Причиной агрессивности может быть гормональная буря, а может быть система запретов и чрезмерных требований со стороны взрослых, следствие затаенной обиды. Иногда агрессия используется как способ самоутверждения, которое особенно важно для подростка – ему важно добиться уважения и признания сверстников.


Поэтому, сталкиваясь с проявлениями агрессии, важно рассматривать эту ситуацию не с позиции обвинения, а понять истинную природу такого поведения. При этом важно отличать истинную агрессивность от импульсивности, необдуманности поступков, присущей подростковому возрасту. Понять это, также как и причины агрессивности, может помочь только постоянный диалог и доверительный контакт с подростком.

Не перегните палку!

Самая главная ошибка в попытке «исправить» агрессивного подростка – в том, что родители уповают на наказание, как главный способ решения проблемы. Конечно, нельзя поощрять агрессию, важно четко обозначить позицию, что такое поведение недопустимо, заставляет вас переживать. Но делать это нужно без чрезмерной строгости. Ведь речь-то как раз идет о неустойчивой подростковой психике, бунтующей против наказаний и запретов.


Наказывая подростка, особенно не разобравшись в причинах, несправедливо с его точки зрения, вы рискуете только усугубить ситуацию.


Помните, что самое страшное для неустойчивой самооценки подростка – это стать «отверженным». Наказывая ребенка, а тем более постоянно говоря о нем в негативном ключе, вы демонстрируете именно отвержение, неприятие. В результате контакт и доверие будут окончательно потеряны, что только больше настроят подростка против вас, укрепляя его в мнении, что агрессия и сила – единственные способы решения конфликта.

Давайте возможность высказаться

И наоборот, спокойная доверительная обстановка, умение родителей сглаживать острые углы в неизбежных конфликтах с создадут ощущение, что его ценят и поддерживают со всеми его сложностями и проблемами, а значит, будет создана нужная почва для решения проблемы агрессии. Станьте примером эффективного поведения, дайте возможность ребенку получить опыт нахождения компромиссных решений.


Если понимаете, что подростку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим, позвольте ему высказаться и умейте слушать.


Учите подростка направлять свою избыточную энергию в конструктивное русло – например, занятие спортом. Ознакомите его с психологическими техниками, помогающими снять напряжение и обрести душевное спокойствие.


Помните, что нет таких психологических проблем, с которыми не помогли бы справиться любовь и взаимное доверие. А … он проходит, в то время как доверие остается на всю жизнь!

Одним из важных факторов, подрывающим и уничтожающим психическое здоровье подростка, является его собственная агрессия. Что побуждает подростков вести себя агрессивно?

Иногда агрессивное поведение связано с заболеванием головного мозга ребёнка, нервной системы или некоторыми соматическими заболеваниями. Но чаще всего степень проявления агрессии определяется воспитанием ребёнка в семье. Если родители наказывают его, бьют, постоянно ругают или издеваются, то такое поведение ребёнка является ответной реакцией на жестокое отношение к себе.

Семейные отношения также накладывают отпечаток на выплескивание подростками негативных эмоций. Многие родители считают проявление у ребёнка таких чувств, как гнев, раздражение, досада, недопустимым. Они уверены, что нормальный человек должен их в себе давить и не показывать. И стараются не допустить проявление подобных чувств у подростка разными способами. Подросток же может либо продолжать делать по-своему (а это приведёт к увеличению проявления агрессии), либо послушается и станет в себе гнев давить. Загнанные внутрь отрицательные чувства действуют на организм разрушительно. Это может вызвать болезни сердца, кожи, желудка, головные боли. Кроме того, накопившись внутри, они могут «взорваться», и тогда можно ждать ещё большей беды.

Найти золотую середину в том, как вести себя с подростком, проявляющим агрессивность, сложно. Давление или наказание, которое унижает достоинство ребёнка, может спровоцировать новую вспышку агрессии. А если родители перестанут обращать внимание на такое поведение ребёнка (думая, что всё пройдёт с возрастом, само собой), то он начнёт считать это нормой. Тогда привычка действовать агрессивно может стать чертой его характера.

Также агрессивное поведение подростка может являться формой его самоутверждения. А проявление жестокости – способом завоевания места под солнцем или самозащитой. В любом случае агрессия – это отражение внутреннего дискомфорта ребёнка.

