статьи-интервью с Марией Рачиевной Мамиконян «История о шлепках» из «Липецкой газеты», и в очередной раз за эти последние дни борьбы против дискриминирующих семью законов в моей памяти сами собой всплывают мои личные воспоминания на эту уж очень живо даже не трепещущую, а просто бьющуюся в истерике на некоторых интернет-площадках и в СМИ тему.

Мне года три, не более. Я младший, пятый ребёнок в большой дружной семье. Родители по образованию ­– педагоги, правда, отец после войны был направлен на работу в МВД, но и там она была всегда каким-нибудь боком связана с воспитанием. Между мной и моими братьями с сестрой разница 18, 12, 10 и 8 лет. Я не просто младшая – я маленькая, меня «балуют» родные в семье, да и во дворе (росла я именно во дворе старинного «доходного» дома, ни в какие садики не ходила) тоже была самой маленькой со всеми вытекающими. Пальцем тронуть меня – ни-ни, папина любимица. А вот таки сумела «заработать по попе» от мамы. За дело.

«Дело» же было такое.

В воскресный день лета все собрались на стадион, где должно было быть какое-то праздничное действо. Меня нарядили соответственно случаю и выпустили на улицу, пока собираются старшие. Жарко, ребятишки со двора побежали к колонке, я за ними, и в результате оказалась мокрой с ног до головы. Иду домой. Меня переодевают, выпускают во двор. Ситуация повторяется с тем же финалом. Когда я в третий раз пришла вся насквозь вымоченная, мама не выдержала и применила меры физического воздействия. Но на праздник меня всё-таки взяли! Это я к тому, что «психологическое насилие», о котором так пекутся наши ювеналы, применено не было. Однако я запомнила этот случай и его урок на всю оставшуюся жизнь – маму надо слушать даже тогда, когда подружки предлагают что-то интересное, но запретное.

Вот на этом фото я и мои подружки. Меня подняли с послеобеденного сна и, не дав одеться, потащили фотографироваться. Чуть повзрослев, я очень обижалась на брата, что он меня сфотографировал в «неглиже», но тогда я такими пустяками не заморачивалась.

Был и второй урок. Мне уже лет шесть. Я пришла с гулянья и с возмущением узнала, что мне оставили жареную картошку без поджарёнок. А я их люблю. А «они» их съели. И я начала ныть. Долго и противно. Не смотря, вернее, не слушая ничьих увещеваний. Опять первой не выдержала мама и ладошкой доходчиво объяснила мне, что вовсе не всё и всегда в жизни будет так, как хочется мне, что желания других нужно уважать, а главное – слушаться маму не с десятого раза.

Всего два случая. Я запомнила их на всю жизнь не потому, что обиделась на маму, а потому, что обиделась на себя – мне было стыдно и в три, и в шесть лет за то, что я поступила нехорошо. Память же об этом нужна, чтобы никогда это не повторить.

Вот таково моё отношение к «физическому наказанию» ребёнка. Кстати, пытались с дочкой вспомнить, шлёпала ли я её за какую-нибудь провинность, не вспомнили. Значит – нет. Но – разные дети, разное воспитание, разное окружение, разные ситуации. А главное во всём этом вопросе – любить детей. Даже тогда, когда они сводят тебя с ума. И если ребёнок это понимает, поймет и примет наказание, когда оно заслужено.

Интересную статью с обзором всяческих теорий о наказаниях я прочитала на сайте «Школа Здоровья» . Много интересных мыслей об этом же можно найти на Психологическом форуме в теме « Физическое наказание детей ». Но и там и там идёт вечное противостояние: «ни-ни» и «можно, если нужно».

В упомянутой мною выше статье Михаила и Алины Титовых «Что думают психологи о физическом наказании детей» с сайта «Школа Здоровья» я нашла интересную трактовку необходимого физического воздействия на ребёнка как мгновенную реакцию родителей на нежелательные действия ребенка. Эта мгновенная реакция, по моему глубокому убеждению, заложена в человеке с тех времён, когда он ещё не именовался человеком разумным. Вот полюбуйтесь, как реагируют на «нежелательные действия» своего детёныша звери.

