«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» – эти слова
Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) и семьи. Именно от взрослых, их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.
В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ и семьи с целью личностного развития ребенка вместе с взрослыми с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и особенностей.
Изменилось и понимание сотрудничества:
- от простого обмена информацией к межличностному диалогу педагога с родителями;
- партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение усилий в развитии и воспитании детей;
- атмосфера общности интересов.
Одним из эффективных способов работы с родителями является клубная работа.
В нашем детском саду под руководством педагога-психолога действуют «Клуб родителей будущих школьников» , цель которого – помочь родителям подготовиться к школе, подготовиться к возможным трудностям, с которыми их ребенок может столкнуться в школе, и клуб «Азбука семейного счастья». Само название предполагает, что семья может быть по-настоящему счастливой лишь тогда, когда в ней счастливы все: мама, папа и, конечно же, ребенок, который ждет, что взрослые станут его друзьями, верной опорой в жизни.
В клубной работе решаются сразу несколько задач:
- установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса;
- активизация и обогащение воспитательских умений родителей;
- осознание ими своей воспитательской роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.
Основные принципы работы клуба:
- принятие любых точек зрения родителей, педагогов и других участников встреч;
- признание компетентности сотрудничающих сторон;
- конфиденциальность общения.
Примерная тематика встреч:
- преодоление ригидных стереотипов воспитания и развитие родительской компетентности (например, встречи на темы: «Какая я мама?», «Мы воспитываем настоящего мужчину», «Наказать или… ?»);
- актуальные проблемы для определенной группы родителей (приглашаются родители детей из разных возрастных групп, объединенные общей проблемой. Это встречи на темы: «Ребенок, которого не слышно», «И страхи тоже ступеньки детства»);
- обсуждение запросов родителей одной возрастной группы (например, встреча в клубе на тему «Первый раз в первый класс» показалась наиболее значимой для родителей детей подготовительной к школе группы);
- психологические проблемы детей разных возрастных групп (например, тема встречи «Маленькие забияки» определилась в связи с учащением случаев проявления агрессивности у детей старшей возрастной группы).
Представляют интерес для родителей встречи в «Экологическом клубе»
, работа которого построена по принципу сочетания теоретического занятия и практического (познавательно-развлекательного). Занятия в данном клубе способствуют расширению сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию детей, объединяют родителей, представляют возможность самовыражения (чтение стихов, пение, инсценирование, драматизация и прочее) и
встречи в «Творческой гостиной»
, которая создана с целью развития творческого педагогического потенциала родителей.
С целью определения условий, способствующих развитию у детей позитивного отношения к жизни, родителям предлагалось ответить на следующие вопросы:
- «Какие события вызывают у детей радостное настроение?»,
- «Каково, на Ваш взгляд, влияние педагогов детского сада на настроение ребенка?»,
- «Влияет ли включенность родителей в мероприятия, проводимые в детском саду, на формирование позитивного настроения у ребенка?».
Большинство родителей считают совместные мероприятия (игротеки детей, педагогов и родителей «Родительские пятницы», встречи в «Творческой гостиной», праздники, утренники, конкурсные программы и прочее) как вызывающие у детей радостное настроение . Педагоги детского сада, по мнению родителей, своим участием, неравнодушием, умением заинтересовать, включить ребенка в игру могут и должны изменить настроение и самочувствие ребенка в положительную сторону. И ничто не заменит ребенку радость и гордость за своих родителей, которые играют вместе со всеми, и все видят, какие они умные, добрые и красивые.
Праздники в детском саду не только оставляет эмоциональный след в сердце ребенка, но и обогащает его нравственным содержанием. Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием взрослых, сюрпризами и играми, вплетаясь в общую цепь эмоциональных впечатлений, делает праздник ярким событием в жизни ребенка и остается в его памяти надолго. Для родителей это – уникальная возможность попасть в мир детства и в игре стать «равным» ребенку.
Планированием и организацией встреч в «Творческой гостиной» занимается художественный совет, в который входят:
- заведующая ДОУ,
- заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе,
- педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности,
- музыкальный руководитель,
- родители.
Художественный Совет осуществляет координацию деятельности «Творческой гостиной», решает финансовые вопросы, устанавливает контакты с социальными институтами детства. Совет выпускает свой печатный орган – газета «Театр + Я» , которая выходит один раз в месяц. В «Положении о газете» отражены организационно-педагогические основы, права и обязанности издателей. Каждый выпуск посвящен теме прошедшей встречи и информации предстоящей встречи. Авторами могут быть родители, администрация, воспитатели, педагоги дополнительного образования и, конечно же, дети. «Детский» материал (высказывания по поводу праздника, пожелания друг другу и взрослым, ответы на вопросы анкеты и прочее) наиболее интересен.
Встречи отражают и тематические фотографии на стенде «Счастливы вместе» .
Заведующая детским садом:
- совместно с родителями, педагогами определяет тематику творческих встреч; дизайн помещения и костюмов.
- определяет тематику творческих встреч, основную направленность мероприятий;
- редактирует сценарий;
- отвечает за организацию работы с родителями;
- контролирует проведение мероприятия.
Педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности:
- определяет тематику творческих встреч;
- разрабатывает сценарии предстоящих встреч;
- проводит подготовительную работу с родителями, воспитателями и детьми по проведению предстоящих мероприятий;
- осуществляет поиск литературного материала;
- проводит репетиции с родителями и детьми;
- участвует в организации и проведении праздников.
Музыкальный руководитель:
- осуществляет помощь в разработке сценария;
- подбирает музыкальный материал;
- разучивает танцы и песни с детьми и родителями.
Воспитатели:
- проводят подготовительную работу с родителями;
- осуществляют организационный сбор;
- готовят наглядную информацию;
Родители:
- вносят предложения в сценарий творческих встреч (в каждой группе есть «Шкатулка творческих идей», куда родители помещают свои задумки, предложения, идеи по организации и проведению предстоящего мероприятия);
- оказывают помощь в организации мероприятия, изготовлении костюмов, атрибутов, подарков, оформлении помещения;
- принимают участие в проведении мероприятия.
Этапы проведения творческих встреч:
1. Организационный:
- знакомство со сценарием предстоящего праздника, обмен идеями;
- распределение ролей и обязанностей;
- выбор и уточнение художественных средств для раскрытия образа;
- обсуждение домашнего задания.
2. Подготовительный.
- поиск литературного и музыкального материала;
- выполнение домашнего задания;
- работа над ролью;
- изготовление пригласительных билетов, подарков, костюмов и атрибутов к празднику;
- репетиции;
- приобретение призов и прочее.
3. Проведение праздника.
4. Подведение итогов, обмен впечатлениями, выпуск газеты «Театр + Я».
Формы проведения «Творческих встреч»:
- театрализованные представления,
- тематические дни («День пожилого человека», «День сюрпризов», «День бантика», «День клоунов» и прочее),
- викторины по сказкам,
- конкурсные программы,
- литературные вечера,
- интеллектуально-развлекательное шоу.
Из практического многообразия видов и форм работы с родителями наиболее действенными являются активные формы взаимодействия , когда родители – не только зрители, но и участники встреч и мероприятий. Одной из таких форм стала совместная игротека детей, педагогов и родителей «Родительские пятницы», тематику и содержание которых помогают определить родители. Они же проводят с детьми.
«Родительские пятницы» помогают сформировать у родителей правильное понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности. Но насыщенность детской игры определяется отношением к ней взрослого. Дети с интересом, увлекательно играют с тем, кто сам не утратил способности играть, выдумывать и фантазировать, любит детей.
«Родительские пятницы» помогают решать различные задачи, в том числе:
- организационные – создание и сплочение родительского коллектива;
- личностно ориентированные – связаны с самоопределением, актуализацией личной ответственности, снятием ограничений и раскрытием ресурсов родителей;
- содержательные – решение текущих проблем;
- инструментальные – позволяют выработать навыки анализа реальных педагогических ситуаций и способов их решения.
«Родительские пятницы» ставят своей задачей объединить усилия педагогов и родителей и обеспечить:
детям:
- защиту, эмоциональный комфорт;
- интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома;
- развитие основных способностей;
- умение общаться со сверстниками, с пониманием относиться друг к другу;
- формирование уверенности в себе и своих возможностях;
родителям:
- личностное общение с детьми;
- активное участие в делах группы;
- опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогическим коллективом;
- взгляд на мир с позиции ребенка;
- отношение к своему ребенку как к равному, понимание того, что его недопустимо сравнивать с другими детьми;
- возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке;
- проявление искренней заинтересованности в действиях ребенка, готовность к эмоциональной поддержке;
педагогам:
- вовлечение родителей в жизнь группы;
- воспитание в детях любви и уважения к родителям;
- учет пожеланий и предложений родителей.
Результатами такой совместной деятельности могут быть:
- профилактика неврозов и невротических реакций детей, нарушения поведения и других проблем психологического характера;
- коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм поведения;
- развитие творческого потенциала ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения.
Каждый из участников совместной деятельности выполняет свои функции.
Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе:
- осуществляет общее руководство мероприятием;
- совместно с воспитателями, педагогом-психологом, родителями определяет тематику «Родительских пятниц», которая связана с основными видами детской деятельности и проблемами родителей по тому или иному вопросу;
- определяет содержание игротек;
- определяет вопросы предметно-пространственного оформления «Пятниц».
Педагог-психолог:
- проводит наблюдение за взаимодействием детей и всех участников мероприятия;
- проводит консультирование родителей и педагогов по вопросам подготовки к игротекам.
Воспитатели:
- являются ответственными в своей подгруппе детей и родителей;
- принимают участие в определении тематики «Родительских пятниц»;
- осуществляют подбор игр, атрибутов и материалов к ним;
- проводят подготовительные работы с родителями, организационный сбор, распределяют проведение игр среди родителей.
Родители:
- вносят предложения по тематике и содержанию «Родительских пятниц»;
- оказывают помощь в подготовке мероприятия: изготовлении атрибутов к играм, оформлении предметной среды;
- проводят игры.
