Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе компенсирующей направленности.

Тема «Семья» «Я люблю свою семью»
Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Дружба». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о семейных узах, родственных отношениях. Учатся доброму отношению друг к другу.

Цель: закрепление знаний детей о семье.
Задачи:
1. Образовательные:
Расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях.
2. Развивающие:
Развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение.
3. Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;
Приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения.
4. Речевые:
Связная речь: продолжать развивать диалогическую речь.
Словарь: предметный – бабуля, дедуля, сестричка, братишка, член семьи; качественный – весёлый, заботливый, ласковый, хмурый; глагольный – готовить, наряжаться, ремонтировать, воспитывать.
Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Звуковая культура речи: развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – прослушивание песни про семью, проведение физминутки «Кто живёт у нас в квартире», проведение мимического упражнения «Наши поступки».
Наглядные: рассматривание дидактических картинок «Семья».
Словесные: проведение дидактических игр «Назови ласково», «Кто что делает?»
Индивидуальная работа: учить регулировать собственное поведение на основе усвоенных норм и правил, проявлять волевые усилия в ситуациях выбора.
Материалы: Аудиозапись «Детской песни про семью» (в исполнении Ларисы Григорьевой. Слова и музыка Александра Ермолова), картинки с изображением семей разных стран мира; дидактические картинки «Семья».

Ход занятия

Воспитатель незаметно включает аудиозапись песни «Детская песня про семью» в исполнении Ларисы Григорьевой. Обращает внимание детей на песню, предлагает её послушать. Дети слушают, воспитатель предлагает детям сесть в круг на стульчики.
Воспитатель: Мальчики и девочки, понравилась вам эта песня?
Ответы детей (да, понравилась).
Воспитатель: а какая она – грустная или весёлая?
Ответы детей (она весёлая).
Воспитатель: верно, это весёлая песня. А про кого она?
Ответы детей (про маму, папу, бабушку и дедушку).
Воспитатель: правильно, ребята. А как назвать одним словом всех, кого вы перечислили?
Ответы детей (семья).
Воспитатель: точно! Именно про семью мы с вами и прослушали сейчас песню. Она очень весёлая, ведь так замечательно, когда у человека есть семья, когда близкие люди всегда рядом. Посмотрите несколько картинок с изображением семьи.
Воспитатель показывает картинки с изображением разных семей, разных стран мира.
Воспитатель: ребята, посмотрите, какие счастливые семьи здесь изображены! А как я поняла, что они счастливые?
Ответы детей (потому, что они улыбаются).
Воспитатель: да, верно. Когда человек счастлив, он улыбается. Когда есть семья – мама, папа, брат или сестра, бабушка и дедушка, то это настоящее счастье. Ребята, а вы любите свою семью?
Ответы детей (да, любим).
Воспитатель : это очень хорошо! Не сомневаюсь, что ваша семья тоже вас любит. А давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Назови ласково». Я вам показываю картинки, а вы говорите, кто это и как ласково можно назвать членов семьи. Договорились?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Проводится игра «Назови ласково» с показом дидактических картинок «Семья».
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка, бабуля
Сестра – сестрёнка, сестричка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка

Воспитатель: молодцы, мальчики и девочки, всех назвали ласково. Сразу видно, что вы любите свою семью и дома обращаетесь к родственникам ласково. А теперь я предлагаю посчитать членов одной дружной семьи. Эта семья всегда живёт очень дружно, помогают друг другу и она очень-очень большая. Хотите узнать про эту семью?
Ответы детей (да, хотим).
Воспитатель: тогда предлагаю вам встать рядом со мной и послушать стихотворение внимательно, посмотреть на мои движения, а потом все вместе повторите за мной.

Проведение физминутки «Кто живёт у нас в квартире?»

