Бразилия… Первая же ассоциация, возникающая при этом слове, - феерический карнавал в Рио-де-Жанейро, и только потом вспоминаются загадочная Амазония, дикие индейцы и прочие чудеса далёкой южноамериканской страны. Уже почти полвека карнавал в Рио - самый известный в мире. Именно он задаёт тон карнавалам в Европе и Америке. Даже в Скандинавии развиваются местные школы самбы, хотя климат здесь мало способствует появлению на улицах полуобнажённых танцоров.

В своём современном виде Бразильский карнавал сложился совсем недавно, в первой половине XX в. Отдельные компоненты празднества через европейские корни восходят к почтенной древности. Это касается прежде всего даты его проведения. Привязанный к лунному календарю, Пасхе и Великому посту, Бразильский карнавал (как и русская Масленица) - праздник передвижной, он приходится на конец февраля или начало марта.
В Бразилию карнавал прибыл на португальских каравеллах, как и многие иные культурные формы. То был португальский карнавал Энтруду, название которого происходит от латинского introitus, что значит «начало» (речь идёт о начале Великого поста). Энтруду разительно отличался от изысканных итальянских карнавалов эпохи Возрождения: три дня кряду плебеи и аристократы выходили на улицы, где осыпали первого встречного мукой да сажей, обливали водой, а то и помоями. Все - испачканные, мокрые, вонючие - получали от этих немудрёных забав неизъяснимое наслаждение. Именно в такой форме Энтруду и распространился в Бразилии. Правда, позднее вместо помоев начали использовать «душистый лимон» - восковой муляж лимона или апельсина, наполненный ароматизированной водой.

Обычай пачкать друг друга чем попало ныне ушёл в прошлое, но сохранилось то, что составляет суть любого карнавала, - уравнивание всех слоёв общества в праздничном действе. Особенно важно это было для колониального общества, разделенного помимо имущественных и классовых расовыми и рабовладельческим барьерами. Словом, Энтруду стал подобием римских сатурналий, когда рабы получали возможность хоть на короткое время почувствовать себя свободными и равноправными людьми. Так карнавал, объединяя-общество, выступал отдалённым прообразом будущей нации. Другим прародителем карнавала являлись торжественные процессии, устраиваемые в Европе но любому важному поводу. Жители американских колоний в полной мере унаследовали их традиции, но. самоутверждаясь, старались перещеголять метрополию в пышности шествий. Кстати, некоторые историки возводят истоки Бразильского карнавала к 1641 г., когда по случаю восстановления суверенитета португальской короны и восшествия на престол короля Жоана IV в Рио-де-Жанейро устроили грандиозное празднество, продлившееся целую неделю.

Официально Бразильский карнавал длится четыре дня, однако в отличие от Энтруду фактически круглый год. С месяц после завершения карнавала все только и живут воспоминаниями о нём, а потом быстро наступает время подготовки к следующему, и это вновь выводит людей из реального времени и пространства в сакральный космос праздника. Вот и получается, что для любого бразильца, участника карнавальных объединений, мир карнавала оказывается куда более реальным и значимым, нежели окружающая действительность.

Из европейской традиции торжественных процессий будущий Бразильский карнавал заимствовал пышные одеяния (на их изготовление участники не жалеют ни денег, ни времени) и карнавальные повозки, именуемые на латыни carrus navalis («повозка-корабль»), а на испанском или португальском просто «карроса».
Нынешний Бразильский карнавал немыслим без карнавальных объединений - добровольных сообществ (иногда численностью до нескольких тысяч человек), представленных на шествиях отдельными процессиями с собственными карросами. Подобного рода объединения известны с начала XX в. В то время они возникали только накануне карнавала, когда жители улицы или квартала совместно готовились к празднику.

Костюмы, сценарий, репертуар, оформление и каррос — все это результат длительной подготовки, плод коллективного творчества людей, входящих в карнавальное объеденение

Непосредственными предшественниками карнавальных объединений являлись африканские театрализованные шествия с музыкой, пением и танцами, восходящие к языческим ритуалам - кордойс и раншус. Среди обязательных персонажей этого действа были король, шуты, индейцы, покойники, черти и учитель - дирижёр и «командующий парадом», которому все беспрекословно подчинялись. А впереди шла «знаменосица», женщина с разукрашенным флагом группы. Будущие школы самбы немало унаследовали от кордойс и раншус, и в первую очередь железную дисциплину шествия.
Но главный вклад африканских шествий в формирование Бразильского карнавала заключается не в театрализации, не в распределении ролей и даже не в организации - они привнесли в карнавал то, что определило его своеобычный облик - афроамериканскую культурную традицию. Европеец но происхождению, карнавал стал подлинно бразильским, лишь когда вобрал в себя живительную струю африканской крови, а именно в 20-х гг. прошлого века - с тех пор, как возникли так называемые школы самбы. Это и есть время рождения Бразильского карнавала.

Африканское слово «самба», связанное с языческим культом богинь плодородия, когда-то означало ритуальные телодвижения: танцоры касались друг друга животами, имитируя любовный акт. Постепенно эти движения утратили ритуально-магический смысл и превратились просто в элементы чувственного танца. В колониальные времена он был запрещён Римско-католической церковью. Но запрещён не обязательно забыт. В XX в. самба в преображённом виде вылилась в популярнейший жанр городского фольклора. Чернокожие и мулаты создавали музыкально-танцевальные коллективы - школы самбы и по примеру кордойс и раншус устраивали маскарадно-танцевальные шествия накануне Великого поста, год от году всё более красочные и пышные. В отличие от прежних карнавальных объединений школы самбы не распадались сразу после карнавала, а работали весь год, обучая искусству танца.
К концу 20-х гг. в Рио сложилось уже около десятка школ самбы, и в 1930 г. среди них прошёл первый конкурс, ставший основой основ сегодняшнего карнавала. Собственно, его сюжет не представляет собой состязание карнавальных объединений, и этот момент соревновательности придаёт праздничному действу интригу и азарт, сопоставимый с футбольными страстям.

