Гастроли Национального балета Канады

В рамках Context. Diana Vishneva одна из лучших компаний мира приедет в Россию впервые: при этом Национальный балет Канады открывает фестиваль не только в Москве, но и в Петербурге, в который не так часто приезжают труппы уровня «Бог». В «Стасик» и «Мариинку-2» худрук Карен Кейн везет три балета: «Возникновение» долгожданной Кристал Пайт, Paz de la Jolla Джастина Пека ‒ самого молодого резидента-хореографа в истории New York City Ballet – и поставновку Гийома Коте «Бытие и ничто» на тему философского воззрения Жана-Поля Сартра. Внимание: перед первым спектаклем в Москве пройдет public talk с Карен – регистрация еще открыта, – а перед показом в Петербурге ее заместитель Кристофер Стоуэлл проведет мастер-класс по классическому танцу в студии Дианы Вишневой Context Pro.

Событие: Вечер Национального балета Канады

Место:

Событие: Public Talk с Карен Кейн (ContextSpeaks)

Место: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва

Событие: Мастер-класс Кристофера Стоуэлла

Место:

Охад Нахарин полгода назад порадовал своим визитом Москву накануне премьеры балета «Минус 16», а на фестиваль везет новую постановку «Венесуэла» и всю труппу «Батшева», которую и возглавляет. Почему нужно идти? Потому что увидеть хореографию на основанном Охадом Нахарином языке Gaga – всегда путь к себе, а это пропускать нельзя. Столице, где к тому же пройдет и public talk с художественным руководителем труппы, на этот раз повезло больше, чем второй локации фестиваля, поэтому петербуржцы уже покупают билеты на Сапсан.

Событие: «Венесуэла». Танцевальная компания «Батшева»

Место: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва

Событие: Public Talk c Охадом Нахарином (ContextSpeaks)

Место: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва

Открывать новые имена - одна из целей фестиваля. В список хореографов, которые стали известны балетному миру после Context Lab, попали Владимир Варнава, Константин Кейхель и Ольга Васильева. Работы участников оценивает высокое жюри – в разные годы экспертами были Ханс ван Манен, Вячеслав Самодуров, Алексей Мирошниченко и Матс Эк. В шестом сезоне до финала добрались Константин Матулевский (Москва), Ксения Вест (Берлин), Ирина Кононова (Ставрополь), Анна Щеклеина (Екатеринбург), Ольга Тимошенко (Москва) и Алексей Кононов (Петербург). Они покажут свои работы в один вечер с лауреатом программы Mind and Movement Уэйном МакГрегором, победителем Context Lab 2017 года Ольгой Лабовкиной и Павлом Глуховым.

Событие: Вечер молодых хореографов Context Lab

Место: Александринский театр, Новая сцена, Санкт-Петербург

Из образовательной программы фестиваля выбрать что-то одно - очень сложно, но пятидневный интенсив Gaga – это рок-н-ролл. Мастер-класс у профессиональных танцовщиков и хореографов будет вести экс-директор молодежной труппы компании «Батшева» Матан Дэвид. В программе - пластический «алфавит» и репертуар Охада Нахарина, а начнется все с открытого урока для всех желающих (любители и просто поклонники - велкам!) от бывшего танцовщика израильской труппы Стефана Ферри.

Событие: Пятидневный мастер-класс по языку движения Gaga

Место: Центр современного танца ЦЕХ, Москва

Участие в танцевальном мастер-классе — бесплатное на конкурсной основе. Заявки принимаются до 21 октября

Событие: Открытый урок по языку движения Gaga

Место: Еврейский музей и центр толерантности, Москва

Обучать владению центром тела, движению по спиральным траекториям и технике стоп будет Нейл Вердоорн, преподаватель голландского университета Codarts, одной из самых известных европейских школ современного танца. За годы практики Нейл создала собственный словарь движений, а на своих занятиях уделяет огромное внимание работе с пространством и динамическому выстраиванию тела. Большой подарок от фестиваля Петербургу - мастер-класс пройдет в студии Context Pro.

