Конспект комбинированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному и социально-коммуникативному развитию на тему: «Семейные традиции» (подготовительный возраст).

Описание работы: данный конспект адресован учителям начальных классов, воспитателям детских садов работающих с детьми старшего и подготовительного возраста по направлениям - взаимодействие с семьями воспитанников, ознакомление с народными традициями, художественно эстетическое и социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с национальными старинными и современными традициями России, учить сопоставлять их, находить сходство и различие.
Развивать познавательный интерес к творчеству своего народа.
Развивать речь детей: обогащать словарный заиас; продолжать учить отвечать на вопрос распространенными предложениями.
Вызвать у детей интерес к лепке съедобных кондитерских и кулинарных изделий из песочного теста для угощения: продолжать учить формировать изделие вручную скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки; активизировать приемы декорирования лепных образов; развивать зрительный контроль действия рук.
Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей: дать возможность проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы.
Воспитывать вежливость, аккуратность, коммуникабельность, уважение к традициям своей семьи и страны.
Материалы:
Чайный сервиз в русском стиле, самовар, сладости к чаю, лимон; разные сорта чая; песочное тесто, формочки, скалка, разделочная доска, доски для лепки, блюдечки с ингредиентами для выпечки; влажные салфетки; магнитофон; аудиозапись русских народных песен в исполнении Ивана Купала.
Предварительная работа.
Подготовка детей:
Рассматривание картин с изображением самоваров, сервированных столов, экскурсия на пищеблок, в магазин, разучивание загадок, стихов, песен о чаепитии, рисование «Семья за столом», творческие игры «В гости к куклам», «Семья», дидактические игры «Кондитерский магазин», «Чайная и столовая посуда».
Работа с родителями:
Предложила мамам и бабушкам провести вместе с детьми кулинарные опыты с тестом - замесить, раскатать, вырезать формочками, полепить вареники, пирожки и т.д.
Подготовка воспитателя:
Изучила методическую литературу по организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста, провела беседы с детьми на тему «Традиции моей семьи»; оформила альбом посуда, ввела традицию «Встречи с интересными людьми», изготовила материал к игре «Чаепитие у кукол».
Ход:
Под аудиозапись русской народной мелодии (исполнитель Иван Купала «Кострома») дети входят, становятся полукругом.
Воспитатель:
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
- Всех я Вас приветствую!
Вы друг к другу повернитесь
И дружочку улыбнитесь!
Воспитатель: Ребята, у каждого из нас есть семья. Что такое, по вашему мнению, семья?
Дети отвечают.
Воспитатель: Семья - это самое ценное в нашей жизни. Вы правильно сказали, что в семье люди заботятся друг о друге, помогают друг другу, трудятся и отдыхают вместе. Недаром в народе говорят: «Семья вся вместе и душа на месте». В каждой семье есть свои традиции. Традиции - это обычаи, действия, связанные с определенными событиями. Должно быть, в ваших семьях есть свои традиции, с которыми вас познакомили ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Расскажите о традициях вашей семьи.
Дети отвечают.
Воспитатель: Садитесь, пожалуйста, на стулья. Посмотрите на эти картины (Борис Кустодиев «Купчиха за чаем»,Владимир Стожаров "У самовара", Вячеслав Россохин “Посиделки”) . Что Вы видите на них?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сегодня я расскажу Вам еще об одной замечательной традиции - чаепитии.
Сверху пар, снизу пар,
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Воспитатель: Ребята, скажите, как раньше встречали гостей?
Дети: Хлебом-солью!
Воспитатель: Как вы встречаете гостей дома?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно. Гостей надо поприветствовать, угостить и чем-то занять, чтобы им не было скучно. Что нам необходимо, чтобы напоить гостей чаем?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вы правильно перечислили: чайник или самовар, чайный сервиз, заварочный чайник, сахарница, молочник, десертные тарелки, десертные приборы, салфетки, вазочки и угощения.
Воспитатель и дети подходят к сервированному столу.
Воспитатель: Посмотрите на этот стол, так традиционно накрывают стол в России. Именно у нас появилось приглашение в гости - на чай. К чаю подавались пряники, леденцы, куличи, печенья, кренделя, мед, варенье. Стол накрывали цветной скатертью. Во главе стола стоял самовар. Он является символом веселья и создает уют. Самовар придумали и собрали в Сибири, ведь там очень холодно, а горячий чай помогает быстро согреться. Раньше самовары разжигали дровами и шишками, а теперь, какие самовары?
Дети отвечают.
Правильно, электрические. Обратите внимание, чашки в России широкие, заварочный чайник пузатый, и роспись яркая. Пить чай с лимоном придумали именно в России. В тех странах, где выращивают чай - лимоны не растут, а там, где растут лимоны не выращивают чай. У нас в Краснодарском крае растет и то, и другое.
Воспитатель: За столом семья собирается вместе, это время для дружеского общения.
Физкультурная минутка.
Чтобы всем нам вместе быть
Надо круг нам сотворить
За руки скорей беритесь
В круг большой вы становитесь
А чтоб ближе быть друг к другу
Мы пойдем сейчас по кругу 1,2,3
Вот и вместе, вместе мы!
Воспитатель: К чаю принято готовить угощения. Какие угощения готовит к чаю Ваша мама или бабушка? Дети отвечают.
Воспитатель: Сегодня я научу Вас готовить песочное печенье. Что нужно сделать перед тем как начать готовить?
Дети отвечают. Надевают фартучки, косячки, вытирают руки влажными салфетками. Подходят к столам.
Воспитатель. Посмотрите, это тесто - потрогайте его, отщипните кусочек, понюхайте. Какое оно? Что можно сделать из теста?
Дети отвечают.
Воспитатель: Наше тесто самое настоящее - по - сусекам помели, набрали муки, вбили яйцо, добавили молока, вымесили, чтобы оно стало пышным и «послушным».
Физкультурная минутка.
Мы спросили нашу печь:
Что сегодня нам испечь?
- Печку мы спросили,
- Тесто замесили.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали - не устали.
Воспитатель: Украшать печенье можно орешками, изюмом, фруктами, узорами из жгутов или косичек, листьев, цветов, нарисовать узор стекой или зубочисткой. Попробуйте создать свое замечательное печенье.
Звучит музыка («Полянка», русский народный наигрыш) . Дети лепят, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель и дети оценивают изделия, любуются ими.
Готовые изделия выкладывают на противень смазанный маслом и передают повару.
Дети снимают фартучки, косячки, вытирают руки влажными салфетками.
Воспитатель: Что нового мы сегодня узнали? Что Вам понравилось? О чем вы хотите рассказать своей семье?
Дети отвечают.
Воспитатель: Кажется, наш самовар вскипел и печенье уже готово. Ребята, приглашаю Вас к столу.
Дети проходят за столы, сервированные в другом конце группы.

