можно прыгать, бегать и шуметь, не мешая другим.

В расписании занятий Марии Мотессори имеется специальное время, отведённое для прогулок и игр в таких комнатах. Все желающие могут зайти в них и заниматься чем угодно, однако для тех, кто желает остаться в группе и продолжить понравившееся занятие, делается исключение. Они остаются на месте и продолжают развивать свои проявившиеся признаки.

Именно таких нормативов и придерживается современная Америка. Учения итальянской женщины воспринимаются как своеобразный закон, нарушать который никто не имеет права. Однако главным критерием противоречащим её систематизации является классификация детей согласно IQ. Это можно назвать неравноправием, связанным с теорией об одинаковых возможностях для всех.

Интересно! Некоторые духовные направления относят Марию Монтессори к лику святых.

Американские детские садики очень отличаются от российских (или советстких, которые были в моем детстве). Главные на мой взгляд два отличия - нет гос-ных садов и есть сторогие ограничения по кол-ву детей на одного взрослого. Дети в американских садах могут начинать с 6 недель от рождения.

Кол-во детей

Кол-во детей на одного взрослого зависит от возраста детей. Например, во Флориде для детей в возрасте от 6 недель до 1 года один (1) воспитатель требуется на 4 ребенка, для детей от 1 года до 2 лет это 6 детей на одного (1) воспитателя, с 2 до 3 лет - 11 детей, с 3 до 4 лет - 15 детей, с 4 до 5 лет - 20 детей, и далее 25 детей а
1 взрослого.

Надо заметить, что выше преведены минимальные требования, но многие сады более консервативны, например, на 1 взрослого в ясельной группе будет 3 вместо положенных 4 детей.

Размер групп (по кол-ву детей) варьируется от сада к саду. Так как мы имеем непосредственный опыт с ясельной группой (дети до года), я напишу что видела я. Самые маленькие по кол-ву детей группы были по 8 детей на две (2) воспитательниц, и самые большие - по 16 детей на 4 воспитательниц. Мы ходили в такую, где было 8 малышей и 2 воспитательницы.
Потом когда перешли в следуюшую группу максимальное кол-во детей в одной группе выросло до 12 человек на 2 воспитателей.

Парочка слов о расписании. Обычно сады работаю с 6:30 - 7 утра до 6-6:30 вечера. Детей в принципе можно приводить в любое время, как и забирать. Для детей от года практикуется расписание неполного дня, то есть детей можно приводить в сад
несколько раз в неделю на несколько часов (в определенное время) или просто на
почасовой основе с обговоренным минимум (в нашем настоящем саду это 4 часа в
день).

В принципе я бы
поделила все сады на 3 разных вида :

Сад при церкви

Сад домашний/семейный

Сад частный

Сады при церквях обычно отличаются ценой (они дешевле) и очередями в следствии. Среди американцев отношение к таким садам очень доверительное,
ведь там работают люди верующие да и в стенах церкви ничего плохого случиться
не может.

Что я нашла интересным в таких садах, так это то, что их лицензирование и аккредитация проходят по другой схеме. Для них все как-то проще получается, по крайней мере на первый взгляд. Глубже я не копала, но и репортов о состоянии таких садов тоже не видела.

Сады домашние/семейныe обычно существуют в чьих то домах путем
оборудования комнаты (помещения) и уличной игровой площадки по определенным стандартам. Существуют требования, которых должны придерживаться люди, имеющие домашние сады. Они обязаны получить разрешение на свой вид деятельности, пройти курсы (например, первой медицинской помощи), и пройти контроль помещения, чтобы все соответствовало нормам.

Домашние сады могут быть так же 2 видов: Маленькие и Большое. В Маленьких
максимальное кол-во детей - 10 человек (если все дети маленькие, то меньше, то
есть требования по кол-ву детей на взрослого все-равно придерживаются), в
Больших может быть до 12 детей (по такому же приципу).

