Ольга Блинова
Домашнее задание «Бытовая техника»

Уважаемые родители!

Тема этой недели

«БЫТОВАЯ ТЕХНИКА »

Попробуйте повторить эту тему в играх

и беседах с детьми.

ЗАДАНИЯ «Помоги маме быстро выполнить работу» .

1. Игра с мячом «Закончи мое предложение» .

Цель : уметь правильно называть бытовые приборы ; внимательно слушать родителя, быстро реагировать на его слова; ловить мяч, не прижимая к груди.

Мама стирает белье в … (стиральной машине) .

Папа чистит ковер … (пылесосом) .

Мама взбивает крем … (миксером) .

Дедушка достает на кухне молоко из … (холодильника) .

Бабушка варит щи на … (электроплите) .

Юля смотрит передачу «Спокойной ночи малыши» по … (телевизору) .

Мама сушит мокрые волосы … (феном) .

2. Загадайте ребенку загадки.

Пыль увижу - заворчу, заворчу и проглочу. (Пылесос) .

Полюбуйся, посмотри - полюс северный внутри! Там сверкает снег и лед, там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму привезли из магазина. (Холодильник) .

Из горячего колодца через нос водица льется. Включишь, сразу закипит, сам отключится, молчит. (Электрочайник) .

Я не хвастая скажу : «Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые - с морщинками, со складками. Уходят очень милые - веселые и гладкие! Значит, я надежный друг, электрический.» (Утюг) .

Вот так дом - одно окно. Каждый день в окне кино! (Телевизор) .

Люблю я жать и выжимать и сок на завтрак всем давать. (Соковыжималка) .

3. Сгруппировать электроприборы по месту использования и объяснить, почему они нужнее на кухне, или в ванной, или в зале.

4. К конкретному прибору подобрать предметы, на которые направлено его действие (стиральная машина - грязное белье, утюг - мятое белье, кофемолка - зерна кофе, пылесос - мусор и т. п., назвать действие.

5. Через пантомимику изобразить какой-то электроприбор, рассказать о себе (как называюсь, что с помощью меня делают, из каких частей состою, из какого материала сделан, как мной управлять).

6. Дидактическая игра «Что будет, если.»

Что будет, если во всем доме отключат электричество?

Что будет, если не выключить утюг?

Что будет, если электроприборы не выключить?

Что будет, если включить неисправный электроприбор?

Цель: расширить и уточнить словарь по теме, учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах, закреплять правильное употребление глаголов неопределённой формы, учить правильному употреблению предлога у в речи, развивать внимание и мышление.

Интеграция образовательных областей: “ Коммуникация”, “Познание”, “Социализация”, “Чтение художественной литературы”.

Материалы и оборудование:предметные картинки с изображением электроприборов - утюг, стиральная машина, телевизор, пылесос, телефон, компьютер, магнитофон, лампа, микроволновая печь, плеер (DVD), холодильник, сканер, миксер, люстра, соковыжималка, электромясорубка; картинка мастера Винтикова, его сумка с предметами - шнур, шланг, пульт, компьютерная мышка, лампочка, вилка, телефонная трубка, насадка- расчёска от фена; картина с изображением электростанции и электрических проводов со столбами; письмо мастера Винтикова, мяч.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, какие звуки издают работающий пылесос (дж-дж-дж), стиральная машина (дз – зз - зз), включённый миксер (вжи – вжи - вжи)? Давайте покажем, как всё работает.

Игра “Четвёртый лишний”

На наборном полотне - картинки:

  • тарелка, чашка, миксер, сковорода - ... (миксер)
  • мясо, соковыжималка, сок, сыр - ... (соковыжималка)
  • тумба, шкаф, холодильник, стол - ... (холодильник)

Воспитатель: Ребята, назовите лишнюю картинку.

(Дети называют лишнюю картинку)

Воспитатель: Как назвать эти предметы одним словом?

Дети: Электроприборы.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о домашних электроприборах.Какие электроприборы есть в доме?

(Дети называют, а воспитатель выставляет картинки с изображением электроприборов на наборном полотне - утюг, стиральная машина, телевизор, пылесос, телефон, компьютер, магнитофон, лампа, микроволновая печь, DVD-плеер, холодильник, сканер, миксер, люстра, соковыжималка, электромясорубка.)

Воспитатель: Домашние электроприборы - это наши помощники, они очень облегчают жизнь современного человека. С помощью таких электроприборов можно быстро выполнить любую домашнюю работу и не уставать.

Воспитатель: Почему эти приборы называются электрическими? Откуда и как приходит электричество в наш дом?

Дети: С больших электростанций, по проводам.

Воспитатель: Где в доме живёт электрический ток?

Дети: В розетках.

Воспитатель: Какие меры безопасности нужны при пользовании электроприборами?

Дети: Не включать мокрыми руками; следить за исправностью вилок, шнуров, розеток; не пользоваться электроприборами во время грозы; не пользоваться электроприборами без присмотра родителей и т.д.

Воспитатель: У мастера Винтикова в сумке лежат разные предметы. Посмотрите, что тут есть: шнур, шланг, пульт, компьютерная мышка, лампочка, вилка, телефонная трубка, насадка-расчёска от фена и т.п.

(Ребёнок достаёт из сумки предмет па свой выбор и отвечает.)

  • Шнур есть... (у холодильника, телевизора, миксера и т.д.).
  • Шланг есть... (у пылесоса, стиральной машины).
  • Пульт есть... (у телевизора, DVD-плеера).
  • Компьютерная мышка... (у компьютера).
  • Насадка-расчёска... (у фена). И т.д.

Игра с мячом “Помощники”

Воспитатель бросает мяч, ребёнок ловит мяч и отвечает.

  • Пылесос помогает папе ковёр (что делать?) ... (пылесосить).
  • Утюг помогает бабушке платье (что делать?) ... (утюжить, гладить).
  • Стиральная машина помогает маме бельё (что делать?) ...({стирать).
  • Мясорубка помогает бабушке мясо (что делать?) ... (измельчить).
  • Соковыжималка помогает Кате сок (что делать?)... (выжимать).
  • Микроволновая печь помогает маме пироги (что делать?) ... (печь).
  • Сканер помогает папе документы (что делать?) ... (сканировать)

Игра с движением “На кухне”

Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

Что за шум на кухне этой?
Будем жарить мы котлеты.
Мясорубку мы возьмём,
Быстро мясо провернём.
Миксером взбиваем дружно
Всё, что нам для крема нужно.
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.
Электроприборы - это чудо!
Жить без них нам было б худо.
(Е. Игнатьева)

Игра “Один - много”

На наборном полотне - картинки с изображением приборов. Ребёнок берёт картинку и отвечает. После правильного ответа забирает картинку себе.

Холодильник – холодильники - много холодильников

  • Телевизор - ...
  • Компьютер - ...
  • Утюг - ...
  • Лампа - ...
  • Телефон - ...
  • Люстра - ...
  • Пылесос - ...
  • Сканер - ...
  • Электромясорубка - ...
  • Соковыжималка - ...
  • Миксер - ...

Игра “Чудный сон мастера Винтикова”

Воспитатель: Ребята, в сумке мастера Винтикова для вас письмо. Давайте, я прочитаю письмо, а вы исправите ошибки.

Мне приснился чудный сон,
Готовит тесто телефон.
Стирает платье пылесос,
А утюг поет всерьез!

