Конспект занятия по развитию двигательной сферы ребёнка раннего возраста (открытый показ)

Спортивно – развивающий комплекс «Игрушки»

Цели: вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в спортивно – развивающем комплексе; повысить двигательную активность малышей, развивать воображение, используя стихи А. Барто.

Оборудование: ковровое покрытие, мячи (по количеству детей); гимнастическая верёвочка;

Музыкальный материал: Аудиокассета «Ритмика» - подвижные музыкальные игры для детей от 2-5 лет.

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идёт отряд.

На парад идёт отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит,

Полтора часа подряд

Ходьба

Самолет построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

И.П. стоя. Руки вперед, в стороны, вниз (4 раза)

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

И.П. стоя. Руки опущены. Наклоны вперед, руки прямые внизу (4 раза)

Идёт бычок качается,

вздыхает на ходу.

Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду.

Хождение по верёвочке, руки в стороны.

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

И.П стоя. Приседания, ручками как бы обнимая себя (4 раза)

Матросская шапка, верёвка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке.

И скачут лягушки за мной попятам,

И просят меня: «прокати, капитан!»

Ходьба. С чередованием подскоков (как лягушки прыгают).

Выполнить 2 раза.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Бег. Имитируем бег лошадки (подскоки)шагают высоко поднимая колени, руки за спиной, цокают язычками.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка не плачь,

Не утонит в речке мяч.

И.П. стоя с мячами. Мяч поднимаем на вытянутых руках над головой, наклоны в стороны.

Сидя повороты с мячом в стороны. 2-3 раза

У крыльца лохматы пёс,

Лег, уткнувши лапы в нос.

Тихо, мирно он сопит

Может, дремлет. Может, спит.

И.П сидя с мячиками. Наклоны вперед, тянутся ручки с мячиками к пальчикам ног, стараться голову опустить на ножки. 2-3 раза.

Кто, кто, в этой комнате живёт?

Кто, кто, раньше солнышка встаёт?

И.П. лёжа на животе. Руки поднимаем вверх, опускаем, кладём вдоль головы, поднимаем ножки вверх (поочерёдно). 2-3 раза.

Это Машенька проснулась,

С боку на бок повернулась.

И.П лежа на животе, поворачиваются на бок, перекаты с одного бока на другой (2 раза) и встают на четвереньки.

Спать пора уснул бычок,

Лег в кроватку на бочок,

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать,

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

И.П стоя на четвереньках. Упор руками, с перенесением центра тяжести туловища назад. Наклоны головы вперед – назад. (4 раза)

Нет, напрасно мы решили,

Прокатить кота в машине,

Кот катать не привык,

Опрокинул грузовик.

И.П ходьба на четвереньках.

Вовка пляшет на дорожке,

Ладушки, ладушки.

Вот какой у нас помощник! –

Радуются бабушки.

Прыжки на месте

Ах ты девочка чумазая,

Где ты руки перемазала?

Танцевальные движения. Руки на поясе, голову вправо – влево.

Черные ладошки,

На локтях дорожки.

Упражнение фонарики.

Я на солнышке лежала,

руки кверху я держала.

Вот они и загорели.

Хлопают в ладошки.

Ах ты девочка чумазая,

Где лицо ты так измазала?

Кончик носа чёрный,

Будто закопченный,

Ручки к носу – «дразнятся»

Я на солнышке лежала,

Нос к верху я держала.

Вот он и загорел.

Кружатся

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты пятки так измазала?

Выставляют ножки пяточкой вперёд (попеременно)

Я на солнышке лежала,

Пятки кверху я держала.

Вот они и загорели.

Топают ножками.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё ниже, ниже.

Релаксация: восстанавливаем дыхание, руки вверх через стороны, затем плавно вниз, вдох – выдох. 2-3 раза.

Елена Горшкова
Консультация для воспитателей «Развитие двигательной активности детей раннего возраста»

Гиподинамия что это такое? Нарушение в организме функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата , в ряде случаев психики. Угрожает ли она маленьким детям? Ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться и к раннему возрасту . В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша, к формированию его здоровья, умственной активности , умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ - движение! Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности ?

Физиологи считают : движение - врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте , когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают : без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение различного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это и эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов : маленький ребенок - деятель! Деятельность выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Познавание окружающего пространства посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.

Педагоги с древности и до наших дней отмечают : движение - важное средство воспитания . Двигаясь , ребенок познает мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка.

Специальными исследованиями установлены значительные различия в двигательной

активности детей . Условно можно выделить три группы детей :

Полной подвижности

Средней подвижности

Малой подвижности

Дети первой группы (полной подвижности) всегда особо заметны, поведение неуравновешенное, чаще всех попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности они не успевают вникнуть в суть всей деятельности, в результате чего у этих детей отмечается малая степень её осознанности. Из всех видов движений они выбирают бег, прыжки. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности , умения заниматься более или менее спокойными видами деятельности.

Дети второй группы (средней подвижности) отмечаются наиболее ровным и спокойным поведением. Равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения у таких детей обычно четкие и уверенные.

Дети третьей группы (малой подвижности) часто вялы, пассивны, быстро устают. Они не вступают в общение. Дети стараются уйти в сторону, чтобы не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Малоподвижность следует рассматривать как серьезный недостаток поведения ребенка. Причины малоподвижности : однородность и бедность предметной среды, нездоровье, слабые двигательные умения ребенка , запреты взрослого.