Конспект открытого интегрированного занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: Семейные обычаи на Руси

Цель : познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

Образовательные задачи.
Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.

Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Егор, Степан, и др.

Учить изготавливать оберег «куклу-Лихоманку».

Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.


Развивающие задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования
представлений о старинных семейных обычаях .
Развивать связную речь, внимание, память, мышление.

Расширять кругозор и словарный запас детей.

Развивать художественно-творческие способности детей.


Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Методы и приемы : наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления куклы

Программное обеспечение : «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Комаровой Т. С. Гербовой В. В.

Реализация Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой и художественно-эстетической.

Образовательные ресурсы : Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. »

Ход занятия

Воспитатель:

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Вера Михайловна. Я- воспитатель из другого детского сада, работаю с такими же детьми, как вы. Мне сказали, что вы очень добрые, умные дружные, любите узнавать что-нибудь новое и интересное, и я решила встретиться с вами.

А давайте подружимся необычным способом. Подходите ко мне и становитесь в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю попутешествовать

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами.

И так в путь. Идут в зону «Русская изба»

Воспитатель: Вот мы и пришли. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:

В русской избе.

Воспитатель: В каждой избе была печь, про неё говорили:

«Печь всему голова»

Как вы думаете, почему так говорили про печь? (ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей:

Печь считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью, и обогревала всю избу, летом на печи сушили травы, ягоды, грибы – запасали на зиму, спали на печи дети, старики и хворые, те, кто захворал, приболел.

Посмотрите сколько здесь всего интересного, необычного

Воспитатель: показывает чугунок.

Дети, что это?

Дети:

Чугунок.

Воспитатель:

Для чего нужен чугунок?

Дети:

В нем варили кушать.

Воспитатель: показывает сундук

Дети, что это?

Дети:

Сундук

Воспитатель:

Для чего нужен сундук?