Этапы проведения «Родительских пятниц».
1. Подготовительный (определение теоретических вопросов, практической части мероприятия).
2. Организационный
(выбор ответственных за проведение игр, дизайн предметной среды группы, подбор материалов
и атрибутов к играм).
3. Проведение мероприятия.
4. Подведение итогов (анализ мероприятия всеми участниками).
Структура проведения. 1 часть мероприятия – теоретическая (выступление ответственного педагога). Далее детям предлагаются игры, которые проводят родители: дидактические, развивающие, подвижные, оздоровительные (дыхательная гимнастика, корригирующие упражнения, пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и прочее).
В заключение – подведение итогов.
Определение тем «Пятниц» связано с основными видами детской деятельности в дошкольном учреждении: «Экологическое воспитание», «Математическое развитие», «Художественно-творческая деятельность», «Социально-нравственное воспитание», «Физическое развитие», а также тем, что волнует родителей, например: подготовка ребенка ко сну, организация и проведение семейного праздника, домашнего театра; вопросы социально-нравственного поведения ребенка, экологической культуры детей и взрослых и др. (выявляется при регулярном анкетировании родителей).
Ежемесячно для всех групп ДОУ планируется общая тема, например: «Волшебные краски», «Мастерская сказки», «Оздоровительная пятница», «Встречаем праздник весело», «Экологические знаки».
Форма взаимодействия детей и взрослых на «Родительских пятницах» может быть различной:
- совместное участие в играх, инсценировках и т.д. в младших группах;
- выполнение детьми и родителями домашнего задания и защита проекта по соответствующей теме, участие в игре-споре взрослых и детей, организация командных соревновательных игр экологического содержания в старшем дошкольном возрасте.
- В.А. Колесова, заведующая муниципальным дошкольным образовательным учреждением Центр развития ребенка – детский сад № 142 г. Ульяновска;
- М.А. Печаткина, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад № 142 г. Ульяновска.
Материал предоставлен , № 4 за 2008 год.
В настоящее время не подвергается сомнению представление о детской игре как особом средстве передачи детям общественного опыта, средстве, стихийно возникшем, а затем специально культивируемом обществом.
Принято выделять два основных типа игры: сюжетно-ролевая и игра с правилами (дидактические, т.е. обучающие и подвижные). Во всех этих видах игр используется игровой материал.
Игрушка с самого раннего детства предоставлена в самостоятельное пользование ребёнка. Когда ребёнок совершает какие-то действия с игрушкой, у неискушённого наблюдателя складывается впечатление, что он играет. Но это не означает, что он играет: он совершает отдельные игровые действия вне сюжетного контекста, т.е. осуществляет лишь отдельные фрагменты целостной игровой деятельности.
В настоящее время нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению. Это связано прежде всего с тем, что группы в детских садах в основном одновозрастные, а из этого вытекают последствия: не осуществляется передача сюжетов, правил игр от старших детей младшим; семьи в большинстве своём малочисленны; старшие дети в семье обычно чересчур заняты, "заорганизованны"; родители в силу занятости, или неумения, или непонимания того, какое значение имеет для ребёнка игровая деятельность, редко играют с детьми. Так вот в такой ситуации, когда нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению, ослабляются игровые связи, начинают исчезать традиционные сюжеты и правила игры и средством для игры остаётся лишь игрушка, не способная к сожалению заменить живое общение, познание взаимоотношений.
Сюжетно-ролевая игра - это особая деятельность детей, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к серьёзной, настоящей деятельности. В ней дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события. Воссоздание - оно осуществляется за счёт игровых действий, игровых ролей, игровой (предметной) ситуации - позволяет детям реализовать сюжетное событие, определяющее смысловой контекст игры.
Сюжет представляет собой или развёрнутое описание событий, происходящих с какими-то персонажами, ситуаций, в которые они попадают, отношений, в которые они вступают (такими сюжетами могут выступать сказки, рассказы), или свёрнутое описание, обозначающее лишь тему игры, основных персонажей, действия и отношения которых воспроизводятся в процессе (игра в "дочки-матери"), ситуацию, в которой развёртывается событие (игра в "больницу", "магазин").
Традиционные игры передаются детям в общении с близкими взрослыми уже в раннем детстве. Мать (или другой близкий взрослый), желая позабавить ребёнка, вызвать его активность, рассказывает ему несложные ритмичные сюжетные тексты типа "Сорока-белобока", "Коза рогатая". При этом она не просто рассказывает, но и показывает несложные действия по ходу рассказывания, подкрепляя действия соответствующей интонацией, мимикой. Общаясь таким образом с ребёнком, взрослый ведёт игру как целостную деятельность, включающую и персонажи, и действия, и события, т.е. переводит традиционный сюжет в процесс игры.