Сады Частные наверное самые распространенные. Они так же могут быть условно поделены на 2 вида: с использованием известной торговой марки (франшиза) и без таковой. Первые - это сетевые сады. Сетей по всей Америке много, это такие сады как KinderCare, Discovery Point, Bright Horizons, Kids R Kids, Primrose, La Petite, Goddard School, а так же сады по программе Монтессори, и другие. У каждой сети есть свои отличия (по крайней мере их представители так утверждают). Сады одной сети между собой мало отличаются - обычно здания, расположение комнат, декорации, учебные планы и даже игрушки совершенно одинаковые. Отличаются цены, но о них позже. Несетевые сады - это сады, открытые кем-то, со своими учебными планами, подходами, питанием, условиями.

По моим наблюдениям такие вот сады в принципе между собой похожи (кроме
тех, которые по программе Монтессори, о которой я ничего писать не буду).
Кол-во детей в таких садах так же должно соответствовать нормам. Общее кол-во
детей в саду может достигать 200 с лишним человек.

Питание

С этим на мой взгляд очень и очень печально дело обстоит.

Опять же, сады можно поделить на те, в которых еда предоставляется (еда -
это полдник в виде сока и печенюшек в районе 9 утра, обед в районе 11 утра, и
еще один полдник в районе 3 дня (печенюшки-крекеры и сок или вода)) и на те, в
которые нужно приносить свою еду.

Я уже несколько раз поменяла свое отношение к вопросу «Как лучше» и на
данный момент у меня нет единого мнения.

Что мне не нравится с идеей «своей» еды, так это отсутствие холодильника
или микроволновки, то есть все должно быть длительного хранения и не требующее подогрева.
Для меня это полная сухомятка. В принципе существует много разных продуктов,
которые можно дать ребенку с собой на обед, которые не будут портиться, но судя
по тому, что я наблюдала - детям дают с собой чипсы, яблоки или бананы, соки,
йогурты, бутерброды... В принципе ничего плохового наверное в такой еде нет,
но... Если учесть что дети в Америке в садик начинают ходить рано, меня такие
обеды немного настораживают... В моем понимании это даже не обеды получаются.

С предоставляемыми обедами тоже не все так просто. Я обошла очень много
садов, и везде обращала внимание на меню. В большинстве случаев оно выглядело
апетитно и полезно, например, фрикадельки со спагетти, курица в соусе Альфредо,
Мясо Строганоф, макароны с сыром, курица с рисом + на каждый обед еще шли
какие-нибудь овощи, например, фасоль, или горошек, или морковка, или кукуруза,
или картофельное пюре и фрукты - персики, ананасы, груши... Звучит
довольно-таки неплохо, да? Для меня по крайней мере так было, пока ребенок не
вырос из детского питания и не начал есть обычную еду...

На деле все оказалось до безобразия просто. Не смотря на наличие кухни и
такого вот меню, еда в саду не готовилась! Все было из полуфабрикатов (или уже
готовых замороженных продуктов), и всего лишь разогревалось «повором». Все
фрукты и овощи были консервированные....

Уже после этого при поиске другого сада я не просто спришвала про меню и
наличие кухни, а так же про то, из чего еда готовилась - со свежих продуктов
или из полуфабрикатов. Что ж, мне все до единого ответили - из полуфабрикатов.

Золотой середины в этом вопросе я пока не нашла.

Хочу заметить еще, что для грудничков и детей до года родители должны
предоставлять питание в любом случае - либо грудное молоко в бутылочках, либо
разведенную зарание смесь, а потом когда ребенок подрастает детские пюре. В
группе для самых маленьких есть холодильник и кострюля с водой, в которой
подогреваются бутылочки.

Цена

Этот вопрос наверняка волнует многих. Цены в Америке на сады довольно
приличные. Цена зависит как от штата, так и от района конкретного города. Для
примера, в нашем районе сады для детей до года стоят от 200 до 300 долларов в
неделю. Для детей от года до 2,5 лет это примерно 160-230 долларов в неделю.
Так же каждый год нужно платить по 50-150 долларов за то, что твой ребенок туда
просто ходит.

Если в семье 2 и больше детей, за каждого последующего ребенка платишь на
10-15% ниже (вычитается от отлаты за старшего ребенка).

Платят либо в пятницу за следующую неделю, либо в конце месяца за целый
месяц целиком.

Судя по форумам русских в Америке, цена за сад в неделю доходит до 400
долларов.

