Добрый день, уважаемые читатели! Все мы с вами желаем счастья и успеха нашим детям. Чтобы они росли крепкими, здоровыми, счастливыми и умными. Большинство родителей задумывается о воспитании и развитии ребенка еще до его рождения. Яркий пример этого — тот факт, что многие беременные начинают слушать классическую музыку, приучая малыша к прекрасному и способствуя гармоничному развитию ребенка. Многие педагоги и психологи считают, что раннее развитие ребенка до года способствует его более успешной адаптации и развитию в будущем.

Раннее развитие детей — уже звучит не как какое-то новшество, а как необходимость для дальнейшего благоприятного развития малыша. Но вокруг столько разных методик. Что выбрать? Заниматься по системе Монтессори? Или выбрать принципы Вальдорфской педагогики? В этой статье я вам расскажу про наиболее популярные системы раннего развития, используемые до года, их плюсы и минусы. Давайте разбираться!

Начнем с наиболее популярных методик раннего физического развития.

Для младенцев, только что появившихся на свет, водная среда остается более привычной. Ведь он 9 месяцев провел в водной стихии в животе у мамочки, поэтому рекомендовано начинать заниматься сразу после рождения, пока у детей не пропали врожденные рефлексы.

Сначала занятия могут проходить дома в ванне, а после 2−3 месяцев в бассейне, как говорят инструкторы по грудничковому плаванию — «в большой воде».

Лучше начинать занятия под руководством опытного инструктора, который подскажет, как лучше держать ребенка, какие упражнения с ним уже можно делать и распишет для вас занятия по месяцам. Основная задача взрослого — привить любовь к воде, чтобы малышу нравилось купаться и плавать.

Плавание развивает практически все группы мышц, улучшает работу дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы. Занимаясь плаванием с грудничком, мы также и закаливаем ребенка, укрепляем его иммунитет.

Такие занятия могут помочь снять излишний тонус, помогают расслабиться, даже уменьшают вероятность , что так часто беспокоит малышей. Но что самое главное — поднимают настроение ребенку и приносят вам с вашим малышом яркие положительные эмоции. Ведь в это время мама находится рядом с малышом в тесном телесном контакте. Что может быть лучше для новорожденного?

Основные минусы данной методики :

  • В бассейнах все еще часто хлорируют воду, что может раздражать нежную кожу малыша.
  • Несмотря на то, что вода и помещения тщательно дезинфицируются, все-таки, бассейн — это общественное место, соответственно увеличивается возможность подхватить инфекцию.

Если вас заинтересовала данная методика, предлагаю ознакомиться с книгой «Плавать раньше, чем ходить » автор В. Скрипалев

Динамическая гимнастика для малышей: Китаев и Трунов

Данная методика отличается от обычного массажа. Она более динамичная, эмоциональная, можно даже назвать это акробатической гимнастикой. С ребенком выполняются различные динамические упражнения с подбрасывание вверх, малыша крутят и вертят в разные стороны. Большинство бабушек, конечно, не смогут на это спокойно смотреть, тем более что ранее было принято пеленать детей практически до 6 месяцев.

Авторы данной системы развития предлагаются соединить закаливание, массаж, упражнения на мяче и в воздухе, тем самым предоставляя ребенку массу возможностей для развития двигательной активности. Каждый месяц малыш усваивает все новые навыки — учится , координировать движения ручек, а задача взрослого — идти немного на опережение, показывая ребенку все возможности его тела.

Плюсы :

  • Малыш лучше ориентируется в пространстве.
  • Укрепляет иммунитет.
  • Развивает мышечный тонус.

Минусы :

  • При неправильном исполнении занятия могут быть травматичны! А родители не всегда могут самостоятельно дома правильно просчитать предлагаемую малышу нагрузку.

Раннее развитие ребенка до года: системы общего раннего развития

Методика Глена Домана

Глен Доман — врач-нейрофизиолог. Его методика делает упор на интенсивное физическое развитие детей с самого момента рождения и активное развитие их интеллекта.

Доман считает, что, взяв за основу прекрасную зрительную память новорожденных, можно быстро обучить их новым словам и понятиям. Предлагается использовать специальные карточки, на которых крупно написаны слова или точки (синонимы цифр).

Данные картинки нужно показывать практически с первых дней жизни малыша, постепенно, каждый месяц увеличивая их количество и усложняя содержание. Начать можно с изображений игрушек, фруктов, потом переходить к более сложным категориям.

Купить карточки Домана можно в интернет магазине MyToys .

Как происходит обучение? Ребенку показывается карточка, затем взрослый громко произносит слово, написанное на ней. Занятия должны быть ежедневными, в несколько подходов по несколько секунд, где на каждую секунду приходится одно слово.

Основы методики изложены в книге «Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет »

Вот основные из них:

  • Главным и самым лучшим педагогом по раннему развитию ребенка является сам родитель.
  • Чем раньше начинается обучение, тем лучше!
  • Дети в раннем возрасте могут усвоить огромное количество информации.

Глен Доман огромное значение придает и раннему физическому развитию! Он продвигает идею о том, что физическая активность ребенка способствует его умственному развитию.

Малыш, только появившись на свет, уже рефлекторно знает и умеет ползать и плавать. Поэтому необходимо с самого начала постараться развивать эти навыки, пока ребенок их не забыл.

Доман предлагал использовать дома специальный трек, на котором ребенок может отрабатывать навык ползания.
Можно поставить его под небольшим наклоном, тем самым немного усложнив задачу. Чем активнее и быстрее ваш малыш физически развивается, тем быстрее развивается и интеллектуально.

Дорогие читатели, мой партнер — компания Шаг Вперед - при покупке доставит вам трек Домана абсолютно бесплатно. Для этого вам нужно назвать кодовое слово — «Блог Светланы Белошенко». При оформлении заказа сообщите оператору эти волшебные слова — и трек к вам приедет бесплатно).

Идеи Глена Домана очень заражают, кажутся простыми и доступными, ведь с помощью ежедневных занятий можно очень быстро развить потенциал малыша и его врожденные способности.

Но есть много спорных моментов :

  • В обучении малыша в основном задействуется только зрение и слух.
  • Большой объем информации может утомить ребенка, у него пропадет интерес к занятиям.
  • Отсутствуют игровые моменты, ведущие в этом возрасте. Развитие происходит только через пассивное обучение.

Система Марии Монтессори

Обучение происходит только через подражание малыша действиям взрослого. В основе данной методики — воспитание детей с опорой на духовность и традиции.

Для малышей до года используются только натуральные материалы. Занятия проходят в обучении лепке, , знакомством с ежедневными бытовыми ритуалами (как умыться, как использовать полотенце и т. д.).

Активно используется народный фольклор. Использование потешек, (преимущественно сказок), рисование, танцы. Педагоги данной системы исключают задания на развитие памяти, мышления. До 7 лет педагоги не обучают детей чтению и счету, считая, что абстрактные понятия, такие как буквы и цифры, не понятны и не нужны в раннем возрасте.

Вальдорфские воспитатели утверждают, что до 3-х лет малыши учатся наиболее интенсивно. Дети усваивают огромный объем знаний и умений, играя. Никаких специальных заданий и упражнений, а только общение с родителями, братьями/сестрами, сверстниками.

