Цель : познакомить с интересными сведениями из истории кукол; развивать внимание, память, мышление, воображение, пространственную ориентацию, речь; расширять кругозор.

Учитель . Все мы родом из детства, а детство немыслимо без кукол. Вспомните: НЕВАЛЯШКА, МАТРЕШКА, БУРАТИНО, МАЛЬВИНА, БАРБИ, — разве не были они вашими лучшими друзьями? Пусть вы уже подросли, и теперь вас интересуют вещи посерьезней кукол, но все же о них, наверное, у вас остались самые теплые воспоминания. «Куклы в нашей жизни» — тема сегодняшнего занятия.

Что такое «кукла»? Исходя из определения В. Даля, это «сделанное из тряпья, кожи... дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного».

Давайте начертим по клеточкам предмет нашего раз говора.

Поставьте точку в уголке клетки, затем проведите линию на

1 клетку влево;

1 клетку вниз наискосок справа налево;

2 клетки вниз;

3 клетки влево;

1 клетка вниз наискосок слева направо;

2 клетки вправо;

4 клетки вниз;

1 клетка вправо;

1 клетка вниз наискосок справа налево;

1 клетка вправо;

1 клетка вверх наискосок слева направо.

Учитель . Дочертите самостоятельно правую половину куклы. Дорисуйте необходимые, на ваш взгляд, детали. Какая кукла у вас получилась? Расскажите. А сейчас блиц-опрос на кукольную тему.

➢ Деревянная кукла, в которую вставляются куклы меньшего размера. (Матрешка)

➢ Материал, из которого папа Карло изготовил куклу Буратино. (Дерево)

➢ Детская игра в куклы. (Дочки-матери)

➢ Брат куклы Неваляшки. (Ванька-встанька)

➢ Самый знаменитый герой кукольного театра на Руси. (Петрушка)

➢ «Доктор кукольных наук». (Карабас Барабас)

➢ Кукольная фамилия известного дрессировщика кошек. (Куклачев)

➢ Кукла в человеческий рост, предназначенная для демонстрации одежды. (Манекен)

➢ Самая популярная американская кукла наших дней. (Барби)

➢ Хит группы «Иванушки International» на данную тему. («Куклы»)

Учитель . Невозможно определить, когда возникли на земле первые куклы. Наверно, они были всегда, потому что всегда были дети, а значит, были и куклы, пусть даже самодельные: вылепленные из глины, изготовленные из тряпок или сделанные из куска полена.

На Руси их называли ласково так:

Расшифруйте старое название куклы, выписывая из таблицы только те буквы, которые в данной строке ни разу не повторяются. (Живуля)

Куклы служили людям не только в качестве забавы. Известно, что первобытные люди вырезали из камня или дерева фигурки богов и поклонялись им, просили у них защиты и верили, что те им обязательно помогут.

У нас на Руси были куклы-обереги. Считалось, что если такую куклу взять в руки, три раза повернуть против часовой стрелки и сказать: «Отвернись злом, повернись добром», то она избавит своего хозяина от хворей, бед и напастей. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Конечно же, кукла — прежде всего, любимая игрушка девочек. В романе французского писателя Виктора Гюго есть глава, в которой рассказывается, какое впечатление произвела на маленькую бедную девочку роскошная кукла в витрине лавки.

Послушайте отрывок, после которого вас ждут вопросы на внимательность.

«В первом ряду витрины, на самом видном месте, на фоне белых салфеток, торговец поместил огромную куклу, наряженную в розовое креповое платье, с золотыми колосьями на голове, с настоящими волосами и эмалевыми глазами. Весь день это чудо красовалось в витрине, поражая прохожих не старше десяти лет, но во всем Монфермейле не нашлось столь богатой или расточительной матери, которая купила бы эту куклу своему ребенку...

Козетта... не могла удержаться, чтобы не посмотреть на дивную куклу, на эту «даму», как она называла ее. Бедное дитя замерла на месте. Козетта еще не видала этой куклы вблизи. Лавочка показалась ей дворцом, а кукла — сказочным видением. Это был восторг, великолепие, богатство, счастье, возникшее в призрачном сиянии перед маленьким жалким существом, поверженным в бездонную, черную, леденящую нужду... Она говорила себе, что надо быть королевой или по меньшей мере принцессой, чтобы играть с такою «вещью». Она любовалась чудесным розовым платьем, роскошными блестящими волосами и думала: «Какая счастливица эта кукла!» И девочка не могла отвести глаза от волшебной лавки. Чем дольше она смотрела, тем сильнее изумлялась. Ей казалось, что она видит рай. За большой куклой сидели куклы поменьше, и ей представлялось, что это феи и ангелы. Торговец, который прохаживался в глубине лавочки, казался ей чуть ли не самим богом».

Вопросы

➢ В каком по счету ряду витрины находилась кукла? (В первом.)

➢ Какого цвета платье у куклы? (Розовое)

➢ Чем украшена голова куклы? (Золотыми колосьями.)

➢ Как называла Козетта эту дивную куклу? (Дамой.)

➢ Кем представлялись Козетте куклы, сидевшие поодаль? (Феями и ангелами.)

➢ Кем казался девочке торговец? (Чуть ли не самим богом.)

А теперь попробуйте узнать по описанию известные куклы.

➢ Больше всего на свете он любит приключения. Его называют «веселым плутишкой». Миндальные пирожные он глотает не жуя, а в варенье залезает прямо пальцами и с удовольствием их облизывает. Он лучше умрет, чем выпьет касторку, терпеть не может умываться, чистить зубы и мыть руки перед едой. (Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик...».)

➢ Это уродливая деревянная кукла, предназначенная для колки орехов: у него большая голова и огромный зубастый рот. (Щелкунчик из сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».)

➢ Голубые волосы, огромные глаза: она в театре кукол гордость и краса. (Мальвина из сказки А. Толстого «Золотой ключик...».)

➢ В наборе, подаренном маленькому мальчику, было 25 игрушек. 24 — совершенно одинаковые, а на двадцать пятого не хватило олова, поэтому у него оказалась только одна нога. (Стойкий оловянный солдатик из одноименной сказки Андерсена.)

➢ На маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья. Под ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми носами. Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. (Пьеро из сказки А. Толстого «Золотой ключик...»)

➢ Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть все комнаты. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди и, выгнув длинные шеи, любовались своим отражением.

Все это было прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах — голубой шарф, а на груди — блестящая брошка, почти такая же большая, как голова ее владелицы, и такая же красивая.

Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки... Другую ножку она подняла так высоко, что наш оловянный солдатик сначала даже решил, что красавица тоже одноногая, как и он сам. (Танцовщица из сказки Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».)

➢ Кукла имела вид девочки. Она была такого же роста, как и Тутти, — дорогая, искусно сделанная кукла, ничем по виду не отличающаяся от маленькой живой девочки. Теперь ее платье было разорвано, и на груди чернели дыры от сабельных ударов. Еще час тому назад она умела сидеть, стоять, улыбаться, танцевать. Теперь же она стала простым чучелом, тряпкой. (Кукла наследника Тутти из произведения Ю. Олеши «Три толстяка».)