Лучший метод - игра. Роль воспитателя - создать условия для игры с движениями. Какие же движения и в какой последовательности надо развивать ?

В первые три месяца, необходимо содействовать современному умению ребенка удерживать голову в вертикальном положении, лежа на животе и находясь на руках взрослого. Это умение является очень важным, так как способствует формированию шейного изгиба позвоночника. Без умения удерживать голову в вертикальном положении невозможно формирование последующих, более сложных движений.

К концу трех месяцев ребенок должен хорошо приподнимать голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья, а затем на кисти рук. В этот же период появляется «комплекс оживления» . С момента его появления ребенок находится в движении и в радостном состоянии (активно двигает ножками , ручками, улыбается) . Что способствует развитию всей мускулатуры , повышению общего уровня жизнедеятельности, психическому развитию .

В период от 3-х до 6-ти месяцев важно развивать движения рук - это возможно только при хорошо развитой зрительно двигательной координации . Примерно в начале четырех месяцев появляются первые движения присаживания, малыш пытается приподняться, подтягивая голову и плечи к груди. К концу четвертого месяца это движение настолько оформляется, что если ребенка взять за руки и медленно подтягивать, то он сам легко присаживается. Однако ровно сидеть малыш может при поддержке взрослого и кратковременно. Взрослым надо помнить, что умение сидеть, не только содействует дальнейшему развитию движений ребенка , но и нередко является помехой этому. Длительное сидение негативно отражается на психическом и физическом состоянии ребенка, ведет к искривлению позвоночника, сжатию грудной клетки, вялости мускулатуры. Не надо сажать ребенка за столик в креслица, окружать подпорками. Ребенок сохраняет сидячее положение совершенно пассивно, на его неокрепший позвоночник ложится большая нагрузка. Тип «сидун» особенно известен работникам закрытых детских учреждений.

С 6-ти до 9-ти месяцев - активно развивается ползание . Почему важно ползать? Ползание - это активное динамичное движение , которое способствует развитию всех систем организма.

С10 -11 месяцев дети могут переходить от одной опоры к другой, вползают на

К 12-ти месяцам дети начинают ходить, не пользуясь опорой. Дети этого возраста в основном осваивают движения во время самостоятельной деятельности, поэтому им надо дать необходимые игрушки и предоставить достаточную площадь для передвижения. В условиях общественного воспитания эта площадь огораживается барьером, внутри может стоять стол для игры с яркими игрушками, диванчик, мягкое бревно.

Итак, для того чтобы ребенок овладел всеми перечисленными выше движениями, в той последовательности, которая будет способствовать его благоприятному развитию , рос здоровым, необходимо активное взаимодействие ребенка с окружающей средой при целенаправленном воздействии взрослого.

Основные компоненты двигательного режима

1. Организованная двигательная деятельность .

2. Самостоятельная двигательная деятельность

Наибольшее время в режиме дня маленьких детей составляет самостоятельная деятельность. Основное место занимают различные игры. Разнообразие движений, в свою очередь обогащает содержание игры и делает её особенно интересной и желанной для малыша.

Как обогатить игру ребенка разнообразными движениями?

1. Прежде всего, необходимо выделить достаточную площадь для игр

2. Обеспечить разнообразным игровым материалом.

3. Учитывать настроение малыша.

4. Активное его стремление к выполнению движений.

Двигательная деятельность малыша тесно связана с игрой, а, следовательно, с предметами, игрушками. Пособиями. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребенка были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность , повышающие интерес к движениям. Задача взрослых - научить детей правильно и разнообразно их использовать. Игрушки и пособия надо располагать так, чтобы дети, доставая их, проделывали дополнительные движения. Полки с игрушками можно подвесить на разном уровне. К одной позе, чтобы достать игрушку, дети должны наклониться, а к другой наоборот подтянуться, подняться на носки. Пособий и игрушек должно быть в группе в достаточном количестве, однако, не слишком много. Это рассеивает внимание детей и утомляет их нервную систему. В тоже время надо помнить, что для детей раннего возраста характерна большая подражаемость. Увидев в руках соседа мяч, ребенок хочет непременно завладеть им, поэтому важно, чтобы однотипных игрушек было несколько. Пособия нужно периодично менять, чтобы у детей не пропал интерес к ним. Как мы отмечали выше, двигательный опыт у малыша еще невелик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность должна проходить под наблюдением взрослого при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, воспитатели видят , как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие в играх детей активизирует малышей , создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления.

Опыт работы инструктора по физической культуре ДОУ. Создание условий для двигательной активности детей раннего возраста. Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей на тему: Создание условий для двигательной активности детей раннего возраста.