Самбодром очень прост в своих архитектурных формах. Он включает в себя две огромные длинные трибуны и проход между ними (13,5 метров). Одна трибуна оборудована простыми скамейками, другая — комфортабельными местами. Несмотря на то что самбодром способен одновременно принять 62 тыс. человек, он всё равно не может вместить всех желающих. Ныне в Рио возводят огромный комплекс площадью почти 100 тыс. квадратных метров. Его уже окрестили Самба-Сити. К сентябрю 2005 г. Самба-Сити откроет двери для 14 лучших школ самбы. Здесь весь год будет идти подготовка к карнавалу, а в конце каждой недели — шоу, своеобразные отчёты о проделанной работе. И Бразильский карнавал можно будет увидеть в любое время года.

Первое время карнавальные шествия в Рио проходили в центре города. А потом количество участников так возросло, что им стало тесно на узких улочках старого Рио. И в 50-х гг. прошлого века процессию пустили по главному столичному проспекту Рио-Бранко. Когда же и проспект перестал вмещать толпы народа, знаменитый бразильский архитектор Оскар Нимейер слроектировал для проведения карнавалов специальный стадион длиной 700 м. Его открыли в 1984 назвав самбодромом.
У карнавала в Рио два лица. Одно обращено к судейской ложе на самбодроме, друг повернуто к городским улицам. Всё, что связано с состязанием школ самбы, отличается почти военной
регламентацией. Детальная программа карнавала расписывается и утверждается задолго до его начала; каждой школе самбы выделяется в дефиле своё время; процессия подлежит строгому хронометражу. И не дай бог задержаться перед судейской ложей - потеряешь шансы на победу.
Строгим построением отличается и дефиле каждой школы которая выводит на самбодром больше тысячи человек. Впереди несут транспарант со словами «абри алас» («распахни крылья»): так школа самбы приветствует публику; затем в одинаковых костюмах идёт «директорат» школы, за ним следуют «пастушки» - шеренги девушек, выполняющих гимнастические упражнения; потом гордо вышагивает «знаменосица» во главе «академии»- танцевального «ядра» школы; далее движутся мужской хор, музыкальней ансамбль и основная часть колонны - богато изукрашенные карросы вперемешку с алас (крыльями), хореографическими группами, непрерывно танцующими самбу.

Самые важные фигуры на карнавале: королева карнавала (в тече ни е года ее отбирают среди тысяч претенденток в серии жёстких конкурсов красот ы), ее муж король Момо, обжора и распутник (его выбирают на основе совсем иных кри териев: возраст - от 18 до 50, вес — не менее 110 кг), и Маландро — шут, бродяга, отщепе нец, острослов и бала гур, осмеивающий всё и вся. Именно в этом персонаже, по свое й природе противостоя щем всякой регламентации, и сосредоточен подлинный дух Браз ильского каранавала. К ороль Момо ещё в 40-х гг. был куклой. И лишь в 50-х в образе Мо мо стал выступать человек. Полноправным участником карнавала он был признан только в 1967 г.

Настоящий карнавал разворачивается всё же не на самбодроме, а на улицах Рио-де-Жанейро и других бразильских городов. Водном лишь Рио насчитывается более 150 карнавальных объединений, которые на праздничных улицах веселятся напропалую день и ночь. В отличие от официальных школ самбы они не признают правил и готовы принять в свои ряды первого встречного. А во время карнавала только больные да немощные остаются дома. На улицы выходят все, нарядившись кто во что горазд: мужчины - в женские платья, бедняки - в роскошные одеяния (на них целый год копят деньги), а богачи, бывает, - в лохмотья. Звуки музыки, грохот барабанов, толпы пляшущих, - всё это заряжает энергией, гипнотизирует, вводит в особого рода состояние близкое к шаманскому трансу.

Корабль — древний символ, уходящий корнями в глубины тысячелетий. Это и священная ладья, посредник меж ду мирами подземным, земным и небесным, и святилище, и театр. В христианской традиции корабль ассоциируется с Ноевым ковчегом, «зданием» Церкви, идеей бытия — бурного моря, по которому носится кор аблик человеческой жизни… В Латинской Америке старый символ приобрёл новые значения. Это корабль ме чты ус тремлённый к некогда возвещённому, но так и не обретённому в Америке земному раю — ведь именно здес ь, по ту сторону Атлантики, Колумб обнаружил его преддверие, и именно у берегов Бразилии Томас Мор помест ил остров Утопия. Кроме того, по мнению ряда исследователей, carrus navalis символизирует движение браз иль ской нации к познанию собственной культурной сущности. Тем самым карнавал превращается в своего рода праздничный ритуал самосотворения и самоутверждения нации. Ведь неслучайно девиз карнавала 1999 г. г л а сил: «Бразилия, яви свой лик на великом театре бразильского мира», а в 2000 г., когда страна помимо милени ума праздновала 500-летие своего открытия, на карросах как бы сотворилась история Бразилии.

Что же, может быть и впрямь карнавал сродни всеобщему помешательству? Со стороны выглядит именно так. Но стоит вовлечься в стихию карнавала, как понимаешь другое, это коллективная отдушина, куда выплескиваются накопившиеся за год стрессы, это подлинное единение, которое сметает все социальные барьеры, и люди ощущают себя здесь единым национальным механизмом. И тогда карнавал в Рио предстает в ином свете- как путь коллективного спасения.

