Самое первое знакомство новорожденного с врачом происходит сразу же после появления на свет, при осмотре неонатолога. Встречи же с другими специалистами в белых халатах, при отсутствии иных показаний, происходят согласно календарю осмотра. И одним из первых в нем значится невролог (невропатолог).

Детский невролог (или врач-невропатолог) - специалист, который тщательно следит за развитием и созреванием нервной системы малыша. Состояние нервной системы человека - один из главных показателей состояния всего организма. И если с раннего возраста не уделять нервной системе и патологическим проявлениям с ее стороны должного внимания, то это может привести к задержке психомоторного развития малыша, нарушениям его поведения и многим другим «болезням от нервов».

Осмотр врача: когда, зачем и почему?

Каждый ребенок, даже абсолютно здоровый, должен наблюдаться неврологом. Врач вместе с родителями будет следить за соответствием психомоторного развития малыша возрастной норме, отмечать его новые успехи и достижения и давать мамам и папам индивидуальные рекомендации по воспитанию и уходу за ребенком. Неврологический статус малыша изменяется в течение первого года жизни (примерно каждые три месяца), поэтому профилактический осмотр (плановая диспансеризация) обычно проводится в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и 1 год. На втором году жизни привести ребенка к неврологу необходимо два раза - в 1,5 и 2 года, а далее осмотр необходимо проходить ежегодно. По определенным симптомам специалист во время каждого осмотра определяет, нет ли задержки в развитии ребенка, и при необходимости назначает дополнительные обследования или консультации других специалистов.

Визит к врачу

Осмотр малыша специалистом обычно состоит из нескольких этапов. Прежде всего, каждая мама поделится с врачом жалобами, расскажет об общем самочувствии ребенка и перенесенных им заболеваниях. На основании жалоб невролог составит детальный план обследования и приступит к осмотру малыша.

Исследование функций черепных нервов
Положение глаз в покое, определение размера зрачков, асимметрия лица, наблюдение реакции на звук, громкость голоса, положение языка во рту -все это позволяет специалисту оценить состояние каждой из пар черепных нервов.

Исследование двигательной сферы
Наличие и выраженность рефлексов - важный индикатор психомоторного развития. Исследование двигательной сферы включает в себя оценку:

  • мышечного тонуса (дистония - гипертонус или гипотония);
  • сухожильных рефлексов;
  • выявление патологических и постуральных (значение их состоит в создании статической позы, при этом происходит «обучение» мышц удерживать позу активно), а также безусловных рефлексов.

Исследование чувствительности
У детей грудного возраста эти исследования провести крайне трудно. Здесь врач обращается за помощью к родителям и их наблюдениям за малышом. Например, периодические жалобы родителей на беспокойство ребенка при надевании шапочки неврологи расценивают гиперестезию -повышенную чувствительность кожи на раздражение.

Оценка когнитивных функций
Это неотъемлемая часть неврологического осмотра. У детей до 6 месяцев патологическими проявлениями могут быть нарушения общения, которые определяются способностью фокусировать взор, следить за предметом и выделять взглядом знакомые лица. Различные проявления эмоциональной сферы (разнообразие проявлений мимики, улыбка, смех, лепет) - также вый показатель зрелости и состояния нервной системы ребенка.

Мамам на заметку
Во время визита к специалисту малыш должен находиться в состоянии максимального комфорта. Для этого в кабинете врача созданы все необходимые условия - здесь оптимальные освещение и температура воздуха и удобный пеленальный столик. Однако и мамы должны позаботиться о том, чтобы малышу было комфортно и спокойно. Для этого ребенку необходимо дать отдохнуть за пару часов до визита к неврологу, а за час до посещения врача не забудьте его покормить.

Что умеет наш малыш
Перед тем как отправиться на прием к врачу невропатологу, вы сами можете попробовать оценить психомоторное развитие своего ребенка. В этом вам помогут следующие подсказки:

  • В 1 месяц малыш сохраняет во сне утробное положение, но с 3-й недели при пробуждении потягивается. В вертикальном положении голову не удерживает. Кратковременно фиксирует взгляд на ярком предмете и прослеживает за его движением в горизонтальном направлении. С 3,5–5 недель возникает первая улыбка в ответ на обращенный к нему ласковый голос, появляются горловые звуки. Движения нецеленаправленны, хаотичны.
  • В 2 месяца ребенок может повернуться со спины на бок, повторяет улыбку матери и реагирует неумелой подражательной мимикой на выражение ее лица. Отмечаются первые проявления комплекса оживления.
  • С 3 месяцев, лежа на животе, малыш опирается на предплечья и хорошо поднимает и удерживает голову. Фиксирует взгляд на подносимом к лицу предмете, гулит. У крохи отчетливо выражен комплекс оживления, как на взрослого, так и на любой оптический раздражитель. Малыш играет со своими руками, ощупывает пальчики, тянет их в рот. Впервые появляется смех.
  • В возрасте 4 месяцев ребенок уверенно переворачивается со спины на живот, при подтягивании за руки садится, помогая движениями головы и плеч. Удерживает в руке погремушку, размахивает ею. Улыбка переходит в голосистый звонкий смех. Придерживает грудь матери или бутылочку во время кормления обеими руками.
  • В 5 месяцев ребенок долго лежит на животе, поднимая голову и плечевой пояс, опираясь на ладони выпрямленных рук, ползает на животе вбок и назад, реже вперед. Улыбается своему изображению в зеркале, узнает маму и по-разному реагирует на чужих.
  • В 6 месяцев активно переворачивается с живота на спину, передвигается по-пластунски. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Предпочитает некоторые игрушки другим. Появляется лепет.
  • С 7 месяцев малыш встает на четвереньки, пытается ползать. При появлении чужих людей возникают признаки страха, плач. Ищет и находит взором предмет, о котором спрашивает взрослый, протягивает руку своему отражению в зеркале.
  • В 8 месяцев кроха садится и ложится сам, уверенно сидит без поддержки. Ползает на четвереньках. Придерживаясь рукой, сам встает, стоит, опускается. По просьбе взрослого выполняет разученные движения («ладушки», «до свидания», «дай ручку»). Знает свое имя.
  • В 9 месяцев ходит при поддержке за руки или держась руками за опору. Сидя нагибается и поворачивается. Пьет из чашки. Ищет спрятанную или упавшую на пол игрушку.
  • В 10 месяцев делает шаги вперед, держась руками за подвижную опору. Совершает различные действия с предметами. Подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги. Рвет бумагу, газету, следит за движениями бросаемых предметов.
  • В 11 месяцев ребенок может недолго простоять без опоры. Ходит, держась за руку взрослого. При поддержке, приседая и наклоняясь, наги¬бается за игрушкой. Накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамиды на стержень. Может опустить мелкий предмет в кружку. Появляются первые осмысленные упрощенные слова.
  • К 12 месяцам малыш самостоятельно встает, стоит и ходит. Произносит до 10 слов. Начинает помогать, когда его одевают. Иногда использует горшок по назначению. Знает значение слова «нельзя». Появляются зачатки манипуляционных игр.

В течение первого года жизни невролог осматривает малыша несколько раз. И даже если во время осмотра врач обнаружит какие-либо «недостатки» в формировании нервной системы, не стоит пугаться: большинство из них при ранней диагностике поддаются коррекции. Вот почему откладывать визит к неврологу нельзя ни в коем случае.

Л.А. Козловская, врач-невролог Клиники «9+»
(Группа компаний «Мать и дитя»)

Ну вот малыш и подрос. Ребенку 1 год. Что он умеет?

Движения

  • В это время большинство детей умеет самостоятельно ходить. Если Ваш малыш еще не ходит, не расстраивайтесь - все индивидуально, некоторые детишки начинают ходить в 1г. и 3 месяца.
  • Малыш, обычно, умеет залезать на диван, кровать, стул и т.д, а вот слезать оттуда умеет не всегда.

Речь Ребенку 1 год

  • К 1 году большинство детей начинают говорить простые слова: «мама», «папа», «дай» и т. д. В среднем в возрасте 1 год дети произносят около 10 слов. Но и здесь все строго индивидуально.
  • Если Ваш малыш не произносит слов, но при этом все понимает: знает имена, узнает близких по фотографиям, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши до свидания», «принеси мячик» и т. д. — расстраиваться тоже не стоит.
  • К 1 году ребенок узнает картинки в книжке, может показать на любимой картинке или кукле: глазки, носик, ротик или на машинке: колеса, руль, кабину. Ваш малыш еще это не умеет, пора учиться.

Навыки Ребенку 1 год

  • К 1 году ребенок хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками. Этот навык очень сильно зависит от родителей - научили Вы его пить из чашки или нет. Если еще не научили - пора учить.
  • К 1 году малыш умеет разбирать и собирать пирамидку.
  • Некоторые дети к 1 году умеют проситься на горшок.

Осмотр в поликлинике Ребенку 1 год

Осмотр ребенка в поликлинике в 1 год включает в себя

  • общий анализ крови,
  • общий анализ мочи,
  • перианальный соскоб,
  • анализ кала на яйца глист,
  • реакцию Манту,

осмотры врачей

  • педиатра,
  • невролога,
  • окулиста,
  • ЛОРа,
  • хирурга,
  • стоматолога,
  • в некоторых поликлиниках еще имеется кабинет здорового ребенка, где прием ведет медсестра, которая оценивает умения и навыки Вашего ребенка и рассказывает как нужно заниматься с ребенком в этом возрасте и на что обратить внимание. Если в Вашей поликлинике такого кабинета нет, этим занимается Ваша участковая мед. сестра.
  • Если Вы еще не сделали ребенку ЭКГ (электрокардиограмму), это обследование также проводится в 1год.

Начинать лучше с анализов и осмотров врачей специалистов.