Физминутка
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель: понравилась вам игра?
Ответы детей (да, понравилась!).
Воспитатель : это здорово. Мне тоже очень понравилось с вами играть! Присаживайтесь на свои места. А ещё поиграть хотите?
Воспитатель: это очень хорошо, мальчики и девочки, что вы любите играть. А что вы ещё любите делать?
Ответы детей (бегать, прыгать, резвиться).
Воспитатель: ух, как здорово! А что же любят делать члены вашей семьи? Мне очень интересно. Давайте я буду называть вам членов семьи, а вы будете мне говорить по очереди, что любят делать ваши мамы или папы, бабушки или дедушки, братишки или сестрёнки. Или же скажите мне о том, чем ваша семья больше всего занимается.
Воспитатель называет маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру, а дети по цепочке говорят действие, которое любит делать или часто делает член семьи (мама – наряжается, читает книги, работает, готовит еду; папа – ездит на машине, чинит бытовую технику и т.д.).
Воспитатель: здорово, ребята! Как много умеют и любят делать ваши родные люди! А ещё одну интересную игру хотите узнать?
Ответы детей (конечно, хотим!).
Воспитатель: ну тогда давайте сейчас сначала разомнёмся. Вы умеете хмуриться? Покажите, как умеете!
Дети хмурятся.
Воспитатель: а теперь давайте улыбнёмся!
Дети улыбаются.
Воспитатель: отлично! Ну а теперь начнём игру. Слушайте внимательно, я вам буду называть ситуацию в семье, и если это плохой поступок, то вы будете хмуриться, а если этот поступок очень хороший и он порадует вашу семью, то вы улыбнётесь. Договорились?
Ответы детей (да, договорились).
Проводится игра на мимику.
Вы разбили чашку;
Вы помогли маме пропылесосить;
Вы не убрали игрушки;
Вы обняли бабушку;
Вы помогли дедушке починить телевизор
Вы отняли игрушку у младшего братика
Вы угостили сестричку конфетой.
Воспитатель: молодцы, мальчики и девочки, понимаете – где хороший поступок, а где – не очень! Я надеюсь, что дома вы совершаете только хорошие поступки – помогаете старшим, уступаете младшим?
Ответы детей (да, мы делаем только хорошие поступки).
Воспитатель: какие хорошие у нас дети в нашей группе! Ребята, а теперь скажите мне пожалуйста – что же такое Семья?
Ответы детей (это мама и папа, бабушка и дедушка, сестрёнка и братишка).
Воспитатель: верно! Теперь я предлагаю вам нарисовать своим близким какой-нибудь рисунок.
Свободное рисование детей.

Сентябрь

Занятие №1. Явления окружающей жизни.

Тема: Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь

Программное содержание: Уточнить знания детей о детском саде, (большое красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный и физкультурный зал, просторная кухня, медицинский кабинет, детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге). Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Литература:

Стр 27.

Занятие №2. ПДД.

Тема: « Правила движения достойны уважения»

Программные задачи:

    закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;

    систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;

    закрепить знания о наземном и воздушном транспорте;

    развивать наблюдательность, зрительную память;

    развивать умение отвечать полным ответом.

Литература: приложение к проекту «Дорожная азбука».

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Кто нам хлеб растит.

Программное содержание: Расширить представление о профессиях. Познакомить с профессией земледельца. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 80

Занятие №4. Ознакомление с природой.

Тема: Прохождение экологической тропы.

Программное содержание: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Литература:

Стр34.

Октябрь

Занятие №1. Ознакомление с природой.

Тема: У медведя во бору грибы, ягоды беру…

Программное содержание: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления детей о пользе природных витаминов для человека и животных.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр31.

Занятие №2. Ознакомление с природой.

Тема: Что нам осень принесла?

Программное содержание: Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр28.

Занятие №3. Природное окружение

Тема: Осенние посиделки (Беседа о домашних животных)

Программное содержание: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр39.

Занятие №4. ОБЖ.

Тема: « В лес по грибы»

Программное содержание: Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить детей различать съедобные и несъедобные грибы; развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями; воспитывать бережное отношение к природе.

Литература: приложение к проекту «Лесные богатства».

Ноябрь

Занятие №1. ОБЖ

Тема: «Из чего состоит тело»

Программное содержание: формировать элементарное представление о строении тела человека; способствовать умению отвечать на вопросы воспитателя предложениями; вызвать сознательное отношение к себе и другим детям; формировать представление о зож, умение и желание выполнять необходимые гигиенические правила.

Литература: приложение к проекту «Я в мире человек».

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема: Виртуальная прогулка "Что такое улица"

Программное содержание: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжить закреплять название улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут, объяснить, как важно знать, свой адрес.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 31.

Занятие №3. Знакомство с социальной действительностью.

Тема: «Моя страна»

Программное содержание: дать детям представление о России, как о стране;

познакомить детей с символами России: флагом, гербом, гимном; активизировать словарь по теме.

Литература: приложение к проекту «Я- гражданин России»

Занятие №4. Явление окружающей жизни.

