«В течении дня», «в следствии наводнения», «эммунитет» — эти и многие другие орфографические ошибки можно не раз увидеть в ученических тетрадях по русскому языку. Очень часто родители сталкиваются с такой проблемой: ребенок пишет неграмотно. Некоторые за это ругают, некоторые просто закрывают на это глаза, но результата такие действия точно не принесут. Если ребенок допускает ошибки в письменной речи, эту проблему необходимо срочно решать.

Причин может быть несколько. Наихудший вариант – это развитие у ребенка дисграфии – психического расстройства, вследствие которого он не в состоянии овладеть письмом. Однако, эта аномалия, как правило, не является изолированной и распознается психологами. Если же у ребенка все в порядке с психическим развитием, он не испытывает проблем с другими предметами, у него нормально развиваются устная речь и мышление, то нужно обязательно поискать причину и в чем-то другом.

Некоторые часто говорят: «у него врожденная грамотност ь » (или неграмотность ). Однако, стоит заметить, что по наследству умственные способности, как правило, не передаются, а грамотность не возникает самостоятельно, она формируется. Поэтому так называемое «языковое чутье » — следствие того, что в детстве человек много читает и просто запоминает, как пишутся слова. Это значит, что грамотность можно и нужно развивать.

Это возможно путем развития и увеличения словарного запаса, причем ребенку следует не просто читать как можно больше книг, но и писать различные небольшие сочинения. Во-первых , это разовьет логическое мышление, а во-вторых – повысит уровень грамотности.

Но запомнить все слова невозможно. Для того чтобы не допускать ошибок, в школе изучаются правила. Проблема в том, что дети не очень добросовестно их учат, а некоторые учителя не слишком добросовестно спрашивают, тут наблюдается не соблюдение права детей в школе на обучение. Следствие – непонимания накапливаются, превращаясь в такой снежный ком, растопить которые очень непросто. Поэтому единственный совет, который можно дать в этом случае, — учить, учить и еще раз учить правила. И, естественно, применять.

Для отработки как нельзя лучше подходят словарные диктанты, которые родители могут сами проводить с ребенком, используя школьный учебник. При этом надо требовать объяснения, почему каждое слово написано, так или иначе. Через некоторое время это приучит ребенка не надеяться на авось, а мотивировать написание каждого слова.

Наконец, ребенок может и иметь большой словарный запас, и знать правила, но допускать ошибки (как правило, это пропуск букв) только из-за невнимательности и рассеянности. В этом случае есть один верный выход из положения: при выполнении домашнего задания попросить ребенка проговаривать вслух все, что он пишет, иными словами – диктовать себе. Это замедлит темп письма и сконцентрирует внимание на выполнении задания, а не на чем-либо еще. Через пару месяцев такого ежедневного само диктанта можно будет видеть результат: безошибочное письмо.

Итак, три пути решения проблемы неправильного написания :

1. Повышение собственного словарного запаса путем чтения и дальнейшего употребления новых слов в речи.

2. Тщательное изучение правил и отработка навыков их применения.

3. Повышение внимания путем само диктанта.

В этой статье не затронут вопросы мотивации, например, почему ребенок не учит правила, и так далее. Это совсем отдельный разговор.

Бывает ли грамотность врождённой?

Почему одни дети, практически с рождения пишут грамотно, в то время другим хоть, что хочешь делай, но ничего не дает результата? Свое мнение высказывает сказкотерапевт Ольга Амельяненко.

Нашла у себя в закромах статью, которая для меня сейчас очень актуальна. Мой младшенький никак не может подружиться с правописанием. Проблема, наверное, знакома многим родителям. Правила ребенок знает, а пишет все равно с ошибками. И хотя дисграфии, о которой говорится в статье, у нас нет, рекомендации, а главное, предложенные упражнения советую взять на вооружение. Мы уже приступили к занятиям.

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?


Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.


Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили "натянутые" тройки и периодически оставляли на второй год.


Теперь таким детям ставят диагноз "дисграфия". По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!


При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?


Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?


Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.


Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.


Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.


Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?


Или он просто плохо знает правила?


Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:


1. Ошибки в ударных слогах ("рОдость" вместо "рАдость").