В конце февраля, в самый разгар лета, в Бразилии проходит одно из самых красочных и весёлых действий на планете - Карнавал!

Ежегодный карнавал Бразилии (а не только Рио), проходит за сорок дней до празднования Пасхи, официально стартуя в пятницу перед Пепельной средой, и проходит не только в Рио де Жанейро, но и в городах Сан Паулу, Сальвадоре, Ресифи, Порто Сегуро.

Слово "карнавал", происходит от словосочетания "carnelevare" (отстранение от мяса), что на португальском звучит как "carnival" и означает, что в пост, католики и другие христиане традиционно воздерживались от потребления мяса, а фестиваль как раз и представлял собой празднование последних сытных дней перед Великим постом. Хотя все-таки, подлинная история карнавала теряется среди древнегреческих Вакханалий и римских Сатурналий.

Первый бразильский карнавал в Рио де Жанейро впервые прошел в 1641-м году, когда буржуазия города привезла с собой из Парижа практические знания проведения балов и маскарадов. Изначально форма проведения фестиваля была чисто европейской, но затем в нее были добавлены элементы африканской культуры и культуры американских индейцев. Так в 1723 году, прибывшие с Азорских островов и островов Зелёного Мыса португальские переселенцы привезли с собой обычай "entrudo" - праздника перед Великим постом, когда принято было веселиться, поливая друг друга водой, посыпая мукой и мелом, фасолью и кукурузой, а также кидаться бомбочками, яйцами и другими, порой небезобидными, предметами.
Горожане часто жаловались на участников "entrudo", и праздник королевским указом был запрещён и постепенно переместившись в дома и салоны знати.

Но простой народ тоже не собирался отказываться от праздника. Параллельно возникает альтернативный вид карнавала - "cordões" - колонны, состоящие только из мужчин. Мачо танцевали под бразильско-африканскую музыку и вели себя весьма буйно. А в 1852 году сапожник Жозе Ногейра де Азеведо Паредес, собрав друзей и ударные инструменты, вышел на улицы города в дни карнавала с песнями и танцами, что добавило популярности уличному карнавалу. И сейчас "зе-перейра" - группа разнокалиберных барабанов - непременный атрибут праздника.

В 1870-х годах в Рио в поисках работы прибыло множество чернокожих - бывших рабов с кофейных плантаций. Вместе с африканской культурой они привнесли в карнавал "ranchos" - карнавальные группы, объединённые общей темой. В этих группах участвовали как мужчины, так и женщины. "Ranchos" существовали не только в дни карнавала, они действовали круглогодично и являлись своего рода "общественными клубами" и прообразами современных "школ самбы".

В 1889 году первая женщина-композитор Бразилии Чикинья Гонзага по заказу одной из "ranchos" сочинила песню "O Abre Alas" (Посторонитесь, я хочу пройти). Это была первая "marcha" (песня-марш), написанная специально для карнавала, её жизнерадостный ритм должен был организовывать движение танцующих. А в начале ХХ века на карнавал пришла первая самба - самая знаменитая афро-бразильская музыка, зажигательные ритмы которой звучат в Бразилии (и не только) круглый год. Так изменялся карнавал, постепенно приобретая исконно бразильские черты.

В 1907 году в Рио открылась Авенида Сентраль, и основное действие карнавала переместилось туда. Тогда же появились и "корсо" - кортежи разукрашенных автомобилей, с которых развесёлые молодые люди осыпали зрителей конфетти и серпантином. В 20-30-х годах ХХ века каждый уважающий себя автовладелец стремился предоставить своё авто для "корсо".

Все эти колонны и группы явились источником возникновения "школ самбы" - основных действующих процессий современного бразильского карнавала. Первая из них - "Deixa Falar" - была основана в 1928 году в квартале Эстасио, а в 1932 году уже состоялся первый парад школ самбы, правда, пока неофициальный. Однако уже в 1935 году на площади Одиннадцатого Июня прошёл первый официальный карнавальный парад. С тех пор место проведения карнавала менялось несколько раз, пока в 1984 году на проспекте Маркиза Сапукаи по проекту выдающегося бразильского архитектора Оскара Нимейры не был построен Самбадром. Это уникальное трёхэтажное сооружение имеет длину в 700 метров, ширину - 13 метров, а трибуны его вмещают более 70 тысяч человек.

В наши дни, официально карнавал начинается в пятницу и заканчивается в среду ("пепельную среду"), хотя народные гуляния начинаются намного раньше. Торжественно открытие карнавала происходит в момент передачи мэром Рио де Жанейро ключей от города "хозяину" праздника - королю Момо, который избирается из самых толстых мужчин и должен весить не менее 110 кг. До вторника король Момо становится полновластным повелителем города на 4 дня и имеет право издавать и отменять законы. Впрочем, этим он не злоупотребляет, так как у него есть более приятные обязанности - король должен посетить порядка 200 балов и конкурсов и неизменно присутствовать на Самбадроме, причём на всех мероприятиях король должен танцевать и веселиться.

Апофеозом карнавала является парад "школ самбы". Три ночи подряд перед неистовствующей от восторга публикой проходят вереницы фантастически оформленных платформ с непрерывно танцующими знойными красавицами, чьи наряды состоят лишь из перьев и блёсток. Их многотысячная свита, одетая в потрясающие костюмы, рассыпает фейерверки, гремят барабаны, кричат "группы поддержки", и всё это непрерывно танцует самбу, самбу, самбу!!!


