Камнетерапия в работе с детьми и подростками

Stone therapy work with children and adolescents

*Столярова С. С., **Назметдинова И. С.

*ГБОУ СОШ № 000 г. Москва,
**Астраханский государственный университет, Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки, г. Астрахань
Россия

*Stolyarova S., **Nazmetdinova I.

*Secondary school № 000 Moscow,
**The Astrakhan state university, Astrakhan institute of in-plant training and retraining, Astrakhan
Russia

Игры с камушками можно широко использовать в целях оказания психологической помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в коммуникации, при психокоррекции и психопрофилактике конфликтности, замкнутости, тревожности и для оптимизации психического развития.

Games with pebbles it is possible widely to use for providing of psychological help children and teenagers, to experiencing difficulty in communication, at a psychocorrection and psychoprophylaxis of conflict, reserve, to the anxiety and for optimization of psychical development.

В магические свойства камней люди верили и верят и в наши дни. Камнетерапию можно широко использовать в целях оказания психологической помощи как взрослым, так и детям, подросткам в индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

В работе с детьми и подростками можно использовать камушки, с которыми дети, так и подростки с большим удовольствием работают. Перебирая их в руках, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах. Детям, да и некоторым подросткам, трудно осознать свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Поэтому методы артерапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую и каменную фигурку, игру, так удивительно подходят для работы с детьми.


Считаем, что игры с камушками можно широко использовать в целях оказания психологической помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в коммуникативных навыках, в психокоррекции и психопрофилактике конфликтности, замкнутости, тревожности, и для оптимизации психического развития в детском и подростковом возрасте.

Камни, камушки используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка и подростка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Работа с камушками предоставляет пространство для творчества и проведения исследования.

Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3-5 человек, если возраст детей от 3 до 9 лет) или индивидуально. В группе подростков количество можно увеличить. Охотно с камушками работают и взрослые.

Показания для применения игр с камушками:

− трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей и подростков;

− психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;

− невротические и эмоциональные расстройства;

− кризисные состояния;

− развитие собственного представления о себе;

− оптимизация психического развития в детском возрасте.

Игры-упражнения для работы с детьми и подростками:

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

«Разложи камушки». Необходимое время: минут.

Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности , связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.

Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, пластиковые бутылочки с разными горлышками от минеральной воды, йогуртов, кефиров, пенок-шампуней.

Процедура: Каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабляющей атмосферы.

Инструкция: Выберите камушки самые красивые с вашей точки зрения. Рассмотрите их и скажите, чем они вам понравились. Разделите камушки на кучки, какие кучки у вас получились. Разложите камушки дорожками. Сделайте так, чтобы одна дорожка была больше другой, одинакового размера. Разложите камушки в следующем порядке:

− один большой, за ним 2 маленьких;

− один серый, три беленьких впереди и т. д.

Разложите камушки в виде известных вам геометрических фигур. Разложи камушки по бутылочкам. Создай из камушек свой рисунок (солнце, дом, дерево, забор, кот, человечка и т. д.), разложив их на столе.

Нарисуйте на камушках разные картинки акриловыми красками (они не токсичны) или маркерами. Это могут быть любые предметы, игрушки, растения, птицы, животные или сказочные персонажи. С готовыми камушками можно придумать истории.

«Каменная картина» . Необходимое время: минут.

Цель: развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки.

Инструкция: Выберите понравившуюся вам картинку животного, вырежете ее и приклейте на картон. На картон с помощью пластилина наклейте камушки, украсив тем самым выбранную картинку. Для младших школьников и старше можно предложить самим придумать картину.

«Волшебный камень» . Необходимое время: 30-40 минут.

Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность и страхов.

Инструкция: Выбрать камушек и придумать историю этого камушка. Представьте, что камушек ожил и рассказывает историю своей жизни. О чем он может рассказать? Попробуйте придумать историю камушка.

Для подростков и взрослых

«Этот камушек похож на меня, потому что» Необходимое время: 40-60.

Цель: раскрытие собственных ценностей, развитие самопонимания, оптимизация психического развития в подростковом возрасте.

Инструкция: Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вас. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями.

«Моя семья» . Необходимое время: минут.

Цель: диагностика семейных взаимоотношений , раскрытие ценностей, оптимизация психического развития в подростковом возрасте.

Инструкция: Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам членов вашей семьи. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями.

Мы предложили только несколько игр-упражнений для работы с детьми, подростками и взрослыми, но их может быть намного больше, и эта тема требует подробного изучения.

Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста. Литотерапия.

В настоящее время для нас, педагогов и психологов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с проблемами поведения, а также личностного развития. В нашем саду из 60 обследованных детей 9,3 % имеют выраженную агрессивность, у 23,1 % детей высокий уровень тревожности, наличие страхов отмечается у 21 % из обследованных детей. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. Не остался в стороне и наш детский сад. О литотерапии в психологической практике, в том числе и о применении методов литотерапии в детских садах какой-либо информации в педагогической и психологической литературе я не нашла. Стала изучать данное направление более глубоко, изучать и применять литотерапию в собственной практике. В средние века философия считала, что камни соединяют мир Вселенной (макрокосмом) с миром души и тела человека (микрокосмом). Каждый камень в представлении астролога был в подчинении одному из небесных тел и, получая от него космическую энергию, мог оказывать прямое воздействие на человека, врачуя его организм и помогая в делах. Современная наука это отрицает. Однако учеными было установлено, что камни могут оказывать значительное эмоциональное и даже физическое воздействие на человека благодаря физическим характеристикам - природному цвету и форме, а также в связи с придаваемой им общественной нагрузкой - ценностью в обществе, популярностью и узнаваемостью (камни эстетически красивы). Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику человека: созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания - эти исследования давно проводятся в США. Большинство магических и лечебных свойств камней основано в первую очередь на явлениях самовнушаемости, внушаемости, коллективного осознания сложившихся веками традиций и эффектах плацебо. Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается лишь контактное (массаж), а порой и бесконтактное воздействие минералов на организм человека - медитация. Поэтому в моей практике камни лишь вспомогательные предметы, вокруг которых все строится. Камни - разноцветные, поэтому упражнения с ними можно использовать совместно с цветотерапией, как более изученным в психологии направлением (например, «Цветовой игротренинг» Погосовой Н. М.). Кроме того, с 2011 году совместно с кафедрой стоматологии детского возраста, ЛОР болезней и физиотерапии в нашем саду внедряется программа оздоровления детей по теме «Влияние функциональных нарушений ЛОР органов и патологий челюстно-лицевой области на психоэмоциональное и физическое развитие ребенка». Чтобы работать в направлении ДОУ, я в свою практику литотерапии включила упражнения дыхательной гимнастики. А без сказки нет общения с детьми! Сказкотерапия - помощник всех специалистов, работающих с детками. В результате появилась рабочая программа под названием «Самоцветы», направленная на снятие у детей эмоциональных проблем. Рабочая программа состоит из занятий. Каждое занятие строится вокруг одного определенного цвета.

