Тема урока : «Этикет» (6 класс)

Цели.

Познакомиться с историей этикета;

Понять необходимость соблюдения в обществе этикетных норм;

Высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении точки зрения других о правилах поведения в различных ситуациях.

Задача:

Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Материалы:

Карточка с вопросительным знаком и словом "этикет" на обратной стороне;

Приложение с иллюстрациями.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Работа по теме.

Сегодня мы поговорим с вами о том, что нас постоянно окружает, с чем мы встаем утром и ложимся вечером, чем обмениваемся, когда встречаем друзей, соседей.

Всем приветствиям знакомым

Наш народ сердечно рад.

Слово доброе зовем мы

Половиною добра.

- «Добрые слова» – что же это за слова? Назовите их. (Дети называют слова: доброе утро, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и другие).

Когда люди произносят эти слова? (Высказывания детей: при встрече, когда обращаются с просьбой, когда благодарят и так далее).

Отправляясь в школу

С ранним ветерком попутным,

Всем, кто встретится, подряд

Говорю я «С добрым утром».

И пока я здесь играю –

«Добрый день» друзьям желаю.

А с вечерними лучами

В дом вхожу я со словами:

«Добрый вечер!

Назовите, какие добрые слова вам встретились в этом стихотворении.

(Учитель вывешивает изображение “гостя” (школьник с недовольным выражением лица, см. приложение).

Учитель:

Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?

Дети:

Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …

Учитель:

А мама с папой, бабушкой и дедушкой твердят:

“Ешь культурно!”, “Как ты разговариваешь!”, “Привыкай к хорошим манерам!”.

Учитель:

Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?

(Дети высказываются.)

Учитель:

С возмущением Петя восклицает...

Ø А кому нужны эти хорошие манеры?

Ø Не все ли равно, как есть?

Ø И вообще, кто все это выдумал?

Учитель:

Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме… Но прежде ответь те мне на вопросы:

1. Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?

2. Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?

3. Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?

(Дети дают ответы.)

Учитель:

Что для этого надо знать?

(Выслушиваются предположения детей.)

Учитель:

Вы правы. Вы назвали мне сейчас правила поведения. Всё это называется вместе - этикет.

ЭТИКЕТ

Учитель:

А теперь немного поподробнее о том, "кто всё это выдумал"... Хотите узнать?.. Этикет - это французское слово, которое переводится так...

(Учитель вывешивает рядом со словом "этикет" следующий лист:)

ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.

Учитель:

Но не спешите "обвинять" во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло давным - давно... Для этого совершим путешествие во времени...Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.

Вместе.(с закрытыми глазами):

5, 4, 3, 2, 1…

(Учитель во время счёта вывешивает лист с изображением древнего грека, словами “Древняя Греция. Красивое поведение” (см. приложение) и предлагает детям посмотреть на доску.)

Учитель:

Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей "красивому поведению" и девизом каждого грека провозглашается – «жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём».

(Детям предлагается объяснить понимание девиза.)

Учитель проводит второе "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением рыцаря и словами “XIV – XVII век. Кодекс рыцарской чести”(см. приложение).

Учитель:

В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – «верность. мужество, отвага». Удел дамы - скромность, верность, покорность.

(Дети высказывают своё понимание поведения людей данной эпохи.)

Учитель проводит третье "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением джентльмена и словами “XIX век. Джентльмен с хорошими манерами”(см. приложение).

Учитель:

В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.

(Учитель предлагает дать объяснение любому из перечисленных качеств, делает свой комментарий.)

Учитель:

Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы говорим о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают...» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид - это визитная карточка ученика. Так как же должен выглядеть ученик.

(Дети высказывают свое мнение.)

Посмотрим, как выглядят некоторые наши одноклассники и одноклассницы.

Учитель: В наших современных условиях тоже много правил определяющих поведение человека. И первое правило, которому обучают ребенка – умение здороваться.

Как люди приветствует друг друга?

Монголы – здоров ли Ваш скот?

Зулусы – я тебя вижу

Китайцы – ели ли Вы сегодня

На Востоке - салам - алейкум

Русские – здравствуйте

Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (Читает стихотворение).

Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов,

Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Будьте добры иль будете любезны –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома,

Будет приятно их слышать другому.

А вы, очень часто пробегая по коридору прокричите не то «дрысь», не то «брысь». От таких слов ни здоровья, ни радости у человека не прибавится.

Но приветствовать людей можно не только словами, но и жестами.

Жесты - приветствия

Прикладывают руку ко лбу

Прикладывают руку к сердцу

Прикладывают руку к голове (военные)

Машут рукой

Жмут руку

Конкурс знатоков хороших манер

Кто здоровается первый, если встретились младший и старший? (младший)

А кто подает руку первый: старший - младшему или младший – старшему? (Старший)

А кто подает руку первым женщина или мужчина? Женщина.

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли тебе здороваться? (Да)

В автобус вошли 4 человека. Кому вы уступите место?

А) Знакомой девочке

Б) Своему другу

В) Женщине с маленьким ребенком

Г) Пожилому мужчине с тростью

Вы вошли в переполненный автобус с задней площадки и увидели своего друга у передней двери.