Нужно различать агрессию и агрессивность. Агрессия носит защитный характер. Состояние агрессии может возникать у подростков с низкой самооценкой в состоянии тревоги или когда они защищают свои права. При этом у подростков нет желания причинить боль другим. Надо сказать, что присутствие некоторой агрессии в характере ребёнка даже бывает полезным. Это поможет ему при встрече с сильным противником. Но всё должно быть в меру. Агрессивность же сопровождается намеренным желанием причинить боль.

Говорить об агрессивности ребёнка можно, если ребёнок часто теряет контроль над собой, спорит, ругается со взрослыми и сверстниками, отказывается следовать принятым правилам, специально раздражает окружающих, всегда винит других в своих ошибках, сердится и отказывается что-либо делать, завистлив, подозрителен, мстителен, во всех видит враждебность, быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Если в течение не менее шести месяцев в поведении подростка проявляются более четырёх из перечисленных признаков, то можно предположить наличие у ребёнка агрессии.

Агрессивный подросток не может встать на позицию другого человека или решить ситуацию другим способом. Он уверен, что чем больше он проявляет агрессивность, тем больше его будут слушаться.

Существует несколько форм выражения агрессии подростками:

* Физическая – использование подростком своей силы против другого человека;

* Вербальная – выражение ребёнком своих негативных чувств другим при помощи слов, визга, крика, угроз, ругани, проклятий;

* Раздражение – готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым, грубым;

* подозрительность – склонность подростка к недоверию к окружающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред». Часто подозрительность вызывает агрессивные действия только из-за одного необоснованного убеждения: «меня же хотели обидеть»;

* косвенная агрессия – воздействие на кого-либо при помощи других людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес «обидчика» и др.);

* обида – как проявление зависти и ненависти к окружающим.Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением или миром вообще;

* скрытая агрессия (или пассивно – агрессивное поведение), её подсознательная цель – месть. Поведение подростка направлено на то, чтобы разозлить, вывести из себя близких или окружающих.

Пассивно-агрессивное поведение – одна из худших форм проявления агрессии. Она показывает, что подросток не научился справляться со своими отрицательными эмоциями, в частности гневом. Чаще всего это проявляется в следующем: нарочитая медлительность, оттягивание времени, «забывчивость», «неспособность» сделать то, что просят. Когда же вы пытаетесь «образумить» ребёнка (криками, наказаниями, хорошими словами), это не помогает, потому что в его поведении нет логики. Подросток сам не осознаёт, почему он так себя ведёт.

Наличие агрессивно-пассивного поведения в начале подросткового возраста - нормальное явление (если только не причиняет вреда ему самому и его близким). Ребёнок в это время только учится владеть своими эмоциями. Ведь сильным чувствам (в том числе и гневу) подвержены все люди, надо просто научиться относиться к ним зрело, по-взрослому. В течении 5-6 лет подросток овладевает приемлемыми способами выплёскивать свой гнев и другие отрицательные эмоции. Это длительный процесс, и сам ребёнок эти способы может не найти. Ему надо подсказать, и делать это терпеливо. Многие младшие подростки как раз и выражают свой гнев пассивно- агрессивным способом, например, получая плохие оценки. «Вы можете заставить меня ходить в эту ненавистную школу, но хороших оценок не дождётесь», говорит его подсознание. И чем больше родители злятся, тем хуже будет результат: оценки станут ещё ниже.

Дружить с подростком, который всегда ведёт себя агрессивно, сложно. Он постоянно испытывает терпение друга своими гневными вспышками. Фактически все, кто соприкасается с проявлениями его физической или вербальной агрессии, стараются отойти в сторону и не общаться. Такого подростка часто отвергают. Он, в результате чувствует себя одиноким, никому ненужным, нелюбимым и в ответ ещё больше озлобляется.

Агрессивного ребёнка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребёнок.

Что можно сделать, если ребёнок проявляет агрессию?

1. Любое агрессивное поведение имеет в своей основе какую-то причину. Это может быть ответная или защитная реакция на поведение окружающих, способ самоутверждения, неумение вести себя по-другому или выразить другим способом свои эмоции и чувства. Постарайтесь прояснить для себя причину агрессивного поведения своего сына или дочери. Обратите внимание на то, как вы сами реагируете на агрессивные вспышки ребёнка. Возможно, он просто копирует ваше поведение. Или же ваше внешне спокойное отношение к такому его проявлению эмоций дало подростку внутреннюю установку, что это нормальная форма поведения.