Кому и этого покажется мало, зайдите по этой вот ссылке и полюбуйтесь на семейную разборку медведицы с медвежонком . Ну «всё как у людей».

Полюбовались? Тогда приглашаю всех на сайт РВС . Там вот уже третью неделю публикуются статьи об опасности для российского общества принятого Госдумой и Совфедом «закона о шлепках по попе». Только настоятельная просьба, подойти к этому вопросу без лишних эмоций. Потому что сейчас решается, может быть, судьба нашего государства – быть или не быть ювенальной юстиции в России.

Галина Соловьева, РВС.

Я задумалась о том,что в обществе самым распространенным способом наказания детей- является битье по попе. И в счет того,что этот способ очень популярный говорит то,что люди используют различные устойчивые выражения для одного и того же действия: "дам ремня", "получишь по мягкому месту(попе)", "выпорю"," отшлепаю","неси ремень","где мой ремень?" и т.д. Эти выражения закрепились в виде угроз, и они чаще других используются для устрашения детей. Интересно то,что подобных угроз меньше по отношению к другим частям тела(например, если взять вариант наказания битья по губам: "по губам получишь", "дам по губам"-только два варианта).
Почему взрослые выбрали именно такой способ наказания? Почему выбрали именно эту часть тела?
Я спросила несколько человек об их мнении, почему детей бьют по попе, и мне сказали:
- по попе получить не сильно больно
Очень странный довод. Если люди наказывают и изначально имеют цель сделать больно, чтобы напугать, наказать(ведь можно пугать и наказывать не избивая), то странно предполагать чтобы эти люди заботились о том,чтобы не было слишком больно. И мне очевидно из моего опыта,что по попе также больно получать как и по любому другому месту.
- в попе нет жизненно важных органов,поэтому исключена вероятность того,что могут быть получены жизненноопасные травмы
Т.е. получается те,кто порят своих детей- заботятся об их здоровье? Это утверждение для меня не имеет смысла. Я не могу представить человека, который будет бить кого-то и в то же время хотеть,чтобы этот человк был здоровым. После избиения на попе часто остаются болезненные синяки- почему заботливому человеку допустимо то,что его ребенок будет страдать втечение многих дней сидя на попе?

Еще интересно то,что это (единственный?) способ наказания детей,где используется подручное средство, "оружие". Ведь невозможно ударить рукой так,чтобы боль была такой же интенсивности как и удар ремнем,шнуром и т.п.
Исходя из вышесказанного очевидно одно- те,кто хотят бить по попе- садисты.

Для того,чтобы реализовать свои садистские желания, совсем не обязательно бить по попе, но распространено наказание именно битья по попе. Попа- является одним из самых сексуально привлекательных мест в теле человека. Интересно почему взрослые так ненавидят попки своих детей, что готовы пороть их ремнем? Не потому ли,что у них возникают сексуальные желания в отношении нее и они мстят детям за это? В счет этого говорит то,что многие родители приказывают своим детям "снимать штаны" перед тем,как их выпороть. Я считаю, что таким образом родители хотят унижать своих детей, хотят сделать ребенку максимально больно и хотят видеть голую попу и то,как она сжимается. Многих взрослых возбуждают шлепки по попе во время секса: из-за шлепков сжимаются мускулы письки и попки, и возникают более сильные ощущения от секса. Думают ли об этом те, кто шлепает-порет своих детей?

Моя подруга Кэрол старше меня лет на 25, но иногда я чувствую себя её старшей сестрой. Кэрол – учитель начальных классов, и очень хороший: несуетливый, немногословный. Она прекрасно общается с детьми, а вот со взрослыми – не очень. Такое ощущение, что Кэрол взрослых побаивается, особенно начальников. Заходить в кабинет директора школы, где она работает, для неё испытание. Хотя директор вовсе не тиран и не деспот.

