Современный человек не представляет себе жизни без обуви, являющейся необходимым предметом в гардеробе. Если изначально мужская обувь и женская просто спасала ноги от холодов или сильной жары, то в современном мире она стала неотъемлемой частью гардероба, на улице и дома, превратившись для некоторых в настоящий культ.

Стоит отметить, что изначально подобие обуви появилось в конце палеолитной эпохи. Глобальное похолодание повлекло за собой необходимость предкам людей укутываться в шкуры, спасаясь от холодов. Без внимания не остались и ноги, которые обматывались кусками кожи, с прокладыванием между ее прослойками высушенной травы, а чтобы обувь не спадала, ее привязывали с помощью лыка из коры деревьев.

Обувь социального значения

Позднее обувь начала свое триумфальное шествие во времена Древнего Египта. Именно здесь люди стали использовать сандалии, изготовленные из папирусных и пальмовых листов, имеющие кожаные крепления. Подобная обувь спасала от раскаленной поверхности, но использовалась исключительно для улицы. Впрочем, представители богатых сословий использовали свой вариант обуви, чем-то напоминающий закрытые тапочки.

Древние греки также носили сандалии, используя для их крепления шнуровку. При этом в Древней Греции были разработаны лекала, по которым изготавливали обувь для правой и левой ноги. Уже в то время мода начала брать свое, так как у женщин был свой вариант обуви – высокие сапоги – эндромиды, сшитые из кожи и имеющие переднюю шнуровку. Самые дорогостоящие сандалии были у гетер, которые всячески украшали их. Кстати, именно греки ввели моду на обувь с каблуком. Изначально высокий каблук применялся исключительно в практичных целях, чтобы зрители издалека могли видеть артистов на сцене.

Уже в Древнем Риме обувь, плотно вошедшая в обиход, стала предметом социального различия. Здесь каждое из сословий имело право носить свою обувь. Для плебеев использовались простые туфли с завязками и закрытыми носами. Обычное население носило сандалии, но у бедняков был один ремешок для крепления, а патриции могли позволить себе обувь с четырьмя ремешками. Древние греки носили черную обувь, а женщины носили белую. При этом в Древней Греции существовала еще и праздничный вариант обуви – красная, декорированная вышитыми узорами и драгоценностями. Свои модели были также у военных и артистов. Если первые использовали башмаки особой прочности, то творческие люди могли носить только тапочки с веревочными креплениями.

В древние времена особым спросом пользовалась обувь, изготовленная на территории древнего Израиля. Здесь в качестве материала использовали не только кожу, но и шерсть, дерево, делали обувь из тростника. Именно здесь было образовано первое производство различной обуви от сандалий до туфель, сапог на каблуке. Для того чтобы обувь не пропитывалась потом, мастера в каблуки помещали специальные емкости с различными ароматическими маслами.

Скифы предпочитали носить сапоги, изготовленные из меховых и кожаных кусочков. Такая обувь имела свой узор и украшалась различными предметами, от цветного войлока до бисера. При этом обязательной составляющей сапог служили войлочные чулки. А штаны забирались вовнутрь голенища сапог, чтобы все могли видеть красоту обуви.

Европейский обувной бум

Первой «ласточкой» моды на обувь в Средневековой Европе стали своеобразные туфли-пулены, которые имеющие очень длинные носы с бубенчиками. Носить их было весьма неудобно, но необходимо, потому что так приказал король Франции для всех представителей знати.

А вот модели ботинок с тупыми носами стали появляться только в 16 веке. Учитывая, что передняя часть такой обуви была значительно больше задней, ее необходимо было подвязывать в подъеме, чтобы не потерять при ходьбе. Увлечения охотой и поездками на лошадях ввели в моду специальные сапоги с завышенными голенищами – знаменитые ботфорты.

Стоит отметить, что в эти века именно мужчины могли похвастаться красотой свое обувки. Ведь женские туфельки, несмотря на свою изящность, скрывались под длиннополыми платьями и многочисленными юбками. Впрочем, уже в 17 веке ситуация изменилась, юбки стали короче, а интерес представительниц прекрасного пола к моделям обуви заметно вырос.

