ТАКТИЛЬНЫЕ ДОЩЕЧКИ
Тактильная память это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основа работы с «тактильными дощечками» - развитие тактильной памяти.
Цели. Развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Материал. Набор из 10-45 дощечек с разной шероховатостью поверхностей.
Изготовление дощечек:
а) вырезать из толстого картона или любого другого жест кого материала 10-15 дощечек размером 5x10 см;
б) на одной стороне каждой дощечки написать ее порядковый номер от 1до15;
в) все дощечки должны быть разными на ощупь, для этого следует:
- на дощечку №1 наклеить кусочек натурального или искусственного меха;
- на дощечку №2 - наждачную бумагу (она должна быть жесткой и шершавой);
- на дощечку №3 - кусочек мягкой ткани (байка, фланель);
- на дощечку №4 накапать расплавленный воск
- от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли;
- на дощечку №5 наклеить кусок веревки или толстый шнурок (зигзагообразно):
- на дощечку №6 - спички или маленькие тонкие палочки;
- на дощечку №7 - скорлупки ел орехов;
- на дощечку №8 - фольгу или целлофан, ее поверхность должна быть гладкой:
- на дощечку №9 наклеить бархат или бархатистую ткань;
- на дощечку №10 - рубчатую ткань (вельвет);
- на дощечку №11 - крупу (греча или перловка);
- на дощечку №12 - чешуйки от шишки;
- на остальные дощечки можно наклеить те материалы, которые сочтете нужным (мелкая крупа, разломанные кусочки палочек, засушенный листок и т.п.).
Этапы работы:
- Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза.
- Вложить в его руки дощечку с установкой ее потрогать.
- Спросить у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котика, колючего ежа, зубастого волка и др.).
- Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза.
Правило: для игры с ребенком желательно использовать от 1 до 3 дощечек, в зависимости от возраста.
Предварительный просмотр:
Игры с тактильными дощечками
Игра №1:
Разложите дощечки в ряд по порядку номеров от 1 до 10.
Предложить ребёнку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки. Пусть малыш запомнит, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем ребёнок пробует на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке.
Игра №2:
Ребёнок берёт дощечку №1(на которой мех). С закрытыми глазами ощупывает. Спросите, что напоминает поверхность? Он может сказать, что кошку или шубу или даже газон, с коротко подстриженной травой. Пусть малыш фантазирует!
Теперь трогаем дощечку №4. Прикасаясь к ней можно представить кочки на болоте или капли варенья на блюдце и пр. Спросите вашего ребёнка, что представляет он, когда дотрагивается до этих дощечек? Не торопите малыша, он должен сосредоточиться и представить картинку перед глазами. Игру можно усложнить, если попросить ребёнка нарисовать, то, что напоминала ему та или иная дощечка.
Игра №3:
У вас и вашего ребёнка, наверняка много знакомых и родственников (детей и взрослых). Поиграйте с ребёнком в весёлую игру. Представляйте, что каждая дощечка – это кто – то из знакомых. Дощечка №1, например, папа (или дед). Потому что у него такая же мягкая пушистая борода. Дощечка №8 (пустая) – сосед Вася, потому что лысый. Детвора с удовольствием играет в смешные «представлялки». Игру можно усложнить, если предложить нарисовать, кого напоминает дощечка.
Игра №4:
Более сложная игра для детей, с которыми вы уже развивали память и воображение. Предложите ребёнку составить сказку или мультфильм из дощечек. Например: «Я иду по мягкой траве (берёт дощечку №1). Вижу дом с шершавой стеной (берёт дощечку № 2). В домике есть окно (дощечка с гладкой поверхностью). Вдруг пошёл дождик и на стекле появились капли (дощечка с воском). И так далее. Побуждайте ребёнка фантазировать.
Игра №5:
Предложите ребёнку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросите объяснить , почему. Например: дощечки №1,8,3 – приятные, потому что они мягкие, пушистые, гладкие и т.д. Дощечки №2 и 7 – неприятные, потому что колючие, шершавые и т.д. Игру можно усложнить, предложив ребёнку разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я предлагаю вам мастер-класс «использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей».
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.
Цель обучения с ее использованием – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения, совершенствование мелкой моторики, которая играет важную роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей.
В своей работе для решения этих задач использую «тактильные дощечки». Занятия с использованием «тактильных дощечек» проводятся по подгруппам (не более 5-6 детей) или индивидуально. Если детей больше, то контроль за правильностью выполнения заданий затрудняется, а продуктивность занятий снижается.
Оптимальный размер «тактильных дощечек» - 5 на10 см., что примерно соответствует размеру детской ладошки. Если дощечка меньше, то при ее обследовании дети используют только подушечки пальцев – мы же должны научить их проводить обследовательские движения всей кистью.
