Персонификация – это индивидуальный образ самого себя или другого человека. Он представляет собой совокупность представлений, чувств, отношений, возникающую на основе опыта, связанного с удовлетворением потребностей или тревогой. Например, персонификация доброй матери возникает у ребенка в связи с тем, что мать заботится о нем. Персонификация плохой матери возникает вследствие переживания ребенка, связанного с тем, что мать тревожная и побуждает тревогу у ребенка. Эти образы редко соответствуют в точности тем людям, которых представляют. Первоначально они формируются для построения отношений в изолированной межличностной ситуации, но впоследствии они закрепляются и влияют на отношение к другим людям. Например, человек, персонифицировавший отца как авторитарную личность, может проецировать эту персонификацию на других мужчин старшего возраста (преподавателей, работодателей, чиновников).

Персонификации, разделяемые многими людьми, называются стереотипами. Это – представления, по поводу которых существует единодушие, т.е. идеи, получившие широкое распространение в обществе и предаваемые из поколения в поколение.

Когнитивные процессы .

Салливан, обсуждая проблемы роли познания в функционировании личности, выделяет три типа переживаний: прототаксические, паратаксические и синтаксические.

Прототаксический способ мышления рассматривается как дискретный ряд кратковременных состояний сензитивного организма. Этот тип опыта соответствует тому, что Джеймс назвал потоком сознания, «сырых» ощущений, образов, чувств, протекающих через разум. Между ними нет никакой связи, и они не имеют смысла для субъекта опыта. Прототаксический способ переживаний наиболее явно обнаруживается в первые месяцы жизни и является необходимой предпосылкой двух других.

Паратаксический способ мышления представляет усмотрение причинных отношений между событиями, которые возникают примерно одновременно, но логически между собой не связаны. Салливан полагал, что мышление людей во многом не выше паратаксического: человек видит причинные связи между переживаниями, не имеющими друг к другу никакого отношения. Пример патаксического мышления – суеверие.

Высший способ мышления – синтаксический , предполагающий использование форм символической деятельности, особенно вербальной. Признанный символ – тот, в отношении содержания которого существует согласие группы людей (слова и числа). Синтаксический способ мышления устанавливает логический порядок между переживаниями и дает людям возможность общаться друг с другом.


Развитие личности .

Саливан описал последовательность межличностных ситуаций, в которые вовлекаются личности на пути от младенчества к взрослости и то, как эти ситуации влияют на формирование личности. Большее внимание, чем другие исследователи психологии личности, за исключением Фрейда, Салливан уделил рассмотрению стадий развития личности. В отличие от Фрейда, который рассматривал развитие личности в основном как развертывание сексуального инстинкта, Салливан отстаивал социально-психологический подход к личности, в котором большое внимание уделяется процессу взаимоотношений между людьми. Хотя Салливан не отвергал биологических детерминант развития личности, он ставил их ниже социальных факторов психического развития. Более того, он полагал, что иногда эти социальные влияния противоречат биологическим потребностям человека и наносят ему ущерб.


Салливан выделяет шесть стадий развития личности, предшествующих зрелости: 1.младенчество, 2.детство, 3.ювенильнильный период, 4.пред-юность, 5.раняя юность, 6.поздняя юность.

Период младенчества продолжается от рождения до появления артикулированной речи. В этом периоде основной зоной взаимодействия между ребенком и средой является оральная. Кормление дает ребенку первый межличностный опыт. Основные характеристики этой стадии: 1. дифференциация тела ребенка, что позволяет ему удовлетворять ему свои потребности независимо от матери (например, сося палец); 2. освоение координированных движений, включая движения глаз и рук, рук и рта; 3.образование первых персонификаций (например, спокойная, заботящаяся, приносящая удовлетворение или тревожная, отвергающая мать); 4.переход от прототаксического к паратаксическому способу мышления, 6.организация опыта посредством научения и возникновение основ Я-системы.