Наблюдая за происходящим вокруг, малыши подражают взрослому, например, его речи, тем самым и обучаются. Цель вальдорфской педагогики — развитие врожденных талантов и способностей ребенка.

Отсутствие «натаскивания», отказ от разных технических новинок и изобретений. Считается, что просмотр телевизора, различных, даже специально подобранных видео для детей, перенагружает нервную систему ребенка. Сторонники данного метода считают, что всевозможные технические новшества и игрушки не дают развиваться воображению, фантазии и детской смекалке. Гармоничное развитие происходит через чтение, рисование, подражание взрослым.

Основные плюсы Вальдорфской педагогики :

  • Доброжелательная атмосфера воспитания.
  • Индивидуальный темп развития каждого ребенка.
  • Независимость от оценок.
  • Многообразие форм игровой деятельности.

Минусы Вальдорфской педагогики :

  • Воспитание происходит в отрыве от достижений цивилизации.
  • Не уделяется должного внимания развитию интеллектуальной деятельности.
  • Возможны сложности в дальнейшей адаптации к обычной школе (так как детей не обучают чтению и счету).

Сесиль Лупан разработала свою собственную систему раннего развития детей, взяв за основу методику Глена Домана. Она отошла от жестких рамок Домана. Добавила больше эмоциональности и творчества. Свой опыт воспитания двух дочерей Сесиль описала в книге «Поверь в свое дитя ».

Данная методика основывается на следующих принципах :

  • Лучший учитель — это родитель.
  • Поддержание интересов ребенка и его стремлений узнать новое.
  • Обучение нужно заканчивать раньше, чем ребенок устанет.
  • Если интерес малыша угасает, смените вид деятельности.

Большое значение выделяется первому году жизни! За свой первый год малыш усваивает огромное количество новых знаний и навыков. За этот период времени Лупан предлагает родителям решить четыре основные задачи:

  1. Научите ребенка любить самого себя. Покажите ему, что он желанный! Очень важно всячески проявлять свою любовь к малышу, чаще улыбаться ему, ласкать, проявлять заботу, радоваться его достижениям. Если ваш кроха плачет — обязательно подойдите к нему! Ведь дети до года еще не могут манипулировать. И если ваш малыш плачет, значит ему необходимо ваше внимание.
  2. Стимулируйте и развивайте все пять основных каналов восприятия:
    Развития зрения . Стройте ему рожицы, показывайте яркие картинки, украсьте его кроватку красивым постельным бельем, разложите по дому игрушки и т. д.
    Развитие слуха . Напевайте разнообразные мелодии, песенки; разговаривая с малышом, меняйте интонации; вместе с крохой слушайте различную музыку, сказки. Помните, что ваша речь образец для подражания, говорите четко и правильно.
    Развитие осязания . Используйте различные ткани, давайте малышу гладкие, колючие и мягкие предметы, знакомьте с понятиями горячо-холодно.
    Обоняние и вкусовые ощущения . Знакомьте ребенка с различными ароматами. Для занятий можно сделать специальные мешочки, наполненные разными ароматными травами. Также поощряйте малыша к знакомству с разными вкусовыми ощущениями. Так как маленькие детки до года познают свойства предметов, потянув их в рот, можно подобрать разные безопасные игрушки, которые он мог бы погрызть и пожевать.
  3. Поощряйте любую физическую активность малыша. Сразу после рождения ребенка Лупан предлагает выполнять с малышом различные гимнастические упражнения, сгибать ручки, ножки. Как только малыш будет пытаться сесть на четвереньки, стимулировать его к ползанию и т. д.
  4. Речевое развитие. Речь развивается с момента появления малыша на свет. Поэтому чаще говорите с ним. Озвучивайте свои действия, называйте предметы, окружающие вашего малыша, переодевая ребенка, называйте части тела. Читайте сказки, стихи, сочиняйте истории. Отдельное место занимает в развитии речи звукоподражание. Ваш малыш чихнул, повторите это, он сказал первое «Агу», с улыбкой произнесите это вновь.

Лупан предлагает использовать иллюстрированные карточки. См. картинку ниже:

Данная методика рекомендует обязательно составить график занятий на неделю вперёд, а лучше по месяцам. Да, возможно, у вас не получится все сделать именно так, как планировали, но вы хотя бы сможете ориентироваться, что вы освоили, а что еще не пробовали сделать.

Очень важно, по мнению Лупан, активно развивая интеллект, помнить о личности ребенка, его желаниях и потребностях. А в главное не содержание, а атмосфера. Главное — чтобы вашему малышу было интересно.

Развивающие пособия от 0 до года

Сегодня многие развивающие программы включают лучшее из основных методик раннего развития. Существует множество различных обучающих пособий, которые можно приобрести на рынке для детей с самого рождения.

Например, пособия «Школы 7 гномов ». Про него, наверное, слышала практически каждая мама. Годовой комплект состоит из нескольких ярких иллюстрированных тетрадей. С их помощью каждый родитель может легко и непринужденно познакомить своего малыша с первыми стихами и прибаутками, познакомить с понятиями день-ночь, проиллюстрировать основные цвета, познакомить с понятием «форма». Хотя, конечно, школа семи гномов не затрагивает сферу физического развития ребенка.

Купить другие комплекты или отдельные пособия можно по ссылке .

Все наши дети разные. И подход к развитию каждого малыша должен быть индивидуальным. Какую бы методику развития для своего малыша вы не выбрали, главное — это любовь и уважение!

Вы можете выбрать лучшую, на ваш взгляд, из предложенных методик и составить собственную программу для своей крохи. Занимайтесь с малышом тем, что нравится вам самим, и тогда это будет любить ваш малыш. Находите время для ваших занятий только тогда, когда у вас с малышом хорошее настроение и успех будет виден очень скоро.


Дошкольное обучение – первое структурированное образование, с которым ребенок сталкивается при вхождении во взрослую жизнь. Оно охватывает временной промежуток от рождения до возраста шести лет, когда ребенок отправляется в школу.

Важность обучения с ранних лет

Этот период очень важный и ответственный, за это непродолжительное время ребенок активно осваивает все сферы: образовательную, чувствительную, интеллектуальную, взаимодействия, психическую.

Столь стремительные и фундаментальные изменения помогают ребенку осваивать все новые сферы жизни. Благодаря этому рывку ребенок активно включается в образовательный процесс.


На сегодня ниша образовательных учреждений дошкольного образования активно развивается, только государственные детские сады не в силах обеспечит все интересы детей и родителей.

Сегодня творческие школы, студии, кружки предлагают различные направления работы с детьми, среди которых танцы, гимнастика, ритмика, театральное искусство, иностранные языки, подготовка к школе. Развиваются и подходы к обучению ребенка.

Очень важно развивать речь, органы чувств, двигательные навыки, кругозор ребенка.


Домашнее обучение с родителями

Ответственным этапом в организации дошкольного образования является планирование деятельности. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес. Современная педагогика укрепляет утверждение о том, что процесс обучения для маленького ребенка должен быть увлекательным и динамичным, только при живом интересе ребенка можно добиться существенных результатов.