➢ Он был главным героем кукольного театра. От его острого языка доставалось всем: и доктору, плохо лечившему больных, и воришке, и обманщику-торговцу, и полицейскому, и попу. То, что не решались произнести вслух рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы во главе с ним. (Петрушка)

Кстати, мало кто знает, что помимо имени у этого персонажа имелись отчество и фамилия. Ниже они зашифрованы. Подберите ключик и назовите их.

ИМЯ: РТЕП

ОТЧЕСТВО: ЧИВОНАВИ

ФАМИЛИЯ: ВОСУСКУ

Ответ: Петр Иванович Уксусов.

Учитель. Не правда ли, говорящая фамилия?

А теперь задание на логическое мышление. Среди групп кукол найдите «лишнюю».

➢ Буратино, Мальвина, Петрушка, Пьеро.

Варианты ответов: а) Мальвина, т. к. это кукла — женского пола; б) Петрушка, т. к. он не является героем сказки «Золотой ключик...».

➢ Стойкий оловянный солдатик, Щелкунчик, Матрешка, Буратино.

Ответ: Стойкий оловянный солдатик, т. к. он сделан не из дерева, как другие.

Наверное, каждый ребенок хоть раз в жизни видел кукольный спектакль. Существуют даже целые театры кукол, в которых действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами. Куклы бывают разные: марионетки, перчаточные, тростевые, куклы для театра теней.

Одним из ведущих в нашей стране является Центральный Московский театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова.

Но настоящая популярность пришла к куклам, когда была придумана кукольная мультипликация. Благодаря художникам-кукловодам маленькие человечки ожили, начали двигаться, разговаривать и даже испытывать человеческие чувства.

Современные куклы невероятно разнообразны: они ходят, говорят, кричат, закрывают глаза. И все-таки каждому из нас подчас мила не самая дорогая, а кукла, сделанная своими руками, полученная в подарок или та, с которой связаны яркие воспоминания.

Расскажите о своей любимой кукле. (Отклик детей.)

Роль куколки в жизни наших предков

Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.

Представьте себе быт наших предков - ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни офисов, ни аэропортов - вся жизнь строилась на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности. К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение - какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать. Куколки бывали самые разные, не только из ткани - и из глины делались, и из соломы, даже из золы.

Если в семье случалось доброе событие - свадьба или роды, то наши предки обязательно делали куколок - чтобы отвадить сглаз, порчу, злых духов и другие беды от новорождённого ребёночка или чтобы специальная куколка для молодожёнов «неразлучники» помогала сохранять цельность единства новой семьи. Секрет настоящих неразлучников в том, что они делались из одного неделимого квадрата ткани с общей ручкой, и при изготовлении красная нить судьбы ни разу не обрывалась - тогда по поверью семья никогда не разрушится - у них общая основа и общая судьа. Только когда появлялся ребёночек, привязывалась отдельная петелька. Неразлучников иногда наряжали в красивые праздничные одежды.

Делались куколки и по разным другим поводам - например, если муж надолго уезжал, то вместо него делалась обережная кукла хозяина и сажалась на почётное место в доме. А если в семье женщина никак не могла родить, то изготавливалась другая куколка - Московка, чтобы помогала своей статностью и великолепием принести и воплотить в семье дух счастливого материнства и отцовства. А если жёнушка запланировала ребёночка, то чтобы он скорее появился, она делала себе "беременную куклу", и результат не заставлял себя долго ждать. Секрет беременной куклы прост - делалась обычная куколка, а в подол к ней пряталась маленькая "пеленашка".

Чтобы в доме царило здоровье, чтобы ничто не могло ему повредить, делалась "кубышка" - красивая куколка, сидящая на мешке с целебными ароматными травами. Если кто-то заболевал, то мешочек тёрли пальцами, проходя с ним по всему дому, а потом кубышку клали к больному в постель, чтобы дух болезни испугался и исчез. Для маленького ребёнка обязательно делали маленький оберег "зайку". Если нужно было оставить ребёнка одного, то, чтобы ему не было грустно или страшно, на пальчик ему надевали зайку, и ребёнок уже не оставался один - он был с оберегом, другом и игрушкой в одном лице.

Для того, чтобы в дом всегда приходили хорошие и радостные новости, делались куклы "колокольчики" и развешивались по нескольку штучек сразу. Кукла "день-ночь" берегла ночной покой сна и дарила дневную радость и энергию. Также эта куколка несла и философский смысл бытия - нужны и день и ночь, и дождь и солнце, и зима и лето, и белобог и чернобог - всё нужно для чего-то, любить нужно всё.

И помимо всего вышеуказанного, каждому человеку также изготавливались персональные куколки - обереги из ткани методом связывания, обмотки и скручивания. Такие куколки отвечали за все аспекты жизнедеятельности, помогали во всех начинаниях, уберегали от всех недугов. Это были личные куколки взрослых людей, их неутомляемые берегини.

Правила изготовления кукол

Куколки-берегини всегда делались с белым лицом - для того, чтобы через эту куколку нельзя было перенести злые мысли и поступки на её владельца или владелицу, а также белый цвет образно выражал одухотворение и чистоту помыслов хозяев. Куклы-берегини всегда делались без применения иголок, ножниц, ножей, клея и так далее, чтобы тем самым не нанести вред тем, чьё здоровье и блага будут они потом хранить. Ниточки обрывались руками или перекусывались зубами, а если что и надо было обрезать, то сперва резали, а потом уже прикладывали к куколке.

При изготовлении куколок ни в коем случае не допускалось присутствие мужских энергий в помещении, где происходило таинство, а если и были маленькие мальчики в комнате при этом, то они должны были быть заняты своими делами, им ни в коем случае не позволялось быть рядом и смотреть на процесс изготовления. Собирались девушки, женщины, садились за стол и работали, напевая и разговаривая о своём, о девичьем.

Самым важным при изготовлении куколок была не сама техника, а именно образы, которые вкладывались в этот процесс. Например, пальчиками крутит аккуратную голову куколке мастерица, а про себя приговаривает: «светлая голова, чистая, добром наполненная, любовью». Делает кукле грудь и вкладывает в неё образы счастливого материнства, достатка в семье, доброты владелицы. Поэтому такие куклы могли делать только тем, кого мастерица любила и от души кому добра хотела - себе, мужу, дочери, сыну, сестре и так далее. А если уж делала берегиню кому-то другому, то сперва должна была проникнуться образом будущего владельца, пожелать ему или ей добра и всех благ, а потом уже приступать к работе.

Если в процессе работы над куколкой что-то не ладилось - нитка не там оборвётся вдруг, или никак ровно не получается расправить какую-нибудь складку - значит говорили: "несчастье на куколку придёт, а меня (или имя того, кому делался оберег) обойдёт".

Передача куклы в дар

Если куколка предназначена в дар или сделана для себя любимой, то надо наполнить её самыми добрыми образами, искренне пожелать всего самого хорошего будущему владельцу или владелице куколки и представить, как это уже осуществляется. Необходимо помнить, что с этой минуты Ваша куколка становится самостоятельной энергетической единицей, делящей судьбу будущего хозяина или хозяйки. Обращаться надо с ней очень бережно, помня о её высоком предназначении - хранить Ваши здоровье, дух, благосостояние, любовь и всё, что Вы ещё захотите у неё попросить.