Кэрол однажды призналась:

– У него в кабинете я чувствую себя маленькой девочкой. Когда я училась в школе, у нашего директора возле стены стояла палка и он мог наказать ученика прямо в своём кабинете. И ещё была кладовка, куда отправляли провинившихся учеников – подумать над своим поведением. Это не считалось чем-то особенным, везде так было.

Мне странно это слышать, Кэрол училась в конце пятидесятых годов прошлого века. Не так уж давно.

Спрашиваю:

– И тебе попадало?

– Мне – нет, а сестре попадало не раз: и в кладовке она сидела, и палкой по ней проходились. Она не такая послушная, как я, да и училась всегда хуже.

Суровые штаты

Кажется, порки ушли в прошлое. Однако и сегодня физические наказания учеников в школе не запрещены в 19 американских штатах. Но есть одно условие: школа может применять эту меру воспитания только с разрешения родителей. Районные школьные организации в тех штатах, где разрешено физическое наказание, сами решают, вписывать в устав такую возможность для своих школ или нет.




Для меня этот факт стал открытием, потому что я никогда не слышала, чтобы в современных американских школах наказывали как раньше. Но, оказывается, да, где-то учителя и сегодня могут легально поддать ученику. По статистике, этим правом чаще всего в последнее десятилетие пользовались учителя южных штатов – Техаса, Миссисипи, Алабамы. В нашем штате Северная Каролина это разрешение тоже действует, но не в той школе, где учатся мои дети.

Наша школа наказывает по-другому: за крупное преступление (драка, употребление наркотиков) могут исключить на день или даже на неделю, за мелочи – болтовню на уроке, например, – лишают возможности обедать со всеми вместе. Ну а за плохую успеваемость могут лишить права поехать на увеселительную экскурсию в конце учебного года.

Ссылаясь на Библию

А вот американским родителям можно многое. Во всех штатах они имеют право наказывать своих детей, в том числе и физически. Но грань между наказанием и нанесением увечий очень тонкая, поэтому существует много обществ и организаций, которые требуют признать порку неправильной, невозможной и нелегальной. Не так давно в газетах и на телевидении обсуждалось судебное разбирательство: известный игрок в американский футбол афроамериканец Адриан Петерсон обвинялся в жестоком обращении с собственным сыном. Он «воспитывал» четырёхлетнего мальчика с помощью прута, который оставил синяки и ссадины на его теле.

Этот случай стал поводом для обсуждения того факта, что в семьях афроамериканцев физическое наказание детей, так уж сложилось исторически, применяется чаще, чем в других американских семьях. В этой среде существует даже мудрость, которую можно перевести так: «Отцовский ремень обижает меньше, чем пуля полицейского».

До сих пор ещё многие американцы уверены: воспитать, дисциплинировать ребёнка без шлепка, подзатыльника, порки невозможно. Многие родители ссылаются на Библию и говорят, что родительская любовь проявляется там в таком физическом наказании более, чем в чём-то ином.

Известный пастор Майкл Перл, автор книги «Воспитай ребёнка», не только пишет, что детей обязательно надо наказывать, но и даёт конкретные рекомендации, чем бить: тонкой пластиковой трубкой. Такой трубкой, пишет пастор, нельзя нанести вред ни мышцам, ни костям. Многие американцы его осуждают, с ним спорят, а он отстаивает своё мнение и гордится тем фактом, что более полумиллиона экземпляров его книги уже было продано.

Среди моих знакомых, кажется, нет родителей, которые бы верили в физическое наказание как метод воспитания, ну разве что в шлепок, не больше. Для многих моих знакомых порка ассоциируется с прошлым, с консервативностью взглядов и с бедностью. В бедных семьях детей бьют чаще, такова статистика. Хотя на родительских сайтах трудно определить достаток, только читаешь и удивляешься, встречая рассуждения про то, что вдарить ребёнка кулаком и железной ложкой, конечно, нельзя, но прутом и ремнём можно и нужно.