Дети имеют чрезвычайно нестойкое внимание, из-за этого процесс их обучения очень трудоемкий, требует особых навыков и огромных усилий. Существует немного методических материалов по развитию детей дошкольного возраста, это связано с индивидуальным подходом к обучению в детском коллективе. Другая точка зрения – частая смена ведущей концепции обучения. Взгляды на обучение дошколят менялись очень стремительно, фактически каждая эпоха вносила коррективы в учебный план детских садов.


Урочные занятия у дошкольников

К детям дошкольного возраста невозможно применить классно-урочную систему обучения. Внимание в этом возрасте еще не стойкое, дети не способны часами напролет заниматься отдельным предметом. Хотя для обучения школьников такая система вполне себя оправдывает.

С самого начала развития дошкольной дидактики принципы образования детей раннего возраста не отличались от представлений об обучения старших детей. Но логично, что маленький ребенок не может учиться по шаблону старших школьников.

В детском саду процесс обучения и воспитания идут параллельно друг другу.

В ходе обучения детей необходимо придерживаться определенных принципов.

Во время обучения ребенка младшего возраста должны предоставляться реальные знания. Нельзя упрощать материал до схематичности, коверкать его. Ребенок запоминает всю информацию в возрасте от 2 – до 7 лет. При неправильно сформированной базе представления ребенка будут сильно искажены.


Принцип научности в изучении природы

В процессе обучения ребенка следует формировать конкретные представления, знания об окружающем мире. Все полученные знания не должны конфликтовать со школьной программой. Это проблемой при обучении детей младшего дошкольного возраста занимается дидактика. Она старается так подготовить учебный материал, чтобы это было понятно детям юного возраста, но имело верную научную основу. Глубокая проработка учебной программы для ребят дошкольного возраста помогает создать мощную базу, на которую будет проще нанизывать весь школьный материал.

Особенности научного подхода в процессе воспитания – формирование у детей единой картины мира и правильного представления о законах природы. Очень сложно указать тот возраст ребенка, когда формируются базовые понятия о мироздании. Многие представители дошкольного образования склоняются к мнению, что эти азы должны быть неотъемлемой частью процесса воспитания.

С самого раннего возраста у детей нужно формировать верные представления об окружающем мире, основанные на современных научных знаниях.

Знания об этом принципе есть у всех родителей, его целесообразность применения у малышей младшего возраста существовала со времен развития педагогики. Для познания нового ребенку необходимо видеть картинку, возможно, тактильно ощутить неизведанное. Так знания ребенка дошкольного возраста оперативно и естественно встраиваются в его картину восприятия.

Такие особенности подтверждаются тем фактом, что любой повествовательный рассказ дети стараются представить в качестве образного ряда. Детям дошкольного возраста на основе простейших действий, умений работать с предметами проще формировать более сложные мыслительные операции – анализа, рассуждения, сравнения, счета.

Через наглядные образы для ребенка происходит формирование мыслительной деятельности. Чтобы научиться считать мысленно необходимо много раз практиковать счет на реальных предметах. Изучение процесса обучения детей доказывают, что основную информацию ребенок получает через зрительное и слуховое восприятие. Этим органам чувств уделяется основное внимание при работе с детьми дошкольного возраста.


Принцип наглядности - ребенок воспринимает информацию лучше

В случае восприятия зрительной информации все сведения оперативно поступают в головной мозг. В то время как слуховое восприятие несколько растянуто по времени.

Принцип наглядности для детей в детском саду – это обогащение и расширение чувственного опыта ребенка и его знаний о мире. Малыши воспринимают натуральные предметы: муляжи фруктов и овощей, макеты зданий, схемы, панно из растений, чучела животных. Особенности маленьких детей дошкольного возраста – умение воспринимать схемы, рисунки, иллюстрации, на этом умение строиться многие принципы обучения и воспитания.

Принцип наглядности используется при закреплении связей между новыми и старыми знаниями, при изучении нового материала.

К наглядным материалам предоставляются следующие требования:

  • реалистичность, все предметы должны быть максимально приближены к реальным предметам, иметь сходство;
  • достойное художественное оформление, воспитатели и родители должны приобретать или изготавливать макеты максимально качественно.

Весь учебный материал должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту и развитию. Особенности обучения ребенка младшего возраста – усвоение простого и понятого материала. Если знания слишком сложны и витиеваты, то процент усвоения их детьми резко снижается.

Основная сложность в реализации этого принципа – определение готовности ребенка к усвоению знаний. Не всегда это определяется возрастом, все дети индивидуальны. Перед началом процесса воспитания педагог должен произвести диагностику уровня знаний ребенка.


Задания должны быть доступными для ребенка

Еще 15 лет назад существовал негласный запрет обучению детей письму и грамоте до момента исполнения ребенку пяти лет. Сегодня существуют множество учреждений дошкольного образования, которые принимают детей и более раннего возраста для подготовки к школе. Изменились представления современных родителей и учителей, темп и интенсивность нагрузки ан первоклассника не оставляет шанса на промедление. Результаты такой гонки за знаниями мы узнаем, через несколько лет, когда проанализируем уровень знаний, психическое развитие и состояние здоровья нынешних первоклашек.


Обучение иностранным языкам можно начинать с 3-х лет

Не стоит путать доступность с легкостью, слишком простые задания не будут вызывать усилия и умственное напряжение, будет отсутствовать база для последующих знаний.

Важно создать ситуацию успеха, при которой решение сложной, но посильной задачи принесет радость и удовлетворение.

Принцип активного участия в процессе обучения

Особенности принципа - усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.


Ребенок должен принимать участие в обучении

Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление. Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной. В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.

Познание должно представлять собой решение практических задач, активность, самостоятельность. В основе таких представлений лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

Принцип последовательного обучения

Этот принцип воспитания призывает идти в обучении от легкого к трудному, от простого – к сложному. Все знания ребенка должны базироваться на предыдущем опыте. Объем новых знаний определяет педагог, который работает с ребенком. Время, эффективность усвоения, возраст ребенка в процессе познания должны быть ориентирами.


Принцип последовательности на примере

Теория и практика должны быть неотделимы друг от друга. Все знания должны подкрепляться на практике. Это очень интересно и трудно одновременно, не всегда в полной мере можно внедрить знания, которые получил ребенок небольшого возраста.

Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку и учета возрастных особенностей

Дети в дошкольном возрасте сильно отличаются по скорости восприятия, быстроте мышления, усидчивости, старательности, поведению. Все эти признаки формируются благодаря физиологическим, умственным способностям, методам воспитания, условиям жизни, подготовленностью педагога и родителей.

Выявить основные особенности малыша можно, постоянно наблюдая за ребенком, примечая его поведение в различных ситуациях. Для детей постарше можно организовать коллективные беседы, которые помогут выявить особенности ребенка, степень усвоения знаний, характер. Даже в юном возрасте можно выявить лидерские качества, любознательность, умение придти на помощь.

Такая диагностика очень важна, в раннем возрасте негативные черты характера и мыслительные особенности проще поддаются коррекции. Проверка всего детского коллектива может выявить ребят, которые быстро схватывают учебный материал, на которых можно опираться в процессе обучения.