2. Обратите внимание на то, как происходит общение в вашей семье. Если ребёнок слышит постоянные крики и скандалы, то вряд ли стоит ожидать от него благопристойных речей и спокойного поведения. Старайтесь найти по возможности спокойные способы выяснения отношений и решения проблем внутри семьи.

3. Агрессивные дети, как правило, не умеют сочувствовать другим, жалеть, вставать на их позицию, то есть у них снижен уровень эмпатии. Они не знают, что такое «плохо». Кроме того, зачастую они не умеют различать свои и чужие эмоциональные состояния. Учите ребёнка сочувствию, выражению чувств.

4. Агрессивный ребёнок не умеет правильно оценивать и своё состояние. Поэтому он зачастую не успевает вовремя остановить себя. Научите подростка понимать, что с ним происходит, управлять своим поведением. Для этого сначала пусть он постарается описать, какое на данный момент у него состояние и как это проявляется внешне. Например: «Я улыбаюсь, сердце немного щемит, хочется вдохнуть больше воздуха, распрямиться» - так он может описать радостное состояние. А вот состояние, близкое к агрессии, может выглядеть так: «Сердце колотиться, пульс участился, в горле спазм как комок стоит, ладони горят, пальцы рук сжимаются». Если подросток научится улавливать то, что ему говорит тело, значит, он сможет вовремя остановиться. Научите его расслабляться и контролировать свои чувства.

5. как уже говорилось, некоторые подростки ведут себя агрессивно, потому что не знают, как можно другими способами добиться того, что им нужно. Расширьте его поведенческий репертуар. Подскажите, какими ещё приемлемыми способами можно достичь желаемого, взаимодействовать с другими, общаться и решать проблемы. Обязательно отработайте с подростком варианты выхода из конфликтных ситуаций.

6. Гнев, обида, раздражение – нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Найдите тот способ, который позволит подростку разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом или труд. Любая физическая работа хорошо помогает.

Иногда может помочь и уместная шутка. Переведите отрицательную энергию в позитив.

Чаще всего гнев направлен на другого человека. Необходимо показать подростку, как можно выяснить отношения, не задев его чувства, не оскорбляя и не критикуя. Ваш пример покажет, как надо вести себя в подобных ситуациях.

7. Любой подросток нуждается в понимании и одобрении, терпеливом отношении к его взрослению. Будьте внимательны к потребностям ребёнка. Ведь его агрессия как раз и говорит вам о том, что ему чего-то недостаёт, что он испытывает внутренний дискомфорт. Постарайтесь помочь ему справиться со своими негативными ощущениями и эмоциями. Понимая своего ребёнка и принимая его, вы измените к нему своё отношение. А изменив себя, вы тем самым измените и его поведение.

«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и неуправляем. Что мне делать?»
Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать:
«Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение». Веселый смайлик в конце.
Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка - это нормально, обыденно.

«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и не управляем. Что мне делать?»

Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать:

«Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение» . Веселый смайлик в конце.

Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка - это нормально, обыденно.

За гранью нормальности

Стоит ли тогда простым обывателям удивляться, когда подрастающее поколение агрессивно реагирует на их замечания, причём не только вербально, раскрывая все прелести матерного языка, но и физически.

Ролики, выложенные самими подростками в Ютубе, свидетельствуют о вопиющих фактах проявления подростковой агрессивности. Они способны на многое:

    ударить пожилого человека кулаком в лицо, плюнуть в него, высмеять, повалить на землю и запинать до смерти (дедушка не дал закурить и попробовал прочесть лекцию о вреде курения);

    истязать, уродовать бродячих кошек и собак («А чо? Они разве кому-то нужны? Избавляем общество от звериного мусора…»);

    издеваться над бомжами («Они - отбросы общества, пусть знают своё место!»);

    избить своего учителя («Бабушка в маразме, а преподаёт физкультуру!»);

    надругаться над одноклассником («Да он мажор, вот мы его и прополоскали в унитазе школьного туалета, чтобы не выпендривался»);

    отомстить бывшему возлюбленному (так одна девушка с компанией друзей избивала и унижала) или возлюбленной (например, подросток нанёс несколько ножевых ранений своей «неверной Джульетте»).