Кстати

Строгие родители могут за 10–15 долларов купить в интернет-магазинах правильный инструмент для физического наказания. Эта «палка для битья» мало изменилась с тех самых пор, когда дети прошлого боялись её не меньше, чем сегодняшние боятся потерять доступ к смартфону из-за невымытой посуды.

Другие методы

Кроме физических наказаний, существуют и другие, менее болезненные и в то же время действенные. Есть здесь аналог нашего «встань в угол!» – непослушных дошкольников и младших школьников сажают на «стул для размышлений», в детских садах этот стул очень часто как раз и стоит в углу.

Для подростков, самым распространённым считается наказание сидением дома. Впрочем, родители все чаще сдают такую воспитательную меру в архив, потому что она плохо работает. Вот говорит мама сыну, получившему в четверти тройку: «Всё, ты из дома ни ногой два месяца!» – но уже через неделю забывает об этом, потому что нельзя так долго сердиться и помнить.


Слышу скрежет ключа в замочной скважине, ну вот и все. Уже совсем скоро я буду визжать от боли в "комнате под лестницей". Я так подозреваю, что раньше там была спальня моих родителей. Это просторная квадратная комната с прекрасным видом из окна, отделана красным деревом, в ней очень тихо и звуки, раздающиеся в этой комнате, не слышны больше ни в одной точке нашего просторного дома. Здесь же есть своя туалетная комната.

Отец мой умер много лет назад, и я его почти не помню – мне было всего 5 лет, когда это случилось. Мы с мамой живем на втором этаже, слуги занимают левое крыло первого этажа. А с этой комнатой я познакомилась, когда пошла в школу, хотя, впрочем, не совсем сразу.

Дело было так: я получила запись в дневнике – не выучила стихотворение, я даже и предположить не могла, чем это мне грозит! Мама, конечно, предупреждала меня, что учиться я должна только на "Отлично", что у меня есть для этого все данные и все условия, что она одна занимается бизнесом, тяжело работает, не устраивает свою личную жизнь – и все это ради меня. От меня же требуется – только отличная учеба и послушание. Присматривала за мной няня, она же и уроки заставляла делать, хотя мама говорила, что я должна быть самостоятельной и ругала няню за то, что она меня заставляет, считала, что я с детства должна надеяться только на себя, и учиться распределять свое время. Вот я и "распределила" – заигралась и забыла! Мать пришла с работы и проверила дневник (она это не забывала делать каждый день). Потом спокойным голосом сказала мне, что я буду сейчас наказана, велела спустить до колен джинсы и трусики и лечь на кровать попой кверху, а сама куда-то вышла. Я, наивное дитя! Так и сделала! Я думала, что это и есть наказание – лежать кверху попой!

Но каково же было мое удивление, когда через несколько минут, мать пришла, а в руках у нее был коричневый ремешок! Она сказала, что на первый раз я получу 20 ударов! В общем, ударить она успела только 1 раз. От страшной, не знакомой боли я взвыла, и быстренько перекатилась на другую сторону и заползла под кровать. Это произошло мгновенно, я сама от себя этого не ожидала! И как она не кричала, не грозила – я до утра не вылазила от туда. Там и спала. От страха не хотела ни есть, ни пить, ни в туалет.

По утрам мать рано уезжала, а мной занималась няня. Няня покормила меня и проводила в школу. Целый день я была мрачнее тучи, очень боялась идти домой, но рассказать подружкам о случившемся – было стыдно. Уроки закончились, и о ужас! За мной приехала мать.