Примеры упражнений, включенных в программу. - Разноцветные камешки (литотерапия - внимание, тактильное восприятие, дыхательные упражнения) - Посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Какие цвета вы здесь видите? Молодцы. Возьмите по камешку себе. Упражнения на развитие речи и познавательных процессов - Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый или холодный), посмотрите, какой у него размер (большой или маленький), блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотрим на свет?). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук? (работа по всем трем каналам восприятия: зрение - визуальное, слух - аудиальное, ощущение - кинестетическое). - Волшебное превращение (воображение). Еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко...) а теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные ребята попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия. Кто у нас самый фантазер? - Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой! Отлично! (развитие внимания). Упражнения дыхательной гимнастики - Положите камешек на одну ладошку прямо перед собой, а вторая ладошка пустая (упражнение «Ладошки» из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой). Покажите мне свои ладошки! Начинаем делать шумные, короткие и ритмичные (соблюдение всех трех условий обязательно!) вдохи носом, одновременно, сжимая ладони в кулаки (прячем камешек), т. е. производим «хватательные» движения.

Положите камешек на пол прямо перед собой (упражнение «Насос» из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой). Основное исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон, т. е. потянитесь руками к полу, не касаясь его, и одновременно сделайте короткий и шумный вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен закончиться вместе с поклоном. Затем слегка приподнимитесь (не выпрямляясь!), и снова поклон и короткий шумный вдох «с пола». Выдох надо делать после каждого вдоха самостоятельно, не напрягаясь (т. е. пассивно), через рот, не открывая его широко. - Согрейте его теплом своего дыхания, подуйте на него длительно и плавно... Вдох делаем носом, а выдох - ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик. - Теперь подуем на ладони, охладим их, сдуем следы от камешков. Дуем длительно и плавно, щечки не раздуваем. Повторяется несколько раз. Упражнения на снятие мышечного напряжения Все упражнения повторяются 3–4раза. - Поиграем с камешками в прятки? (снятие мышечного напряжения) Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони. - Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен стать камешком и т. д. - Упражнение «Мышечный зажим». Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, «зажим». Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться. Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Наталья Арепьева

Литотерапия -терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

Авантюрин

Помогает бороться с аллергическими дерматитами и выпадением волос. Изделия из авантюрина снижают давление, лечат бронхиты и простуды, применяются при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и болезнях кровообращения.

Есть указания, что авантюрин помогает при вялотекущих хронических заболеваниях, он ускоряет заживление ран и сводит бородавки. В индийской йоге зеленый авантюрин использовался для стимуляции сердечной чакры, для укрепления зрения и развития интеллекта

Уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума.

Помогает при длительном затяжном кашле и болезнях горла. Снимет судороги, помогает бороться со страхами, защищает от инфекций и желудочных болезней.

Голубой агат оказывает положительной действие на щитовидную железу, желтый - лечит органы дыхания и пищеварения, в частности печень и желчные пути. Красный агат положительно влияет на сосудистую систему, помогает справляться с эндокринными расстройствами и вирусными заболеваниями.

Аквамарин

Индийские йоги традиционно считают, что этот камень является одним из важнейших стимуляторов горловой чакры. Она же, в свою очередь, связана со щитовидной железой и поэтому опосредованно управляет эмоциями человека. Снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.

Аквамарины укрепляют защитные имунные силы организма, помогают при различных заболеваниях кожи и легких, снимают зубную боль. Считается также, что аквамарины благотворно влияют на работу желудка и печени. Верят, что украшения с аквамаринами помогают справиться с морской болезнью.


Созерцание аметистов снимает нервное раздражение, вызывает успокоение и поэтому хорошо при борьбе с бессонницей. Вода, в которой лежали аметисты, полезна для восстановления мозгового кровообращения. В прошлом считалось, что аметист способен защитить своего владельца от заразы. Полагают также, что украшения из аметиста следует регулярно очищать, снимая с них негативную энергию. Снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.

Считается, что бериллы помогают при боли в спине, простуде и насморке. Берилл также способен гармонизировать протекание метаболических реакций.

Бирюза укрепляет зрение, избавляет от бессонницы и ночных кошмаров, облегчает головные боли. В индийской литотерапии бирюза считается важнейшим стимулятором горловой чакры. Поэтому этот минерал положительно влияет на голосовые связки и щитовидную железу. Монгольские ламы считали, что бирюза является индикатором здоровья человека : её цвет меняется вместе с состоянием владельца. Тускнеющий или зеленеющий камень может послужить первым сигналом о начинающемся заболевании. Считается также, что цвет бирюзы может восстановиться, если её носит абсолютно здоровый человек с сильной аурой. Уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.

В литотерапии гагат используется в виде шаров для массажа, амулетов, бус а также в виде пластин для снятия с ладони отрицательной энергии. В старину верили, что гагаты могут предотвращать судороги. Считается, что гагаты помогают при подагре и для снятия судорог. Говорят, что приложенный к почкам гагат повышает артериальное давление. Есть мнение, что гагат спасает от отравлений и болезней желудка.

В старину считалось, что украшения из гематита помогают останавливать кровь и заживлять раны. И в наши дни некоторые люди считают, что гематиты обладают восприимчивой энергией "Инь", "очищают" кровь, помогают при заболеваниях крови и благотворно действуют на почки, печень и селезенку. Не случайно одно из названий гематита - "железная почка".

В восточной литотерапии амулеты из гематита использовали для лечения нарывов, борьбы с закупоркой кровеносных сосудов, для остановки кровотечений. Считается, что гематит благотворно сказывается на кроветворении, может помочь при мочевых и гормональных расстройствах, препятствует заболеваниям крови.

Горный хрусталь

Ещё в Древнем Тибете, Монголии и Китае врачи умели прижигать раны с помощью солнечных лучей, пропущенных через шары из горного хрусталя. Современные литотерапевты считают , что природный хрусталь стабилизирует духовные и физические силы человека. Кристаллы горного хрусталя способствуют хорошей работе спинного и головного мозга, помогают при ишемической болезни, варикозном расширении вен и респираторных заболеваниях.