Тема: Семейные традиции

Программное содержание: Расширить представление о семье. Формировать представле ние о семейных традициях, о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра).

Продолжать воспитывать уважительное отношение к родным и близким

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 39

Занятие №5. Экология

Тема: Скоро зима! (Беседа о жизни диких животных в лесу)

Программное содержание: Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 41

Декабрь

Занятие №1. Природное окружение

Тема: В гости к деду Природоведу

(экологическая тропа зимой)

Программное содержание: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 51

Занятие №2. Предметное окружение

Тема: Петрушка – физкультурник

Программное содержание: Совершенствовать умение группировать предметы по назначению (удовлетворение потребностей в занятиях спортом); уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; воспитывать наблюдательность.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 29

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Новый год у ворот

Программное содержание: Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем елку. Формировать представле ние о празднике, его значении для людей.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 146

Занятие №4. Экология

Тема: Почему растаяла Снегурочка?

Программное содержание: Расширять представления о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд.

Литература: О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 45.

Январь

Занятие №1. Явления социальной действительности

Тема: "Всемирный день «СПАСИБО».

Программное содержание: формировать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми; побуждать детей пользоваться правилами вежливого общения; развивать у детей интерес к устному народному творчеству посредством театрализации.

Литература: приложение к проекту «В мире вежливых наук»

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема : Народные праздники на Руси. Рождество

Программное содержание: Расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение. Воспитывать интерес к ис тории России, национальную гордость.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 155

Занятие №3. Предметное окружение

Тема: « Такой разный транспорт»

Программное содержание: Формировать знания детей по теме «Транспорт»: уточнить название основных частей машины. Продолжать закреплять знания детей о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный); раскрыть значение транспорта в жизни людей. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других

Литература: приложение к проекту «Такой разный транспорт»

Занятие №4. Явления окружающей жизни

Тема: Мои друзья.

Программное содержание: Формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 24.

Февраль

Занятие №1. ОБЖ

Тема: «Один дома».

Программное содержание: расширять знания о предметах, опасных для жизни и здоровья ребенка; развивать двигательную активность; формировать умение понимать и отгадывать загадки.

Литература: приложение к проекту «ОБЖ».

Занятие №2. Предметное окружение

Тема: В мире стекла

Программное содержание: Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 36

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Наша Армия

Программное содержание: Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие "защитники Отечества". Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники).

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 37

Занятие №4.

Тема: Посадка лука

Программное содержание: Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет) Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 55

Март

Занятие №1. Явления окружающей жизни

Тема: « Женские профессии».

Программное содержание: закрепление знаний детей о профессиях (врача, парикмахера, продавца, учителя, повара), об орудиях труда; обогащение и расширение словаря по теме «профессии» сложными словами; обучение составлению описательного рассказа с помощью схемы.

Литература: приложение к проекту «Международный женский день»

Занятие №2. Ознакомление с окружающим миром.

Тема: В гости к хозяйке луга

Программное содержание: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 59

Занятие №3. Ознакомление с окружающим миром.

Тема: Экологическая тропа весной

Программное содержание: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Занятие №3. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природе.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 66

Занятие №4. Экология

Тема: «Птицы- наши друзья»

Программное содержание: Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.

Расширять знания детей о птицах родного края.

Литература: приложение к проекту «Всемирный день птиц».

Апрель

Занятие №1. Предметное окружение.

Тема: «Книга – лучший друг!»

Программное содержание: з акреплять знания детей о детских писателях, их произведений (С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский); з акреплять умение детей различать жанры детской литературы (сказка, рассказ, стихотворение); развивать отзывчивость, любознательность, познавательную мотивацию; воспитывать бережное и аккуратное отношение к книгам.

Литература: приложение к проекту «Книга- лучший друг»

Занятие №2. Явление окружающий жизни

Тема: «Путешествие в космос»

Программное содержание: д ать детям элементарные представления о космосе; у чить объединяться в игре, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслам; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление ; воспитывать познавательную активность.

Литература: приложение к проекту «Мы- будущие космонавты».

Занятие №3. Предметное окружение

Тема: Песня колокольчика

Программное содержание: Закрепить знания о стекле, металле, дереве, их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Стр. 305

Занятие №4. ОБЖ

Тема: «Если хочешь быть здоров».

Программное содержание: воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы быть здоровым.

Литература: перспективный план по обж (апрель).

