Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Капелька»

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Тема: Вода – волшебница.

Разработала и провела:

Смирнова Н.А.

д. Каликино 2017

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе - «Вода-Волшебница» .

Область: Познание.

Интеграция областей : «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

4.Чтение художественной литературы по теме «Вода».

5.Наблюдение за водой на прогулке.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Емкости с водой, емкости с песком и почвой.
Краски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, сахар, соль.

Ручеек, заготовки рыбки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Наша группа превратилась в лабораторию. А мы исследователи. А что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Нас ждут интересные опыты и открытия. А как надо вести себя в лаборатории? Вы готовы? Но, чтобы узнать предмет нашего исследования нам надо угадать загадку :

Если на нос села клякса, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама, ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели. Чтобы не было беды. Жить нельзя нам без… (воды) . Верно!

В наших исследованиях и экспериментах помогут капельки. Которые принесли нам подсказки.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки)
Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Гидроэлектростанции работают на воде – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

Игра «Какая бывает вода? (холодная, горячая, морская, речная и т. д.)

3. Капелька любопытная

А эта капелька любит экспериментировать. Давайте вспомним с вами свойство воды: вода - это жидкость, ее можно наливать, переливать; вода не имеет запаха; вода без вкуса; вода бесцветна и т. д.

Опыт №1 «Вода может принимать вкус».

Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что вода не имеет вкуса, она безвкусная. Тише, тише, ребята, Капелька что-то мне хочет сказать!

Воспитатель прислушивается, приближаясь к капельке.

Воспитатель: - Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим!

Воспитатель: - Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим, что будет!

Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.

Воспитатель: - Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: - Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей (сладкая, соленая)

Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.

4. Капелька художница

Опыт №2 Вода может менять цвет».

Воспитатель: - Ребята, мне стало интересно, если вода может менять вкус, а может ли она менять свой цвет? Ведь мы с вами знаем, что чистая вода -прозрачная! Давайте проверим! Возьмем кисточки и добавим краску в воду.

Действия детей.

Воспитатель: - Что же случилось с водой? Она поменяла свой цвет.

Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.

Капелька художница попросила разукрасить рыбку, лежащая у вас на столе в любой цвет. Кто выполнил работу отложите рыбку пусть высыхает.

5. Капелька ученая

Капелька пятая- ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку. Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

6. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду из рек, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. С помощью фильтров. А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра) Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Капелька просит очистить речную воду, в грязной воде не могут жить рыбки!

Опыт № 3.«Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

Теперь вода в речке стала чистой и прозрачной. Давайте выпустим своих рыбок в воду. Молодцы!

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!

Итог занятия:

Что вы сегодня узнали нового?

Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Что вы узнали из опытов о воде?

А какая игра вам понравилась больше всего?

Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!

Анализ занятия.

Мною проведено занятие в старшей группе из образовательной области «Познание» с интеграцией областей: «Коммуникация», «Социализация».

Была поставлена основная цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Задачи:

Образовательные:

    Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.

    Формировать у детей навыки проведения лабораторных опытов.

    Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

    Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

    Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.

    Формировать умение отгадывать загадки.

    Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Для достижения цели занятия я использовала методы: эксперимент, беседа, сравнение, наблюдение. Дети учились устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Я считаю, что цель была достигнута, дети усвоили основные свойства воды и значение воды для жизни и здоровья людей.

Во время опытов учила ребят соблюдать правила безопасности, способствовала развитию мышления, памяти, речи, ввела новые понятия и слова: лаборатория, «круговорот воды в природе», фильтрование, пароход, гидроэлектростанция, рыболовецкое судно; поддерживала интерес к познавательной деятельности при помощи создания проблемных ситуаций.

На протяжении всей деятельности старалась вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

При помощи наводящих вопросов поддерживала любознательность, призывала к бережному отношению к окружающей среде.

Считаю, что образовательная деятельность была результативной, задачи, которые ставила перед собой, выполнены, цель достигнута.

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды . Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Голбакча» с. Кульшарипово»

Занятие по экологии «Волшебница вода»

В старшей группе

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть) . Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.