На самбадроме происходят, конечно же, главные события карнавала, но этим он не исчерпывается. По всему городу проходят костюмированные балы и вечеринки, наиболее известные из которых - волшебный бал в отеле Copacabana Palace, куда съезжаются знаменитости со всего мира и официальный конкурс костюмов в отеле Gloria.

В пятницу, в день открытия, проходит также парад детских школ самбы, которые организованы по принципу взрослых. И вообще, во время бразильского карнавала самбадромом становится любое место, где есть музыка. Можно сказать, что вся Бразилия превращается в сплошной самбадром!

Накал страстей на карнавале таков, что власти ежегодно бесплатно раздают более 10 миллионов презервативов. Католическая церковь, хотя и не считает карнавал богоугодным делом, проведению его никоим образом не препятствует, и даже проводит в эти дни многотысячные мессы на стадионах.


Места на самбадроме бывают разных категорий. Самые лучшие - в 9-м, "туристическом", секторе. Цена билетов от 1 500 долларов. Здесь прекрасный обзор, столики, пронумерованные места, напитки и еда без ограничения, повышенный уровень безопасности и необходимая инфраструктура - от баров до медпунктов и регулярного трансфера. Услуги отнюдь не лишние - праздник длится всю ночь до 6 утра, редкие такси возят по двойному тарифу, а количество криминала в дни карнавала возрастает в разы.

Учитывать мужчинам нужно и то, что не все местные красотки, которые воспылают к вам страстной любовью, будут иметь в виду именно вашу персону, а не кошелёк, фотоаппарат, телефон и другие ценности.

На самбадром можно также купить места в открытых ложах - от 50 долларов, но они продаются "комплектом" по 12 штук (вся ложа). Бесплатные же места занимаются местным населением сильно заранее и характеризуются полным отсутствием удобств, теснотой и опасностью лишиться ценных вещей.

Впрочем, есть великолепная возможность "прочувствовать" карнавал, что называется, на своей шкуре. За 500–600 долларов можно купить костюм одной из школ и пройти 700 метров в карнавальной колонне, отплясывая самбу. При этом уметь танцевать самбу совсем не обязательно: говорят, что, попав в процессию, тело само начинает двигаться в нужном ритме.

Бронировать гостиницы и места на самбадром нужно намного заранее, так как во время карнавала цены возрастают в разы.

Бразилия занимает почти половину Южной Америки - на ее территории раскинулись многокилометровые пляжи, тысячи акров тропических лесов, огромное количество небольших, но колоритных поселений и несколько крупных туристических городов. Главные точки на карте Бразилии - города Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, пейзаж которых наполнен потрясающими природными элементами, сливающимися воедино с живой архитектурой. Каждый год в Рио съезжаются миллионы людей, чтобы принять участие в знаменитом карнавале.

В этом году карнавал в Рио прошел с 1 по 4 марта и, как всегда, собрал туристов из разных уголков планеты. HELLO.RU узнал самые интересные факты о карнавале в Рио -возможно, прочитав нашу статью, в следующем году гостем карнавала станете и вы!

1. Карнавал в Рио-де-Жанейро имеет богатую историю и культуру. Он возник в Европе сотни лет назад благодаря стараниям последователей католической религии. Карнавальный праздник накануне Великого поста начал устраиваться в качестве акта прощания с мирскими удовольствиями и мясной пищей. Кстати, таков и дословный перевод слова "карнавал" с французского - "прощание с мясом". Когда все только начиналось, люди собственноручно делали яркие костюмы и устраивали богатые пиршества и пьянства. В Бразилию карнавал был завезен из Португалии в XVII веке и именно здесь получил наибольшую популярность и превратился в культурное достояние.

2. Карнавал в Бразилии продолжается четыря дня: с субботы по вторник. Все это время люди в Рио не работают, а только гуляют и развлекаются. Во время фестивальных празднеств в Рио не существует дня и ночи, ведь танцы начинаются уже днем и заканчиваются лишь на рассвете.

Самба-парад в Рио 3 .Один из главных элементов уличного карнавала - шествие танцоров самба по 700-метровой аллее, которую называют "Самбадром". Это не просто показательные выступления, а самое настоящее соревнование. В состязании принимают участие 12 разных школ самба. Парад открывают представители самой сильной школы, за ней следуют все остальные. В выступлении каждой школы участвуют тысячи человек, каждый из которых, облаченный в оригинальный костюм, исполняет свою роль в общем танце. Выступление каждой группы имеет свой сценарий и тематику, которая выдерживается во всем, начиная от цвета костюмов до машин, которые участвуют в шествии. Представители "высшей лиги самбы" - лучшие танцоры, знаменитости, учителя школ идут в самом начале. После окончания самба-парада всем школам выставляются оценки, и победители в конечном счете получают внушительный денежный приз.

Карнавал 2011 года

4 .Желающим попасть в главную зону празднеств Рио - самбадром - придется потратить на вход от 600 до 1000 евро. Именно столько стоит билет на один вечер из четырех. Впрочем, гуляния не ограничиваются танцевальным парадом на главной улице города - они проходят в каждом ресторане, баре и всех отдаленных районах. Кстати, некоторые считают, что самое интересное происходит именно там. Небольшие группы, называемые "бандами", стихийно образуются местными жителями и начинают свой путь по улицам, собирая по пути всех желающих присоединиться. Так что на карнавале в Рио есть возможность не только посмотреть на мастеров, но и показать себя.

Танцор одной из школ самба
Оригинальные костюмы - еще одна отличительная черта карнавала 5. Впрочем, затраты на билеты сопоставимы с суммой денег, потраченных на организацию парада. Несмотря на то, что участники большинства школ самба - это беднейшие представители Бразилии, школы "высшей лиги" тратят на одни только костюмы более 3.5 миллионов евро. Все это, конечно, окупается, ведь денежный оборот карнавала составляет около миллиарда долларов.