Май

Занятие №1. Предметное окружение

Тема: Государственные символы Рос сии

Программное содержание: Познакомить с гимном России.

Закрепить знания: о Москве - столице нашей Ро дины; о гербе и флаге.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 326

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема: Этот День Победы

Программное содержание: Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сра жались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечест венной войны.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 316.

С 15.05 Мониторинг.

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Формирование целостной картины мира.

Интегрированное занятие для детей средней группы.

СКАЧАТЬ (презентация)

Соснина Галина Николаевна

Воспитатель

Место работы: МБОУ «В-Матигорская средняя

школа» филиал д/с №30 «Ромашка»

Цель: Формировать знания детей о признаках весны.

Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, строить сложные предложения.

Расширять знания детей об изменениях в жизни диких животных с приходом весны.

Закрепить умение располагать изображение на листе бумаги.

Виды деятельности: рассказ, беседа, отгадывание загадок, объёмная лепка.

Оборудование: интерактивная доска, пластилин, салфетка, картон, доска для пластилина.

Литература:

1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис- Пресс, 2005.

2. Николаева С.Н. Юный эколог система работы в средней группе детского сада. М.: Мозайка- синтез, 2010.

3. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.:В Владос, 2000.

4. Приложение №1.(Презентация)

Ход занятия.

В гости к детям приходит гномик и говорит, что у него есть друг солнышко. Они нам что-то хотят рассказать.

Расскажи я всему свету,

что зимы уж больше нету.

Поглядите, вот весна,

По земле идет она.

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Черные проталины на полях видны.

Верно, очень теплые ноги у весны.

Услышало эти слова солнышко и выглянуло из-за тучки. Надоело ему прятаться от ветров и холодов.

Выглянуло оно, расправило свои лучики, но стало ему скучно одному, и решило солнышко разбудить ещё кого-нибудь.

Заглянуло солнышко на лесную полянку и что же увидело там?

(ответы детей)

Появились первые проталины; Все меньше становится снега,

Побежали ручьи, куда ни ступи везде вода. Как будто природа спешит умыться перед тем, как наденет зеленый наряд.

Набухли почки: Точно такие же, как у нас в группе, и вот - вот появятся первые листочки.

А вот и первые весенние цветы:

Кто вспомнит их названия?

(Ответы детей).

7;8 слайды: (подснежники, мать-и-мачеха)

Потом солнышко заглянуло в берлогу и никого там не увидело.

Кто жил в берлоге зимой? (ответы детей: медведь)

А как проводят медведи зиму? (ответы детей: спят, сосут лапу)

Где же теперь искать их?

Давайте и мы с вами порадуемся наступлению весны. (Физ. минутка)

Под весенние напевы

повернемся вправо, влево.

руки вверх, руки вниз.

вверх! и снова руки вниз.

вправо, влево головою.

руки вверх! перед собою.

топни правою ногой,

топни левою ногой.

вправо, влево повернись

и тихонечко садись.

Забеспокоилось солнышко: а как же его друг зайка? Что с ним произошло с наступлением весны? (ответы детей)

Вспомните, каким был зайка зимой?

Посмотрите, каким он стал? (ответы детей)

Как вы думаете, почему сменил шубку? (ответы детей)

Весной у зайчихи появились зайчата. Расскажите, какие они? (ответы детей) Они появились совсем недавно, но уже пушистые, шустрые. Покормила их зайчиха и ускакала подкрепиться свежей травкой. А зайчата остались одни. Греет их солнышко своими теплыми лучами, ждут зайчата маму, а её все нет.

Тут мимо пробегала другая зайчиха. Заметила она малышей и покормила их. Так у зайцев заведено.

16 слайд: (солнышко загадывает загадки, появляется грач, ласточка, скворец).

Послушайте загадки.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица ……(грач).

Прилетела к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка).

На шесте дворец.

Во дворце певец,

Как зовут его? (скворец)

Солнечные лучики заметили, что появились насекомые. Посмотрите это шмель.

А каких насекомых вы еще знаете? (ответы детей, бабочка, майский жук).

Ребята, а весеннему солнышку очень понравились первые весенние цветы.

Давайте и мы с вами порадуем солнышко и сделаем для него вот такие весенние цветы.

Молодцы ребята, какие красивые цветы у вас получились.

Удивилось солнышко: как много оно успело увидеть в весеннем лесу, и рассказало об этом гномику.

Ребята, а вам понравилось гулять с солнышком по весеннему лесу.(Ответы детей).