Во многих садах даже если не водишь ребенка (по болезни или отпуск) все-равно нужно платить. В некоторых, если ребенок отсутствует целую неделю с понедельника по пятницу - платишь 50%. В некоторых после года прибывания в саду дают одну неделю отпуска - это значит ты можешь одну неделю не водить ребенка в сад и ничего при этом не платить.

Медицина и здоровье

В американских детстких садах нет мед. кабинета с медсестрой. Если у
ребенка температура или еще что-то, звонят родителям и они обязаны в течении
часа забрать ребенка из садика. В некоторых садах я видела «комнаты ожидания»
для больных детей, где они сидят в изоляции и ждут своих родителей.

Каждый ребенок при поступлении в сад должен предоставить от врача 2 формы -
одна об общем развитии и здоровье ребенка, а вторая - история прививок. Не прав
тот, кто скажет, что все дети в садах с прививками. На самом деле это не так.
Существует совершенно законный отказ от прививок, который все, в том числе и
сады, обызаны принимать.

Дети а садах часто болею. Обычно это вирусные инфекции, которые ничем не
лечатся. Первый год ребенка в саду самый тяжелый в этом плане - его организм
встречается с разными бактериями и вирусами и только-только учится вырабатывать
иммунитет. Дети с соплями и кашлем не считаются больными, по-этому сопли и
кашель будет у всех в группе в той или иной степени. Домой отправляют только
когда высокая температура (выше 101 по Фарингейту или 38.3 по Цельсию),
выделения из глаз и другие признаки заразных заболеваний. Возвращаться в сад
после температуры разрешают только когда ее нет более суток без применения
каких либо лекарств по сбиванию температуры. Я думаю, что ни для кого не
секрет, что в Америке больничных мало и положены они далеко не всем. Из-за
этого большинство больных детей возвращается еще не долечившись в сад. По моим наблюдениям американские мамы и папы при подозрении температуры у ребенка дают ему жаропонижающее с утра и отвозят в сад. По-этому дети болеют постоянно.

В саду нет никаких лекарств, только аптечка. Если ребенку нужно давать
какие-то лекарства в течении дня, родитель должен написать заявление с точным
описанием дозировки и расписанием, часто принести справку от врача. Без этого
ничего никто давать ребенку не будет.

В случае экстренных ситуаций вызывают скорую вне зависимости наличия у
ребенка страховки.

Еще я упустила такие сады как при больших организациях (для детей
работников) и про сады при университетах (для детей студентов и работников). В
первых обычно очень хорошие условия, ребенок под боком, цена значительно ниже, а качество выше. Со стороны туда попасть нереально. При университетах сады не такие уж дешевые, а по увиденному мною осавляют желать лучшего.

Проверки

Отдел, занимающийся выдачей лицензий, проводит внеплановые и плановые
проверки частных детских садов (но не домашних и не садов при церквях).
Результаты проверок относятся к публичной информации и найти их можно онлайн (по крайней мере во Флориде точно). Если проверка выявляет нарушения, сначала следуют предупреждения, а потом штрафуют.

Воспитатели

Работа воспитателей не относится к высокооплачиваемой работе. Часто там
работают люди без образования с минимальным набором пройденных ими курсов.
Получают они от 8 до 12 долларов в час во Флориде. Работа с детьми по моему
мнению вобщем-то нелегкая, а за такие деньги (для уточнения, минимальная почасовая ставка по Флориде составляет 7.25 долларов) идут туда работать не всегда люди с призванием, чаще те, кто больше ничего не умеет или не хочет делать.

Очень и очень многое зависит именно от этих людей. Садик может быть
хорошим, а вот если с воспитателем не повезет, можно смело искать другой садик.

В группах постарше есть учителя с образованием.

В группах часто минимум два воспитателя - один лидирующий, и второй
помощник.

Всех воспитателей в садах называют Учителями (teachers).