Позднее тканевые туфли сошли на нет, уступив обувной трон кожаным моделям, подтвердившим свою практичность. Ботинки стали шить для представителей обоих полов, используя шнуровку и застежки в качестве креплений. При этом все модели получили небольшой каблучок.

Еще одной обувной новинкой в Европе в Средние века стали модели из дерева. Они имели толстую подошву и крепления в виде специального металлического обруча. Такую обувь использовали представители знати, избегая излишней уличной грязи. А крестьяне надевали на ноги галоши, с кожаным верхом и деревянной подошвой, в которых было весьма комфортно бродить по горным тропам.

Армейская обувь

Во все времена для военных людей применялась особая обувь. Если в древности это были сандалии, имевшие крепления из ремней и подошву, прибитую гвоздями, в которой можно прошагать не одну тысячу километров, то позднее для армий стали использоваться сапоги, преимущественно из красной кожи, чтобы не были видны раны.

Европейская мода затронула и армейский наряд. Так сапоги стали исключительно черного цвета и шились из особо прочного материала, обладающего удобством при носке. При этом сапоги имели высокие голенища. Уже в 20 веке на смену сапогам пришли ботинки со шнуровкой и синтетической подошвой, которая позволяет носить их длительное время.

Русская простота

Что касается русских предков, то здесь популярностью пользовались долгое время лапти, изготовленные из лыка различных пород деревьев. Зимой также использовались лапти, в которые подкладывали солому, а внизу подшивали конопляную веревку. Позднее на Руси стали появляться мягкие кожаные туфли и сапоги, но позволить их себе могли уже богатые сословия. Особой популярностью пользовались сафьяновые сапоги, сшитые из окрашенной кожи. Уже в середине 17 века в России появился первый завод по изготовлению таких сапог.

А вот истинно русская обувь – валенки стали новой тенденцией только в 19 веке. Для их изготовления применялась овечья шерсть. Стоили они дорого, поэтому в семье, как правило, было лишь по одной паре, которую носили все по очереди.

Обувная промышленность набирает обороты

Популярность различных моделей обуви росла из века в век. Мастера-одиночки уже не справлялись с количеством заказов, а государственные власти понимали, что обувь может приносить неплохой доход в казну. Поэтому в Европе уже в 18-19 веках стали появляться заводы по изготовлению обуви самых различных моделей. Массовое изготовление обуви на специализированных мануфактурах началось в 19 веке, тканевые модели исчезают, оставляя место изделиям из кожи.

Постепенно процесс становится автоматизированным, появляются специальные станки, что позволяет изготавливать до 500 пар каждому работнику за определенное время. Позднее этот объем вырастает до 3-5 тысяч пар.

Именно в начале 20-го века обувные мастера и заводы стали вновь задумываться о разнообразии. Это касалось женской обуви. Вновь стали делать модели из атласа, замши. На ботинках и сапогах стали появляться крючки и пуговицы для крепления, а затем и молнии. Первые обувные дизайнеры начали свою карьеру в 30-х годах прошлого века. Ими стали Феррагамо и Арпад, создававшие уникальные фасоны и оригинальные модели обуви.

Уже в 50-е годы 20-го века обувной мир получает каблук в виде шпильки и модели без каблуков, имеющих особую популярность для любителей энергичных танцев. А моду на обувь определяют лучшие французские и итальянские дизайнеры. Объем производства достигает нескольких тысяч моделей в месяц.

Современный обувной мир не стоит на месте. Дизайнеры и модельеры придумывают новые варианты колодок, используют необычные фасоны и предлагают уникальные модели на все случаи жизни. Обувь стала максимально доступной для людей самых разных социальных слоев. На рынке обуви представлены модели, как для эконом-класса, так и элитные изделия, имеющие дорогостоящее обрамление. Бутики, магазины активно соперничают с интернет салонами, а множество современных моделей обуви – это своеобразный взгляд на прошлое, на обувь, которую носили предки современного человека, получившую новую жизнь в современном мире.