2. Пропуск букв.


3. Недописывание слов и букв ("стака..." вместо "стакаН").


4. Перестановка слогов ("ябколо" вместо "яблоко").


5. Повторение одной и той же буквы ("магазиМ" вместо "магазин").


6. Буквы "б", "в", "э", "з", цифры "4", "3", "5" перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).


7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв ("ъ" и "э").


И, наконец, "неаккуратность" в тетради:


8. Ребёнок "не замечает" поля и продолжает писать до самого края тетради.


9. "Съезжает" со строчек к концу предложения.


10. Переносит слова неправильно.


11. Часто не делает пробелов между словами.


12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.


Как можно помочь ребёнку с дисграфией?


Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.


1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение "Волшебный диктант".


Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).


2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение "Образ слова".


Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.


3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение "Весёлый мультфильм".


Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина... Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.


После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.


Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).


4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение "Шифровка".


Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.


Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.


5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение "Зоопарк".


Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)... Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.


Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.


Советы родителям

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
  • Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.


Ирина Надрус, логопед


Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.

Мы поможем родителям понять, есть ли у их детей склонность к дисграфии, и расскажем о способах ее коррекции.

Источник: depositphotos.com

Не игнорируйте проблему

Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:

  • пороки внутриутробного развития;
  • родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
  • тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
  • опухоли головного мозга;
  • задержки психического развития;
  • речевые нарушения.

В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.

При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.

Будьте терпеливыми

Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:

  • путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
  • написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
  • зеркальное отображение букв;
  • перестановка слогов в словах;
  • добавление в слова лишних слогов или букв;
  • отсутствие в словах окончаний;
  • несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
  • нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.

Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.

Организуйте место учебы

Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.

Избегайте переутомления

У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.

Играйте с ребенком

Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Проговаривайте проблемные слова

Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.

Читайте вслух

Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.

Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.

Обеспечьте ребенку моральную поддержку

При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.

В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.

По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.

Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.

Видео с YouTube по теме статьи:

Вашему ребенку снижают оценки за плохой почерк? Вы занимаетесь с ним каждый вечер, а он все равно пишет, «как курица лапой»? Эту проблему легко решить, и мы Вам в этом поможем! Ведь сейчас ему за плохой почерк занижают оценки, а потом могут понизить даже самооценку!

Деткам не хватает учительского внимания на первых порах обучения письму и к этому процессу вынуждены подключаться родители, которые утверждают, что научить ребенка красиво и быстро писать – невыполнимая задача. Но самое главное, что проблемы с почерком могут самого умного ребенка сделать двоечником в школе. Учителя объясняют, что в младшей школе они должны снижать оценки за почерк, это предусмотрено критериями оценивания, разработанные Министерством Образования.

Что делать, если почерк ребёнка не читается?

Увы. Некрасивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. Сначала в младшей школе оценки снижают потому, что почерк некрасивый. Затем у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, ребенок, который некрасиво пишет, часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает низкие оценки. А в средней школе не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.

Обучение письму в школе и, соответственно, дома, поскольку родители делают все по рекомендации учителя, самое нудное и сложное занятие для любого школьника. Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается лишь у единиц – человек 5 на класс. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с большим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе, хотя это возможно сделать, если знать методику письма с секретами. А также понять по ошибкам, которые ваш ребенок совершает, что именно мешает ему красиво писать.

Предлагаю всем подключиться к эксперименту прямо сейчас. Возьмите тетрадь вашего ребенка и посмотрите, какие каллиграфические ошибки он совершает.

На что конкретно надо обратить внимание :

  1. Обратите внимание, как ваш ребенок пишет буквы: «н», «и», «к», «п». Если они похожи настолько, что их невозможно отличить – это показательная ошибка.
  2. Проблема манеры письма: если буквы «танцуют» над строчкой и под ней; буквы различны по высоте, ширине и наклону, т.е несоответствие нормам каллиграфии.
  3. Неаккуратность, грязь на полях, ребенок заходит на поля или на другую страницу, когда пишет, а к буквам типа «ш» или «м» дописывает лишние элементы, т.е. несоответствие нормам оформления работ.