Садиковские распорядки

Будучи беременной я слышала и читала в разных журналах об очередях в садах.
И за 4-5 месяцев до родов я уже ходила и выбирала сад, чтобы встать на очередь.
Как оказалось очереди были, но не совсем реальные как мне кажется. Директор
каждого сада утверждал, что мест нет, и нужно вставать на лист ожидания (и
платить при этом от 75 до 150 долларов за регистрацию, и деньги эти не возвращаются ни при каких условиях). Так мне сказали в каждом саду, который я
посетила. Но уже через несколько недель мне начали звонить и предлагать места,
якобы только что освободившиеся. При каждой экскурсии меня просили заполнить
анкеты - мое имя и координаты, возраст или предполагаемую дату рождения ребенка и так далее. И вот после предполагаемой даты рождения звонить мне стали со «случайно освободившимися местами» каждый день! Как оказалось после очередей просто не было. То ли это из-за большого кол-ва садов в нашем районе, то ли нам просто действительно так везло.

Но я знаю, что это не везде так. Очереди все же есть, просто мы с этим не
сталкивались пока.

Дети в садиках ходят без сменки. Спят они на ковриках или тоненьких матиках, в одежде и обуви. В течении дня у них проводятся разные занятия. Судя по расписанию на стене они в течении дня рисуют (карандашами, красками или
пальцами), читают книжки, гуляют на улице 1-2 раза в день на специальной
площадке с горками и игрушками для их возраста, и просто играются в группе.

Вот такие вот детские сады в Америке, или точнее сказать во Флориде.

Кажется, я ничего не упустила.

Анна Антонова, мама двухлетней Евы, переехала с семьей в Сан-Франциско, где сумела осуществить мечту – стать воспитателем в детском саду. В своем собственном детском саду. BadMam`е она пошагово рассказала о том, как это сделать и сколько придется потратить сил, денег и времени.

Мысль о том, чтобы открыть детский сад в Сан-Франциско родилась еще в Киеве, до переезда. Когда услышала сколько в среднем нужно платить за детский сад в Штатах.

Конечно, тогда это была скорее шутка.

Вообще все это происходит благодаря моему мужу. Он всерьез задумался над тем, что в каждой шутке есть доля шутки. Это, кстати, отображает большую разницу в способе мышления, ментальности украинцев и американцев. Потому что в моей голове сразу возникли страшные мысли о поиске помещения и бюрократическом процессе с участием многих шагов, заканчивающихся на – ция: аккредитация, инвентаризация и т.п. И это немного поубавило мой пыл. Но американцы мыслят по-другому (не так, как я, по крайней мере) – они прежде, чем убить идею делают ресерч.

И – вуаля! Оказалось, чтобы открыть сад нужно всего ничего. Этот процесс с точки зрения взаимодействия с государством оказался таким легким, что мы не могли в это поверить. Честно. Читали в разных источниках и звонили уточнить ничего ли мы не пропустили.

Все потому, что детский сад может быть домашнего типа. То есть у тебя дома можно воспитывать до 12 детей. Если подаешься на лицензию впервые, то максимальное число детей будет 8, но уже через год их количество увеличится до 12. Такая лицензия дает право на работу с детьми с самого рождения, но одновременно нельзя брать в группу больше 3-х младенцев.

То есть, если лицензия получена впервые и рассчитана на 8 детей, то 3 из них могут быть младше года, еще три 1-6 лет и еще два ребенка школьного возраста (старше 6).

Для того чтобы получить лицензию необходимо:

  • Пройти «ориентацию». Это такой курс онлайн, стоит 75 долларов. За эти деньги в 12 коротких видео-презентациях тебе рассказывают, что бить детей нельзя, закрывать в кладовке и лишать еды тоже не желательно и, если ребенок не дышит, то нужно звонить 911. Ну вот правда, без преувеличений. В инструкции пишут, что это занимает около 6 часов, по факту у меня заняло меньше 2-х.
  • Пройти тренинг о профилактической медицинской помощи (preventative health care). Этот курс можно прослушать в авторизированных учреждениях. Я, например, проходила в Красном Кресте. Стоит 90 долларов, 8 часов лекций и коротенький тест в конце. Здесь тоже не рассказывают ничего принципиально нового, но это намного полезнее и интереснее, потому что ты приходишь в класс к живому лектору – можно задавать вопросы и слушать истории из жизни. На этом курсе рассказывают о здоровом питании, гигиене, прививках, автокреслах, безопасных площадках, тренингах по пожарной безопасности и т.п. В общем, полезно будет любой маме, даже без детского сада.
  • Пройти тренинг по первой помощи. Стоит 70 долларов, занимает 7 часов. Тоже приходишь в класс и получаешь живые навыки. Много полезной информации плюс тренируешься на манекенах делать массаж сердца, искусственное дыхание, командовать ситуацией в критический момент. Снова таки – ничего нового, но не могу придумать тренинга более полезного для человека любой профессии. Этот тренинг по закону нужно проходить каждые 2 года, чтобы обновлять в памяти навыки.