Первоначально играет взрослый, ребёнок участвует как зритель; его участие выражается лишь в повторении отдельных, очень простых действий. Постепенно взрослый увеличивает меру участия малыша. По мере того, как ребёнок овладевает способами игровой деятельности, взрослый начинает организовывать его самостоятельную игру, а сам всё чаще и чаще отстраняется от совместной деятельности. Малыш попадает в мир игрушек, в мир играющих детей. Иными словами, он переходит от узкой, семейной игровой традиции к игровым традициям, задаваемым воспитателями детского сада, дворовой группой и т.д.
Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?
От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.
Сколько времени нужно уделять игре?
Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше.
Роль родителей в игре
Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.
Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:
1. Игра не должна строиться на принуждении.
2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.
Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.
Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.
Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше вспомните, насколько хорошо вы объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и плохого? Возможно стоит повторить урок, и предотвратить возникновение подобных игр? Также родителям следует повнимательнее приглядеться к "чудищу", в которого превращается ребёнок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.
Самые распространённые сюжетные игры
Самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в «семью». Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителя требуется только ее контролировать, а также постараться понять, как он оценивает родителей и близких, не существуют ли какие-либо проблемы.
Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно, если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в шофёров, врачей, полицейских, учителей и т.д.
Сюжетно-ролевую игру можно провести даже в самом ограниченном пространстве (например, в автомобиле, во время длинного путешествия, если вы, конечно, не за рулём). Для этого вам хватит … рук. Делаем ножки с помощью указательного и среднего пальцев рук, и человечек побежал. Придумайте роли для своих человечков и вперёд, преодолевать самые разные препятствия. В этой игре большим плюсом является возможность физического и духовного контакта родителя с ребенком.
С помощью исторических игр, например, в рыцарей, принцесс можно познакомить ребенка с другим миром, развить интерес к историческому прошлому.
Также очень важно помогать или хотя бы не препятствовать строительству домика для ребенка – под столом, накрытым шторой, из стульев, из подушек и т.д. Даже взрослым необходимо пространство для уединения, где можно собраться с мыслями, почувствовать себя защищённым, дошкольнику же особенно это важно. Это место, которое он может осознавать как «своё» и предаться там своим фантазиям.
Кроме того, сюжетно-ролевые игры могут помочь ребёнку справиться с различными детскими страхами. Например, если ребёнок боится воды, то игра «купаем куклу» поможет справиться с этой проблемой.
Организация объединений с учетом интересов родителей и
детей в детском саду. «Творческая гостиная» и «Родительские
пятницы».
ст.воспитатель Панова Т.Н. МБДОУ Детский сад №19 Г. Великие Луки.
«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности
за сокровище по имени Детство» – эти слова
Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного
образовательного учреждения (далее – ДОУ) и семьи. Именно от взрослых,
их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в
воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его
психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется
степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.
В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к
сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ.
Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ и семьи с
целью личностного развития ребенка вместе с взрослыми с учетом интересов
и особенностей каждого члена сообщества, его прав и особенностей.
Изменилось и понимание сотрудничества:
от простого обмена информацией к межличностному диалогу педагога
с родителями;
партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение
усилий в развитии и воспитании детей;
атмосфера общности интересов.
Одним из эффективных способов работы с родителями является клубная
работа.
«Клуб родителей будущих школьников»
, цель которого – помочь
родителям подготовиться к школе, подготовиться к возможным трудностям, с
которыми их ребенок может столкнуться в школе, и клуб «Азбука семейного
счастья». Само, название предполагает, что семья может быть по-настоящему
счастливой лишь тогда, когда в ней счастливы все: мама, папа и, конечно же,
ребенок, который ждет, что взрослые станут его друзьями, верной опорой в
жизни.
В клубной работе решаются сразу несколько задач:
установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению
родительского коллектива и других участников педагогического процесса;
активизация и обогащение воспитательских умений родителей;
осознание ими своей воспитательской роли в семье, своего опыта
взаимоотношений с ребенком.
Основные принципы работы клуба:
принятие любых точек зрения родителей, педагогов и других
участников встреч;
признание компетентности сотрудничающих сторон;
конфиденциальность общения.
Примерная тематика встреч:
преодоление ригидных стереотипов воспитания и развитие
родительской компетентности (например, встречи на темы: «Какая я мама?»,
«Мы воспитываем настоящего мужчину», «Наказать или… ?» «Сюжетно-
ролевая игра в жизни ребенка »);
актуальные проблемы для определенной группы родителей,
(приглашаются родители детей из разных возрастных групп, объединенные
общей проблемой. Это встречи на темы: «Ребенок, которого не слышно », «И
страхи тоже ступеньки детства »);
обсуждение запросов родителей одной возрастной группы (например,
встреча в клубе на тему «Первый раз в первый класс» показалась наиболее
значимой для родителей детей подготовительной к школе группы);
психологические проблемы детей разных возрастных групп (например,
тема встречи «Маленькие забияки» определилась в связи с учащением
случаев проявления агрессивности у детей старшей возрастной группы).
Представляют интерес для родителей встречи в
«Экологическом клубе»
,
работа которого построена по принципу сочетания теоретического занятия и
практического (познавательно-развлекательного). Занятия в данном клубе
способствуют расширению сотрудничества с родителями по экологическому
воспитанию детей, объединяют родителей, представляю,
возможность самовыражения (чтение стихов, пение, инсценирование,
драматизация игровая деятельность и прочее) и
встречи в
«Творческой гостиной»
, которая создана с целью развития
творческого педагогического потенциала родителей.