6. Каждый год незадолго до празднеств на конкурсе красоты избираются король и королева будущего карнавала. Именно для них шьются самые шикарные костюмы, украшенные сотнями кристаллов Swarovski и тысячами перьев, которые давно стали символом праздника. Также во главе каждой школы идет собственная королева, которая избирается участниками коллектива. Как-то раз королевой одной из школ стала 7-летняя девочка. Это вызвало шквал критики и даже привело главу школы к судебным разбирательствам.

Карнавал в Рио в 2014 году стал одним из самых роскошных

7. Подготовка к новому карнавалу начинается на следующий же день после окончания предыдущего. Весь год, как в школах самбо, так и на улицах города, проходят репетиции. Поэтому, даже если вам не удалось попасть в Рио в эти четыре дня, вы сможете стать свидетелем зажигательных уроков самба в любое время года. Основные приготовления к карнавалу начинаются в октябре. Кстати, по зрелищности генеральные репетиции главных школ сравнимы с парадом, а съездить в Рио за несколько дней до карнавала выйдет куда дешевле.

Жители и гости Рио стараются соответствовать участникам парада и не выходят из дома без ярких нарядов

8. Многие знают, что во время проведения карнавала нужно держать ухо востро. Карманники и мелкие воришки действительно могут орудовать в толпе, но это редко приносит им самим большую прибыль - большинство людей выходит на гуляния в полураздетом виде, оставляя свою одежду, сумки и сбережения в более надежном месте. Дело в том, что многие уличные стихийные карнавалы могут запретить вам участие, если вы одеты в повседневную одежду.

Однако, и воры в Рио проявляют творческий подход. Например, в 2006 году здесь произошло самое масштабное по своей огласке и размаху преступление. Во время карнавала группа неизвестных, которых так и не удалось поймать, ворвалась в музей в карнавальных костюмах, и, продолжая танцевать, под громкое биение барабанов унесла несколько известных картин Пикассо, Дали, Матисса и Моне.

9. Гостями карнавала каждый год становятся различные знаменитости. Так, в 2012 году на трибуне была замечена певица Дженнифер Лопес с бойфрендом Каспером Смартом, а в 2013 посмотреть на парад пришел футболист клуба "Барселона" Неймар вместе со своими друзьями.

Дженнифер Лопес и Карпер Смарт в Рио в 2012 году

10. Как говорят сами бразильцы: "Все,что происходит на карнавале, остается на карнавале!" Там вы точно сможете расслабиться и получить удовольствие!

Карнавал проходит за сорок дней до наступления Пасхи, он становится символом наступления поста, в который запрещено есть продукты животного происхождения. Получается, что карнавал это некое прощание с этим наслаждением.


Существует два варианта появления слова карнавал. Во-первых, считается, что оно ведет свои корни из христианства, в этом случае оно несет свои корни от латинских слов «carne levare», что означает «устранять мясо» и это имеет логику, т.к. в пост нельзя есть мяса.


Вторая же версия говорит о том, что «карнавал» происходит от «carrus navalis», означающее «морской корабль». Это некий корабль, у которого есть колеса, так называли его римляне, корабль на колесах. Это тот самый корабль, на котором в шествие сидит жрец Верховный божества Бахус.


Ещё один интересный факт – это то, что Бразильский Карнавал оказывается завезенный праздник из Португалии. Бразильский карнавал имеет схожесть с Португальской Масленицей. Приняты уличные гуляния, веселье, конкурс, т.п. Главное, что взял карнавал у Масленицы – это празднование за некоторое время до Великого поста, которое считается периодом высвобождения и искупления. Потом же он дополнился чертами итальянских и французских карнавалов, благодаря чему появились пышные и яркие костюмы, маски, танцы.


В 1916 году для данного торжества специально был придуман зажигательный танец самба и даже возникли школы для него. Главные действия карнавала разворачиваются в самом сердце Рио-де-Жанейро, где на бульваре длиной примерно семьсот метров происходят зрелищные соревнования между избранными различных школ самбы. Эта аллея называется «Самбодром». Она была построена еще в 1984 году и представляет собой дорогу, которая огорожена, с обеих сторон расположены трибуны наблюдающих за торжеством.


Бразильский Карнавал – самое важное событие страны. К нему тщательно готовятся. Школы ежегодно выбирают конкретную тематику для выступлений: костюмы, хореографию и композицию в целом. Обычно в эту ночь соревнуются около трёх – четырёх школ, в состав одной входит примерно пять тысяч танцоров. Карнавал проходит в течение четырёх ночей с девяти вечера и до восхода солнца.


Карнавал – это одно из самых впечатляющих по своему масштабу событий, наполненное яркими красками, задором. Попав в круговорот танцующих самбо людей, одетых в разноцветные перья, даже простой прохожий не сможет удержаться от того, чтобы присоединиться к всеобщему празднику жизни.

Бразильский Карнавал (порт. Carnaval do Brasil) - общенациональный праздничный фестиваль, который с 1928 г. проводится в в конце февраля каждого года, в субботу, за 7 недель до Пасхи, накануне Великого поста (по католическому календарю — за 40 дней до Страстной недели).

Карнавал в Бразилии — крупнейший национальный праздник, он отличается как от европейских карнавалов, так и от карнавальных празднеств, проводимых в других латиноамериканских странах. Помимо того, имеются региональные разновидности карнавала в самой Бразилии. Сегодня называют городом вечного солнца и столицей Бразильского Карнавала. Ежегодно в феврале Рио погружается в самое «великое безумие», в буйство красок, ритмичной музыки и любви. Под зажигательные ритмы самбы пестрые толпы беззаботных людей, одетых лишь в перья и блестки, несколько безумных дней предаются веселью и разгулу.

