Когда детки подрастают, многие родители жалуются, что ребенок не то, что не помогает по дому, за собой одежду не убирает. И родители, и повзрослевшее чадо начинают тяготиться непрекращающимися ссорами по поводу уборки, заправления кровати и помощи по хозяйству. Если вы не хотите видеть эту картину в своей квартире, нужно продумать этот вопрос заранее, пока малыш еще совсем маленький.

Как приучить к труду ребенка?

В первую очередь, мы всегда должны помнить, что быстрее и лучше всего ребенок усваивает жизненные уроки, ориентируясь на родительский пример. Если родители любят труд, все время что-то делают, стремятся поддерживать чистоту и уют, то и ребенок с малых лет будет стремиться к этому же стилю поведения. Тогда как требовать от ребенка соблюдать то, чему не следуют мама с папой — бесполезно и бессмысленно, так как может привести к прямо противоположному результату.

Во-вторых, работать и трудиться — нужно учить. Да-да, именно учить, т.е. на первых порах нужно показать ребенку, что да как, и делать все вместе с ним . А начинать можно с самых первых игрушек. Конечно, скажем, шестимесячный малыш не может сам убирать за собой игрушки, но зато в этом возрасте он уже может осознать регулярно повторяющуюся последовательность и сделать ее нормой. Мама вместе с крохой на руках, может сложить игрушки в коробку и убрать ее на полку. Со временем, если помогать малышу убирать свои игрушки каждый день , ребенок будет убирать их сам и без напоминаний. Так как это станет нормой, а не насилием.

Фото из личного архива. Копирование запрещено!

Занимаясь какой-либо работой по дому вместе с ребенком, можно знакомить его с народным фольклором, прибаутками, пословицами и поговорками. Вот, например, пословицы и поговорки про труд:

За всякое дело берись умело.

Старанье и труд все перетрут.

Кто не ходит, тот и не падает.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

С охотой можно и в камень гвоздь забить.

Белые руки чужие труды любят.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся

Дело мастера боится.

Какие труды, такие и плоды.

Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Торопливый дважды одно дело делает.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Фото из личного архива. Копирование запрещено!

Когда ребенок приобщается к домашним делам, с возрастом увеличивая число своих обязанностей, он растет, уважая чужой труд. Он учится ценить и беречь не только плоды своего труда, но и чужого. А это качество ценилось во все времена. Это отражено в стихотворения о труде :

Трудится Земля

Сколько нужного на свете
Люди делают вокруг:
Те плетут морские сети,
Те с рассветом косят луг.

Варят сталь, штурмуют космос,
За станком в цеху стоят,
Миллионы умных взрослых
Учат грамоте ребят.

Кто-то нефть в тайге качает
Из глубин земных пластов,
А другие листья чая
Аккуратно рвут с кустов.

Ежедневно дел в достатке
Для тебя и для меня.
Будет все всегда в порядке,
Если трудится Земля.

Кто он, как его зовут?

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

На все века и годы

Настоящий

Царь природы?

Царь полей,

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Труд

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.

Фото из личного архива. Копирование запрещено!

Нельзя забывать и о мотивации. Похвала будет не только приятна маленькому помощнику, но и будет мотивировать его на дальнейшие подвиги.

Нужно, приучать ребенка к труду тогда, когда у него есть желание. А детки 1,5 — 2 лет — самые любознательные и хотят попробовать все, что делают взрослые. Вот в эту благодатную почву и надо сеять семена хорошего и трудолюбивого человека!

Ну и чтобы, малыш не чувствовал себя «Антошкой» из мультфильма:

Приятных вам будней! Ведь от них никуда не денешься.

С уважением,

Приучать детей к домашнему труду не бывает слишком поздно или слишком рано.
И редко бывает легко.

Порою кажется, что помощи и дисциплины, особенно от подростка, практически невозможно добиться. Поэтому важно напоминать себе, что верно спланированный домашний труд вовсе не лишает детей детства и не переутомляет на фоне других занятий, тем более, не может понизить детскую самооценку.