С помощью кристаллов горного хрусталя можно снять головную боль и справиться со стрессом. Считается, что они помогают сбить температуру. Любопытно, что ещё Древнем Риме патрицианки носили в жару для охлаждения в руках небольшие шары из горного хрусталя.

Гранаты положительно влияют на пищеварение, дыхание, кровообращение и имунную систему. Верят, что гранатовые ожерелья помогают при высокой температуре, воспалении горла и длительных головных болях.

Гранаты желтого или коричневого цвета полезны при заболеваниях кожи, пищеварения, при запорах и аллергии.

О лечебном действии жемчуга упоминается в знаменитом "Каноне" Авиценны и в трудах древних арабских медиков. Существует мнение, что изделия из жемчуга помогают при заболеваниях почек, печени, пищеварительной системы и благотворно влияют на организм человека при гипертонии. Не случайно в знаменитом памятнике тибетской медицины "Чжуд-ши" указывается, что жемчуг помогает при нервных расстройствах, потере памяти и нервной слабости.

В лекарственных целях используется также "жемчужная вода", в которой в течение ночи лежало несколько жемчужин. Утром такую воду можно пить. Считается, что она помогает при кровотечениях десен, полезна при лечении конъюктивита, способна благотворно влиять при заболеваниях печени и при желчекаменной болезни. Жемчужная вода обладает противовоспалительным, антимикробным и кровевосстанавливающим эффектами. В Китае даосы считали жемчуг застывшим женским началом Инь, эликсиром молодости, продлевающим жизнь. До сих пор в Монголии и Китае верят, что в жемчуге заключена чудодейственная целительная сила, помогающая при лечении катаракты и других болезней глаз.

Считается, что жемчуг, теряющий свой изначальный блеск, сообщает о возможной болезни своего хозяина. К тому же изменение спектра химических веществ, выделяемых кожей, на которые и может реагировать жемчуг, действительно является индикатором некоторых болезней.

Иное название змеевика - серпентин. В старину существовало поверье - благодаря своей "змеиной окраске серпентин способен служить эффективным противоядием. Поэтому этот минерал был известен также как "аптекарский камень".

Современные литотерапевты считают , что змеевик помогает при головной боли, он способен пробудить от летаргии и ускоряет сращивание костей.

Изумрудам издавна приписывались определенные врачующие свойства. Литотерапевты утверждают , что изумруды помогают при бессоннице и отгоняют дурные сны. Изумруды снижают температуру, помогают лечить воспаления, борются с инфекциями, полезны при болезнях мочевого пузыря и мочевыводящих путей. Изумруд лечит диабет и ожоги, боли в сердце, снижает кровяное давление и помогает лечению псориаза. В старину изумруды служили даже средством от укусов змей скорпионов. Не удивительно, что благодаря своему насыщенному зеленому цвету изумруды слывут признанными лекарями глазных болезней.

Знатоки камней утверждают, что аметистовый кварц может отгонять тоску. Современные литотерапевты рекомендуют настаивать воду на кварце. Считается, что такая вода оказывает на организм человека целительное и стимулирующее действие. Не удивительно, что это так. Ведь в природе животворная вода родников тоже нередко проходит через пласты кварца.

Кораллы активизируют обмен веществ, благотворно влияют на кровообращение и сердечно-сосудистую систему, улучшают память. Существует поверье, что кораллы лечат нарывы и язвы, в том числе и внутренние. Считалось, что коралл на указательном пальце правой руки очищает кровь, а коралловое ожерелье на шее предохранит от ангины, скарлатины и избавит от нервного тика.

Согласно "Аюверде", красный коралл включает в себя элементы воды, земли и огня. Его действие распространяется на энергию, управляющую обменом веществ, температурой тела, состоянием кожи и пищеварением. Коралл нейтрализует негативные состояния - гнев, зависть. Он полезен при заболевании щитовидной железы, помогает при астме и обладает противозачаточными свойствами.

В Японии порошок из белых кораллов применяется для ускорения заживления переломов костей, в зубном протезировании. В Португалии коралловые бусы считаются верным средством от головной боли, в Англии - от болезней горла. В российской литотерапии кораллы также применяются для лечения заболеваний горла и сердечно-сосудистой системы, они помогают при депрессиях и психоневрозах, избавляют от тиков.

Кошачий глаз

Считается, что украшения с кошачьим глазом помогают при бронхиальной астме, анемии и приступах ревматизма, способны ослабить боли в суставах.

Говорят, что бусы из "кошачьего глаза" способствуют борьбе с заболеваниями горла : ларингитом, трахеитом и бронхитом. Специалисты рекомендуют носить украшения с "кошачьими глазами" после переломов для скорейшего образования костной мозоли.

Уже в Древней Индии лазурит использовали не только для изготовления священных атрибутов, но и в лечебных целях. В "Аюверде" сказано, что этот "небесный" камень укрепляет физическое тело, ум и сознание. Лазурит рекомендуется как для стимуляции всего организма, так и для лечения глазных заболеваний в частности. В последнем случае используется вода, в которую на некоторое время был опущен этот камень. В старину верили, что браслет из лазурита способен защитить ребенка от самых разных болезней.

Украшения с лазуритом помогают при мигренях, нервных заболеваниях, астме и радикулите. Они способны снизить артериальное давление и сбить высокую температуру при различных заболеваниях. Лазуриты используются при лечении воспалений и для укрепления сна.

Лунный камень

Считается, что украшения из лунного камня благотворно воздействуют на почки, мочевой пузырь и мочевыводящие каналы, они помогают при отеках и водянке.

Литотерапевты пишут , что лунный камень предохраняет от эпилепсии и других нервных припадков.

У многих народов малахит считается "камнем здоровья", оберегом от различных напастей. Тексты индийской "Аюверды" советуют накладывать малахит на сердечную чакру и "заблокированные" участки тела для того, чтобы "растворить энергетические пробки" и открыть каналы для прохождения потоков биоэнергии. Наиболее полезными считались при этом малахиты светлых оттенков.

Положенный на область солнечного сплетения малахит снимает эмоционально напряжение, создает баланс энергии между сердечной и пупковой чакрами. Малахит способен поглощать негативную энергию, создавать в организме человека физическую и эмоциональную гармонию.