Анализы

  • Общий анализ крови - рекомендуется всем детям в 1год. Чаще всего позволяет выявить : снижение гемоглобина. Снижение гемоглобина ниже 100 г/л является показанием к назначению лечения препаратами железа и протвопоказанием к проведению прививок (р. Манту разрешается, уровень гемоглобина на ее результат не влияет).
  • Общий анализ мочи позволяет выявить заболевания мочевыводящих путей. Тут очень важно
  • Перианальный соскоб проводится для выявления энтеробиоза. Позволяет обнаружить яйца остриц на перианальных складках ребенка. Для достоверности этого анализа, ребенка не нужно подмывать утром в день обследования и вечером накануне. В случае обнаружения яиц гельминта, ребенку назначается лечение, затем контрольное обследование, а прививка проводится после излечения.
  • Анализ кала на яйца гельминтов проводится чтобы исключить энтеробиоз и другие гельминтозы.

Врачи

зубки после «серебрения»

Стоматолог

К 1 году у ребенка обычно имеется 8 зубов: 4 верхних и 4 нижних резца. К тому списку, что может выявить — к 1 году добавляются начальные признаки кариеса: пятна на зубах, потемнение эмали, сколы. Эмаль молочных зубов более тонкая и чувствительная, чем эмаль постоянных - поэтому легко повреждается.

А у некоторых детей она особенно слабая. При выявлении начальных признаков кариеса доктор может предложить «серебрение» зубов: нанесение на зубы соединений серебра, в результате чего зубы покрываются тонкой пленкой, которая защищает их от дальнейшего разрушения. Процедура безболезненная. Правда, при этом зубы окрашиваются в некрасивый черный цвет, зато разрушение зубов при этом значительно замедляется и отодвигается необходимость более серьезного лечения.

Педиатр

Далее следует осмотр педиатра со взвешиванием, измерением и т.д. В 1 год средний рост ребенка — 75см. Средний вес — 10 кг. Средняя окружность головы — 46см, груди — 49см. Большой родничок чаще всего закрыт и у ребенка имеется 8 зубов. Но все это всего лишь средние показатели — ориентиры. Если ребенок в чем то им не соответствует - это не делает его хуже или лучше других. Если ребенок здоров - дальше он направляется на реакцию Манту. Это не прививка, а кожная проба, поэтому она может разрешаться когда у ребенка есть мед.отвод от прививок. Но рекомендации в отношении ее тоже есть.().

Повторный осмотр педиатра.Через 72 часа после Манту (на третьи сутки) ребенок повторно приглашается к педиатру, для оценки результатов Манту. Далее, если с р.Манту все в порядке, педиатр осматривает ребенка и направляет его на прививку(точнее на 2): от кори+свинки и краснухи.

Прививки производятся живой, ослабленной вакциной. Реакция на прививку оценивается на 10-14 день, может быть слабость, вялость, температура до 37,2, которые проходят самостоятельно. Выраженных реакций на эту прививку практически не отмечается. Подробнее об этой прививке в одной из следующих статей.

Ребенку 1 год Режим дня

В 1 год ребенок обычно спит днем 1 раз:2-3 часа, ночной сон продолжается 10-12 часов. За сутки ребенок бодрствует примерно 10-12 часов и спит 12- 14 часов. В 1 год рекомендуется кормить ребенка не реже 5 р/д.

Ребенку 1 год Примерное меню

  • 7.00 — Завтрак: 150- 180г, Молоко () 70-100г.
  • 10.00- Второй завтрак: Сок 80-100г и печенье.
  • 13.00 - Обед: Суп (с 50г) 150-180 мл, Кусочек хлеба, Компот или кисель 70-100мл Суп с овощами в виде мягких кусочков (помять вилкой). Можно готовить для всех с учетом потребностей ребенка: не пережаривать овощи, а просто добавлять их в суп в процессе варки, использовать постное мясо, не добавлять острые приправы и соусы, солить слегка.
  • 16.00 - Полдник: 50- 70г. или свежие фрукты 50-100г. Кефир (молоко) 70-100г.
  • 19.00 - Ужин: 150-180г. Хлеб. Компот 70-100г.
  • Если требуется перед сном можно покормить ребенка грудью или дать ему 200г смеси, к которой он привык.

Быстрыми темпами идет физическое и нервно-психическое развитие, во многом определяющее здоровье ребенка в будущем. Вот почему посещать детскую поликлинику маме с малышом придется в течение первого года жизни регулярно, даже если кроха абсолютно здоров.

Целью визитов в поликлинику в первые месяцы после рождения является исключение различных врожденных болезней у ребенка, выявление ранних форм заболеваний, определение предрасположенности к ним, а также предупреждение риска развития патологий в будущем. В последующие месяцы основными задачами диспансеризации являются: динамическое наблюдение за развитием малыша, своевременное проведение профилактических и оздоровительных мероприятий.

На первом месяце жизни новорожденного осматривает врач-педиатр, как минимум, 3 раза. Эти посещения происходят на дому и называются .