Агрессия и агрессивность детей переходит все нормы допустимого. Неужели мы это будем считать « нормой» подросткового поведения?

Что такое агрессивность

Психологи различают понятия агрессии и агрессивности. Агрессия в переводе с латыни означает «нападение», «враждебность». Под агрессией, прежде всего, понимают действия.

Некоторые психоаналитики рассматривают агрессию как продолжение инстинкта смерти, стремления к разрушению, описанного Фрейдом.

Австрийский ученый Конрад Лоренц в своей монографии доказывал, что агрессия - не зло, а природный инстинкт, способствующий выживанию вида, а вовсе не направленный на его самоуничтожение.

Исследователь агрессии А. Басс определяет её «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

Агрессивность же - свойство человека, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению. Причём некая предрасположенность к агрессии может быть как осознаваемой индивидом, так и неосознаваемой. Психологи выделяют несколько видов проявления агрессивного поведения:

2. Косвенная.

3. Негативизм.

4. Обида, зависть, ненависть.

5. Подозрительность.

6. Чувство вины.

7. Вербальная агрессия.

8. Раздражение.

Как видим, у агрессии - разные лики, она может быть направлена на окружающих людей, внешнюю среду и на себя.

Итак, агрессия является, с одной стороны, следствием агрессивности, с другой - возникает в процессе социального научения.

Нужно для жизни

Быть агрессивным нынче модно. Считается, что агрессия - своеобразный механизм психологической защиты личности от воздействий на неё внешнего мира. Чтобы не быть пассивным, зависимым, не умеющим отстаивать собственные интересы и цели, нужно быть агрессивным.

Мама в песочнице радуется, что её карапуз отобрал у другого малыша ведёрко:

Молодец, умеет добиваться своих целей! Себя в обиду не даст...

Другая по дороге в детский сад учит:

Если тебя кто толкнёт, ты сдачу давай.

Папа девочку в три года на занятия боевыми искусствами записывает, чтобы умела за себя постоять.

Понятно, что родители ведомы благими намерениями, однако не видят, что обучают детей агрессивным формам поведения и не учат другим способам взаимодействия с окружающими, другим путям решения проблем. Собственноручно часто растят монстров, а потом не знают, что с ними делать.

В подростковом возрасте, являющемся переходом из детства во взрослость, промахи воспитания становятся наиболее очевидными.

Подростки

Уретральный подросток проявляет агрессию в виде гнева в случае несправедливости по отношению к его стае, ущемления его вольной, ничем не ограниченной особы, обращения к нему не по рангу - сверху вниз (например, похвала).

Его гнев проявляется ярко, он не знает границ, рамок. Уретральный вектор не довольствуется половинной мерой. Тут ярость - так ярость, любовь - так любовь.

В школе уретрального подростка видно сразу, он улыбается особой улыбкой, ходит уверенной походкой, зачастую с расстёгнутой рубашкой, ему невольно смотрят вслед. Учителя называют его неформальным лидером, заводят ему индивидуальный дневник по оцениванию поведения, он его носит, спокойно получает двойки и с таким видом смотрит на педагогов, что ощущается полное бессилие взрослых перед этим сорвиголовой.

Ключ к уретральному ребёнку - быть его регентом, обращаться к нему за поддержкой, помощью, советом, делегируя ему свои полномочия. Ни в коем случае не стоит ввязываться в перетягивание одеяла на себя, давить на него, требовать беспрекословного послушания - вы всё равно проиграете.

Лучше всего сделать старостой класса, он поведёт за собой коллектив, и именно так вы сможете максимально продуктивно направить его энергию в позитивное русло. Когда в классе есть уретральный ребенок, на самом деле, это счастье, можно спокойно ему перепоручить контроль за дисциплиной класса, нацеливание детей на высокие учебные достижения и хорошую сплоченность коллектива.

Он милосерден по своей природе, и сделать его своим союзником, а не врагом, достаточно просто. Он не обидчивый, отходчивый, понимающий.

Если же в классе два уретральных вождя, то закономерно, что они будут враждовать, причём конфликт будет сопровождаться агрессией. Закончится всё дракой, где будут биться не на жизнь, а на смерть. Лучше предотвратить на корню повод для агрессии - перевести их в разные классы, определить им разную территорию и поле деятельности.

