Воспитание в ребенке вежливости - дело серьезное и ответственное. Не относитесь к этому легкомысленно. Воспитав ребенка в пределах норм вежливости, вы облегчите жизнь себе - поскольку избежите повседневной нервотрепки; и облегчите жизнь своему ребенку - ведь ему жить среди людей, ему находить к людям подходы и с помощью этих людей решать какие-то свои проблемы. Никто не захочет человеку помочь, если он невежа.
Учат этикету и произведения искусства. Одни напрямую, другие в более завуалированной форме. Дети читают, увлекаются сюжетом, сопереживают персонажам, а между строк знакомятся с правилами поведения. Есть много прекрасный творений, которые могли бы войти в книгу по этикету. Вот лишь самые популярные:

"Очень вежливый индюк" (Б. Заходер)
"Урок вежливости": Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести…(С. Маршак)
"Мойдодыр", "Федорино горе" (К.Чуковский)
рассказ Валентины Осеевой. "Волшебное слово"
"Сказка о потерянном времени" (Е.Шварц)

"Маленький принц" (Антуан де Сент-Экзюпери)
Короткая сказка о пользе вежливости "Вежливый кролик" - сказка для инсценировки
Сказка о про умного вежливого кротика
Сказка "Две принцессы" Марии Шкуриной о вежливой и невежливой девочках
"Спасибо, извини и пожалуйста" аудио сказка
Забавная сказка с иллюстрациями от логопеда «Сказка о том, как собачка свинью в гости пригласила»
Сказка в стихах о вежливых словах
короткая курдская сказка про вежливых верблюдов
Александра Яшина сказка про вежливую таксу
стихи
Красиво оформленные загадки
Короткие произведения для чтения и обсуждения приводятся в методике формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста :
«Азбука вежливости» Л.П. Васильевой-Гангус, «Бабушка угощает чаем», «В гостях у Нюши», «Звонит телефон» «Разговор по телефону», «Маша», «До свидания, приходите в гости» Н.Е. Богуславская, Э. Мошковская «Вежливое слово» < Приложение 2 >.
Демонстрационный материал
презентация
папка передвижка"История вежливых слов"
карточки с правилами поведения
Пособие с картинками и заданиями "Уроки вежливости"
Мария Манакова "Уроки хороших манер. Я воспитанный ребенок"
2 детские презентации
Игры и задания
идея оформления "Дерева вежливых слов"
Идея с игрой "Дерево вежливых слов": цветочки или листочки может добавить тот, кто называет вежливое слово
Шаблон открытки "Спасибо" с благодарностью всегда найдётся, кому преподнести
мнемотаблицы по этикету
10 речевых шаблонов, которым можно научить своего ребёнка
Увлекательная и познавательная игра-методика для детей от 5 лет и их родителей"
лото
раскраска с заданием придумать вежливые слова
кроссворд
Игра по методике Монтессори " Извините".
Дети стоят по парам- одна за другой, как в игре "Ручеёк". Ведущий проходит между парами, каждый раз останавливаясь и произнося: "Извините", дети отпускают руки, пропуская: "Пожалуйста". Ведущий берёт ребёнка из последней пары за руку, а оставшийся без пары начинает игру сначала.
Игра "Составь букет из вежливых слов"
(На столе находятся цветы. Дети проговаривают вежливые слова и ставят цветы в вазу)
Дети: Спасибо, доброе утро, простите, извините, прощайте, до свидания, спокойной ночи, прошу прощения, добрый вечер, здравствуйте.
Игра "Разные приветствия" .Вы неожиданно встретили: свою маму, друга, бездомного щенка, Кощея Бессмертного, жителя внеземной цивилизации, фею. Какими словами вы поприветствуете каждого из них?
Печатная игра "Манеры монстров" на английском языке с последним листом-раскраской, который можно использовать, как шаблон и в любом случае надписи можно заменить. У монстров плакаты с высказываниями: монстры с хорошими манерами(дети называют пример использования высказываний) идут в каморку(конверт с изображением двери)- плохие(дети называют, что неправильно) идут под кровать(конверт с изображением кровати)
Игра на внимание "Пожалуйста"
По моей просьбе вы исполняете определенные движения, но только тогда, когда я произнесу волшебное слово «пожалуйста», если я не произнесу волшебного слова «пожалуйста», то движения вы не выполняете.
(Воспитатель во время игры предлагает самые разные команды.)