Что именно мешает Вашему ребенку писать красиво и быстро? Как эти причины устранить?

Зачастую причины некрасивого почерка детей одни и те же. Как только вы избавитесь от них, ребёнок станет писать намного лучше, но над этим надо работать. Эта статья подробно рассказывает о причинах плохой каллиграфии и предлагает способы решения проблемы.

Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног; неправильные ручки.

Обратите внимание на ошибки в тетради, которые совершает ваш ребенок. Если у букв неправильный наклон, элементы буквы не параллельны, буквы или слова написаны с разным наклоном, наклон в разные стороны – обычно про такой почерк говорят, как курица лапой. Вот такой почерк формируется у детей, когда они неправильно сидят и неправильно располагают тетрадь или ручку держат неправильно, под неестественным углом.

Правильная поза, положение ручки позволяют сформировать правильную технику письма, а значит, сделать письмо удобным, четким и быстрым. Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно, если знать несколько секретов, а также если родители будут выполнять систематически все мои рекомендации.

Итак, правильная поза для письма: сидеть нужно прямо – туловище, голова, плечи зафиксированы в ровном положении, опираться спиной на спинку стула, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке. Нельзя опираться грудью на стол, опираемся о край стола ручками, при этом локти выступают за край стола.

Часто дети сидят так, как удобно, а не так, как надо, или как сидит сосед Вася, а не как рассказывали дома мама и папа. Он элементарно забывает, что ему говорили. Так как же приучить его сидеть правильно?

Стоит потратить время и доходчиво объяснить ребенку, что его тело быстро привыкнет к правильному положению за партой, а уже через 3 недели станет привычным. Предлагаю родителям маленькую хитрость.

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте (опираемся о край стола),

Правая рука на месте (опираемся о край стола):

Можно начинать писать!

И тогда правила, как сидеть, превращаются в небольшую игру. Этот стишок поможет ребенку запомнить правильное положение при письме и он, вспоминая его в школе, будет сидеть правильно.

Что делать, если парта неправильная? Слишком высокая или неудобная?

Неправильной парты в школе не может быть, поскольку существует единый стандарт для начальной школы: парта должна подходить по росту ребенка – столешница по высоте должна находиться на уровне чуть ниже солнечного сплетения, столешница немного под наклоном, конструкция устойчивая и прочная. Так как дети разного роста (кому-то парта высокая, кому-то низкая), учитель выбирает ребенку парту, соответствующую росту. Если у родителей возникают сомнения по поводу качества парты, у них всегда есть возможность прийти на урок, чтобы проверить и пересадить ребенка за парту, подходящую по росту.

Причина №2. Неправильное положение тетради и положение ручки.

Вторая проблема возникает из-за неправильного положения тетради на парте. От этого часто зависит и четкость почерка. Многое связано с тем, как и под каким уклоном ребёнок держит

Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 - 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху.

Схема одинаковая для праворуких и леворуких детей, если ребенок «левша» – тетрадь надо располагать зеркально; если у правши тетрадь под наклоном вправо, то у левши – влево.

Выбирайте полиэтиленовые обложки – которые должны обязательно быть на тетради. Это не только для того, чтобы сохранить внешний вид, но и для того, чтобы тетрадь при письме не скользила по парте. Вот помните старые еще советские обложки? Они имели свойство прилипать к столешнице. Так что не гонитесь за новомодными жесткими обложками для тетрадок – они скользят. Выбирайте классические прозрачные полиэтиленовые – они так же помогут вашему ребенку легче освоить эту нелегкую науку – каллиграфию.

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, но при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см.

Какой именно должна быть ручка для школьника?

Прежде всего надо выбрать правильную ручку. Именно из-за неправильной ручки ребенок будет неправильно ее держать. Стоит уделять внимание качеству: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, это все немаловажные условия успешности и легкости формирования графического навыка.

Оптимальная длина ручки - 15 см, очень короткие и очень длинные ручки нам не подходят. Не годятся для письма детей разные подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм. Слишком твердый стержень, толщина «не по руке». Ребристые ручки, с гранями не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, чтобы удерживать ручку, затрудняют процесс формирования навыка письма, паста в стержне должна быть немаркой и писать при легком соприкосновении с бумагой.