Давайте скажем нашим друзьям до свидания и то же пойдём на прогулку.

Цель: формировать элементарные представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении; учить различать комнатные растения по внешнему виду.

Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость, добрые чувства, желание оказать помощь.

Развивающие задачи: развивать умение ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости; формировать умение осмысленно применять освоенные способы ухаживания за комнатными растениями.

Образовательные задачи: расширять знания детей о комнатных растениях; закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части; пополнять словарный запас детей.

Основная образовательная деятельность: познание.

Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое», «Художественно-эстетическое».

Методы и приемы:

Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: художественное слово, дидактические игры, вопросы, поощрение.

Наглядные средства обучения: видео проектор, слайды с изображением комнатных растений и комнатные растения.

Словарная работа: комнатные растения, фикус, бегония, герань, бальзамин (огонек), дренаж, цветущее растение, лейка, грабли.

Предварительная работа: беседа о комнатных растениях, уход за комнатными растениями, поливка, рыхление земли в горшке, протирание листьев; посадка комнатного растения, заучивание стихов о комнатных растениях.

Структура

  1. Вводная часть.
  1. Разгадывание загадок.
  2. Беседа. Рассматривание слайдов и комнатных растений в горшках.
  1. Основная часть.
  1. Дидактическая игра «Чего не стало?».
  2. Физкультминутка.
  3. Сюрпризный момент.
  4. Беседа о корне растений.
  5. Трудовая деятельность.
  1. Итог.

Ход образовательной деятельности

Загадки о комнатных растениях.

Воспитатель:

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.

Дети: комнатные растения.

Беседа о комнатных растениях.

Воспитатель: Вы догадались, что сегодня мы будем говорить о комнатных растениях. Посмотрите как много комнатных растений у нас в группе. А как вы думаете, для чего нужны комнатные растения, какую они приносят пользу?

Дети: «Украшают группу, очищают воздух от пыли и выделяют кислород. Они нужны нам для дыхания».

Воспитатель: Правильно, чтобы было красиво – комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.

Воспитатель: Какие комнатные растения вы знаете?

Дети: герань, бальзамин (огонек), бегония, фикус, фиалка.

Показ слайдов «Комнатные растения».

Воспитатель: Каждое растение имеет свое название. Как называется это растение?

Дети: герань.

Воспитатель: Правильно это герань, а еще ее называют – пеларгония. Давайте рассмотрим герань. Что есть у герани?

Дети: стебель, листья, цветы.

Воспитатель: Какой формы листья? Какого цвета листья?

Дети: листья темно – зеленые, светло – зеленые, круглой формы.

Рассмотреть (по аналогии) бальзамин, бегонию, фикус.

Чтение стихов детьми о комнатных растениях.

На окне стоит цветок,

К солнцу тянется росток,

Красно-алые цветы,

Яркой,дивной красоты.

Они радуют цветеньем,

Шапки,словно загляденье

И головками кивают,

Любоваться приглашают.

Мы герани очень рады,

Не остались без награды,

За уход благодарит,

Ярким цветом вся горит.

Маленький росточек-
Фикус на окне,
Тропиков кусочек
Подарили мне.

На окошке быстро
Фикус подрастал,
Каждый день его я
Щедро поливал.

Все цветы наш фикус
Быстро перерос.
Жалко расставаться
Было с ним до слез.

У бегонии листок -
Будто сжатый кулачок.
Кулачок расправится,
И листок появится.

В гости к нам
Весна пришла.
В рост бегония пошла.
Расправляет кулачки -
Полюбуйтесь на листки!
Не прошло ещё недели -
Уж цветки зарозовели!

За окошком март бушует,
Валит снег, метель метёт,
А у нас весна настала,
И бегония цветёт!

Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок-огонёк.

Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.

Его поливаю,

Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!

Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!
*****
На окне цветочков много,
Только мокрый - он один:
Мокрым Ванькой называют
Всем известный бальзамин.

Дидактическая игра: «Чего не стало?»

Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля)

Игровое действие . Отгадать, какого растения не стало.

Правило. Не подглядывать.

Оборудование . На столе стоят комнатные растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает: «Какого растения не стало?»

Физкультминутка.

Ну-ка, фикус, похвались - (Хлопки.)

Вот какой огромный лист! (Растопырить пальцы рук.)

Сделан будто бы изкожи, (Потереть ладони.)

Фикус, мы тебе поможем: (Сжимать и разжимать кисти рук.)