Оцените новость

В современном мире в развитых странах люди не могут представить свою жизнь без обуви, а несколько тысяч лет назад человеку приходилось ходить на босую ногу и он даже не задумывался, что их потомки, жившие 30 000 лет назад станут прародителями обуви. На создание обуви наших предков подтолкнули разные причины, в основном климатические - горячий песок пустыни, колючие камни скал, буйные холода Арктики и многие другие причины. Первая обувь была сделана как и одежда из шкуры животных. Закреплялась она кусочками шкуры, похожими на шнурки. Летом прикрывала обувь лишь ступни, а в холода всю ногу. Для мягкой ходьбы в обувь подкладывали траву. Но в наше время в мире огромное разнообразие обуви, но самую лучшую обувь вы можете приобрести в модном доме Egle по адресу - http://egle.ua/cholovikam . Как вы уже поняли речь пойдет о самых интересных фактах об обуви.

В истории становления обуви вообще очень много интересностей, так вряд ли вы знали, что правый и левый ботинок был придуман древнегреческими проститутками. Сапоги делали специально на заказ, да еще и набойки сапог должны были оставлять следы в виде фразы: "Иди за мной!".

А вот каблук, как это принято понимать, был изобретен далеко не в средневековой Европе, а брутальными монгольскими наездниками, у него было не эстетическое применение, а чисто бытовое, ведь с каблуком нога не выскакивало из стремени, при езде на лошади. А вот в средневековой Европе каблук наоборот нес эстетический характер - чем выше был каблук или платформа, тем знатнее был уважаемый человек, поэтому короли и принцы не стеснялись одевать "метровую" обувь. Слугам приходилось нести господ под руки, да бы те не упали. При чем, женщинам категорически запрещалось носить каблук.

Еще одна интересная средневековая традиция той знати. Они носили туфли с огромным загнутым носом, украшенным бубенцами. По этому поводу король Франции Филипп IV издал указ, в связи с котором все господа должны носить такие туфли, при чем чем знатнее, тем больше носок. Ходьба знати усложнилась, но богатеи принаровились и стали привязывать носики к ногам шнурками.

В 1792 году Джемсом Смиттом был создан иерархия размеров обуви, то есть размеры обуви, что упростило и выпуск и выбор обуви покупателями.

Пожалуй, про историю создания обуви сказать больше нечего, поэтому предлагаю познакомиться с порцией интересных фактов:

1. Племена индейцев из Южной Америки использовали необычный способ для приготовления резиновых галош - в той местности очень распространено растение гевеи, из сока которого получается каучук - ноги мочили в соке растения - так и получались галоши.

2. На другом континенте в Тунисе перед свадьбой жених дарит своей возлюбленной белые тапочки, если невеста принимает подарок - значит быть свадьбе.

3. На Курильском острове Кунашире, ранее японские солдаты хранили левую и правую обувь в разных хранилищах, во избежание воровства.

4. Когда-то культовые обувные бренды - Адидас и Пума - были единым целым - совладельцами были два богатых брата Адольф и Рудольф Дасслеры. Но после 1945 года между ними произошел конфликт, из-за которого они разделили фирму и назвали - Адидас в честь Адольфа - Adi Dassler, Пума в честь Рудольфа, так как она ранее называлась РуДа - Rudi Dassler.

5. В СССР был очень известный завод по производству резиновых тапок "Полимер", который располагался в городе Сланцы, Ленинградская область - чтобы запечатлеть город-производитель на подошве печаталось слово Сланцы. Большинство покупателей думали, что это - название обуви.

«Многие женщины считают, что туфли не так уж и важны, но настоящее доказательство элегантности дамы – это то, что надето на ее ноги.»
© Кристиан Диор

Неотъемлемая часть гардероба любой красавицы – это, конечно, обувь. Самая разнообразная, нарядная и повседневная, спортивная и элегантная, цветная и сдержанная. Давайте разберемся, как нам ориентироваться во всем многообразии обувного мира!