Переход от младенчества к детству возможен благодаря овладением языком и синтаксическому способу познания. Детство продолжается от появления артикулированной речи до возникновения потребности в товарищах по играм. Языковое развитие делает возможным смешение различных персонификаций (например, хорошей и плохой матери) и интеграции Я-системы в более согласованную структуру. В Я-системе начинает развиваться представление о грамматическом роде – мальчик идентифицирует себя с предписанной обществом мужской ролью, девочка – с женской. Развитие символических переживаний позволяет играть ребенку во взрослого – Салливан называет этот процесс драматизацией – и проявлять интерес к различным видам активности, которая служит цели избегания, наказания и тревоги – Салливан называет это озабоченностями . Драматичным событием детства трансформация к недоброжелательности , которая разрушает межличностные отношения ребенка и является причиной его изоляции от окружающих людей. Трансформация к недоброжелательности обусловлена болезненными тревожными переживаниями, связанными с людьми, и может быть причиной регрессии к содержащей меньшую угрозу стадии младенчества.

Ювенильная стадия охватывает большую часть школьной жизни. В этот период ребенок обретает опыт социальной субординации в отношении авторитетов за пределами семьи, соревновательные и кооперативные свойства, учится контролировать собственное поведение, у него формируются установки и стереотипы, начинают четче различаться реальность и фантазия. Основным событием этого периода является возникновение представления о жизненной ориентации.

Краткий период пред-юности характеризуется потребностью в дружеских отношениях со сверстниками, во взаимодействии с которыми можно решать жизненные проблемы. Именно в это период происходит становление истинно человеческих взаимоотношений между людьми. В более ранние периоды межличностные ситуации характеризует зависимость ребенка от взрослых. В период пред-юности формируются отношения равенства, взаимности и взаимодействия.

В ранней юности развивается паттерн гетеросексуальной активности. Пубертатные физиологические изменения переживаются как чувство желания, из которого возникает динамизм вожделения. В этот период эротическая потребность отделяется от потребности в близости. Эротическая потребность избирает в качестве объекта человека противоположного пола, в то время как потребность в близости сохраняет фиксацию на человеке своего пола. Если эти две потребности не разведены, то, по мнению Салливана, индивид проявит скорее гомосексуальную ориентацию, чем гетеросексуальную. Многие конфликты подросткового и юношеского периода возникают из противостояния потребностей в сексуальном удовлетворении, близости и безопасности. Ранняя юность продолжается до тех пор, пока человек не найдет стабильный паттерн поведения, удовлетворяющий его сексуальные стремления.

Поздняя юность представляет достаточно продолжительный период перехода к обязанностям, привилегиям и ответственности взрослого человека. Стабилизируется Я-система, происходит овладение более эффективными способами снижения напряжения, формируются более сильные защитные механизмы против тревоги, синтаксически развивается опыт, что позволяет раздвинуть символические границы.

Проходя эти стадии, человек достигает финального этапа – взрослости.

возложение личной, персональной ответственности на работников в соответствии с должностными инструкциями


Смотреть значение Персонификация в других словарях

Персонификация Ж. — 1. Процесс действия по знач. несов. глаг.: персонифицировать. 2. Поэтический прием, состоящий в наделении неодушевленных предметов свойствами одушевленных существ.
Толковый словарь Ефремовой

Персонификация — персонификации, ж. (латин. personificatio) (книжн.). Олицетворение, представление какого-н. предмета или абстрактного понятия в образе лица, в образе человека.
Толковый словарь Ушакова

Персонификация — (лат. per личность + facere делать) - олицетворение, наделение абстрактных понятий явлений природы человеческими качествами.
Политический словарь

Персонификация — возложение личной, персональной ответственности на работников в соответствии с должностными инструкциями.
Экономический словарь

Персонификация — (лат. persona личность, лицо + facio делать) наделение сложных (зрительных и слуховых одновременно) галлюцинаторных образов свойствами конкретных лиц.
Большой медицинский словарь

Персонификация — (от лат. persona - лицо и...фикация) - представлениеприродных явлений, человеческих свойств, отвлеченных понятий в образечеловека. Распространена в мифологии, сказках, притчах.........
Большой энциклопедический словарь

Персонификация — - олицетворение, оживотворение, одухотворение - элемент религиозных верований, заключающийся в наделении предметов и явлений природы свойствами живых существ, способностью........
Исторический словарь

Персонификация — (Personification; Personifikation) - стремление или тенденция психических содержаний либо комплексов обрести отличную от себя личность, обособленную от это."<...> Любой автономный........
Психологическая энциклопедия