Продажа куклы

Если Вы хотите продать куколку, то независимо от того, сколько Вы в неё вложили моральных и материальных средств, Вы должны быть готовы к любой предложенной за неё цене. Необходимо помнить, что доход у людей очень разный, а желания, как правило, если заглянуть глубоко в душу, одинаковые. Все хотят любви, здоровья, счастья, спокойствия, крепкой семьи, уверенности, чтоб всё всегда было хорошо. Поэтому нельзя оценивать куклу как обычный товар.

Для кого-то и 100 рублей огромные деньги, и дать он может только яблоко - значит, такова цена этой куклы для этого человека. А для кого-то и средняя зарплата обычного россиянина ничего не значит. Вопрос в том, сколько человек готов отдать за куклу состоит не в количестве денег, а в процентном соотношении его дохода от количества его веры в силу куклы. То есть, сколько покупатель готов заплатить за свою берегиню, столько она и стоит на данный момент.

Поэтому перед тем, как продать куколку, нужно думать не о количестве денег, которые за неё возможно заплатят, а о том, какая сила и энергия придёт к этому человеку, и создать его образ счастливого, здорового и уверенного человека. И если покупатель прочувствовал ценность своего приобретения, понял, что куколка теперь будет ему помогать, и это то, что ему давно хотелось, то это и есть самое главное, для чего это вообще стоило начинать делать.

Вопросы о куклах

1) Поможет ли кукла? Представьте, что Вы хотите похудеть, покупаете себе чудо-пульсатор на пояс, надеваете его, нарезаете себе кучу бутербродов и ложитесь на диван к телевизору ждать, когда же наступит похудение. Как Вы думаете, похудеете ли Вы? Также и с куколкой. Если Вы решили выйти замуж, поручили куколке заняться этим, а сами забыли уже, когда и причёсывались красиво, то Вы можете потом долго всем рассказывать, какая бесполезная у Вас кукла и как Вас одурачили. Кукла не поможет, если на неё переложить всю ответственность, а самим ничего не делать. А если Вы будете работать для осуществления Вашей цели, но и куколку при этом попросите помочь - вот тогда она Вам «поверит» и поможет обязательно. Главное - "видьте" (представляйте) себя стройной (можете представить себя на весах, где написан Ваш любимый вес или то, как Вы влезаете в позапрошлогодний костюм и т.п.), здоровой (как Вы беззаботно прыгаете через скакалку, легко взбегаете на пятый этаж и т.п.) замужней (как будущий муж надевает на Вас кольцо, как Вы готовите ему завтрак и т.п.), богатой (какой у Вас красивый дом, как Вы летите в самолёте на Канары и т.п.), счастливой мамой (как ребёночек агукает, как Вы ведёте егов школу с букетом гладиолусов и т.п.), тогда Ваша куколка "считает" эти образы счастливого исполнения желаний и поможет воплотить.

2) Как совместить несколько желаний? Теоретически это возможно, например, если Вы хотите разбогатеть и выйти замуж, то можно себе "намечтать" богатого мужа, и одним махом всё решить. Но ведь сказки про Золушку давно остались в детстве. Такие случаи бывают, но не так уж и часто, как хотелось бы, да ещё чтоб счастливо всё при этом потом складывалось. Поэтому лучше всего для себя наметить, что для Вас важнее в первую очередь. Если хотите выйти замуж сильнее, чем разбогатеть, то делайте обереги неразлучников, и в вепсскую куколку вложите это желание. Пусть появится результат, хотя бы Вы сами начните действовать в этом направлении - представляйте свою свадьбу (себя в белом платье, кольцо на пальце, крики "горько", оливье с шампанским в красивом зале), расскажите своим подружкам и родственникам о своём желании, зарегистрируйтесь на сайтах знакомств, ходите почаще куда-нибудь "в свет" и так далее, а если любимый уже есть, то начните с ним разговоры о ведении хозяйства, ребёнке, задабривайте борщами, съездите с ним к его родственникам и так далее. Если осуществление мечты уже будет запущено в действие, и получены хотя бы первые небольшие результаты, тогда можете и второй оберег на богатство сделать - крупеничку с богачом и вепсскую куколку со словами-образами богатства.

3) Как обережные куклы совмещаются с религиями (любыми), другими оберегами, домовыми и т.п.? С нашими куколками нет никаких запретов, и можно использовать куколку-берегиню любому человеку. Религиозные символы, помещения, обряды - это всё очень торжественно, красиво и немножко далёко. А кукла - вот она, всегда рядом, такая мягкая и уютная красавица, хочешь играй с ней, хочешь разговаривай, хочешь слёзы об неё вытирай.

Гадание на новой кукле

После того, как куколка обрела своего владельца, на ней можно погадать. Нужно спросить у нового хозяина, что нравится в куколке, а что нет. Если человек находит какой-то изъян, например, одна грудь меньше другой, или кукла стоит неровно, или ноги у мужчины короткие, нужно спросить, а что это значит, с чем ассоциируется этот недостаток. Например, если кукла стоит неровно, то это часто ассоциируется с нестабильностью финансового или социального положения, короткие ноги - с недостатком движения, разного размера грудь - с разным отношением к людям: кем-то ласкова, а с кем-то мегера и так далее.

У каждого человека свой взгляд на разные предметы, и уж точно своя трактовка. Кто-то скажет, что платье слишком яркое, вызывающее (значит, сама где-то так себя ведёт), а кто-то, глядя на это же платье, расхвалит вкус дизайнера по тканям (значит, у самой хороший вкус).

Всё, что не понравится человеку в куколке - есть у него самого, и всё, что понравится - тоже! Поэтому такие гадания очень полезны, но не людям, которые на себя махнули рукой и видят себя жертвой обстоятельств, а тем, кто думает и работает над собой, радуясь тому, что нашли недостаток, который можно и нужно исправить.

Место для куколки

После того, как куколка обрела, наконец, своего хозяина, она должна выбрать себе место. Для этого нужно расслабиться и довериться её выбору. Постараться представить себе, что куда бы она ни захотела сесть, - это будет самое лучшее место на земле. Как только у Вас получится ощутить полное доверие, то есть Вы расслабитесь и не будете придавать ничему слишком большого значения, вот тогда сажайте её на ладошку и смотрите на неё, задав ей вопрос - где она хочет обитать. Куда Вам захочется в этот момент пойти, туда и идите, просто следуйте за Вашими желаниями.

Она может спрятаться, а может воцариться - доверьтесь, ей же виднее, откуда удобнее всего Вам помогать - из автомобиля ли или из-под подушки, с холодильника или из сумочки, из тумбочки или с центра каминной полки.

Если Вы встали посреди комнаты с куклой, и ничего не происходит, то ничего страшного, значит, куколка доверяет Вам выбрать для неё самое лучшее место.

Как проститься с куклой

Если Ваша куколка Вам вдруг надоест, или она начнёт разваливаться на части от долготы службы, не выбрасывайте её целиком. Разберите на тряпочки и сожгите их, тогда вместе с ними сгорит та гора негатива, которую старательно собирала для Вас и накапливала Ваша куколка-берегиня.

Конечно, можно их хранить всех вместе, например, в одной корзинке, или с любовью расставить их на подоконнике. Но в какое-то время они запылятся, и перестанут радовать глаз. Не поленитесь выделить несколько минут на расставание с самыми старыми куколками.

