Сценарий фольклорного праздника «Русские традиции».

Цель: Способствовать приобщению учащихся к культурному наследию нашей страны.

Задачи: - расширить кругозор учащихся, обогатить знаниями о русских, народных традициях.

- развивать умение видеть прекрасное в традициях русского народа.

Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие.

Сцена украшена в виде горницы (русская печь, стол, самовар, в середине горницы новогодняя ёлка).

Звучит мелодия русской народной песни (по выбору).

Ведущий: В быту русского народа значительное место занимали народные праздники. И мы сегодня собрались на праздник « Раз в крещенский вечерок…», который всегда проводился в русских деревнях.

(Открываются ставни и в окне появляется Сказительница).

Сказительница: Хорошо зимой в деревне…. Собрались мы с вами в тёплой деревенской избе. А на улице – вьюга да снег, мороз такой, что звери забились в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы…

А нам вместе уютно и хорошо. Хранит тепло русская печка, горит, потрескивает лучина…

Вот такие длинные, зимние вечера и становились праздниками гадания, загадок, шуток и прибауток. А иначе этот праздник называется «Святки».

(Ставни закрываются).

На сцене появляются Хозяйка и гости в славянских костюмах.

Хозяйка: Всех зовём на наши святки, ждут вас игры и загадки. Ждут гаданья, пляски, смех. Шуток хватит здесь на всех.

(Зажигает свечи, ёлка тоже в огнях).

Ну вот, гости мои дорогие, старые и молодые собрались мы с вами для беседушки, для забавушки. Как когда- то наши прадедушки и прабабушки приходили на весёлые святки, на песни пироги да ладки.

Гости: А что такое Святки? Кто нам расскажет?

Сказительница: (открывая окно) Святки?

Это праздник самый длинный.

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели.

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье.

Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.

(Стук в дверь).

Хозяйка: Ну вот, ещё гости пожаловали. Пора и стол накрывать.

(Входят колядовщики).

Колядова: Добрый вечер тому, кто в этом дому!

Коляда, коляда, а бывает коляда накануне Рождества.

Коляда пришла, нам забавы принесла!

Кто даст пирога, тому рожь густа: с колоска полмешка,

С зёрнышка-пирог, с полузёрнышка - блинок!

Наша хозяюшка-то в дому, что оладышек в меду.

А её деточки, что конфеточки.

А сорить тут у вас можно?

Хозяйка: Можно! Сорите сколько хотите. Приберёмся!

Колядова: (Рассыпают зерно и приговаривают)

Сеем, сеем, посеваем. Мы пшеницей посыпаем.

С Новым годом поздравляем!

Уж как наша коляда - ни велика, ни мала.

Она в дверь не идёт, через тын подаёт!

Уж, ты, Тётушка, подай!

Ты лебёдушка, подай!

Подай, не ломай и начинку не теряй!

Хозяйка: Будет вам и угощение, только отгадайте загадки!

А откуда взялись загадки? Об этом расскажет бабушка - сказительница.

(Открывается окно).

Сказительница: Родились загадки давным-давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед подстерегало тогда человека: ударит молния в дерево, забушует лесной пожар, волки нападут на стадо…. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и всякая тварь лесная - все понимают человеческий язык. И для того, чтобы природу обмануть, а друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи, особый «тайный» язык. Медведицу, например, называли коровой, а корову – рыкушей, молнию – турицей, гром – туром. Вот из этой тайной речи и родились когда – то загадки. (Окно закрывается).

Хозяйка: Поняли? А теперь отгадайте.

  1. Не сеют, не сажают – сами вырастают. (Волосы)
  2. В воде родится, а воды боится. (Соль)

(Раздаётся стук в дверь, входят медведь и коза).

Хозяйка: Повеселите гостей моих!

Коза: Выходи плясать медведь. Я частушки буду петь.

Мы частушки пропоём, а потом плясать пойдём.

Медведь: Ты, когда поёшь, Коза, не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь. Не поёшь, а блеешь.

Коза: А ты, Мишенька – медведь! Сам ты не умеешь петь.

Ах, мой Миша, дорогой, не ругалась я с тобой.

Мы с тобой шутили, народ мы веселили.

Медведь: Веселей Коза пляши, твои ножки хороши.

Коза: И твои кривые тоже неплохие.

Вместе: Мы с тобой колядовали, дружно пели и плясали. Очень утомилися.

Медведь: А ну, Коза, всем гостям поклонимся. (Уходят).

Ведущий: А ещё любили. Да и сейчас любят на Руси гадания.

Давайте-ка послушаем нашу сказительницу.

Сказительница: В Святки церковь воспрещает пост, бракосочетание. Не одобряет она и гадания. Но нет на Руси другого праздника, который сопровождает таким богатым выборов, гуляний, примет. Давно стало традиционным и гадание.

Лучшее время для этого – вечер или раннее утро, до восхода солнца и обязательно при зажжённых свечах.

Раз в крещенский вечерок девушки гадали:

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.

Снег пололи под окном. Слушали; кормили

Счётным курицу зерном. Ярый воск топили.

В чашу с чистою водой клали перстень золотой.

И над чашей пели в лад песенки подблюдны. (Окно закрывается на сцене гаснет свет).

Гадание: Сценка.

Хозяйка: А теперь дорогие гости прошу всех за стол. Что есть на столе откушать. С пряником, да с вареньем для хорошего настроения.

На столе у нас чаёк, пряники, ватрушки.

И ещё в запасе есть весёлые частушки.

Звучат частушки.

Ряженные: (обращаясь к хозяйке) Счастья будет тебе горой, урожая воз большой.