Ручка должна писать мягко, чтобы ребенку не приходилось на нее сильно давить. Но при этом не должна писать слишком толсто – такая ручка будет пачкать в тетради. Поэтому выбирайте ручку вместе с ребенком, чтобы он мог испытать ее на себе, расписать, ощущать, удобна ли она.

А если ребенок уже привык держать ее неправильно?

Есть один секрет: купите ребенку перо и чернила.

Да-да, не удивляйтесь, это для домашних тренировок. Писать пером довольно сложно, тем более ребенку. Но если подойти к этому играючи, ваше чадо будет в восторге. Игра называется «Почувствуй себя Гарри Поттером» – если помните, в этой сказке ученики школы волшебства писали, как раз перьями.

Преимущество пера в том, что перьевая ручка пишет только при определенном наклоне и нажиме, иначе ручка либо вообще не будет писать, либо будет оставлять кляксы. Поэтому письмо или даже рисование перьевой ручкой позволяет выработать правильное положение руки ребенка при письме. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать именно с помощью перьевой ручки.

Причина №3. Проблема «дрожащих» букв, плохо развита мелкая моторика.

Посмотрите, как пишет ваш ребенок. Если вы видите искажение закругленных элементов, некрасивое написание букв, имеющих изогнутые линии. Линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов – ломаная. Нарушение пропорций букв – буквы разной величины, «вылезают» за строчку или наоборот слишком мелкие. Такой тип ошибок связан с моторикой. Причина №3 Плохо развита мелкая моторика.

Мелкая моторика – это подвижность кистей, пальчиков.

Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Все дети испытывают определенные трудности при письме именно из-за того, что мелкая моторика недостаточно развита. Над этим надо работать. Это вполне нормально. Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движений рук, снять мышечную утомляемость, необходимо делать упражнения для рук, пальцев и это поможет формированию красивого почерка.

Обычно в школе перед уроком письма учителя делают вместе с учениками пальчиковую гимнастику, которая предусмотрена методикой обучения для младших классов. Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом, многие из них не получаются совсем. Но систематические тренировки дают, в конце концов, хорошие результаты. Поэтому если в тетрадке вашего ребенка такие ошибки, о которых мы сейчас говорим – больше занимайтесь с ребенком играми на развитие моторики.

«Пальчиковый твистер» – это отличная игра для развития мелкой моторики .

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Положите поле на стол. Приготовьте руки к игре. Одна рука будет «танцевать» (именно та, которой ребенок пишет, у правши – правая, для левши – левая) – выполнять разные движения на поле, вторая будет бросать кубики. Ходят по очереди. Первый игрок бросает сразу два кубика и называет выпавший цвет и палец (он показан белым на черной руке). Если на кубике выпадет вся белая ладошка, то нужно «танцевать» на поле удобным для вас пальчиком. Следующий игрок Ваш ребенок выполняет свое задание, «танцует» согласно, выпавшему на брошенных им кубиках.

Далее, игроки согласно своей очередности, не отрывая уже расставленные на поле пальчики, выполняют задание, занимая нужным пальчиком свободный кружочек нужного цвета. Все “пляшут” на поле одновременно. Если какой-то игрок не смог выполнить свое задание, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался на танцполе.

Хороши для моторики такие упражнения как: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, нанизывание бус и пуговиц, плетение косичек из ниток, переборка круп (например, гороха, гречки и риса), лепка из пластилина буквы, а также театр теней.

Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у ребенка интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.

Что нужно для такой игры в театр теней?

Лишь настольная лампа и фантазия. Поставьте настольную лампу так, чтобы свет от нее падал на стену. Расположитесь на расстоянии 3 – 4 метров от стены. Это нужно для того, чтобы получились тени нужной величины. Чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения, придумайте какой-то игровой сюжет, например, бабочка порхает с цветка на цветок, собачка гавкает на бабочку и т.д.

«Бабочка»

«Бабочка» – взмах крыльев лёгкими, но резкими движениями в запястьях, с прямыми пальчиками – это полёт. Когда он закончен, бабочка садится и складывает крылья. Возможна импровизация на тему «рождение бабочки из кокона» – сформированный «кокон» из двух ладоней превращается в «бабочку».

