Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Слободян Наталья Ивановна

Педагог – психолог

МБОУ Лицей №1 г. Иркутск

Тревожные дети и особенности работы с ними

Тревожные дети . В психологическом словаре тревожность определяется как "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

До настоящего времени еще не выработано определённой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство учёных считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность родителя передаётся ребёнку. В семьях с доброжелательными отношениями дети мене тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Тревожность может быть связана с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

В отличие от гиперактивных и агрессивных детей, которые всегда на виду, тревожные дети незаметны. Таких детей в школе и в детском саду не мало, работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими "проблемными" детьми. Поэтому важно, чтобы таких детей школьный психолог знал, что называется, «в лицо».

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.

Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Вот несколько из них, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению:

    учебные перегрузки;

    неспособность учащегося справиться со школьной программой;

    неадекватные ожидания со стороны родителей;

    неблагоприятные отношения с педагогами;

    регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

    смена школьного коллектива и /или непринятие детским коллективом.

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами. Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются: пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя.

Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках. Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях. Например, ребенок может краснеть (бледнеть), отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой. Поэтому педагогам, работающими с детьми важно знать типы тревожных детей и особенности работы с ними.

Типы тревожных детей:

    Дети с соматическими проявлениями (нервные тики, заикания, энурез, и т. д.)

Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребёнка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, бить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

    Расторможенные.

Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, если это не получается – становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчёркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учёбе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).

Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

3.Застенчивые.

Обычно это тихие дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учёбе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чём - то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого ученика), часто плачут из - за мелочей, переживают, если чего - то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально). Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам.

Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребёнком право на ошибку.

    Замкнутые.

Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Может быть, проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включённости в процесс. Ведут себя так, как будто от всех ждут подвоха. Важно найти в таких детях область, которая им интересна (динозавры, компьютер, и т. д.) и через обсуждение, общение на эту тему налаживать общение.

Особенности работы с тревожными детьми:

    Особенности оценивания: оценка должна быть содержательной, с подробным объяснением причины; оценивается не вся деятельность, а отдельные элементы. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

2. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.

3. Важна общая эмоциональная атмосфера в классе. Не секрет, что из года в год у одних педагогов количество тревожных детей стабильно высокое, а у других - низкое. Это показатель профессионализма педагога, успешности его воспитательной работы.

4. Упор на успешность. В классе важно поддерживать атмосферу принятия, безопасности, чтобы каждый тревожный ребёнок чувствовал, что его ценят вне зависимости от поведения; всегда ищите, за что можно похвалить и подчеркивайте достоинства ребёнка, обсуждая недостатки наедине.

Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки проявления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать, их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше. Необходимо учить таких детей продуктивной работе, само отвлечению от своих страхов мешающих этому, чувству нужного пути в своей деятельности, не отвлеченного в ложную сторону страхами различной природы.

Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания, войти в эту роль и действовать как бы “в его образе”.

Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Рассказывают, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенность. Указывают на необходимость тренировки перед зеркалом и “зрителями”, например, при подготовке уроков.

При волнении ребенка можно предложить способ успокоения с помощью ритмичного дыхания, для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

Известно, что одним из моментов результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на её выполнении, но в большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Необходимо также обучать школьника умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение “победы” или “поражения”. Используется такой прием, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний.

Необходимо учить такого ребенка находить в своем поведении причины этой тревожности, и устранять их.

1.Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей.

2.Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3.Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой -либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4.Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5.Чаще используйте ласковый телесный контакт.

6.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7.Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, но так, чтобы он знал, за что.

8.Не предъявляйте завышенных требований.

9.Старайтесь делать как можно меньше замечаний.

Литература

1.Морозов Д. В. Техника безопасности для родителей детей нового времени. - М.: РИПОЛ классик, 2009.

2.Инина Н.В. Испытание детством. Что мешает нам быть счастливыми? М.: Никея, 2015.

3. Леонгард К. Акцентуированные личности, М.: 1981

Елена Писарева
Эмоциональная неустойчивость. Работа с родителями как одно из направлений коррекции тревожности детей дошкольного возраста.

Тревожность . Работа с родителями как одно из направлений коррекции тревожности детей дошкольного возраста .

Психическое здоровье – фундамент развития ребёнка. В последнее время отмечается рост нервно-психических расстройств у детей . Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника , которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности , ведут к невротизации.

Опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что около 40% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности , в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми.