Первый визит мамы с малышом в поликлинику должен состояться через 1 месяц после рождения крохи. Очень важно, чтобы в первый месяц ребенка осмотрел не только педиатр, но и другие специалисты - невролог, окулист, ортопед, хирург, ЛОР – для выявления незамеченных ранее врожденных заболеваний.

1 месяц жизни: педиатр

Самый главный врач для ребенка первого года жизни – это педиатр. Он должен осматривать ребенка от рождения до года ежемесячно.

Для детей 1 года жизни в поликлинике 1 раз в неделю выделяется специальный день, называемый «грудничковым». В этот день все врачи медучреждения стараются принимать только младенцев, чтобы оградить маленьких пациентов от контакта с больными детьми. Чтобы узнать, когда следует первый раз прийти на прием к врачу-педиатру, нужно позвонить в регистратуру и уточнить, какой день недели в вашей поликлинике – «грудничковый», а также выяснить часы приема вашего участкового врача.

Педиатр ежемесячно проводит антропометрическое обследование малыша, т.е. измеряет его рост, вес, окружность головы и груди. На основе полученных данных он делает заключение о том, насколько хорошо развивается ребенок, проводит оценку его физического развития в соответствии с показателями возрастной нормы. Во время приема врач осматривает малыша, оценивает функциональное состояние всех органов и систем и дает маме рекомендации по вскармливанию и режиму дня ребенка.

При отсутствии противопоказаний доктор выписывает направление на плановые прививки.

На первом приеме в поликлинике врач – педиатр должен объяснить маме, как и когда проводить профилактику рахита, рассказать про закаливающие мероприятия, при необходимости, – если малыш находится на искусственном вскармливании – выписать рецепт на молочную кухню.

Из дополнительных обследований доктор может назначить ребенку УЗИ брюшной полости, которое проводится для выявления патологии печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, селезенки, почек и электрокардиограмму (ЭКГ).

ЭКГ проводится в качестве дополнительного исследования при наличии шумов в сердце. Кроме того, врач может дать направление на эхокардиографию (УЗИ сердца), что поможет исключить пороки сердца и сосудов. При дисфункции сердечно-сосудистой системы (нарушения ритма, пороки развития) ребенок должен наблюдаться и лечиться у кардиолога.

1 месяц жизни: невролог

При осмотре невролог оценивает мышечный тонус малыша, проверяет врожденные рефлексы, оценивает нервно-психическое развитие и становление моторных функций.

Посещение невролога в 1 месяц очень важно для здоровья малыша, так как именно в этом возрасте чаще всего выявляются перинатальные, т.е. возникшие в период беременности и родов, поражения центральной нервной системы, такие как: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, синдром угнетения центральной нервной системы. При наличии неврологической патологии у ребенка важно начать лечение именно в первые месяцы жизни, так как в этот период происходит дозревание нервной системы, она обладает хорошей способностью восстанавливать нарушенные функции и, следовательно, отклонения в ее работе являются обратимыми и хорошо поддаются лечению.

Кроме того, врач-невролог дает направление на УЗИ головного мозга (нейросонография).

Это обследование чаще всего проводят детям в роддоме. Если требуется повторное обследование или ребенок не был осмотрен в роддоме – исследование проводят в 1 месяц жизни.

УЗИ головного мозга позволяет распознать изменения, имеющиеся в структуре мозга: сосудистые кисты, внутричерепные кровоизлияния, пороки развития, расширение желудочков мозга (гидроцефальный синдром), признаки повышенного внутричерепного давления (гипертензионный синдром).

1 месяц жизни: ортопед

Ортопед осматривает малыша с целью выявления врожденной патологии, в первую очередь – дисплазии тазобедренных суставов (их недоразвитие или неправильное развитие). Для этого он оценивает разведение ножек малыша в тазобедренных суставах и симметричность ягодичных складок. Дисплазия тазобедренных суставов, выявленная в раннем возрасте, когда сустав ребенка до конца еще не сформирован, как правило, хорошо поддается безоперационной коррекции и не приводит к неправильному формированию суставов и нарушению функций нижних конечностей. Также при осмотре ортопед исключает такие патологии как врожденная мышечная кривошея, вывихи, врожденная косолапость. Дополнительно к осмотру ортопеда всем малышам назначается УЗИ тазобедренных суставов для выявления или подтверждения диагноза дисплазии тазобедренных суставов.

1 месяц жизни: хирург

Хирург осматривает ребенка с целью выявления хирургической патологии, такой как: гемангиомы (сосудистая опухоль на коже), пупочная или паховая грыжи (выпячивание тканей или части органов через слабые места передней брюшной стенки), крипторхизм (неопущение яичек в мошонку) и фимоз (сужение крайней плоти) у мальчиков.

Важно как можно раньше диагностировать эти заболевания, для того чтобы вовремя провести хирургическое лечение и избежать осложнений. В случае наличия паховой или пупочной грыжи – это ущемление (сдавление грыжевого содержимого в грыжевых воротах), при фимозе – воспаление головки полового члена (баланит, баланопостит).