«Лебедь или гусь»

«Собачка»

Вы не поверите, но самые последние исследования, проведенные специалистами, показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта! Вы только представьте, как тяжело вашему крохе освоить эту нелегкую науку – каллиграфию!

Следующий тип ошибок, которые совершают дети при письме: не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке. Пишет буквы слишком размашисто или слишком узко. Буквы «пляшут «над строкой, ученик не соблюдает границ поля тетради. Бывает еще такое – ребенок при письме путает оптически схожие буквы, например, х-ж, б-д, п- т, может так же быть зеркальное написание букв. Если Вы видите такой хаос в тетради у своего ребенка – это значит, что причина его плохого почерка…

Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия.

Обычно эта проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Но это не значит, что не стоит обращать на нее внимание. Очень часто родители совершаю ошибку – видят, что ребенок путает буквы или, что они «зависли в воздухе», и заставляют его переписывать одно и тоже по сто раз! Дело в том, что плохой почерк такого ребенка лишь побочный эффект недостаточного уровня развития пространственного восприятия. И переписыванием по сто раз – тут не поможет.

Предлагаю покривляться. Знаете, как дети любят перекривлять взрослых? Обычно им это запрещают, но нам это пойдет только на пользу. Игра называется «Кривое зеркало» – то, что я делаю левой рукой, ты повторяй правой рукой.

Или игра «Капризный фотограф» . Для этого Вам понадобится фотоаппарат и все любимые игрушки вашего ребенка. Ребенок высаживает свои игрушки в ряд для фотографии, а Вы же исполняете роль капризного фотографа и постоянно меняете местоположение зверюшек. Мишку пересадить в левую сторону от лисички, зайчика в правую сторону от слоника и так далее. Это очень весело, получается, вы вроде бы играете, но в тоже время развиваете с ребенком пространственное восприятие.

Мне, как учителю очень помогают в тренировке пространственного восприятия и ориентирования проведение графических диктантов: когда по заданному алгоритму, дети проводят по клеточкам линии, в итоге, если все сделано правильно, получается забавный рисунок.

Есть еще интересная игра «Найди сокровище» . Игровое действие здесь также очень подвижное и активное -поиск спрятанной игрушки (вещи). Педагог или родитель дает указания в ходе действия: «Дойди до стола… Повернись направо… Дойди до окна… Повернись налево…» и т. д. Каждое указание делается тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем название предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление.

Но, конечно, в этом деле важна – регулярность.

Еще один очень важный совет. Письмо – это сложная наука для всех детей. Если хотите, чтобы эта наука давалась ему легко – не перегружайте ребенка. Планируйте занятия так, чтобы письмо само занимало не более 15 минут. Затем перерыв 10 – 15 минут. Во время этого перерыва можете играть в игры, которые здесь были прописаны. Если ребенку надо много написать – значит и разбейте этот текст на вот такие этапы, у ребенка не будет уставать рука и занятия не будут вызывать раздражение.

Также не стоит ребенка заставлять писать в черновике. Пользуйтесь калькой. Кладем кальку поверх страницы, на которой работает ребенок. Через кальку просматриваются напечатанный образец в тетради, к примеру, буква. Ребенок обводит образец по кальке, пишет по кальке еще два раза необходимую букву, а потом убираем кальку и пишет эту букву на чистовик. И так продолжаем до конца строки. Таким образом, рука привыкает писать красивые правильные буквы, а ребенок не так устает.

И еще я использую в своей работе «Зеброчку» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными друг от друга с одинаковым интервалом), который дети подкладывают под. страничку тетрадки и по линиям зебры выводят буквы, это поможет им соблюдать одинаковый размер букв и одинаковый наклон, что придаст работе невероятную аккуратность и улучшит каллиграфию.

Если вы хотите исправить плохой почерк ребёнка, у вас есть возможность записаться на специальный курс развития каллиграфии. Оставьте заявку для записи на уроки улучшения почерка на нашем сайте.