Самое интересное из истории обуви

Трудно представить, что первая обувь была из кожи животных и, скорее всего, ей просто обматывали ноги, чтобы спастись от холода. Обувь делали из древесной коры, травы или толстых шерстяных нитей. Плетеные сандалии были обнаружены археологами в пещерах, где жили в древности люди – и они были из травы!

Самая древняя обувь была найдена в Армении. В Древнем Египте обувь была из пальмовых листьев, к ее подошве с загнутым носком крепились кожаные ремешки, которые поддерживали сандалии. Знатные люди украшали ремешки разными камешками. У древних евреев, кроме сандалий, встречаются башмаки на шнурках, с каблуками. Богачи в каблуки встраивали флакончики с духами. В Древней Греции изготавливались полуботинки с задником, сапоги без носка и сапоги-чулки из мягкой кожи. Женщины скифских народов носили красные полусапожки из тонкой кожи. Украшением такой обуви были кожаные аппликации и бисер.

Средневековая Европа вместо сандалий носила туфли с загнутыми носами с украшением из бубенчиков. Позже, в 14 веке размер туфель отражал знатность их обладателей, чем больше был размер обуви, тем выше статус владельца. Последующий век избавил от такого неудобства — туфли стали шире и короче. А в 16 веке туфли изготавливали из кожи и ткани, и они были такие мелкие, что крепились на подъеме тесемками. Мастера-обувщики начали для красоты прибивать к обуви деревянные каблуки.

Самые же высокие каблуки носили в годы Людовика XIV. В 19 веке туфли сменяются кожаными ботинками на шнурках, с каблучком средней высоты, застежками и меховой отделкой. Обувь в 20 веке становится отличительным признаком социального положения. Аристократы носили узкую остроносую обувь на фигурном каблуке.

Обувь и современность

В наше время дизайнеры обуви создают самые невероятные модели всевозможных видов, пытаясь удовлетворить вкусы даже самых изысканных модниц. А уж разнообразие украшений просто невозможно перечислить! Как же нам не потеряться в таком многообразии, и выбрать нужную пару? Прежде всего, обувь должна быть удобной и комфортной. Такая обувь, конечно же, должна быть изготовлена только из натуральных материалов. Если понравившаяся пара оказалась неудобной, то лучше набраться мужества и отказаться от покупки. Обувь на каблуке необходимо проверить на устойчивость, иначе вам не избежать перенапряжения позвоночника и, возможно, головных болей.

Здесь еще надо учитывать то, что резкая смена высоты каблука также может неблагоприятно отразиться на здоровье как, впрочем, и чрезмерное увлечение плоской подошвой. Размер обуви – немаловажный момент. Так летняя обувь должна соответствовать реальному размеру ступни. Зимняя, наоборот, должна быть более просторной, чтобы можно было утеплить ее стелькой или носком.

Стиль и этикет

Подобрать обувь для различных ситуаций нам поможет обувной этикет. Если вы идете устраиваться на работу, то деловой стиль одежды подчеркнет вашу серьезность. В таком случае понадобятся однотонные классические туфли, гармонирующие с цветом вашей сумки. Самым оптимальным вариантом офисной обуви были и остаются туфли, выдержанные в темных тонах без каких-либо украшений и супермодных новшеств. Туфли на каблуке в пять сантиметров или лодочки на плоской подошве отлично впишутся в служебный стиль и создадут чувство комфорта в течение всего рабочего дня.

Обувь не должна быть тесной, должна обязательно соответствовать размеру стопы и быть удобной. Иначе вам обеспечена быстрая усталость, отеки и в дальнейшем искривление позвоночника и заболевания суставов. Стоит напомнить и о колготках. К светлой обуви лучше подойдут колготки нейтрального телесного цвета, а к темной – черные.
Для торжественного мероприятия подойдет обувь нейтрального цвета. Также туфли на высоком каблуке, туфли различных цветов с украшениями, босоножки на шпильке.