С целью определения условий, способствующих развитию у детей
позитивного отношения к жизни, родителям предлагалось ответить на
следующие вопросы:
«Какие события вызывают у детей радостное настроение?»,
«Каково, на Ваш взгляд, влияние педагогов детского сада на настроение
ребенка?»,
«Влияет ли включенность родителей в мероприятия, проводимые в
детском саду, на формирование позитивного настроения у ребенка?».
Большинство родителей считают совместные мероприятия (игротеки детей,
педагогов и родителей «Родительские пятницы», встречи в «Творческой
гостиной», праздники, утренники, конкурсные программы и прочее)
как
вызывающие у детей радостное настроение
. Педагоги детского сада,
по мнению родителей, своим участием, неравнодушием, умением
заинтересовать, включить ребенка в игру могут и должны изменить
настроение и самочувствие ребенка в положительную сторону. И ничто не
заменит ребенку радость и гордость за своих родителей, которые играют
вместе со всеми, и все видят, какие они умные, добрые и красивые.
Праздники в детском саду не только оставляет эмоциональный след в сердце
ребенка, но и обогащает его нравственным содержанием.
Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием
взрослых, сюрпризами и играми, вплетаясь в общую цепь
эмоциональных впечатлений, делает праздник ярким событием в жизни
ребенка и остается в его памяти надолго. Для родителей это – уникальная
возможность попасть в мир детства и в игре стать «равным» ребенку.
Планированием и организацией встреч в «Творческой
гостиной» занимается художественный совет, в который входят:
заведующая ДОУ,
заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе,
музыкальный руководитель,
родители.
Художественный Совет осуществляет координацию деятельности
«Творческой гостиной», решает финансовые вопросы, устанавливает
контакты с социальными институтами детства. Совет выпускает свой
печатный орган –
газета «Театр + Я»
, которая выходит один раз в месяц. В
«Положении о газете» отражены организационно-педагогические
основы, права и обязанности издателей. Каждый выпуск посвящен теме
прошедшей встречи и информации предстоящей встречи. Авторами могут
быть родители, администрация, воспитатели и, конечно же, дети. «Детский»
материал (высказывания по поводу праздника, игры пожелания друг другу и
взрослым, ответы на вопросы анкеты и прочее) наиболее интересен.
Встречи отражают и
тематические фотографии на стенде
«Счастливы вместе»
.
Каждый из участников художественного совета выполняет свои
функции.
Заведующая детским садом:
осуществляет общее руководство мероприятием;
совместно с родителями, педагогами определяет тематику творческих
встреч; дизайн помещения и костюмов.
определяет тематику творческих встреч, основную направленность
мероприятий;
редактирует сценарий;
отвечает за организацию работы с родителями;
контролирует проведение мероприятия.
Педагог дополнительного образования:
определяет тематику творческих встреч;
разрабатывает сценарии предстоящих встреч;
проводит подготовительную работу с родителями, воспитателями и
детьми по проведению предстоящих мероприятий;
осуществляет поиск литературного материала;
проводит репетиции с родителями и детьми;
участвует в организации и проведении праздников.
Музыкальный руководитель:
осуществляет помощь в разработке сценария;
подбирает музыкальный материал;
разучивает танцы и песни с детьми и родителями.
Воспитатели:
проводят подготовительную работу с родителями;
осуществляют организационный сбор;
готовят наглядную информацию;
принимают участие в проведении мероприятия.
Родители:
вносят предложения в сценарий творческих встреч (в каждой группе
есть «Шкатулка творческих идей», куда родители помещают свои задумки,
предложения, идеи по организации и проведению предстоящего
мероприятия);
оказывают помощь в организации мероприятия, изготовлении
костюмов, атрибутов, подарков, оформлении помещения;
принимают участие в проведении мероприятия.
Этапы проведения творческих встреч:
1. Организационный:
знакомство со сценарием предстоящего праздника, обмен идеями;
распределение ролей и обязанностей;
выбор и уточнение художественных средств для раскрытия образа;
обсуждение домашнего задания.
2. Подготовительный.
поиск литературного и музыкального материала;
выполнение домашнего задания;
работа над ролью;
изготовление пригласительных билетов, подарков, костюмов и
атрибутов к празднику;
репетиции;
приобретение призов и прочее.
3. Проведение праздника.
4. Подведение итогов, обмен впечатлениями, выпуск газеты «Театр + Я».
Формы проведения «Творческих встреч»:
театрализованные представления,
тематические дни («День пожилого человека», «День сюрпризов»,
«День бантика», «День клоунов» и прочее),
викторины по сказкам,
конкурсные программы,
литературные вечера,
интеллектуально-развлекательное шоу,
Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, спортивные,
подвижные игры).