  • Заполнить форму-заявление.
  • Снять отпечатки пальцев. Это процедура стоит около 100 долларов.
  • Заплатить 73 доллара за подачу документов.
  • Приготовить дом к приходу инспектора . Это значит поставить затычки в розетки, закрыть доступ к лестницам, повесить пожарную сигнализацию, план эвакуации и огнетушитель).

То есть примерно 450 долларов, 17 часов свободного времени и желание что-либо делать могут превратить вас во владельца детского сада в США. Магия, не иначе!

Кажется легко? Так вот добавлю, что еще существует такой специальный институт в каждом регионе, который помогает со всем этим. В Сан-Франциско он называется Children’s Council. Они бесплатно отвечают на все вопросы, ты можешь к ним приходить хоть сто миллионов раз, так же они предоставляют бесплатные тренинги о маркетинге, о том, как общаться с родителями, как составить правильное меню и так далее.

Требования к детским учреждениям немного отличаются в разных регионах, но суть такая же. Ничего сложного, если хотеть.

Нужно еще придумать чем ты будешь детей занимать, но это уже не волнует государство. Чем больше услуг и чем качественнее программу ты предлагаешь, тем дороже стоишь. Но это уже проблемы твои и твоих клиентов. В Сан-Франциско цена за детский сад колеблется от 1200 до 2500 долларов в месяц, и зависит, в том числе, от возраста ребенка и района города.

Мы подошли к вопросу очень основательно. У нас целый этаж выделен под детский сад – мы его специально красили, делали пол. Во дворе обнесли забором зону, где будут играть дети. Мы вложили в этот детский сад много денег и сил. Но так делают не все. В основном, начинают с минимальными вложениями, с тем, что есть.

Когда получаешь лицензию, начинается самое интересное – поиск клиентов. Мы пока на этом этапе. Делаем дни открытых дверей, постим все время рекламу в фейсбуке, платим гуглу, клеим на столбы объявления.. Пока что лучше всего работают бесплатное приложение nextdoor и сарафанное радио. Люди приходят, смотрят, знакомятся.

Я всегда любила детей и хотела с ними работать. Но в Украине было очевидно, что я не стану воспитателем в детском саду, потому что есть здравые амбиции и желание хорошо зарабатывать. Тем более совсем не хотелось внедряться в мир украинского дошкольного образования.

А здесь я чувствую, что могу. Могу вкалывать по 10 часов с малышами, могу создать не систему, а такое место, которое позволит детям обрести вкус к жизни и вырасти счастливыми взрослыми. И могу получать за это достойные деньги.

В моем случае об успехе говорить слишком рано, мы только набираем деток. Я продолжаю заказывать из Киева русские книжки, и тестировать свои идеи и методики на собственном ребенке… Но дальше будет 🙂

Двуязычный детский сад «Bright Minds» в Нью-Йорке. Фото из личного архива Марины Коростышевской

Перед русскоязычными родителями часто встает дилемма: отдавать свое чадо в русский или американский садик? Кроме языка, эти дошкольные учреждения отличаются также подходами к обучению, бытовыми условиями и питанием. “Форум” выяснил, что могут предложить русские детсады и сколько стоят их услуги.

Что, где и сколько

И традиционные американские, и русские сады очень гибки в плане вариантов посещения – почти везде можно найти места с полным и неполным днем пребывания, с двух-, трех- и пятидневным расписанием на рабочую неделю. Можно договориться и на свободный график: тогда родители оплачивают фиксированную стоимость каждого дня посещения.

Американские сады готовы принять ребенка фактически с пеленок. Они оборудованы специальной комнатой с боксами, где лежат малыши, начиная с четырех месяцев. Эти группы называются словом «infants» [англ. – “младенец” ]. За самых маленьких родители должны быть готовы выложить кругленькую сумму – от 1500$ до 2000$ в месяц за полный день.