Меня зовут Елена Калачикова, я тренер по эйдетике, мнемотехнике и скорочтению с шестнадцатилетним стажем. Занятия в нашем Тренинговом Центре «Шалений равлик» помогают улучшить память взрослым и деткам, развивают мышление и креативность и доказывают, что обучение может приносить невероятное удовольствие!

Тренинг по Эйдетике и мнемотехнике от «Шалений равлик»

Все родители желают для своих детей лучшего и стараются сделать их жизнь успешной. С помощью наших тренингов по Эйдетике в Киеве, ваш ребёнок забудет, что такое «зубрить» домашнее задание» и научиться концентрировать своё внимание на главном. Уникальная игровая методика позволяет запоминать любую информацию намного быстрее и качественнее. Новый материал, который воспринимает ребёнок, перекладывается на образы и визуальные картинки. Курс эйдетики помогает вам:

  • развить память и улучшить концентрацию;
  • расширить собственное мышление;
  • развить креативность, творчество и нестандартность;
  • подготовиться к экзаменам, ЗНО;
  • изучить иностранный язык;
  • обрести уверенность в себе;
  • обучаться с удовольствием быстрее и эффективнее
  • прекратить «зазубривать» материал.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок обучался у нас, или вы готовы испытать свою память, запишитесь на курс развития памяти и внимания.

Запишитесь на тренинг по эйдетике

Экспресс-курс по Скорочтению от Елены Калачиковой

Тренинг по Скорочтению в Киеве для тех, кто прошел курс эйдетики, улучшит скорость чтения текстов в два-три раза! Запомнить стихотворение или текст наизусть больше не будет проблемой. Экспресс-курс состоит всего из трёх занятий, каждый из которых длиться два часа. На тренинге скорочтения мы отрабатываем практически четыре способы быстрого чтения. С помощью тренинга от «Шалений равлик» вы приобретаете:

  • повышение скорости чтения в два-три раза;
  • экономию времени, финансов и сил;
  • развитие концентрации внимания и улучшение памяти;
  • 4 способа скорочтения.

Если вас заинтересовал курс, запишитесь на тренинг на нашем сайте онлайн!

Запишитесь на тренинг по скорочтению

Продуктивный курс Спортивного Запоминания в Тренинговом Центре «Шалений равлик»

Также Тренинговый Центр «Шалений равлик» предлагает курс для самых продвинутых учеников – Спортивное Запоминание в Киеве. Это вторая ступень эйдетики и мнемотехники. Тренинг рассчитан на аудиторию, которая готова выйти за рамки комфорта, максимально усовершенствовать свою память и стать настоящим спортсменом в запоминании. Мы подготавливаем ребят, желающих принять участие в Чемпионате по Спортивному Запоминанию. Вы сможете:

  • запомнить 500 цифр из числа ПИ;
  • выучить 100 иностранных слов за час;
  • запоминать абстрактные пятна, даже отпечатки пальцев;
  • запомнить 50 дат за 5 минут;
  • с точностью запоминать имена и лица – 100 портретов за 5 минут;
  • запомнить текст в 100 слов за 5 минут.

Запишитесь на тренинг по спортивному запоминанию

Выйдете за рамки возможного! Запишитесь на тренинг!

Гармоническое развитие вашего ребёнка зависит от того, сколько вы вкладываете в него в малом возрасте. Мы научит ребёнка учиться правильно: с интересом и радостью. Ждём вас в Тренинговом Центре «Шалений равлик»!

С уважением

Елена Калачикова

Хочу на трениниг!

Точная, правильная устная и письменная речь выступает в качестве необходимого условия для формирования успешной личности. При этом помочь овладеть языком и речью - важная задача не только родителей, но и учителей и логопедов. Добиться успеха возможно только при тесном сотрудничестве. Если у ребенка наблюдаются нарушения со стороны устной и письменной речи, то важная роль отводится логопеду, так как именно он как специалист позволит реализовать поставленные цели. В современном мире можно найти огромное количество методической литературы, где описаны способы, позволяющие преодолеть нарушения со звукопроизношением.

Как бы печально не было, но факт остается фактом: из-за нарушения одной структурной составляющей в общей речевой системе следуют и другие нарушения. К числу таких нарушений относятся: общее недоразвитие речи, нарушения в процессе чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, изменения в словесно-логическом мышлении и т.д.