Занятия с учетом возрастных особенностей

Очень важен в процессе воспитания учет физиологических и анатомических особенностей ребенка. Педагог должен быть ознакомлен с состояние здоровья каждого ребенка. При этом тактично и мягко скорректировать процесс обучения для максимальной эффективности. Если у ребенка проблемы, например, со слухом или зрением, то его необходимо посадить на первые парты, для лучшего восприятия.


Обучение чтению по Зайцеву
  • Если у ребенка имеются ограничения по физической активности, то необходимо поставить педагога по физической культуре в известность.
  • Если ребенок очень импульсивен или даже агрессивен, то в процессе воспитания необходимо развивать волю и терпимость.
  • Если ребенок только недавно пришел в детский коллектив, то скорость речи и словарный запас ребенка ограничены. Поэтому при ответе малыша необходимо проявлять терпение не только педагогу, но и учить этому всех детей.
  • Есть дети, которые не привыкли умственно трудиться. Они предпочитают проводить время в играх и активных развлечениях. При работе с такими малышами необходимо включать интеллектуальные задания в двигательную активность. Моно показать преимущества активной мыслительной деятельности в играх и соревнованиях.

Принцип взаимосвязи обучения и развития

Эти два процесса взаимосвязаны и непрерывны, но вместе с тем требуют терпения. Еще вчера малыш ничего не умел, а сегодня овладевает разными умениями. Все это закономерно и естественно. Если на каком-то этапе в обучении есть трудности, нужно просто набраться терпения и двигаться вперед.


Взаимосвязь обучения и развития у дршкольников

Очень важно пробудить в ребенке тягу к самостоятельному познанию, тогда малыш сам будет стремиться познать новое и интересное. Обязательно хвалите ребенка создавайте ситуацию успеха – это самый верный стимул. Любите детей, тогда у вас непременно все получится.

Процесс приобретения ребенком туалетных навыков - это процесс взросления и созревания, характеризующийся физическим и психологическим развитием ребенка, при котором он может самостоятельно и произвольно контролировать функции своего кишечника и мочевого пузыря. Такой стадии развития ребенок обычно достигает в возрасте около 18 месяцев. До достижения этого возраста нервная система и мышцы сфинктера не являются полностью сформированными, поэтому процесс приобретения туалетных навыков может происходить более длительное время, а приобретенные навыки оказываются неустойчивыми. В свою очередь, эти явления могут послужить причиной негативного стресса и расстройств как у ребенка, так и у матери.

Традиционно педиатр играет ключевую роль в определении возраста, когда следует начинать обучение ребенка туалетным навыкам. Многие матери начинают приучать детей к горшку начиная с 10-месячного возраста, а 40% матерей приступают к этому процессу по достижении ребенком возраста 6–8 месяцев. Проведенные в России исследования показывают, что 95% матерей начинают приучать своих детей к туалету слишком рано, неправильно определяя готовность младенца к обучению.

Ребенок может быть уже достаточно развит физически, однако его эмоциональная подготовленность нуждается в тщательной оценке. Родители являются в этих случаях самыми надежными судьями, которые могут определить психологическую готовность ребенка к обучению. Обучая ребенка туалетным навыкам, мать получает возможность более близко узнать своего ребенка, понять, как проходит процесс его обучения, и участвовать в этом процессе вместе с ребенком для достижения общей цели.

Процесс обучения ребенка

Процесс обучения ребенка определяется как приобретение знаний, навыков, форм поведения и т. д. У детей раннего возраста этот процесс происходит в значительной степени за счет физического развития и воспитания. Обучение может осуществляться на разных уровнях сложности и эффективности.

Виды обучения

Наименее сложным видом обучения считается приобретение рефлексов и привыкание. При классическом приобретении рефлексов один безусловный стимул привязывается к другому, изначально нейтральному стимулу. В результате соединения стимулов безусловный стимул сам по себе вызывает эффект. Классическим примером являются эксперименты академика Павлова на собаках, когда при кормлении, вызывавшем у собак слюноотделение, включался звонок. В итоге слюноотделение вызывалось одним только включением звонка. Привыкание - это некогнитивный или рефлекторный процесс обучения, соответственно, оно не связано с осознанием или обдумыванием поведения и не является подходящим методом для приучения ребенка к горшку.

Когнитивные связи и использование неокортекса. У людей более глубокое вовлечение центральной нервной системы (ЦНС) дает возможность более сложного обучения уже на очень ранних этапах онтогенеза. Познание отражает обработку информации с целью применения приобретенных знаний и реагирования на различные изменения. Одной из ранних форм ассоциативного обучения младенцев является игра, которая рассматривается как улучшение приспособленности к аналогичным ситуациям в будущем.

Одним из видов обучения путем наблюдения является подражание, которое также развивается у людей достаточно рано. Дети склонны копировать информацию, получаемую из окружающей их среды, в основном от родителей, братьев, сестер или друзей, что повышает скорость и качество выполнения заданий.

Подражание - это, скорее, неформальный вид обучения, движимый мотивацией ученика, а обучение под руководством инструктора/учителя является более формальным процессом. В идеале образовательный процесс должен складываться из набора формальных и неформальных подходов.

Сферы обучения. В психологии обычно выделяют три разных сферы обучения: когнитивную, психомоторную и аффективную. Когнитивная сфера связана с навыками анализа и решения проблем. Психомоторная сфера охватывает навыки, требующие комплексного взаимодействия интеллектуальных и двигательных навыков, например: вождение автомобиля, обучение видам спорта, игра на музыкальном инструменте. К аффективной сфере научения относятся взаимные отношения, такие как привязанность, любовь/ненависть или поклонение.

Саморазвитие (самосовершенствование) нейрональных сетей. Все процессы обучения требуют наличия, по крайней мере, простой нейрональной сети. Чем сложнее навыки обучения, тем выше потребности в возможностях нейрональных сетей. Важной чертой сложных сетей являются процессы самосовершенствования, позволяющие постоянно развиваться и улучшаться в процессах обучения.

Пластичность нейронов. Чтобы сохранять работоспособность даже в случае повреждения или нарушений со стороны части нейрональной сети, сложные сети должны быть крепкими и гибкими. Поэтому одни части нейрональной сети должны обладать способностью брать на себя функции других. Такую пластичность нейронов можно наблюдать у пациентов с инсультом, когда временно утраченные способности, такие как навыки чтения или речи, восстанавливаются по прошествии времени.

Способность к запоминанию. Способность к запоминанию приобретенных знаний и их повторному применению при необходимости является ключевой для эффективного и устойчивого процесса обучения младенцев.

Применение приобретенных знаний. Для того чтобы сохранить приобретенные знания, то есть не забыть полученные навыки, необходимо постоянно их тренировать и применять. Поэтому важно предоставить младенцам возможность самостоятельно выполнять и определять действия в повседневной жизни, то есть использовать ориентированный на ребенка подход в обучении.

Опыт: пробы и ошибки. Обучение - это пожизненный, бесконечный процесс, а применение приобретенных знаний обусловливает постоянные изменения. Эти изменения являются следствием положительного и отрицательного опыта. Важно, чтобы младенцы получали свой собственный опыт. Насколько у взрослых любой процесс обучения новым навыкам опирается на метод проб и ошибок, настолько младенцам требуется достаточно свободы в исследовании их мира и знакомстве с собственным телом.