Пылесосит холодильник,
Несмотря на морозильник.
Ну, а печь морозит сало.
Как бы худо всем не стало!

Крутит фарш магнитофон.
Вот так странный марафон!
Помогите разобраться,
Надо в доме мне прибраться!

Воспитатель: Какие электроприборы-помощники помогают людям дома?

(ответы детей)

Воспитатель: Какие меры безопасности нужно соблюдать при работе с электроприборами?

Цели:

  • Обобщить знания по теме «Электробытовые приборы».
  • Развивать образное мышление.
  • Развивать диалогическую речь.
  • Корректировать слоговую структуру, темпо-ритмический рисунок слов.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Оборудование: разрезные и предметные картинки с изображением электробытовых приборов, текст загадок, раздаточные картинки-билеты, изображение паровозика с вагонами-карманами для картинок, султанчики из ниток, зашумленные картинки, графические схемы и разрезная азбука по числу детей, сундучок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Ребята, давайте начнем наше занятие с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра.

2. Объявление темы занятия

– К нам в сад пришло письмо. Нас приглашают в гости. Город называется – Электроград. Там живут наши помощники – электроприборы. Дорога будет дальняя. Путешествие интересное.

3. Развитие образного мышления. Отгадывание загадок

– До городка мы доберемся на поезде. Чтобы получить билет на него, нужно отгадать загадку.

Ребенок, первым отгадавший загадку, становится кондуктором и раздает «билеты»-картинки.

Летом папа наш привез в белом ящике мороз.
И теперь мороз седой дома летом и зимой
Бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)

Из горячего колодца через нос водица льется. (Электрочайник)

Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается. (Утюг)

Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает. (Пылесос)

Стоит красивый сундучок, его не тронешь – он молчок.
Но стоит ручку повертеть – он будет говорить и петь. (Радиоприемник)

В маленьком оконце – голубое солнце.
У окошка я сижу, на весь мир в него гляжу. (Телевизор)

Четыре красных солнца у бабушки на кухне,
Четыре красных солнца горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины. До завтра солнца не нужны. (Электроплита)

В брюхе – баня, в носу – решето, на голове – пупок,
Всего одна рука, и та – на спине. (Электрочайник)

По бокам коробки кругленькие кнопки.
Тут же рядом в уголке ручка с трубкой на шнурке.
Без языка говорит, прекрасно слышит без ушей. (Телефон)

Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная. (Телевизор)

Полюбуйся, посмотри – полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед, там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму привезли из магазина. (Холодильник)

Протянул свой длинный нос на два метра … (Пылесос)

На столе веселый дятел лист бумаги конопатил.
Стукал, стукал без оглядки. И отстукал нам загадки. (Клавиатура компьютера)

4. Слоговой анализ. Игра « Веселый паровозик»

– Вы получили билеты. Пожалуйста, займите свои места в вагона.

Дети делят слова на слоги, соотносят количественные числительные с порядковыми.
«В этом слове два слога, я поеду во втором вагоне»…

5. Коррекция нарушения слоговой структуры слова. Воспроизведение темпо-ритмического рисунка

– Наш поезд отходит от станции и начинает набирать скорость.

Дети вслед за логопедом хлопками повторяют ритмический рисунок.

\ \\ , \\ \ , \\ \\ , \\\ , \ \\ \\\ , \\\ \\\ , \\\ \\\ \\\

6. Артикуляционная гимнастика

Мы прибыли в Электроград. Как же мы будем общаться с местными жителями? Нужно выучить их язык. Давайте попробуем. Для начала необходимо сделать гимнастику.

Развитие речевого дыхания

  • «Вентилятор» – медленно подуть на султанчик из разноцветных ниток.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

  • «Включенный миксер» – круговые движения нижней челюстью (подбородком нарисовать букву «О»)

Упражнения для щек и губ

  • «Пылесос» – вращать губы «хоботком» вверх, вправо, вниз, влево.
  • «Фотоаппарат» – поднимать левую и правую щеки по очереди, одновременно прищуривая глаза.

Упражнения для языка

  • «Утюг» – широким передним краем языка облизать верхнюю губу, производить движения кончиком языка по твердому небу, стараясь дотронуться до мягкого.
  • «Массажер» – производить круговые движения язычком между зубами и губами сначала в правую, затем в левую сторону.

7. Развитие зрительного гнозиса

– Кто же пришел нас встречать? Какие приборы спрятались на картинке?

На столах у детей зашумленные картинки с изображением электробытовых приборов. (Рисунок 1)

8. Развитие слухового внимания, автоматизация поставленных звуков

– Давайте поздороваемся с нашими друзьями.

Вжи-вжа-вжу – поздоровались мы с миксером.
Хла-хло-хлу – поздоровались с холодильником.
Джа-джо-джу – поздоровались со стиральной машиной.
Фра-фро-фру – поздоровались с пылесосом.
Тра-тро-тру – поздоровались со швейной машиной…

9. Развитие пространственного гнозиса. Составление разрезных картинок

– Наши друзья подарили нам свои фотографии. К сожалению, чтобы изображения поместились в конверт, их пришлось разрезать на несколько частей. Постарайтесь восстановить изображения.

10. Развитие логического мышления, диалогической речи. Игра «Четвертый лишний»

Наши помощники-электроприборы приготовили для нас подарок – сундучок. Но найти его будет нелегко. Для этого нам понадобится карта. Она спрятана за лишней картинкой.

11. Динамическая пауза. Пластические этюды с элементами психогимнастики

– Нам предстоит поход за сундучком, но прежде я хочу рассказать вам одну историю. Я расскажу, а вы ее покажете.

Дети проходят на ковер, пластикой и мимикой иллюстрируют рассказ логопеда.

– На кухне стоял холодильник. Он был высокий, массивный, красивый, очень гордился своим видом. В холодильнике хранились продукты. Откроем дверцу холодильника и заглянем внутрь. На нижней полке лежит яблоко. Оно большое, упругое, сочное. Рядом – плитка шоколада. Шоколад сладкий, вкусный. А вот – лимон. Он ароматный, кислый. В морозильнике мы нашли мороженое. Давайте возьмем его и поставим на стол. Мороженое холодное, твердое. В комнате было очень тепло, наше мороженое стало постепенно таять. Через несколько минут на столе осталась только сладкая белая лужица.

12. Развитие пространственной ориентации. Путешествие по карте

– Карту мы нашли, по ней мы без труда отыщем сундучок.

На столах у детей схемы (Рисунок 2). Дети по цепочке читают графическую схему, один из детей следует их указаниям. В конце пути спрятан сундучок.

– Нужно пройти: 3 шага вперед, 3 шага направо, 1 шаг вперед направо, 2 – вперед, 2 – вперед налево, 3 – направо, 2 – вперед, 2 – назад направо, 4 – вперед, 2 – направо, 2 – вперед налево, 1 шаг вперед.

13. Обучение грамоте «Составь слово»

– Посмотрите, а вот и наш сундучок. Но чтобы его открыть, нужно каждому из вас составить и произнести волшебное слово.

Дети составляют слова из букв разрезной азбуки.

14. Развитие мелкой моторики

– Чтобы открыть замок сундучка, у нас должны быть сильные, ловкие руки. Предлагаю сделать массаж.

Самомассаж кистей рук. На каждую строчку разминаем один палец, начиная от ногтевой фаланги.