А) Кивнете головой

Б) Громко окликните

В) Помашете рукой

Г) Поздороваетесь за руку

Вы позвонили другу. Как вы начнете разговор?

А) Алло, а кто это?

Б) Позовите, пожалуйста, Петю

В) Здравствуйте. Это Света. Позовите, пожалуйста, Петю

Г) Здравствуйте. Это Света. Позовите Петю

Как нужно проходить по рядам в кинотеатре?

А) Извинившись, спиной к сидящим

Б) Боком к сидящим

В) Лицом к сидящим

Г) Извинившись, лицом к сидящим

Вот видите, ребята, мнения Ваши расходятся. Одним, кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. «Первый здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому простому правилу – никогда не ошибетесь

Учитель:

Вспомните пословицы и поговорки о хороших манерах.

1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай

2. Береги платье снову, а честь смолоду..

3. У Сидора обычай, у Карпа свой.

4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

5. Мил тот гость, что недолго гостит.

6. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

7. У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

8. Не дорог подарок – дорога любовь.

9. О пустяках спорить – дело упустить

10. По одежде не суди, по делам гляди.

11. Слово – серебро, молчание – золото.

12. Хоть не богат, а гостям рад.

13. От слова спасенье, и от слова погибель.

14. На незваного гостя не припасена и ложка.

15. От одного слова, да навек ссора.

На доске зашифрована пословица о правилах поведения. Предлагается детям её расшифровать при помощи алфавита. Каждая буква пословицы соответствует букве в алфавите по её счёту.

5,16,2,18,29,11 17,16,19,20,21,17,16,12 15,10,12,16,4,5,1 15,6 17,18,16,17,1,5,7,20

(Добрый поступок никогда не пропадёт)

Учитель:

Ребята! Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. В базе всех не плохих манер лежит забота о том, чтоб человек не мешал человеку, чтоб все совместно ощущали себя отлично. Нужно уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе необходимо не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

Ряд правил воспитанного человека

Первым здоровается тот, кто вежливее

Уступайте друг другу

Следите за собой всегда и везде, помните, вы среди людей

Надо уметь не мешать друг другу

Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим

Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.

Этикет не этикетка,

И не новенький костюм.

Это жизненная сметка,

И воспитанность и ум.

Во дворе и в школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

Вместо окрика злого,

Лучше доброе слово.

И улыбку не надо стеречь.

жизнь устроена мудро:

это вовсе не трудно –

берегите, пожалуйста, речь!

Рыцарь. «Верность, мужество, отвага».

Древняя Греция.

«Жить разумно, просто, избегая излишеств».

Джентельмен с хорошими манерами.

Ряд правил воспитанного человека.

Первым здоровается тот, кто вежливее.

Уступайте друг другу.

Следите за собой всегда и везде, помните: что вы среди людей.

Надо уметь не мешать друг другу.

Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим.



Недавно я посоветовала своей подруге не класть телефон на стол во время семейных ужинов с её высоконравственной свекровью - мол, правила этикета расценивают такой поступок как неуважение к собеседникам и зацикленность на работе.

Она с удивлением поблагодарила, а через несколько дней позвонила с благодарностями - оказывается, свекровь недовольно поджимала губы именно по этой причине, ей казалось, что невестке настолько скучно на семейных посиделках, что она готова сбежать по первому звонку.

Разговорившись на эту тему, мы поняли, что многие люди понятия не имеют о том, что такое светский этикет и как придерживаться правил этикета. Я написала небольшое руководство по и хорошим манерам, которые нужно соблюдать всем людям.

Универсальные правила

Эти рекомендации нужно соблюдать вне зависимо от пола, возраста и страны проживания - это обычная вежливость.
  1. Не приходите в гости без звонка - это дурной тон . Даже если ваш друг живет в соседнем подъезде и вы уверены, что он будет вам рад - не стоит ставить его в неловкое положение, позвоните и договоритесь. Это же правило касается родственников.

    Многие молодые пары жалуются, что родители заявляются в гости без звонка, но в то же время сами позволяют себе навещать своих близких, считая, что это разные ситуации. На самом деле, ситуация одна - вы нарушаете чужую волю.

  2. Если ваш собеседник или спутник здоровается со своим знакомым, проявите хорошие манеры и поздоровайтесь, а если разговор затягивается, предложите случайному собеседнику присоединиться к вам.
  3. Есть вещи, которые не следует обсуждать в приличном обществе. Их несколько:
    - вопросы возраста и долголетия (это может смутить и даже скомпрометировать присутствующих);
    - финансовое благополучие (в некоторых ситуациях это уместно, обычно на мужских встречах, в компании деловых партнеров или близких друзей);
    - проблемы в доме (это касается как обстановки в гостях, так и собственных домашних проблем - в любом случае, выносить грязное белье на всеобщее обозрение попросту недопустимо);
    - религиозные отношения и поведение (опять же, за исключением компании близких друзей, которые в курсе вашего вероисповедания);
    - болезни и вопросы, связанные с различными заболеваниями - абсолютно все разговоры насчет здоровья, начатые «за здравие» кончаются на заупокойной ноте и малоприятных подробностях;
    - адюльтер и чужую личную жизнь;
    - низкие и бесчестные поступки;
    - собственные деяния, которые заслуживают похвалы - хвалить человека должны другие, иначе это выглядит так, словно павлин распускает хвост.
  4. Вошедший в помещение здоровается первым, таким образом привлекая к себе внимание. Даже если перед вами ваши подчиненные, и вы уверены, что они должны проявить уважение - здесь срабатывает правило «виновника» события. Вы вошли - вы здороваетесь первым.
  5. Чужая переписка должна быть неприкосновенной, как и любые чужие тайны. Запомните, то что известно двоим, будут знать все окружающие.
  6. Не нужно пытаться соответствовать чужому образу жизни, если он вам не по карману.
  7. Благодарность уместна абсолютно везде и всегда, выражайте свои эмоции, говорите комплименты и учитесь быть благодарным к людям.