Дети:

В него складывали одежду

Воспитатель:

А давайте посмотрим что в нём

(дети открывают сундук и видят там русские народные костюмы, рассматривают их и воспитатель предлагает их примерить, девочки одевают сарафаны и ленты на голову, а мальчики рубашки и кушаки)

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель:

Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель:

Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает (а-а-а-а), плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?

Дети: Егорушка.

Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Дети : Сейчас меня зовут Даша, а когда я вырасту, то меня будут звать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александра и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки) .

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: А вы знаете, зачем нашему Егорушке эти предметы?

Дети: Нет!

Воспитатель : Раньше, на Руси, давным-давно уголёк, зёрнышки и монетки клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Ребёнок кладет уголек.

Воспитатель: Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».

Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек .

Ребёнок кладёт зёрнышко.

Воспитатель: Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».

Дети: Будь всегда сыт.

Ребёнок кладет денежку.

Воспитатель: Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку. А что приговаривали, когда купали ребёнка. Давайте вспомним потешку.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что же приговаривали, когда вытирали?

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

Одевали.

Воспитатель:

А во что одевали ребеночка?

Дети(дети высказывают свои версии)

Воспитатель:

- В отцову рубашку.

А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Как вы думаете?

Дети(ответы детей)

Воспитатель:

Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

Красивая, праздничная.

Воспитатель:

Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель: приговаривает

Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель:

Дети:

Укладывали спать.

Воспитатель:

А куда клали спать ребеночка?

Дети:

В колыбельку.

Воспитатель:

А что же такое колыбелька?

Дети:

- Это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.

Дети кладут ребёнка в колыбельку.

Воспитатель:

Да, есть у нас такая колыбелька. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям) .

Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель:

Что же это?

Дети:

Хлеб и соль.

Воспитатель:

Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»(дети повторяют слова 2-3 раза)

Дети кладут в колыбельку.

Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети:

Пели колыбельную.

Воспитатель:

А что такое колыбельная?

Дети:

Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель:

Дети, а давайте я спою колыбельную для Егорушки, а вы послушайте.

Баю-бай,баю-бай

Ты, собачка, не лай

Белобока не скули

Ты Егорку не буди.

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!

Воспитатель:

Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

Да.

Воспитатель:

А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси.

На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру « Каравай ».

И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:

Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:

Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит(повторяем с детьми). Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? А давайте сделаем куклу-Лихоманку.(показываю готовую куклу.

Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть,

  • Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить Лихоманку.
  1. Нужно взять белый лоскут ткани и сделать из него валик. Вот так (показать). Закрепить этот валик с помощью резинки. Кукла готова. Теперь её нужно одеть.
  2. Возьмите цветной прямоугольный лоскут ткани - это юбка. Намотать этот лоскут на куклу и закрепить ниткой.
  3. Возьмите треугольный лоскут ткани - это платок. Надеваем его на голову куклы, концы расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы и закрепляем ниткой. Лихоманка готова.
  4. Раньше, когда люди мастерили для своих деток подобные игрушки, считалось, если у куклы прорисовать лицо, то в нее может заселиться зло и тогда такая кукла будет не оберегом для ребенка, а совсем наоборот.
  5. Обратите внимание на порядок выполнения данной работы.

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).

Воспитатель:

А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

Никогда не болей, будь здоров.

Расти сильным, крепким да удалым.

Слушай отца-батюшку да родную матушку.

Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

Пусть живет-поживает, да добра наживает.

(ставят своих куколок на припечек)

Воспитатель : Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам было интересно?

Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?

С кем познакомились? (с младенцем Егоркой)

Какую куклу - оберег мы делали? (куклу - лихоманку)

Что обозначает слово оберег? (оберегает)

Что вам понравилось на занятии?

Что было сложным?

Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание,

За пожелания и за слова добрые в подарок на память о нашем путешествии я хочу подарить вам оберег куклу-Лихоманку, чтобы она вас оберегала.

Конспект занятия в старшей группе «Семейные традиции»

Конспект занятия в старшей группе «Семейные традиции»

Цель занятия:

воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам, формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи, о традициях и обычаях, развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Задачи:

Подвести детей к пониманию слова «традиция»,

Побуждать их к рассказыванию

Учить правильно, строить простые и сложные предложения.