Спасибо тебе за угощение. А мы пошли дальше.

Хозяйка: И вам спасибо, что не обошли наш дом. А теперь ещё мы будем песни петь и хороводы водить.

Сказительница: Вот и вы посмотрели, как встречают в Святки гостей.

  1. Первоклассники споют русскую народную песню «Вдоль по улице молодчик идёт».
  2. В исполнении оркестра народных инструментов звучит поппури на мелодии русских народных песен.
  3. Вокальная группа малышей споёт русскую народную песню «Жил у бабушки козёл».
  4. Хороводная пляска.
  5. «Семечки для Сенечки». (Русская народная песня).

Сказительница: Ну, вот, дорогие друзья, пришла пора прощаться. Не забывайте наши русские традиции. Мы ещё не раз услышим на этой сцене русские народные песни, загадки, сказания. А сейчас для всех сказка «Морозко».

До свидания! До новых встреч!


1
праздников
МБОУ «Нижне – Солотинская ООШ»
Сценарии фольклорных
Подготовил и провел: учитель начальных классов
Боева Инна Александровна
с. Нижнее – Солотино
2016 г

Сценарии фольклорных
"Во горнице, во светлице"
2
праздников
Цели:
 воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю;
 формировать представление о русских народных
обычаях, традициях;
 знакомить детей с особенностями Курского фольклора
(песни, частушки, небылицы, загадки, пословицы, …);
 развивать творческие способности, эстетическую
культуру детей;
 активатизация учебной и творческой деятельности уч-ся
средствами литературы, русского фольклора, музыки;
 обеспечение общего культурного, литературного и
музыкального развития путем постижения русских
народных традиций, умение интересно проводить досуг.
Задачи:
Образовательные: рассказать и показать в форме
праздника русского фольклора отношение уч-ся к русскому
фольклору, помочь увидеть и понять далекую эпоху русских
традиций, праздников, которые не ушли в небытие, а только
изменили свою форму.
Развивающие: развитие эстетического вкуса учащихся,
увлечение народно-поэтическим творчеством, создание
благоприятного психологического климата в коллективе.

3
праздников
Сценарии фольклорных
Воспитательные: учить ребят любить родину так, как
любит ее русский народ, не забывая при этом русских
традиций;
воспитывать любовь к искусству (литературе, музыке,
народным танцам);
увлечение песенно-поэтическим творчеством, кроме
того, это своеобразная помощь для уч-ся при изучении
литературных и музыкальных произведений.
Планируемые результаты:
 Учащиеся будут иметь возможность получить
знания о значимых страницах истории страны, о
традициях и культурном достоянии своего края.
 Учащиеся получат опыт ролевого взаимодействия
и реализации патриотической позиции, опыт
взаимодействия с людьми разного возраста.
 Дети младшего школьного возраста получат
личный опыт участия в праздниках, проектах, в
творческой и сценической деятельности в школе.
Оформление в стиле русской горницы. Стол накрыт белой
скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями, бублики
в вязке. Слева – выставка старинных предметов. Немного в
стороне – столики с выставкой изделий народных промыслов.

4
праздников
Сценарии фольклорных
(СЛАЙД 1 «Фольклорный праздник «Во горнице, во
светлице»
Звучит русская народная песня «В горнице моей
светло».
Ученица: (СЛАЙД 2)
Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты.
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды –
От души они, от доброты.
Гость, войди, традиций не нарушим,
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье:
Хлебосольство и открытый дом!
На сцену выходят хозяйки горницы.
Хозяйка 1: (СЛАЙД 3)
В гости всех мы к нам зовем,
Чая свежего нальем.
Сверху – пар, снизу – пар,
Добрый русский самовар!
Хозяйка 2: (СЛАЙД 4)
(Звучит песня «Калинка и дети садятся за столы)
На Руси гостей встречают
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
(Звучит песня «Калинка» и Даша выходит с караваем и идет
к гостям)
Хозяйка 1:
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим.

5
праздников
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук.
Сценарии фольклорных
Хозяйка 2: (СЛАЙД 5)
Здравствуйте, гости дорогие, гости званые и желанные! Рада
видеть вас в своей светлице. А ещё пуще радёхонька, что вы
песни и пляски народные бережёте, слово русское храните,
не забываете ремесло традиционное, потому как в этом
скрыта душа народа, отчий край. А чем откликается в душе
отчий край?
Хозяйка 1:
Да перво-наперво, природой-матушкой, людьми с их
обычаями, песнями, танцами, костюмами да ремёслами. Вот
за то, что собираете по крупицам, храните и другим
передаёте любовь ко всему народному, моё нижайшее
почтение. Мой поклон вам! (Кланяется)
Широко ты, Русь, по лицу земли (СЛАЙД 6)
В красе царственной развернулася.
Старины святой, громких подвигов?
У тебя ли нет богатырских сил,
Хозяйка 2:
Пришли вы к нам в гости во светлицу. Будьте как дома.
Прошу угощения откушать да песни послушать.
Хозяйка 1:
С давнего времени по сей день живут в народе ярчайшие
самоцветы: сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки,
игры, которые и в настоящее время не потеряли своей
первозданной прелести.
Хозяйка 2:
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.