Индивидуальная работа: развивать усидчивость и аккуратностьПаша, Коля, Ева; внимательность - Никита К. , Ангелина; добиваться активного участия в беседе, чаще активизировать - Слава, Лиза, Настя К., Эвелина.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др.) ; беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».

Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей) , пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.

Ход занятия:

Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».

Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)

Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.

Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (вода)

О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Да о воде. - Где можно встретить воду? (ответы детей)

Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

А что такое вода? (Ответы детей)

Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.

Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

Перельём воду в разные бутылочки.

Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.

Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.

(прикрепить на доску)

Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории.

Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.

Опыт 2. «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?

Вывод: Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства) .

Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ) .

Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»

Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

Опыт 5. «Вода не имеет запаха»

А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)

Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?

Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!

Исследовательская работа

Опыт 1

Цель. Показать, что в почве есть воздух.

Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой) ; банки с водой (на каждого ребенка) ; большая банка с водой у воспитателя.

Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.) . Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Опыт 2

Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва) ; второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения) .

Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы) . Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека) , обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.

Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы) . Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Опыт 3

Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)

Оборудование и материалы. Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка) .

Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит".

После проведения опыта задайте вопросы.

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.

Задача педагога - подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке:

желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.

Опыт 4

Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена) .

Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.

Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?

Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных) , но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть) . Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности) . Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них) , их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.


Цель: формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода - источник жизни.

Задачи:

Образовательные:
- ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять предметы; - объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;
- развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Воспитательные:
- поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
- вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
Развивающие:
- развивать собственный познавательный опыт;
- расширить перспективу развития познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Материал: Посуда разной формы; Вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар, масло растительное, электрочайник, зеркало, капли воды (нарисованные), презентация.

Ход мероприятия

Вос-ль: Сегодня нам пришло письмо от жителей пустыни, с просьбой рассказать им о воде, что такое вода, какая она. И чтобы нам ответить на это письмо я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Сегодня я буду ученым, а вы моими помощниками. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Давайте сегодня представим, что наша группа это лаборатория.

1. «ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»

Дети: Аккуратно. Постараться не ударять её друг об друга, можно разбить.

Вос-ль: Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке. (Самостоятельная работа детей).

Вос-ль: Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко? Почему она растеклась по блюдечку?

Дети: Потому что вода жидкая.

Вос-ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.

Вос-ль: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.

Вос-ль: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, бутылочку.

(Самостоятельная работа детей)

Вос-ль: Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму баночки.

Вос-ль: А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Вос-ль: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Вос-ль: Верно, значит первое свойство воды «Не имеет формы» (слайд). Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему вопросу.

2. «ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ»

Вос-ль: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, шипеть и булькать? Когда это происходит?

Дети: Когда её нагревают.

Вос-ль: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: Огонь, газ, электронагреватель.

Вос-ль: В нашу лабораторию я принесла один из электроприборов. Как он называется? Совершенно верно - это электрочайник. Давайте с его помощью нагреем воду. Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта (вспомнить правила пользования электроприборами). Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Вос-ль: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

Дети: Она кипит, булькает, бурлит.

Вос-ль: А какая кипящая вода?

Дети: Она очень горячая.

Вос-ль: Приведите пример, где вода очень - очень горячая, а где тёплая.

Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. В природных горячих источниках. Тёплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кране, где мы моем руки, в ванне, где купаемся.

Вос-ль: Итак, ребята, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

Дети: Вода может нагреваться, быть тёплой и горячей.

Вос-ль: Значит второе свойство воды «Вода может нагреваться» (слайд)

3. «ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА»

Вос-ль: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, перестаёт кипеть, но остаётся горячей. Посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он появился? Я в банку наливала только воду. А вы знаете, откуда появился пар (высказывания детей)

Вос-ль: Вы правы, если воду сильно нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показать детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки (предложить детям потрогать пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: 3. Свойство: «Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая» (слайд)

Вос-ль: А сейчас давайте поиграем в игру. В нашей группе тоже есть вода, и я сейчас предлагаю вам её найти. Места с водой отмечены капельками, те, кто найдет больше всех капель, получает награду как самый внимательный.