Активизация словаря: семья, традиция;

прилагательные: музыкальная, спортивная, заботливая, многодетная,

Учить детей работать группой, работать в паре, анализировать, находить путь в решении поставленной задачи или проблемной ситуации, уметь договариваться.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий, беседа;

Совместная работа с родителями и детьми.

Материал:

кукла би – ба – бо - мишутка; карточки; цветок - пословиц; рисунки детей; фотографии семей, презентация «Родословное дерево».

Методические приёмы: артикуляционная гимнастика, пальчиковые

упражнения, загадка, игра, беседа, рассказ.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Ведущий: Ребята давайте с вами вспомним игру «Дом».

Пальчиковое упражнение «Дом»

Па поляне дом стоит,

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворога открываем,

В этот домик приглашаем!

2. Основная часть.

Кто же живёт в этом домике?

Отгадаете загадку - узнаете!

Картинка «семья»

Почему вы решили, что это слово «семья»? (Ответы детей).

У каждого из Вас есть своя семья.

Ведущий: Сегодня собрались, чтобы поговорить о семье. Как вы думаете, что такое семья? (семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково). Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня.

Вопрос - ответ

1) Если в семье все заботятся друг о друге.

То какая это семья? (ответы)

Заботливая семья -

2) - В семье все дружат друг с другом.

Какая семья? (ответы) - Дружная семья -

3)-В семье все играют на музыкальных инструментах, слушают музыку.

Какая семья? (ответы)

Музыкальная семья -

4) - В семье все занимаются спортом.

Какая семья? (ответы)

Спортивная семья,

5) - В семье много детей.

Какая семья? (ответы)

Многодетная семья -

Пальчиковое упражнение «Семья»

Первый пальчик - дедушка,

Второй пальчик - бабушка,

Третий пальчик - папочка,

Четвёртый пальчик - мамочка,

Пятый пальчик - Я.

Вот и вся моя семья!»

Беседа: В семье люди живут вместе, дружно в одной квартире или доме, под одной крышей. В каждой семье появляются свои ТРАДИЦИИ. – Какое слово вы услышали?

«Традиция»

Сегодня в гости к нам пришёл Мишутка. Он хочет рассказать вам о своей семье и её традициях.

Появляется персонаж Мишутка.

Мишутка. Здравствуйте, ребята. Я пришёл к вам из сказки про трёх медведей. У меня небольшая семья, но очень дружная. Моего папу зовут – Михайло Потапыч, маму – Настасья Петровна, а я – Мишутка.

Мы все вместе любим, гулять по лесу, папа знакомит меня с лесными правилами (быть осторожным, ловким, быстрым и т. д.) учить охотиться в лесу. Мама рассказывает о лечебных травах и съедобных ягодах, грибах и корешках. Вот такая у нас семья, а какая ваша семья?

Пример: Все собираются за вечерним чаем, рассказывают.

В моей семье есть такая традиция: каждый праздник мы печём пирожки или

большой пирог. Месим тесто, делаем разные начинки: из капусты, из яблок.

Ведущая. Давайте расскажем ребята о ваших семьях и их традициях мишутке.

Рассказы детей. (показ презентации «Родословное дерево»)

Мишутка. Благодарю детей - за ваши рассказы очень понравились!

3. Заключительная часть.

Сюрпризный момент:

Ведущая. Ребята смотрите пока мы с вами рассказывали о своих семьях у нас появился цветок. Непростой цветок – волшебный! На его лепестках есть хорошие высказывания – пословицы о семье давайте их послушаем!

Пословицы о семье.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Человек без братьев и сестер - одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Братская любовь лучше каменных стен.

Ведущая. Как вы думаете, нашу группу можно назвать семьёй? (Ответы)

Давайте для нашей семьи-группы придумаем свои традиции.

А я для вас придумала традицию.

(Поднос с предметами)

Что это? Краски.

Кто ими рисует? Художник.

Мы с вами будем художниками, и нарисуем большой красивый дом нашей семьи – группы.

Согласны!

Нравится вам такая традиция?

Подведение итога занятия:

Понравилось вам занятие? О чем мы с вами говорили? Что больше всего понравилось?

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Человек без братьев и сестер - одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Братская любовь лучше каменных стен.

Цели и задачи занятия:

  • Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков.
  • Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  • Создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями уникальности, неповторимости каждой семьи.
  • Воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, к её генеалогии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие "Семейные традиции".