Цветок с вежливыми словами - для обсуждения и игры. Играть можно так:
Игра « Наоборот»

Ребята, у меня был волшебный цветок, но вот беда он рассыпался. Помогите, пожалуйста, собрать все лепестки. Дети я буду говорить отрицательные слова, а вы должны подобрать положительные слова. Если все слова мы подберем правильно, то у нас получится волшебный цветок.

Слабый – сильный

Больной – здоровый

Злой – добрый

Плохой – хороший

Ленивый – трудолюбивый

Неряшливый – опрятный

Глупый – умный

Грустный – веселый

Воспитатель переворачивает цветок — получается схема.

Диалог с подтекстом. Эта игра обычно проходить очень весело. В ее основе стихотворение Вадима Левина "Мистер Сноу".
- Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
- Через час. Даю вам слово.
- Вот спасибо, мистер Сноу...
Это стихотворение универсально в том смысле, что одним и тем же текстом может выразить совершенно разный подтекст, включая и прямо противоположные: восторг, радость, сдержанность, безразличие, разочарование, огорчение, испуг, ужас. Каждый ребенок исполняет это стихотворение, другие угадывают подтекст и обсуждают, в какой мере каждое прочтение было тактичным по отношению к мистеру Сноу.

Ситуации, в которых необходимо соблюдать этикет по методическая разработке

Правила поведения ребенку лучше преподносить в игровой форме, чтобы было понятнее и доступнее. Для этого можно использовать загадки и игры про вежливые слова представленные ниже.

Загадки

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь…

(Добрый день)

Друг другу на прощание

Мы скажем…

(До свидания)

Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее…

(Извинить)

До чего ж оно красиво

Слово доброе…

(Спасибо)

Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста-

(Извините)

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше …

(Не перебивай)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…

(Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…

(Добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …

(Спасибо)

Мальчик вежливый и ласковый

Говорит, встречаясь…

(Здравствуй)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…

(Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…

(До свидания)

Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…

(Привет)

Письмо маме написал

Я вчера в ответ,

А в конце передавал

Всем друзьям …

(Привет)

Если с другом иль подругой

Долгою была разлука,

Мы при встрече говорим:

«Сколько лет и …»

(Сколько зим)

Если повстречался с кем-то,

По законам этикета,

Чтоб беседа в гору шла,

Спрашиваем: «Как…»

(Дела)

***
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…

(Здравствуйте)

***
Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече …

(Добрый день)

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

(Спасибо)

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы:

«Дайте! Будьте…»

(Так добры)

***

Щеночек Филя во дворе гулял,

Вдруг старичка бульдога повстречал.

Прошу вас поскорее отгадать:

Кто первым должен «здравствуйте» сказать?

(Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших)

Вот идет болонка Жулька,

Модница, воображулька…

А навстречу - кавалер,

Симпатичный скотчтерьер.

Отгадаете иль нет:

Скажет первым кто «привет»?

(Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует знакомых женщин)

А ниже представлены веселые загадки про вежливые слова автора Олеси Емельяновой.

Игры

1. «Учим волшебные слова»

Расскажите ребенку, что означают вежливые слова, что люди в разных странах по-разному друг друга приветствуют, и на всех языках есть такие волшебные слова.

Выучите волшебные слова, которые близки по смыслу — «Здравствуйте» и «Добрый день», «До свидания» и « До скорой встречи» и т.п.

Или же можете выучить слова вежливости на разных языках мира. Например слово «Привет» или «Здравствуйте».

Привет – самое популярное и полезное слово для путешественника. Да и самое простое, поэтому будет совсем не лишним знать, как сказать привет на разных языках мира. Интересно отметить, что не всегда приветствие с другого языка дословно переводится на русский как «привет», часто оно будет означать «добрый день» или «здравствуйте», а порой и вовсе – «мир вам».