4. «ВОДА - РАСТВОРИТЕЛЬ»

Вос-ль: Ребята, я попрошу вас подойти к следующему столу. На столе стоят три блюдца накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

«Белый камень в воде тает». (Сахар)

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Вос-ль: Теперь вторая загадка:

«В воде родится,

Воды боится». (Соль)

Убираем салфетку со второго блюдца.

Вос-ль: И, наконец, последняя загадка:

«Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде - пенится,

Брызгается и шипит». (Масло)

Вос-ль: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.

Вос-ль: Давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Давайте возьмем две баночки с водой. В одну положим кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?

Дети: Сахар растворился в воде.

Вос-ль: Теперь возмем другую баночку и насыплем в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло.

Дети: Соль растворилась в воде.

Вос-ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идёт самостоятельная работа детей.

Вос-ль: Что произошло с маслом?

Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

Вос-ль: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Вос-ль: Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. (слайд)

Программное содержание:

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного;

2. Через опыты – эксперименты закрепить, что вода не имеет формы, запаха, находится в разнообразных состояниях;

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: стаканчик с водой, стаканчик с молоком, чайная ложечка, речной песок, сахарный песок, акварельные краски, соль, духи.

Предварительная работа: беседа о дожде, лужах, снеге. Рисование портрета природы. Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Дети, все сели красиво, спинки прямые, руки на коленях. Послушайте стихотворение и скажите сколько дождей я прочитаю.

«Сколько знаю я дождей

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой – дугой

Дождик с солнцем

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом»

Ребята, сколько я прочитала дождей? (6)

А теперь скажите, если у вас друзья? Кто они? Назовите их? (Ответы детей.)

Верно у вас у всех есть друзья. А знаете ли вы, что у нас есть один общий друг, который помогает нам в любое время года, без которого мы не сможем прожить и дня. Дети, вы догадались, кто это? Правильно – это вода.

Подумайте и скажите, для чего нам нужна вода? Как она нам помогает. (Пьем, моем руки, поливаем растения, купаемся и т.д.) (Обращаю внимание на иллюстрации.)

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане –

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде – вечная слава воде!

Без воды могут погибнуть рыбы, растения, животные, которые живут в воде. Скажите мне, что вы представляете, когда я говорю слово «вода» (дождь, снег, сосулька).

Дождик, дождик, дождик лей,

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости,

Только лучше вырастем.

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

Лейся, дождь, веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по…

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(Сосулька.)

Значит вода – это и снег, и дождь. Она всегда разная, она как волшебница имеет разное лицо или как говорят у воды разный «портрет» (показываю рисунки детям с изображением снега и дождя).

Что вы видите? Это портрет воды – ручей, сосулька, дождь. Это все вода.

Сейчас мы проведем несколько опытов и вы увидите, что вода действительно как волшебница, может превращаться. Мы будем проводить ряд опытов.

Первый опыт «Вода прозрачная»

Перед детьми ставлю 2 стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опускаю ложечки.

В каком из стаканов ложечка видна, а в каком нет?

Перед нами молоко и вода. В стакане с водой мы видим ложечку, а в стакане с молоком нет. Значит вода прозрачная, а молоко нет. (Предлагаю детям подумать, что было бы, если бы речная вода не была прозрачной?)

Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами, могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (ответы детей).

Дети, так, вода прозрачная или нет? (прозрачная). А теперь давайте узнаем, есть ли у воды вкус.

Второй опыт «У воды нет вкуса»

Предлагаю детям попробовать воду из своих стаканчиков.

Есть ли у нее вкус?

Очень часто говорят, что вода очень вкусная. (даю им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз, попробуют воду. Я должна доказать, что у воды нет вкуса).

А говорят «вода очень вкусная» потому, что когда человек очень хочет пить, то он с удовольствием пьет воду и выражая удовольствие говорит: «Какая вода вкусная», хотя он на самом деле вкуса воды не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней очень много разных солей.