Персонифика́ция — (лат. persona личность, лицо + facio делать)
наделение сложных (зрительных и слуховых одновременно) галлюцинаторных образов свойствами конкретных лиц.
Медицинская энциклопедия

Персонификация — - англ. personification; нем. Personifizierung. 1. Наделение животного, предмета, явлений природы, соц. структур, отвлеченных понятий человеческими свойствами. 2. Стремление индивида........
Социологический словарь

Персонификация — - форма фетишизма, стремление интерпретировать, объяснять любое социальное явление, изменение как проявление личной воли конкретного лица или группы: явной, например,........
Философский словарь

Персонификация, Олицетворение — (лат.-лицо, делать): наделение предметов и явлений природы свойствами живых существ, в том числе и человека: внешним обликом, способностью мыслить, чувствовать, говорить........
Философский словарь

Персонификация, Олицетворение, Ожнвотворенне, Одухотворение — (от лат. persona - лицо, личность и facere - делать) - элемент релит, верований, заключающийся в наделении предметов и явлений природы свойствами живых существ, часто даже человеческими;........
Философский словарь

Словарь Ушакова

Персонификация

персонифика ция , персонификации, жен. (лат. personificatio) (книж. ). Олицетворение, представление какого-нибудь предмета или абстрактного понятия в образе лица, в образе человека.

Персонификация

(от лат. persona - лицо + facio - делаю). Троп, состоящий в перенесении признаков и свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет, окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли (Пушкин). см. .

Словарь лингвистических терминов

Персонификация

(лат. persona лицо + …фикация)

Олицетворение, наделение животных, предметов, явлений природы человеческими свойствами, а также выражение отвлеченных понятий в образе человека; широко распространена в мифах, притчах и сказках народов мира; близкий метафоре троп, связанный с перенесением на неживой предмет функцией живого лица; ант.: антиперсонификация, наиболее часто используемая в публицистическом стиле, где люди получают статус вещей.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Персонификация

(от лат. persona - лицо) - представление природных явлений, предметов, человеческих свойств, отвлеченных понятий в образе человека.

Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: олицетворение

Вид: антропоморфизм

Жанр: басня, миф, притча, сказка

Асс: аллегория

Пример:

К ней прилегла в опочивальне

Ее сиделка - тишина.

* "Персонификация... неизменно присутствует в народном эпосе, в сказках, баснях, притчах и т.д." (Е. Аксенова). *

Дизайн. Словарь терминов

Персонификация

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ – придание живым или неживым объектам или отвлеченным понятиям, таким как "победа" или "промышленность", человеческих форм или человеческих атрибутов. К примеру, смерть изображается в виде скелета или фигуры в белом одеянии с косой. Персонификацией американского правительства и США в целом является "дядя Сэм" – высокий худой человек с седой бородой, облаченный в брюки с белыми и красными полосами, синюю жилетку, и в высокой шляпе, на которой нарисованы звезды. Во времена итальянского Возрождения было популярно изображение "свободы" в виде женщины вместе с фигурами, олицетворяющими "мир" и "изобилие". Популярнейшая из них, американская Статуя Свободы (дар Франции 1885 г.) стоит теперь у входа в Нью-Йоркскую гавань и держит в руке горящий факел – символ "просвещенности". Первой женской персонификацией Великобритании была Британниа (так римляне называли Британию), которая появилась на монетах в период правления римского императора Адриана (138–117 г. До н. э.); В 1672 г. ее изображение появилось на монетах вновь в виде сидящей фигуры со щитом и пикой. Британниа изображалась на монете в 1 пенни до перехода на десятичную систему в 1971 г.

Personification; Personifikation) - стремление или тенденция психических содержаний либо комплексов обрести отличную от себя личность, обособленную от это.

"<...> Любой автономный или хотя бы только относительно автономный комплекс имеет свойство являться в качестве личности, т. е. персонифицированно. Легче всего, пожалуй, это можно заметать в так называемых спиритических явлениях автоматического письма и тому подобном. Получившиеся предложения всегда являются личностными высказываниями и излагаются от первого лица, как если бы за каждой записанной частью предложения тоже стояла личность. Поэтому наивный рассудок тотчас непременно подумает о духах. Подобное, как известно, можно наблюдать и в галлюцинациях душевнобольных, хотя эти галлюцинации часто еще более явно, чем записи спиритов, суть просто мысли или фрагменты мыслей, связь которых с сознательной личностью часто сразу очевидна" (ПБ, с. 263).