Тревожность , как фактор эмоциональной нестабильности , выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой , познавательной сфер и становлению эмоционально -личностных образований. Особенно опасным в этом отношении является старший дошкольный возраст , сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и , в особенности, ее коррекции является весьма актуальной.

Тревожность – довольно устойчивая индивидуальная особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них) . Поэтому следует отличать тревожность от тревоги страха .

Если ребенок иногда испытывает беспокойство в какой-либо ситуации, например , перед выступлением, а иногда в тех же обстоятельствах остается достаточно спокойным, то мы можем говорить о тревоге . Следовательно, тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка.

Тревожность – это устойчивое состояние. Тревожность не связана с какой – либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда, в любом виде деятельности. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются, что их тревожит .

Считается, что у старших дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Как помочь ребенку, которому его постоянная тревожность не дает комфортно себя чувствовать и развивать свои задатки?

Ребенок, которого называют тревожным , как правило, обладает некоторыми из следующих характеристик :

Любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство;

Во время выполнения задания или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен , скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);

Беспокойно спит, жалуется на страшные сны;

У него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется;

Плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;

Не уверен в себе и своих силах, ожидает неудач в деятельности;

Старается скрывать свои проблемы и тревогу .

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности . Но выделены основные факторы, которые способствуют проявлению тревожности у ребенка .

Причины, которые способствуют проявлению у ребенка тревожности .

1. Прежде всего, может играть роль наследственность : у тревожных родителей , чаще вырастают тревожные дети .

Это происходит не только в результате передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения. Иногда родителям трудно увидеть этот механизм действия в семье. Поэтому родителям тревожного ребенка полезно заниматься самоанализом, чтобы понять часто ли они сами испытывают тревогу за себя и близких , как она проявляется и как можно влиять на ребенка.

2. Второй главной причиной тревожности у детей является обстановка в семье.

Чаще всего, нарушение отношений с родителями :

Завышенные требования;

Конфликтная атмосфера в семье;

Неудовлетворенность взрослых в семье;

Развод родителей ;

Разногласие родителей в вопросах воспитания ребенка или спонтанность и непоследовательность их действий.

3. Тревожность может сопровождать какие-то серьезные эмоциональные расстройства , физические или психические заболевания.

Если есть основания подозревать возможность такой причины, то лучше проконсультироваться у специалистов : невропатолога, психиатра и пр.

Как при работе над другими детскими проблемами над проблемой тревожности следует работать терпеливо и систематически.

Работа по коррекции тревожности проводится в тесной взаимосвязи с родителями и педагогами . Наибольшая роль по профилактике и коррекции тревожности у детей должна принадлежать родителям .

Как профилактическая, так и коррекционная работа , связанная с тревожностью включает следующие взаимосвязанные направления :

1. Совместная работа с родителями и детьми

2. Психологическое просвещение родителей

3. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей

4. Практика в реальной жизни

Одним из методов коррекции эмоциональных нарушений ребенка является игра. Это наиболее распространенная и приемлемая форма работы с родителями тревожных детей , которая позволяет :

Создать близкие отношения между участниками игры;

Формировать адекватную самооценку;

Снимать напряженность , тревогу , страх перед окружающими;

Формировать произвольное поведение.

Игровая терапия направлена на реализацию следующих задач :

Основные задачи игровой терапии :

1. Расширение возможностей понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми;

2. Выработка родителями эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком ;

3. Оказание помощи родителям в создании условий для гармонизации эмоционально -личностного развития ребенка.

Об успешности и эффективности работы по коррекции тревожности могут свидетельствовать такие критерии , как

Снижение тревожности ;

Снижение количества страхов;

Повышение уверенности в себе;

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей .

Создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка можно придерживаясь определенных правил.

Правила, позволяющие создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка :

1. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, не приводить их в пример.

2. Избегать соревновательных моментов в играх.

3. Не устанавливать временных рамок выполнения задания, не подгонять ребенка.

4. Осторожно вводить ребенка в новую игру.

5. Стараться проявлять творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить беспокойство.

6. Действовать по обстоятельствам.

Родителям полезно знать отдельные коррекционные игры и рекомендации по взаимодействию с тревожными детьми , чтобы повысить свою психологическую грамотность и помочь своему ребенку в решении его проблем. Некоторые из них будут описаны ниже в соответствующих разделах, но сначала надо определить в каких направлениях следует начать работать .