В современной литотерапии малахит применяется при болезнях сердца, поджелудочной железы и селезенки. Он активизирует регенерацию, положительно влияет на гипофиз и эпифиз. По мнению некоторых американских целителей, малахит является хорошим противорадиационным средством. Специалисты литотерапии рекомендуют применять его при болезнях поджелудочной железы и селезенки. Украшения из малахита способствуют регенерации тканей и благотворно влияют на нервную систему

Литотерапевты утверждают , что нефрит обладает проективной энергией Ян. Издавна в Китае толченый нефрит добавлялся в "эликсир бессмертия" - напиток для сохранения молодости и здоровья. Благодаря большой теплоемкости, кусок нефрита, приложенный к животу, действует, как утоляющая боль грелка.

Обсидиан

Обсидиан почитали как камень-очиститель, помогающий бороться с различными негативными явлениями на уровне физического тела. Обсидиан может рассасывать "энергитические пробки". По рекомендации известного литотерапивте Катрин Рафаэль для энергетической зарядки тела обсидиан кладут на область паха или на пупок. Кусочки обсидиана, расположенные вдоль центральной линии тела, способствуют выравниванию энергетики меридианов. Полезно, по её мнению, помещать рядом с обсидианом небольшие кристаллы горного хрусталя; последние помогают бороться с психическими и эмоциональными "блоками". Считается, что четки, бусы и подвески из обсидиана положительно влияют на желудок, а также стимулируют работу почек, стабилизируют давление крови и укрепляют иммунитет.

Оникс применяется при заболеваниях нервной системы и депрессиях. Верят, что он снимает стрессы, облегчает боль, способствуя эмоциональному равновесию и самоконтролю. Изделия из оникса обостряют слух, омолаживают и укрепляют память. Литотерапевты советуют прикладывать полосатые ониксы к воспалившимся местам.

В "Аюверде" сказано, что опал содержит три элемента : воду, огонь и жар и может быть полезен как лекарь для людей. Индусы верили, что опалы помогают росту детей. В XVII веке Боэций де Боот - придворный врач богемского императора Рудольфа - писал что опал "успокаивает нервы, помогает при болезнях сердца, меланхолии, обмороках, сохраняет от бурных страстей, раздражений, возвращает остроту зрения и блеск глазам". В Индии верили, что опал способствует общению между людьми и налаживанию дружеских отношений. Существовало мнение, что опалы теряют свой блеск, предвещая болезнь своего владельца.

Современные литотерапевты считают , что опалы развивают интуицию и благотворно влияют на нервную систему, гипофиз, эпифиз. Считается, что опалы гармонизируют все функции организма и защищают его от инфекционных заболеваний.

Рубину в древности предписывали сверхестественные свойства, в том числе и способность предохранять от тяжелых заболеваний и давать организму энергетическую подпитку. Считалось, что рубины врачуют сердце, мозг, улучшают силу и память человека. В старинной русской книге, посвященной драгоценным камням, о рубине было сказано, что этот камень "тело человечье во здравие ото всяких болезней устрояет". Приписывали рубинам и антитоксические свойства; эти камни якобы спасали владельцев от различных ядов.

Современные литотерапевты отводят этому камню большую роль в исцелении различных недугов. Считается, что он способствует исцелению заболеваний крови, хронических тонзилитов , заболеваний позвоночника и суставов. Кроме того, отмечается способность рубина предотвращать эпилептические приступы, положительно влиять на нервную систему. Этот камень способен снять депрессию, помогает он при бессоннице и шизофрении. При нервных срывах и повышенном артериальном давлении носить рубин не рекомендуется. В этом случае уместно его заменить камнем Водной стихии для "охлаждения" и гармонизации энергетического баланса.

Для проявления целебных свойств камня его владелец должен быть целомудрен и добр. Считается, что сапфиры понижают давление, помогают при бессоннице, болях в спине, простудах и даже при раке. Перстень или браслет с сапфиром на левой руке помогают при астме, болезнях сердца и невралгиях. Считалось, что сапфиры способны излечить проказу и "всякие злые наросты". Вода, в которой находились сапфиры, помогает при болезни глаз.

Сердолик

В лечебных целях сердолики использовали ещё целители Древнего Египта, которые считали этот камень одним из самых магических и оздоравливающих. Растертые в порошок сердолики они добавляли в порошки и микстуры, которые оказывали успокаивающее действие и помогали восстанавливать силы.

В "Аюверде" говорится, что оранжевый цвет сердолика способен восстановить нервную ткань, он помогает при заболеваниях мочеполовой и легочной систем, стимулирует работу эндокринных желез, улучшает кровообращение и цвет кожи.

Современные литотерапевты верят , что сердолики улучшают мозговое кровообращение, укрепляют имунную систему, снимают головную боль, помогают при заболеваниях кожи и щитовидной железы. Желтые сердолики полезны при плохой работе кишечника, в частности при запорах, помогают они и при болезнях почек. Существует даже отдельное направление в лечении этими камнями - сердоликотерапия. Возможно, целительное свойство сердоликов, отрицать которое невозможно, объясняется слабой радиактивностью некоторых образцов этих камней. В биологии же и медицине хорошо известен стимулирующий эффект малых доз радиации.

Тигровый глаз

Издавна считалось, что этот камень способен преобразовать поток солнечной энергии и направить его в тело в виде целительной эманации. Маги считали, что "тигровый глаз" управляет солнечной энергией, преобразуя её поток в целительную "эманацию" и направляя её в тело человека. Поэтому тигровый глаз советовали носить больным и ослабленным при бронхиальной астме и псориазе. Украшения с тигровым глазом помогут быстрее справиться с усталостью и перебороть стресс.

В Древней Индии топаз считался одним из 12 важнейших самоцветов, обладающих лечебными свойствами. Этот камень не раз упомянут в текстах "Аюверды". Современные литотерапевты считают , что топазы предохраняют человека от простуды, ускоряют регенерацию тканей, лечат органы пищеварения, печень, желчный пузырь, селезенку. Топазы помогают при бессоннице, нервном истощении, снимают стрессы. Эти камни укрепляют имунную систему и употребляются в качестве защиты от психических заболеваний. Гурманам полезно помнить, что топазы обостряют вкусовые ощущения.