Событие: Мастер-класс от европейской школы искусств Codarts

Место: Студия Дианы Вишневой Context Pro (Новая Голландия), Санкт-Петербург

Диана Вишнева и Марсело Гомес

Текст Ольга Угарова

Фото Марк Олич, Данил Головкин, Николай Круссер

Весь, ну просто весь цвет петербургской, российской и вообще мировой культуры брошен в эти дни на амбразуру (или же - к ногам) Петербургского культурного форума. Афиша устрашает количеством и качеством того, что очень нужно, но вряд ли получится посмотреть. Тут и гастроли нескольких грандов под сенью , и барокко высшей пробы, и китайская опера, и лекции в диапазоне от до , и цирк…

Надо же было такому случиться, что фестиваль Дианы Вишневой Context, никакого отношения к форуму не имеющий, проходит у нас в эти же самые окаянные дни. Похоже, поклонникам великой балерины и проповедуемого ею современного танца следует поднапрячься и отказаться от соблазнительной мысли бежать из переполненного культурой города "в глушь, в Саратов".

Международный фестиваль современной хореографии CONTEXT. DIANA VISHNEVA проходит в Москве в пятый раз, в Петербурге - второй (логистика по остаточному принципу, наверное, и вызвала такой странный выбор дат). Самая интересная часть этого айсберга, конечно, подводная: мастер–классы для профессионалов, лекции, конкурс молодых хореографов (кстати, поздравляем лауреата ContextLab–2017 Ольгу Лабовкину).

На верхушке айсберга, доступной для простых смертных, два балетных вечера. Один - российская премьера спектакля Марко Гекке "Нижинский" в постановке труппы Gauthier Dance из Штутгартского театра (18 ноября, БДТ). Второй - целый букет премьер, в том числе спродюсированных самим фестивалем, в гала–концерте на старой сцене Мариинского театра (19 ноября).

А теперь поподробнее. Фестиваль не зря носит имя Дианы Вишневой: концепция, конкретная программа, связи с дирекциями трупп и театров по всему миру - ее контекст, ее выбор. На вопрос, почему из всех существующих в мире спектаклей о Нижинском она привозит постановку Гекке, следует один ответ: потому что так захотелось. Спектакль, поставленный в Штутгарте летом 2016 года, - своего рода сеанс танцевального психоанализа с подробными остановками на ключевых моментах биографии пациента, от раннего детства Нижинского (детская фотография фигурирует в спектакле, вообще–то лишенном бутафории и декораций) до смерти сумасшедшего танцора, навязчиво рисующего ногами круги и глаза.

Тут есть Дягилев - соблазнитель–разрушитель - в узнаваемом пальто и с одним залихватским усом. Есть гомоэротические сцены и женитьба на Ромоле Пульской. Есть намеки на "Петрушку", "Видение розы" и "Послеполуденный отдых фавна", звучат Шопен и Дебюсси. По мнению видавших все критиков, среди достоинств этого "Нижинского" - доходчивость, эффектность, повышенная нервическая атмосфера, столь естественная для обстоятельного рассказа о превращении гения в безумца.

Танец "на разрыв аорты" - основная тема собственной фестивальной продукции, спектакля Asunder ("На части" - так перевел название балета Мариинский театр). Главный хореограф Нюрнбергского балета Гойо Монтеро провел эксперимент над труппой Пермского театра: что бывает, когда безликая масса рассыпается на множество индивидуальностей? Спойлер: хорошего мало. Мировая премьера Asunder состоится в очень требовательном контексте: на гала–закрытии будет исполнен легендарный Фортепианный концерт № 1 Алексея Ратманского на музыку Шостаковича - ода советскому авангарду в оформлении Георгия Цыпина (оно будет особенно внятно тем, кто смотрел открытие сочинской Олимпиады).