Что за шум на кухне этой? мизинец
Будем жарить мы котлеты безымянный
Мясорубку мы возьмем, средний правая рука
Быстро мясо провернем. указательный
Миксером взбиваем дружно большой
Все, что нам для торта нужно, мизинец
Чтобы торт скорей испечь, безымянный
Включим мы электропечь. средний левая рука
Электроприборы – это чудо! указательный
Жить без них нам было б худо. большой

Е. Игнатьева

15. Сюрпризный момент

– Теперь мы готовы открыть сундучок.

Дети открывают крышку сундучка, в котором лежит сладкое угощение.

16. Итог занятия

– Ребята, нам пора возвращаться домой. Закройте глаза, я трижды хлопну в ладоши, и мы с вами перенесемся в наш любимый детский сад.

Логопед хлопает в ладоши, дети открывают глаза.

– Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Что показалось самым интересным?

Ответы детей.

Людмила Зырянова
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Домашние электроприборы».

Тема «Домашние электроприборы»

Цель: расширить и уточнить словарь по теме, познакомить с мерами безопасности при пользовании электроприборами, учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах, закреплять правильное употребление глаголов неопределённой формы, учить правильному употреблению предлога «у» в речи, развивать зрительное восприятие, внимание и мышление.

Оборудование: предметные картинки электроприборов - утюг, стиральная машина, телевизор, пылесос, телефон, компьютер, магнитофон, настольная лампа, микроволновая печь, плеер (DVD, холодильник, сканер, миксер, люстра, соковыжималка, электромясорубка; разрезные картинки электроприборов; кукла в комбинезоне - мастер Винтиков, его сумка с предметами - шнур, шланг, пульт, компьютерная мышка, лампочка, вилка, телефонная трубка, насадка – расчёска; волшебная отвёртка, картина электростанции и электрических проводов со столбами; письмо Мастера Винтикова, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Какие звуки издают работающий пылесос? (дж-дж-дж, холодильник? (дды-дды-дды, стиральная машина? (дз-зз-зз, включённая электромясорубка? (вж-вж-вж). Давайте покажем, как всё работает.

2. Введение в тему. Игра «Разрезные картинки»

Иногда в доме что-нибудь ломается и надо вызывать мастера по ремонту. Я знаю такого мастера, мастера Винтикова. Он скоро к нам придёт. Поскольку у него очень много работы, давайте, дети ему поможем с ремонтом.

Почините, соберите картинку (у детей на столах разрезные картинки электроприборов, состоящие из 6-8 частей).

А вот и мастер Винтиков пришёл! Покажите ему, как вы отремонтировали, что у вас получилось. Дети называют картинку с «отремонтированным» электроприбором. Как назвать эти предметы одним словом? (электроприборы)

Мастер Винтиков дотронется своей волшебной отвёрткой до ваших электроприборов и проверит правильно ли они работают.

Сегодня мы с вами поговорим об электроприборах.

3. Беседа.

Какие есть электроприборы в доме? Дети называют, а педагог выставляет картинки электроприборов на наборном полотне (утюг, стиральная машина, телевизор, пылесос, телефон, компьютер, магнитофон, лампа, микроволновая печь, плеер (DVD, холодильник, сканер, миксер, люстра, соковыжималка, электромясорубка).

Домашние электроприборы – это домашние помощники, они очень облегчают жизнь современного человека. С помощью таких электроприборов можно быстро выполнить любую домашнюю работу и не уставать.

Почему эти приборы называются электрическими? Откуда и как приходит электричество в наш дом? (с больших электростанций, по проводам). Мастер Винтиков вам покажет картинки. Где в доме живёт электрический ток? (в розетках). Покажите мастеру Винтикову, где находятся розетки в нашем кабинете.

Какие меры безопасности нужны при пользовании электроприборами?

(не включать мокрыми руками, следить за исправностью вилок, шнуров, розеток, не пользоваться во время грозы, не пользоваться электроприборами без присмотра родителей и т. д.)

У мастера Винтикова в сумке лежат разные предметы, посмотрите, что тут есть: шнур, шланг, пульт, компьютерная мышка, лампочка, вилка, телефонная трубка, насадка – расчёска (от фена) и т. п.

Ребёнок достаёт из сумки предмет на свой выбор и отвечает:

Шнур есть … у холодильника. (у телевизора, у миксера и т. д.)

Шланг есть … у пылесоса. (у стиральной машины)

Пульт есть … у телевизора. (у DVD)

Компьютерная мышка … у компьютера.

Насадка-расчёска … у фена.

5. Игра с мячом «Помощники» (педагог бросает мяч, ребёнок ловит мяч и отвечает)

Электроприборы нам помогают в домашних делах:

Пылесос помогает папе ковёр (что делать) … пылесосить

Утюг помогает бабушке платье (что делать) … утюжить (гладить)

Стиральная машина помогает маме бельё (что делать) … стирать

Мясорубка помогает бабушке мясо (что делать) … рубить

Соковыжималка помогает Кате сок (что делать) …выжимать

Микроволновая печь помогает маме пироги (что делать) … печь

Сканер помогает папе документы (что делать) … сканировать и т. д.

6. Игра с движением «На кухне » (выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения).

Мастер Винтиков предлагает вам поиграть с кухонными электроприборами.

Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты

Мясорубку мы возьмем,

Быстро мясо провернем.

Миксером набиваем дружно

Все, что нам для крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы электропечь.

Электроприборы - это чудо!

Жить без них нам было б худо. (Е. Игнатьева)

7. Игра «Один – много» (образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах)

На наборном полотне картинки приборов, ребёнок берёт картинку, после правильного ответа, забирает картинку себе.

Дети, покажите мастеру Винтикову, как вы умеете правильно говорить.

Холодильник – холодильники – много холодильников

Телевизор - …

Компьютер - …

Лампа - …

Телефон - …

Люстра - …

Пылесос - …

Сканер - …

Электромясорубка - …

Соковыжималка - …

Миксер - …

Магнитофон - …

Какие вы, молодцы, ребята! Мне пора уходить, вызывают на работу, ремонтировать электроприборы, но я вам оставлю письмо.

8. Игра «Чудный сон мастера Винтикова»

Сейчас я прочитаю письмо мастера Винтикова, а вы будьте внимательны и исправьте ошибки.

«Мне приснился чудный сон,

Готовит тесто …телефон.

Стирает платье … пылесос,

А … утюг поёт всерьёз!

Пылесосит …холодильник,

Несмотря на морозильник,

Ну, а … печь морозит сало,

Как бы худо всем не стало.

Крутит фарш … магнитофон,

Вот так странный марафон!

Дети, помогите разобраться!

На работу нужно мчаться!»

9. Итог занятия.

Какие электроприборы – помощники помогают людям дома? Какие у вас любимые электроприборы?

Какие меры безопасности нужно соблюдать при работе с электроприборами?

Аннотация:

Вашему вниманию предлагается методическая разработка для педагогов ДОУ по лексической теме: «Бытовая техника». Данное пособие направлено на расширение и обобщение знаний об электричестве и электрических приборах, воспитание безопасного поведения по отношению к электричеству и электроприборам, интереса к окружающим в быту предметам, использование полученных знаний в игровой деятельности, совершенствованию лексико-грамматических категорий, развитию всех познавательных процессов.

Подготовленный материал будет полезным для педагогов дополнительного образования, воспитателей логопедических и общеобразовательных групп.