Из практического многообразия видов и форм работы с родителями
наиболее действенными являются
активные формы взаимодействия
, когда
родители – не только зрители, но и участники встреч и мероприятий. Одной
из таких форм стала совместная игротека детей, педагогов и
родителей «Родительские пятницы», тематику и содержание которых
помогают определить родители. Они же проводят игры в детском саду с
детьми.
«Родительские пятницы» помогают сформировать у родителей правильное
понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности. Но
насыщенность детской игры определяется отношением к ней взрослого. Дети
с интересом, увлекательно играют с тем, кто сам не утратил способности
играть, выдумывать и фантазировать, любит детей.
«Родительские пятницы» помогают решать различные задачи,
в том числе:
организационные – создание и сплочение родительского коллектива;
личностно ориентированные – связаны с самоопределением,
актуализацией личной ответственности, снятием ограничений и раскрытием
ресурсов родителей;
содержательные – решение текущих проблем;
инструментальные – позволяют выработать навыки анализа реальных
педагогических ситуаций и способов их решения.
«Родительские пятницы» ставят своей задачей объединить
усилия педагогов и родителей и обеспечить:
детям:
защиту, эмоциональный комфорт;
интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома;
развитие основных способностей;
умение общаться со сверстниками, с пониманием относиться друг к
другу;
формирование уверенности в себе и своих возможностях;
родителям:
личностное общение с детьми;
активное участие в делах группы;
опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с
педагогическим коллективом;
взгляд на мир с позиции ребенка;
отношение к своему ребенку как к равному, понимание того, что его
недопустимо сравнивать с другими детьми;
возможность моделировать варианты своего поведения в игровой
обстановке;
проявление искренней заинтересованности в действиях ребенка,
готовность к эмоциональной поддержке;
педагогам:
вовлечение родителей в жизнь группы;
воспитание в детях любви и уважения к родителям;
учет пожеланий и предложений родителей.
Результатами такой совместной деятельности могут быть:
профилактика неврозов и невротических реакций детей, нарушения
поведения и других проблем психологического характера;
коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной
напряженности, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм
поведения;
развитие творческого потенциала ребенка, создание позитивного
настроя, усиление конструктивного поведения.
Каждый из участников совместной деятельности выполняет
свои функции.
Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе:
осуществляет общее руководство мероприятием;
совместно с воспитателями, педагогом-психологом, родителями
определяет тематику «Родительских пятниц», которая связана с основными
видами детской деятельности и проблемами родителей по тому или иному
вопросу;
определяет содержание игротек;
определяет вопросы предметно-пространственного оформления
«Пятниц».
Педагог-психолог:
проводит наблюдение за взаимодействием детей и всех участников
мероприятия;
проводит консультирование родителей и педагогов по вопросам
подготовки к игротекам.
Воспитатели:
являются ответственными в своей подгруппе детей и родителей;
принимают участие в определении тематики «Родительских пятниц»;
осуществляют подбор игр, атрибутов и материалов к ним;
проводят подготовительные работы с родителями, организационный
сбор, распределяют проведение игр среди родителей.
Родители:
вносят предложения по тематике и содержанию «Родительских
пятниц»;
оказывают помощь в подготовке мероприятия: изготовлении атрибутов
к играм, оформлении предметной среды;
проводят игры.
Этапы проведения «Родительских пятниц».
1. Подготовительный
(определение теоретических вопросов, практической
части мероприятия).
2. Организационный
(выбор ответственных за проведение игр, дизайн
предметной среды группы, подбор материалов
и атрибутов к играм).
3. Проведение мероприятия.
4. Подведение итогов
(анализ мероприятия всеми участниками).
Структура проведения.
1 часть мероприятия – теоретическая (выступление ответственного педагога).
Далее детям предлагаются, игры, которые проводят родители: дидактические,
развивающие, подвижные, оздоровительные (дыхательная
гимнастика, корригирующие упражнения, пальчиковая гимнастика,
физкультурные минутки и прочее).
В заключение – подведение итогов.
Определение тем «Пятниц» связано с основными видами детской
деятельности в дошкольном учреждении: «Экологическое воспитание»,
«Математическое развитие», «Художественно-творческая
деятельность», «Социально-нравственное воспитание», «Физическое
развитие», а также тем, что волнует родителей, например: подготовка ребенка
ко сну, организация и проведение семейного праздника, домашнего
театра; вопросы социально-нравственного поведения ребенка, экологической
культуры детей и взрослых и др. (выявляется при регулярном анкетировании
родителей).
Ежемесячно для всех групп ДОУ планируется общая тема, например:
«Волшебные краски», «Мастерская сказки», «Оздоровительная пятница»,
«Встречаем праздник весело», «Экологические знаки».
Форма взаимодействия детей и взрослых на «Родительских пятницах»
может быть различной:
совместное участие в играх, инсценировках и т.д. в младших группах;
выполнение детьми и родителями домашнего задания и защита проекта
по соответствующей теме, участие в игре-споре взрослых и детей,
организация командных соревновательных игр экологического содержания в
старшем дошкольном возрасте.
Оборудование: детские шумовые инструменты: бубны ложки, погремушки; большой лист белой бумаги, гуашь.