Национальный балет Нидерландов привезет (кстати, только в Петербург) еще и "Сарказмы" Ханса ван Манена на музыку Прокофьева. В программе - миниатюры Сиди Ларби Шеркауи, Джастина Пека, лос–анджелесской труппы Bodytraffic, дуэт "Свидетель", поставленный Уэйном Макгрегором для великолепной Алессандры Ферри, вновь вышедшей на сцену в 50 лет.

Одна беда - билеты на все это великолепие от 8 тыс. рублей. У демократически настроенных поклонников балета есть выход: 18 ноября в 15:00 встретиться с Алессандрой Ферри лично - на разговоре перед видеопоказом балета–триптиха Уэйна Макгрегора "Произведения Вулф", ради главной роли в котором Ферри и решилась в 2015 году попрать каноны профессии.

В кинотеатре "Англетер" стоит также посмотреть фильм–биографию любимого партнера Дианы Вишневой Марсело Гомеса, документальный блокбастер "Парижская опера" с лекцией свидетеля бурных закулисных событий Розиты Буассо, два режиссерских исследования на тему "Что такое балерина - женщина или робот?". Расписание, как говорится, на сайте, и, боюсь, оно более всего пригодится балетоманам: билетов в БДТ и Мариинку уже, кажется, нет.

Легендарная Диана Вишнева и лучшие балеты мира на одной сцене.

На родной сцене, в родном городе танцует одна из самых выдающихся артисток современности. Диана Вишнёва - лауреат Государственной премии России, лучшая танцовщица Европы, обладательница шести премий «Золотая маска» и многих других наград, она дарит публике не только своё искусство движения, но и знакомит с последними новинками современной хореографии.

Диана Вишнёва, народная артистка России, арт-директор фестиваля «Context. Диана Вишнёва»:

"Ну если танец - это моя жизнь, то фестиваль - это такое, знаете, детище, да, которое я очень берегу, лелею, ращу. Вместе с моей командой, вместе с теми людьми, которые приезжают к нам в гости. И безумно вдохновляют, безумно получают счастье от того взаимоотношения между нами, как на сцене, так и и в жизни".

Вместе с французской артисткой, художественным руководителем труппы парижской оперы Орели Дюпон и хореографом Охадом Наарином Диана Вишнёва работала над постановкой «Болеро».В ней нетклассических балетных поз, а танцовщицы сливаются в синхронных движениях, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Софья Капкова, генеральный директор фестиваля «Context. Диана Вишнёва»:

"Мы показываем - что такое современная хореография. Хотя и сегодня очень часто люди приходят и удивляются что это не драматический спектакль и это не полноценный балет. Однако, интерес точно растёт, и математика - сухая наука цифр - если в первый год, когда фестиваль открылся у нас было около 2,5 тысяч зрителей, то в этом году мы уже приблизились к цифре в 9 тысяч".

Фестиваль «Контекст» - это танцевальные компании с мировыми именами, образовательные воркшопы, конкурс молодых хореоргафов и даже кинопрограмма. Зрителю были представлены фильмы о работе известных хореографов и танцовщиков, среди которых Матс Эк, Саша Вальц, Михаил Барышников.

Фрагмент фильма

Постановку «Come in» в 2006 году для Михаила Барышникова и его труппы создала канадский хореограф Азур Бартон. А потом заново переосмыслила свою работу уже с артистами национальной балетной школы Канады. Получилась исключительно мужская версия танца. Юношам, представляющим её в России: от 14 до 19 лет. И возможно, кто-то из них уже в ближайшем будущем вновь появится на российской сцене.

Шон Амийо, репетитор Национальной школы балета Канады: "Наши студенты прошлых лет сегодня учатся в Академии Вагановой, мы не национализируем артистов. Да, многие остаются в национальной балетной труппе Канады, но мы готовим танцоров, способных работать в любой команде. Две девушки в прошлом году пополнили труппу Нидерландского театра танца, несколько танцоров - в Дюссельдорфе".

Экзерсис у станка и аллегро на середине зала - свои обычные ежедневные упражнения на этот раз студенты из Канады выполняли перед учащимися Академии танца Бориса Эйфмана.