Турмалин

Считается, что турмалин - сильный врачеватель и очиститель. В индийской литотерапии применялись различные разновидности турмалинов. Зеленые камни помогают при заболеваниях печени, нервной системы, системы органов, кровообращения и кожи. Они поддерживают кислородный обмен крови и усиливают иммунитет. Из всех драгоценных камней зеленого цвета именно турмалин обладает самыми сильными омолаживающими свойствами. Его полезно носить всем (особенно при сильных нервных и физических нагрузках) для восстановления ауры после отрицательного внешнего воздействия. Голубые турмалины благотворно влияют на лимфатическую, гормональную и имунную системы человека.

Черный турмалин образует вокруг себя защитную ауру, отражающую все вредные влияния. В американской литотерапии для вывода отрицательной энергии их физического тела человека черный турмалин вращают против часовой стрелки над больным местом. Синий турмалин считается камнем мира и спокойного сна. Бесцветные турмалины создают равновесие духовных и физических сил, очищают сознание.

Хризолит

Эти камни положительно влияют на физическое и эмоциональное состояние человека. Они нормализуют сердечную деятельность, предохраняют от перепадов кровяного давления и отгоняют ночные кошмары. Есть мнение, что хризолиты полезны также при лечении простудных заболеваний, болезней глаз и позвоночника. Говорят, что хризолитом можно лечить заикание. Как и бирюза, хризолит помогает при глазных болезнях, а также при заболеваниях крови.

Цитрин весьма почитался в Древней Индии как камень, обладающей проективной энергией Ян. В йоговской целительной практике он считался одним из главных камней пупковой чакры - Манипуры, которая стимулирует солнечное сплетение и работу желудочно-кишечного тракта. Полезен цитрин при гастрите, пиелонефрите, цистите. Цитрин активизирует работу головного мозга и аккумулирует в организме жизненную энергию. Кроме того, своими вибрациями цитрин создает вокруг тела защитную ауру, которая способна оградить человека от внешних неблагоприятных воздействий.

Циркон вселяет в человека уверенность в своих силах, оптимизм и бодрость духа. Минерологи предполагают, что сильное энергетическое воздействие циркона можно объяснить дипирамидальной формой его кристаллов ("эффект двойной пирамиды") . Считается, что желто-красные цирконы положительно влияют на гипофиз, шишковидную железу и стимулируют работу печени (поэтому цирконы улучшают аппетит) . Они помогают при запорах, пониженной желудочной секреции и атонии кишечника. Цирконы - гиацинты являются универсальными целителями, способными очистить весь организм. Они способствуют достижению эмоционального равновесия и лечат бессонницу

Камень хорошо воздействует на физическое и эмоциональное состояние организма. По мнению литотерапевтов , он укрепляет иммунитет, усиливает кровообращение, способствует регенерации тканей, лечит инфекционные,кожные, желудочные заболевания.

Янтарь помогает при головной и зубной боли и перепадах артериального давления. Янтарь может уберечь от магнитной бури и улучшить зрение. Препараты из янтаря обладают противовоспалительным действием. Янтарь положительно влияет на щитовидную железу, селезенку и сердце. Установлено, что одной из причин заболеваний щитовидной железы является недостаток йода в организме. Янтарь содержит йод, поэтому ношение янтарных бус может быть полезным при заболеваниях щитовидной железы. Кроме йода в янтаре содержатся и другие микроэлементы, полезные для организма человека : железо, магний, кальций, цинк и другие. В янтаре присутствуют соли янтарной кислоты, которая активизирует обменные процессы, стимулирует пищеварительную систему, а также обладает противовоспалительным и бактерицидным действием.

Янтарь - источних творческих сил, веры и оптимизма. Он дарует владельцу физические силы, бодрость духа, приносит удачу и сохраняет здоровье.

В старину яшму почитали верным средством от эпилепсии и лихорадки. Считалось, что яшма может улучшить зрение, вылечить эпилепсию и снять зубную боль.

Китайские целители считали яшму одним из важнейших фармакологических средств для очищения внутренних органов. Зеленая яшма была полезна для концентрации внимания, в результате которого человек открывалось невидимое глазу.

По даосским представлениям яшма считалась "камнем жизни", ибо укрепляла физическое тело и продлевала жизнь.

Для детей можно использовать браслетики и клончики. Главное-верить.

к сожалению, не все фото удалось загрузить, но, если заинтересует, можно найти в интернете.

Запольских Оксана Леонидовна,

педагог-психолог МКДОУ детского сада № 19

«Сказка» г. Омутнинска

Мастер-класс

«Литотерапия, как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: привлечь внимание педагогов к нетрадиционным методам работы с детьми дошкольного возраста, познакомить с приёмами работы с камнями.

Материалы и оборудование: картонные рамочки для составления картин, разноцветные камешки, гравий, бусинки, большой камень, подносы.

1 часть.

Как показывают исследования зарубежных и отечественных психологов, в дошкольном возрасте изменяется сама социальная ситуация развития, которая характеризуется тем, что ребёнок начинает стремиться действовать как взрослый. Интенсивно в данный период развивается мотивационная сфера, идёт процесс структурирования мотивов, появляются элементы произвольности в поведении, логика чувств, происходят позитивные изменения в самосознании.

В то же время процессы личностного развития далеко не всегда проходят гладко. Нередко можно встретить детей, которые агрессивны, враждебны, не умеют общаться, пассивны, социально импульсивны, тревожны и т.п. Заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.

Основная функция психолога состоит в том, чтобы на основе диагностики выявить позитивные и негативные тенденции в развитии личности каждого дошкольника, создавать посредством специальных психологических средств условия для оптимизации процесса личностного развития, преодоления негативных тенденций и отдельных симптомов неблагополучия. Это ставит в качестве специальной задачу коррекции личностного развития, которую призваны решать как педагоги, так и родители при активной помощи детского психолога.

Термин «коррекция» первоначально использовался в дефектологии, специальной психологии. Под коррекцией понималась особая система форм и методов лечения больного. Однако постепенно значение данного понятия расширилось, что позволило говорить о коррекции и в рамках нормы как особой форме воспитания и педагогического воздействия.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Как известно, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В тоже время в индивидуальном отношении игра не всегда стоит на первом месте. Есть дети, которые любят рисовать, лепить, конструировать. С ними коррекцию лучше вести посредством именно данных видов деятельности. А ещё дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. Не остался в стороне и наш детский сад. (СЛАЙД: изображения сказок о камнях)

ВОПРОС: Что объединяет все эти сказки?