Цели: совершенствовать знания воспитателей, способствовать желанию воспитателя в постоянном взаимодействии с инструктором по физической культуре.
Задачи : оказывать методическую помощь по вопросам физического воспитания воспитателям в ДОУ;вместе с воспитателем выбрать правильные методы и приемы работы с детьми; вызвать желание постоянного сотрудничества педагогов с инструктором по физкультуре в ДОУ.
Проведение:
Полноценное развитие дошкольника – это, прежде всего правильное и своевременное формирование двигательных умений и навыков. Развитие интереса к различным доступным ребенку видам движений, формирование у ребенка привычки к выполнению режима дня, воспитание любви к спортивным занятиям раннего возраста, воспитание таких положительных черт как чувство товарищества, взаимопомощи, смелость, честность, сила воли. Успешное решение этой задачи возможно лишь при комплексном использований средств физ. воспитания, гигиенических мероприятий, при совместных усилиях общественности семьи и д/с.
В нашем саду широко используется этот метод. Для повышения двигательной активности детей в течение дня, вне занятии мы приготовили массажные дорожки, лесенки стремянки, набивные мячи. Используя это оборудование в игровой форме, в сопровождении музыки можно достичь желаемого результата, заинтересовать детей, задать нужный темп на физ. занятии, поднять тонус, эмоциональный настрой ребенка, доставить ему радость и удовольствие.
Физкультурные занятия в нашем детском саду проводятся поточно – круговым методом. Мы добиваемся, чтобы ребенок находился в постоянном движений, получил нужную нагрузку, а не стоял в ожидании или растерянности. Этого можно добиться, заинтересовав ребенка в игровой форме, используя все имеющееся оборудование.
Нравится детям такое физ. занятие, как например: «Прогулка в лес». Дети шагают по массажной дорожке, как тропинке с камушками. Войдя в лес ребята встречают елки с их рост. Выйдя на полянку они встречают медведя сидящего с корзинкой в руках на пенечке. Дети показывают мишке, что они видели в лесу: елки высокие, пушистые – разводят руками вверх, в стороны, собирали шишки – складывали в корзину – приседание, увидели зайчика – они прыгают, зайчик спрятался от волка – приседают, прячут лица. А мишка с корзинкой и собранные шишки – использование бросового материала – служат упражнением для метания. Здесь нужно напомнить детям: «Ребятки бросайте прямо в корзину шишки, не попадайте в голову мишке, а то ему будет больно». Дальше дети встречают ручеек, они перепрыгивают через него, чтобы не «замочить ноги». Встретив, горку они спрыгивают, с нее. А вот на их пути встретились симпатичные бабки – коробки, дети перешагивают через них. Не забываем напомнить детям: «Ребята поднимайте выше ножки, не раздавите бабку – коробку, а то им будет больно». Затем через ручеек проходят мостик, дети осторожно шагают по нему.
А вот чьи - то следы, дети шагают по ним след вслед, оказывается это пробежала лошадка, дети играют с ней, пролезают между ее ног. Выйдя на поляну, дети играют в игры «Солнышко и дождик». А затем в более спокойном темпе игра с радужными пузырьками. Дети ловят их, дуют на них – это игра служит как для восстановления дыхания. В такой форме можно провести физ. занятие на тему: «Путешествие в сказку», «Поездка в деревню».
Большое значение в развитии двигательной активности ребенка играет хорошо продуманная прогулка с использованием выполненного материала и правильного расположения игровых смежных сооружений. Так, например, при входе на наш участок дети встречаются с котом из сказки, они подходят к нему, здороваются с ним, поднимаются на носочки, гладят его по голове, стряхивают с его макушки снег. Особым объектом детской любви является ледяная горка с высокими бортами и удобными лесенками.
Таким образом используя все возможности мы стараемся выполнить одну из основных задач воспитателя – достижение полноценного развития двигательной активности ребенка как в группе, так и на прогулке в течении дня. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кострома «Детский сад № 28»

Обобщенный опыт работы по теме:


Тема: « Развитие двигательной активности

детей раннего возраста»

Подготовила:

Воспитатель I младшей группы

Румянцева Татьяна Александровна



Тема: «Развитие двигательной активности

детей раннего возраста»


  1. Актуальность

  2. Целеполагание

  3. Задачи

  4. Принципы

  5. Условия, необходимые для успешного физического развития детей

двигательной активности

  1. Технология

  2. Выводы

  3. Список использованнойлитературы

Сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся малыш обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Мы взрослые рады видеть ребенка здоровым. Поэтому работая с детьми раннего возраста я особое внимание уделяю овладению ребенком основами двигательной активности, гигиенической культуры, и не упускаю из виду его психическое самочувствие. Стараюсь организовать жизнь ребенка, учитывая возрастные и психологические возможности детей на третьем году жизни. Это режим пребывания в ДОУ: игры – занятия, организация питания, сна и других потребностей детей. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое движение – для ребенка загадка, которую он хочет разгадать, то есть проделать.

В народе говорят, за деньги здоровье не купишь. За него надо активно бороться. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»,- писал Гиппократ.

Н.К. Крупская придавала большое значение физическому развитию ребенка. Она считала физкультуру особенно важной в связи с задачей воспитания крепкого поколения, подчеркивала необходимость учета возрастных особенностей ребенка при разработке методики воспитания и обучения.

Замечательный педагог К.Д. Ушинский придавал большое значение играм, гимнастике, пребыванию на воздухе. Он рекомендовал делать в занятиях с детьми небольшие перерывы для выполнения кратковременных движений, способствующих восстановлению внимания.

Считая наши русские народные игры могущественными средствами воспитания, К.Д. Ушинский рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию этих игр для детей.