Далее по возрасту идут группы малышей от одного года до полутора-двух лет, которые называются «toddlers» [англ. – ребенок, начинающий ходить]. Максимум, который могут запросить американские сады в качестве оплаты, составляет 1400-1500$.

После них следуют группы «preschool», в которые ходят дети от двух до пяти лет. В больших садах детей разделяют по возрастам на двухлеток, трехлеток и четырёхлеток. Это самая самостоятельная категория детей, поэтому на группу требуется меньшее количество воспитателей, а следовательно, и оплата будет меньше. Она варьируется от 700-800$ за самый простенький вариант в недорогих штатах до 1300-1500$ в штатах побогаче.

В пять лет дети идут в «kindergarten» – это что-то вроде нулевого класса в школе, однако по своей сути напоминающий подготовительную группу школы.

Русские сады, в основном, берут детей с полутора-двух лет. Для малышей младше этого возраста, они, как правило, организуют развивающие занятия вместе с мамами. Цены вполне конкурентные: от 1000$ до 1600$ в месяц, и. надо заметить, включают в себя более разнообразное меню. Дополнительные занятия в большинстве случаев – так же, как и в американских садиках, – оплачиваются отдельно.

Для того чтобы открыть детский сад, не нужно иметь педагогического образования, но обязательно наличие специальной лицензии, дающей право на ведение такого рода деятельности.

Принесите меню

В американской и русской культурах масса различий, в том числе и гастрономических. А посему вполне естественно обнаружить в меню садиков в США наггетсы, картофель фри, пиццу или бурритос. Родители, которые считают, что детский обед должен состоять из первого, второго и компота, находят фастфуд вредным для детского организма и стараются выбирать сады с европейским стилем питания.

В каждом русском саду этот вопрос решают по-своему: одни имеют собственного повара, готовящего на месте, вторые заказывают готовую еду у проверенных кейтеринг-компаний, третьи предпочитают готовить из полуфабрикатов, которые легко достать из упаковки и подогреть в микроволновой печи.

Американские сады, с оглядкой на вкусовые предпочтения своих маленьких клиентов, часто делают горячие обеды отдельным и необязательным пунктом в счетах на оплату. В случае, если малыш не хочет есть то, что предлагается, он может принести из дома контейнер с заботливо приготовленной и упакованной маминой едой.

Однако далеко не всех такой вариант устраивает. У Ханны Фирман из Саннивейл (Калифорния) две девочки. Тот факт, что в русском садике ежедневно дают горячую пищу, был одним из основных при выборе заведения для одной из дочерей.

После поисков и раздумий она отдала свою дочь в сетевой русский сад Starbright . «Когда у мамы пятидневка с девяти до шести, и ребенок находится в саду целый день, горячая еда занимает не последнее место в списке приоритетов родителей. Мне очень нужно, чтобы ребенка в саду кормили. Малыш будет ходить туда четыре года. У меня нет времени брать на себя ту функцию, с которой может справиться садик. Вот почему я выбрала русский детский сад», – объясняет она свое решение.

Есть ли сон без кроватей

Еще одним поводом для родительских размышлений при выборе садика являются бытовые условия. Объектом пристального внимания номер два, после меню, становятся детские кроватки, а точнее – их наличие или отсутствие. У всех посещавших садики в СССР при упоминание о сон-часе перед глазами возникает картинка с тридцатью кроватками в отдельной спальне, с подписанным постельным бельем на каждой. И надо видеть недоумение сегодняшних родителей, когда они наблюдают, как в американском саду перед тихим часом воспитатели вытаскивают пластмассовые поддоны или расстилают матрасики прямо на полу, а дети ложатся на них без постельного белья, в повседневной одежде и обуви.

Американка Виктория Гленн-Перрет, ассистент директора в англоязычном саду Action Day Primary Plus в Калифорнии, такие правила объясняет нормами безопасности: «Я понимаю, почему родители, прибывшие к нам в США из других стран, бывают смущены местами для сна. Однако хочу всех заверить, что это вызвано общепринятыми правилами безопасности детей, пребывающих в саду. В случае землетрясений, которые периодически случаются в нашей местности, ничто не должно мешать эвакуации из здания. Дети должны быть одеты и обуты, даже если тревога застанет их во время отдыха».

