Появление малыша для каждой семьи – это большая радость, но, вместе с тем, и большая ответственность. Помимо ежедневного ухода за малышом – кормления, купания, массажа, прогулок и других процедур – необходимо найти время и для домашней работы, которая никуда не исчезает с рождением ребенка. Кроме того, родителям нужно успевать отдыхать, чтобы были силы на выполнение всей этих обязанностей. Правильный режим дня поможет малышу и родителям распределить энергию и оставаться в хорошем настроении весь день. Составить план дня поможет А.Л. Караваева, врач-неонатолог, м.н.с. отделения новорожденных отдела неонатологии и педиатрии ФГБУ НЦАГиП им. В.И.Кулакова.

Режим дня ребенка первого года жизни составляют чередование периодов сна и бодрствования, кормления, прогулок, гигиенические процедуры, а также ритуалы, связанные с их выполнением (например, ритуал ночного засыпания, утреннего пробуждения). Их продолжительность и частота зависят от характера вскармливания и традиций семьи и изменяются с возрастом ребенка.

С самого рождения каждый новорожденный настроен на определенный ритм, который отражает и период внутриутробного развития, и особенности его развития, и потребности в объеме и частоте кормлений и многое другое. Для того, чтобы малыш чувствовал себя хорошо, рос здоровым и активным, необходимо внимательно следить за ним. Важно выяснить все особенности суточного режима своего малыша и стараться подстроиться под его биоритмы.

Режим дня: основные моменты

Каждый малыш, вне зависимости от того, на каком виде вскармливания он находится, должен научиться придерживаться определенного распорядка. Режим дня приучает ребенка к правильной смене сна и бодрствования, учит различать день и ночь, а также предохраняет малыша от переутомления, гарантирует его активность и бодрость, что является залогом физического и умственного развития. Кроме того, ежедневно повторяющиеся действия успокаивают кроху, создают чувство безопасности, формируют дисциплину и закладывают многие положительные черты на будущее. По некоторым наблюдениям, дети, приученные к режиму, менее тревожны, спокойнее спят, отличаются лучшим аппетитом.

Кормление

У детей на грудном вскармливании и получающих грудь по требованию только в первые 1-1,5 месяца во время установления лактации график будет скользящим, но со временем мама сможет понять, какие примерно промежутки времени проходят между прикладыванием к груди . Обычно, они составляют 1,5-2 часа в первые месяцы и по мере роста ребенка постепенно увеличиваются. Сокращение промежутков между кормлениями или, наоборот, их увеличение на 30-60 минут не являются катастрофическими. Не стоит строго выдерживать между кормлениями 3 часа, как любят советовать бабушки и педиатры старой школы, потому что такой немного скользящий режим кормлений является оптимальным и для малыша, и для мамы. Для ребенка материнское молоко – это не только еда, но и способ общения с мамой, а также успокоение, например, во время смены погоды, или когда кроху мучают колики. Материнское тепло, вкусное и полезное молоко – самые лучшие успокаивающие средства, дарующие ребенку, помимо насыщения, чувство защищенности, стабильности, спокойствия и даже радости. Регулярное прикладывание малыша к груди является залогом успеха , становления лактации, что поможет избежать многих проблем, например, сцеживания , появления застоя молока (лактостаза) и многих других.

Дети, по тем или иным причинам находящиеся на искусственном вскармливании , имеют более стабильные интервалы между кормлениями. Объем и частота кормления определяются врачом, наблюдающим малыша в зависимости от его веса, возраста, а также с учетом его физиологической зрелости. Недоношенные и маловесные дети, как правило, получают питание чаще (примерно каждые 2-2,5 часа), чем крупные доношенные (3-3,5 часа).

Начиная с четырех-шести месяцев вводится прикорм. Ребенок должен постепенно приобщаться завтракать, обедать и ужинать в отведенное время, желательно – вместе со всеми членами семьи.

В первые месяцы после рождения малыш довольно много спит. В среднем, продолжительность сна на первом месяце составляет около 20 часов в сутки. Начиная со 2 месяца время сна в основном перемещается на ночные часы, а время бодрствования – на дневные. К 3 месяцам дети спят в среднем 17-18 часов в сутки, а к полугоду – 16 часов, при этом на ночной сон приходится примерно 10-11 часов. Конечно же, чередование периодов сна и бодрствования, а также преобладание ночного сна устанавливается не сразу.