Куколку не так уж и сложно разобрать, как Вам кажется на первый взгляд. Не забудьте, резать и использовать острые предметы до сих пор нельзя! Только руки и зубы - это всё, чем Вы можете пользоваться.

Для начала снимите платочек, тесёмки, фартучек. Не откладывайте эти ткани на будущие поделки, не жалейте расстаться с негативом своего прошлого. Поверните куколку лицом от себя и движением вверх снимите заднюю юбочку.

Самое сложное - это отцепить обмоточный круг с шеи. Если голова у куколки маленькая, можно снять намотку через голову. Если белое полотно не очень плотное, можно вывести нитку назад, за ручки. Если всё очень крепко и через голову тоже не стащить, то разматывайте нитки с груди, они были намотаны восьмёркой, так что снимутся в два хода.

Когда Вы стянете переднюю часть платья с куколки, то её дальше можно уже не разбирать, так как она уже больше похожа на простые тряпочки. Останется белая фигурка без одежды. Сперва снимите пояс следующим образом: снизу под ручками ткань разделена на две части: переднюю и заднюю. Потяните их в противоположных направлениях, и материал сам вылезет из-под пояса. Если он порвётся, то это нормально, и не стоит бояться повредить что-то. Всё, что происходит само, так и должно идти.

Когда Вы стянете поясок, просто потяните за белый материал вокруг "браслетов" - ниточки спрыгнут сами. А голову уже не разбирайте. Это уже не голова, а просто тряпочка с ваточкой.

Самая сложная куколка для разбора - оберег неразлучники. Если обмотка была сделана на совесть, и в жизнь её всю не размотать, не мучайтесь. Что сможете, то и раскрутите или порвите. Что не сможете, огонь заберёт.

Горочку тряпочек положите в печку, камин или мангал. Можно положить немного бумаги, чтобы быстрее подожглось, можно немного "помочь" жидкостью для розжига.

Когда появится огонь, протяните над ним руки и благословите про себя уход старых, негативных энергий. Почувствуйте, как очистительная энергия огня наполняет Вас новой целительной, доброй энергией. Проговорите про себя: "Сила Огня, войди в меня!".

И всё будет хорошо!

Добрый совет

Не забывайте самый главный совет - всё, во что Вы верите, может сбыться. Не обязательно слишком сильно трудиться в поте лица для осуществления Вашего желания, достаточно просто спокойно работать в нужном направлении и попросить Вселенную Вам помочь. Куколка конечно не единственный, но один из самых приятных проводников для осуществления Вам помощи.

Будьте счастливы!

Если Вы читали-читали, но...

Если Вам очень понравились куколки, но Вам осталось что-то непонятно в изготовлении, пишите по телефону +7909-444-5049 (Краснодарский край) или по почте , я отвечу на любой Ваш вопрос:)


Мир вещей: кукла в жизни человека


Введение


Мир куклы - это своеобразная мастерская, где, подобно «от кутюр» в моде, создаются самые необычные и удивительные образы, питающие идеями безграничное кукольное богатство. Творческие поиски мастеров сосредоточены вокруг главной идеи в искусстве куклы - идея подобия человеку. Должна ли кукла быть нашей копией, или, напротив, в её природе заложена способность делать то, на что человек не способен?

В своей 30-тысячелетней истории (а именно так определяют возраст куклы многие исследователи), кукла, как детская игрушка фигурирует меньше всего. Куклы были идолами, манекенами, украшением интерьеров, философской моделью. Потенциал куклы огромен, и современным художникам-кукольникам еще предстоит раскрыть новые грани и возможности этой темы.

Кукла появляется из воображения и по воле своего создателя - человека. Она обретает жизнь, вбирая в себя самобытность и особенные черты сделавшего ее народа. Она является одной из главных ценностей народной культуры. На сегодняшний день в современном обществе, к сожалению, утеряна связь поколений и многие традиции, поэтому изготовлением куклы занимаются единичные энтузиасты.

Самые вдохновенные образцы кукол создаются детьми. Можно сказать, что кукла посредник между мирами взрослых и детей. Это единственная роль куклы неизменная на протяжении истории существования человечества. Игра с куклой помогает детям познавать мир взрослых, а для взрослого человека это возможность соприкоснуться с миром детства. Современные магазины предлагают нескончаемое многообразие кукольной продукции. По статистике большую треть приобретений в магазинах игрушек взрослые совершают для себя. Взрослые используют куклы для украшения интерьера, собирают коллекции. Также они используются в некоторых направлениях психотерапии. То есть, в сегодняшнем мире кукла выполняет свои значимые для гармоничного существования человека функции. Но часто, самой любимой куклой становится та, которая создана своими руками. Не смотря, на ее кажущееся несовершенство, отсутствие симметрии или идеально выполненного лица, в ней есть что-то такое, от чего теплеет на сердце и чувствуется то, что можно назвать душой.


1. Роль обрядовой, традиционной куклы в жизни русского народа


Кукла - игрушка-человек - имеет особое значение в традиции народа, где сохраняются представления о женщине-прародительнице всего живого. Во внешнем облике женских персонажей разных народов четко выявлены грудь, широкие бедра. Часто изображение женщин с младенцем на руках, как символы плодородия, чадородия и материнства - главнейших природных и социальных миссий женщины. Еще до рождения ребенка женщины мастерили, одаривали куклами - берегинями, роженицами, глубоко веруя, что те охранят дитя. Архаическое отношение к кукле - помощнице и защитнице запечатлено в сказках.

По-японски кукла - «нинте», что так и переводится - «образ человека». Пожалуй, точнее не скажешь. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства пирамид до наших дней. В древнем мире кукла была изображением Бога, «дублером» человека в ритуале жертвоприношения, потом оберегом. И даже когда она стала игрушкой, долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Именно узнаваемость человеческих черт - ценность традиционной народной куклы. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно - выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т.д.

Следует отметить, что в старину «кукольная жизнь» была намного богаче сюжетами. В играх крестьянских девочек куклы не просто «ели» и «спали», они «ходили в гости», «справляли свадьбы», «нянчили детей» и в свой черед «умирали». На куклиных свадьбах плясали и пели песни, на похоронах - плакали. Правдивое воспроизведение в игре соответствующих обрядов требовало большого количества «участников» - кукол, за которыми закреплялись определенные роли. Так, например, чтобы по всем правилам «сыграть свадьбу», в кукольном наборе необходимо было иметь помимо главных фигур - «жениха» и «невесты» - всю их родню, и в первую очередь «тещу», «тестя», «свекровь», «свекра», а также «дружку» (товарища жениха), «подруг невесты» и, конечно, «сваху» - непременную участницу старинного свадебного ритуала. Подобные персонажи, равно как и сами игровые сюжеты, бытовали преимущественно в деревнях, что называется, в народной глубинке, в отличии от крупных сел и городов, где исконную русскую традицию рано стали теснить привнесенные европейские вкусы и стандарты.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать.

Функциональное использование куклы не исчерпывалось лишь игровыми действиями. В традиционной культуре она нередко выступает в роли предмета, наделенного сакральными свойствами, и, согласно древним поверьям, способна в зависимости от сил, ею управляющих, творить добро или зло. В первом случае куклу (уже не игрушку) можно назвать оберегом, так как ее основным предназначением становиться охрана, защита владельца от черной магии. Чтобы отделить кукол обрядовых, изготовленных для проведения различных магических действ от игровых, последним намеренно не изображали черты лица. Безликость куклы - отголосок анимистических верований - порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом.