Домашний труд - это важная часть детства.

Гораздо больше вреда мы наносим уверенности и самооценке детей, когда лишаем их возможности почувствовать свою принадлежность к семье, привыкнуть к сотрудничеству и ответственности, научиться какому-нибудь делу, чтобы понять, насколько они умелы и самостоятельны.

У каждой мамы и у каждого папы существуют свои приемы приучения к труду. И скорее всего, они достались им по наследству от родителей. Возможно, что вы узнаете их в этом рекомендательном списке:

  • Составляйте список семейных домашних дел вместе с детьми. Сразу отмечайте - в каких пунктах они могут принять участие.
  • Научите детей навыкам работы и выполняйте ее вместе с ребенком до тех пор, пока он не научится работать самостоятельно. Оставайтесь рядом в случае необходимости, особенно если малышу еще нет 7 лет, но при этом отойдите в сторону и постарайтесь не вмешиваться, пока ребенок не попросит о помощи сам.
  • Для детей от 1 до 3 лет сделайте картонные «часы» с картинками домашних работы (мойка посуды, вытирание пыли, поливание цветов, накрывание на стол). Пусть дети передвигают стрелки от одной работы к другой по мере выполнения. Позаботьтесь об удобном инвентаре. Например, маленькие садовые инструменты, небольшие губки для мытья посуды.
  • Для детей постарше используйте кухонную доску или стикеры, где виды работы можно вычеркивать, и факт их выполнения будет виден всем (это дает повод для похвалы, повышает чувство принадлежности и значимости и удобно для обсуждения возникших проблем на домашнем совете).
  • К 15-17 годам дети уже имеют твердые навыки решения бытовых проблем. Поэтому старшие подростки могут самостоятельно корректировать свой личный план и находить время для работы.
  • По возможности синхронизируйте домашние работы. Выберете общее время, когда каждый может выполнить свою часть работы.
  • Оценивайте сам вклад выполненной работы. Про качество работы сделайте комментарий, выразите надежду, что в следующий раз будет лучше. Не забывайте отмечать улучшение качества работы из раза в раз.
  • Не жалейте детей и не выполняйте за них работу потому, что им много задали, или они занимаются спортом. Обсудите с ними, как организовать свое время, чтобы домашняя обязанность не была в ущерб остальным занятиям. Опирайтесь на чувство здорового азарта, предложите ребенку использовать таймер для ускорения, спорьте, за сколько времени можно успеть сделать тот или иной, уже хорошо знакомый вид работы, вступите с ребенком в соревнования, выполняя свою часть работы. Для справедливости время работы на таймерах у вас и у ребенка может быть разным.
  • Воздерживайтесь от придирок и напоминаний. Если работа забыта, попросите детей заглянуть в список. Или используйте чувство юмора. Одна мама поставила кастрюлю на стол и сделала вид, что собралась разливать суп в невидимые тарелки. Нетрудно представить, как повел себя ребенок, ответственный за сервировку стола.

Дети не рождаются с умением выполнять работу по дому быстро и хорошо. Самое трудное - это привлечь их к работе по дому. Если вы отсылаете их поиграть, пока сами занимаетесь домашней работой, то приучаете своих детей к мысли, что их помощь не обязательна и совершенно не нужна. Позднее вы будете напрасно жаловаться, что вам приходится выполнять всю работу самим.

При этом стоит продумать поручения так, чтобы они не стали бессмысленной тратой времени, игрой или наказанием. Игра, как известно, отличается от реальной помощи тем, что за нее не благодарят. Поэтому игровые приемы в приучении к труду допустимы, но сама работа должна быть объективно полезной и необходимой.

Если качественно помыть тарелки трехлетний ребенок не может, то протереть посуду бумажными салфетками и разложить столовые приборы в ящичек ему вполне по силам. Если во всех комнатах убирает домработница, то неразумно и унизительно заставлять ребенка убирать в своей комнате. Дайте ему поручение навести порядок в книгах, разложить диски перед ее приходом - это будет существенным вкладом в семейный миропорядок, а не имитацией.