Цели и задачи:

  1. Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков.
  2. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  3. Создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями уникальности, неповторимости каждой семьи.
  4. Воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, к её генеалогии.

Ход занятия

1. Вступительное слово

Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что сегодня на занятии вы пришли с хорошим настроением. Давайте поделимся друг с другом улыбками. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

2. Ребус

Ребята, отгадайте ребус "7Я".

Давайте вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).

А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)

Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете? (Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).

А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?

Какая семья называется многодетной? (в которой 3 и больше детей).

Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).

У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

Что имя? Звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет! И в именах есть тайна.

И таинство есть имянареченье.

Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя (несколько ответов детей).

Оказывается, в нашей группе самое распространённое имя среди девочек - Анастасия.

Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям.

3. Рассказ о родословной своей семьи.

Ребята, вы заранее получили задание составить родословную своей семьи. Как видим, многие из вас с этой задачей справились. Искать свои корни, знать своих предков очень важно, так как без прошлого нет будущего.

4. Работа в группах. Составление пословиц о семье.

Ребята, а сейчас вам задание в группах - соединить рассыпавшиеся пословицы о семье и затем прочитать их (раздать каждой группе набор пословиц).

5. Физкультминутка

6.Традиции вашей семьи

Да, ребята, "родители", "Родина", "род" - однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции родного народа и традиции своей семьи. Продолжая нашу тему семьи, мы сегодня подробнее поговорим о семейных традициях (слайд 8).

Разбор понятия "традиция"

Но есть и семейные традиции.

К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.

Какие из этих традиций есть в вашей семье?

Говоря о традициях, можно вспомнить традиционные народные праздники. В нашем классе учатся ребята разных национальностей: татары, башкиры, русские, чуваши. У каждого народа есть свои народные традиции. У мусульман есть свои традиционные праздники - это Сабантуй, Навруз

Как тесно всё переплелось в нашей стране! Сабантуй празднуют везде, и в России и за границей, если там проживают татары или башкиры.

Ребята, а кто из вас ездил с родителями на сабантуй? А кто это делает часто?

Значит, это можно назвать и семейной традицией?

На Руси с древних времён празднуют Масленицу.

У кого из вас дома на Масленицу бабушки или мамы пекут блины? Значит, это тоже народная традиция.

Общая народная традиция - встреча Нового года.

Семейные традиции - это плоды совместного труда взрослых и детей. Эти плоды можно сравнить с плодами яблони. У каждого из вас на парте яблочко, на котором вы дома напишете о традициях своей семьи, а на следующий урок мы эти яблочки приклеим к нашему дереву - символу рода.

Ребята, а хранятся ли в вашем доме старинные фотографии, вещи? Любите ли вы их рассматривать? Кроме семейных традиций существуют ещё и семейные реликвии.

7. Рассказ о семейных реликвиях.

Сейчас мы послушаем рассказ Егорова Андрея о его прадедушке, который был участником Великой Отечественной войны. Этот рассказ он услышал от своей бабушки, работая над родословной семьи. Старинные фотографии, медали, письма бережно хранятся в его семье и являются семейными реликвиями (рассказ ученика, показ фотографии, медали своего прадеда, семейной реликвии - национального чувашского украшения).

7. Итог урока. Рефлексия.

Итак, сегодня мы продолжили разговор о семье.

Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?

Что было для вас интересно на уроке?

Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?

Да, ребята. Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.


Управление образования администрации Алатырского района

МБДОУ «Октябрьский детский сад «Колобок»

Конспект открытого комплексного занятия

Старшая группа

«Семья и семейные традиции»

Конспект составил: воспитатель Новикова Г.И.

п. Алтышево, 2014 год

Цель занятия:

  1. Воспитание любви и уважения к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестре, брату.
  2. Углубление знаний о семье, обогащение словарного запаса.
  3. Обучение умению отображать на рисунке свои впечатления.

Словарная работа: семейные традиции, герб.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, звуковые колонки.

Предварительная работа: беседы с родителями о предоставлении фотографий и презентаций о своей семье, сбор и систематизация материала, обучение детей рассказу по презентации.

Ход занятия

На магнитной доске прикреплены фотографии.

Воспитатель привлекает внимание детей к фотографиям и предлагает рассмотреть их. (Это фотографии семьи воспитателя)

(Воспитатель) – Ребята, кого вы узнаете на этих фотографиях?

Ответы.