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью - накликает всяческие напасти и беду. Поэтому при изготовлении обрядовых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. В отличии от травы или соломы, ткань довольно прочна. Вещи из льняного холста хранятся буквально веками. Это свойство материала обеспечивало тряпичным куклам «долгую жизнь», что в старину считалось очень важным, ведь тогда было в обычае передавать их по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия. Их хранили в семьях, передавая из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Стоит ли удивляться тому, что, бывало, молодухи после свадьбы приносили с собой в дом мужа целые корзины такого добра и продолжали играть с куклами вплоть до рождения первенца.

А пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка и старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. Когда малышке исполнялось пять лет, и наступала пора самой сооружать кукол, тогда бабушка доставала из заветного сундука волшебных кукол, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма и рукоделий, дабы не засидеться - заиграться с детишками малолетками и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами, слушали, что скажут. Похвалят какую девчушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мала еще - угостят, приласкают. Если уже возраст подошел (12 скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием - показать себя.

В некоторых местностях куклы эти даже имели свое название. Первая кукла - «простоволосая». Вторая - «кукла с косой». Третья - «молодуха». Четвертая - «кукла нарядная» или «на выхвалку», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

В каждой местности были свои способы изготовления кукол. Самых простых кукол делали в Полтавской, Киевской и Черкасской областях. Брали кусок белой ткани, клали посерединке комок ваты и перетягивали суровой ниткой - голова куклы готова. Осталось надеть на нее платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вот и вся кукла.

Очень похожа на куклу - закрутку - вепсская кукла. Она отличается от закрутки ярко выраженной социальной и половой принадлежностью - это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из нее же надергивают нити для путанки и связывания деталей куклы. У этой куклы обязательно есть фартук с поясом и платок на голове. По языческим поверьям запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол вместо лица можно увидеть узор в виде креста, ромба или квадрата.

Еще одна из самых простых кукол - это кукла - пеленашка. Такую куклу подкладывали молодоженам. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла как будто повторяла таинство рождения. Кукла - пеленашка сопровождала и детские игры. Различные действия с куклой, предполагающие общение, диалог, стимулируют, в частности, развитие речевых навыков, а многократное обыгрывание знакомых ребенку ситуаций («кормление куклы», «кукла заболела», «пора спать») - простой и естественный путь закрепления приобретенного опыта.

В различных областях существовали свои обряды рождения и свои куклы. Например, в Орловской и Костромской губерниях до середины 19 века существовал обряд «кувады», в котором отвадилась активная роль мужчине, отцу ребенка. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические действия. К концу 19 века истоки обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Они вывешивались над колыбелью младенца после крещения, оберегая его от злых духов.

С таинством рождения и воспитания ребенка связана еще одна очень простая в изготовлении кукла - бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу - оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:


Сонница - бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куклой.

Такая кукла - бессонница оставалась в доме навсегда.


В Старооскольском крае «для защиты от нечистой силы, сглаза, порчи беременная женщина всегда должна была иметь при себе предметы - обереги. Это, говорят старожилы, - красные шерстяные нитки, ленты, лоскуты, которые она обвязывала вокруг пальца, руки, шеи или пояса».

Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники. Они были разнообразны и многочисленны и подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. К таким куклам относятся «Коляда» - названная по имени одного из древних славянских божеств, которая украшала красный угол избы в Рождественский сочельник.

(1) марта - день святой Евдокии в народе ассоциировался с образом Весенницы - она заведовала весной, могла задерживать весеннюю воду. В этот день делали из соломы коней, которых прикрепляли на коньке крыши.

(4) марта - Герасим Грачевник. В этот день возвращались первые весенние птицы - грачи. Подобранное в этот день на пахоте грачиное перо считалось магическим амулетом и приносило удачу в сельскохозяйственных работах. Перо пеленали в тряпицу, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки.

марта (9 марта) - вторая встреча весны. Пекли из теста 40 фигурок птичек - жаворонков, делали кукол Мартиничек. Ко дню святых великомучеников в деревнях изготавливали глиняные свистульки в виде птичек. Считалось, что свистком отгоняются болезни.

Отсчитав сорок дней перед Пасхой, назначают последний день Масленицы. Русская Масленица стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. Она называлась «честной», «широкой», «веселой», «пьяной», «обжорной», «широкой боярыней», «разорительницей». Масленица была самым веселым, разгульным, праздником на Руси.

Масленицу справляли семь дней. Каждый день имел свое название. Оканчивались гуляния сожжением куклы Масленицы, изготовленной в первый день праздничной недели. Масленичные костры были очень разнообразны. Сжигали просто ворох соломы. Сжигали колесо, одетое на жердь. Сжигали шесты, обмотанные соломой и тряпками. В некоторых местах делали соломенную куклу, одевали ее в женский костюм, ходили с ней по деревне, а в последний день сжигали, разрывали или топили.

В разных районах нашей страны обряды отправлялись по-разному. Например, в центральных областях России куклу Масленицы делали девушки. Наряжали куклу в сарафан. В Сибири кукла Масленицы была мужским образом и носила рубаху и порты. Поступали по-разному с самими куклами в последний день Масленицы. Но в одном есть, несомненно общее - в широком использовании кукол в русских традиционных обрядах.

К Масленичной неделе приурочивались зимние свадьбы. Русская свадьба была интересным, ярким, зрелищным многодневным действием. Оно сопровождалось разнообразной символикой, в которой также участвовали и традиционные куклы.

В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу «Невесту» и куклу «Жениха», чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см из любого дерева, кроме ольхи и осины. Ольха и осина в старинных верованиях связывали с нечистой силой.

У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку. Кукол можно свободно двигать по «руке». С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место кукленку на могучем родительском плече. Сколько детей в семье, столько и куклят на плече свадебной пары кукол. Красовалась неразлучная пара со своим потомством на почетном месте - в красном избы углу под иконами.

Куклой символом украшали свадебный стол, которая называлась - Свадебный гусь. Эта кукла была символом жениха и изготавливалась из соломы в форме гуся.

Традиционным украшением свадебного пира был свадебный пирог. Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты в день венчания. Когда пирог был готов, подруги невесты обильно украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В оформление пирога часто использовались выпеченные человеческие фигурки, символизирующие дружек жениха и подружек невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Рогатина имела глубокое символическое значение.

В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол - мир живых людей, а крона - небеса. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового древа жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.

Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, где становился одним из главных украшений праздничного стола. Куски пирога раздавались родне жениха и невесты, в чем виделось единение породнившихся семей, а середину пирога с «Мировым древом» получали молодые. После свадьбы «Мировое древо» занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами.

Через изучение традиционной народной куклы, можно узнать очень многое о жизни простого народа. Значение многих обрядов сегодня прочно забыто, но в старинных песнях, былинах, народных сказках мы часто встречаем упоминание о них.