Что примечательно, в других штатах, не попадающих под категорию сейсмоопасных, ситуация с детским сном в одежде и обуви – аналогичная. Это требование объясняется тем, что дети должны быть готовы к любого рода чрезвычайным ситуациям и не создавать лишней возни.

В русских садах в США вопрос с кроватями тоже решают по-разному. Классические спальни увидишь не часто, однако в большинстве случаев заменой кроватям служат детские раскладушки, которые выставляются в одной из игровых комнат. Постельное белье всегда в наличии. Указанные выше поддоны тоже бывают, но в сочетании с подушками в наволочках, простынями и одеялами.

Все относительно. И отношение тоже

Поскольку большинство детских садов в США все равно платные, родители могут сами подобрать те места, где им понравится и персонал, и отношение к ребенку.

Именно так поступила Ксения Смирнова, мама Тимура (пять лет) и Артема (два года), живущая в Сан-Хосе (Калифорния): «Сначала мы хотели отдать старшего сына в англоязычный детский сад. Но до приезда в США Тимур не посещал дошкольных учреждений. И мы поняли, что для нас важнее адаптация к саду, чем язык. Я видела, что Тимур чувствовал себя не в своей тарелке, когда не понимал, что ему говорят. Я была не готова бросать его за борт и надеяться, что он выплывет сам. А русский сад нам обоим понравился. Ребенок ни дня не плакал, ему там комфортно, и это главное».

Действительно, воспитатели и учителя русскоязычных садов являются носителями менталитета, близкого родителям-выходцам из стран СНГ.

«Мы стараемся быть более внимательными и чуткими по отношению к ребенку. Как же остаться равнодушным, если шапка слезла с уха, куртка расстегнулась, а за обедом малыш ничего не съел? Конечно, мы помогаем – надеваем одежду, застегиваем, докармливаем. В англоязычных садах часто ратуют за самостоятельность и свободу выбора: не хочешь кушать – поешь дома, не смог завязать шнурки – ходи с развязанными. Другое дело, что далеко не все дети садовского возраста умеют делать простые вещи, которые от них требуются», – говорит Яна Гуревич, руководитель «Лицея для малышей ELF» в Роквилле, штат Мэриленд.

Впрочем, главное в русском садике – не попасть к воспитателю старой закалки, который в духе советского времени может повысить на ребенка голос. В американском дошкольном заведении подобная ситуация практически невозможна – тоже сказывается менталитет, только американский.

Пусть меня научат

Детский сад – это пока еще не школа, но, в некотором роде, подготовка к ней. В этом смысле английское слово «preschool» (то есть дошкольное заведение) хорошо определяет суть и задачи садика. Во всех дошкольных заведениях проходят обучающие занятия, которые знакомят ребенка с разными аспектами окружающего мира.

Ханна Фирман из Калифорнии, чья дочь ходит в русский садик, так описывает образовательный процесс: «В русских садах много внимания уделяют академической подготовке – учат буквы, цифры, позже обучают чтению по слогам. Мало кто из русскоязычных родителей скажет, что это не важно, и поэтому такой подход, на мой взгляд, отвечает целевой аудитории. Кроме того, родители понимают, что до школы времени немного, поэтому стараются научить ребенка читать и писать по-русски в раннем возрасте. Еще в русских садиках бывает довольно строго с дисциплиной, занятия более структурированы. Кому-то это нравится, кому-то нет. Говорят, что в американских садах больше уважения к ребенку. Мне кажется, подход и отношение каждый родитель выбирает сам, в зависимости от пожеланий и собственной философии воспитания».

Яна Гуревич, руководитель «Лицея для малышей ELF» , подтверждает тезис о более строгой дисциплине в русских садах: «Мы не заставляем, а стимулируем детей учиться. Если малыш не хочет заниматься, мы не уговариваем и не принуждаем, а приглашаем посидеть на стульчике рядом. Но идти играть ему не положено, все дети это понимают. Да, наша система более требовательная, нежели американская. Если мы хвалим детей, то за дело, за конкретные успехи в обучении».