Язык Как звучит
Азербайджанский Салам алейкум
Английский Hello, Hi
Арабский (Египет) Ahlan wa sahlan
Арабский (Восток, Северная Африка) Marhaba
Африкаанс Hola
Белорусский Прывитанне
Болгарский Здравейте
Венгерский Jo napot
Вьетнамский Chao
Гавайский Aloha
Голландский Hallo
Греческий Geia sou
Грузинский Гамарджоба
Иврит Shalom
Индонезийский Selamat
Исландский Godan daginn
Испанский Buenas dias
Итальянский Buon giorno
Латинский Ave
Латышский Lab dien, sveiki
Литовский Sveikas
Немецкий Guten Tag
Норвежский Goddag
Польский Dzien dobry
Португальский Ola
Румынский Buna
Сербский Здраво
Словацкий Dobry den
Тайский Sawatdi
Турецкий Merhaba
Узбекский Салам алейкум
Украинский Привіт
Финский Paivaa
Французский Bonjour
Хинди Namaste
Хорватский Zdravo
Чешский Dobry den
Шведский God dag
Эсперанто Saluton
Эстонский Tervist
Японский Konnichi wa

2. «Будь внимателен»

В эту игру лучше играть с несколькими детьми. Вам нужно попросить детей исполнить задание, но выполнить его надо только тогда, когда Вы назовете «волшебное слово». Ниже представлены примеры команд, можно использовать их, а можно придумать свои.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.

3. «Вежливо — невежливо»

Правила игры. Если Вы читаете о вежливом поступке — дети хлопают в ладоши 2 раза. Когда Вы читаете о невежливом поступке — дети топают ногами 2 раза. Также можно придумать другие веселые движения.

Примеры поступков:

Поздороваться при встрече
Толкнуть и не извиниться
Свистеть, кричать, шуметь в школе
Уступить место старшим
Не вставать на обращение учителя
Помочь подняться по лестнице
Попрощаться уходя

4. «Вежливые часики»

Это игра-разминка, в нее можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими. Дети изображают часы. Две руки - это стрелки, которые ходят по кругу воображаемого циферблата.

Ведущий : Тики-так, тики-так -

Ходят часики вот так.

Семь утра часы пробили,

Всех детишек разбудили.

Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.

Ведущий: Утро настало,

Солнышко встало…

Отвечайте-ка, ребята,

Что сказать, проснувшись, надо?

Дети: Доброе утро!

Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.

Ведущий: Вот и день настал, ребята;

Что сказать при встрече надо?

Дети: Добрый день!

Игра продолжается по такому же принципу.

Ведущий: Стрелки тикали-ходили

И шесть вечера пробили.

Дети хлопают в ладоши шесть раз.

Ведущий: Вечер наступил, ребята.

Что сказать при встрече надо?

Дети: Добрый вечер.

Ведущий: Молодцы!

5. «Вежливый трамвайчик»

В эту игру лучше играть большой компанией. Потому что в ней участвуют водитель, кондуктор и пассажиры. Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, в руках у него игрушечный руль. Кондуктор обилечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, здравствуйте и т. д.). При этом одно и то же слово не должно повторяться дважды.

Билеты можно сделать из бумаги, старых открыток или календариков.

Если кто-то из пассажиров затрудняется назвать вежливое слово, билет за него может купить кто-то из друзей-пассажиров. Но при этом обязательно знание волшебных вежливых слов.

Если безбилетного пассажира выручить никто не может, кондуктор отправляет его к водителю. Преимущество водителя в том, что он может называть любые вежливые слова, даже те, которые уже звучали. Когда все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется.

Анна Курникова
Занятие во второй младшей группе «Вежливые слова»

Программное содержание :

Развивающие задачи :

1. Развивать речевую активность детей.

2. Развивать воображение, наблюдательность, сообразительность.

3. Развивать эмоционально-чувственный мир детей.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, закреплять знания правил доброжелательного общения.

2. Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.

Образовательные задачи :

1. Закрепить знание понятия «вежливые слова » .

2. Упражнять детей в употреблении вежливых слов , используя выражения, мимику, жесты.