Для подсказки приведем список домашних работ соответственно разным детским возрастам.

2-3 года:

  • Собрать игрушки и положить их на место.
  • Сложить книги и журналы на полку.
  • Подмести пол.
  • Положить салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.
  • Собрать то, что ребенок уронил во время еды.
  • Принести свою тарелку к мойке.
  • Вытереть свое место за столом и поставить тарелки в мойку после того, как с них убраны остатки еды.
  • Сложить постиранную одежду и носки.
  • Выбрать себе одежду на день и самостоятельно одеться.

4 года:

  • Накрыть на стол.
  • Разобрать покупки.
  • Помочь составить список покупок, помочь с покупками.
  • Вытереть пыль с мебели.
  • Кормить животных.
  • Помочь выполнять работу во дворе.
  • Помочь заправить постели и пропылесосить.
  • Намазать масло на бутерброды.
  • Помочь приготовить тарелки с едой.
  • Приготовить простой десерт, простое тесто.
  • Держать ручной миксер, чтобы сделать пюре или крем для торта.
  • Помочь с посудой, загрузить тарелки в посудомоющую машину.

5 лет:

  • Помочь составить меню и список покупок.
  • Сделать себе бутерброд или простой завтрак, убрать за собой.
  • Налить себе чай или другой напиток.
  • Нарвать овощей для салата, нарезать зелень.
  • Приготовить определенные ингредиенты по рецепту блюда.
  • Застелить постель и прибрать вещи в комнате.
  • Почистить раковину и ванну.
  • Помыть зеркала и окна.
  • Разложить белое и цветное белье.
  • Сложить чистое белье и убрать его в шкаф.
  • Ответить на телефонный звонок и набрать номер телефона.
  • Делать работу во дворе.
  • Делать небольшие покупки.
  • Помочь помыть машину.
  • Вынести мусор.

6-8 лет:

  • Вытрясти коврики.
  • Полить цветы.
  • Почистить овощи.
  • Приготовить простую еду (вареные яйца, тост, бутерброд, растворимые каши).
  • Помочь собрать сумку для пикника.
  • Повесить свою одежду в гардеробной.
  • Сгрести листья и траву.
  • Вывести животное на прогулку.
  • Следить за порядком в ящике для столовых приборов (как постоянная обязанность).

9-10 лет:

  • Поменять простыни на кроватях и убрать грязные в корзину.
  • Управляться со стиральной машиной и сушилкой, отмерять моющие средства.
  • Совершать покупки по списку, в случае отсутствия товара делать другой выбор.
  • Соблюдать свои собственные договоренности (дантист, тренировка, школа, кружок, постоянные домашние обязанности).
  • Испечь печенье и пироги.
  • Готовить еду для семьи.
  • Обслуживать гостей (помочь с верхней одеждой, предложить тапочки, принести напитки, предложить сесть).
  • Планировать свой собственный день рождения или другие семейные торжества.
  • Шить, вязать, делать поделки.
  • Мыть семейный автомобиль.

10-11 лет:

  • Оставаться дома один.
  • Распределять небольшие суммы денег на бытовые нужды.
  • Ездить на городском транспорте или вызывать такси.
  • Ухаживать за младшими детьми, если родители отсутствуют.
  • Упаковывать свою чемодан в поездку.
  • Нести ответственность за свои увлечения (не пропускать тренировки и другие занятия).

11-12 лет:

  • Укладывать спать младших детей и читать им на ночь.
  • Выполнять свои поручения без лишних напоминаний.
  • Помочь выполнять семейные поручения.
  • Помогать родителям в стройке или ремонте.
  • Мыть кастрюли, чистить противни и плиту.
  • Выбирать маршрут, организовывать семейные мероприятия.