Эти несложные основы этикета не являются чем-то сложным - это обычный культурный код, следуя которому, вы будете вращаться в кругу приличных друзей.

Конечно, если не соблюдать такие правила, никто не вызовет вас на дуэль, да и вряд ли привлечет все внимание общественности к вашей ошибке. Но если не следовать им, то раз за разом к вам будет формироваться особое негативное отношение, и постепенно вы окажетесь в такой компании, где о нормах общения с людьми даже не слышали.

Проецируйте все эти правила на себя, и вы поймете их ценность. Вам нравится, когда подружка звонит и говорит о своем намерении зайти в гости? Конечно, нравится, вы успеете отобрать у кота гостевые тапочки и испечь печенье к её приходу. Значит, нужно поступать также.

Вы бы хотели, чтоб ваша переписка стала достоянием общественности, а уж тем более обсуждалась в компании? Маловероятно, а значит, не следует участвовать в таких беседах и уж тем более их инициировать.

Мужчины

Правила этикета для мужчин имеют несколько подтем - отношения с женщинами, отношения с мужчинами, отношения с коллегами и с обезличенным представителем общества (например, за чужой женой не следует ухаживать в компании, достаточно просто соблюдать светский этикет).

Гёте писал, что манеры человека - это зеркало, в котором отражается его портрет. Соответственно, наше поведение больше говорит о нас окружающим, чем, возможно, нам бы хотелось. Следите за своими манерами, и вы всегда будете на высоте.


Мужчина не должен оскорблять своим внешним видом и поведением присутствующих женщин. Это значит, что он должен быть опрятен, ухожен, аккуратен в одежде, носить хорошую прическу и быть либо гладко выбритым, либо содержать растительность на лице в полном порядке.

В отношении женщин мужчина должен проявлять себя джентльменом:

  • оказывать знаки внимания;
  • пропускать вперед;
  • открывать перед дамой двери;
  • подавать руку;
  • спрашивать разрешения прежде, чем закурить.
В отношении других мужчин НЕЛЬЗЯ:
  • проявлять негативные реакции, даже если человек вам сугубо неприятен и вы вынуждены оказаться с ним на одном мероприятии, светский этикет требует хотя бы мимолетного приветствия;
  • высказывать дискриминирующие мнения о присутствующих - это всегда расценивается негативно;
  • разжигать скандал;
  • отзываться пренебрежительно;
  • раскрывать чужие тайны;
  • распространяться о своих мужских победах (это может опорочить девушку в глазах других мужчин).








Такие правила соблюдать совсем несложно, но хорошее поведение делает человека приятным в общении.

Женщины

Специальные правила этикета для девушек предполагают множество намеков - особенно, если говорить о межличностных взаимоотношениях. Еще в средние века существовала определенная система правил и традиций, следуя которой девушка могла сообщить случайному кавалеру любую информацию о себе - для этого использовалась система взглядов и вздохов, особые прически, специальные платочки и многое другое.

Нынешний светский этикет, которого должны придерживаться дамы, намного проще, однако и здесь есть свои секреты.

Не секрет, что требование быть опрятным и ухоженным человеком - это норма вежливости, но точно такой же нормой вежливости является соответствовать месту и времени. Не слишком уместно присутствовать на вечеринке, которая проходит на лоне природы, в бриллиантах и вечернем платье.

Также не стоит быть слишком демократичной. Это касается выбора одежды, украшений, аксессуаров, прически и макияжа. Девушка должна быть ухоженной, а ее внешний облик должен всегда соответствовать ситуации.

Достоинство и честь - главное оружие женщины. Красота дается нам природой, ухоженной должна быть любая леди, а вот держаться с достоинством - редкое качество, которому следует обучиться. Прежде всего, научитесь следить за речью.












Женщина должна быть милосердной , это одно из качеств, которое присуще каждой из нас, и хорошим тоном является демонстрировать милосердие не только к социально незащищенным людям, но и к своим знакомым. Справляйтесь о самочувствии чужих больных родственников, будьте готовы придти на помощь и не забывайте ни о ком.

Будьте дружелюбны, не позволяйте себе снобизма. Светский этикет - это не когда отчитывают обслуживающий персонал, а правила поведения, которых ждут от себя и окружающих вне их рода деятельности и происхождения.