Методическая разработка для педагогов ДОУ по лексической теме «Бытовая техника»

Конспект НОД «Электричество и электроприборы». Развитие речи. Подготовительная логопедическая группа

  • Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании;
  • Закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;
  • Развивать мыслительную активность, любознательность.
  • Воспитывать у детей чувство осторожного обращения с электроприборами.

Словарь новых слов: — электростанция, тепловая и атомная энергия.

Материал:

Мяч
- Памятки
- Иллюстрации «Правила пользования электроприборами»
- Иллюстрации «Откуда ток пришёл»
- Дидактическая игра «Что есть, что было»

Предварительная работа:

Беседы
- Рассматривание иллюстраций
- Дидактические игры
- Загадывание загадок

Ход НОД:

1. — Ребята, я предлагаю поиграть в игру с мячом “Для чего это нужно?”. Сейчас мы вместе вспомним, какие действия совершают разными электроприборами.

Утюгом – гладят бельё.
- Миксером – взбивают крем.
- Феном – сушат волосы.
- Лампой – освещают книгу.
- Пылесосом – пылесосят ковры.
- Вентилятором – охлаждают воздух.
- В холодильнике – хранят продукты.
- В микроволновке – разогревают еду.
- В чайнике – кипятят воду.
- На электроплите – готовят еду.
- По телефону – звонят.
- На магнитофоне – слушают музыку.

Скажите ещё раз, как все эти приборы называются?

Видите, как много электроприборов нас окружает. Они наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно.

А чтобы ожили и заработали все эти приборы, куда их включают?

Правильно, для того, чтобы приборы работали, их включают в розетку. Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет приборы трудиться?

Что за зверь сидит в розетке?
Из какой сбежал он клетке?
Как на свет он появился?
И в розетке поселился?

2. Дети сидят за столами.

ВОСП: Ребята, отгадайте загадку:
Он всем несёт тепло и свет,
Щедрей его на свете нет.
К посёлкам, сёлам, городам
Приходит он по проводам.

Почему вы думаете, что это электрический ток?

(ответы детей)

А вы знаете, откуда электрический ток попадает в ваш дом?

(ответы детей, затруднения в правильном ответе)

3. Рассказ воспитателя «Откуда берётся электричество»:

Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепловая и атомная энергия. Про эту энергию вы узнаете в школе, когда будете изучать физику и химию. Затем электрический ток течёт по проводам, спрятанными глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем, то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие – премаленькие частицы. Этот провод – дорожка.
(показать провод) Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дом, больницы, школы, детские сады.

А у нас в группе есть электрический ток?

Как вы догадались? (в группе есть розетки, выключатели, лампочки)

Для чего нужен электрический ток? (смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер и т. д.)

Что работает с помощью электричества? (электроприборы)

Физминутка.

А сейчас давайте поиграем. Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.

Игра «Ток бежит по проводам»

Дети бегут по кругу друг за другом, говорят слова:

Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс.

4. — Сейчас электричество есть в каждом доме. Это наш самый первый помощник, с помощью электричества работают все электроприборы.

А много лет назад не было электричества, трудно приходилось человеку справляться с жизненными проблемами. Давайте на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.

Д/игра «Что есть, что было»

Перед вами на карточках бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества (раскладываются карточки, составляющие пару):

  • стиральная машина – корыто
  • пылесос – веник
  • миксер – венчик
  • утюг – гладильная палка, утюг на углях
  • швейная машина – игла
  • электролампа – свеча
  • магнитофон — гармонь, балалайка

Молодцы, справились с заданием. а теперь давайте разложим все карточки и посмотрим, сколько бытовой техники усовершенствовал человек благодаря электричеству.

5. -Как много мы сегодня узнали об электричестве! Но каждый из вас должен помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами. Давайте вспомним все правила безопасности (по иллюстрациям):

Педагог предлагает детям послушать некоторые правила пользования электроприборами. После прочтения каждого правила, он задает дошкольникам вопрос «почему?» Выслушав детские ответы, педагог разъясняет ребятам, почему нельзя так поступать.

1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Почему? — Потому что ток, как по мостику, переберется по ним на вас и может убить.

2. Не касайтесь руками оголенных проводов! Почему? — По оголенному, не защищенному обмоткой проводу течет электрический ток, удар которого может быть смертелен.

3. Не прикасайтесь к включенным электроприборам мокрыми руками! Почему? — Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.

4. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра! Почему? — Потому что включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и т. д.

5. Не перегружать работой электроприборы! Почему? – Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.

6. Не пользоваться неисправными розетками, электроприборами! Почему? – Это приведёт к пожару.

Главное правило пользования электроприборами для дошкольников

7. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом. А чтобы вы не забывали эти правила, я вам даю памятки. Смотрите их и не забывайте, что нельзя делать.

Ребята, что нового вы сегодня узнал?

Где новое знание вам может пригодиться?

Конспект НОД: Познавательное путешествие-знакомство «Электричество и электроприборы». Подготовительная логопедическая группа.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, экспериментальная.

Цель: Развитие интереса к явлениям и предметам в окружающем мире. Расширение знаний безопасного поведения.

Образовательные:

1. Расширить знания об электричестве и электроприборах.
2. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.
3. Пополнить словарь детей новыми понятиями «гидроэлектростанция», «аккумулятор», «электрический ток».

Коррекционно-развивающие:

4. Активизировать речь и мыслительную деятельность детей. Способствовать умению четко и грамотно формулировать свою мысль.
5. Автоматизировать звукопроизношение у детей при звукоподражании.
6. Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение.
7. Развивать социальные и коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.

Воспитательные:

8. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам через умения слушать товарища и принимать мнение другого.
9. Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электричеством.

Ожидаемый результат: повышение интереса к окружающим предметам в быту и использовании полученных знаний в повседневной жизни.

Предварительная работа: беседа «Путешествие в прошлое электрической лампочки»; заучивание загадок и стихов об электроприборах; рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов; подбор предметов, работающих от батареек, аккумуляторов, элементов питания, для выставки; рассказы детей из личного опыта.

Оборудование:

Разрезная картинка с изображением электрической лампочки;
- карточки из дидактической игры «Эволюция транспорта и окружающих нас вещей» на примере группы «осветительных приборов»;
- свеча;
- мультимедийная система;
- игрушка набор для проведения опытов по разным отраслям знаний «Электрическая сирена» из серии научных игрушек «Изучаем окружающий мир»;
- выставка предметов, работающих от батареек, аккумуляторов, элементов питания;
- мольберт;
- мягкие модули;
- модели с изображением правил безопасности при работе с электроприборами;
- эмблемы с изображением лампочки по количеству детей.

Методы обучения и воспитания: художественное слово (стихи и загадки), демонстрационный материал, использование элементов технологии ТРИЗ (приемы: «хорошо — плохо», моделирование), экспериментирование.

Условия проведения: просторный зал, в котором можно свободно передвигаться; стульчики по количеству детей; стол, на котором расположена выставка; мольберт с перевернутыми моделями безопасного обращения с электроприборами.

Ход нод:

Вступительное слово педагога (стимулирование к предстоящей деятельности):

Дорогие ребята! Я рада вас всех видеть здоровыми и веселыми. Сегодня нас ждет необычное путешествие, в котором мы узнаем много интересного. А для начала …

Проблемная ситуация: обратите внимание, что лежит на столе? Похоже, это разрезанные части картинки. Возьмите каждый по одной части, попробуйте вместе собрать общую картинку (дети собирают).