3. Активизировать словарь детей по данной теме.

Вводная часть

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Приходите в гости» . Дети стоят в кругу. Выбирается водящий. Ребенок водящий идет по кругу, говоря слова : «Я по кругу иду, в гости всех друзей зову. Приходите в гости (выбирает кого-то из детей) . Выбранный ребенок занимает место водящего (игра повторяется 3 раза )

Воспитатель : - Дети, как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы понравиться своим близким и друзьям? (трудолюбивым, добрым, заботливым, послушным, вежливым и т . д.)

Что значит быть вежливым ? (не разговаривать грубо, не оскорблять, говорить вежливые слова )

Давайте вспомним, какие вежливые слова вы помните и знаете .

Посмотрите ребятки, у меня в руках цветок. Давайте с ним немного поиграем.

Игра “Передай цветок»”- игра на объединение

Воспитатель передает цветок ребенку и при этом говорит вежливое слово .

Воспитатель : - Как еще можно назвать слова , которые вы говорили? (волшебные)

Слышится плач.

Воспитатель :- Кто это? смотрит. Знаю это девочка Маша (появляется из-за ширмы персонаж кукольного театра) . Она шла через лес и заблудилась, попала к нам в детский сад. Давайте поможем ей найти дорогу домой.

Разыгрывается сцена из кукольного театра.

Маша : - Ребята, помогите мне домой попасть!

Воспитатель : - Маша, ты обращаешься невежливо .

Маша повторяет свою просьбу вежливо . Здравствуйте ребята, помогите, пожалуйста, найти мне дорогу домой.

Воспитатель : Машенька, иди прямо и никуда не сворачивай, придешь на полянку, где растут красивые цветы. Там твой домик

Воспитатель : - Пошла Маша по тропинке, которую ей указали, и встретила на тропинке маленького зайчонка.

Маша : Уходи, заяц, с моей дороги, я иду домой!

Воспитатель : А зайчик стоит упрямо и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему?

Дети : она забыла поздороваться и сказать вежливое слово «Пожалуйста»

Маша : Здравствуй Заинька, дай мне, пожалуйста, пройти!

Зайчик : Проходи, пожалуйста, Маша.

Воспитатель : Что случилось, Машенька, почему ты плачешь.

Маша : Ребятки, я заблудилась. Помогите, мне, пожалуйста.

Воспитатель : Поможем Машеньке?

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и поиграть в игру «Волшебная полянка» релаксация (дети ложатся на ковер) .Включается музыка, дети закрывают глаза.

Маша : Я, вспомнила, да это же мой домик. Ой, ребята, какая у вас интересная игра. Я вспомнила, что мой домик находится на полянке, где растут красивые цветы. Спасибо ребятам, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова !

Воспитатель : Вот и Маша поняла, что такое вежливость . Не забывайте волшебные слова . Давайте с вами вспомним, какие волшебные слова мы знаем .

Воспитатель : предлагает детям взяться за руки (игра «Комплементы» )

Анализ : Дети берутся за руки и, глядя в глаза соседу, говорят ему добрые, ласковые слова , при этом касаться ребенка Принимающий комплимент кивает головой и говорит : “Мне очень приятно!

Воспитатель : Вам понравилось наше путешествие. Спасибо вам ребятки.

Инга Пахоменкова
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Урок вежливости»

Подготовила : Воспитатель первой квалификационной категории Пахоменкова И. М.

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе . Тема : «Урок вежливости »

Программное содержание :

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие ; социально-коммуникативное развитие ; речевое развитие ; физическое развитие .

Цель : Углублять представление детей о доброте, и вежливости как о ценном , неотъемлемом качестве человека.

Задачи : Формировать доброжелательность, вежливость , уважение к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Развивать связную , интонационную выразительную речь.

Методические приемы :

1. организационный момент (поднятие настроения) ;

2. сюрпризный момент (появление героя «Зайчика» );

3. практический (дидактическая игра «Вежливо - невежливо » ).