6
праздников
Сценарии фольклорных
Песня: «Россия, Россия ты моя звезда» в исполнении
учащейся 7 класса Лисецкой Любови
Ученица:
Испокон веков на Руси-матушке
Живёт народ приветливый,
Хранит сказки старинные,
Игры, забавы разные, (СЛАЙД 7)
Частушки, припевки лукавые,
Поговорки и загадки мудрые.
(Под русскую народную музыку «Калинка» выходят две
бабушки)
Даниловна: Мы про игры услыхали и к вам в гости
прибежали.
Гавриловна: Где играют и поют, там и весело живут.
Правда, Даниловна?
Даниловна: Правда, Гавриловна.
Вместе: Здравствуйте, гости дорогие! Мы – веселые
старушки, неразлучные подружки.
Даниловна: Я – бабушка Даниловна.
Гавриловна: Я – бабушка – Гавриловна.
Вместе: Неразлучные подружки, мы живем в одной избушке.
Даниловна: А сейчас для Вас
Загадаем мы загадки.
Знаем, знаем на перед –
Вы смекалистый народ.
Загадки (СЛАЙД 8)
1.В брюхе – баня,
В носу – решето.
На голове – пуговка,
Всего одна рука и та на спине. (Чайник)

Сценарии фольклорных
7
праздников
2.Никогда не ест,
А только пьёт,
А как зашумит –
Всех приманит. (Самовар)
3.Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
4.Тянется, а не резина,
С клапанами, а не машина,
Песни поёт, а не радио. (Баян)
5.Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармошка)
6.То толстеет, то худеет
И на весь дом голосит. (Гармошка)
7.Сверху кожа, снизу тоже,
А в середине – пусто. (Барабан)
8. Стоит кудряшка, белая рубашка
Сердце золотое, что это такое? (Ромашка)
9. Деревяшка небольшая, три струны всего на ней,
А как только зазвенит, сразу всех развеселит. (Балалайка)
10.Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Даниловна: Что верно, то верно. Все загадки правильно
отгадали.
Гавриловна: Вот и нашему выступлению конец, а кто слушал
- молодец!
Вместе: До свидания!!!
Хозяйка 1:
Небылицы в лицах

8
праздников
Сидят в теремах-светлицах, (СЛАЙД 9)
Щёлкают орешки,
Да творят насмешки.
Сценарии фольклорных
Хозяйка 2:
Гляньте-ка, что за люди там ходят? (СЛАЙД 10)
Да это же Никодим и Егор!
Давайте послушаем,
О чём они ведут разговор!
Сценка: "Небылицы в лицах"
Егор:
Здорово, Никодим!
Никодим:
Здорово, Егор! Откуда идёшь? С кудыкиных гор?
Егор:
А как у вас, Никодим, поживают?
Никодим:
На босу ногу топор надевают!
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами,
А лошади наши с усами,
Бегают в подполье за мышами!
Егор:
Да это же кошки!
Никодим:
Комара тебе в лукошке!
Наши кошки живут в гнезде, летают везде,
Прилетели во двор, завели разговор: "Кар-р! Кар-р!"
Егор:

9
праздников
Да ведь это же вороны!
Сценарии фольклорных
Никодим:
Мухомор тебе варёный!
Наша-то ворона ушаста,
В огороды шастает часто.
Скок да скок через мосток,
Белым пятнышком хвосток.
Егор:
Да ведь это же зайчишка!
Никодим:
В нос тебе еловая шишка!
Нашего зайца все звери пугаются,
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унёс.
Егор:
Да ведь это же волк!
Никодим:
По лбу тебе щёлк!
Неужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясёт бородою, пообедал лебедою!
Егор:
Да ведь это же козлище!
Никодим:
Щелчков тебе тыща!
Наш козёл под корягу ушёл,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит!
Егор:
Да ведь это же налим!

10
праздников
Сценарии фольклорных
Никодим:
Нет, не налим!
Мы про налима так говорим:
Налим Никодим гордится собою,
Налим Никодим носит шубу соболью,
Ни перед кем её не ломает
И шуток не понимает! (Кланяются)
Ученица: (СЛАЙД 11)
После песни русской славной
Ноги сами рвутся в пляс,
Мы сейчас попляшем ладно,
Гости, поддержите нас.
Танец: «Русская плясовая»
Хозяйка 1:
Эх, частушка, мелодии кружево, (СЛАЙД 12)
Ты давно на Руси рождена!
В зимний день ты в деревне завьюженной,
На гулянку девчонок звала.
Хозяйка 2:
Эй, девчонки – хохотушки
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Частушки
1.Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А музыка заиграла,
Я не удержалася.
2.Ах, мы Курские девчата
Красотою славимся
А как песни запоем
Сразу все влюбляются.

11
праздников
Сценарии фольклорных
3.Подружка моя
Пляшет без оглядки
Поломала каблуки,
Отдавила пятки.
4.У меня дружочек был,
Звали его Михаил,
Может видели такого?
Рот разинувши ходил.
5.Не ходите, девки в лес,
Комары кусаются,
А на тех, кто краше всех,
Пуще всех бросаются.
6. А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком –
Думала подружки.
7. По деревне я шла
И Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
8. На столе стоит стакан,
А в стакане таракан.
Бабка думала малина
Откусила половину.
9. Дед нашу бабку
Завернул в тряпку.
Поливал ее водой
Чтобы стала молодой.
10. Нынче в город приезжаешь,
Словно за границу:
Я купила пирожок,
Мне сказали пицца.