П.Ф. Лесгафт разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как «упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни». В этих играх он приобретает навыки, привычки у него вырабатывается характер. Правила в играх имеют значение закона, отношение к которому у детей должно быть сознательное и ответственное. Выполнение их обязательно для всех, поэтому они имеют большую воспитательную силу. Игры развивают моральные качества – дисциплину, честность, правдивость, выдержку. Лесгафт рассматривал игру как ценнейшее средство воспитания личности.

Движения, физические упражнения для растущего организма – насущная потребность. Известное изречение русского физиолога Сеченова «Функция творит орган» подтверждает, что развитие любого органа происходит благодаря действию, движению, тренировке; при бездействии же он ослабевает, не получая должного развития.

Наша задача – поддерживать и закреплять естественный интерес детей к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому, эмоциональному развитию.

Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системами. Активная мышечная деятельность содействует развитию костно – мышечного и связочного аппаратов, улучшает координацию движений, совершенствует функции центральной нервной системы . Двигательный опыт детей пока еще невелик, ориентирование в пространстве затруднительно. Малыши часто ходят неравномерным шагом, шаркая ногами и опустив голову, при ползании не получается ритмичного чередования рук и ног. Упражнения для различных групп мышц способствуют формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия у детей.

Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито.

Бабина К.С. пишет, что первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте, компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

Она выделяет примерные показатели анатомо-физиологического развития детей 2 - 3 лет.


Возраст

Рост, см

Увеличение роста,

Масса, кг

Прибавка в массе,

Окружность грудной клетки,

Частота дыхания, мин

Частота пульса, удары

2 года

86-88

12-13

12-13

2,5-3

50-51

25-30

110-115

3 года

94-95

7-9

14-15

2

51,5-52,5

25-30

105-110

Из таблицы видно, что в течение года происходит увеличение в показателях физического развития ребенка. Однако эти показатели не являются единственными, свидетельствующими об общем развитии движений и двигательной активности маленького ребенка.

Как отмечает Бабина К.С., в раннем возрасте кости ребенка эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. Все это надо учитывать при физическом воспитании.

В исследованиях Теплюк С.Н. отмечается, что маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, проводит к перестройке процесса дыхания, увеличивается емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках. Теплюк С.Н. пишет: «Физкультуру нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, помня, что упражнения, в которых ребенок вольно или невольно задерживает дыхание, крайне нежелательны». С целью укрепления дыхательной мускулатуры и легочной вентиляции он предлагает использовать дыхательную гимнастику.

Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2-3 летнего возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость), необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это надо иметь в виду при проведении физкультуры.

Как отмечает Осокина Т.И., мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно – они лучше понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того, новые или знакомые упражнения, проводятся они вместе со взрослым и по его показу. В начале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования.

Движения ребенка данного возраста считаются правильными тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

Шишкина В.А. отмечает, что на втором году дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т. д., способны выполнить бросок , катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается - развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами.

Таким образом, педагоги и медицинские работники отмечают важность влияния двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность ребенка раннего возраста. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности. Этот ключ – движения.

Проблемой развития движений в раннем возрасте занимаются ведущие ученые – педагоги (В.А. Шишкина, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина). Они пишут, что в последние десятилетия отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Причин тому несколько и одна из них - излишняя заорганизованность процесса воспитания, а как следствие – недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Уже в детском возрасте встречаются заболевания, вызванные недостатком двигательной активности – плоскостопие, нарушение осанки и др. Появилась необходимость компенсировать недостаток движений специально подобранными физическими упражнениями.Общей задачей педагога, решаемой в группах раннего возраста, является создание эмоционального комфорта для детей, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью.

Движение – это эффективное лечебное средство. Вот почему очень важно правильно организовать двигательную активность детей в течение всего дня.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в методике развития двигательных качеств детей дошкольного возраста должны быть слиты воедино средства, методы и приемы обучения движениям, развития двигательных качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания.

Исходя из важности проблемы развития двигательной активности детей, была поставлена ц ель : найти пути развития двигательной активности у детей раннего возраста, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

В связи с этим в начале работы были поставлены такие задачи :

1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по улучшению двигательного статуса малышей.

2. Изучить реальный педагогический процесс развития двигательной активности у детей раннего возраста с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

3. Разработать систему работы по развитию двигательной активности у детей I младшей группы с использованием физкультурного оборудования.

Система работы по развитию двигательной активности у малышей разработана в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип систематичности и последовательности . Этот принцип предполагает, что усвоение материала идет в определенном порядке, системе. При планировании устанавливается последовательность раскрытия темы, продумывается связь нового материала с ранее усвоенным знаниями, опытом детей.

2. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

3.Принцип наглядности . Этот принцип соответствует основным формам мышления дошкольников. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.

4.Принцип координации деятельности педагогов и специалистов.

Предполагает сотрудничество и скоординированность действий медицинских работников, воспитателей, младшего воспитателя в достижении общей цели.


  1. Принцип преемственности. Предполагает тесное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.

Условия, необходимые для успешного физического развития детей:


  • Наличие спортивного оборудования в группе (горки, дорожки с препятствием, скамеечки, мячи, обручи, детские велосипеды, качалки и пр.);

  • Специально оборудованная площадка на участке детского сада;

  • Разнообразный дидактический материал по количеству детей, атрибуты для игр;

  • Правильная организация группового пространства (возможность детям свободно передвигаться по группе, открыт доступ к спортивным снарядам и игрушкам);

  • Использование разнообразных форм организации двигательной активности детей с учетом их наибольшей продуктивности в течение дня;

  • Проведение занятий по физической культуре в игровой форме с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий.
Приносим в группу новые игрушки – учим детей разнообразным движениям с ними.