Дощечки покрываются различными материалами: (ткань, крупы, бумага, природный материал и т.д.), которые создают разнообразную поверхность (твердая, мягкая, ворсистая, шероховатая, ребристая и т. д.).
Количество «тактильных дощечек» рассчитывается так: дощечек с однотипным покрытием должно быть не менее трех на каждого ребенка может достигать до 12 штук.
Работа с «тактильными дощечками» строится в три этапа :
На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.
Используются такие приемы:
- обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: (показывать - мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д;)
- сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:
(пушистый, как снег, а вы как думаете?....колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий к ак? (мамина ладошка, лед, стекло);
- нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – наждачная бумага, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, синтепон, пух, мех;
- описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Например, дощечка с воском – гладкая, выпуклые капельки. На что похоже? (на оладушки, капли варенья), дощечка с мишурой – мягкая, пушистая, колючая (На что похоже? На елочку, лису.)
На втором этапе детей учат соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Например, фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая; наждачная – сердитая, колючая, злая, грубая; Теперь вы назовите эмоциональное состояние дощечки с мехом? (теплый, добрый, ласковый, нежный) Целлофан? (грустный, холодный)
Используются такие приемы в работе с детьми:
- найди такую же дощечку с закрытыми глазами или с использованием специальных «волшебных очков»; Например; ребенку закрывают глаза, дают пощупать дощечку с мехом, и просят найти среди нескольких других такую же.
- разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности; (от самой гладкой до шероховатой в младшем возрасте 3-4 дощечки, а в старшем 5-6 штук);
- найди дощечку, похожую на котика, ежика;
- найди самую злую дощечку;
- самую добрую;
- самую грустную.
На третьем этапе применяются более сложные задания:
- составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения. Такие задания используются для детей старшего дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам изготовить три тактильные дощечки, по которым каждый из вас составит небольшой рассказ! Для этого возьмите поднос и выберите три различных материала.
Присаживайтесь за столы. Вам необходимо приклеить выбранный материал на дощечки. В зависимости от материала вы должны намазать дощечку по контуру или сам материал.
Приступайте к работе (музыка).
Кто закончил работу, придумайте рассказ, основываясь на тактильные ощущения.
А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю рассказать свои рассказы. Послушайте мой : « Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки, пушистые цыплятки».(Рассказы педагогов).
Молодцы! Все составили замечательные и необычные рассказы.
Рефлексия:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что особенно вам понравилось?
- Будете ли вы использовать в своей работе «тактильные дощечки»?
Большое вам спасибо. Вы мне очень понравились! Изготовленные вами дощечки вы можете взять с собой. Я предлагаю вам памятки, которые помогут использовать тактильные дощечки в работе с детьми.
Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники в развитии связной речи детей.
Задачи:
- Обучать педагогов изготовлению «тактильных дощечек» для развития связной речи детей.
- Познакомить педагогов с приемами работы с «тактильными дощечками»;
- Развивать тактильные ощущения, фантазию, творческое воображение;
Материал:
- готовые тактильные дощечки;
- заготовки тактильных дощечек.5х10 см.;
- подносы;
- клей;
- клеёночки;
- различный материал (природный, бросовый, ткани, крупа и т.д.),
Скачать:
Предварительный просмотр:
Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Рука, пальцы, ладошки ребёнка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. В работе с дошкольниками можно использовать
тактильные дощечки
. Тактильная память
- это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом. Основа работы
с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти. Цель этой работы
:
развитие восприятия окружающего мира, развитие воображения, фантазии, речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения. Описание тактильных дощечек 1
дощечка – наклеить кусок натурального меха 2
– с наждачной бумагой 3
– мягкая ткань 4
– накапать расплавленный воск 5
– зигзагообразно наклеить кусок веревки и толстый шнурок 6
– спички 7
– скорлупки от орехов 8
– фольгу или целлофан 9
– бархат 10
– рубчатую ткань (вельвет) 11
– крупу (гречу или перловку) 12
– чешуйки от шишек Игры с тактильными дощечками Игра №1:
Разложите дощечки в ряд по порядку номеров от 1 до 10. Предложить ребёнку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки. Пусть малыш запомнит, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем ребёнок пробует на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке. Игра №2:
Ребёнок берёт дощечку №1(на которой мех). С закрытыми глазами ощупывает. Спросите, что напоминает поверхность? Он может сказать, что кошку или шубу или даже газон, с коротко подстриженной травой. Пусть малыш фантазирует! Теперь трогаем дощечку №4. Прикасаясь к ней можно представить кочки на болоте или капли варенья на блюдце и пр. Спросите вашего ребёнка, что представляет он, когда дотрагивается до этих дощечек? Не торопите малыша, он должен сосредоточиться и представить картинку перед глазами. Игру можно усложнить, если попросить ребёнка нарисовать, то, что напоминала ему та или иная дощечка. Игра №3:
У вас и вашего ребёнка, наверняка много знакомых и родственников (детей и взрослых). Поиграйте с ребёнком в весёлую игру. Представляйте, что каждая дощечка – это кто – то из знакомых. Дощечка №1, например, папа (или дед). Потому что у него такая же мягкая пушистая борода. Дощечка №8 (пустая) – сосед Вася, потому что лысый. Детвора с удовольствием играет в смешные «представлялки». Игру можно усложнить, если предложить нарисовать, кого напоминает дощечка. Игра №4: Более сложная игра для детей, с которыми вы уже развивали память и воображение. Предложите ребёнку составить сказку или мультфильм из дощечек. Например: «Я иду по мягкой траве (берёт дощечку №1). Вижу дом с шершавой стеной (берёт дощечку № 2). В домике есть окно (дощечка с гладкой поверхностью). Вдруг пошёл дождик и на стекле появились капли (дощечка с воском). И так далее. Побуждайте ребёнка фантазировать. Игра №5:
Предложите ребёнку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросите объяснить
,
почему. Например: дощечки №1,8,3 – приятные, потому что они мягкие, пушистые, гладкие и т.д. Дощечки №2 и 7 – неприятные, потому что колючие, шершавые и т.д. Игру можно усложнить, предложив ребёнку разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной. | ЭТАПЫ РАБОТЫ С «ТАКТИЛЬНЫМИ ДОЩЕЧКАМИ» Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза Вложить в его руки дощечку с установкой на обследование Спросить у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котенка, колючего ежа, зубастого волка) Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза ПРАВИЛО ИГРЫ
: для игры с ребенком желательно использовать до 3 тактильных дощечек. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Теремок» комбинированного вида, П. Советский Республики Марий Эл МАСТЕР- КЛАСС для педагогов района «
Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике Для развития связной речи детей» Составила: Воспитатель Целищева В.И. п.Советский 2012 г. |
Тактильная панель из ткани для детского сада своими руками
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». КонфуцийЛюблю эту цитату, потому что она как нельзя лучше описывает весь принцип познания детьми окружающего мира. Ведущим видом деятельности у детей от года до трех лет, вспоминаю из возрастной психологии, является «манупилирование с предметами». Этот термин включает в себя от самого простого трогать, дергать, стучать предметы друг об дружку до усложненного: пользоваться вилкой и ложкой, шнуровать ботинки, застегивать молнию и многое другое.
Для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности, речи.
Ребенок прикоснулся к неровной или гладкой поверхности? Что он почувствовал? В этот момент он мысленно сравнивает различные поверхности. И мы уже много раз ему говорили о горячей и холодной воде. О пушистой кошке и гладком листочке. Это лишь звук для ребенка. Пока он не попробовал, он не понял. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнивать, объединять или различать окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно мыслить.
Игра с панелью помогает тренировать координацию и навыки движения, а разнообразие текстур материалов, их различная плотность и отдельные мелкие детали прекрасно развивают тактильные ощущения и сенсорное восприятие, крупную и мелкую моторику рук малыша.
Сейчас в магазинах очень большое разнообразие, но так приятно сделать самой яркую игрушку для своего ребенка. К тому же многофункциональные игрушки, созданные руками мамы имеют огромное эмоциональное значение.
Для основы я взяла небольшой кусок пластмассовой доски. Просто разделила доску на 8 частей и заполнила получившиеся участки подготовленными материалами. интересными с тактильной точки зрения.
Мое игровое развивающее пособие состоит из следующих материалов: мех искусственный, джинсовая ткань с выпуклым рисунком и вшитой молнией, атласная ткань, яркая Хб ткань с детским рисунком, бархатная поверхность, лоскут с пришитыми пуговицы разного размера, гладкая джинсовая ткань с пластмассовые бусинами, мягкие комочки, мешочек с шуршащими фантиками, лентами, пришитыми с одной стороны.
Главное, чтобы игровая панель была безопасной. Поэтому особое внимание нужно уделять способу крепления предметов на панель. Все должно быть надежным и проверенным на прочность, ведь, малыш будет не только ручками крутить и вертеть, но, возможно, попробует и на вкус.
Мой двухлетний сын очень любит играть с тактильной доской. Самое главное для каждой мамы видеть как ребенок растет, развивается и радуется новому занятию.
Долго выбирая между тактильными дощечками и тактильными крышками для ребенка, я решила остановиться на втором варианте.
А развивающих игр с такими крышками, как оказалось, можно придумать огромное количество...
Почему я долго выбирала между дощечками и крышками?
Плюс дощечек в том, что тактильную поверхность можно сделать достаточно большой. Из таких дощечек можно составлять тактильные коврики и ходить по ним босиком или прикладывать к различным частям тела для обогащения тактильного опыта ребенка.