Распознавание паттернов. Это незаменимая задача, связанная с эффективными процессами обучения. Наш мозг способен обнаруживать в заданиях глубинные паттерны, позволяющие быстрее приобретать знания. Например, паттерн распознавания играет ключевую роль в улучшении запоминания и используется чрезвычайно активно. Распознавание паттерна также используется при разработке искусственного интеллекта для создания сложных машин.

Повторение против забывания. Для максимального повышения наших способностей к обучению необходимо сочетать все вышеуказанные моменты. Между тем важно, чтобы процесс обучения продолжался в течение всей жизни, поскольку очевидно, что постоянное обучение, повторение и совершенствование незаменимы для наших процессов когнитивного развития.

Сон. Важный фактор для детей, поскольку позволяет отражать внешние впечатления и когнитивные процессы в течение дня и более эффективно объединять эту информацию в единое целое, непрерывно совершенствуя свои навыки. Поскольку активный сон очень важен для этого процесса, у детей должно быть достаточно времени для спокойного сна.

Рассматривая некогнитивное обучение, следует отметить, что рефлексы новорожденных и детей первых месяцев жизни формируют составные элементы будущего развития. Из рефлексов они вскоре превращаются в целенаправленные когнитивные и физические действия. Прикосновение пальца, пустышки или соска груди к небу младенца вызывает инстинктивное сосание. В возрасте 2–3 месяцев сосание уже становится результатом сознательного усилия, а не рефлекса.

Когда некоторые родители заявляют, что их старшие дети научились пользоваться горшком к своему первому дню рождения, это значит, что у них просто выработался рефлекс на горшок или унитаз. Проблемы возникают, когда в двухлетнем возрасте ребенок обнаруживает отсутствие контроля этого рефлекса и нежелание ему подчиняться. Нельзя научить ребенка пользоваться горшком, пока он не заявит об этой потребности и сам не сядет на него.

Психомоторное развитие

Психомоторное развитие и обучение требует работы мышц по определенным моделям. При этом происходит сложное взаимодействие когнитивных функций, то есть развитие двигательной зоны коры головного мозга и соответствующей (целевой) части тела. Выделяют три стадии психомоторного развития: 1) медленную когнитивную стадию, позволяющую контролировать навык; 2) ассоциативную стадию, на которой двигательное действие постепенно откладывается в мозге, и 3) самостоятельную (автоматическую) стадию, на которой происходят некоторые усовершенствования, но необходимости вспоминать навык как таковой уже нет.

В табл. 1 представлены некоторые важнейшие навыки, отражающие стадии развития детей в возрасте 4–6 месяцев, 9–12 месяцев, а также 18 месяцев и более.

Чтобы облегчить и ускорить процесс обучения ребенка туалетным навыкам, родителям следует пользоваться методом обучения, ориентированным на ребенка, который разработан Бразелтоном Т.Б. и Споком Б.Этот метод рассматривается скорее как философия, а не методология, и поэтому в каждом конкретном случае этот процесс не будет похож ни на какой другой, ни для родителей, ни для ребенка. При этом методе обучения контрольные функции возлагаются на ребенка, что дает ему возможность почувствовать уверенность в своих возможностях и повышает его самооценку.

Преимущества своевременного обучения детей туалетным навыкам представлены нами в табл. 2.

Выработка способности ребенка управлять функциями кишечника и мочевого пузыря не может быть ускорена началом обучения в более раннем возрасте и большей интенсификацией этого процесса. Исследования показывают, что дети матерей, которые рано начинали обучение своих детей, приобретали туалетные навыки приблизительно в том же возрасте, что и дети, которых начинали приучать к горшку в более позднем возрасте, когда они достигали необходимой физической зрелости. Средняя длительность обучения ребенка, достигшего 18-месячного возраста, составляет всего семь месяцев - по сравнению с 12–15 месяцами для детей, обучение которых начиналось в возрасте до 8 месяцев.

Союз педиатров России рекомендует родителям начинать обучение ребенка туалетным навыкам после достоверного определения у него признаков готовности к обучению, таких как моторные умения и способность управлять мышцами сфинктера. Как указывают авторитетные специалисты, эти признаки обычно становятся очевидными в возрасте около 18 месяцев . К этому возрасту социально-эмоциональная подготовленность ребенка становится ярко выраженной. Осознанное управление своим телом, движениями и поведением определяется следующими признаками:

    ребенок понимает простые команды и способен их выполнить.

    ребенок может говорить и произнести не менее двух-трех связанных слов.

    ребенок может взять предмет и положить его на нужное место.

Однако педиатр может определить наличие и некоторых других признаков зрелости ребенка, таким образом, более точно определив время для начала его обучения.

Некоторые важные признаки способности контроля ребенком функции дефекации и мочеиспускания включают следующие:

    дефекация происходит регулярно и в приблизительно предсказуемые интервалы времени;

    дефекация не происходит в ночное время;

    ребенок остается сухим после короткого сна или, по меньшей мере, в течение двух часов;

    выражение лица, издание ребенком характерных звуков или приседание на корточки указывают на то, что ребенок чувствует необходимость дефекации или мочеиспускания;

    ребенок должен уметь снимать одежду и достаточно хорошо говорить, чтобы выразить свое желание сходить на горшок.

Обычно ребенок достигает физической готовности к обучению туалетным навыкам в возрасте около 18 месяцев, однако психологическая и психоэмоциональная подготовленность может наступить и в более позднем возрасте. Девочки обычно взрослеют раньше, чем мальчики. Во время обучения туалетным навыкам мальчики и девочки должны проявлять стремление к сотрудничеству с родителями или другими лицами, ухаживающими за ними. Так, например, обучение проходит труднее, если ребенок находится на стадии, когда на все просьбы он автоматически отвечает «нет».

Ребенок проявляет эмоциональную готовность к обучению туалетным навыкам различными способами. Так, дети разного пола могут обладать следующими умениями:

    сообщать о том, что их подгузник стал мокрым или грязным, и просят сменить его;

    стараться порадовать родителей и выполнить их простые просьбы;

    выражать желание ребенка сходить в туалет или носить нижнее белье («как большой») вместо подгузника;

    выражать желание выглядеть чистым и опрятным; многие дети проходят через период, когда они хотят быть чистыми и организованными;

    выражать интерес к действиям других членов семьи в туалете, а также стараться подражать их поведению.

Заключение

Начало обучения ребенка туалетным навыкам в возрасте, когда он не достиг необходимой степени физической или психологической готовности, приводит к затяжному процессу обучения. Если начинать обучение ребенка в возрасте до 8 месяцев, этот процесс затянется на 12–15 месяцев. Готовность ребенка обучаться туалетным навыкам обычно наступает в возрасте около 18 месяцев, однако при этом сам процесс обучения может сократиться приблизительно до 7 месяцев. Дождавшись готовности ребенка к обучению, мы сделаем процесс обучения более быстрым и легким как для матери, так и для ребенка.

В течение многих лет ведущие педиатры мирового сообщества выступают за обучение детей туалетным навыкам в возрасте, когда они могут осознанно управлять функциями своего организма. Союз педиатров России рекомендует приучение ребенка к горшку в возрасте не ранее 18 месяцев.