Сценарии фольклорных
12
праздников
11.У елочки – сосеночки
Тоненькие веточки,
А мы сельские девчонки
Все мы как конфеточки.
12. Я хотела пофорсить,
Длину юбку поносить.
Мой Мишутка косолапый
Наступил на юбку лапой.
13. Приезжайте в гости к нам,
Очень рады мы гостям!
Мы вас чаем угостим,
С нами в пляску пригласим!
Хозяйка 1:
Хорошо частушки слушать,
О том, о сем поговорить.
А теперь пора сыграть,
Свою удаль показать.
Игра «Ромашка» (СЛАЙД 13)
Отрывайте по листочку и отвечайте на вопросы, которые
написаны с обратной стороны
1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное
устройство. (Лучина)
2. Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)
3. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни
в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает
плывущую птицу. (Ковш)
4 .Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)
5. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь Ивана Купала)
6. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)
7. Игрой на каком инструменте сопровождалось пение былин? (гусли)

Сценарии фольклорных
13
праздников
Хозяйка 2:
А сейчас я узнаю, хорошо ли все знают пословицы? (СЛАЙД
14)
1.Труд человека кормит, а …/ лень портит/.
2.Кто много говорит, тот…/мало делает/.
3.Не спеши языком, …/торопись делом/.
4.С кем поведёшься, …/ от того и наберёшься/.
5.Делу – время, …/ потехе – час/.
6.Не сиди сложа руки, …/ так и не будет скуки/.
7.Сделал дело,…/ гуляй смело/.
8.Повторенье - …/мать ученья/.
Хозяйка 1:
Э-ге-гей! Честной народ!
Выглянь из своих ворот!
Погляди сюда скорей
И увидишь ложкарей!
Ложкари играют (СЛАЙД 15)
Хозяйка 2:
Ой, вы гости наши дорогие,
Предложу я вам сыграть в игру интересную.
Кто скороговорку скажет и не ошибётся,
Тому подарочек от меня зачтётся.
Скороговорки (СЛАЙД 16)
1.У крошки Матрёшки
Пропали серёжки,
Серёжки Серёжка
Нашёл на дорожке.
2.Шёл Егор через двор,
Нёс с собой Егор топор,
Шёл Егор рубить забор.

14
праздников
Сценарии фольклорных
3.Не руби дрова, трава здорова.
4.Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
5.Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Хозяйка 1:
Старинных песен много знаем, (СЛАЙД 17)
Поём их всюду год за годом,
Ведь в них живёт, не угасая
Бессмертная душа народа.
Нераздельно сердце с песней русской,
Задушевной, ласковой до слёз,
От неё то радостно, то грустно,
С ней тепло в ненастье и мороз.
Песня «На горе, горе»
в исполнении девочек 7 класса
Хозяйка 2: (СЛАЙД 18)
Слышу в песнях голос соловьиный
И гармони звонкий перебор,
Вижу в песнях русские равнины,
Далеко раскинутый простор.
Песня «Маков цвет»
в исполнении девочек 7 класса нашей школы
Хозяйка 1: (СЛАЙД 19)
Выходи наш хоровод,
Развлекай честной народ.
Песни пой и пляши,
Веселися от души!
Танец «Хоровод»
Хозяйка 2:
Заглянули в старину мы, (СЛАЙД 20)

Сценарии фольклорных
15
праздников
Будто дождь омыл сердца,
Только не допели струны
Нашу песню до конца.
Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Край весёлый наш чудесный,
Как и вся Россия-мать.
Хозяйка 1:
- Ребята, понравилось ли Вам в нашей горнице?
- А что именно вам понравилось?
- Перед вами лежат 2 смайлика: веселый и грустный. Кому
понравился наш праздник. Поднимите веселый смайлик, кому
не понравился – поднимите грустный смайлик. По вашим
поднятым смайликам я вижу, что наш праздник понравился
всем.
Всем спасибо за вниманье, (СЛАЙД 21)
За задор, веселье, смех,
Говорим мы: "До свиданья!"
До счастливых новых встреч!

«Осенние вечерки»

сценарий старинных посиделок.

Цель: приобщение к истокам русской народной культуры, к культуре других народов, живущих вместе с русским народом.

Девушки-рукодельницы и юноши одеты в русскую национальную одежду.

Оформление зала: посиделки проходят в инсценировнной «русской избе», в центре-стол, вокруг него-лавки; на столе самовар, на нем-баранки. Вокруг самовара-чайная посуда. Недалеко от стола –деревянные прялки, пяльца с вышивкой.

1ведущий : Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Гусей крикливых караван тянулся к югу:

Приближалась довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

2 ведущий : Ноябрь-зазимье, проводы осени.

Встреча зимы. К этому времени мужики возвращались с

промыслов, заканчивались все полевые работы. Впереди – длинные, зимние вечера.

1 ведущий : Чтобы веселее скоротать эти вечера, девушки и парни собирались на посиделки. Для посиделок они находили дом, в котором жила, какая-нибудь одинокая старушка, а иногда посиделки устраивала семья, в которой была девушка на выданье.

2 ведущий : Но посиделки – это не просто вечеринка, это развлечения молодежи, совмещенные с какой-нибудь полезной работой. На посиделках рубили капусту, пряли пряжу, ткали холсты. Участником таких вечеров непременно был гармонист. Под гар- мошку пелись песни, частушки, молодежь плясала.

(4 девушки в русской избе за рукоделием поют частушки)

1 девушка : Что ты, милочка не робишь, на кого надеешься?

Придет зимонька холодна, ты во что оденешься?

2 девушка : Не стой, милка, у порога. проходи на лавочку,

Не стесняйся, отодвинь мою точену прялочку.

Юноша : Девушки вы, девушки, где берете денежки?

Девушки : Летом ягодки берем, зимой куделечку прядем.

Юноша: Скоро, девушки, Покров, скоро нам гуляночка,

Громко-громко заиграй, ты моя тальяночка.

(Покров-время начала посиделок.)

Девушки за прялками.

1 ведущий : Прядение- процесс известный издавна, глагол «прясть» очень древнего происхождения. В словаре Даля можно прочитать, что «прясть- тянуть и крутить нить из волокон»; что « прядут лен, пеньку, шерсть, хлопок». В результате получается пряжа. И еще В.И.Даль делает такое примечание: «Прядут веретеном, на прялке».