В работах более позднего периода Юнг говорил о персонификации в связи с психологией первобытных, связывая ее с бессознательной идентификацией или проекцией бессознательного содержания на объект до тех пор, пока оно не будет интегрировано в сознание. Сам Юнг персонифицировал те понятия, которые наблюдал эмпирически (тень, самость, Великая Мать, мудрый старец, анима, анимус и др.).

"Тот факт, что бессознательное самопроизвольно персонифицирует, <...> послужил причиной того, почему я включил эти персонификации в мою терминологию и дал им имена" (CW 9i, par. 51).

Эго может также весьма свободно персонифицировать бессознательные содержания или аффекты, от них исходящие, используя метод активного воображения, с тем чтобы облегчить связь между сознанием и бессознательным.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ

1. Обычно – приписывание человеческих или личностных качеств некоторой "абстракции". Этой абстракцией может быть социальная группа или социальная структура, образ или представление о некотором реальном человеке или даже чего-то не человеческого. См. антропоморфизм и анимизм. 2. Более специальное значение – тип защитного механизма, при котором индивид в результате личной фрустрации приписывает качества или вину за что-то другим. См. здесь проекция, формой которой обычно считается персонификация.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ

психическая организация переживаний человека, способствующая формированию внутреннего образа других людей.

Представление о персонификации было важной частью межличностной теории Г.С. Салливана (1892–1949), в соответствии с которой формирование персонификаций имеет место в период раннего младенчества. Он исходил из того, что формирующаяся у младенца персонификация хорошей матери является воспринятым им образом ее участия в периодически повторяющихся ситуациях кормления и интеграции других потребностей, разрешенных путем их удовлетворения. Эта персонификация «символизирует интеграцию, поддержание и разрешение ситуаций, являющихся обязательным условием для осуществления младенцем эффективных и адекватных действий, направленных на удовлетворение потребностей».

Персонификация матери не тождественна самой матери как конкретного, живого человека. Она представляет собой психическую организацию испытываемого младенцем переживания. При этом важно иметь в виду, что сформировавшаяся у младенца персонификация матери возникает и развивается из особенностей взаимоотношений младенца с матерью в рамках межличностных ситуаций, интеграция которых служит цели удовлетворения потребностей.

С точки зрения Г.С. Салливана, персонификация имеет место не только у младенца, но и у матери. Присущая матери персонификация младенца – это непрерывно развивающееся переживание, которое существует внутри матери и включает в себя различные факторы, имеющие отдаленное отношение к настоящему младенцу. Эта персонификация состоит из переживаний, приобретенных и в ситуациях, когда ребенок испытывал тревогу, и тогда, когда он оставался спокоен. Материнская персонификация ее первого младенца имеет в своей основе значительно больший объем переживаний, чем в случае рождения второго или третьего ребенка.

Ребенок символизирует для матери признание социальных обязанностей по отношению к нему. Степень эффективности исполнения этих обязанностей может колебаться у одной и той же матери, взаимодействующей с разными детьми или с одним ребенком в разных ситуациях. Осознание матерью своих социальных обязанностей, символом которых является персонифицированный младенец, нередко связано, как считал Г.С. Салливан, с ситуациями, в которых младенец «схватывает» плохую мать, и «из переживания подобных ситуаций формирует персонификацию плохой матери».

По мнению Г.С. Салливана, на ранней стадии младенчества возникает двойная персонификация материнской фигуры – персонификации хорошей и плохой матери. В дальнейшем в период среднего младенчества наблюдается появление трех персонификаций Я: Я-хороший, Я-плохой и не-Я. Тройственность персонификаций неизбежна в любой культуре. Я-хороший – это первичная персонификация, структурирующая переживание, в котором удовлетворение усилено поощрениями и проявлением заботы со стороны материнской фигуры, довольной происходящим. Я-плохой – первичная персонификация, структурирующая переживание, в котором повышение уровня тревоги связано с материнской фигурой, прибегающей к запретам. Обе персонификации являются модифицированными элементами реальности, но в более поздний период развития ребенка они занимают определенное место в структуре его мышления. Что касается третьей первичной персонификации, не-Я, то она, как полагал Г.С. Салливан, часто проявляется в сновидениях, но наибольшую выразительность приобретает у тех, кто страдает шизофреническими приступами. Эта персонификация всегда носит относительно примитивный характер, включает неясно воспринимаемые аспекты жизни и переживания, характерной особенностью которых является сверхъестественная эмоция. Впоследствии проявления персонификации не-Я могут иметь место в виде ночных кошмаров, сопровождающихся переживанием крайне негативных эмоций.