Игры с песком, глиной, камнями и другим природным материалом относятся к любимым играм детей, так как они имеют глубокие исторические корни. Они как бы «оживляют» генетическую память ребёнка. Известно, что первые игры появились в результате взаимодействия человека с природными материалами. Целительная сила природы, минералов, многовековой опыт наших предков должны и могут широко использоваться для работы с детьми

А Вы замечали, с каким увлечением дети играют с камешками: перекладывают, подбрасывают, собирают? Дети и натолкнули меня на мысль о включении камней в коррекционно-развивающие занятия. Использование литотерапии в психологической практике, в том числе и применение методов литотерапии в детских садах – это малоизученное направление.

(Слайд: термины).

Литотерапия - (от греч. lithos – камень и therapia – лечение) лечение минералами.

Виды литотерапии :

  • гемматерапия – лечение драгоценными камнями,
  • кристаллотерапия – лечение с помощью ношения кристаллов,
  • гастролитотерапия – лечение камнями, образующимися во внутренних полостях животных и др.

Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается лишь контактное (массаж), а порой и бесконтактное воздействие минералов на организм человека - медитация.

Литотерапия и гемматерапия применяются в коррекционной и лечебной педагогике, в особенности с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Познакомившись с программой эстетического и психоэмоционального развития детей средствами литотерапии и цветотерапии "Самоцветы" Пляскиной Елены Прокопьевны, педагога-психолога г. Читы, стала изучать данное направление более глубоко и применять литотерапию в собственной практике. Также упоминание литотерапии есть в «Справочнике логопеда» Поваляевой М. А. В книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» обращается внимание на значение песка в психотерапевтической деятельности, а также уделяется внимание играм с камнями.

На основе изученного составила тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста. Он состоит из нескольких блоков-модулей.

(Слайд: блоки).

  • 1 Блок: «Песок, вода и камни».
  • 2 Блок: «Цвет и камень».
  • 3 Блок: «Сказки о камнях».
  • 4 Блок: «Артмастерская».

Каждый блок состоит из 4 – 5 занятий.

Работа с камнями не является изолированной задачей, а входит дополнительной частью в общий комплекс коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей. Подбор в группу осуществляется на основе диагностики эмоционально-личностных нарушений у детей. Оптимальный состав группы: 7-8 человек. Занятия проводятся один раз в неделю в течение учебного года, или на усмотрение педагога 2 раза в неделю в течение полугода.

Алгоритм занятия :

1) Разминка. Основные процедуры – приветствие и упражнения на установление контакта, мотивирующий элемент (сказка, беседа),

2) Основная часть – игры, упражнения, элементы психогимнастики, проективный рисунок, эксперимент.

3) Подведение итогов занятия – рефлексия, ритуал прощания.

На первом этапе работы с камнями и другим природным материалом необходимо ознакомить детей с элементарными правилами обращения с ними: нельзя кидаться камнями, песком, тереть глаза грязными руками, после игр обязательно вымыть руки.

На примере одного из занятий первого блока мы познакомимся с некоторыми приёмами работы с камнем.

2 часть. Занятие «Обыкновенное в камне».

1) Психолог: путешествие в мир камня очень увлекательное и захватывающее занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и родной Земли. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Все эти камни старше нас, они хранят много тайн и загадок.

Психолог: а вы хотите отправиться со мной в путешествие по миру камней? (Да).

(СЛАЙД: Витязь):.

Направо пойдёшь: большой камень найдёшь,

Прямо пойдёшь: много камней найдёшь.

Налево пойдёшь: с красотой встретишься.

И куда мы отправимся сначала? (налево – цифра 1).

Куда же она нас приведёт?

Итак, что вы нашли? (большой камень).

2) Игра «Обыкновенное чудо».

Психолог: давайте сядем удобно, чтобы мы видели друг друга и поиграем с этим камнем. А этот камень непростой – волшебный. С помощью него можно сотворить чудо.

У меня в руке камень. Он тяжёлый (имитация взвешивания), холодный, неприятный на ощупь (соответствующая мимика), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (называется имя).

Возьми камень тепло моих рук, жар моего сердца. Передай, камень, мои чувства другу. (Камень передаётся соседу слева).

Что ты ощущаешь? Какой камень на вес? Правда тяжёлый? А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руке холодный камень? (для сравнения во вторую руку камень, который не был в руках). Конечно тёплый? Почему? О чём я просила камень? Сейчас мы с тобой совершим чудо – согреем камень твоим теплом. Скажем вместе: Возьми камень тепло моих рук, жар моего сердца. Передай, камень, мои чувства другу (камень передаётся соседу слева), и так каждому ребёнку.

Комментарий: эта игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и высказывать их, тем самым обучая основам самоанализа и взаимодействия. Очень важным является осознание того, что каждый из нас может сотворить чудо. (Камень возвращается).

Психолог: я держу в своих руках камень. Он тяжёлый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в своих руках, потому что он тёплый, ведь он передаёт тепло ваших рук. Вот оно чудо: наши руки могут согреть даже камень.

3) ИГРА “Гора и камешки” (Звучит музыка из серии «Звуки природы»).

Психолог: про камни есть история, хотите я вам её расскажу? А вы мне поможете её изобразить.

Жила-была большая - большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка имитирующая ветер). Вот покатился с горы один камешек (один ребенок отходит от остальных), потом другой, третий (еще часть детей отходит по очереди от центра). Гора становилась все меньше и меньше. И, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода трудились день за днем и победили большую гору. Ребята, а как вам больше нравится: быть одинокими камешками или жить всем вместе в одной горе? (ответы детей). Снова собираются в кучку.

Итак: гора – это дружба. А что такое: «вода», «ветер», «мороз»? Я вам подскажу: это то, что мешает дружбе (ответы).Чтобы дружба была крепкой, нужно быть добрыми, прощать и помогать другу другу!

Психолог: а теперь дружно отправимся дальше искать чудеса! (стрелочка № 2)

(находят коробку с камнями)

4) ИГРА « Разноцветные камешки» (выношу коробочку с камешками).

Психолог: посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Какие цвета вы здесь видите? Молодцы. Возьмите по камешку себе.

Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий).., какая у него температура (теплый или холодный).., посмотрите, какой у него размер (большой или маленький).., блестящий или нет.., прозрачный или нет.. (посмотрим на свет?). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук?

Комментарий: (таким образом, идёт работа по всем трем каналам восприятия: зрение - визуальное, слух - аудиальное, ощущение - кинестетическое).

5) ИГРА «Волшебное превращение».

Психолог: еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко...) а теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные ребята попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия. Кто у нас самый фантазер? (развитие воображения и творческих способностей). Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой! Отлично! Положите камешки в коробку, они нам будут ещё нужны.