(Предлагаю детям выпить соленую воду немного, чтобы они почувствовали и поняли вкус соленой морской воды.)

Третий опыт «У воды нет запаха»

Предлагаю детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Для сравнения даю понюхать духи.

И чем же пахнет вода по сравнению с духами. Закончились наши опыты. И что же мы с вами узнали нового о воде (ответы детей).

Олеся Иванова
«Волшебница - вода» - конспект занятия (старшая группа)

Волшебница – вода

Конспект занятия . Старшая группа

Цель : Обобщить и систематизировать знания детей о трёх физических состояниях воды. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи. Знакомить с нетрадиционными способами рисования. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке за природными явлениями. Экскурсия на водоём. Проведение опытов : «Пар – это вода » , «Лёд – твёрдая вода » , «Лёд легче воды» (Журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 2006, с. 27, № 6, 2006, с. 22); «Волшебный фонарь » , «Крекс! Пэкс! Фэкс!» Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет / А. Е. Кузнецова. - М.: ООО ИД РИПОЛ классик. Дом 21 век, 2006. с. 162

Чтение сказок, стихотворений, загадок из сборника Шорыгина Т. А. «Беседа о природных явлениях и объектах» Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96.

А. Некрасов «Могучий помощник» .- М.: изд. Малыш, 1982. Н. Мигунова «Детям о безопасности»

Рисование пальцами рук. Лепка : «Море» , «Морские обитатели» ? (www. karapuz. com). Аппликации по И. А. Лыковой «Ах, белый пароход» (www. karapuz. com)

Подвижные игры : с мячом «Кто больше назовёт съедобной жидкости» (чай, кофе, компот, молоко, кефир, борщ, суп, ситро, минеральная вода , кисель, сок, бульон, какао, морс, квас и др.); «Ручейки, река и море»

Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности «Как избежать неприятностей?» № 1 - на воде и в природе (www. burdina-kirov.@ mail.ru)

Материалы : компьютер (видеоряд и аудиозапись шум родника, моря, реки, капает кран, металлофон, капельки – медальки, музыкальный фрагмент, воспроизводящее музыку устройство, «волшебная бутылочка » , губки, гуашь – на каждого ребенка.

Ход занятия.

Ребята, отгадайте загадки (Аудиозапись шум родника, моря, реки, капает кран) . Если вы отгадали правильно, то на экране монитора появится картинка.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает, на плите у нас кипит, паром чайника шипит.

Сегодня мы вспомним всё, что знаем о воде, одной из главных составляющих природы. Давайте устроим праздник волшебницы – воды . Почему волшебницы ? Да потому, что вода бывает разной .

Какой бывает вода ? (Ответы детей : грязной, чистой, вкусной, соленой, холодной, прозрачной и другие). Она может быстро – быстро бежать в ручейке, плескаться в реке, перекатываться волнами в море, становиться холодными льдинками или паром, умеет прятаться, путешествовать, превращаться и творить чудеса.

Скажите, где прячется вода ? (В продуктах питания, в растениях, животных и человеке) .

Почему вода умеет путешествовать? (Ответы детей. Потому что вода - жидкая . Она умеет течь, капать и литься, впитываться).

Какие чудеса может творить вода ? (растворять различные вещества, поэтому она может иметь цвет и вкус) .

Сейчас мы отправимся в путешествие вместе с водой в волшебную страну на необычном транспорте. Я буду мамой – тучкой, а вы моими детками. Если я тучка, то кто вы? (Капельки) . Посылаю вас, детки – капельки, на землю! Пролейтесь веселым дождиком, напоите землю, оживите деревья, цветы. Погуляйте, а затем возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь, ведите себя хорошо, за воротник к прохожим не залезайте.

Игра – этюд «Капельки» .

Воспитатель. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало играть друг без друга. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (дети встают в колонну по двое) . Встретились ручейки и стали большой рекой. (Дети встают цепочкой) . Текла, текла река и попала в большое море. (Дети встают в круг) . А тут солнышко пригрело!