По мере развития ребенка возникает то, что Г.С. Салливан назвал «персонификацией самости», представляющей собой то, о чем человек говорит, когда называет себя «Я». Рассматривая все эти аспекты персонификации, он подчеркнул, что связь персонификации с персонифицируемым носит комплексный, а иногда и многосторонний характер. Кроме того, «персонификация не полностью совпадает с описанием персонифицируемой фигуры».

Значение слова ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Словаре литературоведческих терминов

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ

- (от лат. persona - лицо, личность и facere - делать) - особый вид олицетворения: полное уподобление неодушевленного предмета человеку, при котором предмет наделяется не частными признаками человека (см. олицетворение), а обретает все человеческие черты, часто - человеческий облик. Традиционно П.используется в устном народном творчестве, в баснях.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Словаре Аналитической психологии:
    (Personification; Personifikation) — стремление или тенденция психических содержаний либо комплексов обрести отличную от себя личность, обособленную от это.« Любой автономный …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    восприятия виртуальной реальности связана с эффектом психологической достоверности аудиовизуального общения, непосредственного контакта пользователя с автором и другими пользователями в режиме …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - придание живым или неживым объектам, человеческих форм или человеческих аттрибутов. В эпоху итальянского Возрождения было популярно изображение "свободы" в …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - форма фетишизма, стремление интерпретировать, объяснять любое социальное явление, изменение как проявление личной воли конкретного лица или группы: явной, например, …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Медицинских терминах:
    (лат. persona личность, лицо + facio делать) наделение сложных (зрительных и слуховых одновременно) галлюцинаторных образов свойствами конкретных …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Литературной энциклопедии:
    [латинск.] — термин античной стилистики, то же, что олицетворение (см …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. persona - лицо и...фикация) представление природных явлений, человеческих свойств, отвлеченных понятий в образе человека. Распространена в мифологии, …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, мн. нет, м. Олицетворение, наделение животного, предмета, явления природы или отвлеченного понятия чело-веческими свойствами.||Ср. АНТРОПОМОРФИЗМ …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЕРСОНИФИЌАЦИЯ (от лат. реrsona - лицо и... фикация), представление природных явлений, отд. человеческих свойств, отвлечённых понятий в образе …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    персонифика"ция, персонифика"ции, персонифика"ции, персонифика"ций, персонифика"ции, персонифика"циям, персонифика"цию, персонифика"ции, персонифика"цией, персонифика"циею, персонифика"циями, персонифика"ции, …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Словаре лингвистических терминов:
    (от лат. persona — лицо + facio — делаю). Троп, состоящий в перенесении признаков и свойств человека на неодушевленные предметы …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, только ед. , ж. , книжн. Наделение животного, предмета, явления природы или отвлеченного понятия человеческими свойствами. Гипнос - персонификация …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. persona личность, лицо + facere делать) олицетворение, наделение животного, предметов, явлений природы и отвлеченных понятий человеческими …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [лат. persona личность, лицо + facere делать] олицетворение, наделение животного, предметов, явлений природы и отвлеченных понятий человеческими …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: олицетворение, одушевление, …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    аллегория, олицетворение, очеловечение, …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Процесс действия по знач. несов. глаг.: персонифицировать. 2) Поэтический прием, состоящий в наделении неодушевленных предметов свойствами одушевленных …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    персонифик`ация, …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    персонификация, …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Орфографическом словаре:
    персонифик`ация, …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от лат. persona - лицо и …фикация), представление природных явлений, человеческих свойств, отвлеченных понятий в образе человека. Распространена в мифологии, …
  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    персонификации, ж. (латин. personificatio) (книжн.). Олицетворение, представление какого-н. предмета или абстрактного понятия в образе лица, в образе …