Каждый толстенький твой лист, (Прижать ладони друг к другу.)

Вымоем старательно. (Поглаживаем кисти «моем».)

Зеленей ты становись (Хлопки.)

Ростом - с воспитателя! (Потянуться, руки поднять вверх.)

Сюрпризный момент. Приходит фея цветов.

Фея: Здравствуйте дорогие ребята! Добрый день уважаемые взрослые! Я фея цветов, пришла к вам в гости. Я везде летаю и ухаживаю за цветами. Вот и вам принесла с собой черенок цветка и решила подарить его вам. Это – колеус. У него красные листья. Как и у всех растений есть стебель, листья, бывают и цветы. Я хочу посадить вам его и думаю, что в дальнейшем вы будите за ним ухаживать и заботиться и что ему у вас будет хорошо.

Беседа о корне растения.

У всех растений есть корень. Корень находиться в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. Еще корень питает растение. Когда мы поливаем, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам.Чтобы растение не завяло, его обязательно нужно поливать.

Посадка растения.

Фея сажает черенок колеуса в горшок.

Фея: Берем цветочный горшок. Что сначала будем класть в горшок? (В цветочный горшок мы насыпем камни – это дренаж.) Для чего он нужен? (Дренаж нужен для того,чтобы улучшить доступ воздуха к корням, чтобы корни не гнили при поливе) Что будем делать дальше? (После этого мы насыпаем землю, оставляя лунку для луковицы.) После того, как мы насыпали землю, что делам дальше? (Садим черенок в землю и присыпаем ее.) Растение мы посадили, что-то еще нужно сделать? (Сразу после посадки растение нужно полить, чтобы оно лучше приросло.)А еще, я вам в подарок, принесла семена пеларгонии (герани). Эти семена мы вместе с вами посадим в стаканчики с землей, чтобы они росли и радовали нас.

Практическая деятельность.

Дети одевают фартуки. Дети подходят к столу, застеленному клеенкой, на каждого ребенка 1 стаканчик с землей, леечка с водой, палочка, семена, фартук.

Любое дело получается хорошо, если его делать с хорошим настроением. Давайте улыбкой покажем свое настроение.

Прежде, чем мы будем сажать семена, давайте вспомним, как нужно это делать. В контейнере для посадки семян земля уже влажная. А теперь палочкой делаем лунку для посадки семян. Вот так (показ). Берем семена, кладем каждое семя в лунку и присыпаем землей. И теперь нам нужно обязательно полить посаженное семечко.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Для чего? Что нового узнали?

Сегодня мы с вами познакомились с тем, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. Научились сами сажать растения. Все, чему вы научились сегодня, вы можете использовать дома, помогая маме ухаживать за растениями.

Комнатные растения - это живые существа, поэтому мы должны с вами заботиться, беречь их,ухаживать и бережно относится к ним.

Диля
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Мир комнатных растений»

Конспект занятия по Формированию целостной картины мира в средней группе «Мир комнатных растений»

Цель:

Закрепить знание о классификации растений;

Познакомить детей с видами комнатных растений, с их строением (стебель, лист, корень и т. д.)

Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;

Научить правильному уходу за комнатными растениями;

Вызвать желание ухаживать за растениями.

Стимулировать развитие познавательных способностей;

Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Знать о комнатных растениях, уметь ухаживать за ними;

Формировать интерес к самостоятельному поиску материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование; цветы в горшках; пустой горшок, дренаж, лейка, грунт- для пересадки цветка; кластер, рисунки листьев;

Ход занятия.

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сейчас весна, вся природа пробуждается от долгого зимнего сна и оживает.

Давайте поприветствуем весну,

И здравствуйте, скажем, каждому цветку.

Мы наклонимся к ним низко

Не для того, чтобы рвать или срезать их,

А для того, чтобы полюбоваться

И доброту свою им показать.

III. Подготовка к восприятию темы

Ребята какие вы знаете цветы (Дети называют несколько знакомых им цветов)

Эти цветы растут на улице, в скверах и парках, на клумбах и в садах. Они цветут весной и осенью, радуют нас ароматом, яркими красками и красивыми формами. А теперь отгадайте загадку:

Очищают воздух, создают уют, на окнах зеленеют, круглый год цветут.

Правильно, это комнатные растения.