Игра – имитация «Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети.

Яркие лучики к нам протяни.

Руки мы вложим в ладошки твои.

Нас покружи, оторви от земли.

Солнышко греет, как жарко всем нам!

В пар превратились, летим к небесам.

Стали капельки легкими, превратились в пар и вернулись к маме – тучке. Где вы были, что делали, что с вами произошло? (Ответы детей) .

Пока мы беседовали, в волшебной стране закончилось лето, прошла осень и наступила зима. Если я мама – тучка, то вы кто? (Снежинки)

Игра – этюд «Снежинки»

Воспитатель. Я – снежное облако! Мягкое, белое, пушистое. А вы, снежинки, мои детки. Ой, как вас много! Летите на землю. (Дети присаживаются) Полетели снежинки на землю и стали танцевать. (Звучит музыка – по выбору воспитателя, дети выполняют движения : покачались вправо – влево, покружились. Вперед – назад, покружились). Но вот подул ветер, и все снежинки разлетелись кто куда, в разные стороны. Набегались снежинки, устали и упали на снежную поляну, образуя большой сугроб, и уснули.

Вставайте, мои детки, пора возвращаться в детский сад. Наше путешествие закончилось. Так почему воду называют волшебницей ? (Ответы детей) . Да, вода может быть разной . Давайте нарисуем её портреты. Подумайте, какой портрет вы бы хотели нарисовать? (ответы детей) . Но рисовать мы будем не кисточками и не карандашами. (Дети садятся за столы) .

Упражнение «Музыка дождя и грома» .

Набежала тучка и закапал дождь. Дети стучат пальцами по столу.

Засверкала гроза. Стучат ладошками.

Загремел дождь. Стучат кулачками.

Дождь стал стихать Постепенно ритм замедляется.

И совсем прекратился.

В процессе выполнения упражнения, воспитатель задаёт ритм, используя металлофон.

Наши пальцы стали ловкими. Можно приступать к рисованию. Можно рисовать вместе на большом листе бумаге, можно на маленьком. Тот, кто будет рисовать воду в жидком состоянии (река, ручей, море, возьмет в руки губку, обмакнёт её в краску и нанесёт на «волшебную бутылочку » так, чтобы веревка на бутылочке хорошо пропиталась. Получится причудливая волна. Тот, кто будет рисовать снежинки, возьмёт в руки лист бумаги, сожмёт её в кулаке, нанесёт на нее губкой краску и сделает оттиск смятой бумагой.

По окончании работы воспитатель дарит детям капельки – медальки.

Литература : 1. Белякова А. В. «Вода » . Журнал «Ребенок в детском саду» № 4, 2005, с. 792.

2. Силиванова Л. В. Занятия на тему «Знакомство со свойствами воды» . Журнал Дошкольная педагогика,2008, № 2.-с. 39

3. Нуждина Т. Д. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Мир животных и растений. Ярославль : Академия развития, 1997. с. 160.

4. Костюченко М. «Экспериментируем!» Журнал"Дошкольное воспитание",2006, №8.- с. 27

5. Тобоева Е. Н. Учебно-методическое пособие к программе развития и воспитания детей дошкольного возраста «Росточек» Горно-Алтайск, 2006

6. Дьяченко В. Ю. Естествознание : тематическое планирование занятий . Волгоград : Учитель, 2007.-271 с.

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия «Вода-волшебница» Цель: совершенствование представлений детей об окружающей действительности посредством поисково-исследовательской деятельности. Обучающие.

Конспект занятия с элементами исследовательской деятельности «Волшебница вода» «Волшебница- вода» Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды. Закрепить представление детей, о том где находится в природе.

Конспект НОД в подготовительной группе «Вода-волшебница, вода-труженица» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Составила: Руденко Любовь Николаевна - воспитатель. МКДОУ.

Цель: формировать представление о том, что вода является жизненно важным явлением для жизни человек, животных и растений, а так же единственной.