Комментарий: данное упражнение способствует развитию познавательных процессов детей (внимание, восприятие, воображение, речь).

Посмотрите: куда нас направляет третья стрелочка (направо).

6) «Картина из камней».

Психолог: как вы думаете, что можно сделать из этого материала (лежит рамка от картины, камешки и др. бросовый материал)? Да, конечно, используя этот материал, мы можем создать различные картины из камней. Для этого вам нужно разделиться на пары, выбрать место, где вам будет удобно и договориться о том, что вы будете создавать и дать название вашей картине.

Разделы: Работа с дошкольниками

Пояснительная записка

В настоящее время для нас, педагогов и психологов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с проблемами поведения, а также личностного развития. В нашем саду из 60 обследованных детей 9,3% имеют выраженную агрессивность, у 23,1% детей высокий уровень тревожности, наличие страхов отмечается у 21% из обследованных детей. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. Не остался в стороне и наш детский сад.

Я человек увлекающийся. У меня много различных хобби, в том числе и низание. Низание – самый древний вид рукоделия с использованием бусин. Повсюду, где находят следы древнего человека, присутствуют и пронизи – камни, кости, раковины и другие предметы с отверстиями для нанизывания. Древний человек использовал их для украшения или как культовые предметы. Минералы необычной формы и цвета, поражающие своей красотой, представлялись нашим предкам носителями сил высшего порядка. Поэтому и складывались веками удивительные предания, легенды, суеверия, связанные с камнями.

Придумывание новых сочетаний из различных камней очень увлекательное и творческое занятие. Кроме того, так приятно прикасаться к прохладным разноцветным камням, чувствовать их гладкие грани под пальцами. Украшения, которых у меня получилось немало, привлекали взгляды окружающих, в том числе и детей. Ребята постоянно трогали бусы на мне, просили поиграть. Дети и натолкнули меня на мысль о включении «моих камней» в коррекционно-развивающие занятия.

Изучив педагогическую и психологическую литературу я не нашла какой-либо информации о методах применения литотерапии в данном направлении (только в книге Поваляевой М. А. «Справочник логопеда» есть упоминание литотерапии). Значит, есть возможность исследовать данное направление!

В средние века философия считала, что камни соединяют мир Вселенной (макрокосмом) с миром души и тела человека (микрокосмом). Каждый камень в представлении астролога был в подчинении одному из небесных тел и, получая от него космическую энергию, мог оказывать прямое воздействие на человека, врачуя его организм и помогая в делах. Современная наука это отрицает. Однако учеными было установлено, что камни могут оказывать значительное эмоциональное и даже физическое воздействие на человека благодаря физическим характеристикам – природному цвету и форме, а также в связи с придаваемой им общественной нагрузкой – ценностью в обществе, популярностью и узнаваемостью (камни эстетически красивы). Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику человека: созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания – эти исследования давно проводятся в США. Большинство магических и лечебных свойств камней основано в первую очередь на явлениях самовнушаемости, внушаемости, коллективного осознания сложившихся веками традиций и эффектах плацебо. Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается лишь контактное (массаж), а порой и бесконтактное воздействие минералов на организм человека – медитация. Поэтому в моей программе камни лишь вспомогательный предмет, вокруг которого все строится.

Камни – разноцветные, поэтому можно использовать цветотерапию, как более изученное в психологии направление («Цветовой игротренинг» Погосова Н.М.).
Кроме того, с 2011 году совместно с кафедрой стоматологии детского возраста, ЛОР болезней и физиотерапии в нашем саду внедряется программа оздоровления детей по теме «Влияние функциональных нарушений ЛОР органов и патологий челюстно-лицевой области на психоэмоциональное и физическое развитие ребенка». Чтобы работать в направлении ДОУ, я в свою программу я включила упражнения дыхательной гимнастики.

А без сказки нет общения с детьми! Сказкотерапия – помощник всех специалистов, работающих с детками.

В результате появилась рабочая программа под названием «Самоцветы», направленная на эстетическое и психоэмоциональное развитие детей.

Цели программы:

  • 1.Расширение кругозора детей, развитие их познавательного интереса, умения размышлять и делать выводы.
  • 2. Развитие познавательных процессов: внимания, зрительной, слуховой, тактильной чувствительности, цветовосприятия.
  • Снижение у детей эмоциональных проблем – тревожности и агрессивности.

Задачи:

  • Развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания.
  • Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
  • Развитие умения спокойно и ритмично дышать.
  • Воспитание произвольного внимания, способности внимательно и терпеливо слушать других.
  • Развитие фантазии и творческого воображения.
  • Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам и т.д.

Оборудование и материалы (предметы конкретного цвета): компьютер, мультимедийный проектор, ягоды и цветы из бумаги, игрушки, ткани, бусы, нитки, коробочка, камни необходимого цвета, карандаши, краски, и т.д.
Прогноз:

  • Создание программы по эстетическому и психоэмоциональному развитию детей через исследовательскую деятельность, средствами сказкотерапии, цветотерапии и литотерапии.
  • Создание дополнительных программ развития детей с использованием нетрадиционных методов коррекционной и лечебной педагогики.
  • Повышение уровня развития культуры у детей, снижение показателей тревожности и агрессивности.

Ожидаемые результаты:

  • позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
  • снижение эмоциональной тревожности и агрессивности;
  • повышение самооценки;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие самосознания;
  • улучшение детско-родительских отношений;
  • закрепление положительных поведенческих реакций.

Примеры упражнений, включенных в программу

Цвет настроения (выполняется в начале и конце каждого занятия – Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»). Цель: определить общее настроение в группе. Каждому цвету присваивается определенное количество баллов:

Красный (+ 3) Восторженное
Оранжевый (+ 2) Радостное
Желтый (+ 1) Приятное
Зеленый (0) Спокойное
Синий (– 1) Грустное
Фиолетовый (– 2) Тревожное
Черный (– 3) Крайне неудовлетворительное.

– У каждого из вас бывает разное настроение. Сегодня мы веселые – желтое солнышко, завтра печальное как синий дождик, радостное, как красный цветок. А какое настроение у вас сегодня? Выберите соответсвующий цвет настроения. Посмотрим, каких детей сегодня больше – радостных или грустных.

«Ощущение цвета » – происходит анализ определенного цвета: какой он – спокойный или тревожный, успокаивающий или возбуждающий, грустный или радостный, мягкий или жесткий), дается характеристика цвета.