Научитесь выглядеть достойно, основные правила этикета дают четкие рекомендации, как женщина в обществе должна:

  • стоять;
  • ходить;
  • садиться, вставать и сидеть.
Если девушке предстоит командировка или путешествие, непременно поинтересуйтесь, какие основные поведенческие нормы приняты в этой стране. Так вы сможете найти интересные сведения об этикете других государств и избежать фатальных ошибок.

Печально, но факт: нарушение норм общественного поведения в странах, которые живут по Шариату, может стоить женщине свободы и жизни.

Разные ситуации

Устраиваясь на работу в серьезную компанию, изучите правила поведения в коллективе, но не забывайте о том, что внутри каждого коллектива есть собственный, уникальный этикет общения. Постарайтесь использовать и общепринятые манеры, и не противоречить повадкам завсегдатаев, тогда вы сможете прослыть культурным и приятным человеком.

Поддерживайте (и призывайте своих спутников к этому) этикет в общественных местах, не стоит доставлять неудобств чужим людям. В то же время, будьте аккуратны в своих стремлениях по отношению к другим людям - общество не всегда воспринимает милосердно такие поступки.

Несмотря на правила этикета в России, проявите уважение к иностранцам и воздайте должное их культурным традициям, не забывайте о том, что в доме приезжего человека могут действовать иные нормы.

Не стоит бояться быть некультурным, если в какой-то ситуации вы совершенно оказались не готовы, вы всегда можете спросить совета у того человека, чьи манеры вам кажутся безупречными - абсолютно не стыдно не знать чего-либо, стыдно не стремиться узнать.

Манеры - это привычка, комплекс поведений, хорошо воспитанный человек остается хорошо воспитанным даже наедине с самим собой. Стремитесь к этому и вы почувствуете результат.

Просмотры: 3 334

«Этикет — это умение зевать с закрытым ртом». Брижит Бардо

На данный момент в сети довольно много историй на тему хороших поступков незнакомых людей, особенно популярно стало бабушек переводить через дорогу.

Многие восхищаются этим, выкладывают видео в интернет и получают множество восторженных комментариев. То есть, современного среднестатистического человека такое поведение удивляет. Но ведь так должен поступать каждый воспитанный человек, это должно быть нормальным, обычным поведением, не требующим оваций. Существуют правила, придерживаясь которых общество достигнет гармонии в общении и отношениях. Это этикет. Соблюдая этикет сложно поссориться, устроить скандал или оскорбить кого-нибудь. Чтобы развивать доброжелательные отношения, нужно всего лишь желать людям добра. Поступать так, как хотелось бы, чтобы поступали с вами. Знание этикета пригодится, если вы любите производить впечатление на окружающих. Этого можно добиться своим внешним видом, культурой речи, умением вести себя в различных ситуациях. Соблюдение этикета также поможет избежать глупых ситуаций, когда хочется понравиться, к примеру, начальнику или родственникам второй половинки.

Слово «этикет» появилось во Франции, во времена Людовика 14. Однажды на очередном пышном приеме при дворе всем раздали карточки–этикетки, на них были перечислены правила поведения, которые должны были соблюдать гости. Так появилось понятие «этикет» — хорошие манеры, умение вести себя в обществе .
Существует несколько видов этикета:

  • Придворный этикет;
  • Дипломатический этикет;
  • Воинский этикет;
  • Общегражданский этикет.

В этой статье рассмотрим некоторые подвиды общегражданского этикета.

Как себя вести при встрече/знакомстве

Общие правила приветствия заключаются в том, что младшие всегда приветствуют старших. Мужчина первый здоровается с женщиной. А если вы входите в помещение, где уже находятся люди, то независимо от вашего пола и возраста, нужно поздороваться первым.

Здороваясь с женщиной или с пожилыми людьми, мужчине обязательно следует встать. Женщине следует вставать для приветствия пожилых людей, высокопоставленных особ, или, если она сама принимает гостей.

По правилам приличия, для знакомства нужен посредник, лучше общий знакомый, тот, кто представит вас другим, или наоборот. Если вы хотите познакомить кого-то, то вам нужно использовать такие фразы, как «разрешите представить вам..» или «знакомьтесь, это…». Следом стоит кратко пояснить, кем вам приходится человек, например, «Знакомьтесь, это Вова, мой коллега и хороший товарищ». Младших представляют старшим, мужчину – женщине. После того, как вам кого-то представили, нужно назваться самому и произнести этикетную фразу: «очень приятно» или «рад знакомству».

При первом знакомстве принято говорить друг другу «вы». Вообще к любому человеку, достигшему 12 лет, по этикету следует обращаться на «вы». Также неприлично «тыкать» продавцам, официантам и т.д.

Очень важный нюанс – рукопожатие. Не пожать руку, протянутую для рукопожатия, считается оскорблением. Всегда подают правую руку. Здороваясь за руку, мужчина всегда встает. Женщина сама определяет: подавать руку или нет. Если вы в перчатках, следует снять обе перчатки, дамам это делать не обязательно. А на улице перчатки можно не снимать, но если это сделал один из здоровающихся, то второй должен последовать его примеру.