Поговорив с учительницей, она крепко взяла меня за руку и повела к машине. Всю дорогу мы ехали молча. Приехав домой, я, как всегда, переоделась в любимые джинсики, умылась и пошла обедать, пообедала в компании мамы и няни и, думая, что все забылось, пошла делать уроки. Часа через два, когда с уроками было покончено, в мою комнату вошла мать, и спокойным голосом рассказала мне о системе моего воспитания, что за все провинности я буду наказана, а самое лучшее и правильное наказание для детей – это порка, так как "Битье определяет сознание", и, что моя попа, создана специально для этих целей. Если же я буду сопротивляться ей, то все равно буду наказана, но порция наказания будет удвоена или утроена! А если разозлю её, то будет еще и "промывание мозгов".

Потом она велела мне встать на четвереньки, сама встала надо мной, зажала мою голову между своих крепких коленей, расстегнула мои штанишки, стянула их вместе с трусами с моей попки и позвала няню. Няня вошла, и я увидела у неё в руках палку с вишневого дерева. Конечно, я сразу все поняла! Стала плакать и умолять маму не делать этого, но все тщетно. Через пару секунд – вишневый прут начал обжигать мою голую, беззащитную попу страшным огнем. Мать приговаривала – выбьем лень, выбьем лень. А я кричала и молила о пощаде! Меня никто не слышал. Но через некоторое время экзекуция прекратилась. Моя попа пылала, было очень-очень больно и обидно, я плакала и скулила, но отпускать меня никто не собирался. Мама передохнула, и сказала, что это я получила 20 ударов за лень, а теперь будет ещё 20 за вчерашнее сопротивление. Я просто похолодела от ужаса! А вишневый прут опять засвистел с громким хлопаньем опускаясь на мою уже и без того больную попу. Я уже не кричала, это нельзя было назвать криком – это был истошный визг, я визжала и визжала, мой рассудок помутился от этой страшной, жгучей, невыносимой боли. Казалось, что с меня живьем сдирают кожу. Что я больше не выдержу и сейчас умру!! Но я не умерла…

Порка закончилась, и меня плачущую, со спущенными штанами, держащуюся за попу обеими руками, повели в ванную комнату. Няня велела мне лечь на живот на кушетку, я легла, думала, что она сделает мне холодный компресс, думала, что она меня пожалеет, но не тут-то было.

Она стянула с меня болтающиеся джинсы и трусы и заставила встать на четвереньки, я взмолилась и взвыла одновременно! Думала, что меня снова будут пороть.

Но, как оказалось, мне решили "промыть мозги"! Мне стало еще страшнее! Я не могу передать словами свой ужас от неизвестности и боязни боли! В тот же момент в дырочку между половинками моей истерзанной попы вонзилась и плавно проскользнула внутрь короткая толстая палочка, я закричала, больше от страха, чем от боли, а мама с няней засмеялись. В меня потекла теплая вода, я почти не чувствовала её, только распирало в попе и внизу живота, а я плакала от стыда и обиды. Через некоторое время страшно захотелось в туалет. Но мне не разрешали вставать, а в попе все еще торчала эта противная палочка, а няня придерживала её рукой. Наконец мать разрешила мне встать и сходить в туалет.

Это наказание я помнила очень долго.

Я всегда во-время делала уроки, все вызубривала, выучивала. Часами сидела за уроками. Я всегда была в напряжении и страхе. Повторения наказания я не хотела. Так прошло три года. Начальную школу я закончила блестящей отличницей с отличным поведением. Мама была счастлива!

Вот я и в пятом классе. Новые учителя, новые предметы. Первая двойка по английскому языку…

Дома я все честно рассказала маме, и была готова к наказанию. Но в тот вечер наказывать меня она не стала. Я думала, что она изменила свою тактику моего воспитания. Сама я стала очень стараться и скоро получила по английскому четверку и две пятерки!

Неожиданно в нашем доме начался ремонт, как оказалось, в комнате, о существовании которой я не подозревала. Она располагалась под лестницей и дверь её была обита таким же материалом, как и стены, поэтому была не заметной. Через неделю ремонт закончился. Привезли какую-то странную кровать: узкую, выпуклую, с какими-то прорезями и широкими кожаными манжетами. Тогда я думала, что это спортивный тренажер – мама всегда заботилась о своей фигуре.