Анальный подросток при правильном развитии врожденных способностей - послушный, покладистый ребёнок, уважающий мнение старших. Обратной стороной анального подростка является вербальная агрессия, злопамятность, мстительность, обидчивость, вымещение внутреннего напряжения на домашних животных, садизм.

Для ребёнка огромное значение имеет его мама, если она мало уделяет ему внимания, не хвалит за выполненные дела, то он чувствует, что его не любят, и обижается на всех - сначала на девочек, а потом на женщин. Пинает одноклассниц по попе, обзывает их грязными ругательствами, может обматерить учительницу.

Кожный ребёнок агрессивно распихивает всех локтями, он амбициозен, быстро находит способы выкрутиться из любой ситуации. Он проявляет агрессию, когда не получает желаемого, например, высокую оценку (ему за неё обещали велосипед), когда ущемляются его амбициозные планы. Пытается спорить с учителем, «качает» права, как быстро срывается, так же быстро забывает о содеянном. Кожники требуют равных условий, бессознательно чувствуя, что обгонят всех, не любят проигрывать и их принцип: «Для победы все средства хороши».

Надо отметить, что отрицательными сторонами кожного подростка при неправильном его развитии является отсутствие самодисциплины, неумение себя контролировать, ограничивать (например, он не может сорганизоваться, чтобы прийти в школу вовремя).

Агрессивно себя ведёт при потере каких-либо материальных ценностей, ведь они для - некий фундамент психологического комфорта.

Мышечный подросток ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим только при неправильном воспитании. От рождения этот ребёнок крайне спокоен, его нормальное состояние - монотония. Агрессию он начинает проявлять, если его переводят в состояние «война», отдавая в спортивную секцию, где тот разве что получит все шансы для попадания в криминальную среду, так как спорт не развивает в мышечнике главного - умения позитивно применять свою силу.

Правильным развитием для такого ребёнка является приучение к труду, даже к тяжёлой физической работе. Инициируя свою эрогенную зону - мышцы, он таким способом получает удовольствие от самого процесса работы и впоследствии становится «мирным строителем».

Мышечный подросток один никогда не устроит драку, его направляет кожник, и тогда он вместе с мышечными сотоварищами способен совершить насилие. Милый, добродушный мальчик, никогда бы плохо про него не подумали...

Важно быть накормленным, сытым, выспавшимся для хорошего настроения. Удовлетворение естественных человеческих потребностей для него - самая большая радость в жизни.

Так, группа подростков напала на прохожего возле гаражей, избила его, забрала деньги. Кожный предводитель банды купил себе на ворованные средства часы, а мышечники на выделенную им часть - еды, причём простой, грубой - сосиски в тесте набрали в большом количестве. Наелись от пуза. Малолетние преступники, остро нуждающиеся в трудотерапии.

Верхние вектора оказывают существенное влияние на агрессивность подростков. добавляет эмоциональности в агрессивное поведение: «Саша закатила истерику, когда увидела меня с другой девушкой, потом схватила её за волосы, кричала и дралась».

Больше всего подвержены аутоагрессии, внутреннее напряжение от взаимодействия с внешним миром они переживают глубоко в себе до тех пор, пока накопившийся клубок противоречий, непонимания в один момент не выплеснется в виде неожиданного для окружающих суицида.

Подросток проявляет агрессию обязательно вербально, он легко перекрикивает всех остальных сверстников и его уничижительные прозвища «прилипают» обычно на всю жизнь.

Вектор добавляет в агрессивное поведение подростка продуманности - мы не только не докажем причастность его к содеянному, но и не будем его подозревать. Незаметный, едва уловимый ребёнок, выполняя свою главную функцию «выжить во что бы то ни стало», подставляя других, скрывает улики собственного социально неодобряемого поведения.

Итак, агрессивность подростка - это тревожный звоночек для родителей и педагогов. Что-то они делают не так. Нужно пересматривать своё отношение к ребёнку, к методам его воспитания.

Эффективным средством, помогающим справиться с агрессивным поведением подростка, является осознание родителями двух постулатов:

1. Нужно правильно воспитывать ребёнка, в соответствии с его врождёнными векторами, чтобы он стал Человеком, впитал в себя культуру.