Марина Коростышевская, руководитель программ в Bright Minds Center , Нью-Йорк, признает: русские методики обучения кажутся американцам необычными.

«В нашем детском саду система посещения занятий похожа на колледж: дети не сидят в одной комнате с одним преподавателем, а переходят в другой мини-класс с другим учителем и изучают другую тему. Благодаря такой смене обстановки дети могут спокойно выдерживать трехчасовое занятие с перерывами. Когда американские родители видят такую усидчивость и дисциплину, они, как правило, пугаются. Для них это насилие над личностью, они больше привыкли, что в таком возрасте их дети чаще играют в подвижные игры. Так что в этом смысле русскоговорящие семьи более ответственно подходят к развитию детей».

Русь на выдумки хитра

Если продолжать сравнивать, то в русскоязычных и англоязычных садах приняты разные методики взаимодействия с детьми. Например, в США очень популярна система, основанная итальянским педагогом Марией Монтессори. Она предлагает взрослым не мешать познавательной активности ребенка, занимая наблюдательную позицию и вмешиваясь только в крайних случаях. Методики же, используемые русскими дошкольными учреждениями, предполагают более активное участие учителя в обучающем процессе. Кроме того, руководители и воспитатели проявляют бОльшую изобретательность в поисках и применении воспитательных и образовательных методов.

Марина Коростышевская из нью-йоркского сада делится опытом: “Мы сочетаем несколько авторских подходов, интегрируя их в программу таким образом, чтобы эффективно работать с детьми-билингвами. Кроме того, у нас в саду иное видение роли учителя. В моем понимании учитель, работающий с детьми от двух до пяти лет, должен выступать как наставник, ведь в этом возрасте у ребенка пока нет жизненного опыта, чтобы познавать мир в быстром и продуктивном ключе. А наши учителя задают параметры, которые позволяют юным исследователям получить максимум полезной информации».

Яна Гуревич в своем саду в Мэриленде так же использует отличную от американской методику образования. “Наша система взята из классической русской школы и адаптирована под современных двуязычных детей. Если говорить о русском языке, то у нас на вооружении есть 30 лексических тем, которые мы изучаем с детьми в течение года. Темы одни и те же для детей разных возрастов, мы просто наполняем их в соответствии с уровнем развития каждой группы».

Помимо основных образовательных задач русские садики ставят перед собой программу-максимум: развитие билингвизма у детей. С одной стороны – сохранение русского, с другой – изучение английского.

У Анны Лазаревой из Сан-Франциско двое сыновей – Савелий (пять лет) и Лука (одиннадцать месяцев). Старшего она отдала в один из местных русских садов. Своим выбором теперь недовольна, потому что Савелий до сих пор не заговорил по-английски. Младшего сына хочет отдавать уже в американский садик.

«Я фактически ткнула пальцем в небо и отправила Савелия в довольно известный в наших краях русский детский сад. Впоследствии я была не в восторге от своего выбора, отовсюду сквозила “совковость” взглядов, которая мне была совершенно не близка, – рассказывает Анна. – Да, моего сына научили базовым английским словам и понятиям, что позволило ему через год поступить в школу. Но незнание английского на нем сильно сказывается: он может играть только с русскоязычными детьми, потому что в буквальном смысле не находит общего языка с американскими сверстниками».

Но если цель русскоязычных родителей – приобщить ребенка, растущего в условиях американской реальности, к своей культуре, то русские детсады в этом могут помочь. Недостатка в них нет. На растущий спрос дошкольные заведения реагируют оперативно, предлагая все новые образовательные услуги на русском языке. Так, например, детский сад «Россинка» в Сан-Хосе (Калифорния) совсем недавно превратился в большой образовательный центр. « При открытии садика идея была не только в том, чтобы сохранить язык у детей из русскоязычных семей, но и чтобы дать возможность каждому окунуться в русскую среду, узнать русскую культуру и в целом сплотить русскоязычных людей – и детей, и взрослых. Звучит высокопарно, но я всегда мечтала, чтобы мои дети знали, чем я горжусь и носителем какого культурного наследия являюсь,” – не без гордости говорит Наталья Вензон, основательница “Россинки”.

Словом, выбор – за каждым. Главное, что за тысячи километров от дома этот выбор у каждого есть.