Еще дня через три меня угораздило получить тройку по математике и знакомство с "комнатой под лестницей" состоялось!

Вечером, после того, как мать поужинала и отдохнула, она позвала меня в новую комнату. Комната была красивой, но мрачной. В середине комнаты стояла странная кровать. Мама объяснила мне, что теперь эта комната будет служить для моего воспитания, то есть наказания. Что кровать эта – для меня. На неё я буду ложиться, руки и ноги будут фиксироваться кожаными манжетами так, что я не смогу двигаться, а попа будет расположена выше остальных частей тела. В общем – очень удобная конструкция, да еще и предусмотрено то, что я буду расти. Вот какую вещь купила моя мама! Она определенно гордилась этим приобретением, как выяснилось, сделанным на заказ! Потом она показала мне деревянный стенд. На нем был целый арсенал орудий наказания! Черный узенький ремешок, рыжий плетеный ремень, солдатский ремень, коричневый ремень с металлическими клепками, красный широкий лакированный ремень с пряжкой в виде льва, желтый толстый плетеный ремень, тоненькие полоски кожи собранные на одном конце в ручку (как я потом узнала – плетка), ремень из грубой толстой ткани защитного цвета.

Потом мы пошли в ванную комнату. Здесь мама показала прозрачное красивое корытце, в котором мокли вишневые прутья из нашего сада – это розги, сказала она.

Можно ли наказывать своего ребенка? Чаще всего этот вопрос задают молодые родители. Тема телесных наказаний очень спорная. Существует 2 категории родителей: первые применяют физические наказания, а вторые - нет. Бить по попе или не бить? если он не слушается? Какие последствия могут быть?

Ключевые стили воспитания

История развития человечества выделяет три основных стиля воспитания, которые используют родители:

Что же такое физическое наказание?

Вид наказания, целью которого является причинение телесной боли провинившемуся, принято считать физическим. Помимо известных методов (шлепком, ремнем по попе), существуют и наказания полотенцем, домашними тапками, щелчком по лбу и т.д. Все эти методы преследуют одну цель: показать свое превосходство над ребенком, создать болевой эффект, доказать свою правоту.

Основные причины физического наказания детей

Большинство современных мам и пап, наказывая своих детей, считают, что это их родительский долг. Но этому способствует несколько ключевых причин:


Почему дети не слушаются?

Всем нам известно, что идеальных и послушных детей не бывает. В психологии выделяют несколько причин детского непослушания:

  • неуверенность в себе;
  • пробелы в воспитании;
  • способ обратить на себя внимание;
  • стремление к противоречиям;
  • способ самоутвердиться;
  • много требований к ребенку.

Большинство детских капризов и случаев неповиновения связано с тем, что ребенок взрослеет, ощущает себя самостоятельно единицей, а родители до сих пор думают, что он еще кроха. Малыш не слушается в том случае, если мама и папа не обращают на него внимания. Это очень эффективный метод. Если вы недостаточно много уделяете времени своему чаду, то у него может возникнуть обида, и тогда он может делать все не так, как вы хотите, а как он посчитает нужным.

Ваш наследник может почувствовать в случае повышенной раздражительности родителей и частого одергивания за одежду. Отсутствие системы в воспитании детей наблюдается тогда, когда в этом процессе принимает участие большое количество людей - отец с матерью, бабушка с дедушкой, дяди и тети. У каждого из воспитателей свой метод, он может отличаться от методов остальных членов семейства. Для одних поведение крохи является нормой, для других - неприемлемым, и тогда малыш не знает, как себя правильно вести.

У родителей, которые используют авторитарный стиль воспитания, появляется много требований к чаду, иногда не соответствующих его развитию и возрасту. Свое мнение они ставят превыше всего, мнение же ребенка не учитывается, с него только требуют. Если же он не выполняет указания, то его наказывают. Развиваться ребенку в такой среде очень трудно.