2. Необходимо уметь понимать глубинные причины агрессивности подростка и научить его снимать негативные чувства, не нанося ущерб как психический, так и физический другим людям.

К примеру, осознавая ценность тишины для звукового ребёнка, родителям требуется создать для него комфортные, спокойные условия, чтобы, возвращаясь из школы, у него была возможность побыть наедине с самим собой.

Родительская любовь становится наиболее действенной и адресной, если проявлять её системно, только тогда ребёнок чувствует, что его любят и это снимает агрессию: обнимать кожного подростка, хвалить анального, восхищаться уретральным, создавать тесную эмоциональную связь со зрительным, выслушивать орального и т. п.

Агрессивность подростков не является неизбежностью, многое зависит от нас - их воспитателей.

Корректор: Валерия Старкова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Агрессия – самый доступный способ выразить свои эмоции. И в жизни человека она играет как отрицательную, так и положительную роль. К числу положительных моментов относятся разрядка эмоций, устранение препятствий на пути к цели, отстаивание автономии, повышение самооценки при помощи агрессивности. Однако если человек не научится контролировать агрессивные проявления, это чревато большими жизненными проблемами. Поэтому давайте разберемся, в чем же причины агрессии у подростков – ведь это одна из самых наболевших проблем этого периода взросления ребенка.

Что же такое агрессия?

С помощью агрессии человек стремится подчинять и властвовать. Эта тенденция может проявиться как в фантазировании, так и в реальном поведении. Агрессивный человек склонен к насилию, разрушению, причинению вреда. Агрессия может быть направлена на себя (аутоагрессия) или на внешние объекты (люди, предметы). Различают так же явную и скрытую агрессию. Явная агрессия проявляется в повышенной конфликтности, злословии, давлении на человека, рукоприкладстве, скрытая – в уходе от контактов, самоубийстве, бездействии с целью причинения вреда. Агрессивным может быть человек любого пола и возраста. Особо ярко агрессия проявляется в . Каковы причины агрессии у подростков? Этим вопросом задаётся, пожалуй, каждый родитель, заметивший, что его ребёнок стал неуправляемым и злым.

Подростковый возраст и агрессия

В подростковый период ребенок становится более агрессивным. Причины агрессии у подростков кроются в специфике подросткового возраста – очень сложного периода в жизни любого человека. Подросток обычно ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим людям, причём агрессия может проявляться как в физической, так и в вербальной форме. Подростки не учитывают мнение взрослых, воспринимают своих родителей как врагов, могут сознательно причинять боль другому человеку. В этом возрасте для ребёнка велика роль группы сверстников, в которой он находится, ему важно заслужить их уважение. Поэтому насилие, агрессия по отношению к аутсайдерам, к людям из другой – способ самоутвердиться, показать личный героизм и преданность группе.

Почему подростки становятся агрессивными?

1. Одной из важных причин агрессии у подростков является конституциональная предрасположенность. Основные черты характера подростков, имеющих тенденцию к агрессивному поведению,– раздражительность, подозрительность, замкнутость, тревожность, боязнь общественного мнения, склонность испытывать стыд, а не чувство вины.

2. В формировании агрессивного поведения ведущую роль играет негативное влияние журналов, газет, Интернета, компьютерных игр, телевизора. Слишком много фильмов, мультиков, статей, сайтов, компьютерных игр, основным содержанием которых являются жестокость, насилие, криминал.

3. Семья, в которой живёт и воспитывается подросток, также может стать причиной агрессии подростка. Непонимание в семье, оскорбления, эмоциональное непринятие ребёнка, гиперопека, излишняя избалованность ребёнка, отсутствие эмоциональности в детско-родительских отношениях создают почву для агрессивного поведения. Наблюдая за агрессией,ребёнок невольно начинает подражать образцам такого поведения, а в будущем начнёт их воспроизводить.

4. Употребление алкоголя и наркотиков также могут привести к агрессивному поведению. В алкогольном и наркотическом опьянении подросток раскрепощён и не до конца понимает, что делает.

5. На появление агрессии влияет специфичность окружающей обстановки и состояние самого общества. Так, повышенный уровень шумов и радиации, неблагоприятная экология, переизбыток информации создают предпосылки к агрессивному поведению. А экономические кризисы, не урегулированные законы вместе с ощущением раздражения и безнадёжности способны вызвать у подростка чувство протеста и желание выразить этот протест в виде агрессии.