София Кибартайте, учащаяся Академии танца Бориса Эйфмана: " Очень интересно наблюдать именно за работой на уроке, потому что когда мы находимся в театре на самом спектакле, это одно впечатление, а когда ты на уроке, ты видишь это совсем с другой стороны, как работают люди".

Канадские студенты - впервые делились своим опытом в таком формате. А вот для петербургской Академии Танца подобные мастер-классы не в новинку. Сюда постоянно приглашают известных педагогов, в том числе и зарубежных.

Елена Кузьмина, заслуженная артистка России, зам. директора по спец. дисциплинам Академии танца Бориса Эйфмана:

"Много было мастер-классов очень интересных. Из Голландии приезжали, из Америки по джазу Боб Борез приезжал. Сейчас даже не вспомню всех, но у нас такими это проходило блоками, то есть, вот несколько человек приезжает, берёт в оборот наших ребят. И это очень интересно, очень полезно. Мы уже поняли, что после таких вот вливаний дети так меняются, они другими становятся - свободнее, раскрепощённее".

Рубить дрова можно и на сцене Мариинского театра. Естественные декорации и человеческое естество, в постановке «Топор» шведского хореографа Матса Эка. В центре спектакля двое, мужчина, выполняющий свою ежедневную работу и женщина, которая воспринимает его действия, как насилие. Это итоговая совместная работа хореографа-интеллектуала, как называют Эка, и его супруги - великой танцовщицы Аны Лагуны.

Матс Эк, хореограф (Швеция): "Я пытаюсь делать вещи, которые мне нравятся, которые мне близки, надеясь, что это потом будет прочитано другими людьми. Я не стремлюсь удовлетворять вкусы аудитории, потому как трудно представить - что нравится другим. То есть я стараюсь передать в танце свой взгляд с надеждой на то, что его воспримут и другие".

Круговорот воспоминаний, танец-медитация с отсылкой к древним традициям - в спектакле « In memoriam» голландской команды «Интроданс». Продолжение развития неоклассики, ещё одно прочтение музыки Баха - от постановщика Алонсо Кинга. Фестиваль «Контекст» с каждым годом расширяет географию, а в будущем обещает расширить и свою программу.

Юлия Миханова, Антон Голубев, Олег Подъячев, Екатерина Горбачёва, Валентина Говорушкина и Владимир Пивнев, Первый канал - Санкт-Петербург.

Пятый фестиваль современной хореографии пройдет в Москве и Санкт-Петербурге с 12-го по 19 ноября. Мы решили расспросить организаторов, как они планируют отметить свой первый юбилей, а заодно погрузились в воспоминания вместе с ними

Эта история начиналась как сага о супергероях — невероятно и стремительно. Wonder woman современного балета Диане Вишнёвой стало тесно в роли примы Мариинки с ее классическим репертуаром, и она пустилась в творческий поиск. Познакомилась с легендарным хореографом Пиной Бауш, попала на ее фестиваль в Вуппертале, а потом загорелась идеей сделать нечто подобное. Уже не одна, а в компании мощной «лиги справедливости»: продюсера Алексея Бокова, хореографа и руководителя Голландского фестиваля танца Самуэля Вюрстена, основательницы Центра документального кино Софьи Капковой и педагога-репетитора, заслуженной артистки России Анастасии Яценко. Поначалу «CONTEXT. Diana Vishneva» проходил только три дня и только в Москве и был воспринят настороженно, как и все новое в мире танца — тем более когда фестиваль современной хореографии организует балерина классической школы. Но на то они и супергерои, чтобы превосходить ожидания: довольно скоро творческая лаборатория превратилась в большой международный смотр талантов. В «CONTEXT» поместили и топовые танцевальные труппы, и всемирно известных хореографов, и новых, загорающихся прямо на наших глазах звезд.

ДИАНА ВИШНЁВА

Основатель и арт-директор фестиваля

«Контекст» — то слово, которое мы в разговорах о фестивале употребляли чаще всего. В результате оно оказалось идеальным названием, ведь мы хотели создать не статичную структуру, а развивающийся живой организм.