Для информирования родителей Союз педиатров России предпринимает просветительскую кампанию в поддержку прогрессивного подхода к этому важному этапу развития ребенка. Новые инструкции призваны стимулировать родителей и лиц, ухаживающих за детьми, к принятию интуитивного метода воспитания детей, ориентированного на учет способностей и возможностей ребенка.

Табл.2

Ю. С. Акоев, доктор медицинских наук, профессор

Уважаемые родители, предлагаем вам ознакомиться с методикой Павла Тюленева — социолога, педагога, президента Ассоциации педагогов-новаторов. Тюленев считает, что для того, чтобы обучить ребенка различным навыкам раньше, чем он научится ходить, нужно создать ему соответствующую среду начиная с рождения. Главная составляющая названий всех методик Тюленева — «раньше, чем ходить». Раньше, чем ходить, он предлагает обучить чтению, счету, нотам, рисованию и даже предпринимательству и умению руководить. Система Тюленева — одна из самых молодых развивающих методик.

Итак, раннее обучение, по Тюленеву, начинается с первых дней жизни ребенка. Каждая минута бодрствования младен-ца должна использоваться для его развития. Вы, родители, должны постоянно разговаривать с ребенком, знакомить его с окружающим миром, стимулировать движения и активность.

Убрать бесполезные украшения с кроватки, избавить кроху от рассматривания унылых обоев, позаботиться, чтобы его не отвлекали бессмысленные яркие узоры, рисунки на пеленках, шторах, коврах и мебели.

Сделать маршруты для глаз. Память ребенка рассматрива-ется как фотопленка. Все, что попадает в его поле зрения, остается на ней навсегда. Поэтому на стенах вокруг кроватки до двух с половиной месяцев должны висеть узнаваемые портреты родителей, изображения треугольников, окружностей, квадратов.

Начинать ранний (с рождения) показ карточек с буквами, нотами и другой информацией.

С трех месяцев стены комнаты и кроватки — одно из самых важных обучающих пространств для ребенка, а значит, не-обходимо организовать самостоятельное развитие ребенка, развесив на них картинки. Например, вместо монотонных обоев — репродукции множества картин, и малыш всегда будет прекрасно разбираться в живописи и любить ее. Можно не ограничиваться картинами. В частности, Тюленев пишет: «Вот уже почти двести лет известно, что, если вы закрепите на стенах в детской комнатке сотни формул вузовского курса математики, он и это все запомнит и ма-тематика в вузе будет для него любимым предметом. Это и занятиями трудно назвать». Таким же образом можно поступить и с изображениями букв алфавитов, показанными различными шрифтами, иероглифов, математических сим-волов и т. п. для создания рабочей среды вокруг ребенка. Картинки с изображениями животных, растений и т. д. нужно снабдить понятными подписями.

Несколько позже дать ребенку возможность привыкать к изображениям инструментов, архитектурных сооружений, пейзажей и т. п. — многое из этого есть в больших настенных календарях. Можно помещать в комнате ребенка карты с очертаниями материков, схемы с изображениями круговорота воды или углерода в природе, математические, химические, логические и другие формулы и т. д. Такое разнообразие материала поможет малышу вырасти любо-знательным и легко учиться в школе.

В 5—7 месяцев организовать рассматривание большого числа открыток, которые надо давать ребенку в кроватку перед пробуждением или после еды. Воспользовавшись этими рекомендациями вовремя, вы избавитесь, в частности, от проблем, связанных с работоспособностью ваших детей, например, в начальных классах школы и при выполнении домашних заданий.

Приобрести магнитную азбуку и с пяти месяцев ежедневно давать малышу играть этими буквами: перебирать, ощупывать, прикреплять их к металлической поверхности. Необходимо оставлять азбуку утром в кроватке на 1—2 часа, при отсутствии других игрушек. Через две-три недели после знакомства с азбукой вы вручаете ребенку букву, несколько раз громко произнося звук, который она обозначает. Одновременно просите и забираете вчерашнюю букву или обмени-ваете на новую букву (если малыш согласится). На каждую букву надо повторить такое трехминутное занятие по утрам, от нескольких (например, трех) дней до одного дня к концу алфавита. Все это относится и латинским буквам.

Интеллектуальному развитию ребенка очень помогает прослушивание песен — не детских, а взрослых. Такая песня должна быть серьезной, содержать какую-то задачу, проблему и иметь ярко выраженный сюжет. Вести дневник ребенка, в котором каждое мало-мальски значимое событие превращать в картинку с подписью. Так у ребенка впечатление превращается в слово, а слово становится эмоционально окрашенным впечатлением.

Учиться читать. На глазах у ребенка вы должны прикреплять к стене буквы из азбуки, складывая их в слова. Через некоторое время малыш будет указывать пальчиком на эти слова в тексте, а в некоторых случаях по просьбе родителей находить и те слова, с которыми его не знакомили. Обучать ребенка читать не по целым словам, а по буквам. Причем очень рано: раньше, чем ходить, а значит, и раньше, чем говорить.

С момента рождения учить ребенка иностранному языку. На вопрос родителей: «Не вредно ли заниматься несколькими языками сразу?» — Тюленев отвечает следующее: «Опыт многих столетий показывает, что это не только не вредно, но и полезно, так как ребенок становится на порядок умнее. В прошлом и позапрошлом веке любой гувернер обязан был одновременно давать ребенку от трех лет по два-три языка. Вспомните, Евгения Онегина и его «родителя», А.С. Пушкина. Л.Н. Толстой одновременно изучал четыре языка, А.С. Грибоедов к совершеннолетию знал девять языков. Сюда входила и латынь, открывавшая путь в науку... Она тогда играла роль нынешней математики, которая в общем виде тоже является специализированным языком. Кроме того, гувернеры и родители спокойно изучали с детьми философские тексты и многое другое. Потому что только малышам все это интересно. Перечитайте «Евгения Онегина»: учили, так сказать, «всему шутя» и «без принужденья, в разговоре»».

С шести месяцев два-три раза просматривать картинки, карточки и книги — своеобразное «чтение» во время питания. Павел Тюленев рекомендует карточки с надписями на двух-трех языках от простого к сложному, от близкого к далекому, от малого количества образов к большому

. «Маленький Моцарт». С пяти месяцев рядом с кроваткой надо установить синтезатор или другой музыкальный инструмент так, чтобы ребенок мог дотянуться до клавиш. Через год хаотичные звуки превратятся в мелодичные. А ес-ли вы при этом будете сами ему играть и давать прослушивать простую мелодичную музыку, которую он в скором времени сможет воспроизвести, то к 3—4 годам малыш станет проводить домашние концерты.

Научить ребенка играть в игру «Ньютон». В возрасте 4—5 месяцев малыши с удовольствием роняют и выбрасывают из кроватки игрушки. Надо превратить это в полезное занятие: поставьте перед кроватью корзину и учите ребенка кидать разные игрушки именно туда. Ребенок одновременно будет стараться соизмерять расстояние и начнет различать звуки падения игрушек из разных материалов.