Коррекционную работу с тревожными детьми проводим в трех направлениях :

1. Повышение самооценки ребенка.

эмоционального напряжения .

3. Отработка навыков управления владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка и вызывающих наибольшее беспокойство.

Рассмотрим каждое из этих направлений наиболее подробно .

1. Повышение самооценки ребенка

Для достижения успеха в этом направлении необходимо , чтобы родитель сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие) . Кроме того, родитель должен часто хвалить ребенка. Очень важно делать это правильно : ребенок всегда должен знать, за что его хвалят.

В своей работе на данном этапе я использовала следующие игры и упражнения.

«Копилка достижений»

Эта игра должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день.

В эту копилку ребенок вместе с родителями складывает все свои достижения и успехи, которые произошли с ним за день, например , хорошо рассказал стихотворение.

Важно, чтобы в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось.

Данную игру можно использовать сначала для повышения самооценки ребенка в целом, а потом для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле.

«Солнышко»

Это отличная игра, которая позволяет получать от других «психологическое поглаживание» , столь необходимое каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным.

С этой же целью могут использоваться такие игры, «Комплименты» , «Подарки» , «Закончи предложение» , «Волшебный стул» .

«Комплименты»

Цель игры : формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков.

Игра может проводиться в различной форме. Суть игры в том, что участники оказывают друг другу словесные знаки внимания. Тому, кому этот знак адресован, должен адекватно на него отреагировать.

2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения .

На этом этапе важно научить ребенка снимать мышечное напряжение , расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку.

Для тревожных детей уметь расслабляться – это просто необходимость, т. к. состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.

Обучить ребенка расслаблению не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое пробежаться, сесть, встать, но что значит расслабиться для них не совсем понятно. Поэтому в систему игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле : после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

Кроме этого принципа используется и способность детей к фантазированию . Здесь помогает гармония души и тела : когда ребенок представляет себе что-нибудь приятное и спокойное, то его тело тоже расслабляется. Но этот метод работает только с детьми старшего дошкольного возраста , а первый можете применять в любые возрастные периоды .

Помимо специальных игровых упражнений на релаксацию хорошо использовать тактильный контакт с ребенком, так же полезен массаж и просто растирание тела.

«Снеговик»

Цель : обучение детей расслаблению , релаксации

Суть игры в попеременном напряжении частей тела и последующее их расслабление.

«Огонь – лед»

Цель : снятие мышечных зажимов.

Эта игра способствует ощутить свободу и радость, стимулирует моторное и эмоциональное самовыражение , развивает пластику, гибкость тела.

«Торт»

Эта игра полезна не только для тревожных детей , которые испытывают трудности в общении с взрослыми людьми и детьми, но и для застенчивых детей . Эта игра учти доверять другому человеку.

«Зеркало»

В этой игре мы можем воспользоваться тягой детей к подражанию . Как известно, дети очень любят подражать любому родителю , имитируют их походку, мимику, действия. Также игра полезна для развития скорости движений и внимания ребенка и взрослого друг к другу.

«Психологическая лепка»

Эта игра способствует расслаблению тела, основана на полном доверии другому человеку. Способствует развитию фантазии. Дает ощущение контроля над другим человеком.

«Волшебный мелок»

В основе игры лежит телесный контакт с ребенком. Используются элементы массажа. Следует отметить, что даже простое растирание тела способствует снятию мышечного напряжения .

3. Умение управлять собой

Важное направление работы с тревожными детьми , которое предполагает переход от новых приобретений внутреннего мира ребенка (в виде более высокой самооценки и умения расслабляться, делать комфортным его состояние) к их внутреннему выражению. То есть мы должны обучить ребенка применению своих знаний на практике, чтобы изменилось не только его восприятие, но и поведение.

С этой целью я использовала следующие игры.

«Рыбаки и рыбки»

Иногда дети испытывают дискомфорт и испытывают отрицательные эмоции по причине некоторой неопределенности ситуации, неизвестности и непонятности. Чтобы снять эти ощущения можно воспользоваться этой игрой.

«Кораблики»

Игра дает ребенку возможность действовать самому, ощутить власть и контроль над ситуацией. Ребенок чувствует себя во время игры хозяином положения. Помогает справиться со страхом общения. Поможет переключиться ребенку со своего беспокойства и сомнений в правильности своих слов и дел.