Часто в поликлиниках эти две специальности (ортопед и хирург) совмещает один доктор.

1 месяц жизни: окулист

Окулист проверит, как ребенок фокусирует взгляд на предмете, осмотрит глазное дно с целью раннего выявления патологии сетчатки, проверит проходимость носослезных каналов. Обнаружив заболевание на ранних стадиях, врач назначает малышу консервативное (неоперационное) лечение, что позволяет предотвратить дальнейшее нарушение функций зрительного органа и не допустить развития осложнений.

1 месяц жизни: ЛОР

ЛОР на первом месяце жизни может провести аудиологический скрининг для раннего выявления нарушений слуха у ребенка. Если врач заподозрил нарушение слуха у малыша, он должен дать направление в специальный (сурдологический) центр, где младенца тщательно обследуют с целью выявления тугоухости (снижение слуха). Чем раньше диагностировано снижение слуха, тем быстрее можно начать соответствующее лечение и реабилитацию, чтобы не допустить отставание в психическом и речевом развитии крохи.

2 месяца жизни

В этом возрасте малыш с мамой посещают только участкового педиатра для оценки состояния здоровья, показателей физического и нервно-психического развития.

3 месяца жизни: педиатр

При диспансеризации в 3 месяца ребенка, помимо педиатра, должны повторно осмотреть невролог и ортопед.

В 3 месяца врач-педиатр не только осматривает ребенка, но и дает направление на общий анализ крови и мочи. По их результатам доктор оценит, здоров ли ребенок и готов ли к первой плановой вакцинации АКДС и против полиомиелита. Кроме того, врач может рекомендовать малышу занятия в бассейне.

3 месяца жизни: невролог

При осмотре невролог оценивает нервно – психическое развитие малыша, мышечный тонус, освоение двигательных навыков. Если у ребенка в 1 месяц было выявлено неврологическое заболевание и назначено лечение, врач оценивает динамику заболевания и эффективность проводимой терапии. Доктор может назначить курс массажа и лечебной гимнастики для коррекции мышечного тонуса.

Осмотр невролога в этот период необходим для решения вопроса о возможности предстоящей вакцинации против дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита. Осмотрев ребенка, врач должен дать свое разрешение на проведение вакцинации, если малыш не имеет противопоказаний со стороны ЦНС. Проведение этой прививки детям с неврологической патологией может усугубить течение заболевания в поствакцинальный период.
При затруднениях в постановке диагноза невролог может назначить младенцу повторное проведение УЗИ головного мозга.

3 месяца жизни: ортопед

Во время консультации врач-ортопед уточняет данные предыдущего осмотра, исключает первые признаки рахита у малыша. Рахит – заболевание, связанное с недостатком витамина D, которое ослабляет не только кости, но и мышцы ребенка.

4 и 5 месяцев жизни

В этом возрасте ребенок осматривается врачом – педиатром для оценки состояния здоровья, показателей нервно-психического и физического развития.

6 месяцев жизни: педиатр

В 6 месяцев, если ребенок не состоит на учете у специалистов, ему нужно пройти осмотр врача-педиатра и невролога.

Возраст 6 месяцев ознаменован началом прикорма, поэтому педиатр должен рассказать маме, с каких продуктов следует начинать прикорм, в каком количестве и в какое время его давать.

При отсутствии противопоказаний доктор разрешит сделать малышу третью (последнюю) вакцинацию против гепатита В, дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита.

6 месяцев жизни: невролог

Невролог оценивает динамику психомоторного развития ребенка.

7 и 8 месяцев жизни

В этом возрасте ребенок в плановом порядке осматривается педиатром, который оценивает его физическое развитие, темпы росто-весовых прибавок. Также дает маме рекомендации по введению новых продуктов прикорма, корректирует общий график прикорма, учитывая индивидуальные особенности малыша.

9 месяцев жизни: стоматолог

В 9 месяцев, помимо педиатра, мама с малышом должны впервые посетить детского стоматолога, даже если у крохи до сих пор нет ни одного зуба. Именно в этом возрасте необходимо контролировать прорезывание и рост молочных зубов и оценивать правильность закладки еще непрорезавшихся зубов. Стоматолог осмотрит первые зубки малыша и скажет, правильно ли формируется прикус, даст маме рекомендации по уходу за полостью рта ребенка.

9 месяцев жизни: хирург

В этот период ребенка повторно должен осмотреть хирург. Он исключает такие заболевания, как паховая и пупочная грыжи. У мальчиков тщательно осматривают наружные половые органы с целью раннего выявления крипторхизма (неопущение одного или обоих яичек в мошонку), водянки яичек (скопление жидкости в мошонке), гипоспадии (аномального расположения отверстия мочеиспускательного канала). При выявлении какого?либо из данных заболеваний важно как можно раньше провести хирургическое оперативное лечение, для предупреждения развития воспалительных заболеваний и бесплодия у мальчиков.