Поцелуи при встрече допустимы с друзьями и родственниками. Мужчина может поприветствовать женщину поцелуем руки.

В гостях и на торжествах

Во первых, неприлично ходить в гости без приглашения. Но если уж так получилось, то предупредите телефонным звонком.

Если вы гость, то старайтесь не опаздывать и не приходить раньше. Пунктуальность очень ценное качество. Также не стоит задерживаться в гостях до поздна, уходить нужно вовремя, как и приходить.

Если вы получили приглашение – неприлично отказываться без уважительной причины. Но верх неприличия – это согласиться на приглашение, а потом не прийти. В этом случае необходимо объяснить причину.

Не ходите в гости без подарочка или гостинца.

Ходить в гости с детьми, следует только в те дома, где тоже есть дети, или, если вы точно знаете, что им будут рады.

Если вы принимаете нарядных гостей, то тапочки предлагать не стоит, они будут смотреться нелепо с вечерним платьем или галстуком.

Позаботьтесь заранее о том, как рассадить гостей. Хозяйке лучше сесть так, чтобы удобно было выходить из-за стола, не мешая остальным. Выходя к гостям нужно снимать фартук.

<Если у вас один гость, не стоит его оставлять одного, более чем на 3 минуты.

В ресторане и за столом

Поход в ресторан подразумевает вечерний наряд, но если это получилось спонтанно, достаточно выглядеть прилично.

Мужчине следует отодвинуть даме стул и помочь присесть. Только потом сесть самому. За столом нужно держаться прямо, не складывать руки на стол.

Обычно, официанты сами подходят, видя что посетители готовы сделать заказ. Но если этого не произошло, ни в коем случае нельзя кричать, чтобы позвать его, или стучать вилкой по бокалу с той же целью. Следует привлечь его внимание кивком головы.

По этикету, если принесли одно меню, то первой заказывает дама. Если вы не разбираетесь в сервировке и не знаете, какой вилкой есть то или иное блюдо, лучше начинать с дальнего края, но можно украдкой посмотреть, как это делают остальные.

Верхом неприличия будет есть с общего блюда или тянуться через стол за солонкой или перечницей. В такой ситуации нужно вежливо попросить сидящих рядом подать то, что вам нужно.

Вилки и ложки, упавшие со стола, поднимаются официантом. Бутылки со спиртным также открыватся официантом.

Косточки рыбные и фруктовые нельзя выплевывать, нужно воспользоваться вилкой.

Если вдруг вам позвонили, следует извиниться перед остальными и отойти. Неприлично разговаривать с людьми, сидящими за другим столиком, даже если это ваши знакомые.

По этикету, счет оплачивает тот, кто пригласил в ресторан. Если ужин дружеский, то счет оплачивают пополам. Некрасиво выяснять это при официанте.

Уважайте окружающих в транспорте

Большинство людей ежедневно ездят на общественном транспорте. Чтобы не испортить себе настроение и не стать участником скандала, нужно придерживаться некоторых правил. При посадке в автобус, троллейбус и т.д. нужно позволить людям выйти, потом пропустить вперед пожилых, беременных, инвалидов. Мужчины должны пропустить всех женщин.

Сидячие места предназначены для пожилых, людей с ограниченными возможностями и будущих мам. Мужчина может сесть только, если стоящие рядом из этой категории дадут свое согласие, нужно тихонько спросить: «вы не против если я присяду?»

Если у вас при себе большая сумка или рюкзак, то лучше снять их с плеча, чтобы не мешать остальным.

Громко разговаривать в салоне некультурно.

Если вы едете с другом или подругой, и вас разделила толпа, не стоит пробиваться через весь салон, следует дождаться своей остановки.

Если вы едете со своими детьми, то нужно позаботиться о том, чтобы они не бегали и не кричали, ведь они могут доставлять неудобства окружающим.

При выходе из транспорта первыми выходят мужчины или те, кто младше, чтобы оказать помощь нуждающимся: подать руку женщине, ребенку, помочь вытащить сумку и т.д.

Если вы передвигаетесь в автомобиле, то должны открывать дверь пассажирам: женщинам и пожилым. Мужчина может садиться в машину как ему захочется, а для женщины есть порядок – сначала нужно присесть на сиденье, потом перекинуть ноги, выходить — в обратном порядке.

В театре, на концерте, в кинотеатре

В театр принято ходить в вечерних нарядах. На концерте наряд обусловливается его тематикой.

Приходить лучше заранее, чтобы успеть занять свое место. Если же вы опоздали, а ваше место находится в середине ряда, то продвигаться к нему следует лицом к сидящим, обязательно извинившись при этом за беспокойство.

Перед спектаклем нужно отключить телефон, чтобы случайный звонок не помешал ни зрителям, ни актерам. Разговаривать, обсуждать спектакль или фильм – запрещается.

Если вы пришли с дамой, не нужно склоняться друг к другу, чтобы не помешать сидящим сзади.

Во время спектакля есть и пить нельзя. Это дурной тон. В кинотеатре это не запрещается, но меру надо знать, чтобы не бегать потом в туалет через весь ряд.