Что получилось? (электрическая лампочка).

Воспитатель: Скажите, а всегда ли люди использовали для освещения лампочки? (ответы детей).

Погружение в проблему: Предлагаю вам окунуться в прошлое и проследить, как люди освещали свои жилища в разное время.
Дидактическая игра «Эволюция окружающих нас вещей»

Задание: Перед вами лежат картинки с изображением разных осветительных приборов. Выберите картинку, которая привлекла ваше внимание, понравилась вам. А теперь с их помощью мы будем строить дорожку из прошлого в настоящее. (Разложить карточки в хронологической последовательности, в соответствие с ранее проведенной беседой: «Путешествие в прошлое электрической лампочки»).

Мы построили мостик из прошлого в настоящее. Я сейчас возьму свечу, зажгу её, а вы следуйте за мной (ребёнок, идущий последним, собирает картинки). Переходим по « мостику» от прошлого к «настоящему».

Вот мы с вами и оказались в настоящем (воспитатель предлагает детям присесть на стульчики напротив экрана).

Загадка-стихотворение:

Вижу розетку вверху на стене,
И интересно становится мне,

(Электричество)

А вы хотите узнать, как к нам в дом приходит электричество?

Показ слайда

Педагог комментирует: Это – гидроэлектростанция. Под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора вырабатывается электричество. Оно подаётся в специальные подстанции, а от них потом по проводам бежит к нам домой, в больницы, на заводы и туда, где люди не могут обойтись без электричества.

Скажите, а для чего люди ещё используют электричество, кроме освещения помещения?(предполагаемый ответ детей: для пользования электроприборами).

Игра «Загадки-разгадки»

Дети по очереди загадывают загадки. После ответов детей, правильный ответ появляется на экране мультимедиа.

1-й ребенок:

Пыль увижу – заворчу,

Заверчу и проглочу! (Пылесос)

Какие звуки мы можем услышать при работе пылесоса? (ДЖ)

2–й ребенок:

В неё сначала бельё загружай,
Насыпь порошок и в розетку включай,
Программу для стирки задать не забудь,
А после ты можешь пойти отдохнуть. (Стиральная машина)

Какие звуки мы слышим при работе стиральной машины? (Р), (У).

3-й ребенок:

Помялось платье? Ничего!
Разглажу я сейчас его,
Работать мне, не привыкать…
Готово! Можно надевать. (Утюг)

Какие звуки мы можем услышать во время работы утюга? (ПШ).

4-й ребенок:

Живут там разные продукты,
Котлеты, овощи и фрукты.
Сметана, сливки и колбасы,
Сосиски, молоко и мясо. (Холодильник)

Молодцы, мы с вами не только все загадки разгадали, но и вспомнили все звуки, которые мы слышим при работе этих электроприборов.

Интересно, а какие звуки мы слышим, когда работает холодильник? (ответ ДЗ).

Ребята, вспомните, какие электроприборы мы с вами еще не назвали, назовите их. (Ответы детей сопровождаются показом слайдов).

Все вспомнинили?!

Физкультминутка (активизация внимания и двигательной активности, восстановление работоспособности).

Где обычно в квартире стоит холодильник? (на кухне)

И мы с вами представим, что мы на кухне (дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Что за шум на кухне этой?
Будем жарить мы котлеты.
Мясорубку мы возьмём,
Быстро мясо провернём.
Миксером взбиваем дружно
Всё, что нам для крема нужно.
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.
Электроприборы – это чудо!
Жить без них нам было б худо.

А вы знаете, ребята, что люди научились приручать электричество, и даже прятать его в специальных «домиках»: аккумуляторах и батарейках – их называют «элементы питания» (Показ картинок на слайде).

Эксперимент (специально приготовленный стол). Мы сейчас с вами проведем эксперимент и проверим: правда ли электрическая система может работать от обычных батареек. И убедиться в том, что в них действительно «живёт» электричество (Опыт с набором «электрическая сирена»).

Ребята, а кто знает, где ещё люди используют эти «домики» для хранения электричества: батарейки, аккумуляторы? (Ответы: видеокамера, фонарики, пульт управления, фотоаппарат). Педагог обращает внимание детей на выставку, рассматривают экспонаты.

Ребята, подумайте и скажите, какую пользу человеку несёт электричество? (ответы детей).

А есть ли вред? (ответы детей) .

Правила безопасного обращения при работе с электроприборами

Дети присаживаются на мягкие модули напротив мольберта.

Задание: Используя модели, нам надо сформулировать основные правила безопасности при работе с электроприборами. По показу моделей формулируем правила.

Правило 1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические!

Почему? Потому что ток как по мостику переберётся по предмету на вас и может сильно повредить здоровью.

Правило 2. Не касайтесь руками оголённых проводов!

Почему? По оголённому, не защищённому обмоткой проводу, течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.

Правило 3. Не прикасайся к включенным приборам голыми руками!

Почему? Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.

Правило 4. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра!

Почему? Потому, что включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте: потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы.

Педагог читает стихотворение:

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК

Вижу розетку внизу на стене
И интересно становится мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит?

Зверя зовут электрический ток.
Очень опасно играть с ним, дружок!
Руки подальше от тока держи.
Пальцы в розетку совать не спеши!

Если попробуешь с током шутить,
Он разозлится и может убить.
Ток – для электроприборов, пойми,
Лучше его никогда не дразни!

Подведение итогов познавательного путешествия.

Вот и закончилось наше путешествие-знакомство с электричеством и электроприборами. Что понравилось и запомнилось вам особенно в нашем путешествии? (ответы детей). Желаю вам помнить о важности электроприборов в нашей жизни и не забывать о коварстве электричества. Помните правила безопасности по использованию электроприборов. А напоминать о нашем путешествии будет вот такая весёлая электрическая лампочка — эмблема. Педагог раздает детям эмблему с изображением электрической лампочки.

Информация для стенда

Тема недели: «Электроприборы»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

● «Беседа по теме»

Какие вы знаете электроприборы? Для чего нужен каждый из них? Какие электроприборы находятся у вас на кухне, в спальне, в зале? Что служит питанием для электроприборов? Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций.) Где в каждом доме живет электричество? (В розетках.) Почему нельзя трогать розетки? Для чего нужен провод? На какой предмет мебели похож холодильник?

●«Назови ласково»

Телефон - телефончик,
пылесос- пылесосик,
торшер - торшерчик,
лампа - лампочка,
холодильник - холодильничек,
утюг - утюжок,
магнитофон - магнитофончик,
плита - плитка (плиточка).

●«Один - много»

Телевизор - телевизоры - телевизоров,
магнитофон - магнитофоны - магнитофонов,
пылесос - пылесосы - пылесосов,
люстра - люстры - люстр,
телефон - телефоны - телефонов,
радио - радио - радио,
торшер - торшеры - торшеров,
лампа - лампы - ламп,
компьютер - компьютеры - компьютеров,
холодильник - холодильники - холодильников,
утюг - утюги - утюгов,
машина - машины - машин,
плита - плиты - плит.

● «Скажи со словом «нет»»

Телевизор - нет телевизора;
магнитофона, плиты, пылесоса, люстры, телефона, радио, лампы, компьютера, холодильника, миксера, утюга, стиральной машины, микроволновой печи, электроплиты, тостера, фена, вентилятора, моро-зильника.