Создали в группе предметно – развивающую среду для самостоятельной двигательной активности детей (много свободного места, различные каталки, коляски, машины; горка, различные предметы для составления дорожки препятствий). Стараемся значительно разнообразить движения детей и в играх с использованием физкультурных пособий. Наиболее доступны для маленьких детей мяч, обруч, скакалка. Сначала действия с ними просты и не носят специфического характера – дети обыгрывают их. Например, обруч может «превратиться» в машину, в домик, в гнездышко . Затем в детские игры входят наиболее сложные физкультурные пособия: скамейки, лестницы, кубы, ящики и др. Разнообразие пособий вызывает у детей интерес к движениям, активизирует творческие способности, умения использовать пособия в разнообразной деятельности – двигательной, игровой.


Специфические и общепедагогические методы

двигательной активности

Под методами понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:


  • методы строго регламентированного упражнения;

  • игровой метод (использование упражнений в игровой форме)

  • соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:


  • словесные методы;

  • методы наглядного действия;

  • практические методы.
Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач по развитию двигательной активности детей.

По мнению Д.В. Хухлаевой, игровой прием близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста - наиболее специфичный и эмоционально - эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно образного и наглядно действенного мышления. «Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявление творческой инициативы». Используя игровой метод с соответствующими установками, - считает Г.Г. Попов, - можно довольно точно дозировать нагрузку, как по объему, так и по интенсивности, и, что очень важно, в игре на фоне положительных эмоций даже самая высокая двигательная интенсивность, переносится детьми без значительных волевых усилий.

Наглядные методы обеспечивают «яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей».

Словесные методы обращены к сознанию детей, помогают «осмысливанию представленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений», играют «большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях».

Практические методы связаны с «практической и двигательной деятельностью детей», обеспечивают «действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно - моторных ощущениях».

«Каждый отдельный метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задач и единым подходом к ее решению» (Д.В. Хухлаева).

Способы повышения двигательной активности детей на занятиях рассмотрены в работах Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, Э.Я. Степаненковой, В.А. Шишкиной, М.А. Руновой, Н. Аксеновой и др.
Технология

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего возраста, и проанализировав состояние физического развития детей в группе, мы поставили перед собой следующие цели : повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности; увеличить их двигательную активность; поднять эмоциональный настрой; привлечь родителей к решению этих проблем.

Исходя из целей, были поставлены следующие задачи :

1. Чередовать различные виды деятельности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью

2. Повышать моторную плотность физкультурных занятий, улучшать методику их проведения, создавать эмоциональный комфорт для детей на физкультурных занятиях.

3. Работать над организацией самостоятельной двигательной деятельности детей.

4. Изготовить силами воспитателей и родителей для занятий и самостоятельной двигательной деятельности нестандартное оборудование.

В реализации этих задач особое значение придается созданию специальной предметно-развивающей среды в группах для самостоятельной двигательной активности детей, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.


Игры-занятия на развитие движений – основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям, которые благотворно влияют на здоровье и общее развитие ребёнка, повышают функциональные возможности детского организма, увеличивают его сопротивляемость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Перед занятиями и между ними стараемся проводить игры малой подвижности: «Солнышко», «Зайка», «Ванька-встанька», «Ровным кругом», «Пузырь», «Карусель», «Каравай». Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость – это сама жизнь. В своей работе мы используем игровую форму проведения занятий, досугов, утренней и бодрящей гимнастики и т.д.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших оздоровительных мероприятий, формирующих основу двигательной культуры дошкольников. Начинаем свой день с утренней гимнастики. Включаем в гимнастику ходьбу, бег, упражнения для различных мышечных групп, заканчиваем ходьбой и бегом. Проводим гимнастику и в нетрадиционной форме: подвижная игра, по сюжету. Проведение утренней гимнастики в нашей группе тесно связано с организованным началом дня, переключением внимания детей на режимные процессы, самообслуживание, игры-занятия и т. д.

Работая с детьми раннего возраста, часто использую при проведении физических упражнений одну из форм подражания – имитацию движений животных, птиц и т. д., Например, показываем, как цыплята клюют зернышки, как птички пьют воду, как важно ходит петушок и многое другое. С помощью игровых упражнений не только создаю условия для обучения детей движениям, но и повышаю их заинтересованность в целенаправленном действии , стимулирую их двигательную активность. Значительное место в работе с малышами отводится упражнениям с мячом. Дети любят упражнения с султанчиками, игру с набивными мешочками, катать обруч, прыгать в него.

Одной из особенностей этого возраста является своеобразная эмоциональная направленность малышей. Поэтому стараюсь вызвать эмоциональный отклик на двигательное задание: радуемся, как мяч прыгает, быстро катится, как «танцует» султанчик в руках, учимся переступать верёвочки, прыгать, запрыгивать, весело «кататься на карусели».

Подвижные игры занимают большое место в жизни малышей и представляют собой эффективное средство развития двигательной активности, в процессе которых они проделывают разнообразные движения: бегают, прыгают, бросают, лазают и т. п. Выполняя данные движения, дети обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве, развивают ловкость, быстроту, выносливость.