Если каждый будет исполнять эти нехитрые правила, то поход в театр или кино оставит только хорошие впечатления. Если, конечно, сам фильм или спектакль не подкачают.

Нюансы общения в соцсетях и при использовании мобильных телефонов

Сложно представить современный мир без мобильных телефонов и интернета. Некоторые формы связи, например, видеозвонки, вполне могут заменить личное общение. Чем популярнее мобильная связь и интернет, тем обязательнее нужно знать правила этикета при общении, чтобы не прослыть бестактным.
Основные правила мобильного этикета:

  • Ваш рингтон не должен оскорблять тех, кто вас окружает, содержанием или громкостью;
  • Во время важных встреч, в театре и кино переключайте телефон на беззвучный режим;
  • Выключайте телефон на борту самолета и в медицинских учреждениях;
  • В общественных местах, особенно в маршрутках, не стоит совершать звонки, так как окружающим, скорее всего, не хочется выслушивать ваши разговоры;
  • Не трогайте чужой телефон без разрешения, там наверняка много личной информации, владельцу это вряд ли понравится, даже если это ваш друг. Также не допускается отвечать на чужие звонки без разрешения;
  • Не кладите свой телефон на стол в кафе или ресторане, так ваш партнер может сделать неверные выводы. К примеру, что вы ожидаете срочный звонок, который важнее ужина с партнером;
  • Не молчите во время разговора. Если вам нечего сказать, то попробуйте закончить разговор или попытайтесь поддержать беседу;
  • Если вы обнаружили непринятый вызов, нужно перезвонить в течение 1-2 часов;
  • Совершая звонок, знайте, что приличное время дозвона — 5 гудков, далее уже настойчивость.

Что касается интернета, то переписка в интернете делится на деловую и частную. Содержание частной переписки обусловливается степенью знакомства. Но всегда нужно помнить, что на другом конце реальный человек, стараться быть вежливым и тактичным, ведь ваше лицо – это ваши слова. В деловой переписке следует придерживаться некоторых правил:

  • Берегите свое и чужое время, не надоедайте, не спамьте, не флудите;
  • Указывайте тему в электронных письмах. Так занятому человеку будет проще обнаружить, что ваше письмо по делу;
  • Не стоит в деловых письмах ставить смайлы. И вообще, лучше не злоупотреблять смайликами;
  • Следуйте правилам чатов и групп, в которых вы общаетесь;
  • Не оскорбляйте чувств верующих, помните, что рядом с вами находятся люди других конфессий;
  • Если вы хотите иметь приятных собеседников, надо быть таким самому.

По мере изменений условий жизни людей, роста образования и культуры, некоторые правила меняются. К примеру, раньше женщина не могла себе позволить ходить в брюках, а сейчас это общепринято. Поведение, недопустимое в каком-то случае, может быть уместно в другом. Все меняется со временем, но вежливость в моде всегда.

Тема урока: «ЭТИКЕТ»

(урок « открытия» новых знаний в технологии деятельностного метода).

Цель : формирование общего представления об этикете, мотивации к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

*познакомить обучающихся с понятием «этикет», его значением в жизни человека

* познакомить с некоторыми правилами этикета

*развивать логическое мышление, внимание, память, коммуникативные способности

*воспитывать чувства терпимости друг к другу, умение адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих

Планируемые результаты:

Личностные:

- создание условий, обеспечивающих воспитание у обучающихся интереса к изучению данной темы

Включение обучающихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения

Развитие этических чувств

Воспитание у обучающихся доброжелательного отношения к окружающим и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Метапредметные:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Использование различных способов поиска информации

Готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Освоение начальных форм личной рефлексии

Предметные:

Усвоение новых нравственных понятий: этикет, правила этикета, культура поведения.

Основные понятия: этикет, правила этикета, культура поведения.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари, раздаточный материал.

Ход урока.

    Самоопределение к деятельности . (Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.)

«Поздоровайся локтями»

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1) Фронтальный опрос.

Назовите образцы нравственности в культуре России.

Кто такой труженик?

Кто такой патриот?

Кто такой воин?

Кто такой коллективист?

Почему их относят к образцам нравственности?

2) Работа в группах - разгадывание кроссворда. (Приложение 1)

Фронтальная проверка. Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

3. Постановка учебной задачи. (Дети сами формулируют тему и цель урока)

Сформулируйте тему урока (слайд №2) и цель (слайд №3).

4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения). Реализуется поставленная цель.

Прочитайте про себя стихотворение про этикет. А теперь вслух (игра «Я начну, а ты продолжи…») (слайд №4)

Ребята. А может вы сами скажете, что такое этикет?

Хорошо, а теперь нам предстоит проверить ваши предположения. Как мы это можем сделать? (предположения детей)

1) Работа в группах: найти определение понятию «этикет». (Ответственный из каждой группы выбирает карточку с указанием источника получения информации – «случайный выбор»)

В Интернете

в толковом словаре Ожегова

в энциклопедическом словаре

в тексте учебника (стр.56)

Отчет групп. Вывод:

Что общего в определении понятия «этикет»? Выберем самое точное. Запишем определение в словарь. (Слайд №5).