«Ты – Лев!» , «Возьмите себя в руки!»

Игры основаны на методе саморегуляции. Вселяют в ребенка чувство уверенности в себе. Ребенок тренируется сохранять спокойствие в самых разных ситуациях : при испуге, неожиданности и пр.

Заключение

Как показывают исследования, родители тревожных детей , сами бывают высоко тревожными , в связи с собственной тревожностью имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями. Поэтому таким родителям следует , прежде всего, заняться самовоспитанием, повышать психологическую культуру, проводить аутотренинги, тренинги с психологом, постараться создать в семье благоприятный психологический климат.

Таким образом, все выше перечисленные мероприятия, должны благотворно влиять на общее состояние ребёнка. Повышение самооценки у детей , снятие мышечного и эмоционального напряжения , умение владеть собой в ситуациях, травмирующих ребёнка, приведут к положительным результатам. Вследствие этого общее эмоциональное состояние ребёнка улучшится, уровень тревожности снизится , а это позволит детям испытывать чувство душевного комфорта.

Приложение 1.

Игры на повышение самооценки.

«Копилка достижений»

Возьмите картонную коробку и оформите ее вместе с ребенком так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей – маленьких и больших собственных успехов в жизни.

Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги или бусины, которые вы будете опускать в копилку достижений за какие – либо успехи.

А теперь введите правило : когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и вместе с вами записать на этом листочке какое- то свидетельство успеха , которого он достиг за сегодняшний день. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось.

«Утяжеление» копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением.

«Солнышко»

Игра проводится в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей.

Все встают в круг. Каждому раздается какой - то предмет, символизирующий лучик солнца, например , атласная ленточка, цветной карандаш, цветок и т. п. В середину круга встает ребенок, которого будет греть «Солнышко» .

Далее объясняется, что свой предмет (лучик солнца) можно подарить ребенку, стоящему в центре круга, только с добрыми словами, сказав о том, что тебе нравится в этом человеке. Все, стоящие в круге, по очереди говорят что- то хорошее и отдают свой «лучик» .

«Закончи предложение»

Игра с мячом.

Все встают в круг. Мяч в руках у ведущего. Играющим объясняются правила игры : я буду кидать вам мяч по очереди и начинать предложение, а вы должны бросить мяч обратно, назвав окончание предложения»

Например , можно ребенку бросать мяч со словами : «Я умею…» , «Я научился…» , «Я могу…» , «Я хочу научиться…» .

Если ребенок затрудняется с ответом, то остальные участники игры должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы.

«Волшебный стул»

Один из детей садится в центр круга на «волшебный стул» , остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Комплимент»

Дети встают в круг. В руках у ведущего мяч. Он кидает мяч кому – то из детей , стоящих в круге, и говорит ему комплимент. Тот, кто получил мяч, в ответ должен сказать : «Спасибо» . Далее передать мяч с комплиментом следующему игроку.

Важно, чтобы комплименты получили все участники игры.

Приложение 2.

Игры на снятие мышечного и эмоционального напряжения .

«Снеговик»

Исходное положение – свободное .

Выпал снег, давайте строить снеговика – легкими хлопками «лепят» себе толстые ноги, руки, бока, голову, глаза, нос и улыбку.

Вот он какой получился! – ставят ноги на ширине плеч, руки немного разводят в стороны, пальцы растопыривают и улыбаются. При этом тело должно быть напряжено .

Солнышко пригрело, и снег начал таять – происходит постепенное расслабление всего тела : повисают руки, голова, спина, одновременно с ними медленно сгибаются колени.

Растаял снеговик, осталась одна лужа – ложатся на пол, все мышцы расслаблены.

«Психологическая лепка»

Ведущий выбирает одного из детей , предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что – либо вылепить. Но сначала пластилин нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка и «лепит» из него что- то. Например , какое – либо животное. Остальные участники угадывают, что это.

«Зеркало»

Что делает зеркало? Повторяет ваши движения. Пусть один человек будет зеркалом, а другие повторяют за ним все, что он делает. Встаньте друг против друга и копируйте мимику, позы, жесты, то есть полностью подражайте образцу. Через некоторое время поменяйтесь с ребенком местами. Или определите водящего с помощью считалки.

«Торт»

Выбирается ребенок и ложится на ковер. Это будущий торт. Остальные участники игры начинают его «готовить» . Сначала просеивают муку, замешивают тесто, раскатывают, кладут изюм, обмазывают вареньем. Затем «пирог» переворачивают и украшают. «Пирог» сам скажет, когда он готов.