В Бразильском Карнавале участвуют все жители страны, зажигательное действо привлекает в страну тысячи туристов, заражая всех своим темпераментом, фееричным весельем, не оставляя равнодушным никого.

Наряду с футболом, Карнавал символизирует национальную идеологию.

Веселые красочные шествия с танцами продолжаются 4 дня, в продолжение которых закрываются все магазины и госучреждения не только в крупных городах, но и в крошечных городках и поселках Бразилии. Вся страна погружается в искрящуюся весельем атмосферу самбы, буйства фантастических нарядов, льющейся отовсюду музыки и улыбок сотен тысяч людей, от души радующихся главному праздничному шоу страны.

История Карнавала

Истоки Бразильского Карнавала лежат в римских празднествах и древнегреческих Вакханалиях, также в традициях праздника нашли отражение черты эпох Средневековья и Возрождения. Говорят, в основе карнавальной традиции лежит привезенный португальцами «entrudo» («Потешный день») — португальский аналог русской масленицы — праздник, когда было принято забавляться, дурачить друг друга, обливать водой, обсыпать мукой, обкидывать сырыми яйцами (порой тухлыми), кукурузой и фасолью. Девушки обычно целились с балконов точно в головы приглянувшихся им парней, которые на это не обижались, воспринимая атаку, как заигрывание. Празднество непременно сопровождалось задорными песнями и плясками. «Португальская масленица», завезенная в Бразилию в XVII в. португальскими переселенцами с Азорских островов и островов Зеленого Мыса, символизирует освобождение и начало Великого поста.

Вскоре к португальской народной забаве присоединились африканские рабы, привнеся традиции и народные обряды «Черного континента». Итальянские и французские переселенцы, в свою очередь, привезли с собой в Бразилию мотивы сказочных венецианских карнавалов. Карнавал в XIX в. впитал традиции европейских карнавалов, когда живописные маски, яркие костюмы, фантастические персонажи и парады украшенных автомобилей появились на бразильских празднествах. Так, в течение веков сформировался Бразильский Карнавал, который ежегодно манит в эту чувственную страну миллионы туристов со всего мира.

С каждым годом празднество все больше набирает силу, достигая практически всех уголков Бразилии: становятся богаче и разнообразнее песни и танцы, появляются новые ритмы и ставшие знаменитыми «маршики». Первый костюмированный бал был проведен в Рио-де-Жанейро в 1840 г., а возникшие в 1928 г. в Рио первые школы самбы быстро распространились на другие города. Жизнерадостный латиноамериканский стиль самбы с невероятной скоростью завоевывал все новых поклонников.

Необузданные обычаи («entrudo») вызывали раздражение и недовольство среди горожан, поэтому праздник
указом короля был запрещен. Однако, люди не собирались отказываться от шумных уличных шествий. Появился «Сordoes» - своеобразный вид Карнавала, в котором участвовали только мужчины, которые колонной двигалась по городу с танцами и музыкой, зачастую ведя себя разнузданно и оголтело. С 1852 г. берет начало традиция «зе-перейра» (Ze Pereira), ставшая обязательным атрибутом Бразильского Карнавала, когда по улице движется группа людей, с упоением колотящих в разнокалиберные барабаны.

С 70-х годов XIX в., когда бывшие чернокожие рабы, гнувшие спины на кофейных плантациях, привнесли в страну африканскую культуру, Карнавал приобрел черты «Ranchos» (шествие женщин и мужчин, танцующих самбу). «Ranchos» стали прообразом современных школ самбы. Бразильский Карнавал уже невозможно представить без зажигательных ритмов самбы. Жизнерадостная музыка, звучащая в Бразилии круглый год, несущая в себе неукротимый темперамент, является синтезом африканской и бразильской культуры. Первая песня-марш («marcha») была написана в 1889 г. специально для карнавального шествия, ее по заказу одной танцевальной группы создала Чикинья Гонзага. В дословном переводе марш назывался так: «Посторонитесь, я хочу пройти». Постепенно впитывая в себя все новые и новые оттенки, Бразильский Карнавал сегодня по праву называют самым ярким, красочным и зажигательным всенародным праздником современности.

В начале ХХ в. карнавальное действие дополнилось кортежами потрясающе украшенных автомобилей - «корсо » (Corso), из которых молодые люди осыпают зрителей серпантином и конфетти.

В 1907 г. в Рио-де-Жанейро специально была построена «Авенида Сентраль» (порт. Avenida Central), с тех пор здесь стали проводить основное карнавальное действо.

Уже в 1935 г. на Площади 11-го Июня впервые состоялся официальный карнавальный парад. С 1984 г. на проспекте Маркиза Сапукаи (порт. Marques de Sapucai) красуется знаменитый «» (порт. Sambodromo) — уникальное 3-этажное сооружение, построенное по проекту (порт. Oscar Ribeiro de Almeida de Niemeyer Soares Filho; 1907 – 2012 гг.), известного латиноамериканского архитектора XX в. Трибуны «Самбадрома» рассчитаны на 70 тыс. зрителей, пришедших насладиться фееричным карнавальным зрелищем.