Предварительная работа : беседы : “Всё начинается со слова “здравствуй”, “Всегда будь вежлив” , “Наши добрые дела”, “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Вежливость в разговоре” ; Чтение : В. Осеева “Волшебное слово”, С. Маршак “Урок вежливости” , А. Кондратьев “Добрый день”, Г. Сапгир “Самые слова”; Дидактические игры и упражнения “Вежливый ручеек” , “У меня зазвонил телефон”, “Кто кому уступит место”; рассматривание картин, иллюстраций.

Словарная работа : ввести в активный словарь слова и словосочетания : хвастливый, грубый, жадный, вежливый , волшебные слова, вежливые манеры .

Оборудования : письмо, герой-большая плюшевая игрушка Заяц, двухсторонние цветные картонные квадратики, аудио запись с танцевальной музыкой.

Ход нод:

1. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, с каким настроение вы пришли сегодня в сад?

Я хочу вам его еще больше поднять настроение. Закройте глаза, дети закрывают глаза, воспитатель проходит по кругу, гладит их по голове и произносит : мои детки, хорошие, красивые, ласковые…

Воспитатель : Ребята, мы с вами уже много раз говорили о вежливости , учились внимательно относится друг к другу, к взрослым.

Ребята, сегодня у нас с вами гостья, зовут ее Лариса Николаевна

Давайте мы с вами поприветствуем нашу гостью и покажем, как мы умеем с вами здороваться каждое утро.

Речевая гимнастика : «Приветствие»

Здравствуйте наши ручки (хлоп, хлоп, хлоп)

Здравствуйте наши ножки (топ, топ, топ)

Здравствуйте наши щёчки (плюх, плюх, плюх)

Здравствуй наш носик (би, би, би)

Здравствуй наш ротик (чмок, чмок, чмок) –воздушный поцелуй руками

Здравствуйте детки мои дорогие

Здравствуйте наша гостья дорогая.

2. Сюрпризный момент

Воспитатель : А знаете ребята, что сегодня произошло со мной по дороге в детский сад. Мне сорока передала для вас письмо.

Давайте, мы присядем, я вам прочитаю, что же написано в письме.

«Письмо» :

Здравствуйте ребята. Пишет вам сорока-белобока. В нашем волшебном лесу живет зайчик, мы не знаем, что с ним делать. Он всех обижает, не слушается старших, не знает волшебных слов, а еще он очень много хвастает. Помогите пожалуйста научить его вежливым манерам . Я хочу вас предупредить, что зайчик придет к вам в гости.

Воспитатель : Ребята, мы поможем с вами сороке-белобоки научить зайчика хорошим манерам.

Ой и верно, кто-то стучит к нам в дверь. Пойду посмотрю.

(воспитатель возвращается с зайцем в руках)

Заяц :

Поприветствуйте меня

Я, вот какой хороший.

Умный, ловкий, смелый я

И очень уж пригожий.

Нет меня сильней в лесу

Побежу всех махом

Не боюсь ни волка, ни я лису…

Воспитатель : Ага, убежишь со страху …

Воспитатель : Дети, вам понравилось, как Зайка нас приветствовал? Хотели бы вы иметь такого друга хвастунишку? (ответы детей) . И это правильно, слушать хвастунов очень неприятно. Скромные люди и зверята не хвалятся.

Воспитатель : Зайка, ты, не только хвастунишка, а еще и не вежливый . Ты с нами даже не поздоровался. А вежливые зверята всегда здороваются.

Зайка, нам сообщили, что ты можешь быть не добрым, грубым.

Зайка злым сегодня был : оттолкнул братишку,

И сестренке нагрубил, и уткнулся в книжку.

(Зайка отворачивается, закрывает морду книгой) . Как можно назвать такого Зайку?

Правильно, грубиян.

Зайка : Ребята, я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно делать?

Воспитатель : Давайте поможем Зайке, расскажем, что должен делать каждый ребёнок и зайчонок, чтобы быть вежливым .

А для это мы поиграем в игру, которая называется «Вежливо - невежливо » .

Я вам буду говорить задания, а вы должны мне сказать это вежливо , или не вежливо .

3. Практический момент.