Встречаясь с молодыми российскими хореографами, я слышала от них одни и те же жалобы: «Мы никому не нужны, нам никогда не удастся пробиться». Их можно понять: репертуарные академические театры сегодня не так нацелены на взращивание талантов, им нужен уже готовый постановщик. Но где молодому хореографу набираться опыта, как внутренне подготовиться к большой сцене? Так родилась одна из главных миссий фестиваля — дать молодым постановщикам шанс заявить о себе. И эта миссия выполнима: к примеру, Владимир Варнава теперь ставит в Мариинке, у Лилии Бурдинской собственная компания в Петербурге, Константин Кейхель работает с артистами балета Якобсона. А ведь когда-то про них знали немногие.


Топовые зарубежные постановщики говорили мне, что из-за плотного графика ни за что не найдут для нас времени. Но у меня были свои аргументы: когда я рассказывала им о том, что не просто хочу исполнить их хореографию, но и планирую вместе с ними создавать новый язык, они тут же расчищали расписание. Так, в этом году мы покажем работы невероятно востребованных хореографов: Уэйна МакГрегора, Джастина Пэка, Гойо Монтеро, Марко Гекке и Алексея Ратманского. Еще к нам приедет феноменальная итальянская балерина Алессандра Ферри, которая семь лет назад завершила карьеру, а теперь вернулась на сцену.

Сейчас мы ведем переговоры с крупнейшими танцевальными компаниями: «Нью-Йорк Сити балет», Американским театром балета и Театром Пины Бауш. Планируем привезти их в следующие годы. Раньше мы работали только с камерными коллективами, но теперь, когда фестиваль вышел на большие сцены Мариинки и Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, можем позволить себе совсем другой масштаб. Звучит неплохо, согласитесь.

АЛЕКСЕЙ БОКОВ

Продюсер фестиваля в 2013—2014 годах

Фестиваль нужно открывать именно в России — вот что мы с Дианой поняли уже в самые первые дни работы. Чтобы создать мощный культурный локомотив, к которому в дальнейшем будет цепляться множество разных вагонов.

В нашей стране современный язык вытравливается каленым железом. Вы видели, как запретили «Нуреева» Серебренникова и какой скандал разворачивался вокруг «Матильды» Учителя? С фестивалем «CONTEXT» тоже поначалу была непростая ситуация. На тот момент зрители воспринимали Диану исключительно как классическую балерину. Мы прорывались через большое непонимание. Но то, что происходит сегодня, когда на «CONTEXT» не достать билет, показывает: мы оказались правы. Будущее — за новыми формами. Мы делаем фестиваль живой культуры. Работая с молодыми хореографами, всегда поощряем создание чего-то нестандартного, призываем выходить за рамки. Да и сами все время выходим. Помню, как в одном из многочасовых обсуждений с Дианой я уже не находил слов, чтобы донести свою мысль, и вдруг выпрыгнул на середину комнаты и изобразил какое-то движение. Она долго не могла поверить, что я на такое способен, и после этого случая заговорила со мной иначе. (Смеется.)


СОФЬЯ КАПКОВА

Генеральный директор и куратор кинопрограммы

Я долго отказывалась от должности директора фестиваля, потому что, по сути, не имею никакого отношения к танцу — я не танцовщица, не хореограф и не балетный критик. Но Диане удалось меня уговорить. Я трудоголик, и у меня есть такая черта: попросили один столик убрать, а я уже незаметно навожу порядок во всем ресторане. Так получилось и с «CONTEXT». Если в первый год я курировала только кинопрограмму, то со второго являюсь генеральным директором фестиваля. Сначала я купила огромную книгу по истории танца, чтобы хоть как-то вникнуть в тему, а сегодня уже путешествую по всему миру, отсматривая ведущие труппы.