Упражнение проделывают с теми, кто захочет.

«Огонь – лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело . Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

«Волшебный мелок»

Существует хорошее развлечение – рисовать или писать на спине друг друга разные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.

После окончания игры «художник» нежными движениями «стирает» все, что нарисовал, при этом слегка массируя спину.

Приложение 3.

Игры на саморегуляцию.

«Кораблик»

Материал : одеяло, любимая игрушка.

Ход игры : взрослые раскачивают за углы одеяло – это кораблик. В кораблике находится «капитан» - ребенок. При словах «тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают пантомимой хорошую погоду. При слове «Буря» они начинают шуметь, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю : «Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!»

Для объяснения этой игры в первое «плавание» можно отправить игрушку.

«Рыбаки и рыбки»

Выбирается «рыбка» , остальные участники становятся парами лицом друг к другу в две линии и берут друг друга за руки, образуя таким образом «сеть» . Рыбка должна проползти под сетью, которая задевает спину, щекочет, постукивает по ней.

1. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким–то своим качеством, то лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад.

2. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником. 3. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?». Пусть лучше ребенок играет для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть. Также нежелательно ставить тревожному ребенку временные рамки выполнения задания или подгонять его. Этим вы вряд ли ускорите его действия, а вот уровень тревожности поднимите наверняка.

4. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Штанга», «Винт», «Водопад» и др.

В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей.

Помните! Опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет!

Работа психолога с тревожными детьми

Коррекционная работа ведется в трех направлениях :

    Повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности;

    Учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку;

    Обучать умению управлять собой в конкретных ситуациях, вызывающих наибольше беспокойство.

1. Повышение самооценки. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу по повышению самооценки, путем поддержки ребенка со стороны взрослого, давая позитивную оценку его действиям и поступкам, ребенок обязательно должен знать за что его похвалили. Лютова Е.К. и Монина Г.Б. предлагают отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах «Звезда недели», «Цветок достижений» и др.

2. Снятие мышечного напряжения. Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

3. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. В работе с детьми хорошо использовать игры-драматизации. Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. В этом случае желательно привлекать ребенка к обсуждению проблемы, говорить о их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях.

Также применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.

Игры и упражнения

1.Игры и упражнения, направленные на повышение самооценки

«Копилка достижений»

Цель:

Содержание: Возьмитекакую-нибудькартонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы она выглядела копилка его главных ценностей-маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы которые как-то связаны с понятием «успех», или это будут просто симпатичные узоры. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке (с помощью взрослого) какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. «Утяжеление» копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах.

«Солнышко»

Цель:

Тот, кого согревают, должен обязательно сказать «спасибо». Далее все дети говорят по кругу что-то хорошее и отдают ребенку свой карандаш. Во время этого ребенок поворачивается лицом к говорящему.

«Закончи предложение»

Цель:

Содержание: Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Се предложения должны касаться ребенка. Одни и те же «начала» могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им «окончания» должны различаться. Начинайте бросать ребенку мяч со словами: «Я УМЕЮ», «Я МОГУ», «Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ».

«Гусеница»

Цель: развитие моторной ловкости, формирование доверия и уверенности в себе.

Содержание: детям предлагается встать, положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики между своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается. Образовавшаяся «гусеница» должна пройти по определенному маршруту, который указывает взрослый или первый ребенок.

2. Игры и упражнения, направленные на умение расслабляться

«Рот на замок»

Цель: зафиксировать состояние расслабления

«Воздушный шарик»

Цель: обучение расслаблению через глубокое дыхание

Содержание: Для начала вспомните с ребенком, как вы надуваете воздушные шары. Как меняется шарик по мере поступления воздуха? Конечно, он увеличивается в размере и напрягается, стенки его становится непросто продавить пальцем. Теперь пусть ребенок представит себя воздушным шаром. Нужно сделать очень глубокий вдох и затаить дыхание. Попросить ребенка положить руку на живот и почувствовать, стал ли он круглым и напряженным. Если стал, то можно выдохнуть и ощутить, как приятно когда живот расслаблен.

Игру повторить 3-5 раз: напряжение на вдохе, задержка на несколько секунд, выдох и расслабление.