Физически развивать малыша. Для этого нужно стимулировать раннее ползание (оно способствует стремительному расширению кругозора ребенка), выполнять упражнения на развитие пальцев рук посредством деревянной палочки с помощью взрослых.

Выполнять с малышом упражнения на канате. Для этого необходимо повесить в комнате горизонтальный и вертикальный канаты, на которых можно висеть и качаться. Они прекрасно заменяют перекладины, брусья, кольца и лесенки обычных спортивных комплексов.

Физическое развитие может сочетаться с обучением ребенка нотам. Вот одно из упражнений, описанных у Тюленева. Девочке 9 месяцев, она уже быстро ползает по квартире и знает некоторые ноты, нарисованные на карточках. «Дочка, — говорит мама, — принеси мне из коридора ноту «ре». Девочка, быстро перебирая ногами и руками, ползет в коридор и приносит оттуда из стопки ноту "ре"». Мама хвалит дочку и воспроизводит ноту на пианино: «Это нота "ре", послушай, как она звучит».

Уважаемые родители! Если вас заинтересовала методика Павла Тюленева, то будьте готовы к полной самоотдаче, ведь к ребенку вам следует относиться как к маленькому гению, время которого стоит очень дорого и его нельзя тратить впустую.

Тест. Для родителей, которые не согласны с Павлом Тюленевым в том, что необходимо учить своего ребенка чтению сразу же после рождения, напоследок предлагаем небольшой тест, который поможет определить, пора ли обучать вашего ребенка чтению или пока лучше подождать. За каждый положительный ответ записывайте по очку.

Любит ли ваш малыш слушать сказки и рассказы?

Способен ли он их пересказать?

Возникает ли у него желание самостоятельно рассматривать книги?

Знает ли ваш малыш буквы, просит ли вас научить его читать?

Имитирует ли он чтение вслух (раскрыв книгу на нужной странице, с выражением «читает» ее)?

Пытается ли ваш ребенок «писать» собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?

Когда вашему малышу читают взрослые, внимательно ли он слушает?

Он аккуратно хранит свои любимые книги?

У вашего ребенка богатый словарный запас?

Попросите ребенка подобрать слово, которое начинается с той же буквы, на которую заканчивается слово «стол». Получилось?

Если ваш малыш уже знаком с буквами, пытается ли он самостоятельно соединить их?

У вашего малыша нет логопедических проблем?

Спросите ребенка: ЖУК и ШУК — одно и то же слово? Различает ли он похожие звуки?

Обычно он говорит распространенными предложениями?

Он знает много стихов и песен?

Результаты теста

От 0 до 5 очков . Если вашему малышу меньше пяти лет, то поводов для беспокойства нет. Но с чтением лучше пока не торопиться. Если же ребенок стоит на пороге школьной жизни, то постарайтесь заинтересовать его процессом чтения. Выбирайте книги с крупным шрифтом, хорошими картинками и увлекательным содержанием. А может быть, ему понравится книга про себя любимого, иллюстрированная его собственными фотографиями?

От 6 до 12 очков. На этот момент можно говорить о средних способностях вашего малыша к чтению. Возможно, интеpec к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Какие книжки окружают вашего малыша? Вызывают ли они желание поближе с ними познакомиться? Порой «настоящие», «большие» книги пугают ребятишек своим объемом. Начните с небольших книжечек или журналов.

От 13 до 18 очков. Ваш ребенок полностью готов к обучению. Его интересует не только умение читать «как взрослые», но и возможность самостоятельно узнать много полезного и занимательного из книг.

.

Прежде всего, считает Ибука, маме необходимо использовать все свое воображение и изобретательность, при этом учитывая, конечно, на какой стадии развития находится ребенок. Желательно также с первых же месяцев окружать его хорошей музыкой, учить воспринимать произведения изобразительного искусства.

Почаще брать ребенка на руки. Для младенца, который не знает другого пути самовыражения, плач — единственное средство привлечь к себе внимание. Когда ребенок плачет, он о чем-то просит, и оставить его просьбу без ответа — значит лишить его общения. Здравый смысл доказывает, что общение ребенка с матерью, и особенно тактильное общение, очень важно для его умственного развития.

Не бояться брать ребенка с собой в постель . В том, что кто-то из родителей ложится рядом с ребенком, можно найти новый смысл, если подумать о его психическом и умственном развитии. Например, мама, у которой слишком много забот и не хватает времени на общение с ребенком, может по крайней мере полежать с ним рядом, пока он не уснет. В течение этого короткого времени малыш совершенно спокоен и очень восприимчив. Поэтому, если не просто лежать рядом с ним, а спеть ему песенку, это окажет развивающее влияние на ребенка. Можно также предложить использовать возможность пообщаться с ребенком не маме, а папе, который весь День был на работе.

Ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха . Предположим, что у мамы нет слуха, а ребенок каждый день слушает ее колыбельную песенку с неверной мелодией. Он запомнит ее, используя как образец, и тоже будет петь неправильно. А когда мама это услышит, она скажет, что слух — это Божий дар или особый талант. Если бы Моцарта и Бетховена так воспитывали, плохой слух был бы им гарантирован.

Ни в коем случае не игнорировать плач ребенка.

Это еще хуже, чем баловать его. По статистическим данным, чем более свободно воспитывают родители своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает. Такому малышу обычно не хватает любви, он все время ищет внимания взрослых.

Под «свободным» воспитанием понимается нерегулярный уход за ребенком, кормление только тогда, когда он сам просит, обилие игрушек и в то же время отсутствие должного внимания, когда ему забывают сменить пеленки, уложить вовремя спать и т. п. И хотя мы знаем немало примеров, когда чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым, тем не менее, как правило, малыш, выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, когда вырастет, и будет более уравновешенным и добрым.

Следить за своими действиями при ребенке. Примерно в возрасте 2—3 месяцев малыш начинает улыбаться, лепетать и запоминает все, что происходит вокруг. Мы иногда даже не подозреваем, что в его мозгу уже отпечатываются все самые обычные слова и действия мамы. Матери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие.

Не сюсюкать с ребенком . Когда он начинает говорить, то лепечет что-то похожее на слова: его органы речи еще не совсем развиты, а потому артикуляционный аппарат не успевает за желанием говорить. И если взрослые говорят с ним на таком же «детском» языке, считая, что ребенок другого не поймет, правильные языковые навыки никогда не сформируются. Более того, в процессе освоения языка малыш всегда будет опираться не на свою речь, а на то, как говорят взрослые.

Новорожденный чувствует, когда родители в ссоре . По лицу малыша очень легко определить, когда его родители ссорятся, конфликтуют: выражение его подавленное и беспокойное. Конечно, ребенок не понимает значения всех пререканий, но злоба и ругань обязательно отразятся на его чувствах, может быть, и на психике. Неудивительно, что у ребенка, выросшего в обстановке неприязни, напряженное лицо. А ребенок, воспитанный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда не в духе. Глаза или нос передаются ребенку по наследству, а выражение его лица — это зеркало, в котором отражаются отношения в семье.

Отец должен как можно чаще общаться со своим ребенком . Быть настоящим другом и помощником жене — разве не это роль мужа в домашнем воспитании? Гармоничной атмосферы в доме нельзя Достичь только материнскими усилиями. Нельзя воспитать по-настоящему хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и развитию полностью лежит на маме, а отец только иногда по ее просьбе включается в эти заботы. Нехватка времени и усталость после работы не должны мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.