10 и 11 месяцев жизни

В этом возрасте ребенок осматривается врачом-педиатром для оценки состояния здоровья, показателей нервно-психического и физического развития.

Годовалый малыш: педиатр

После 1 года педиатр будет осматривать ребенка 1 раз в 3 месяца. При наличии показаний или хронических заболеваний осмотр малыша специалистом проводится по индивидуальному графику, который устанавливает врач.
Итак, в 1 год младенец проходит последнее в раннем детстве комплексное обследование, которое включает в себя консультации следующих специалистов: невролога, ортопеда, хирурга, отоларинголога, окулиста и стоматолога.

Врач-педиатр на приеме проводит антропометрические измерения малыша, оценивает его физическое развитие, с помощью пальпации (прощупывание) и аускультации (прослушивание фонендоскопом) анализирует функционирование всех органов и систем и дает направления на дополнительные обследования.

В 1 год ребенку нужно сделать электрокардиографию, общий анализ крови, общий анализ мочи, исследование кала на яйца глистов и соскоб с перианальных складок на энтеробиоз.

Кроме этого, в 1 год малышу делают туберкулиновую пробу или пробу Манту. С этого возраста проба Манту должна проводиться ежегодно.

Годовалый малыш: ортопед

Ортопед проверит осанку, посмотрит, насколько правильно развит скелет у малыша, как работают суставы, как ребенок ставит стопу. Дает маме рекомендации по выбору правильной детской обуви.

Годовалый малыш: хирург

Хирург вновь осмотрит животик малыша для исключения паховой и пупочной грыжи. У мальчиков обязательно осматриваются наружные половые органы для исключения патологии их развития.

Годовалый малыш: стоматолог

Стоматолог оценивает количество прорезавшихся зубов, их состояние (отсутствие или наличие кариеса), формирование прикуса у малыша.

Годовалый малыш: окулист

Окулист осматривает глазное дно, выявляет предрасположенность или отклонения в остроте зрения от возрастной нормы (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), косоглазие. При выявлении патологии врач назначает лечение или очковую коррекцию, чтобы избежать дальнейшего ухудшения зрения.

Годовалый малыш: ЛОР-врач

ЛОР-врач осматривает горло, носовые ходы и уши ребенка, дает рекомендации маме по уходу за слизистыми полости носа и рта с целью профилактики простудных и воспалительных заболеваний.

Годовалый малыш: невролог

Невролог оценивает психическое и двигательное развитие малыша.

Группы здоровья

По результатам обследования ребенка у специалистов врач- педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья, на основании которой определяет группу здоровья малыша.

Группы здоровья – это шкала оценки здоровья и развития ребенка, с учетом всех факторов риска, которые на него влияли во время беременности и родов, воздействуют на данный момент и прогнозируются в будущем.

Выделяют 5 групп здоровья:

  • первая – здоровые дети с нормальным физическим и нервно-психическим развитием;
  • вторая – здоровые дети, имеющие факторы риска по возникновению патологии, и дети с незначительными функциональными отклонениями;
  • третья – дети с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (редкие обострения);
  • четвертая – дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья: хроническими заболеваниями в стадии нестойкой ремиссии с частыми обострениями.
  • пятая – дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации (частые обострения и тяжелое течение заболевания), дети-инвалиды.

Исходя из группы здоровья, для каждого ребенка устанавливаются сроки обязательного диспансерного наблюдения у профильных специалистов, разрабатывается индивидуальный план оздоровления (массаж, лечебная физкультура, закаливание) и лечения малыша. Учитывая группу здоровья и тяжесть заболевания, врач порекомендует соблюдение особого режима дня и методы физического воспитания, ориентированные на конкретного ребенка.

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» - прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Невролог – это врач, который должен наблюдать за состоянием здоровья вашего ребенка на каждом этапе развития, давать советы о том, как правильно ухаживать за малышом, лечить в том случае, если ребенок заболел. Посещение доктора необходимо почти каждый месяц.

Осмотр обязателен даже в том случае, если младенец абсолютно здоров, тем более, что это может быть не так. Только специалист может выявить отклонения от нормы. Проводится осмотр раз в квартал, так как статус новорождённого меняется почти каждый месяц. Каждый отрезок знаменуется формированием каких-либо навыков, происходит это из-за непрерывного роста и развития организма.

В роддоме

Когда маму и грудничка выписывают из роддома, то малышу делают ультрасонографию головного мозга. Киста головного мозга – частый диагноз у новорождённых. Почему возникает данная патология медицине до конца неизвестно. Если размер опухоли не более 5 мм, то причин для беспокойства нет, и опухоль рассосётся к трем месяцам. Если киста была обнаружена, то необходимо каждый месяц следить за динамикой её развития.

Причинами заболевания ЦНС становятся:

  1. Патологическая беременность;
  2. Осложнения во время родов;
  3. Врождённые инфекции;
  4. Травмы, недоношенность.
  5. Не стоит откладывать осмотр у невролога, если вы заметили:
  6. Беспокойный сон;
  7. Синдром срыгивания и рвоты;
  8. Тремор рук, ног и подбородка;
  9. Пароксизмы различной продолжительности.