●«Закончи предложение

Мама стирает белье в … (стиральная машина).
Папа чистит ковер … (пылесос).
Дочь гладит одежду … (утюг).
Коля поджаривает хлеб в … (тостер).
Бабушка на кухне достает продукты из … (холодильник).
Даша готовит обед на … (плита).
Антон разговаривает с другом по … (телефон).
Фильмы и мультфильмы показывают по … (телевизор).

Сказки

Что думаем об электричестве

Якименко Анна

Жил-был мальчик по имени Петя. Жил- не тужил в своём xxl веке, пользовался благами новых технологий. Любил поиграть в компьютер, посмотреть телевизор, заглянуть в интернет. Жил припеваючи, как любой подросток.

Однажды вечером, после футбола, пришёл Петя домой. Как обычно, включил свет во всей квартире, воткнул вилку обогревателя в розетку, плеснул воды в электрический чайник, щёлкнул телевизор, поставил любимую группу в музыкальный центр, поставил телефон на зарядку. Ну, кажется, всё: можно отдыхать со всеми удобствами.

На голубом экране какой-то толстенький дядька призывал экономить энергию, грозил, будто её не хватит другим поколениям.

Ерундой время занимают, — подумал расслабленный теплом и горячил чаем Петька. — Чего это её не хватит: горит себе и горит. Что свету сделается? На худой конец провода поменяют или что-нибудь новенькое придумают. Вон про какие-то сберегающие лампы все уши прожужжали. Скукота.

И переключился на седьмой канал: шёл футбольный матч между командами России и Германии.

Вот это то, что над,- повеселел Петька.

Через два часа, заканчивая от волнения и разочарования (любимая команда проиграла) третью пачку печенья, он наконец оторвал взгляд от экрана.

Время «детское». Что бы это ещё интересное сделать? -подумал мальчик и включил компьютер, чтобы поиграть. Вскоре он так увлёкся, что не заметил, что время за полночь. Так не хотелось перебираться из тёплого уютного кресла в кровать, что Петька, подложив под щеку любимого плюшевого медвежонка, сладко заснул.

И тут началось! Его кинуло в сторону, повертело в воздухе и со свистом затянуло в компьютер. Сонный Петька ничего не понял.

Он очутился на рабочем столе. Одна из Папок оскалила зубы и набросилась на него. Увы! Не был он спортсменом – не смог убежать от шустрой Папки и…скоро очутился у неё в животе. Убедившись, что Жертва притихла, Папка прямиком направилась к королеве
Электронного мира.

Оказалось, что Петька был одним из первых вредителей, которых королева решила наказать за небрежное отношение к её поданным. Не знал он об Указе по королевству: изловить и перевоспитать всех расточителей энергии.

Тут-то и вспомнил наш герой о том, что лампочки в их квартире «умирали» каждую неделю, потому что он забывал выключать свет.
Царица приказала казнить негодника. Тут Петька не выдержал и упал на колени перед королевой, соглашаясь на любые работы, даже посуду мыть, даже мусор выносить, только бы оставили в живых. Зарыдал он «крокодильими слезами» и …был услышан. Согласилась королева Электронного мира на гуманное наказание: недельный труд на электродобывающем заводе.

Мальчик изменился на глазах. По утрам бежал на завод, чтобы не опоздать. А за любое непослушание получал ремнём по пятой точке. Спустя неделю жители Электронного мира не могли налюбоваться на гостя поневоле. Куда делись лень и забывчивость?! И лампочку протрёт от пыли, и на место положит, чтобы ей было удобно, вечером «спокойной ночи» скажет и не забудет отключить от сети.

Когда пришло время отпускать Петьку домой, даже королева прослезилась: так не хотелось ей расставаться с золотым помощником. Когда-то она вновь его увидит? Да и увидит ли?

Петя! Петя! Опять уснул около компьютера! Ну, негодныймальчишка!-сквозь сладкий сон услышал Петька мамин голос.

Царица! Не вели казнить, вели миловать!- бормотал он вялым ото сна языком.

Какая я тебе царица? Совсем заигрался! Реальность от игры не отличаешь!

В школу пора. Вставай, иначе опоздаешь и не успеешь позавтракать. А я твои любимые оладушки приготовила.

Петька, сообразив, что он опять дома, жив и здоров, втянув носом дразнящий запах из кухни, расцеловал маму и побежал умываться.

И теперь Петя, уходя из дома, всегда проверял, не забыл ли он дать отдых электроприборам. А глядя на люстру под потолком, вспоминал ремень на пятой точке и выключал свет, не забывая вежливо пожелать каждой лампочке приятного сна.

Юлия Обернихина

Сказка

По мотивам сказки А.С.Пушкина

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Жили – не тужили. Старик рыбу ловил, старуха по дому управлялась и ждала его на берегу. Так прожили они, душа в душу тридцать лет и три года, да три дня, да три часа. И не чаяли, что беда уже рядом.

Как-то раз вышел старик на своей ветхой лодчонке в открытое море. Откуда ни возьмись — тучка маленькая. Не придал ей значения старик, дальше поплыл за косяком рыбы. Думает: улов будет хороший. Вот старуха удивится, рыбу продаст и себе новый платок купит, старый-то весь износился. Думает так старик и невод бросает. А невод всё пустой. Два раза в середину косяка рыбы забросил, а рыбы-то и нет.

Что за чудеса? — думает рыбак. Тридцать лет и три года в море хожу, а такого не случалось. Видно не носить моей старухе нового платка.

Забросил он невод в третий раз. И пришёл невод с тиной морскою, да не простою. Говорит вдруг тина человеческим голосом:

Одолел ты меня, рыбак. Тридцать лет и три года на тебя любуюсь: ни разу не пожадничал, рыбы больше, чем надо, не взял, мальков выпускал. Да, видно, и я виновата. Ну, что ж, меня не увидишь, нельзя мне людям на глаза показываться, так как я царя морского дочка, а взамен свободы три желания твои исполню. Ну, что же ты? Желай скорее. Душно мне в вашем мире, домой хочу!

Ничего не ответил старик. То ли страх его взял, то ли жалко стало рыбку:
вытряхнул он невод в море и поплыл домой. Рассказал историю старухе. А она ну его ругать:

Простофиля ты, недотёпа, попросил бы хоть свечку в избу. Без света сидим!

Да что свечку? Попроси, пусть при взмахе моей руки в избе светло становилось. Тебя-то дома не бывает, а мне пряжу прясть надо, носки тёплые вязать.

Пришёл старик к морю и думает:

Вот глупая старуха. Думает, что рыбка золотая на берегу сидит днями-ночами и меня старого поджидает. Скажу старухе, что, царя морского дочь не может этого сделать: она только на дне морском колдует, а тут ей воздух мешает.

Только подумал, слышит:

Пришёл всё-таки. Проси! Долг платежом красен.

Рассказал ей старик о желании старухи. Рыбка послушала, хвостом золотым сверкнула и нырнула в глубь морскую.

Идёт рыбак домой не весел, буйну голову повесил. Видит: в его избушке в одно окошко свет яркий вспыхнул и погас, опять вспыхнул и погас. Входит, а это старуха его веселится — руками машет да со светом играет. Увидела мужа и мрачнее моря в бурю стала.

Не хочу, — говорит,- в избе сидеть, хочу по берегу моря ночью гулять, да чтобы светло было, как днём. Воротись к рыбке, а не то не буду рукой махать, в темноте сидеть будешь.

Делать нечего. Поплёлся старик к морю.