Общение детей между собой всегда необходимо поощрять. Малыш, лишенный общения, вырастет с менее развитым интеллектом и с трудным характером. Сейчас люди стали меньше общаться друг с другом, и это не может не сказаться на воспитании детей. Учитывая это, было бы неплохо, если бы хоть ради своих детей мамы старались почаще собираться вместе.

Ссоры — это первый урок жизни в коллективе.

У детей свое мышление, и общаются они друг с другом по-своему. Здесь нет места взрослой логике. Если родители будут рассматривать детские ссоры с точки зрения взрослых, пытаться уговорить их, что драться нельзя и что тот, кто ссорится с другими, — плохой, ребенок только замкнется в себе и обозлится.

Шлепать ребенка можно, только пока он еще мал. Однако к 2—3 годам он может стать эгоистичным и почти неуправляемым. И тогда родители начинают одергивать свое чадо. Они его ругают, наказывают, когда он делает что-то «неправильное», и превращаются вдруг из обожателей в строгих нянек, хотя на данной стадии развития это уже не дает ощутимых результатов.

Примерно в 2—3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его Я, и тогда он готов его отстаивать. Он больше не слушается, и чем больше его ругают и наказывают, тем чаще он становится непослушным и капризным и тем сильнее раздражаются его родители. Есть только один выход — воспитывать и приучать ребенка к дисциплине, пока ему еще нет года, до того как в нем проявится его Я.

Злоба и зависть у ребенка — это выражение бессилия. Родителям может казаться, что они прекрасно понимают эмоциональное состояние своего ребенка, а тот уверен, что они его не понимают, и это его раздражает. Родителям необходима твердость характера, которая поможет им отличить обоснованное требование от каприза, — недостаток такой разумной твердости портит характер ребенка. Цель родителей должна быть в том, чтобы устранить причину расстройства ребенка, а не подавлять ее.

Не высмеивать своего ребенка в присутствии других . Многие родители обсуждают недостатки своих детей в присутствии посторонних, думая, что Дети ничего не понимают. Однако каким бы незначительным ни был проступок, никогда нельзя предугадать, какой вред это нанесет, если рассказать о нем публично.

Ребенка лучше похвалить, чем отругать . Из двух методов — поощрения и наказания — последнее иногда кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию — открытого неповиновения. Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.

Ребенку легче понять алгебру, чем арифметику . Одна из фундаментальных идей математики — теория рядов. Взрослому, изучавшему сначала понятие числа, а потом геометрию и алгебру, понять ее довольно трудно. А ребенку логику теории рядов или теории множества понять легко. Масару Ибука пишет: «Мадам Ришени Феликс, признанный авторитет по обучению математике, утверждает, что ребенка можно начать учить математике в любом возрасте». «Ряд» или «множество» — это просто совокупности предметов с общими качествами. Ребенок знакомится с ними, когда начинает играть с кубиками. Он берет их один за другим, различая по форме: квадратные, треугольные и т. д. Уже в раннем возрасте малыш хорошо понимает, что каждый кубик — это элемент «ряда» и что кучка кубиков — это один ряд, а треугольников — другой.

Простая идея, что предметы можно группировать по определенным характеристикам, является главным принципом, который лежит в основе теории рядов. Простую и логичную теорию множеств ребенок понимает лучше, чем сложную и замысловатую логику арифметики. Поэтому традиционное представление, что арифметика проста, а алгебра трудна, — это просто заблуждение взрослых относительно возможностей детей.

Даже пятимесячный малыш может оценить Баха. На одном из предприятий фирмы «Сони» был организован детский сад. Там провели исследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети. Результаты были неожиданными. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась Пятая симфония Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли второе место, и на последнем месте оказались детские песенки. Малыши нашли самой интересной классическую музыку, которую взрослые редко дают слушать детям. По наблюдениям доктора Шиничи Сузуки, уже пятимесячным младенцам нравятся концерты Вивальди.

Шестимесячный младенец может даже плавать. Многие взрослые не умеют плавать или плавают плохо. А вот крошечные малыши могут свободно держаться на воде, если учить их этому в раннем возрасте. Ребенок, который еще не начал ходить, пробует держаться на воде, так же как ползать по земле. Такой способ развития предлагает и Масару Ибука, ссылаясь на исследования известных воспитателей.

В августе 1965 года Ризе Дим, председатель Международной конференции женщин-атлетов, проходившей в Токио, рассказывала об обучении плаванию Детей до 1 года, что стало сенсацией. Миссис Дим первый раз окунула пятимесячного младенца в бассейн с температурой воды 32 °С, и через три месяца он уже мог плавать.

На пресс-конференции миссис Дим сказала: «Ребенок знает, как держаться на воде, гораздо лучше, чем как стоять на земле. Во-первых, вы поддерживаете его в воде до тех пор, пока он не привыкнет и не начнет держаться на воде сам. Погружаясь в воду, он задерживает дыхание и закрывает глаза, пока не всплывет на поверхность. Вот так он и учится плавать, работая руками и ногами».

То, что младенец может плавать, — всего лишь один факт, подтверждающий безграничные возможности ребенка. Малыш, который делает первые шаги, может в то же самое время легко научиться кататься на роликах. Ходьба, плавание, скольжение — все это он осваивает играючи, если правильно направлять и поощрять его.

Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта . В результате исследований профессора Куньо Акуцу, проводившихся по заданию «Ассоциации раннего развития» Масару Ибуки, было установлено, что плохая осанка — это результат недостаточных физических тренировок в младенчестве. Дети начинают ходить примерно в восемь месяцев. Если их не учить в этом возрасте основным движениям, они никогда не будут выполнять их правильно. В этом смысле ранняя тренировка в ходьбе играет ту же самую роль, что и ранние уроки музыки или иностранного языка.

Правильная физическая подготовка прекрасно стимулирует умственное развитие малыша. В младенчестве мозг ребенка не развивается отдельно от тела: умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным.

Например, плавание развивает не только мышцы, но и рефлексы. Профессор Ацуку пишет: «Физические упражнения улучшают работу всех органов и повышают сопротивляемость ребенка к внешним стрессам». Конечно, ребенок вырастет, даже если просто кормить его и заботиться о нем. Но если больше ничего не давать, тот набор способностей, с которыми он родился, останется неразвитым. Физические упражнения стимулируют развитие мышц, костей, внутренних органов и мозга. Подмечено, что ребенок, который начинает рано ходить, вырастает очень смышленым и с хорошей реакцией.

➣ Представьте себе маму, несущую к столу стакан сока. Малыш, которому уже хочется во всем ей подражать, пытается сделать то же самое. А мама говорит: «Нельзя», — и бросается к нему в ужасе, что он прольет сок. Это неправильно. Она же и упрекнет потом ребенка, когда он подрастет, что он ей не помогает. Даже если ребенок хочет сделать что-то, что ему еще трудно, лучше похвалить его: «Какой ты у меня большой стал», затем отлить немного сока и дать ему донести стакан. Такой подход очень важен. (М. Ибука)