«Разноцветные камешки» (литотерапия – внимание, тактильное восприятие, дыхательные упражнения)

– А теперь посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Какие цвета вы здесь видите? Молодцы. Возьмите по камешку себе.

Упражнения на развитие речи и познавательных процессов

  • Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте , какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый или холодный), посмотрите , какой у него размер (большой или маленький), блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотрим на свет?). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук? (работа по всем трем каналам восприятия: зрение – визуальное, слух – аудиальное, ощущение – кинестетическое ).
  • Волшебное превращение (воображение). Еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко...) а теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные ребята попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия. Кто у нас самый фантазер?
  • Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой! Отлично! (развитие внимания ).

Упражнения дыхательной гимнастики

  • Положите камешек на одну ладошку прямо перед собой, а вторая ладошка пустая (упражнение «Ладошки» из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой ). Покажите мне свои ладошки! Начинаем делать шумные, короткие и ритмичные (соблюдение всех трех условий обязательно!) вдохи носом, одновременно, сжимая ладони в кулаки (прячем камешек), т.е. производим «хватательные» движения.

Необходимо сделать подряд 4 резких и ритмичных вдоха носом, иными словами «шмыгнуть» носом 4 раза. После этого опустите руки и сделайте перерыв на 3–4 секунды. Затем, после паузы, снова сделайте 4 коротких шумных вдоха; снова пауза в 3-4 секунды.

«Шмыгать» носом нужно 24 раза по 4 вдоха.

  • Положите камешек на пол прямо перед собой (упражнение «Насос» из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой ). Основное исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон, т. е. потянитесь руками к полу, не касаясь его, и одновременно сделайте короткий и шумный вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен закончиться вместе с поклоном. Затем слегка приподнимитесь (не выпрямляясь!), и снова поклон и короткий шумный вдох «с пола». Выдох надо делать после каждого вдоха самостоятельно, не напрягаясь (т. е. пассивно), через рот, не открывая его широко.
  • Согрейте его теплом своего дыхания, подуйте на него длительно и плавно... Вдох делаем носом, а выдох – ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик.
  • Теперь подуем на ладони, охладим их, сдуем следы от камешков. Дуем длительно и плавно, щечки не раздуваем. Повторяется несколько раз.

Упражнения на снятие мышечного напряжения

Все упражнения повторяются 3-4 раза .

  • Поиграем с камешками в прятки? (снятие мышечного напряжения ) Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони.
  • Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен стать камешком и т.д.
  • Упражнение «Мышечный зажим». Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, «зажим». Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться. Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Массажные упражнения

  • А теперь аккуратно покатаем камешек между ладошками. Почувствуйте его форму, ощутите его прохладу или тепло. Покатайте его от кончиков пальцев до основания ладони. Теперь положите камешек на левую ладонь, а правой прокатите камешек по каждому пальчику. Совершите вращательные движения камешком по ладони. Хорошо помассируйте левую ладонь. Теперь смените руки. Сделаем массаж для правой ладони. Почувствуйте, как камешек дает нас силу и спокойствие, делает нас сильнее и здоровее.
  • «Завинчивание и откручивание». Камешек прокручивается в пальцах по часовой и против часовой стрелки так, чтобы он не касался ладони. Упражнение требует определенного навыка и координации мышечных усилий, способствует формированию усидчивости и повышает сосредоточенность.
  • «Растереть орех». Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар
  • «Обезьяна хватает апельсин» Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.
  • «Уголёк на ладони» непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются ладони, тренируется ловкость ).
  • «Дракон играет с жемчужиной»

Физкультминутки:

1. "Камешки, солнышко, заборчик"
Камешки показывайте согнутыми кулачками, солнышко – растопыренными во все стороны пальцами, а заборчик – вытянутыми, и крепко прижатыми друг к другу.
Ведущий быстро говорит названия этих предметов, чередуя их и запутывая игроков.
2. Зайчик шел, шел, шел, зеленый (по цвету занятия) камешек нашел.
(Ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять «камешек»)
Мишка шел, шел, шел, белый камешек нашел.
Котик шел, шел, шел, синий камешек нашел.
(Дети маршируют, наклоняются, поднимают то правой, то левой рукой «камешки»)
Детки шли, шли, шли и домой пришли. (Садятся на места)
Загадайте желание и попросите камень его исполнить. Молодцы. Хорошо.
Когда-нибудь ваше желание непременно сбудется.

Кроме упражнений с камнями, в занятия включены и:

  • Упражнения на снятие агрессивности, тревожности, срахов.
  • “Вкус цвета” – детям предлагается продегустировать кусочки пищи различных цветов и описать вкусовые ощущения (Например: красный цвет – яблоко; оранжевый – морковь, хурма; зеленый – огурец).
  • “Психогимнастика” – передача образов с помощью пантомимики, жестов, перевоплощения в волшебных существ (сказкотерапия).
  • “Определение настроения” (своего, других, сказочных героев).
  • Подвижные игры.

В мире много невероятных чудес. И я решила показать ребятам одно из них – чудо рождения кристалла , сотворить это чудо вместе. Мы с детьми вместе вырастили кристаллы медного и железного купороса, кристаллы соли. Ведь деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В рамках своей программы я рассказываю детям о сиреневом чуде Сибирской земли – камне Чароите (создана авторская сказка и презентация), знакомлю с коллекцией самоцветов Забайкалья .

Основная задача ДОУ – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого комфортные психологические условия. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях, в том числе психологического, является приоритетной. А когда сюда добавляется и компонент патриотизма, воспитание гордости за свой родной край, воспитатель может считать свою задачу выполненной.

Путешествие в мир камня очень увлекательное и захватывающее занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и родной Земли. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Все эти камни старше нас, они хранят много тайн и загадок.

Во время выполнения данной работы мне хотелось приобщить ребят к миру камней, заразить их своей любовью к ним. Конечно детям в возрасте 4-6 лет невозможно в полной мере рассказать об образовании камней и минералов, об их строении, химических и физических свойствах. Таких целей я и не ставила. Развить любопытство, интерес, заложить основы знаний – вот основные мои задачи. По горящим глазам детей, по их удивленным лицам я могу сказать, что они выполнены.

В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности.

Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Когда через несколько дней мы с детьми достали кристалл медного купороса, восхищенный возглас ребят раздался в группе. И наш кристалл с каждым днем становился все больше. Чудо произошло! Дети увидели чудо своими глазами – это самое главное!