Влияние на ребенка

Физическое и психологическое запрещено законом, но многие родители практикуют этот метод, считая его самым действенным. Взрослые часто не могут сдержать свой гнев, им проще дать ремнем по попе, чем объяснить доступным языком ребенку его неправоту. Если же вы используете такой как телесное наказание, то ждите последствий. Зачастую у маленького человечка возникает страх, который впоследствии может очень сильно повлиять на его дальнейшую жизнь.

Если ребенок боится любимого человека, то это в будущем может сказаться на его межличностных отношениях, адаптации в социуме, на работе. Родители должны знать, что бить по попе, унижать, кричать на своего наследника нельзя, ведь он может вырасти неуверенным в себе, без стремлений в жизни. Он будет думать, что у кого сила, тот и прав.

Физические последствия телесного наказания

Очень часто телесные наказания приводят к физическим травмам у вашего чада. Это связано с тем, что многие родители не рассчитывают свою силу при наказании детей. Происходит привыкание к шлепкам по попе, особенно если они применяются каждый день. Это приводит к тому, что поведение ребенка не изменяется, а сила телесных воздействий увеличивается. В итоге образуются тяжелые телесные повреждения.

Не контролируя себя, родитель способен нанести травму ребенку, несовместимую с его жизнью. И тогда наказание детей приведет к плачевным последствиям. Тумаки и подзатыльники приводят к тому, что малыш может удариться об острый угол или другие предметы в доме.

Физические последствия могут проявиться в виде энуреза, разнообразных тиков, энкопреза и т.д. Не бейте детей, будьте рассудительнее! Ведь ребенок в несколько раз меньше вас.

Психологические последствия телесного наказания

  • Заниженная самооценка. Ребенок будет по жизни руководствоваться принципом: у кого сила, тот и прав.
  • Влияние на детскую психику, возможна задержка в развитии.
  • Отсутствие концентрации внимания на уроках, в играх.
  • Проекция такого же поведения на собственных детей.
  • Большинство детей, подвергшихся физическому насилию, становятся в будущем злоумышленниками.
  • Ребенок перестает жить реальностью, не решая возникшие проблемы, не занимаясь учебой.
  • Постоянно присутствует чувства страха и желание отомстить.
  • Наказание и унижение приводит к одиночеству, ребенок чувствует себя отчужденным, никому не нужным.
  • Происходит отдаление от родителей, портятся отношения. Если в семье применятся насилие, то точек соприкосновения не будет.

Психологическими последствиями также являются частое беспокойство, чувство растерянности, страх, повышенная тревожность. Может ухудшиться аппетит, ребенок может плохо спать, повышается гиперактивность.

Альтернатива телесному наказанию, или как наказывать ребенка

Проявление слабости, отсутствие определенных педагогических знаний и навыков у родителей приводит к физическому чтобы не причинить ему вред? Нельзя бить по попе детей, применяйте альтернативу. Что нужно для этого:

  • Необходимо переключить внимание ребенка на что-то другое.
  • Следует увлечь карапуза таким занятием, чтобы он перестал баловаться.
  • Придумайте новые развлечения с целью поощрения малыша, а не наоборот. Например, можно сложить все разбросанные игрушки в ящик. Прочтите ему его любимую книжку или сказку на ночь.
  • Поцелуйте и обнимите своего ребенка, чтобы он почувствовал ваше тепло и любовь. Проводите с ним больше свободного времени.
  • Заменяйте телесное наказание более лояльными методами (не идите гулять, выключите телевизор, заберите планшет).

К шалостям ваших детей относитесь по-философски, проецируя на себя весь спектр действий. Старайтесь больше общаться с вашими детьми, создайте доверительные отношения друг другом, и тогда проблем станет значительно меньше. Научитесь справляться с проблемами без наказаний. Важно понять родителям, что детей нельзя бить по попе ни при каких обстоятельствах!