План подготовки: разучить песню «Про лес» музыка В. Витлина, слова Когановой, музыкальную игру на музыку И. Гайдена «Прогулка в заколдованном лесу» (Н. Алпарова, А. Николаев, И. Сусидко из сборника «Музыкальный игровой материал для дошкольников и младших школьников “На лугу”»), песню «Мы цветочки» музыка и слова Н. Алпаровой.)
(Зал украшен бумажными цветами, шарами, дети сидят на стульчиках.)
Ведущий:
Как у наших, у ворот,
Нынче все наоборот.
Мы не будем здесь учиться,
Будем петь и веселиться.
Будем в игры играть,
Танцевать и рисовать.
Ребята, вы хотите играть? Но для игр надо выбрать подходящее место. Давайте придумаем свой город и назовем его «Играй-город». В нем будут улицы, переулки, площади, сады и парки. В отличие от обычного города, в нем можно играть везде и всем: и детям, и взрослым. Ну что, согласны отправиться в такой город? (Ответы детей.). Попасть туда можно лишь на ковре-самолете. Закройте глаза, сядьте поудобнее. Полетели! Приземляемся в лесу, который окружает наш город.
(Дети исполняют песню «Про лес» музыка В. Витлина, слова А. Когановой.)
Лес у нас не простой, он заколдованный.
(Музыкальная игра на музыку И. Гайдна «Прогулка в заколдованном лесу» (Н. Алпарова, А. Николаев, И. Сусидко из сборника «Музыкальный игровой материал для дошкольников и мл. школьников «На лугу»». Проводится с детьми, затем с детьми и родителями.)
Вы хорошо поработали, расколдовали всех животных и птиц, но осталась одна птичка, которая хочет с вами поиграть.
Игра «Веселая ворона»
Веселая ворона сидела на сосне,
Веселая ворона приснилась мне во сне.
Она сказала: «Мяу», потом сказала: «Хрю».
Потом она сказала: «Красиво говорю».
Потом она звенела, как тысяча звонков.
Потом она гудела, как тысяча гудков.
Потом она скрипела, как тысяча ворот.
Потом она взлетела хвостом наоборот.
И тут же превратилась в прекрасный красный шар,
На землю опустилась и закричала: «Кар-р-р».
(Дети интонационно выразительно рассказывают стихотворение, четко проговаривая звуки и сопровождая каждую фразу пластическими движениями рук.)
Ведущий: Вот мы и пришли к воротам нашего города. На улицах города надо быть очень внимательными.
(Игра «Будьте внимательны». Дети повторяют за педагогом движения, ориентируясь на голосовые команды.)
Давайте проедем в волшебном автобусе. Садитесь прямо, руки лежат на коленях. Отправляемся в путь. Посмотрите направо, какое высокое здание. Посмотрите налево, какая широкая река, а справа вверху светит яркое солнце, слева внизу растут прекрасные цветы. Куда мы приехали, догадайтесь сами.
Игра со словом «Доскажи словечко»
На ветке не птичка
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка,
Кто же это? (Белка.)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной - ... (медведь).
В реках Африки живет
Злой, зеленый пароход.
Кто б навстречу не поплыл,
Всех проглотит... (крокодил).
Хобот длинный, пасть с клыками
Ноги кажутся столбами.
Как гора, огромный он.
Ты узнал, кто это? (Слон.)
Ведущий : Вы догадались, где можно встретить всех этих животных в нашем городе? Конечно, это зоопарк.
(Подвижная игра с участием родителей «Птички в гнездышке» (См. С.Н. Чистякова «Психогимнастика»).)
В нашем зоопарке в самом центре большая клумба, а на ней столько много красивых цветов. Хотите на них посмотреть?
(Исполняется песня «Мы цветочки» музыка и слова Н. Алпаровой.) Вот в этом домике живут слоны и они все время передвигаются. Нам нужно их посчитать. Давайте попросим родителей помочь нам.
(Игра с родителями «Посчитай слонов». Ведущий читает стихотворение М. Пляцковского.)
Слонялся долго в джунглях слон,
Ломая зарослей заслон.
Бедняжка утомился
И к пальме прислонился.
Сколько слонов спрятано в этом стихотворении? (Ответы родителей.) Сейчас мы пройдем по улице Внимания, где жители очень любят играть в различные игры, одна из них называется «Лови ладошку».
(Проводится игра «Лови ладошку. Дети стоят по кругу, водящий в центре.)
Дети (хором):
Мы лепили куличи,
Прилетели к нам грачи.
(Ha каждую фразу дети поочередно показывают ладони.)
Первый грач испек пирог,
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол.
Ну, а пятый не зевал
И пирог у них украл.
(Водящий должен поймать одного участника игры, который занимает его место.)
Ведущий: Теперь мы отправимся на концерт и вы услышите польку на музыку Александрова в исполнении детского шумового оркестра.
(Выступление шумового оркестра.)
Замечательный у нас получился город, но его можно сделать еще красивее. Давайте нарисуем в нем прекрасные деревья.
(Дети рисуют листья на деревьях приемом приложения ладоней.)