2 ведущий : А как же была устроена прялка? Пряха сидела на дощечке, называемой

донцем, обычно донце делали из осины.На этой дощечке крепился гребень, на который надевали кудель –вычесанный и перевязанный пучок льна,шерсти или пеньки. Гребни изготовляли из клена. А из березы делали веретено- точеная палочка

с заостренными концами и утолщением внизу, его крутили правой рукой, наматывая на него пряжу. Но были прялки и более сложные по устройству- колесом, рукой тянули нить из кудели, а нога нажимала на подножку и вращала колесо.

1 ведущий : Не удивительно, что в народных песнях, сказках часто появлялся образ девушки-пряхи. Помните, у Пушкина А.С.

В избушке, распевая, дева прядет

И зимних друг ночей, трещит лучинка перед ней.

В маленькой светелке огонек горит,

Молодая пряха у окна сидит.

Молода,красива, карие глаза

По плечам развита русая коса.

Русая головка, думы без конца

Ты о чем мечтаешь, девица-краса?

(Сидит юноша, плетет лапти).

2 ведущий : Даль так пишет о лаптях: «короткая плетеная обувь на ноги». Лапти разные были – липовые, из бересты, из веревок. Плели их из лыка. Это подкорье молодой липы или других лиственных деревьев. Подкорье раздирали на узкие полоски –из них –то и плели лапти.

(Звучит народная песня «Лапти, да лапти, да лапти мои».)

1 ведущий : Да! Веселое было время

2 ведущий : Не скучали в длинные осенне-зимние вечера.

1 ведущий : Не скучали, и не скучают, потому что любили и любят свою землю, свое дело, свое родное село…

1 ведущий : На завалинке, в светелке, иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, кое-где и при свечах.

Говорили, песни пели, и конечно, пили чай.

Пироги, баранки, сушки были очень хороши!

Словом, эти посиделки были праздником души.

Игровой хоровод: «Жила была Бабка»

2 ведущий : Даааа! Когда-то чай в Россию привозили за 11 тыс. км. Этот путь длился от полутора до двух лет. Долгое время этот напиток был редкостью, стоил очень дорого и считался привилегией знати. Впоследствии чай стал нашим национальным напитком. А вот и доказательство- лучшая в мире «чайная машина»-это самовар.

1 ведущий : А ведь на этих посиделках девушки себе женихов присматривали, да и себя показать старались. А где же себя показать, как не в танце?

(Танец «кадриль»,под музыку «когда-то россияне…». )

2 ведущий : Сейчас в нашем доме веселье и шутки, так пусть же для лени

Не будет минутки.

Пусть наш самовар для гостей закипает,

О нашем радушье пусть каждый узнает

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Ныне все мы по «сусекам» личных дач, домов, квартир.

Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Звучит финальная песня «Село мое заветное» в исполнении всех участников посиделок.

Чаепитие

Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают всё же именно «вечные» народные торжества, пришедшие из глубины веков. Недаром, к примеру, Масленицу, или Сороки так любят дети!

В этом разделе Вы найдёте всевозможные варианты сценариев для проведения с детьми осенних ярмарок и летних Спасов. Познакомитесь с опытом коллег по организации тематического мероприятия на Вербное воскресенье, Пасху, Ивана Купала, Покров, Сабантуй… Для Вашего удобства все материалы систематизированы, поэтому найти нужный и актуальный будет несложно.

У Вас будет самый лучший фольклорный праздник!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Сороки, Жаворонки, Грачиная каша. Народные праздники птиц
  • Спас. Яблочный, медовый, ореховый спасы. Материалы к праздникам
  • Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды

Показаны публикации 1-10 из 2017 .
Все разделы | Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

Цель : приобщение детей к истокам русской культуры посредством знакомства с русскими народными играми . Задачи : Обучающая : развивать физические качества : быстроту, ловкость, выносливость, координацию движений; интерес к русским народным играм . Расширять и обогащать словарный запас...

«Широкая Масленица». Сценарий народного праздника Цель : Приобщение детей к русским народным традициям и пропаганда здорового образа жизни. Действующие лица : 1.Ведущие : 2.Скоморохи : 3. Весна 4. Зима – 5.Масленица – 6. Коза - 7. Цыган – 8. Медведь – 9. Баба Яга – 10.Марфуша – 11. Маманя – ХОД ПРАЗДНИКА : Звучит русская народная ...

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - Сценарий развлечения во второй младшей группе «Русские народные игрушки»

Публикация «Сценарий развлечения во второй младшей группе «Русские народные...» Сценарий развлечения в 2 младшей группе «Русские народные игрушки» Цель: Создать детям радостное настроение. Способствовать проявлению у детей двигательной активности. Задачи: Расширение представлений о народной игрушке, народных промыслах и народных играх через малые...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Народно-обрядовый праздник «Масленица» для детей старшего дошкольного возраста Народно-обрядовый праздник «Масленица» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: развивать у детей способность спокойно держаться на сцене при выступлении при взрослых и сверстниках (в соответствии с индивидуальными особенностями. Задачи: знакомить с русским народным...

«Праздник народных игр и развлечений» Цели и задачи: Популяризация народных игр среди дошкольников и их родителей; Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки; Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов; Создание благоприятного микроклимата, доверительных...


Хозяюшка 1: Внимание! Внимание. В честь праздника 8 Марта Объявляем весёлое гуляние! Поспешите, поспешите! Ничего не пропустите! Хозяюшка 2: Будем праздник начинать, Будем петь и танцевать! Хоровод заведём, Песню звонкую споём! Ах ты, русская душа, До чего ж ты хороша! Под...