Для развития двигательной активности детей использую музыкально-ритмические игры, которые нравятся детям нашей группы. В этих играх дети ходьбу сочетают с различными движениями рук, хлопками, что положительно влияет на развитие чувства ритма, помогает снять напряжение. Малыши любят такие игры, в которых есть ритм, повторяющиеся слова, движения. Большую роль в поддержании интереса детей к выполнению различных движений играет использование сюрпризных моментов, когда неожиданно для детей «выпрыгивают» из корзины клубочки с хвостиками, цветные ленточки разворачиваются и превращаются в спиральки, когда в гости приходят игрушки: матрёшка, снеговик, петрушка, кукла.

Разнообразные игры с речевым сопровождением быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и детьми.
Как у нашего кота Повороты туловища вправо-

Шубка очень хороша, влево.

Как у котика усы Руки от груди развести в стороны

Удивительной красы, и обратно.

Глаза-смелые, зубы-белые. Повороты головы в стороны.

Выйдет котя в огород,- Ходьба на месте с высоким

Всполошится весь народ. Подниманием ног.

И петух и курица Наклоны вперед.

С деревенской улицы

Станут котю в гости звать , Подскоки на месте (можно с

Станут котю угощать. продвижением вперед).

При создании условий для самостоятельной двигательной деятельности использую полосы препятствий. Например, дети идут по ребристой доске, затем перешагивают через предметы разной высоты, подползают под дугу и т. д. Дети выполняют движения самостоятельно, мы следим за ними, подбадриваем словом.

В игре дети постепенно учатся выполнять все режимные моменты, связанные с развитием двигательной активности. Ежедневная утренняя гимнастика, физкультминутки в непосредственно организованной деятельности, физкультурные и музыкальные занятия, бодрящая гимнастика после сна в сочетании с закаливающими процедурами, разнообразные подвижные игры на прогулке, досуги, развлечения, спортивные праздники – вот факторы, способствующие развитию двигательной активности детей в детском саду.

В нашей группе сделаны картотеки «Подвижные игры» и «Пальчиковая гимнастика» для занятий с малышами.

Особенно сложной является организация двигательной активности детей на прогулке. Во время одевания детей на прогулку мы, пользуясь игровыми приемами, побуждаем малышей к самостоятельности.

Очень часто взрослые сознательно ограничивают подвижность ребенка. Руки взрослого торопятся выполнить то, что малыш намеревался сделать сам. Мы даем возможность ребенку действовать самому.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. На участке, помимо стационарных пособий, активно использую и выносные пособия: мячи, обручи, кегли и др. Выходя на прогулку с детьми, продумываю различные двигательные задания. Например, добежать до дерева, проскакать по дорожке до кегли, подлезть под кустик, позвонить в колокольчик и т. д.

В течение дня (в теплое время года) дети гуляют дважды: утром и вечером. Прогулка – благоприятное время для проведения индивидуальной работы с ними и организации самостоятельной двигательной активности. Разнообразить игры, закреплять и совершенствовать знакомые движения помогают специальное оборудование и вынесенный на улицу материал. На прогулке уместны подвижные игры разного характера. Нужно стремиться к тому, чтобы все дети принимали в них участие.

Использую особенности каждого времени года:

Зимой – катание на санках, лыжах, метание снежков;

Весной и осенью – бег, прыжки, прогулки;

Летом – игры на свежем воздухе.


Игры, формирующие двигательную активность:

  • Игры, развивающие координацию движений - «Мы топаем», «Прятки», «Игра в лошадки» и др.

  • Игры, обучающие быстро бегать - «Бегите ко мне», «Лови меня», «Догони мяч»…

  • Игры, обучающие прыжкам - «Воробушки», «Мячик»…

  • Игры, формирующие навыки ползания - «Кошечка крадется», «Дорожка препятствий», «Котята и щенята»…

  • Игры, развивающие движения кисти – «пальчиковая» гимнастика «Ладушки», «Моя семья», «Вышли пальчики гулять»…

  • Игры, развивающие чувство равновесия- «Качели – карусели», «Через речку»…

  • Игры с мячом - «Кидаем мячики», «Кто попадет»…

  • Сюжетные подвижные игры - «Наседка и цыплята», «Кот и мыши»…

  • Игры – пляски.

Основная педагогическая задача второй половины дня – вызвать у малышей желание завтра снова прийти в детский сад. Но чтобы было так, мы стараемся создать в группе положительный эмоциональный настрой.. Освободив площадь побольше, вносим мячи, скакалки, султанчики (по количеству детей). И предоставляем детям свободу действовать: пусть играют с этими предметами, как хотят. При этом надо кого-то похвалить, кому-то помочь, объединить для игры двух-трех ребятишек и т.д. Если такие ситуации создавать регулярно, если в них нет заорганизованности, дети с удовольствием двигаются. Они сами, без всякого обучения, постепенно овладевают даже теми движениями, которые считаются для них сложными.

Взаимодействие с родителями направлено на решение следующих задач:

1. Повышать педагогическую культуру родителей.

2. Изучать и обобщать лучшие опыты семейного воспитания.

3. Приобщать родителей к участию в жизни группы, через поиск и внедрение наиболее эффектных форм работы.

Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, мы постарались вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей. В связи с этим мы провели анкетирование родителей по теме «Физическая культура в вашей семье». Анкетирование показало, что физическим воспитанием ребенка занимается в основном детский сад, дома же дети большую часть времени проводят в статическом положении у телевизора, за столами. Всего в двух семьях имеются спортивные уголки, родители признались, что мало времени проводят с ребенком на свежем воздухе.

Любое направление моей работы не будет успешным без помощи и поддержки родителей, так как дети большую часть времени проводят с ними. Двигательный опыт у детей ещё невелик, поэтому я считаю, и убеждаю в этом родителей, что двигательная активность должна проходить под наблюдением взрослого, при непосредственном его участии.

Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, выполнение различных двигательных заданий, создаёт радостное настроение. Взрослые помогают ребёнку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомление.

Создавая условия для развития двигательной активности детей с использованием здоровьесберегающих технологий, мы взрослые, способствуем развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведёт к их разностороннему развитию и оздоровлению, формированию основ двигательной культуры.

С помощью родителей был оформлен физкультурный уголок, который постоянно пополняется, в том числе и нестандартным оборудованием.

Проведена консультация для родителей «Закаливание детского организма»; родители приняли активное участие в организации фотовыставки «Природа – я и ты». В конце года провели итоговое родительское собрание «В здоровом теле – здоровый дух», на котором изучили положительный опыт семейного воспитания.

Выводы:

Таким образом, анализ проведенной работы позволяет убедиться, что система работы по развитию двигательной активности детей, способствовало более быстрому и качественному формированию двигательных умений и навыков, повышению интереса к физкультурным занятиям.

1. Наиболее успешно усваивают упражнения дети, наблюдая за действиями воспитателей, родителей подражая им.

2. Новые движения малыши легко осваивают в играх и игровых упражнениях.

3. Запоминать новые движения лучше на фоне положительных эмоций и при использовании: музыки или стихов, потешек, ярких и интересных предметов, игрушек.

4. Необходимо многократное повторение (в течение нескольких дней) в неизменной обстановке разучиваемого движения, т. к. малыш быстро забывает даже понравившиеся упражнение.

5. Активизировать ребенка к действию помогает физкультурно-игровая предметная среда.

Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, формированию потребности родителей в формировании двигательной активности ребенка, созданию в семье нестандартного спортивного оборудования и его использование.

Двигательные навыки, полученные в детстве, облегчат знакомство с внешним миром, помогут как в игре, так и в жизни.

Используемая литература


  1. Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  3. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Скрепторий, 2004.

  4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез», 2004 г.

  5. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  6. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  7. Шишкина В.А. «Движения + движения»: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992.

  8. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: «Просвещение», 1986.

  9. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. (пособие для практических работников детских дошкольных учреждений). М.: «Просвещение», 1999.

  10. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. «Ползаем. Ходим. Бегаем.. Прыгаем». (Развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет», 2005.

  11. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития детей от рождения до трех лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  12. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  13. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  14. Шебеко В.Н. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Владос, 1999.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа, высокой работоспособностью.

Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность дошкольного возраста, необходимо при её организации уделить большое внимание созданию условий. Наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам. Этапы – это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, они имеют свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.

    й этап педагогического процесса - «УТРО».

«Утро» - это самый короткий по времени педагогический процесс, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. Задача воспитателя – уделить внимание каждому пришедшему ребенку, выразить радость, что ребёнок пришёл в детский сад, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.

Утром целесообразно планировать двигательную деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной двигательной активности, продумать размещение физкультурного инвентаря, дидактических пособий. У нас в ДОУ в каждой возрастной группе есть физкультурные уголки, где имеется всё необходимое оборудование. Я хотела бы предложить внести сюда же альбомы, иллюстрации о спорте, фотографии, где наши дети занимаются физкультурой и т.д.

Утренняя гимнастика планируются и проводится учитывая возраст наших детей только игровая или сюжетная, желательно с музыкальным сопровождением, в 1 мл. группе возможно с предметами (султанчики, ленточки, кубики и т.д.)

Как было сказано ранее, желательно планировать игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности. Здесь необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой, то лучше провести игру средне и иногда даже большой подвижности; если предстоит физкультурное или музыкальное занятие, то планируем более спокойную двигательную деятельность. Утром обязательно нужно проводить, индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а так же индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения слуха, нервной системы, ожирение.

2- й этап педагогического процесса – «ПРОГУЛКА».

В течении дня прогулка проводится дважды: утром и вечером. Прогулка- это благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.

Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если это были физкультурное или музыкальное, то прогулку лучше начать с наблюдения. Но если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных игр.

На прогулке планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и 1-2 игры с подгруппами детей. Кроме того, воспитателю необходимо наметить игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь этот материал желательно подбирать в соответствии с основными движениями, включёнными в занятие. За несколько

дней до занятия, в котором планируется ввести новое движение, на прогулке целесообразно проводить подготовительные упражнения. На следующий день после занятия можно повторить те же упражнения или провести несложные игры с целью закрепления двигательного навыка. В дальнейшем, когда основные элементы движения автоматизируются, хорошим средством закрепления будет сюжетная подвижная игра.

    й этап педагогического процесса – «ВЕЧЕР».

Основная педагогическая задача этого периода – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации необходимо в группе создать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребёнку было комфортно. Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий желательно планировать активный отдых. Физкультурные праздники, физкультурные досуг, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей. Многообразная деятельность, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми и на свежем воздухе, способствует расслаблению организма, укреплению здоровья.