Дети очень любят чувствовать себя самостоятельными и нужными, ощущать, что родным необходима их помощь. Приучение детей к домашней работе - один из самых ценных подарков, который вы можете для них сделать, несмотря на собственные трудности и переживания.

Согласитесь, что дорогого стоят умения: планировать, доводить дела до конца, делать сразу несколько дел одновременно, и, главное, достойно выполнять взятые на себя обязательства. Со временем (или даже раньше) вы обязательно услышите от своих детей слова благодарности за этот проделанный труд.

В процессе взросления младенца и превращения его в сознательную личность, перед родителями неизбежно встает множество вопросов, связанных с темой детского труда и распределения в семье домашних дел. Это и необходимость приучения ребенка к собственному кругу обязанностей , и воспитание чувства ответственности и трудолюбия . Приучать ли ребенка к труду и с какого возраста это делать? Заставлять ли его что-либо делать против собственного желания? Как не ущемить свободу личности и не вырастить “домашнего раба” и, в то же время, не получить “махрового эгоиста и лентяя”? Где та золотая грань в воспитании “помощника”? Давайте попробуем разобраться.

Замечу сразу, что все мысли, высказанные в статье – мое глубоко личное мнение, подкрепленное работами современных психологов, опытом знакомых семей и собственным печальным примером)) Именно потому, что воспитывать в себе трудолюбие мне пришлось самой, и я занимаюсь этим до сих пор, в своей семье я пошла другим путем. И хочу предложить вам несколько полезных советов по приучению подрастающего чада к собственным домашним обязанностям .

Создайте в семье атмосферу трудолюбия
Мама, которая целыми днями сидит в социальных сетях, повернувшись к ребенку в лучшем случае боком, очень скоро обнаружит, что и ребенок не горит желанием убирать за собой игрушки, или аккуратно сложить книги на полку после прочтения.
Подайте пример ребенку , возьмите за правило держать дом в чистоте. Возможно, полезной для вас окажется система флай-леди . Или любой другой удобный подход к наведению порядка в доме. Очень легко каждый день по 10-15 минут уделять наведению чистоты в одной выбранной вами комнате. Например, сегодня мы чистим сантехнику и убираем вещи на полочке в ванной, меняем там полотенца и протираем зеркало. А завтра, при первой возможности, беремся за кухню.
Включите музыку, а после отблагодарите себя чашечкой чаю и словесной похвалой.
А если вдруг полы вы мыли с маленьким помощником, скажите себе и ему/ей двойное спасибо!
А теперь не спешите.. Заслуженная чашка чаю и бутерброд в два раза вкуснее:)
При этом, я всегда говорю сыну: “я люблю тебя, даже когда ты ленишься, но я очень благодарна тебе за помощь!”
Трудитесь легко, позиционируйте домашние обязанности как нечто естественное


Это нормально – отнести тарелки в мойку, протереть со стола, вынести мусор, сложить чистое белье в комод и так далее (по возрасту ребенка). Домашний труд и наведение порядка это не героизм, а обычное дело. Хорошо бы, чтоб для каждого члена семьи поддержание порядка стало привычкой. не важно, о мальчике мы говорим, или о девочке.
Но и не нужно бурно порицать “лентяя”, устроившегося с книжкой в кресле, вместо того, чтобы вытирать тарелки, которые моет мама. Возможно, он действительно занят важным делом, или просто устал и решил немного полениться. Можно невинно поинтересоваться: “Где мой любимый помощник? Ты сегодня устал? Идем чайку попьем вместе?” То есть, я еще об одном простом правиле, к которому пришла не сразу.
Мамы! Давайте без фанатизма!
Усталого после долгой прогулки малыша можно и нужно раздеть, накормить с ложки и покачать перед дневным сном.) Если, конечно, ему это нужно.
Подростка, который готовится к экзамену вполне можно освободить от мытья полов и посуды, даже если сегодня его очередь.
Усталому мужу можно и нужно подать ужин прямо в кабинет и милосердно погладить свежую рубашку на завтра.
Давайте будем бережно относиться к душевному и физическому состоянию наших домашних , и тогда у вас гораздо больше шансов в выходной увидеть, как вся мужская часть семьи несет вам завтрак в постель. Или уходит “на цыпочках” погулять, чтоб мама выспалась. Круто, да?)
С какого возраста приучать малыша к труду? Я думаю, с года!