Остается только надеяться, что родители сумеют найти подход к своему ребенку, который пытается доказать всем, что он уже вырос. Только любовью, пониманием и уважением можно нейтрализовать излишнюю тревожность и агрессивность у подростка и помочь ему преодолеть этот сложнейший период в жизни.

Что делать, если ваш ребенок стал грубым и неуправляемым

Еще вчера такие милые и ласковые, сегодня ваши дочь или сын превратились в грубых нервных монстров, которые раздражаются при первом же вашем слове, хлопают дверью своей комнаты перед вашим лицом, грубо отвечают на простое замечание по поводу внешнего вида или тройки по литературе. «Переходный возраст», — пытаетесь успокоить вы самих себя. А потом срываетесь и тоже орете в ответ. Пропасть между вами и ребенком растет. Как ее избежать или преодолеть?

Внешние проявления подростковой агрессии — предмет особого беспокойства взрослых. Но, как ни удивительно, такая агрессия имеет и положительную сторону. Это открытое поведение, а значит, у родителей больше возможностей помочь своему ребенку.

В Москве с ее ускоренным жизненным ритмом и слишком интенсивным потоком информации люди постоянно сталкиваются со множеством агрессивных воздействий. Городская суета и скученность провоцируют нарушение личного пространства, добавляя раздражения. Подростки же из-за возрастных особенностей все воспринимают гораздо острее.

Поменьше страхов

По мнению психологов, уровень агрессии, подстегиваемый безумным темпом большого города, можно снизить, распределяя свои силы. В то же время многие родители даже не предполагают компромиссов и, наоборот, усугубляют ситуацию бесконечными «это надо» и «это надо». «Подросткам полезно составить свое „жизненное расписание“, чтобы необходимые дела перемежались с желаемыми», — советует Ирина Галахина, семейный психолог центра «Здоровье человека».

Агрессия как форма защиты возникает не только из-за реальной обиды, но и при повышенной тревожности. Еще сложнее, когда раздражение копится внутри. Оно может выплеснуться в любой момент, и неизвестно, в какой передряге тогда окажется подросток.

В то же время в мегаполисе родители часто подстегивают тревожность своих детей — «туда не ходи, с этим не говори». Но ведь некоторые предостережения действительно необходимы! Людмила Аншакова, психолог МА «Здоровое поколение»: «Разумнее повышать позитивную самооценку — «я не позволяю по отношению к себе оскорблений и нападок, поэтому и не стану их провоцировать». Не давайте тревожный посыл. Вместо «будь осторожен» лучше «позвони, когда будет возможность».

С агрессией порой нелегко справляться самостоятельно. Тогда необходима консультация специалистов. В столице большой выбор медицинских учреждений, центров, кабинетов, где можно получить квалифицированную психологическую поддержку. При этом совсем не обязательно выкладывать большие деньги, как думают многие родители. Существуют центры, предоставляющие бесплатные услуги, среди них ГУ «Московская служба психологической помощи населению», имеющая отделения в каждом округе столицы. Здесь же занимаются и обучением всех желающих — устраивают тематические семинары.

Иной раз родители с предубеждением относятся к психологу в медицинском учреждении, путают его с психиатром. Тогда им проще обратиться в психолого-педагогические и медико-социальные центры при департаменте образования города Москвы, которые также работают в каждом округе.

Но прежде всего взрослому важно подумать, что он делает не так. Раздражение подростка порой превращает ситуацию в замкнутый круг. Он грубит, огрызается. Родители в ответ сердятся, срываются или отдаляются. В то же время любая агрессия, на себя ли она направлена или вовне, — это своеобразная просьба о помощи, которую подросток в силу возрастных особенностей или сложившейся ситуации не умеет выразить иначе.

Дети всегда копируют поведение родителей. Агрессия может быть и неявной, но агрессивное поведение подростка показывает, что в семье не считаются ни с мнением, ни с чувствами, ни с желаниями другого.

Причины могут крыться и в излишней родительской опеке или, наоборот, в неприятии ребенка. А возможно, он не справляется со школьной нагрузкой.

Когда у подростка сложная ситуация, ссора с подругой или другом, он может «нападать» на близких или сверстников.