Правила проведения Карнавала

По традиции, на церемонии открытия Бразильского Карнавала в 7 часов вечера мэр Рио-де-Жанейро торжественно передает символические ключи от города «хозяину» праздника - шутовскому персонажу, Королю Рею-Момо (King Rei Momo), которым становится самый толстый мужчина города (весом от 110 кг). Карнавал традиционно начинается в пятницу и длится до «пепельной» среды. На это время — ровно на 4 официальных праздничных дня (неофициально страна «гуляет» больше недели) – тучный Момо становится полноправным владыкой города со множеством обязанностей: Король должен посетить около двух сотен балов и конкурсов, а также присутствовать на «Самбадроме» с непременным условием — он должен танцевать и веселиться вместе со всеми! Момо наделяется правом отменять и издавать любые законы. Впрочем, главный закон остается неизменным: веселиться всем! И население с готовностью повинуется: целую неделю никто не работает, толпы полураздетых (или полуодетых) людей наводняют городские улицы, по которым в это время не ездят машины. Второй негласный закон Карнавала в Рио таков: обнажаться! Однако, правилами запрещена полная нагота, поэтому к удовольствию зрителей на празднике представлено бесконечное множество вариантов пикантных костюмов, сводящих с ума не только туристов из пуританской Европы, но и привыкших ко всему местных жителей.

Негласный закон Карнавала…

Кульминацией Карнавала становится парад различных школ самбы, который длится 3 ночи подряд. Восторженная публика встречает красочное шествие фантастически оформленных и ярко украшенных платформ, на которых под зажигательные звуки афро-бразильских ритмов, грохот барабанов и блеск фейерверков безостановочно танцуют полуобнаженные красавицы, украшенные лишь блестками и перьями. «Самбадром» - это огромная сказочная танцевальная площадка, созданная фантазией и талантом множества дизайнеров и тысяч обычных бразильцев. Обычно подготовка к Карнавалу длится несколько месяцев, когда создаются гигантские двигающиеся фигуры огнедышащих драконов, таинственных сфинксов, пиратских кораблей, римских легионеров, всевозможных популярных сказочных персонажей и героев легенд народов мира. Невообразимые сооружения двигаются в сопровождении очаровательных полуобнаженных мулаток, самозабвенно танцующих самбу.

Бразильцы, верные приверженцы католической веры, раз в году беспечно веселятся и ликуют, празднуя Карнавал. Церковь не считает Карнавал богоугодным мероприятием, но никоим образом не препятствует празднику, кроме того, в дни К. на стадионах проводятся многотысячные мессы.

На карнавальном шоу имеются не только участники, но и строгие судьи. Взыскательное жюри, состоящее из 40 человек, призвано дать объективную оценку выступлениям участников. Оценка проводится по 10-балльной шкале, здесь учитывается буквально все: раскрытие избранной темы, оформление платформ («каросс»), соответствие костюмов и макияжа танцоров, гармония танцевальных движений, выбор музыки и т.п.

Тема выбирается школами самбы за год до мероприятия, разрабатывается сценарий и втайне от других участников идет подготовка к выступлению. Карнавальные темы могут быть самыми разными и непредсказуемыми, как-то: ледниковый период, охрана окружающей среды, теория эволюции Дарвина, история кинематографа, «Мама Африка», жизнь и карьера певца Роберто Карлоса (в этом случае, скорее всего, процессию будет возглавлять сам певец). Задача же участников шествия - суметь воплотить в художественной форме за 60-80 мин. выступления на «Самбадроме» идею выбранной темы. «Фабрики карнавала» работают круглый год, и восхитительное карнавальное шествие, которое наблюдают зрители – это итог длительных усилий нескольких тыс. человек. Эти 4 карнавальных дня являются напряженным состязанием ведущих бразильских школ самбы (количество участников праздничного шествия от каждой школы составляет 3 — 5 тыс. человек).

И снова второй закон Карнавала =)

Система отбора участников происходит почти так же, как в футболе: команды, победившие в субботу, оказываются в премьер-лиге. 14 команд из премьер-лиги выступают в воскресенье и понедельник, а занявшие последние два места – выбывают.

В пятницу, в первый карнавальный день, парад открывают представители детских школ самбы. Открывает праздничное действо карнавальный марш «Расправь крылья», который в 1899 г. написала Шкинья Гонзаго (порт. Chiquinha Gonzaga; первая бразильская женщина-композитор) специально для праздника. Показ каждой из школ занимает 1,5 ч., первой проходит самая титулованная. Вначале идут сотрудники школы, ее лучшие танцоры и знаменитости, облаченные в карнавальные костюмы, за ними – армии танцоров и музыкантов. А на движущихся платформах в перьях и блестках танцуют «destagues» — особые артисты. Возле них почти без одежды страстно двигаются «пассистас» — элитные танцовщицы.

Кульминация праздника наступает в воскресенье и понедельник, когда проходят выступления школ самбы премьер-лиги.

Каждая из колонн шествия состоит из 305 тыс. участников, движение которых филигранно отточены за месяцы репетиций, поэтому шоу смотрится поразительно органично и слаженно. Зрители «болеют» за свои любимые команды столь же азартно, как и футбольные фанаты.

Бразильский Карнавал — это зрелищный, яркий праздник, поражающий зрителей фантазией, фонтанирующей энергией, талантом и танцевальным мастерством участников.

Во время главных карнавальных событий, которые происходят на «Самбадроме», по всему городу
проводятся костюмированные балы и тематические вечеринки. Например, на сказочный бал в «Copacabana Palace» со всех концов мира приезжают знаменитости. Огромной популярностью всегда пользуются конкурс костюмов, проводимый в отеле «Gloria», и костюмированный гей-бал в ночном клубе «Rio-Scala». В общем, во время празднования Карнавала вся Бразилия ликует, поет и танцует, превращаясь в один громадный «Самбадром». Если есть желание и возможность, заплатив 500 — 600 $, любой может стать участником праздничного шествия: для этого необходимо облачиться в карнавальный костюм и двигаться по 700-метровой аллее в такт танцующим. В эти же дни Карнавальные гуляния проходят во всех городах Бразилии, крупных и малых. Кроме Рио-де-Жанейро, самые зрелищные карнавалы проходят в городах: , . Причем, вместо фривольных сюжетов, как в Рио, здесь традиционно разыгрываются исключительно исторические сцены.