Давайте детально остановимся на том, каков неврологический осмотр на каждом этапе жизни.

При достижении одного месяца

В один месяц невролог на осмотре обращает внимание на рефлексы и на позу ребёнка. В месячном возрасте врождённые рефлексы наиболее явны.

Невролог обращает внимание на состояние мышц, так как новорожденным свойственен гипертонус, положение их тела схоже с тем, что было в утробе матери: малыш поджимает ноги, сжимает кулачки.

Мышцы должны быть симметричны с обеих сторон. Разный тонус мышц сигнализирует о наличии патологий. Новорождённый способен потягиваться после сна, когда ему исполняется один месяц.

Телодвижения маленького человека отличаются хаотичностью и неупорядоченностью. В первый месяц жизни младенец начинает фокусироваться на предмете, внимательно его осматривает, даже способен проследить за его перемещениями.

Если в две недели кроха может удерживать голову, то это говорит о внутричерепной гипертензии, которую лечит врач. В этот период ребёнок начинает выражать эмоции, например, улыбаться слыша мамин голос. Категорически нельзя игнорировать посещение невролога именно в этом возрасте.

Окружность головы достигает 35 см. В первый месяц важно отслеживать динамику роста. Каждый месяц окружность должна увеличиваться на полтора см. Врач-невролог обращает внимание на состояние родничка.

При достижении трех месяцев

На этом этапе малыш учится обращаться со своими ручками. Малыш начинает их изучать, засовывать пальцы в рот. К трем месяцам практически исчезают рефлексы новорождённого, так как уже кора головного мозга начинает отвечать за регуляцию. На смену хватательному рефлексу приходит осознанное хватание предметов.

Трехмесячный малыш должен уметь держать головку в вертикальном положении. Если этого не происходит, то вероятна у ребенка задержка физического развития или . Это будет выявлено на осмотре.

В этом возрасте появляется эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Возникает она при общении или при попадании в поле зрения нового объекта. В доме всё чаще раздаётся детский смех. Тонус и напряжённость сгибателей уменьшается, позы становятся более непринуждёнными.

В полугодовалом возрасте

В этот период невролог на осмотре смотрит на умения ребенка. В полгода малыш должен уметь переворачиваться на спину и на живот, поднимать голову, опираться на локотки.

Ребёнок начинает признавать родителей, выделять их среди остальных людей. Реакция на посторонних совершенно непредсказуема: от улыбки до сильного плача.

В полгода кроха способна совершать нехитрые манипуляции с игрушками, например, перекладывать предмет из одной руки в другую. Телодвижения приобретают точность и уверенность. Эмоциональные реакции становятся менее однообразны, ребенок начинает пытаться повторять несложные сочетания звуков.

После полугода окружность головы увеличивается на один см. Появляются попытки принять сидячее положение тела, пусть даже при помощи взрослых.

Дети постарше

На осмотре невролог обращает внимание на умение малыша сидеть без поддержки, оценивает физическое развитие. Дети в этом возрасте начинают ползать и вставать.

Что касается мелкой моторики, то ребенок уже способен удерживать двумя пальцами предмет. Ребенок пародирует движения взрослых: машет рукой, хлопает в ладошки. Малыш хорошо знает, кто его мама и папа, с настороженностью относится к незнакомцам. Малыш понимает, что такое нельзя, может найти нужный предмет среди прочих, понимает значение произносимых слов.

Осмотр в годовалом возрасте нельзя игнорировать, ведь малыш начинает становиться полноценным человеком. В год многие дети уже способны самостоятельно передвигаться, некоторые делают первые шаги, держась за руку родителя.

В год и третий месяц каждый здоровый ребенок должен уметь ходить. Становится лучше умение держаться за столом: малыш держит столовые приборы, ест при помощи них, умеет пить из кружки.

Развитие познавательной сферы происходит семимильными шагами: ребенок знает наименования предметов, части тела человека, звуки, которые произносят животные. Окружность головы к этому времени увеличивается на десять см.

Самые частые вопросы родителей к неврологу

С чем связано постоянное напряжение в конечностях?

Гипертонус – это нормальное явление, присущее всем новорождённым до определённого возраста. Младенцы сгибают руки, прижимают их к груди, пальцы крепко сжимают в кулак, притом большой палец лежит под другими. Нижние конечности тоже согнуты, но меньше чем в руки.

Папы и мамы могут заметить, что тонус меняется, если повернуть голову влево или вправо, то мышечный тонус станет выше с одной стороны. Эта особенность детского организма называется . Но не стоит пугаться медицинской терминологии, такое состояние считается абсолютно нормальным.

К четырем месяцам тонус мышц становится всё меньше, при движении задействуются многие группы мышц. Гипертонус никак не лечат, но допустимо делать массаж, способствующий гармоничному развитию тела. Советы о том, как делать массаж должен давать только квалифицированный специалист. На осмотре врач скажет, если причины для беспокойства.