Игра «Вежливо - невежливо » (дети поднимают в ответ двуцветный квадратик : вежливо- зеленой стороной , невежливо- красный стороной )

1. Поздороваться при встрече…

2. Толкнуть и не извиниться…

3. Помочь подняться, поднять упавшую вещь…

4. Отвечать грубо собеседнику…

5. Очень громко смеяться в автобусе…

6. Мусорить в разных местах…

7. Успокоить плачущего…

8. Решать спор кулаками…

9. Смеяться над недостатками других людей…

10. Помочь своему товарищу застегнуть пуговицы…

11. Приходить в детский сад опрятным и причёсанным…

12. Поблагодарить товарища за помощь…

13. Вернуть хозяину потерянную им вещь…

14. Бегать сильно по группе…

15. Помогать всем, кто просит нашей помощи…

16. Отбирать у других игрушки…

17. Радоваться за успехи других

Зайка : Я все понял. Вежливые слова и поступки нужны всегда.

Спасибо вам дети большое.

Воспитатель : а давайте мы зайке покажем, как мы умеем веселиться и танцевать.

Дети танцуют под веселую песенку «Буги-Буги»

Вот и подошла к концу наша встреча. Давайте скажем зайке до свидания.

Мне хотелось бы пожелать вам и зайке добра, внимания к близким и к друзьям.

Публикации по теме:

Фрагмент рабочей программы воспитателя доо методическая разработка Тема: «Весёлые старты» Пояснительная записка В группе 24 ребенка: 16 мальчиков, 8 девочек. У детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности появляются.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Путешествие берёзки» Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Тема «Путешествие берёзки» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Тема: «Разучивание стихотворения С. Я. Маршака «Весна» Цель: Познакомить детей со стихотворениями, посвященными весне; помочь им запомнить и выразительно читать новое стихотворение. Программные.

Задачи: Обучающие: учить продумывать подбор деталей по форме и цвету; развивать воображение, творчество, чувство композиции и цвета; закреплять.

Методическая разработка интегрированного занятия в средней группе «Профессия - повар» Цель: знакомить детей с профессией повара, его профессиональными действиями, предметами – помощниками, предметами бытовой техники, облегчающими.

Игра «Вежливо - невежливо »

  1. Поздороваться при встрече…
  2. Толкнуть и не извиниться…
  3. Помочь подняться, поднять упавшую вещь…
  4. Отвечать грубо собеседнику…
  5. Очень громко смеяться в автобусе…
  6. Мусорить в разных местах…
  7. Успокоить плачущего…
  8. Решать спор кулаками…
  9. Смеяться над недостатками других людей…
  10. Помочь своему товарищу застегнуть пуговицы…
  11. Приходить в детский сад опрятным и причёсанным…
  12. Поблагодарить товарища за помощь…
  13. Вернуть хозяину потерянную им вещь…
  14. Бегать сильно по группе…
  15. Помогать всем, кто просит нашей помощи…
  16. Отбирать у других игрушки…
  17. Радоваться за успехи других

«Словарь вежливых слов»

Послушайте правила игры. Я читаю вам первую строчку, а вы по смыслу дополняете его волшебным словом. Отвечайте все вместе (хором).

Растает даже ледяная глыба от слова теплого …(Спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(До свидания).

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему : «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает : «Ёжик, …» (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала : «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

Говорит Лиса Матрёна :

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи : «…» (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это -

Наградили попугаем

И кричали : «…» (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал : «…» (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали : «…» (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Игра «Антонимы» (игра с мячом).
- Итак, это задание не простое. Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну что попробуем?

Взрослый: Злой — добрый, жадный — щедрый, слабый - сильный, грубый - вежливый, трусливый - храбрый, лживый - честный, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, жёсткий — мягкий, плохой - хороший, ленивый - трудолюбивый, чужой - родной, грустный - весёлый, несчастный - счастливый.

Игра: «Веселые детки».

Взрослый называет ситуации, а ребёнок молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что ребёнок не согласен с утверждением, а зелёный - что вы согласен с ним.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым.

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.

«Хорошие поступки».

Что такое быть добрым?

Доброта - вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым - значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым - значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда - один…