Мария Монтессори говорит о нескольких сенситивных периодах в развитии ребенка, в каждый из которых он наилучшим образом способен освоить тот или иной навык. Так вот, именно в период с года до двух лет дети лучше всего учатся простейшим правилам порядка. Порисовал – вымой кисточку, вылей воду из стаканчика и сложи рисунок сохнуть на столик. Полепил – положи на место ножик и пластилин, вытри доску для лепки, сполосни тряпочку. Уумничка!))
У этой замечательной системы приучения ребенка к труду и порядку с раннего возраста есть только один минус – так же быстро, как малыш усвоил полезный ритуал, он его и забудет. Если в его жизни исчезнет системность и порядок, поддерживаемые взрослыми.
Например, мой аккуратнейший от природы старший сын, оказавшись в два года под присмотром “лояльной” бабушки, буквально за месяц не только утратил с трудом приобретенные навыки самостоятельного дневного засыпания, но и полностью “разучился” всем полезным бытовым привычкам. Разбрасывать игрушки и “не уметь” снимать обувь и шапочку после прогулки и вдруг разучиться есть самому оказалось намного приятнее.)
Поэтому логичен и следующий совет.
Будьте последовательны. Устанавливая правила, не изменяйте им без крайней необходимости

Дети обожают правила. В их маленьком мире именно система правил и обязанностей, ритуалов дает ощущение надежности и уверенности .
Перед сном мы убираем игрушки, принимаем душ, делаем массаж и читаем книгу.
Перед прогулкой – убираем игрушки и достаем верхнюю одежду, а домашнюю аккуратно складываем.
Мама помогает убирать игрушки и одеваться младшему брату. Потому что он еще маленький. Но скоро малыш сможет делать многое сам.
И здесь опять действует правило “делай с удовольствием” . видя, как старший брат с радостью намывает пол на кухне, малыш тоже норовит стащить швабру и “мыть пол”, солидно вращая попой и пыхтя. Это же престижно, помочь маме.) А как замечательно плюхать тряпку в ведро! ммм..)

О сомнительной мотивации
Многие интернет-источники советуют “дайте ребенку денег за выполненную домашнюю работу”. Объясните ему, что он их заработал честным трудом. Пусть у него будет стимул помогать вам еще.
Вот с этим тезисом о финансовом вознаграждении за простейшие домашние дела, я категорически не согласна.)
Домашние обязанности, на мой взгляд, это норма . Дома каждый делает то, что ему по силам.
Увидел одинокий носок на кресле? Найди ему пару, или хотя бы убери в стирку или комод!
На полу лужа? Вытри!
За что тут друг-другу платить?)
Подчеркивайте хорошее, не вспоминайте плохое
Помощь ребенка по дому бывает удачной и прискорбной.)) И это тоже норма. Дети могут разбить чашку в процессе мытья, слишком “мокро” вымыть пол, перепутать одежду близких в процессе сортировки и так далее. Но ведь малыш старался. И следующий раз обязательно будет лучше.
Если вы хотите, чтоб этот следующий раз вообще состоялся, подчеркните то, что удалось маленькому помощнику . Поведайте мужу за ужином: “Мы сегодня всю посуду после завтрака перемыли за пять минут, и быстрее пошли в парк”. Скорее всего, о разбитой кружке малыш вспомнит и сам еще не раз. И, возможно, даже горестно расскажет папе. Тут вполне уместна парочка реальных историй из папиного детства о том, что такого стеклянного он разбил.) С демонстрацией того, как ловко отец семьи нынче моет тарелки. А потом просто дружно продолжайте друг-другу помогать.
И наконец, зачем все это надо?