Да ребята, на этих фотографиях я. На остальных фотографиях моя семья.

Следует небольшой рассказ воспитателя о своей семье.

Семья – это люди, которые живут вместе. Семья – это дом. Это папа, мама, дети, бабушки и дедушки. Семьи бывают разные – большие и маленькие. Они любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся уважительно друг к другу, радуются и грустят вместе.

У каждого человека есть не только свое имя, но и фамилия.

Что такое фамилия? Кто знает?

Ответы.

Ребята, фамилия это имя семьи и человека. Фамилия передается по наследству, из поколения в поколение. Детей в семье называют разными именами, когда они рождаются, а фамилия у них одна.

Ребята, еще в каждой семье есть свои традиции. Традиции – это то, что в семье любят делать все вместе. В некоторых семьях это проводить отпуск или выходные дни на природе, у других читать вместе книги, отмечать семейные праздники, петь, рисовать, играть вместе.

Ребята, сегодня я рассказала о семье. А теперь посмотрим, как вы это поняли.

Что такое семья?

Ответы.

Как относятся в семье друг к другу?

Ответы.

После ответов детей следует поощрение детей.

Стихотворение (Воспитатель)

Папа, мама, брат и Я,

Вместе дружная семья.

Мы в семье друг друга любим,

И семьею дорожим.

Если будет надо,

Мы ее и защитим.

А сейчас я предлагаю нам отправится в путешествие в ваши семьи. Согласны!?

Ответы.

Встаем, беремся за руки и в путь.

Физкультминутка музыкальная «Долго шли наши ноги»

Долго шли мы по дороге

И у нас устали ноги!

Дети шагают по кругу, ноги высоко поднимают.

Идут на носочках. Остановились – «растем выше: до хором, до крыши! ».

Наши ноги все шагали,

По тропинке побежали,

Побежали…

Мы бежали три часа

Через горы и леса.

Забежали в чьи-то грядки, Шагают на носочках.

Бегут на носочках, руки на поясе. Бег.

Пересели на лошадки,

На лошадке ехали,

В Африку приехали. Прямой галоп. Руки «держат вожжи»

Испугал нас бегемот

Сели мы на пароход! Садятся на пол, руки в стороны.

Пароход по морю плыл.

А сейчас тихонько садимся на свои места и продолжим путешествие. У нас видеопутешествие.

На экране презентации семей, которые сделали родители.

Семья Долговой Полины.

Дети по очереди рассказывают, кто изображен на фотографиях. Рассказывают о семейных традициях.

После просмотра презентации воспитатель обращается к детям.

Мы узнали: какая у вас семья, чем вы любите заниматься и какие у вас семейные традиции.

Слушая ваши рассказы, я почувствовала, с какой любовью и нежностью вы относитесь друг к другу. Спасибо вам за это!

Сейчас мы немного отдохнем.

Дети встают. Физкультминутка музыкальная «Наша дружная семья»

Лежит передо мной игрушек куча,

Но всем уже давным-давно известно,

Что мне одной играть довольно скушно,

И совсем, совсем не интересно.

А вот когда со мной мои родные,

И самые любимые мне люди,

Я сразу забываю про унынье,

И всегда так было, есть и будет.

Припев:

Будет день счастливый и чудесный самый,

Если рядом будут папа и мама.

Буду я веселой, буду очень рада,

Если будут рядом сестренка с братом.

А еще я буду бесконечно рада,

Если рядом дедушка, и бабушка рядом.

Ну а больше всех буду рада я,

Если будет рядом вся семья.

Вся моя семья.

Ребята, я предлагаю вам порисовать. (Дети садятся за столы, где приготовлено все для работы (бумага, краска, кисточки, вода, фломастеры).

Сегодня мы говорили о семье, о семейных традициях. Рисовать мы будем Герб семьи.

Герб – это эмблема (знак, картина), на нем изображают разные предметы. Герб, который вы нарисуете - будет гербом вашей семьи. На гербе можно нарисовать: дом, животных, цветы, птиц, солнце, сердце, ладони и т.д.

Цвета для герба выбирают яркие.

Подумайте, что вы нарисуете на своем гербе.

Дети рисуют. Звучит тихая музыка. Воспитатель следит за работой детей.

По завершению работы организуется выставка.

Рефлексия

Дети рассказывают, почему хорошо иметь в семье традиции и, что они чувствовали, когда рисовали герб семьи.