А тот, кто попал в среду, где агрессия — это норма, и сам пытается не стать белой вороной.

Елена Сергиенко, завлабораторией Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор: «Внешне подростки могут одинаково сильно реагировать и на пустяки, и на серьезные ситуации. Не оценивайте причины. Не говорите „какая ерунда“, если дело в рваной сумке. Вместе ищите выход: „давай поставим стильные заплаты или купим новую“. Реагируйте серьезно на все, тогда у подростка сформируется уверенность, что родителям можно рассказать и о более сложной ситуации».

Ирина Галахина: «Важно, чтобы у подростка была возможность хотя бы обозначить проблему, чувствуя, что с ним обойдутся деликатно, а не возмутятся: «этого и следовало ожидать!» или «о чем ты думал раньше?»

2. Как справиться с родительским раздражением

Иногда решительного заявления «я очень сердит на тебя!» бывает достаточно, чтобы снять напряжение.

А порой пригодится совет мудрых бабушек: «главное — сразу не орать». И действительно, если сразу сдержаться (как угодно: сжимать и разжимать пальцы, считать до десяти), проще не ответить агрессией на агрессию подростка. Но и хамство пропускать не стоит: «мне обидно, когда на меня кричат». Откажитесь продолжать разговор в таком тоне.

3. При чужом влиянии

В 13-15 лет очень важно признание группы сверстников. И какие-то поступки совершаются ради признания или при подражании кумиру. Компании же бывают разные. «Если подросток попал под чье-то влияние, он будет транслировать идеи, которые раньше ему не были свойственны, — рассказывает Елена Сергиенко. — Помимо необычных разговоров можно заметить подавленность, тревогу, изменение аппетита. Не паникуйте и не осуждайте, чтобы не оттолкнуть от себя ребенка. Старайтесь противопоставить собственные ценности».

Ирина Галахина: «Не надо сразу низвергать кумира. Разумнее усиливать собственное «я» вашего ребенка. Чаще интересуйтесь его мнением: «А тебе что нравится? А ты как думаешь?»

4. Как общаться с подростком

Не унижайте подростка — физически или словами.

Ничего, кроме защитной (часто агрессивной) реакции, вы не добьетесь. Более того, он сосредоточится на мысли «как со мной несправедливо обошлись» и о поведении своем думать уже не будет. Негативная оценка должна касаться только проступка (не «ты плохой», а «твой поступок плох»).

Делайте акцент на чувствах. Разделите его чувства: «я знаю, каково это», «конечно, ты разозлился».

Нельзя говорить: «что ты за человек!» Лучше так: «Тебе хочется все разнести вдребезги? Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».

Блокируйте агрессию. Можно удивить, рассмешить или обрадовать (хоть шоколадку подарить).

Давайте ребенку разряжаться физически. Приобретите дартс или боксерскую грушу. Груша не только помогает снять напряжение, но и наглядно демонстрирует ответный удар на агрессивный выпад.

5. Как предлагать помощь

Ирина Галахина: «Если подросток постоянно агрессивен, не обвиняйте его. Говорите от себя: „я не понимаю, что с тобой, я в растерянности“. „Я замечаю, ты злишься часто. Тебя что-то беспокоит? Что ты хочешь изменить?“ Если с ребенком что-то произошло, родителю очень важно не паниковать самому. Не оценивайте ситуацию, не ругайте, не отвергайте и не кричите. Иначе ребенок закроется. Предложите помощь. Если подросток отказывается, спокойно скажите: „Хорошо, ты не хочешь говорить со мной, но если что, я рядом. А кто бы смог тебе помочь?“ Главное — создать ощущение тыла и того, что помощь возможна».

Чтобы снять эмоциональное напряжение, предложите подростку написать все слова, которые ему хочется выкрикнуть, или описать ситуацию, а потом смять и порвать лист.

6. Если подросток в состоянии аффекта

Если подросток сильно возбужден, раздражен, не контролирует свои поступки, практически не реагирует на окружающих, всеми силами удерживайте его дома. Елена Сергиенко: «Сбейте первый накал страстей любым путем — в зависимости от особенностей подростка. На кого-то необходимо наорать, с кем-то применить хитрость. Только не раздражайте его еще больше. Попробуйте агрессию перенаправить — начните колотить подушки или рвать газеты».

подросток , ребенок ,