Во вторую половину дня также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное, спортивное оборудование.

Вечером, перед уходом детей, лучше планировать спокойную двигательную деятельность – малоподвижные игры, дыхательные упражнения, оздоровительные игры, упражнения и т.д..

Только при правильной организации двигательной активности можно удовлетворить естественную потребность детей в движении, развивать у них врождённую мотивацию к двигательной активности.

На формирование детских интересов влияет отношение родителей к физической культуре, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями. Об этом мы воспитатели должны постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми. Выявив особый интерес и способности ребенка к какому-либо виду упражнений, воспитатель должен обратить на это внимание родителей, с тем, чтобы они в дальнейшем продолжили занятия.

Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в совместной деятельности с детьми.

Цель: сделать физкультурные уголки более востребованными, увеличить режим двигательной активности.

Физкультурный уголок в группах вы можете пополнить самыми разнообразными атрибутами, сделанными из подручного материала.

«Рукоходы»

Материал: кубы из старого строителя, крепкие дверные ручки.

Цель: Развитие координации движений, развитие мышц плечевого пояса, позвоночника, мышц тазобедренного сустава.

«Ловишки»

Материал: верхняя часть пластиковый бутылки, тесьма или резиночки, пробки от бутылок.

Цель: Развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умение регулировать и координировать движения, формирования навыков самоконтроля.

«Лабиринт»

Материал: четыре пластиковые бутылки, маленький мячик или любой шарик.

Цель: Развитие ловкости рук, гибкости локтевых суставов, логического мышления.

«Моталочки»

Материал: деревянные палочки, тесьма, мелкая игрушка или колокольчик.

Цель: Развитие мелкой моторики, развитие быстроты реакции, глазомера.

«Ухватки»

Материал: рукавицы для горячих блюд, перчатки любые, липучка, мячик тканевый или обклеенный липучкой.

Цель: Развитие ловкости и быстроты реакции, мелкой моторики

« Калейдоскоп»

Материал: пластиковая бутылка, трубочка, мелко нарезанная фольга.

Цель: для дыхательных упражнений. Ребенок дует в трубочку, вставленную в пробку.

«Ходули»

Материал: пластиковые ведёрки из под майонеза, атласные ленты.

Цель: Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, координация движений, равновесия, ориентировка в пространстве.

«Волшебное колесо»

Материал: покрышка, цветной скотч.

Цель: профилактика плоскостопия.

"Варежковый массажёр»

Материал: рукавицы различные, пуговицы.

Цель: Укрепление мышц спины, плечевого пояса, ног, укрепление и формирование правильной осанки.

« Ёжик - массажёр»

Материал: проволока для ручки, ободки с пробок пластиковых бутылок, полый фломастер.

Цель: Укрепление мышц спины, укрепление и формирование правильной осанки, нормализации кровообращения.

«Король точности»

Материал: ленты или тканевые полоски, резинка, лёгкий мяч.

Цель: Гимнастика глазных мышц, развитие быстроты, точности, глазомера.

«Полёт бабочки»

Материал: плитка потолочная, бабочки из бумаги разного цвета.

Цель: Профилактика зрения.

(Его можно прикрепить на потолку, так и к стене, располагая на разном уровне. Ребенок лежит, сидит, стоит и глазками «ходит» к бабочкам в гости).

« Прокати по дорожке»

Цель: профилактика зрения.

Нарисованные на стене линии используются для выполнения упражнения, направленного на профилактику зрения.

«Дорожка трансформер»

Материал: небольшие куски напольного покрытия, липучки, различный бросовый материал.

(дорожка состоит из восьми цветных квадратов напольного покрытия размером 30Х30 см. между собой соединены цветными липучками)

Цель: Профилактика опорно-двигательного аппарата на физкультурных занятиях, групповых комнатах, после дневного сна и в течение дня

«Веселые карандаши»

Материал: доска с просверленными отверстиями для карандашей, карандаши.

Цель: профилактика плоскостопия

« Киндер-солнышко»

Материал: футляры от киндер яиц.

Цель: Профилактика плоскостопия, развитие двигательной активности.

Ребёнок ходит по лучикам, формируя стопу. А ещё можно перепрыгивать через лучики, тоже интересная игра, которую можно использовать в самостоятельной и совместной деятельности

«Тихий тренажёр»

Материал: моющаяся ткань, цветная самоклейка, поролон.

Цель: Развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимание пространственных отношений (право-лево), тренировки мышц плечевого пояса и рук

« Весёлые шарики»

Материал: шнур, элементы пирамидок, пластмассовые шарики, гимнастическая палка.

Цель: гимнастика для глаз, тренировка глазной мышцы, развитие двигательной активности.

(оборудование можно опускать на разную высоту

80 % деятельности детей – это опыт, полученный от взрослого поэтому, если вы хотите воспитать свободного, жизнерадостного, самостоятельного ребёнка чаще играйте с ним. Когда ребёнок вызывает взрослого на игру, значит она ему просто жизненно необходима.

Мы предложили для вас атрибуты, которые можно использовать в работе с детьми. Их изготовление не требует много времени и материальных затрат. Дети с удовольствием пользуются ими и даже если сломают, не беда, можно сделать новые.