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - «Спешит на ярмарку народ» . фольклорный праздник

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» «Спешит на ярмарку народ» / фольклорный праздник/ Авторы составители: Музыкальный руководитель МКДОУ д/с «Родничок»: Мироманова Наталья Олеговна воспитатель МКДОУ д/с «Родничок»: Шуликова Тамара...

15 сентября. 14.00.
Звучит фонограмма шума моря, переходящая в северный колокольный звон и сказительный русский напев.
Выход Сказительницы
Уважаемые читатели, на этом сайте вы можете определить знак зодиака по дате рождения , узнать астрологический прогноз, а также кто из знаменитостей родился под вашим знаком зодиака.
На музыку говорится текст:
выходят Дядька Беломор и красавица Канда.
Д.Б. Доброго тебе здоровья, город северный. В сказах и легендах прославленный за труд твой, веками отмеченный!
КК: Реку вспять не повернуть, но сказы и предания народа земли Кольской время взад возвращают. К родным истокам. Так и я в свои воды быстрые вобрала все самое ценное, чем богата земля наша. А ценна она – людьми, что в мои воды заглядывали, мудростью их да трудолюбием. И ценна она песнями, что на берегах звучали, песнями, которые вы сохранили на долгие годы!
Д.Б. А теперь пора и награду вам пожаловать. Пусть все, что отражалось за долгие годы в водах моей красавицы, щедро расплещется по городу именитому! Не зря город ваш выбрал я, именем своим он мою племянницу уважил! Собирайся празднество веселое в Кандалакше! Давай, Канда-красавица гостей собирай, а я за порядком со всем уважением присмотрю.
КК: Явись сюда по прошению Канды-реченьки те, кто удаль русскую да задор в своих сердцах сохранили, да людям несут! Добро пожаловать, гости дорогие!
Звучит колокольный звон, на него накладывается фонограмма «У Федорки». На сцену выходит ансамбль «Тары-бары».
При первых ударах колокола начинается шествие коллективов. Каждый коллектив ведут участницы ансамбля «Юность». При пении куплета о коллективе, участники коллектива машут рукой в знак приветствия.
Звучит песня, первую строчку каждого куплета исполняет Канда, остальное – солисты ансамбля.
Фестиваль, да в Кандалакше!
Севера красу покажет!
Закрутилось чтоб веселье,
В гости кликнули соседей,