Для повседневной носки отлично подойдут балетки, туфли и босоножки с открытой пяткой или носком. С обтягивающими джинсами хорошо будет смотреться обувь на платформе или каблуке, а зимой высокие сапоги. А к прямым джинсам лучше надевать строгие туфли-лодочки на каблучке или танкетке, причем ваши джинсы должны быть такой длины, чтобы могли прикрывать каблук.

Чтобы не испортить себе летний отпуск, стоит приобрести обувь нескольких видов. На пляже и после бассейна не обойтись без вьетнамок и сланцев. На экскурсии лучше отправляться в босоножках на легкой пробковой платформе не выше трех сантиметров или сандалиях с нескользящими стельками.

Если вы любите долгие пешие походы, то вам просто необходимы легкие кроссовки (лучше с вентиляцией стопы) или кеды. Лучше выбирать обувь из натуральных материалов.

Спортивная обувь обеспечит вам безопасность передвижения и удобство. Ну а вечером будут актуальны матерчатые или из натуральной кожи балетки.
Для первого свидания подойдут классические туфли или босоножки на высоком каблуке, в соответствие с выбранным вами стилем одежды. В дальнейшем надо ориентироваться на характер встреч. Если это продолжительная прогулка по улице, то это легкие и удобные мокасины или ботинки (в зависимости от времени года). По случаю похода в ресторан отдайте предпочтение классике — туфлям на каблуке.


Чтобы создать гармоничный образ необходимо правильно сочетать одежду и обувь. Классические туфли сочетаются практически с любым нарядом. Здесь важно правильно определиться с цветом к выбранной одежде. Удобные балетки можно сочетать с узкими джинсами и шортами, короткой юбкой и платьем.

Босоножки на высоком и низком каблуке подчеркнут вашу женственность и подойдут к легким платьям и юбкам средней длины.
Сапоги и ботинки

Сапоги-чулки на стройных ножках должны обратить на себя внимание и, поэтому, рекомендуется носить их с короткими платьями и юбками. Сапоги до середины голени, наоборот, лучше носить с брюками, чтобы визуально не уменьшить рост. Короткие сапожки или ботильоны настолько универсальны, что их можно носить с чем угодно. Единственный момент, который нельзя оставить без внимания при создании образа — это то, что данная модель может, как подчеркнуть красоту ног, так и указать на их недостатки.

Полезные советы

1. Обувь лучше покупать в конце рабочего дня, так как ноги могут отекать.
2. Обувь должна быть по размеру.
3. Летняя обувь должна быть открытой, чтобы ноги могли дышать.
4. При покупке обуви на каблуке, убедитесь, что ваша походка остается красивой, а осанка стройной. Самая безопасная высота каблука для женской обуви до пяти сантиметров.
5. Лучший материал для обуви – натуральный. Учтите, что замшевая обувь и обувь из нубука требует специального ухода, и боится влаги. Для слякоти подойдет лаковая обувь, которая хорошо также переносит соль и морозы до 15 градусов. Для зимы лучше подойдет обувь из жесткой и прочной яловой кожи.
6. Запомните производителя понравившейся в носке обуви, чтобы в следующий раз облегчить поиск удобной колодки.
Не пожалейте своего драгоценного времени для поиска подходящей вам пары обуви. Ведь это позволит вам гармонично завершить созданный вами образ, и обеспечит удобство и привлекательность.

.

История обуви

Познавательная информация со средних веков до XIX века.

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче - по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены - туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее


Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)


Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.

В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.


Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)

В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.


Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).


Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.


Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.

В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.


Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».


Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.


Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.


Мужские портреты начала XVII века.

Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.


Женские портреты начала XVII века



Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690-1700 гг


Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690-1720 гг


Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.

В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.


Мужские портреты первой и второй половины XVIII века


Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год


Франсуа Буше «Туалет», 1742


Европейские туфли, 1750-1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг


Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780-85 гг


Женские туфли с защитными паттернами


Туфли первой половины XVIII века

Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.


Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830


Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792


Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год


Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг


Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории


«Предки» современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг


Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении


Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.

С возвращением в моду кринолинов, а позже - турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.


Вечерние туфли, 1875-85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году