2. Кукла в мировой истории


Однажды учитель и воспитатель Александра Македонского - Аристотель подарил своему ученику несколько восковых кукол в закрытом на засов ящике. Передавая ящик ученику, Аристотель строго предупредил, чтобы тот никогда не расставался с ним и не доверял его никому, кроме верного слуги. Он передал также Александру магические слова, которые тот должен произносить, открывая и закрывая ящик с куклами. Фигурки изображали лежащих лицом вниз вражеских солдат, которые направили себе в грудь мечи, опустив вниз копья и луки с порванной тетивой. Аристотель верил, что эти восковые солдаты помогут его ученику побеждать в битвах. Трудно сказать насколько Александру помогли куклы, но за свою жизнь он не проиграл, ни одной битвы.

Подобные куклы довольно часто использовались полководцами. Правда, уже не в магических, а в практических целях подготовки к предстоящим сражениям. Так прусский король Фридрих II с помощью оловянного кукольного войска обучал своих полководцев тактике и стратегии ведения войны. Любил играть куклами-солдатиками и русский император Петр III, и генералиссимус Александр Васильевич Суворов, и император Наполеон. Со временем, не покидая сферу своего обитания - культовый обряд, оставаясь магическим двойником, кукла становилась и произведением декоративно-прикладного искусства. В Древнем Риме, кукол, близких к декоративным, интерьерным называли «ларвами» (лат. Iarva - «скелет»), изготовляли их из дерева, керамики, серебра. Но самыми дорогими римскими куклами оставались фигурки, головы, руки и ноги которых были выточены из слоновой кости. Это куклы-патриции с ослепительно белыми личиками (загар считался уделом рабов). На них были драгоценные украшения, и самые изысканные одежды. Их конечности крепились на шарнирах, благодаря чему, куклам можно было придавать любые позы, играть с ними, создавая своеобразную модель жизни.

И языческие римские «ларвы», и детские куклы из слоновой кости со временем превратились в итальянские крипт-фигуры или «пресепио» (от лат. «ясли», «кормушка»; их называют еще «криппами», «сантонами» - «маленькими святыми») - деревянные и керамические куклы от 40-60 сантиметров с шарнирными сочленениями конечностей и головы. Благодаря точному расчету мастеров, эти куклы замечательно держат любую приданную им позу. С помощью криппов иллюстрировались картины на библейские и евангельские сюжеты.

Кукол расставляли перед алтарем, а священник читал текст из Нового Завета.

Во многих итальянских семьях и сегодня бережно хранятся наборы таких кукол. Они изображают Святое семейство, волхвов; время от времени, домочадцы меняют позы кукол, что сохраняет иллюзию их тайной, независящей от человека жизни. Эта традиция получила дальнейшее развитие и во Франции, где таких кукол называют «крешами» (фр. Crèche - «колыбель»), в Германии и во многих других европейских странах.

Со временем, креши стали изображать не только религиозные, но и светские сюжеты, постепенно превращаясь в домашнюю коллекцию интерьерных декоративных кукол.

В Древнем Риме существовал обычай, в качестве образцов текущей моды, рассылать по многочисленным провинциям небольшие (10-15 см) глиняные фигурки. И женщины, и мужчины каждый раз ожидали новых кукол-пандор, сообщавших о том, что в Риме будут носить в ближайшем сезоне. Роскошно одетые куклы служили законодателями мод в средневековой Франции, в Италии эпохи Возрождения. Ещё во второй половине XVIII - начале XIX века состоятельные дамы стран Западной Европы и Российской Империи, как правило, выписывали подобных кукол из Парижа - столицы мировой моды. Куклы присылались с наборами одежды на ближайший сезон: для дома, для отдыха, светских приемов. Интересно, что по традиции приобретали не по одной, а парами. Одна предназначалась для туалетов «на выход», другая - домашняя. В зависимости от цены, они делались из дерева, папье-маше, гипса, фарфора, воска. Европейские писатели часто размышляли о месте кукол в жизни людей, а их произведения, в свою очередь, становились основой для создания серий оригинальных Пандор. Так писатель-романтик Эрнст Амадей Гофман не раз обращался к теме кукол («Щелкунчик и Мышиный король», «Песочный человек» и др.). Его проза стала для многих источником вдохновения, в том числе и современных кукольных мастеров.

Первая известная авторская кукла была сделана в 1672 году в Англии в количестве 12 экземпляров. В дальнейшем подобные куклы ограниченных тиражей стали таким же предметом коллекционирования, как и штучные куклы, созданные в одном экземпляре.

Идеей создания кукол-автоматов увлеклись люди науки и искусства. Среди авторов уникальных кукол - Сальвадор Дали, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей. Особенную известность приобрели авторские куклы часовщика Жака де Вокансона, которые он показывал в Париже в 1738-1741 годах (ростовой автомат, игравший на флейте 11 мелодий, причем весьма точно воспроизводивший движение губ и пальцев человека. А швейцарский мастер Пьер Жак-Дро и его сын Анри-Луи в 1770-1774 годах создали механического писца - куклу с лицом ребенка, которая сидела за столом перед чистым листом бумаги, макала гусиное перо в чернильницу и чётким, красивым почерком выводила на бумаге фразу за фразой.

Анри-Луи Жак-Дро, желая превзойти отца, придумал уникальную куклу андроида-женщину, величиной более метра. Она исполняла на отдельно стоящем органе сложнейшее музыкальное произведения, при этом ее пальцы виртуозно и точно следили за партитурой. Исполняя очередное произведение, органистка «дышала», а конце выступления кланялась в ответ на аплодисменты публики. Отец и сын Жак-Дро изобрели также куклу-художника, которая могла писать картины .

Во второй половине XIX века в Англии появилась мода на восковые и портретные куклы. Одной из самых известных русских восковых портретных кукол стала «Восковая персона» - механическая кукла-автомат, заказанная императрицей Екатериной I в память о Петре I. Кукла сидела на возвышении в мемориальном Императорском кабинете Зимнего дворца, откинувшись на спинку кресла, и широко раскрытыми глазами. Но когда кто-либо осмеливался подойти к ней ближе, чем это было положено, она неожиданно вставала и поворачивалась к нарушителю покоя, повергая его в ужас.

Куклу вылепил из воска с алебастровой посмертной маски художник и архитектор Карло Бартоломео Растрелли. Туловище «восковой персоны» было выточено из дерева, руки и ноги крепились на шарнирах.

В XIX веке с раскрытием секрета китайского фарфора (математик и физик Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз из Саксонии) стали изготавливать куклы из этого материала. Первые экземпляры фарфоровых кукол предназначались для королевских дворов, а 1814 году когда зоннебергский формовщик Фридрих Мюллер придумал свой рецепт папье-маше (от фр. Papier-mache - «жеваная бумага») - смесь бумажной массы и каолина, Германия стала ведущей страной-производителем таких кукол и оставалась ею до «виниловой революции». Большинство из этих уникальных авторских кукол дошли до нашего времени и стали гордостью музейных и частных коллекций.

Не было ни одной страны или цивилизации, которая не оставила бы нам данных о наличии в человеческом обиходе кукол.

Куклы - общечеловеческий язык, доступный всем. Они дают возможность понимать без слов сложнейшие секреты мироздания.


3. Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании


Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Кукла олицетворяет собой образ товарища, друга, с которым наступает «уединение вдвоем», посредника в общении, а в старшем возрасте становится символом детства, любви, привязанности.