Из Княжой к нам едут гости!
К нам на праздник их попросим!
Поморочка хороша,
Песен северных душа!
ПРИГЛАШАЕМ, ПРИГЛАШАЕМ! (ансамбль-поклон)
Из-за Зорь, да из Полярных!
Мы встречаем гостей званных!
Хор народный, именитый.
В Заполярье знаменитый!
ПРИГЛАШАЕМ, ПРИГЛАШАЕМ! (ансамбль-поклон)
Умба славится талантом,
Песней там народ богатый!
Хор фольклорный край наш знает,
Почитает, уважает!
ПРИГЛАШАЕМ, ПРИГЛАШАЕМ!
В Лоухи мы кинем взгляд!
Многожанровый театр!
И певцы здесь, и танцоры.
Театральные актеры
Приглашаем, приглашаем!
А из Варзуги далекой.
Да по Умбской по дороге.
Хор поморский – славой громкий!
С хороводом, песней звонкой
ПРИГЛАШАЕМ, ПРИГЛАШАЕМ! (ансамбль-поклон)
А «Гармошку-говорушку»
Обязательно послушай!
Эх, частушкой позабавят,
Песней край родной прославят!
ПРИГЛАШАЕМ, ПРИГЛАШАЕМ! (ансамбль-поклон)
В Кандалакше есть ансамбль-
Знамениты голоса!
Нивские да берега
Песней радуют всегда
ПРИГЛАШАЕМ, ПРИГЛАШАЕМ! (ансамбль-поклон)
Ансамбль «Юность» все здесь знают!
Рукоплещут, принимают-
В танцах есть — талант и стать!
Будем их на праздник звать!
ПРИГЛАШАЕМ, ПРИГЛАШАЕМ!
И, конечно, Тары-бары!
Вам веселье здесь подарят!
Эх поет, в жару и стужу,
Небольшой ансамбль, но дружный!
ПРИГЛАШАЕМ, ПРИГЛАШАЕМ! (ансамбль-поклон)
Шествие заканчивается, коллективы выстроились перед сценой.
КК: Дяденька, вроде и хозяйничаем мы на празднике, только по праву ли это?
Д.Б. Права ты, племянничка. Не гоже вперед горожан нам праздник зачинать. Наша власть – море студеное да река быстрая, там и похозяйничаем. А здесь добрым людям поможем праздник заводить.
КК: А открыть его мы пригласим _________________, они-то этот город получше нас знают, каждому слово доброе по делу пожелают.
Фанфары. Выступление администрации.
Участники ансамбля «Юность» выходят вперед.
КК: Пусть этот день запомнится всем горожанам, как самый яркий день осени!
ДБ: А фестиваль «Байки красавицы Канды» станет настоящей ярмаркой щедрых подарков, звонких песен да задорных танцев!
Танец «Ярмарка». Коробейники раздают подарки и сладости.
Участники уходят за сцену.
КК: Дяденька, ты бы за порядком присмотрел. Да только про суровость свою забудь. А то все знают, какое Белое море студеное да сердитое.
ДБ: Строг не буду, знаю, что народ здесь задорный, на всякое веселье хваткий. Да только как же я тебя одну оставлю?
КК: А я помощниц позову, ладных да расторопных!
Музыка. На сцену выходят 2 помощницы (Т.Шарубина и Т. Кузнецова)
КК: А нам пора песни петь, танцы закруживать, да хороводы водить. Вон мои гости уже с ног на ногу переминаются, выступать не терпится.
Т.Ш: Это мы мигом устроим.
Т.К.: Смотри какая артель веселая к нам сюда идет. Сами догадались, что их пора петь да плясать настала.
Т.Ш.: Встречаем гостей из самой Княжой, что близ поселка Зеленоборский.
Т.К.: Народный коллектив Фольклорный ансамбль «Поморочка». Руководитель Наталья Дмитриева.
ФАНФАРЫ? Перезвон?
Выступление ансамбля «Поморочка»
(Красавица Канда и дядька Беломор на протяжении праздника гуляют по площади, расхваливают товары, беседуют с горожанами.)
Выходят помощницы под музыку «После дождичка в четверг»
Т.Ш.: Надобно нашу реченьку Канду позабавить. У тебя какие забавы припасены?
Т.К.: Дак и в этом кармане нет ничего, и в этом…
Т.Ш: Ты глаза-то по карманам, да по чужим не разбегай. Ой, да так они у тебя скошенными и остались!
Т.К: Батюшки! А как же их на законно место поставить?
Т.Ш.: А ты вперед на площадь погляди, да сказывай, что увидишь.
Т.К.: (показывают) Ой, вижу! Вот и домик углядела, больно нашей красавице понравится. «Задворенка красавицы Канды» — так и называется. А в нем вещей да утвари!!! Не счесть. Старинных, поморских. Да и вы все, люди добрые, посмотреть можете, к красоте такой глазами прикоснуться.
Т.Ш.: Ох, а я-то что увидала! Ягод северных множество! Да все сахаром присыпаны, разварены, уварены так, что каждая ягодка видна. И написано: конкурс варенья из северных ягод! Задарма там варева чудесного наесться можно! Люди добрые спешите, да нам оставьте!
Т.К.: А я плясать горазда. Хороводы водить мастерица, а игр народных –первая затейница.
Т.Ш.: Без тебя умельцев нашлось игры, конкурсы устраивать, плясовые играть, да хороводы водить. Все они на своей игровой, танцевальной да развеселой площадке покажут!
Т.К.: Ой, а там медок!
Т.Ш: Да наш северный цветок!
Т.К: Там поделки расписные!
Т.Ш: Пирожки там золотые!
Т.К.: Сбила меня. Почему золотые? Стоят что ль дорого?
Т.Ш.: Корочка золотом горит, с пылу с жару!
Т.К.: Тогда и шашлычки золотые, дымком пропаренные, на ветру обсушенные!…
Вместе: Надо все попробовать! Все посмотреть!
Т.К.: А пока мы с тобой пробы снимать будем, народ пусть забавляет…
Т.Ш.: Народный коллектив фольклорный хор Дома культуры п. Умба! Руководитель Ольга Новожилова!
Фанфары. Выступление хора п. Умба.
Т.Ш: Только я тебя спросить хотела. Вдруг словечко странное в голове завертелось, засверкало, как будто сполох на небе вспыхнул….
Т.К.: Да не вспыхнул, а заревом окрасился. И не сполох, и заря… Полярная. И к чему бы это тебе привиделось?
Т.Ш. Точно! Народный коллектив хор русской песни из города Полярные Зори. Руководитель Андрей Неклюдов!
Фанфары. Выступление хора г. Полярные Зори.
Т.К: Славно выступили. Что дальше?
Т.Ш: «Русский танец» в исполнении образцового коллектива ансамбля танца «Юность», Руководитель: Людмила Грибанова.
«Дело было в Ромашково» — «Юность»
Музыка.
Т.К.: Мне сказали – я уникум!
Т.Ш.: Это кто ж такой?
Т.К: Я это, я и пою, и танцую, и в тиатре занимаюсь.
Т.Ш.: Тогда сейчас на сцене будет аж 18 уникумов! Из поселка Лоухи! Образцовый коллектив художественного творчества многожанровый театр Лоухского Дома культуры. Руководитель Елена Михайлова.
ФАНФАРЫ. Выступление