Есть мнение, что приучать ребенка к труду – дело хлопотное и трудоемкое. Вырастет – сам всему научится, никуда не денется.
Вот с этим я тоже не согласна.)
Может быть, научится. Но ведь гораздо труднее работать над собой в 21, выйдя замуж и впервые став у плиты. А как обидно “ничего не уметь”, впервые оказавшись среди друзей в туристическом походе. Как беспомощно себя чувствуют “тепличные” мальчишки в детском лагере, или на спортивных сборах.. А в армии?
Я думаю, всему свое время. И время быть хорошим человеком, не перекладывая полностью заботу о себе на других, наступает с самого детства. Как и время учиться человечности и доброте, взаимопомощи и заботе о людях. Давайте растить детей, которые не боятся обычной жизни, с ее необходимостью трудиться.

Ваш малыш подрос и вы стали замечать, что он полностью отстраняется от помощи вам, а заставить его, что-то сделать по доброй воле просто невозможно. Задумайтесь над этой ситуацией, в формировании личности очень важен аспект взаимодействия с окружающим миром – если ребенок не помогает вам — он не станет это делать и в социуме. А такой подход к воспитанию вызовет в будущем массу проблем – это и лень и не желание проявлять себя в разных сферах жизни. Начинайте приучать своего ребенка к труду как можно раньше.

С чего начать

Начните с самого малого – никогда не теряйте возможность предложить ребенку сделать, что-то самому, что бы он был полезен в семье. Не берите все на себя: вы считаете, что так будет быстрее и проще, но это заблуждение. Малыш, которому несколько раз на его просьбы помочь, услышал отказ – очень быстро потеряет к этому процессу свой интерес. А заставить его будет гораздо сложнее. Рассказывайте ему о том, что у каждого есть свои обязанности в семье, и каждый, кто их выполняет, заслуживает уважение и похвалы.

Пусть ребенок, подаст вам нужный предмет, что-то принесет из своей комнаты и даже неумело помоет свою тарелку – хвалите его, восхищайтесь, как он умело это сделал. Приучайте его ухаживать за собой и скажите, тем самым он вам очень помогает. Заинтересуйте его в этом процессе – придумайте увлекательную игру, где он главный и может все делать самостоятельно. Не ругайте, если он сделал все не так, как вам хотелось. Тайком переделайте, но все равно хвалите.

Если вы работаете на земле – обязательно задействуйте и ребенка – пусть рвет травку и собирает плоды, он будет гордиться собой. Совместный труд с папой не только прекрасный метод сближения, но и полезный урок трудолюбия. Отец должен рассказывать своему ребенку как он на него рассчитывает и доверяет, и не важно, мальчик это или девочка.

Когда ребенок станет взрослее, поручите ему несколько обязательных заданий в день – пусть выносит мусор или вытирает пыль, но делает это регулярно и с удовольствием. Если у вас есть домашнее животное, поручите ему заботиться о питомце. Ежедневные несложные обязанности позволят ребенку привыкнуть к труду, и помогать близким и окружающим.

Если не приучить ребенка трудиться

Родители очень часто недооценивают глубины проблемы – ну не хочет он чего-то делать ну и не надо. Они думают, что с возрастом это и так случится – нет, это заблуждение и ошибка. Ребенок, который не умеет помогать никогда не сможет стать ответственным в своей жизни, он просто не понимает что это за понятие. Человек вырастает пассивным и безынициативным лодырем. Такие люди практически никогда не становятся успешными и сильными. Стереотип их поведения – в детстве все делали родители, а во взрослой жизни это можно переложить на жену или мужа, или кого-нибудь другого.

Здравствуйте, мамы и папы!

Как часто можно встретить недовольство родителей по поводу того, что их дети не помогают им даже в самым простых домашних делах, не говоря уже, чтобы попросить сделать что-то более серьезное.

Почему так происходит, в чем и где произошло недопонимание, почему мы встречаем детское нежелание в помощи взрослым?