Смилуйся, морская царевна, с просьбой к тебе второй пришёл. Просит моя старуха берег моря осветить вокруг избы.

Ступай, — говорит рыбка, — не печалься, знаю, что не для себя просишь. Выполню твоё желание. Только одно условие: больше не приходи. Третье желание исполняется, если оно добро людям несёт да если оно разумное.

Оглянулся старик, а рыбки уже нет, а берег весь осветился, как днём. Висят в воздухе фонари цветные в виде рыб и светятся. А под ними прохаживается его старуха, на него совсем не глядит.

Так прошёл месяц. Всё по-прежнему: старик в море, а старуха то прядёт, то вяжет, то гуляет по берегу морскому.

Ну как, твоя душенька довольна? — спрашивает он старуху.

А она на него как сверкнёт глазами, ногой об песок как топнет:

Ты как думаешь за свет платить? Рыбка твоя фонари повесила, а за них кто платить будет? Иди и проси энергосберегающие лампы!

Пошёл старик, попросил лампы. Рыбка удивилась, что старуха такая умная, но желание выполнила. Что же тут плохого, если человек экономить хочет.

А старуха пуще злится:

Не хочу совсем за свет платить! За лучину платила! За свечки платила! За фонари платила! Пусть энергосберегающие лампы станут деньгосберегающими, бесплатными. А не может твоя рыбка этого сделать, так пусть за нас сама и платит. Попроси у неё, чтобы мы за свет не платили!

Потащился рыбак в четвёртый раз к рыбке. Долго звал её с берега моря. А вокруг всё темнело и темнело. Вдруг видит, окунь морской плывёт и во рту сухой рыбий плавник держит. Взял старик плавник, а на нём нацарапано:

Счёт
За электроэнергию
Ф.И.О: Морской царь
Адрес: Морское дно, ул. Тинная дом №1
За период: 1морской год
Сумма: 100 рыбёшек сушёных, 20 крабов мочёных, 5 медуз натуральных.
Морская энергетическая кампания предупреждает потребителей: за неуплату своевременно долга за потреблённую электроэнергию пеня будет начисляться ежедневно, начиная с первого просроченного дня.

Всё понял старик. Поплёлся он к своей избе старухе растолковывать, что ничего бесплатного не бывает. Воротился и видит. Темно в их единственном окошке. На крыльце сидит его старуха и горько плачет.

То-то же. Не надо было скупиться.

Александра Вильковиская

Сказка

Давным-давно на белом свете была страна Терния. Её жители никогда не видели свет, жили в темноте. И было им очень грустно. Однажды собрали они совет, и самый старый терниец сказал:

Из-за тьмы мы становимся злыми. Есть ли на свете место, где хотя бы капельку светло и весело?

Люди начали спорить. Одни говорили, что есть такая земля, им рассказывали родители; другие утверждали, что и везде мрак, нечего и пытаться найти что-то иное.

Кто это сказал,- спросил главный терниец. — Подойди ко мне.

Из толпы вышел дряхлый старичок:

Есть такое место. Оно называется…

«Бах!» — послышался грохот в лесу, будто упало и ударилось о землю что-то не очень большое, но и не маленькое.

Что это?- испугались люди. — Вы слышали? Давайте посмотрим!

И все дружно бросились к тому месту, откуда донёся тупой удар.

На земле перед ними лежал человек, такой же как они, только выглядел немного странно. Он всё время подпрыгивал и вскрикивал «Ай!»

А когда он немного успокоился, тернийцы поинтересовались:

Кто ты? Откуда?

Ай! Я-а-а-а э-л-е-к-т-р-и-к

Как ты здесь оказался? И что такое э-л-е-к-т-р-и-к?

Я чинил провода. Это такие длинные верёвочки, которые натянуты по воздуху. По ним бежит свет.

С-в-е-е-е-т,- как заворожённые протянули тернийцы. -Вы слышали, он произнёс волшебное слово «свет». Есть такая земля, где всем светло и весело! Мы нашли её!

Да не всем там весело,- подумал незадачливый электрик, но мешать радоваться не стал.

А ты не мог бы и нам подарить частичку света? – с надеждой обратился к прилетевшему главный терниец. — Может быть, у тебя осталась хотя бы капелька этого чуда? Ты сделал бы нас счастливыми.

Это пустяк,- сказал электрик и открыл свою заветную сумку, с которой он никогда на работе не расставался. — Вот лампочка, даже три: матовая, голубая, а вот ещё совсем новая, энергосберегающая, витая, как спиралька. Её –то я и менял, когда произошла авария, и меня силой тока отнесло к вам. А вот и моток проволоки. А столбы у вас везде – на то и лес.

Какое хорошее, доброе слово «ток»,- подумали тернийцы, но электрику ничего не сказали: вдруг
он обидится, заберёт свет с собой.

Скоро в Тернии стало светло и весело. Каждый наконец мог видеть всех, а все – каждого. Родители увидели, какие у них красивые дети. А дети поняли, каким прекрасным и ярким может быть мир и как хорошо играть, когда светло.

Для «заблудившегося» электрика построили воздушный корабль, послали сигнал на его родину. Провожать пришли все тернийцы от мала до велика.

О добром электрике легенды передаются из поколения в поколение как о спасителе Тернии. В благодарность добрые тернийцы каждый год празднуют День электрика и рассказывают сказки малышам-тернийцам, чтобы они помнили добро и делали его сами.

Жил-был со своими родителями малыш-непоседа. Всё ему интересно и любопытно было. С детства слышал от мамы почемучка, что в розетку пальцы совать нельзя.

Почему?- тут же следовал вопрос. – Почему в банку с вареньем можно, а в розетку нельзя?

Почему? Почему? Нельзя и всё,- отвечала мама. – Может плохо кончиться.

По пальцам ударит.

Что должно было кончиться, малыш не понимал. Он долго думал об этом и часто подходил к розетке, смотрел в её круглые дырочки и не мог понять: что же там внутри? Кто там сидит и по пальцам может ударить? Дырочки такие маленькие…

И вот однажды ночью, когда родители крепко спали, малыш подошёл к розетке, внимательно осмотрел свои пальцы и дырочки розетки. Потом попытался засунуть в них пальчик…

Когда малыш открыл глаза, он сидел среди цветных проводов: красных, белых, голубых, зелёных. Из них было сплетено всё: и стульчик, на котором сидел, и маленький столик с красивыми тарелочками, и даже игрушки были из разноцветных проводов. Такого он не видел ни в одном игрушечном магазине. А посреди комнаты сидел какой-то незнакомый дядя и плёл из проволочек замечательную машинку. Он уже доделывал колёсико. Так захотелось малышу поиграть, что он спросил:

Как Вас зовут? Можно мне поиграть вашими игрушками?

Конечно,- ответил дядя. – Ты можешь и покушать, если проголодался. Посмотри, какие у нас вкусные конфеты, сдобные булочки.

А может ты любишь манную кашу или шоколад? Возьми, что понравится. У нас всё можно.

Малыш посмотрел на кашу и шоколад из проволочек, и аппетит у него пропал.

Нет, лучше я пойду домой, мама меня накормит. – прошептал он. –Наверное, она уже соскучилась, и игрушкам без меня плохо.

Дядя, покажите мне дорогу домой, я заблудился ночью.