Музыка. Выход помощниц.
Т.Ш: Слушай, соседушка, а праздник наш как называется?
Т.К.: Ранехонько тебе память-то пришибло! Вот я название помню! Это….
Т.Ш: Склероз это! У людей спроси!
Народ отвечает.
Т.Ш.: Видала «Байки красавицы Канды». Вот и бай! Чтоб на нашем празднике все честь по чести было. Не то дядька Беломор осерчает.
Т.К: Так где их взять-то, байки эти?
Т.Ш.: Да у «Поморочки» и возьмем. Они в этой науке страсть как преуспели! Вот эту помнишь? Про Пелепилиху? Самого Писахова сочинение! Да ладно, пусть уж они сами ее сказывают, а мы послушаем!
Сценка «Перепилиха» по сказам С. Писахова. – участники ансамбля «Поморочка»
Музыка. Выходят помощницы и красавица Канда.
К: Все ли справно на празднике нашем.
Т.К: Все, Кандушка, все красавица. Подарки для тебя припасены, разреши преподнести.
Т.Ш.: Объявили мы для тебя конкурс, да так и назвали «Байки для красавицы Канды». Горожане расстарались, да вот сама и посмотри.
Награждение конкурса «Байки для красавицы Канды» — 15.30. Награждает Канда и Беломор. (Канда уходит)
Т.Ш.: Хорошо на нашем празднике! Все увидеть можно, всему научиться!
Т.К.: И как замуж выходить?
Т.Ш: Ну ты девка хватила! Тебе-то зачем.
Т.К: Любопытственно.
Т.Ш.: Ладно, авось кому дельно пригодится. Слушай. Сейчас коллектив выйдет – Варзугский поморский хор, ему уж 75 годков минуло, всякие премудрости знают, есть у них в загашничке – обряд свадебный. Пойдем, договоримся, чтоб народ наш поучили. Варзугский поморский хор. Руководитель: Людмила Магина
Фанфары. Выступление Варзугский поморский хор. Руководитель: Людмила Магина
Т.К.: Ой, у меня видение было! Гармошка как заиграет…
Т.Ш.: Так это не видение, а услышивание.
Т.К.: Нет такого слова! А гармошка есть! Люди добрые играет?
Слышатся звуки гармошки. Люди отвечают.
Т.Ш.: Твое видение зовется… ансамбль «Гармошечка-говорушечка»! Да вон они сами живьем к народу идут!
Выступление ансамбля «Гармошечка-говорушечка» 17.00.
Т.К: Эх, ноги в пляс идут!
Т.Ш: То-то я вижу у тебя одна нога налево пошла, а другая направо! Да сами по себе кренделя и выписывают.
Т.К.: Да я по танцам – первая мастерица!
Т.Ш.: Видать, когда одна пляшешь, то и первая. Мастеров-то ты не видывала. Вот и посмотри – мастера, так мастера!
Ансамбль танца «Юность» ДК «Металлург».
«Валенки»
Выходят помощницы.
Т.К.: Вот ты мне скажи. Коль родня, то ей и кусочек повкусней и платочек поярче?
Т.Ш: Ты к кому в родню-то набиваешься?
Т.К.: Я к тому, что реки Канда и Нива вроде сестры. На одной земле родились, севером в родню записаны. Так?
Т.Ш.: Это ты к чему?
Т.К.: Ансамбль –то наш «Нивские берега», вроде и Канде и самому Беломору родня. Так? А значит, их дядька Беломор подарками одарит, селедочки подкинет, тресочки… Надо бы к ним присоседится.
Т.Ш.: Ой, я тоже до тресочки охотница! Давай-ка их по особому объявим, дружно да громко? Покричим, да за наградой побежим!
Ансамбль «Нивские берега» ДК «Металлург». Руководитель Любовь Давыдова. Выступление ансамбля «Нивские берега»
Выходят помощницы и Канда.
Т.К: А еще у нас конкурс есть – наш город прославляющий. Чтоб жить ему да славится на долгие годы.
Т.Ш.: Так и называется «Кандалакша через века и годы». Позволь участников отметить!
Награждение конкурса «Кандалакша через века и годы» — награждает Канда. (Канда уходит)
Т.К: Глянь, какие бусы я на ярмарке отхватила!
Т.Ш.: А мне не хватило… А что это ты нарядилась? Знаешь, что с такими наряженными случается?
Т.К.: Что?
Т.Ш. А вот «Поморочка» расскажет!
Сценка «Наряды» по сказам С. Писахова. – участники ансамбля «Поморочка»
Т.К.: Обидно мне. Сколь времени на людях, а не спели и не сплясали ни разу.
Т.Ш.: Так черед не подошел!
Т.К: А когда будет?
Т.Ш.: Да прям сейчас!
Выступление ансамбля «Тары-бары»
Выход д. Беломора. Канды и помощниц –
К: Спасибо за праздник веселый!
Б: За прием щедрый. Надобно всех подарками одарить! Зазывайте гостей!
Музыка – шествие коллективов – объявляют помощницы.
Коллективы – выстраиваются внизу, руководители поднимаются на сцену.
1. Народный самодеятельный коллектив фольклорный ансамбль «Поморочка» ГДК п. Зеленоборский руководитель Наталья Дмитриева
2. Народный самодеятельный коллектив фольклорный хор ДК п. Умба, руководитель Ольга Новожилова
3. Народный самодеятельный коллектив хор русской песни ГДК г. Полярные Зори, руководитель Андрей Неклюдов
4. Народный самодеятельный коллектив Варзугский фольклорный поморский хор СДК п. Варзуга, руководитель Людмила Магина
5. Ансамбль стилизованной народной песни «Тары-бары» ДК «Металлург г. Кандалакша, руководитель Татьяна Шарубина
6. Ансамбль русских народных инструментов «Нивские берега» «Металлург г. Кандалакша, руководитель Любовь Давыдова
7. Ансамбль «Гармошечка-говорушечка» ДК «Металлург» г. Кандалакша, руководитель Елена Старшинова
8. Народный самодеятельный коллектив ансамбль танца «Юность» ДК «Металлург» г. Кандалакша, руководитель Людмила Грибанова
9. Образцовый коллектив художественного творчества «Агитбригада сорванцы» (многожанровый театр) Лоухский Дом культуры, руководитель Елена Михайлова (уедут)
К: Пришла пора нам уходить, но хотим мы оставить о себе, добрую память.
Б: Примите подарки — обереги щедрые.
К: Изготовили их мастера ручного труда вашего города славного. Пусть напоминают они вам о славном граде Кандалакша, охраняют ваш талант и напоминают, что на следующий год ждут их здесь!
Канда: Спасибо тебе, Каналакша за то, что чтишь память души русской!
Дяька Беломор: Поклон великий тем, в ком душа русская живет, и поет. И играет!
Канда — Повсюду! По всей земле Кольской! И за ее пределами!
Помощники: — А что же мы стоим? Разве что делать не знаем? Настал черед хоровода великого! «Поморочка» ведет всех участников в хоровод.

Сценарий подготовила Елена Вишневская