Не каждый ребенок способен с легкостью научиться читать и писать. С точки зрения взрослых это элементарно, на самом деле научить ребенка письму и чтению — одна из самых сложных задач. Даже если ребенок талантлив, умен и во многом превосходит своих сверстников, ошибки при письме и чтении не исключены. Проблемы могут быть различными: ребенок может писать все слова слитно, пропускать буквы в словах, а иногда из одного слова может сделать несколько.

Со стороны многих родителей и учителей данные ошибки списываются на невнимательность ребенка. Все, что в этом случае могут порекомендовать учителя родителям, так это больше писать пот диктовку. Этот период труден не только для родителей, но и для самого ребенка. Ребенок начинает негативно относиться к письму в школе. Для того, чтобы этого не случилось важно уметь анализировать ошибки ребенка. Неслучайность таких «нелепых» ошибок, которые становятся систематическими — повод для обращения к логопеду. Ошибки такого типа свидетельствуют о том, что у ребенка наблюдается дисграфия.

Дисграфия — типичные ошибки стойкого характера при письме

Опыт учителей начальных классов позволяет говорить о том, что в классе до 30% учеников имеют различного рода нарушения при письме . Если у взрослого человека процесс письма уже автоматизирован, то для ребенка — это огромное количество проблем. Под письмом понимается сложная форма речевой деятельности с многоуровневым процессом. При письме задействованы в тесной связи речеслуховой и речедвигательный, зрительный и общедвигательный анализаторы. Кроме того успех при письме напрямую зависит от степени развития устной речи. Чем ребенок правильнее умеет различать звуки речи, соединять их и вычленять в общем потоке, тем правильнее письменная речь.

Для написания слова для ребенка важно:

  1. уметь определять структуру его звуков, знать последовательность и место каждого звука;
  2. правильно соотносить выделенный звук с некоторым образом буквы;
  3. при помощи движений руки воспроизводить букву.

Для написания предложения, необходимо его проговорить, мысленно выстроить, запомнить нужный порядок написания, разбить предложение по словам, выделить границы в каждом слове.
Но не каждому ребенку удается придерживаться этих правил , в частности у них наблюдается слуховая дифференкциация звуков, неправильное их произношения, неумение проводить анализ звуков и синтез, нарушение со стороны лексико-грамматической основы, отсутствие зрительного анализа и синтеза, отсутствие пространственных представлений. В результате процесс овладения письма происходит с различным нарушениями. Эти нарушения получили название - дисграфия, в переводе с греческого "графо" - письмо.
Под дисграфией понимается специфическое расстройство письменной речи, которое связано с многими типичными ошибками, носящими стойкий характер, обусловленное несформированностью со стороны высших психических функций. Именно все эти функции участвуют в процессе овладения навыками письма. Нужна ли вашему ребенку помощь логопеда?
А что делать, если специалиста нет? Ведь не всегда учителям и родителям удается помочь и оказать квалифицированную помощь ребенку. Есть ли выход из этой ситуации?
В этом случае важно, чтобы учитель начальных классов и родители умели различать ошибки, относящиеся к специфическим дисграфическим.

Какие бывают дисграфические ошибки?

Ошибки, возникающие из-за несформированности слухового восприятия и фонематических процессов:

  • пропуски в словах гласных букв: ручй - ручей, пщат - пищат, мрковь - морковь;
  • пропуски в словах согласных букв: кварира - квартира;
  • пропуск в слогах слова: беки - белки;
  • замена в словах гласных: пище - пищу, сесен - сосен, мягкий - мегкий;
  • замена согласных: тва - два, чача - чаща, урошай - урожай, токазываед - доказывает;
  • перестановки букв и слогов: моколо - молоко;
  • недописывание окончаний и слогов: впере - вперед, на калитка - на калитках, дублика - дубликат;
  • добавление в слова ненужных букв и слогов: детити - дети, денактат - деканат;
  • изменение слова: мальни - мыльный, чайнк - чайник;
  • слияние двух и более слов и их деление по своему усмотрению: войнаимир - война и мир, в сё - всё;
  • неумение делить текст на предложения, слитное написание предложений: Снежинки падали на землю. Белым покрывалом. Мороз крепчал и сковал все реки птицам стало голодно. - Снежинки падали на землю белым покрывалом. Мороз крепчал и сковал все реки. Птицам стало голодно.
  • пропуск мягкого знака в словах: болшой - большой, сколко - сколько, примчалис - примчались.