Тремор конечностей и подбородка – это признак того, что ребёнок замёрз или что-то не так с нервной системой? Необходимо ли посещение врача?

Дрожь в теле, или по-научному тремор, возникает на первых этапах жизни. Причиной этому становится не до конца сформированная ЦНС. Тремор возникает вследствие эмоционального потрясения, физического напряжения, но иногда приступ начинается внезапно. Дрожание может быть как с обеих сторон, так и с одной. Молодые мамы понапрасну беспокоятся, замечая дрожь в теле ребенка. Если тремор повторяется периодически, с каждым разом всё продолжительнее и интенсивнее, то это повод сходить на приём к неврологу.

Что такое сосательный рефлекс? Почему ребенок постоянно что-то сосёт: пальцы, пустышку, грудь? Может быть он хочет есть?

Сосательный рефлекс является одним из основных у детей до года, он является врождённым. Любое раздражение рта вызывает сосательные движения у новорождённого. Рефлекс перестаёт себя проявлять при достижении четырёх лет. У младенцев встречается поисковый рефлекс, а также хоботковый. Во время приёма пищи эти рефлексы усиливаются, но это не говорит о том, что ребенок хочет есть.

Почему ребенок дергается и раскидывает руки в стороны? Необходимо ли обратиться к неврологу на прием?

Такое поведение ребенка объясняется рефлексом Мора. Он сохраняется до полугода, часто возникает при перемене положения тела или при громких звуках. Если ребенка поднять на руки из кроватки, а потом положить обратно, то младенец непроизвольно поднимет руки вверх. Иногда рефлекс Мора возникает непроизвольно или как ответная реакция на стук, крик или хлопок. Подобные движения руками свойственным всем малышам, не их наличие, а отсутствие должно вызывать опасение. Но при достижении 5 месяцев рефлекс должен исчезнуть.

С чем связаны частые срыгивания? Есть ли необходимость обращаться за помощью к специалистам?

Срыгивание до пяти раз в сутки – это норма, а не неврологическое нарушение. Особенно часто оно наблюдается в первый месяц жизни. связано с особенностями строения ЖКТ, его функционирования: желудочек расположен по горизонтали, имеет форму круга и очень маленький объем, не более десяти мм. Поэтому младенцы могут наедаться небольшим количеством молока. Кардиальный сфинктер желудка невелик по размеру, а вход в желудок имеет больший диаметр. Из-за этого пища медленно движется по ЖКТ.

Срыгиванию также способствуют:

  • Излишнее количество пищи;
  • Недоношенность;
  • Дефицит массы тела;
  • Ещё несовершенный процесс дыхания;
  • Отсутствие ферментов пищеварения;
  • Заглатывание воздуха во время еды;
  • Малые промежутки между кормлениями.

Что за белая полосочка у малыша на глазу? Почему она появляется?

Это явление называется синдромом Грефе. Наличие полосочки между радужной оболочкой и веком не свидетельствует о наличии каких-либо патологий, встречается у новорождённых довольно часто.

Она возникает из-за перемены положения тела, смены освещения, а также просто из-за индивидуальных особенностей организма. Способствует её образованию и незрелость нервной системы.

Симптом Грефе проходит самостоятельно в течение полугода. Но если симптом сопровождается косоглазием, высокой возбудимостью, ЗПР, то стоит немедленно посетить невролога с целью осмотра.

Почему ребенок бьётся головой?

Маленькие дети иногда начинают биться головой об окружающие предметы. Учёные до конца не знают, с чем связано раскачивание головой у детей до 3 лет. Считаются, что таким образом малыши тренируют вестибулярный аппарат и успокаиваются. Наверняка вы замечали, что покачивания головой заканчиваются засыпанием.

Иногда дети бьются головой, чтобы привлечь к себе внимание, выражают протест. В психологии этот синдром называется «самонаказанием». Ребенок стукается головой, чтобы его пожалели мама и папа. Подобное поведение можно избежать, если не делать прямых запретов. Чтобы битьё головой не причиняло серьёзный физический вред, то стоит убирать опасные предметы подальше от малыша.

Лекарственные средства, прописываемые невропатологом

Микстура часто имеет в своём составе пустырник и валериану, которые славятся своими успокаивающими свойствами. Но отзывы свидетельствуют о том, что следует осторожно относиться к этим растениям, ведь они очень сильно угнетают нервную систему. Микстура имеет в своём составе:

  • Дифенгидрамин;
  • Глюкозу;
  • Очищенную вода, не имеющую каких-либо примесей;
  • Натрия бромид.

Врачи прописывают малышам препараты, содержащие Магне В6. Отзывы мам и пап говорят о том, что эти лекарства благотворно влияют на неокрепшую нервную систему малыша. Если детский невролог назначил новорождённому приём Магне В6, то учитывайте, что он обладает слабительным эффектом.