Как привлечь ребенка к труду? Пытаемся разобраться и найти ответы.

Зачем и для чего?

Да, собственно для чего нужно привлекать ребенка к трудовой деятельности? Если вы хотите, чтобы ребенок познал что такое труд, необходимо самим родителям определиться зачем и для чего они ходят это сделать.

Пользы от этого на самом деле больше, чем может показаться на первый взгляд.

  1. Ребенок привыкает к помощи взрослым и с возрастом будет понимать, что это составляющая часть его жизни;
  2. Не бояться любой работы в будущем, преодоление жизненных трудностей;
  3. Ценить и уважать свой труд и окружающих.

Разделение труда

Виды деятельности детского труда тоже может различаться. Есть общий труд, который под силу детям любого пола. Приобщение к нему вырабатывает привычку у мальчика помогать не только папе, но и маме. В последствие мы получаем мужчину в состоянии разогреть себе ужин, постирать самостоятельно свою одежду и даже помочь женщине в уборке или готовке. Так же можно сказать и про девочек.

Но не забывайте про мужскую и женскую работу, которая должна обязательно присутствовать в жизни каждого мальчика и девочки. Так с детства приучайте вашего мальчика к рабочим инструментам, для начала игрушечным, затем и настоящим.

Для девочек: работа в саду или помощь маме с цветами: садят, поливают, протирают листики. Учатся женскому рукоделию: работать с иголкой и ниткой — шить, вязать, вышивать, изготовлению мелких подарков для друзей, например открыток.

Благодаря разделению труда мальчики и девочки учатся быть самостоятельными и ответственными, приобретают определенные навыки и техники, об этом учит .

Какая награда и мотивация за труд?

Часто родители, не зная как заставить ребенка помогать им, пытаются его простимулировать деньгами. Убрался в квартире — получил вознаграждение, сделал уроки — получил вознаграждение. Не сделал — вернул часть в казну. Пусть знает, как зарабатывать и имеет тем самым личные деньги на карманные расходы.

Это ошибочное представление о мотивации. Лучшим стимулом труда должно быть получение конечного результата. Прививайте ребенку наслаждение тем, что он получит в итоге. Учите ребенка выявлять даже в самой рутинной работе интересное и полезное.


Если садите дерево, присмотритесь какие у него листики, какое оно будет красивым в последствии. Если делаете скворечник, скольким птичкам поможете вывести потомство.

Если ребенок отказывается от выполнения работы, предложите ему альтернативу. Не хочет мыть посуду, предложите пропылесосить или протереть пыль. Так ребенок будет понимать, что просто отойти от работы не получиться.

Лучшей наградой для вашего трудяги может стать интересная книга или давно желанная игрушка, поход в зоопарк или цирк, совместные игры с ребенком.

Лучшая мотивация — сотрудничество, что вы одна команда, поиграйте в космический экипаж, где у каждого своя забота, кто-то в отсеке борт-питания моет посуду, кто-то в спальном: прибирает постель и протирает пыль.

С какого возраста?

Мнения родителей разделяются по этому поводу. Некоторые считают, что детям нужно прививать ранний труд, другие напротив стараются от этого оградить как можно дольше, якобы не отнимать у ребенка беззаботное детство, что поработать он всегда успеет.


Уж не в этом ли кроется порочный ключ от нежелания ребенка помогать своим родителям в последствии?

Чем раньше, тем лучше. Как только ваш ребенок научился сидеть можно уже начинать.

В моем случае, когда мой сын начал хорошо сидеть, он любил такое занятие: ему давали коробку с игрушками и он доставал игрушки из нее и раскладывал перед собой, затем обратно складывал. Очень ему это нравилось. Как ребенок поиграл, я ему показывала, что нужно в итоге, чтобы все игрушки оказались в коробке, тогда и можно закончить игру. Такая была его первая помощь.

Ну вот и все, спасибо, что прочитали до конца.

Ответственных вам помощников, дорогие родители!