Ошибки, из-за несформированности лексико-грамматической стороны речи:

  • нарушения согласования слов: с яблоневый ветки - с яблоневой ветки, появилась солнце - появилось солнце, большая коробки - большие коробки;
  • нарушения управления: в горку - с горки; умчались в пруду - умчались к пруду, сидит диван - сидит на диване;
  • замена слов, сходных по звукам: плот - плод;
  • раздельное написание приставок и слитное написание предлогов: всаду - в саду, наполу - на полу, на бухли - набухли;
  • пропуски слов в предложении.

Ошибки, вызванные несформированностью пространственного восприятия и зрительного узнавания, неумением выделять анализ и синтез:

Ошибки, связанные с неспособностью детей усвоить большой объем школьного материала, а также с неумением запоминать и употреблять на письме правила орфографии, усвоенные ранее:

  • безударная гласная в корне слова: кравать - кровать, весок - висок;
  • правописание глухих и звонких звуков как в середине, так и в конце слова: дуп - дуб, крушка - кружка;
  • обозначение смягчения согласных;
  • прописная буква в именах собственных и в начале предложения.

В настоящее время имеется еще одна группа ошибок, которые относятся к дисграфическим, только в том случае, если у них устойчивый характер. К детям, у которых наблюдается такой вид ошибок применяют фразу: "Что слышат, то и пишут".

Классификация ошибок составляется согласно причинам их появления, что позволит учителям и родителям не только выявить причины затруднений, но и правильно определить вид нарушений процесса при письме, а значит суметь спланировать работу, позволяющую преодолеть эти нарушения.

Специальная литература содержит различные классификации дисграфий, но каждая из них основываются именно на причинах возникновения нарушений.

К основным видам нарушений письма относят:

Дисграфия артикуляторно-акустическая

В качестве основной причины возникновения этого вида нарушений выделяют неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова в зависимости от их произношения, таким образом, отражает свои дефекты произношения, но только на письме.

Дисграфия акустическая - основой выступает фонемное распознавание, дифференкциация фонем.

Нарушение дифференциации и распознавания близких звуков речи являются причиной возникновения этого вида нарушений. При письме ребенок заменяет буквы с свистящими и шипящими, звонкими и глухими, твердыми и мягкими звуками, то есть: п-б , т-д , у-о , и-е , с-з , ф-в , к-г , щ-ч , ш-ж , с-ц , т-ц .

Дисграфия, возникающая из-за нарушений языкового анализа и синтеза

Основная причина ее возникновения — трудности при делении текста на предложения, а предложения на слова, слова на слоги и звуки.

Типичными ошибками являются:

  • пропуски в словах согласных и гласных букв;
  • перемена букв местами;
  • дописывание ненужных букв в слова;
  • как пропуски, так и добавления и перестановки слогов;
  • раздельное и слитное написание слов;
  • раздельное написание корня или приставки либо напротив, слитное написание предлогов с другими словами.

Дисграфия аграмматическая

Причина возникновения - сложности при построении грамматического строя речи.
При письме это проявляется изменениями окончаний при склонении слов, неправильным употреблением предлогов, числа и рода, пропусками членов предложения, нарушениями последовательности слов в предложении, нарушениями смысловых связей в отдельных предложениях и между предложениями.

Дисграфия оптическая

Причина возникновения - несформированность функций в зрительно-пространственной области. Проявляется заменами и изменениями на письме сходных рукописных букв по своему написанию — графике, например: ш-т , д-в , д-б , и-ш , п-т , э-с и ряд других.

Только при правильном определении типа нарушения процесса в письме со стороны родителей и учителей будет намечено основное направление работы с ребенком, с помощью которого можно помочь ему грамотно и правильно выражать свои мысли на письме.