Большой размер дощечек для некоторых, как и для меня, может оказаться и минусом: их нужно где-то хранить, а значит тактильных вариантов будет заведомо меньше.
Для создания своего пособия я решила использовать металлические крышки от детского питания "Фрутоняня".
Что заставило меня остановить свой выбор именно на них:
- доступность : необходимое число крышек можно быстро собрать, т.к. детское питание "Фрутоняня" выдают на молочной кухне;
- уже готовы к использованию : крышки нужно только помыть, не нужно измерять, чертить, вырезать и т.п.;
- эстетичность : все крышки ровные, одного размера, с закругленными краями, приятные на ощупь, чего тяжело добиться при самостоятельном изготовлении дощечек;
- относительно небольшой размер (среди доступных крышек самые крупные): достаточно небольшие для компактного хранения и достаточно большие для тактильного восприятия.
Это могут быть:
Различные типы бумаги, картон, целлофан, губка, пнопласт и т.п.,
Пуговицы, ракушки, бусины, бисер, спички, палочки, камни, фигурки из стекла и других материалов,
Семена, орехи, семечки, крупы, макаронные изделия...
А сам процесс изготовления тактильных крышек очень быстр!
Из картона я вырезала кружок достаточного диаметра, чтобы точно подходить для внутреннего размера крышки. Далее использовала его как трафарет для вырезания кругов из различных материалов.
Старший сын сам сделал несколько тактильных крышек в подарок младшему на двухлетие: для него это возможность проявить себя, почувствовать свою значимость и причастность, а также потренировать моторику, для меня - возможность сфотографировать процесс.
Клей в пистолете нагревается за считанные минуты. При этом он не очень горячий: температура клеевого состава 110 градусов. После выдавливания клей быстро остывает и затвердевает, поэтому им нельзя обжечься при попадании на кожу (ни у сына, ни у меня не получилось;-)).
Мы смазывали клеем наклеиваемую деталь и быстро прижимали к крышке. В течение 1-2 минут клей затвердеевает, и с крышками уже можно играть!
Младший сын буквально "вырывал" их из моих рук.
При первом знакомстве он некоторые оставил себе, а часть отложил в сторону - не понравились!
Затем мой двухлетний сын придумал игру, которая повторялась потом из раза в раз, когда я давала сыну крышки:
сын переворачивал все крышки по-очереди тактильной поверхностью вниз, а затем опять кверху.
Каждую крышку он обязательно ощупывает пальчиками.
Тактильную поверхность рассматривает.
И может приложить к губам, щекам...
Шестилетний сын долго не мог оставаться в стороне от новой игрушки брата, отобрал себе часть крышек и разложил, руководствуясь своими принципами.
Небольшое количество тактильных крышек удобно хранить в банках из-под чипсов. При желании для младших деток в крышке можно сделать прямоугольную щель, тогда детки будут опускать крышки в банку как в копилку.
Когда крышек у меня стало на три полных банки, я решила переложить их в коробку, что оказалось очень удобно.
Весь верхний ряд с парами одинаковых крышек. Средний - с парам похожих крышек по какому-либо признаку. Нижний ряд с крышками в одном экземпляре.
ВАРИАНТЫ НЕ ТОЛЬКО ТАКТИЛЬНЫХ ИГР С ТАКТИЛЬНЫМИ КРЫШКАМИ
:
1. Найти точную пару крышек (с открытыми или закрытыми глазами).
2. Найти логическую пару крышек.
3. Ощупать крышку и описать свои ощущения словами. Подбор нужного слова (округлый, ребристый, мягкий и т.д.) расширяет словарный запас.
4. К одной крышке постараться подобрать как можно больше соответствующих прилагательных, описывающих тактильные ощущения, или существительных, которые могут быть похожими на ощупь (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).
5. Ощупать крышку и найти ей пару из имеющихся картинок или предметов (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).
Затем выбранные предметы/картинки можно убрать и предложить ребенку вспомнить пары, ощупывая крышки.
Предметы для этого варианта игры я взяла из другой моей "Чудо-коробки" .
6. Найти пару крышек, которые можно описать словами-синонимами.
7. Найти пару крышек, которые можно описать словами-антонимами.
Вариант игры: понятия "большой-маленький".
8. Составить последовательность из крышек от самой приятной на ощупь до самой неприятной и объяснить свой выбор (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).
8. Тактильное мемори (с открытыми или закрытыми глазами).
Вариант: тактильное геометрическое мемори.
9. Составление узоров, мандал.
10. Составление последовательности, в которой каждая следующая крышка похожа на/отличается от предыдущей по одному или нескольким признакам (с открытыми или закрытыми глазами).
11. Зрительная память по Шичиде: быстрый показ одной крышки, которую затем нужно найти среди двух и более похожих.