Удивительная жизнерадостность, дружелюбие и беззаботность жителей Бразилии объясняется фееричным смешением в них европейско-африкано-индейских кровей. От накопленных за год усталости, проблем и неврозов раз в год народ избавляется в безумии карнавальных страстей. По окончании празднеств, начиная с «пепельной» среды, бразильцы начинают снова мечтать о следующем Карнавале!

Любопытные факты

  • Карнавал в Бразилии - не просто самый народный и горячо любимый праздник в стране, это еще и невероятно доходный бизнес, имеющий оборот более 2 млрд. евро!
  • Благодаря Карнавалу, каждый год находят работу (хотя и временную) несколько сотен бразильцев.
  • Истоки традиций Бразильского карнавала лежат в ритуальных танцах «Черного континента», пульсирующие ритмы которых, совпадающие с биением сердца, были завезены в Бразилию миллионами африканских рабов.
  • В середине ХХ в. образовались первые школы самбы, в 1916 г. специально для Карнавала композитором Синьо была написана песня, которая называлась «По телефону», ставшая самой популярной мелодией для самбы.
  • Карнавал стал самым демократичным праздником Бразилии, когда на 4 дня все — бедные и богатые, черные и белые, сильные и немощные — становятся одним танцующим и веселящимся целым.
  • Во время проведения Карнавала в Бразилии, каждую ночь на «Самбадроме» шествуют по 3-4 школы самбы. Общее количество школ равно 12, 8 из которых считаются элитными, а 4 – начинающими. Каждая из школ во время карнавального шествия старается из участников, танцующих самбу, изобразить некую оригинальную композицию. Участники делятся на группы до 40 человек, выступающих на 5-8 автомобилях, которые, согласно правилам безопасности, управляются только вручную.
  • Карнавальные костюмы, в которые одеты танцовщицы, достаточно тяжелые и неудобные. Если во время праздника участнице «приспичит» посетить туалет, то в этаком наряде ей это вряд ли это удастся сделать. Поэтому всем девушкам-танцовщицам выдают специальные гигиенические одноразовые
    пакеты.
  • Эротический «тонус» и накал страстей участников Карнавала и зрителей поднимается настолько, что городские власти, дабы избежать мощного демографического взрыва, вынуждены ежегодно бесплатно раздавать более 10 млн. презервативов. Ну а как иначе? Вид практически полностью обнаженных красоток, в бешеном ритме танцующих самбу, производит на зрителей-мужчин колоссальное, неизгладимое, впечатление.
  • Во время карнавальных празднеств из-за большого притока туристов образуется острая нехватка мест в отелях и возрастают цены на жилье. Многие горожане на время Карнавала уезжают из Рио, чтобы спокойно провести время с семьей.
  • Музей Карнавала в «Самбадроме» бывает открыт для посетителей круглый год, он рассказывает о традициях и правилах проведения Карнавала.
  • Издавна накануне Великого поста устраивался праздник в знак прощания с плотскими удовольствиями и мясной пищей. Кстати, с французского языка перевод слова «карнавал» так и звучит: «прощание с мясом».
  • Ежегодно, на конкурсе красоты, который проводится незадолго до начала праздника, избирают Короля и Королеву будущего Карнавала. Для них шьются шикарные костюмы, богато украшенные кристаллами «Swarovski» и перьями, которые считаются символами Бразильского Карнавала. Кроме того, шествие каждой школы возглавляет своя Королева, избранная членами коллектива.
  • Сразу же по окончании празднеств, буквально на следующий день, начинается подготовка к новому Карнавалу. Весь год в школах самбо и на городских улицах проходят репетиции. Поэтому не расстраивайтесь, если Вам не удалось оказаться в Рио в эти 4 дня, ведь стать свидетелем уроков самбы можно в любое время года!
  • Во время Карнавала мелкие воришки, безусловно, орудуют в толпе, но это редко приносит им большую прибыль, ведь большинство людей приходят на гуляния в полураздетом виде: по правилам многих уличных стихийных гуляний запрещено участие тем, кто одет в повседневную одежду.
  • Обычно такие многочисленные мероприятия не обходятся без курьезных случаев. Так, открытие Карнавала — 2006 стало для властей Рио особенно запоминающимся. В том году здесь произошло самое невероятное и масштабное по размаху преступление: группа неизвестных людей в карнавальных костюмах (их, к слову, так и не удалось поймать) ворвалась в музей, и, танцуя под громкие звуки барабанов, вынесла несколько известных живописных полотен Дали, Пикассо, Моне и Матисса. Видно, во время Карнавала даже воры в Рио подходят к делу творчески!
  • Жизнерадостные, сексапильные, «легко» одетые красотки могут очаровать ничего не подозревающего туриста и оставить его без кошелька, фотоаппарата или телефона.
  • Сами бразильцы утверждают: «Все, происходящее на Карнавале, на Карнавале и остается!» Каждый участник Карнавала сможет здесь расслабиться и получить незабываемое удовольствие!
  • По данным, опубликованным журналом «Форбс», несмотря на то, что половина населения Бразилии проживает за чертой бедности, а 1/3 – неграмотна, бразильцы считают себя самыми счастливыми людьми на планете!