Для современного ребенка кукла - это некий символичный партнер для игры, объект эмоционального общения. Ребенок учится проявлять заботу, сопереживать во всех кукольных перипетиях, которые сам создает в воображении на основе своих чувств и опыта.

В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь эмоционально затрагивают ребенка. Кукла является своеобразным представителем человека в игре, которого, по мысли ребенка, надо беречь. Функции опекающего дети чаще всего выполняют в играх, в которых роль детей принадлежит кукле.

Такие взаимоотношения с куклой дают ребенку возможность «воспитывать» себя и тем самым передавать свои знания, активизировать их, учится аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств.

Кукла - самая древняя из всех игрушек - появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции.

Игра - это независимая, самостоятельная деятельность ребенка, в которой он может реализовать свои желания и интересы. Сюжетно-ролевая игра находится в центре жизни дошкольника, она обучает и воспитывает его, способствует формированию нравственных качеств. В игре дети отражают поступки людей и их отношения. На протяжении всего дошкольного детства ребята играют в «семью». В этой игре отражаются нравственные чувства и опыт общения ребенка с родителями, близкими людьми, окружающими взрослыми и сверстниками. Именно в такой игре ребенок усваивает те качества личности, которые характерны добрым людям. Игра в «семью» позволяет дошкольнику встать на место родителей, тем самым примерить их роль на себя. Наиболее ценны для формирования нравственных чувств сюжеты отражающие типичные бытовые явлении, повседневный уход за маленьким ребенком и воспитание его в семье, забота о маме и других членах семьи, семейные традиции, праздники, культурный отдых дома.

Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнером по общению в игре. Через игры с куклами дети ходят в жизнь полноправными членами общества. Кукла является посредником между взрослыми и ребенком, т. к. позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением. Она может выступать в качестве заместителя друга, который все понимает и не помнит зла. Потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия.


Заключение


Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, мы понимаем, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук. Она была игрушкой, оберегом, символом обрядовых действий. Многие национальные традиции наших предков забыты.

С помощью моей работы я попытался показать необходимость переосмысления значимости куклы как социального феномена. Надеюсь, моя работа наглядно показала, насколько важную роль играют куклы в жизни не только ребенка, но и взрослого.


Литература

кукла русский свадебный картина

1. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские Обряды и традиции. Народная Кукла». - СПб. «Паритет», 2005. - 240 с. Стр. 78-83

Левкиевская Е «Мифы русского народа»; М; Астрель, АСТ 2002 г. Стр. 39-42

.«Прекрасное своими руками». - Москва, Детская литература, 1987 г. Стр. 29-36

4.Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. - Москва, ООО Фирма «Издательство ACT», 1999 г. Стр. 103-105

.«Российский Этнографический музей - детям», методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербург, «Детство - ПРЕС» 2001 г. стр. 122-129.

.Журнал «Народное творчество» №3, 2003 г. «Кукла «на выхвалку» Нина Осипова, стр. 29-31.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Введение

Мир куклы - это своеобразная мастерская, где, подобно «от кутюр» в моде, создаются самые необычные и удивительные образы, питающие идеями безграничное кукольное богатство. Творческие поиски мастеров сосредоточены вокруг главной идеи в искусстве куклы - идея подобия человеку. Должна ли кукла быть нашей копией, или, напротив, в её природе заложена способность делать то, на что человек не способен?

В своей 30-тысячелетней истории (а именно так определяют возраст куклы многие исследователи), кукла, как детская игрушка фигурирует меньше всего. Куклы были идолами, манекенами, украшением интерьеров, философской моделью. Потенциал куклы огромен, и современным художникам-кукольникам еще предстоит раскрыть новые грани и возможности этой темы.

Кукла появляется из воображения и по воле своего создателя - человека. Она обретает жизнь, вбирая в себя самобытность и особенные черты сделавшего ее народа. Она является одной из главных ценностей народной культуры. На сегодняшний день в современном обществе, к сожалению, утеряна связь поколений и многие традиции, поэтому изготовлением куклы занимаются единичные энтузиасты.

Самые вдохновенные образцы кукол создаются детьми. Можно сказать, что кукла посредник между мирами взрослых и детей. Это единственная роль куклы неизменная на протяжении истории существования человечества. Игра с куклой помогает детям познавать мир взрослых, а для взрослого человека это возможность соприкоснуться с миром детства. Современные магазины предлагают нескончаемое многообразие кукольной продукции. По статистике большую треть приобретений в магазинах игрушек взрослые совершают для себя. Взрослые используют куклы для украшения интерьера, собирают коллекции. Также они используются в некоторых направлениях психотерапии. То есть, в сегодняшнем мире кукла выполняет свои значимые для гармоничного существования человека функции. Но часто, самой любимой куклой становится та, которая создана своими руками. Не смотря, на ее кажущееся несовершенство, отсутствие симметрии или идеально выполненного лица, в ней есть что-то такое, от чего теплеет на сердце и чувствуется то, что можно назвать душой.

Роль обрядовой, традиционной куклы в жизни русского народа

Кукла - игрушка-человек - имеет особое значение в традиции народа, где сохраняются представления о женщине-прародительнице всего живого. Во внешнем облике женских персонажей разных народов четко выявлены грудь, широкие бедра. Часто изображение женщин с младенцем на руках, как символы плодородия, чадородия и материнства - главнейших природных и социальных миссий женщины. Еще до рождения ребенка женщины мастерили, одаривали куклами - берегинями, роженицами, глубоко веруя, что те охранят дитя. Архаическое отношение к кукле - помощнице и защитнице запечатлено в сказках.

По-японски кукла - «нинте», что так и переводится - «образ человека». Пожалуй, точнее не скажешь. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства пирамид до наших дней. В древнем мире кукла была изображением Бога, «дублером» человека в ритуале жертвоприношения, потом оберегом. И даже когда она стала игрушкой, долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Именно узнаваемость человеческих черт - ценность традиционной народной куклы. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно - выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т.д.

Следует отметить, что в старину «кукольная жизнь» была намного богаче сюжетами. В играх крестьянских девочек куклы не просто «ели» и «спали», они «ходили в гости», «справляли свадьбы», «нянчили детей» и в свой черед «умирали». На куклиных свадьбах плясали и пели песни, на похоронах - плакали. Правдивое воспроизведение в игре соответствующих обрядов требовало большого количества «участников» - кукол, за которыми закреплялись определенные роли. Так, например, чтобы по всем правилам «сыграть свадьбу», в кукольном наборе необходимо было иметь помимо главных фигур - «жениха» и «невесты» - всю их родню, и в первую очередь «тещу», «тестя», «свекровь», «свекра», а также «дружку» (товарища жениха), «подруг невесты» и, конечно, «сваху» - непременную участницу старинного свадебного ритуала. Подобные персонажи, равно как и сами игровые сюжеты, бытовали преимущественно в деревнях, что называется, в народной глубинке, в отличии от крупных сел и городов, где исконную русскую традицию рано стали теснить привнесенные европейские вкусы и стандарты.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать.