Примечание: Обратите внимание на то, чтобы напрягался именно живот, проследите за плечами ребенка – они не должны подниматься. Второй важный момент – выдох должен быть сделан без усилия, воздух сам выйдет, если перестать напрягать живот.

«Волшебное путешествие»

Цель: релаксация

Содержание: Предложитеребенку сесть удобнее и закрыть глаза. Моно включить какую-нибудь плавную, приятную мелодию (музыка обязательно должна быть без слов). Объясните что, сейчас вы будете играть в волшебное путешествие. Попросите ребенка расслабиться, сделать глубокий вдох, выдох и постараться представить то, о чем вы ему будете говорить.

А рассказать вы можете примерно следующее: «Представь себе, что мы сидим в комнате и смотрим в окно, а там синее – синее небо. По небу неторопливо плывут облака. Очень красиво. Вдруг мы видим, что одно пушистое облако приближается к нашему окну. Его форма напоминает пони. Мы залюбовались этим зрелищем, а облако подплыло совсем близко к нам. Смотри, оно машет нам лапкой, как будто приглашает присесть! Мы осторожно открываем окно и усаживаемся на теплое облако. Устраивайся удобнее, ощути, как здесь мягко и уютно. Можно даже полежать. Куда же мы полетим? Наверное, надо подумать о месте, где тебе всегда хорошо. Подумай о таком месте.

Облако стало двигаться. Вот уже наш дом кажется крошечным вдалеке, ниже пролетают стаи птиц. Удивительно хорошо. Вот, кажется, мы начинаем снижаться. Облако отпускает нас на землю. Теперь ты можешь идти. Мы там, где ты спокоен и счастлив, где тебе очень хорошо. Посмотри, что там вокруг? Какие в этом месте запахи? Что ты слышишь? Есть ли тут кроме тебя какие – то люди или животные? Тут ты можешь делать все, что хочешь. Побудь в этом месте еще немного, пока я посчитаю до десяти, а потом снова пойдем к облаку (медленно считайте от одного до десяти).

Ну вот, пора возвращаться, залезай на облако. Мы снова летим по синему небу. Вот уже показался наш дом. Облако аккуратно подплывает к самому окну. Мы с тобой залазаем в нашу комнату прямо через окно. Мы благодарим облако за чудесную прогулку и машем ему рукой. Оно медленно уплывает в даль. Когда я посчитаю до пяти, оно растворится в небе, а ты откроешь глаза (считайте до пяти)».

Примечание: после того, как ребенок откроет глаза, попросите его поделится с вами впечатлениями от путешествия. Приятно ли ему было плавать на облаке? Какое место он себе представил? Как он себя чувствовал? Существует ли это место на самом деле или оно создано его воображением?

Отнеситесь внимательно к рассказу ребенка – он может содержать очень важную информацию о том, где и от чего ребенок чувствует себя комфортно.

3. Игры и упражнения, направленные на формирование умения управлять собой и развитие коммуникативных навыков

«Газета»

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Содержание: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают пополам до тех пор, пока кто–то из участников не сможет встать на нее. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится.

Примечание: эта игра помогает преодолеть детям робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

«Трио»

Цель: развитие умения согласовывать свои действия, действовать сообща.

Содержание: дети разбиваются на тройки, обнимают друг друга за плечи. Тот, кто стоит в центре, ставит обе ноги в разные коробки. В те же коробки стоящий от него справа ставит левую ногу, а стоящий слева ставит правую. Таким образом, получается невиданное существо с тремя туловищами и четырьмя ногами. Ему предстоит пройти несколько метров. В процессе движения они могут обсуждать друг с другом последовательность действий, а также способы справиться с заданием.

Примечание: данная игра интересна как игра–соревнование в процессе, которого им необходимо прийти к согласию, чтоб достичь финиша.

«Сиамские близнецы»

Цель: развитие моторной ловкости, развивает умение вступать в контакт.

Содержание: дети разбиваются на пары, им предстоит стать «сиамскими близнецами», сросшимися руками, ногами, спинками или головами. После этого дети могут заняться каким – либо делом: походить, попрыгать, сесть, встать, порисовать и т.д. дети забывают что они – сиамские близнецы, поэтому можно связать веревкой или скакалкой сросшиеся части тела (руки, ноги), ведь тогда «близнецы» действуют более дружно и лажено.

Примечание: такая игра ставит детей перед необходимостью договариваться между собой, помогать друг другу, это развивает умение вступать в контакт, преодолевать робость.