Нет, малыш, ты не заблудился,- посадив его на колени, ответил дядя. –Ты попал в нашу страну Зарозеткию. Помнишь, тебе хотелось узнать, что в дырочках розетки? Здесь живём мы, проволочные люди. Нам здесь хорошо, тебе – плохо. Ты должен жить с родителями и их слушать. А среди нас тебе делать нечего.

Малыш открыл глаза и понял, что это был сон. Над ним сидела мама и гладила по голове. Он рассказал маме о том, где был ночью.

Вот видишь, я же тебя не обманывала, когда говорила, что в розетке ничего интересного нет,- сказала мама. – Ты нам с папой всегда верь. Если мы сказали «нельзя», значит ничего интересного и полезного в предмете для тебя нет. И проверять самому не нужно. Всегда верь нам на слово.

С тех пор малыш вырос, стал папой. Когда его сынишка стал интересоваться, почему в розетку палец или другой предмет совать нельзя, он рассказал ему свою историю о проволочном человеке.

Андрей Ахременков

Сказка

Жили-были в государстве Российском люди, обычные рабочие. Трудились на заводе: узлы для электростанций собирали, чтобы в каждом уголке российском, будь то Муром или Новгород, или село какое дальнее да заброшенное, свет был.

Руки у рабочих были золотые: всё починят, всё исправят. Была тут недавно такая напасть. Баба Яга на метле летела, нарочно, из-за вредности своей, конечно, за провода зацепилась и без света деревню оставила. Что с неё возьмёшь- злая сила. Наши мастера-золотые руки деревню нашли, провода протянули и в лес наведались, предупредили Костяную Ногу, что следующий ремонт за её счёт будут делать.

Но речь не о них. Это ещё присказка. Сказка впереди будет.

Как-то летом наши электрики-золотые труженики были все в отпуск. Кто на морском песочке грелся, кто грибы-ягоды собирал, кто в гамаке качался и на солнышко смотрел. Только один Ваня-Силач дома сидел да скучал без работы.

А тем временем беда приближалась.

Задумали Змей-Горыныч трёхголовый и Кащей Бессмертный с Кикиморой болотной всё электричество в Российском государстве перевести, тьму-страх навести.

Я,- говорит Кикимора, проберусь на электростанцию, выведу её из строя.

А я Бессмертный, мне все провода с током нипочём. Все перерву,- предложил свои услуги Кащей.

А я вас охранять стану, сразу на три стороны света глядеть буду. Если Ванька появится, я его испугаю,- прохрипел Трёхголовый. У него голова за голову зацепилась, оттого и хрипел.

На том и порешили.

А Ванька лежит дома и не поймёт, отчего это у него с утра руки чешутся: то ли по работе соскучились, то ли ещё что почуяли.Решил посмотреть телевизор, а света нет.

Что за ерунда, — подумал он.- Надо пойти линию проверить.

Вышел на улицу – не поймёт, почему утром хмуро да пасмурно. Глянул вверх…и понял, почему кулаки чесались. Сидит на линии электропередач Змей трёхголовый да по глупости свое всеми тремя головами в одну сторону смотрит.

А тень от хвоста да крылышек как раз Ванькин дом закрывает, оттого и темно во дворе.

Эй! Гость незваный, не ко мне ли на чай прилетел? Почему в другую сторону от моего дома смотришь? -прокричал Ванька-электрик.

Как подпрыгнет Змей на столбе. Не ожидал он, что Ванька дома. Думал, на юг укатил. Вот незадача.

Выкатил Горыныч глаза, хотел огнём-пламенем дохнуть, да вспомнил, что Электрик Ванька такого огня видел-перевидел, и его этим
не испугаешь.

Пошёл на хитрость. Начал песенку мурлыкать одной головой, а другой — глазами подмигивать, третьей — свистеть, чтобы сигнал Кикиморе подать, которая как раз по ручью деревенскому к электростанции ползла. А ручей тот позади Ванькиного огорода протекал.

Смекнул Ванька, что не просто так Горыныч глаза закатывает, посмотрел в ту же сторону. Видит, ручей весь кипит водой, будто в него кто кипятильник вставил. А на другом конце деревни провода в небе мечутся, как будто это не провода, а скакалка. Смекнул Ванька, что решили чудища случай использовать, пока его друзья в отпуске.

Ну, ничего, — думает. – я вам покажу, что и один электрик в поле воин.

Метнулся он в дом, схватил свою сумку, а в ней всё что надо.

Сперва Горыныча кошками, которые уже на столбах не использовал, пригвоздил к столбу, приговаривая:

Сиди теперь, свисти и подмигивай, сколько влезет, не помощник ты теперь друзьям-злодеям.

Потом в огород помчался с длинным проводом и кипятильником. Бросил кипятильник в ручей… Взвыла Кикимора:

Ой! Сварюсь! Ай! Помогите! Ванька жизни лишает! Убери кипятильник! Обещаю не вредить!

То-то же! Убирайся в своё болото и на глаза мне не показывайся. Понял я, куда ты хотела пробраться. Даже думать не смей! А не то, твоё болото вкрутую вскипячу! – пригрозил Ванька.

А сам думает:

Как же мне с Кощеем справиться? Сам в проводах запутаешься.

Подобрался он незаметно. Кощей на столбе сидит, ничего внизу не видит, провода на руку наматывает. Искры во все стороны! А ему ничего. Одно слово – бессмертный. Достал Ванька моток проволоки, подбросил вверх, а Кощей его поймал и наматывает. Стал Ванька вокруг столба ходить с проводом, а Бессмертный всё наматывает да наматывает. Уже весь обмотался, как кокон, скоро свалится со столба. Видит Ванька, что он уже и мотать не может – руки себе замотал, а не поймёт, в чём дело. Дёрнул за конец провода, Кощей и свалился. Увидел Ваньку, ногами застучал по земле, зубами заскрежетал, а руки-то связаны.

Собрал нечисть Ванька-электрик у себя во дворе, лекцию им прочиталоб опасности при неумелом обращении с электричеством, карту государства показал, а на ней все земли проводами опутаны.

Вот,- говорит Ванька,- нет уголка у нас, где бы ни жил мой брат-электрик. А мы друг за друга горой. Свистну сейчас по мобильному телефону, все на помощь прилетят, приплывут, приедут. Такая у нас профессиональная дружба.

А вы думали, что если все в отпуске, так вы с Ванькой справитесь! Ошиблись вы.

Долго ещё говорил Ванька с нечистью, уму-разуму учил…

Только с той поры в государстве Российском нечисть больше не водится, потому что у нас и один электрик — в поле воин.

Загадки

Домашнее задание для закрепления

1. Какие электроприборы спрятались на картинке? (карточка в тетради)

2. Ответь на вопросы:
Что служит питанием для электроприборов?
Откуда поступает электричество в дома?
Где в доме электричество?
Почему нельзя трогать розетки?

3. «Великан и Гномик»

У Великана пылесос, а у Гномика … (пылесосик)
У Великана торшер, а у Гномика …
У Великана лампа, а у Гномика …
У Великана холодильник, а у Гномика …
У Великана утюг, а у Гномика …
У Великана магнитофон, а у Гномика …

4. «Что делает?»

Электрочайник кипятит воду.
Утюг …
Миксер …
Пылесос …
Электрообогреватель …
Микроволновая печь …
Стиральная машина …
Холодильник …

5. Отгадай загадку, нарисуй отгадку

«Есть у нас в квартире робот –
У него огромный хобот.
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает!»

Учитель–логопед:
Амелюхина Ю.В.