2) Рассказ учителя, сопровождающийся визуализацией с помощью ИКТ.

Ребята, хотели бы вы узнать историю появления этикета? (слайд №6 - №16)

3) Работа со статьей учебника. Работа в группах - изучение правил этикета. Дети выполняют задания согласно инструкции, предложенной учителем и заполняют таблицу. (Приложение 2)

Отчет групп. Вывод: О каких правилах узнали?

Должны ли люди учиться правилам этикета? Сравним свой вывод с выводом в учебнике на странице 57.

5. Физкультминутка

«Земля, воздух, огонь и вода»

5. Первичное закрепление. (Происходит усвоение учащимися нового способа действия)

Тренинг «Речевой этикет» - работа в группах, проводит учитель. (Приложение 3)

6.Включение в систему знаний и повторение. (Предлагаю детям задание, в котором есть элементы проектирования, в котором новый способ действий связывается с ранее изученным)

Работа по учебнику на странице 56 – анализ конкретных ситуаций.

Какие правила этикета нарушают дети?

7. Итог урока. Рефлексия деятельности. (Происходит самооценка результатов деятельности)

С каким новым понятием познакомились? Что же такое этикет?

Была ли успешной работа в группах? Над чем еще хотелось бы поработать? Изменились ли ваши пожелания? (Работа на интерактивной доске «Солнышко, тучка») Подтвердились ли ваши ожидания и опасения?

(РЕЗЕРВ: составление синквейна на тему Этикет)

Пожелания учителя: вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

Используемые ресурсы:

    Программа курса «ОРКСЭ». А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

    Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса. Авторы: Морозова Е.А. и Дебердеева Т.Х. ВИПКРО, Владимир, 2010.

    Электронное приложение к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012.

    http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php

Конспект урока по ОРКСЭ

С использование активных методов обучения

Тема урока: Этикет. Класс: 4 Использованные методы:
    «Поздоровайся локтями» Ожидания и опасения обучающихся Работа в группах Физкультминутка «Земля, воздух, вода» Составление сиквейна

Выполнила: Захарченко М.В.

Вежливый ребенок – «визитная карточка» родителя. С ним приятно находиться в транспорте, безопасно посещать общественные места, легко ходить в гости и комфортно приглашать гостей к себе. И, согласитесь, любой маме больно, когда ей делают, пусть даже взглядом, замечание: «Твой ребенок такой невоспитанный».

А как научить детей вежливости, правилам этикета, вежливому общению? Давайте попробуем заботливо и без давления привить детям созидательные манеры поведения.

В современном обществе сбитых ориентиров родителям важно осознанно, критически и в то же время творчески подходить к теме детской вежливости. Ведь поведенческие нормы имеют отношение к формированию личности. Требуется немалое мастерство и чуткость, чтобы за манерами не спрятались лицемерие и подавленные эмоции. Каждая семья формирует свой этический кодекс, опираясь на глубинные ценности, унаследованные традиции и личный жизненный опыт.

Этикет для детей. Уроки вежливости

При обучении детей правилам поведения, можно использовать условный алгоритм:

  1. Озвучить правило, норму поведения
  2. Показать на практике или в игре
  3. Поддержать ребенка в исполнении
  4. Дать позитивное подкрепление: похвалить, одобрить (словом, взглядом, жестом, мимикой)
  5. Контролировать, чтобы правило соблюдалось в обозначенных условиях всеми участниками процесса

Примечание: Доброжелательный тон и приветливое лицо – более мудрые учителя, чем крик, приказ, выговор.

8 способов обучения детей вежливости

1. Игра.

Ориентируясь на этикет, можно придумать не одну захватывающую игру. Давайте попробуем: почему бы нам вместе с ребенком не побывать на приеме у короля Людовика XIV? При входе во дворец всем вручают «этикетки».

Если ребенок не читает, можно нарисовать условные обозначения. Но даже маленькие детки любят имитировать чтение.

Королем, придумывающим правила, может быть и мама, и ребенок поочередно. Королевскими гостями с удовольствием будут все мягкие и твердые игрушки (кого король захочет пригласить).

Естественно, во время игрового застолья озвученные правила важно соблюдать. Можно поразмышлять с детьми: а зачем Людовик придумал правила поведения за столом, что побудило его даже карточки-напоминалки раздавать гостям? Пофантазировать, какие именно правила придумал французский король или прочитать об этом в энциклопедии. Для закрепления вручать детям сделанные во время игры карточки перед обедом, например.

В качестве игровой разминки чудесно подходят стихи про вежливость по типу «доскажи словечко»:

Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома —
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй ).

Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну…(извините) .

Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет ).

Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите…(До свидания ).

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста ).

Когда я что-то подарю,
Мне говорят: …(Благодарю) .
Тебе подарят что-нибудь —
Благодарить не позабудь !

Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас — будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте…(любезны ),
Будьте…(добры ).

Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо )!