Я профессиональный зритель. Если Диана и Самуэль сосредоточены на том, чтобы сделать интересную программу, то я представляю интересы нашей аудитории. Мы продаем интеллектуальное времяпрепровождение, и наша задача — воспитывать, не нагружая. Мы не можем просто пригласить зрителя, посадить его и сказать: «Будет тяжело, но ты терпи». Вместе мы добились того, что в прошлом году на фестиваль пришли 10 тысяч зрителей. Никогда не забуду, как я, будучи беременной и уже с довольно большим животом, бегала за худруком израильской труппы «Бат- Шева» Охадом Нахарином после премьеры его работы «Last Work» в Бруклинской музыкальной академии в Нью-Йорке. Еще во время спектакля я поняла, что его точно нужно везти в Россию. И вот я носилась по театру и просила вызвать Охада. Все косились на мой живот и спрашивали: «У вас какой-то личный вопрос?» А я в ответ: «Личный! Очень срочный!» Уже в следующем году «Бат-Шева» приедет в Россию со своей новой работой.


Залог успеха — коллаборация. Чем больше людей объединяются ради успеха одного дела, тем лучше результат. Например, благодаря поддержке Сбербанка на юбилейный фестиваль мы смогли пригласить знаменитого испанского хореографа Гойо Монтеро, который поставил номер специально для нас. Теперь мы надеемся, это будет хорошей традицией. Очень советую выбраться на кинопрограмму фестиваля. В этом году мы сделали акцент на закулисье. Мой выбор — «Парижская опера», признанный лучшим документальным фильмом ММКФ, крайне личная история японской примы-балерины Норвежской оперы Маико Нишино «Маико: танцующее дитя», и, конечно же, «Марсело Гомес: анатомия танцовщика» о бессменном партнере Дианы, который ровно пять лет назад впервые приехал в Россию, как раз чтобы выступить с ней на фестивале «CONTEXT».

АНАСТАСИЯ ЯЦЕНКО

Куратор конкурса молодых хореографов

Я с детства обожала современную хореографию, хотя всю жизнь проработала в Большом театре, танцуя классические партии. «CONTEXT» исполнил мою мечту: теперь я отвечаю за поиск молодых имен в мире современного танца. Их действительно нужно искать. К примеру, в этом году на конкурс прислала заявку девушка, мы с Дианой посмотрели видео и сразу в один голос сказали: «Да, берем!» Оказалось, перед нами настоящий самородок. А раньше мы о ней даже не слышали.

В первый год в конкурсе участвовали только ребята из Москвы и Петербурга, а в 2017-м к нам приедут танцовщики из Новосибирска, Красноярска, Минска. Всего было 120 заявок, из которых мы выбрали пять. Самое сложное — говорить «нет». Мы стараемся всем отвечать, чтобы учились и приходили на следующий год. Многие воспринимают отказ как побуждение к действию. Одна участница из Петербурга написала нам: «Ваш конкурс меня спас. Я уже думала, мне не суждено танцевать, но теперь знаю, что могу больше».Главное, что дарит фестиваль, — не победа, а среда, в которую попадают участники. Зачастую они живут в регионах и варятся в собственном мире. А тут мы, можно сказать, привозим их на «большую землю», открываем горизонты. Все они уходят с конкурса друзьями — следят друг за другом, сплачиваются. В ноябре мы покажем номер молодых хореографов Павла Глухова и Константина Кейхеля, наших «выдвиженцев» разных лет. Это огромная редкость в балетном мире — чтобы два постановщика добровольно решили работать вместе.


САМУЭЛЬ ВЮРСТЕН

Куратор

Путешествие первооткрывателя — вот на что похожа работа над каждым фестивалем. Мы все время изобретаем новые стили, способы и языки танца, воздерживаясь при этом от радикальных суждений и оценок. Обычно танцевальные фестивали фокусируются на каком-то одном аспекте — мы же пытаемся представить весь спектр современной хореографии.

Моя задача как куратора — год от года совершенствовать собственный вкус, ведь я привожу на фестиваль только то, что люблю сам. Я не могу заранее предугадать, одобрит ли зритель мой выбор, поэтому самое большое наслаждение — сидеть в зрительном зале и предвкушать реак- цию аудитории на каждое движение на сцене.