К сожалению, наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться домой. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Да, во время нашего путешествия мы очень хорошо играли, и у нас все получилось. Вы догадываетесь почему? Потому, что мы все делали дружно.
В Концепции дошкольного воспитания говорится о том, что семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.
Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен принцип не параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в коде которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов, что особенно важно при подготовке детей к школе.
«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство ». Слова Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного учреждения и семьи.
Именно от нас, взрослых, от наших согласованных действий, умения найти точки соприкосновения, помочь друг другу в нелегком деле воспитания детей зависят личностное развитие ребенка, его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.
Назрела острая необходимость поиска новых подходов к взаимодействию ДОУ и семьи, основанных на интеграции, сотрудничестве и доверительности. На современном этапе важно перейти от сотрудничества как обмена информацией к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности; установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов.
Из существующих в практике работы дошкольных учреждений многообразия видов и форм работы с родителями наиболее действенными являются активные формы взаимодействия, когда родители не только зрители и наблюдатели, но и участники встреч и мероприятий.
Была найдена такая форма сотрудничества с родителями, когда они являются соратниками педагогов в процессе воспитания детей, и общение с ними строится на принципах совещательного голоса, равноправного талантливого участника. Это совместная игротека детей, педагогов и родителей «Родительские пятницы ». «Родительские пятницы » можно считать и одной из форм работы по развитию речи детей.
Многие детские психологи и педагоги рассматривают совместную игру ребенка со взрослым не только как основное средство развития маленького человека, но и как инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Л.П. Бочкарева так определяет значение игры для ребенка:
. «Игра - это образец универсальной жизни детей. Она впитывает в себя многие качества других видов деятельности, формирует яркую и уникальную личность будущего взрослого человека ».
«Родительские пятницы» помогают формировать у родителей правильное понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве. Но насыщенность детской игры определяется отношением к ней взрослого. Дети с интересом, увлекательно играют у того, кто сам не утратил способности играть, сохранил детскую непосредственность, способность выдумывать и фантазировать, способность любить детей.
Творческие «Родительские пятницы » дают шанс педагогам и родителям вновь попасть в мир детства, но только в роли близких друзей, волшебников, наставников.
«Родительские пятницы » представляют собой совместную игротеку педагогов, детей, родителей, которая помогает решить несколько задач:
Организаторские (создание и сплочение родительского коллектива);
Личностно-ориентированные (связаны с самоопределением, актуализацией личной ответственности, снятием ограничений и раскрытием ресурсов родителей);
Инструментальные (позволяющие выработать навыки анализа реальных педагогических ситуаций и способов их решения)
«Родительские пятницы» ставят своей задачей объединить усилия педагогов и родителей и обеспечить детям:
Защиту, эмоциональный комфорт;
Интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома;
Развитие основных способностей детей;
Умение общаться со сверстниками, с пониманием относиться друг к другу;
Формирование уверенности в себе и своих возможностях.
Родителям :
Радость общения с детьми;
Активное участие в жизни группы;
Приобретение опыта партнёрских отношений как со своим ребенком,
так и с педагогическим коллективом; - взгляд на мир с позиции ребёнка;
Отношение к своему ребенку как к равному себе, понимание, что недопустим его сравнивать его с другими детьми;
Возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке, готовность к эмоциональной поддержке своего ребенка.
Педагогам:
Воспитание в детях уважения к своим родителям;
Учет пожеланий и предложений родителей;
Вовлечение родителей в жизнь группы.
Результатами такой совместной деятельности могут быть:
Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушение поведения и других проблем психологического характера;
Коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм поведения;
Развитие творческого потенциала ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения.
Развитие речи детей.
Про ведение «Родительских пятниц » проходит в несколько этапов:
1. Подготовительный (определение теоретических вопросов, практической части мероприятия).
2. Организационный (выбор ответственных за проведение игр, дизайн предметной среды группы, подбор материалов и атрибутов к играм).
3. Собственно проведение
4. Подведение итогов : анализ мероприятия всеми участниками.
Результат проведения «Родительской пятницы » во многом зависит от подготовки. Поэтому воспитатель должен:
Осуществить подбор игр, атрибутов и материалов по выбранной теме;
Провести консультации с родителями по распределению и проведению игр;
Поупражнять детей в выполнении заданий, аналогичных, которые будут использованы на «Родительской пятнице »;
при подготовке к «Родительской пятнице » родители могут:
Вносить предложения по тематике;
Оказывать помощь в изготовлении атрибутов к играм, в оформлении предметной среды.
Структура проведения:
Первая часть мероприятия - это теоретическая. Она включает небольшое выступление ответственного педагога по проблеме.
Далее детям предлагаются игры, которые проводят родители: дидактические, развивающие, подвижные, «оздоровительные» - дыхательная гимнастика, коррекция речи и артикуляционные упражнения, пальчиковая гимнастика . Все игры объединены единой, сюжетной линией.
В конце подведение итогов. Возможно чаепитие.
После таких мероприятий родители начинают воспринимать родителей по-новому: как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.