Основные правила поведения за столом:

  • Вымыть руки перед едой
  • Пользоваться салфеткой
  • Не разговаривать, пережевывая
  • Не ковыряться руками в тарелке
  • Начинать кушать вместе со всеми
  • Не шататься на стуле
  • Благодарить за вкусную еду
  • Пользоваться столовыми приборами
  • Просить передать то, что не можешь достать
  • Обслуживать соседа по столу

В видео ниже малышка Ариша очень наглядно рассказывает и показывает, как нужно вести себя за столом. Посмотрите это видео с детьми — будет, что обсудить!

2. Чтение книг.

Не стоит обходить стороной книжные магазины. Там можно найти такой клад по семейному и общественному этикету, что ваши дети с навостренными ушами и горящими глазами будут вечером выпрашивать: «Мама, ну почитай еще эту страничку!», а потом цитировать как-бы невзначай, и поучать младшеньких. К числу лучших книг по обучению вежливости уже не один десяток лет относится . Чудесное сказочное знакомство с этикетом и ненавязчивое обучение следовать его правилам.

Из современных изданий популярна энциклопедия для и « » Татьяны Шорыгиной.

Также обучаем малыша бережно относиться к печатным изделиям:

  • Не заламывать углы
  • Не рвать страницы
  • Возвращать книги на место
  • Не рисовать
  • Анализировать прочитанное
  • Делиться прочитанным с другими членами семьи
  • Спрашивать разрешения, прежде чем взять чью-то книгу

3. Песочная терапия.

Говорят, что этикет начинается с песочницы. Учите ребенка выстраивать свои границы, оберегать их и уважать чужие. Фразы в помощь:

  • Давай поменяемся: я тебе ведро, а ты мне пасочку
  • Я поиграю сам, а потом дам тебе
  • Мне не нравится (неприятно, больно), когда ты….
  • Пожалуйста, перестань делать….
  • Можно я поиграю твоей лопаткой, а ты можешь взять мою машинку
  • Давай вместе строить тоннель
  • Перейди, пожалуйста, в тот угол, я здесь начал строить...
  • Присоединяйся, вместе веселее!


4. Фольклор.

Поведенческие нормы формировались веками и передавались из поколения в поколение. Фольклор может оказаться хорошим помощником для родителей. Обязательно обратите внимание на пословицы и поговорки и старайтесь, как можно чаще использовать их в речи:

Этикет в пословицах и поговорках

  • Сперва подумай, а потом скажи.
  • Лучше недоговорить, чем переговорить.
  • Говорить не думая, что стрелять не целясь.
  • Береги одёжу снову, а честь смолоду.
  • Не тем богат, что есть, а тем богат, что рад.
  • Часом опоздал, годом не вернёшь.
  • Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
  • В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
  • Когда больше двух, говорят вслух.
  • Умей сказать - умей и смолчать.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  • На ласковое слово не кидайся, на грубое – не гневайся.
  • Напои, накорми, а после расспроси.

Насыщая свою речь народным колоритом, стоит помнить, что – хоть простые, но сильные фразы. Они исподтишка влияют на картину миру. Создают в подсознании фундаментальные убеждения о себе, о других, о ценностях и правилах поведения. Поэтому тщательно отбирайте только созидательные народные изречения.

5. Сказки .

Куда без сказок? — Вежливый Колобок. Гостеприимный Журавль. Непослушный Петушок. Заносчивый Заяц. Кажется, в сказках прячется весь необходимый ребенку этический курс:

  • Ходить в гости с пустыми руками неприлично
  • Открывать дверь незнакомым людям в отсутствии родителей опасно
  • Хвастаться нехорошо
  • Принимать в свою компанию тех, кому одиноко
  • Предлагать помощь нуждающемуся

6. Мамины истории.

Сочиняйте их сами! Это очень ценно – сказки под маминым авторством. Выберите героя, близкого вашему ребенку, и пусть он попадает в самые разные ситуации:

  • Вежливо отвечает на звонок
  • Просит о помощи, когда не может справиться сам
  • Благодарит за оказанную услугу
  • Придерживает дверь, если следом кто-то идет
  • Пропускает сестричку вперед
  • Уступает место пожилому человеку
  • Говорит искренние комплименты вслух
  • Спрашивает, который час
  • Хранит доверенную тайну
  • Уходя, прощается
  • Пишет письмо
  • Дарит открытку другу на день рождения


7. Обсуждения.

Разговаривайте с детьми о том, что зацепило их на детской площадке, в садике, школе, в гостях, магазине. Стимулируйте мышление. Задавайте вопросы: «А как ты думаешь? Как, по-твоему, было бы лучше?». Здесь есть одна особенность: мы обговариваем поступки, а не людей, поэтому ярлыки «плохой мальчик», «некультурная девочка» недопустимы.

8. Личный пример .

А теперь о самом главном. Без теплых отношений и качественного родительского примера уроки вежливости не состоятся. Ну, невозможно передать то, чего не имеешь сам!

И помните, этика – это не чтение моралей, это область философского знания! А философия не терпит дилетантов.

Современная мультиндустрия создала не один десяток поучительных мультфильмов о вежливости и правилах поведения. Приглашаю посмотреть один из них прямо сейчас:

Вежливого вам окружения!

С теплотой и любовью,