Функциональное использование куклы не исчерпывалось лишь игровыми действиями. В традиционной культуре она нередко выступает в роли предмета, наделенного сакральными свойствами, и, согласно древним поверьям, способна в зависимости от сил, ею управляющих, творить добро или зло. В первом случае куклу (уже не игрушку) можно назвать оберегом, так как ее основным предназначением становиться охрана, защита владельца от черной магии. Чтобы отделить кукол обрядовых, изготовленных для проведения различных магических действ от игровых, последним намеренно не изображали черты лица. Безликость куклы - отголосок анимистических верований - порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом.

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью - накликает всяческие напасти и беду. Поэтому при изготовлении обрядовых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. В отличии от травы или соломы, ткань довольно прочна. Вещи из льняного холста хранятся буквально веками. Это свойство материала обеспечивало тряпичным куклам «долгую жизнь», что в старину считалось очень важным, ведь тогда было в обычае передавать их по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия. Их хранили в семьях, передавая из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Стоит ли удивляться тому, что, бывало, молодухи после свадьбы приносили с собой в дом мужа целые корзины такого добра и продолжали играть с куклами вплоть до рождения первенца.

А пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка и старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. Когда малышке исполнялось пять лет, и наступала пора самой сооружать кукол, тогда бабушка доставала из заветного сундука волшебных кукол, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма и рукоделий, дабы не засидеться - заиграться с детишками малолетками и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами, слушали, что скажут. Похвалят какую девчушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мала еще - угостят, приласкают. Если уже возраст подошел (12 скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием - показать себя.

В некоторых местностях куклы эти даже имели свое название. Первая кукла - «простоволосая». Вторая - «кукла с косой». Третья - «молодуха». Четвертая - «кукла нарядная» или «на выхвалку», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

В каждой местности были свои способы изготовления кукол. Самых простых кукол делали в Полтавской, Киевской и Черкасской областях. Брали кусок белой ткани, клали посерединке комок ваты и перетягивали суровой ниткой - голова куклы готова. Осталось надеть на нее платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вот и вся кукла.

Очень похожа на куклу - закрутку - вепсская кукла. Она отличается от закрутки ярко выраженной социальной и половой принадлежностью - это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из нее же надергивают нити для путанки и связывания деталей куклы. У этой куклы обязательно есть фартук с поясом и платок на голове. По языческим поверьям запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол вместо лица можно увидеть узор в виде креста, ромба или квадрата.

Еще одна из самых простых кукол - это кукла - пеленашка. Такую куклу подкладывали молодоженам. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла как будто повторяла таинство рождения. Кукла - пеленашка сопровождала и детские игры. Различные действия с куклой, предполагающие общение, диалог, стимулируют, в частности, развитие речевых навыков, а многократное обыгрывание знакомых ребенку ситуаций («кормление куклы», «кукла заболела», «пора спать») - простой и естественный путь закрепления приобретенного опыта.

В различных областях существовали свои обряды рождения и свои куклы. Например, в Орловской и Костромской губерниях до середины 19 века существовал обряд «кувады», в котором отвадилась активная роль мужчине, отцу ребенка. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические действия. К концу 19 века истоки обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Они вывешивались над колыбелью младенца после крещения, оберегая его от злых духов.

С таинством рождения и воспитания ребенка связана еще одна очень простая в изготовлении кукла - бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу - оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница - бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куклой.

Такая кукла - бессонница оставалась в доме навсегда.

В Старооскольском крае «для защиты от нечистой силы, сглаза, порчи беременная женщина всегда должна была иметь при себе предметы - обереги. Это, говорят старожилы, - красные шерстяные нитки, ленты, лоскуты, которые она обвязывала вокруг пальца, руки, шеи или пояса».

Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники. Они были разнообразны и многочисленны и подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. К таким куклам относятся «Коляда» - названная по имени одного из древних славянских божеств, которая украшала красный угол избы в Рождественский сочельник.

14 (1) марта - день святой Евдокии в народе ассоциировался с образом Весенницы - она заведовала весной, могла задерживать весеннюю воду. В этот день делали из соломы коней, которых прикрепляли на коньке крыши.

17 (4) марта - Герасим Грачевник. В этот день возвращались первые весенние птицы - грачи. Подобранное в этот день на пахоте грачиное перо считалось магическим амулетом и приносило удачу в сельскохозяйственных работах. Перо пеленали в тряпицу, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки.

22 марта (9 марта) - вторая встреча весны. Пекли из теста 40 фигурок птичек - жаворонков, делали кукол Мартиничек. Ко дню святых великомучеников в деревнях изготавливали глиняные свистульки в виде птичек. Считалось, что свистком отгоняются болезни.

Отсчитав сорок дней перед Пасхой, назначают последний день Масленицы. Русская Масленица стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. Она называлась «честной», «широкой», «веселой», «пьяной», «обжорной», «широкой боярыней», «разорительницей». Масленица была самым веселым, разгульным, праздником на Руси.

Масленицу справляли семь дней. Каждый день имел свое название. Оканчивались гуляния сожжением куклы Масленицы, изготовленной в первый день праздничной недели. Масленичные костры были очень разнообразны. Сжигали просто ворох соломы. Сжигали колесо, одетое на жердь. Сжигали шесты, обмотанные соломой и тряпками. В некоторых местах делали соломенную куклу, одевали ее в женский костюм, ходили с ней по деревне, а в последний день сжигали, разрывали или топили.

В разных районах нашей страны обряды отправлялись по-разному. Например, в центральных областях России куклу Масленицы делали девушки. Наряжали куклу в сарафан. В Сибири кукла Масленицы была мужским образом и носила рубаху и порты. Поступали по-разному с самими куклами в последний день Масленицы. Но в одном есть, несомненно общее - в широком использовании кукол в русских традиционных обрядах.

К Масленичной неделе приурочивались зимние свадьбы. Русская свадьба была интересным, ярким, зрелищным многодневным действием. Оно сопровождалось разнообразной символикой, в которой также участвовали и традиционные куклы.

В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу «Невесту» и куклу «Жениха», чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см из любого дерева, кроме ольхи и осины. Ольха и осина в старинных верованиях связывали с нечистой силой.

У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку. Кукол можно свободно двигать по «руке». С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место кукленку на могучем родительском плече. Сколько детей в семье, столько и куклят на плече свадебной пары кукол. Красовалась неразлучная пара со своим потомством на почетном месте - в красном избы углу под иконами.

Куклой символом украшали свадебный стол, которая называлась - Свадебный гусь. Эта кукла была символом жениха и изготавливалась из соломы в форме гуся.

Традиционным украшением свадебного пира был свадебный пирог. Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты в день венчания. Когда пирог был готов, подруги невесты обильно украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В оформление пирога часто использовались выпеченные человеческие фигурки, символизирующие дружек жениха и подружек невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Рогатина имела глубокое символическое значение.

В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол - мир живых людей, а крона - небеса. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового древа жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.

Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, где становился одним из главных украшений праздничного стола. Куски пирога раздавались родне жениха и невесты, в чем виделось единение породнившихся семей, а середину пирога с «Мировым древом» получали молодые. После свадьбы «Мировое древо» занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами.

Через изучение традиционной народной куклы, можно узнать очень многое о жизни простого народа. Значение многих обрядов сегодня прочно забыто, но в старинных песнях, былинах, народных сказках мы часто встречаем упоминание о них.