Давайте пройдем к нашим комнатным растениям и рассмотрим их внимательно, обратите внимание на их строение, у нас с вами есть руки и ноги, а у растений корень, стебель (показывает на примере одного растения) листья, комнатные растения бывают разные, цветущие и вьющиеся, колючие и пушистые. Цветы и растения не бывают похожи друг на друга, они различаются по форме и цвету и каждое растение, каждый цветок по своему уникален.

IV. Объяснение новой темы.

(Комнатные растения)

Как вы думаете, для чего нужны комнатные растения?

Перед детьми выставлены цветы в горшках с табличками.

Посмотрите на наши комнатные цветы.. Эти названия очень красивые, но есть и очень трудные. Мы должны запомнить их, чтобы знать, как правильно за ними ухаживать и какую пользу приносят эти растения.

Хлорофитум: чищает воздух от бактерий и поглощает токсины. Часто поливать не нужно, но можно добавить в почву несколько таблеток активированного угля, чтобы усилить свойства растения.

Драцена: незаменима, если в комнате пол застелен линолеумом. Драцена поглощает бензол, который выделяется из синтетики, а также неплохо поглощает выхлопные газы, попадающие в помещение.

Фикус: лучше ставить возле окон, которые выходят на дорогу или на промышленные п редприятия. Хорошо очищает воздух, поглощает токсины и вредные вещества. Зимой фикус лучше не поливать, а опрыскивать листья из пульверизатора.

Герань: выделяет вещества, которые обладают успокаивающими и антистрессовыми свойствами. Лучше всего ставить в спальне. Герань очень любит солнце и много воды.

Кактус: снижает ионизацию воздуха и защищает от электромагнитного излучения. Любит солнце и воду.

Алоэ: сок алоэ известен лечебными свойствами, он обеззараживает, убивает микробы.

Некоторые комнатные растения не только радуют нас необычной формой листьев, необычной окраской. Замечено, что они гасят отрицательные эмоции. Это бегония, папоротник и традесканция.

Весной все живое начинает активно расти, вот и нашему цветочку в своем горшочке стало тесно. Я приготовила ддля него горшочек побольше, давайте вместе пересадим его в новый горшок (просит помочь двоих мальчиков, одному дает лейку, а второму совочек для грунта).

Воспитатель пересаживает цветок, комментируя все свои действия. Мальчики поливают и засыпают грунт в горшок. В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польем мы спозаранку.

Я и все мои друзья.

Физминутка «Семена у нас взошли».

Уж ты, семечко-зерно,

Ляжешь в борозду на дно (дети опускаются на корточки)

Ты не бойся, золотое.

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты росток скорей пошли! (медленно встают вырастают)

Вот весною, в ранний час,

Семена взошли у нас

Вышли к солнышку из тьмы (потягиваются).

Здравствуй, солнце, это мы! (поднимают руки над головой, машут кистями)

Мал ещё росток –ребёнок (опускают руки вниз)

Только вырос из пелёнок (по очереди наклоняют голову в разные стороны).

Посмотрите видеопрезентацию на тему "Вальс цветов":

Презентация наглядно демонстрирует, как каждому цвету соответствует свой цветок, образуя тем самым букет и радугу цветов (в прямом и переносном смысле).

V. Закрепление

1) Игра "Третий лишний"

Воспитатель показывает карточку с изображением 2 комнатных цветов и одного садового, дети исключают лишний цветок.

3) Игра "Найди хозяина"

Учитель показывает рисунки листьев. Учащиеся должны угадать, какому растению они принадлежат.

4) Закончите предложение: Я люблю комнатные растения, потому что….

VI. Обобщение знаний

Комнатные растения радуют нас, делают комнату уютной, очищают воздух в помещении. Растения в доме приносят большую пользу. Но нужно правильно ухаживать за ними. Как вы думаете, что любят растения? (Свет и воду)

Послушайте внимательно памятку об уходе за комнатными растениями.

1) Большинство цветов нужно ставить ближе к свету, но избегать попадания прямых солнечных лучей.

2) Летом поливать каждый день, зимой – реже.

3) Нельзя поливать растения холодной водой.

4) Лейку при поливе нужно держать низко, чтобы почва не размывалась.

5) крупные гладкие листья протирают влажной тряпочкой.

6) Рыхлить почву нужно после полива, когда почва немного подсохнет. Рыхлят только верхний слой, не задевая корни растения.

наше занятие подошло к концу, нарисуйте пожалуйста дома ваше любимое комнатное растение и мы полюбуемся все вместе вашими рисунками.