Многие родители не могут понять: почему их кроха на первом месяце жизни более активно ведет себя именно в вечернее и, зачастую, в ночное время? Для этого достаточно вспомнить, характер внутриутробной активности ребенка. Наглядный пример: будущая мама в течение дня достаточно подвижна (она работает, гуляет, совершает передвижения по дому) при этом младенец укачивается и активность его невелика. Вечером же, когда наступает время сна, расслабляются мышцы живота мамы, укачивающих движений больше нет, малыш начинает активно толкаться и шевелиться, чем несказанно радует будущих родителей. Однако после рождения эта вечерняя активность никуда не исчезает. Ребенок за время внутриутробного развития уже привык жить в таком режиме и, естественно, ему потребуется время для того, чтобы свой ритм перестроить.

Бодрствование

В первые месяцы после рождения режим дня ребенка, по сути, представлен кормлением и последующим сном. Со временем количество и продолжительность дневного сна сокращается, а время бодрствования – увеличивается. Таким образом, режим ребенка начинает меняться. Можно выделить несколько этапов:

С рождения до месяца

Малыш спит до 20 часов в сутки, перерывы между кормлениями могут варьироваться в зависимости от вида вскармливания. В этот период скорее мама подстраивается под режим ребенка, чем наоборот.

С месяца до 3 месяцев
Общая продолжительность сна ребенка сокращается до 17- 18 часов, количество периодов сна в дневное время – до 4 раз. Максимальная продолжительность бодрствования – от 1 до 1,5 часа.

С 3 до 6 месяцев
Общая продолжительность сна ребенка немного сокращается и составляет уже 16 – 17 часов, количество периодов сна в дневное время – 3-4 раза. Бодрствует малыш уже 1,5-2 часа. Перерывы между кормлениями могут увеличиться до 3,5-4 часов.

С 6 до 9 месяцев
Общая продолжительность сна ребенка уже составляет 15 – 16 часов. В этот период малыш переходит на трехразовый дневной сон . Бодрствует малыш уже по 3 часа. Среднее количество кормлений в сутки сокращается до 5 раз, перерывы между кормлениями до 3,5 часов.

С 9 месяцев до года
Общая продолжительность сна 15 – 14 часов. Теперь малышу достаточно двухразового сна, приблизительно по 2,5 часа. К году у большинства малышей остается один 2-3-часовой послеобеденный сон. Перерывы между кормлениями могут достигать 4,5 – 3,5 часов.

Конечно же, такое распределение на периоды весьма условно. Зачастую дети сами выбирают себе режим (в соответствии со своим биологическим ритмом), и каждой маме необходимо внимательно следить за поведением малыша. Например, если он активно трет глазки и зевает, капризничает или же мерно посасывает грудь, то необходимо уложить его раньше. Также потребность в длительном сне может увеличиваться во время заболеваний малыша, после перенесенных ярких эмоций (как положительных, так и отрицательных), при утомлении. В такие дни необходимо создать ребенку более спокойные и комфортные условия, так как их резкая смена может негативно отразиться на состоянии его психического здоровья. И наоборот, если ребенок не хочет спать – насильно укладывать его нельзя. Нужно дать ему возможность еще немного пободрствовать, чтобы «нагнать» сон.

Следует помнить, что все дети, как и взрослые, неодинаковы, поэтому в зависимости от возраста ребенка и типа его темперамента количество дневного сна может сильно разниться. Большинство детей к году имеют в среднем продолжительность сна около 12-14 часов, но если ваш кроха не совсем придерживается этой «нормы», но при этом хорошо себя чувствует, то повода для беспокойства, даже при не очень стабильном дневном сне, нет.

Для того, чтобы помочь ребенку первого года постепенно приучиться к режиму дня, необходимо стараться придерживаться определенного правила: засыпать и просыпаться в определенное время. Укладывая кроху вечером вовремя можно быть уверенным, что он лучше выспится и меньше будет капризничать днем. Однако помните, что это правило не работает в первые месяц-полтора. Так как в этот период именно мама подстраивается под потребности своего малыша.

Ритуалы

Каждый ребенок чувствует себя более комфортно, если перед засыпанием, особенно ночным, совершается определенная последовательность действий – ритуал засыпания. Как правило, это купание, успокаивающий массаж перед сном, кормление, укачивание или мамина колыбельная. Повторяясь изо дня в день, эта последовательность настраивает ребенка на засыпание и на крепкий сон.

Ритуал утреннего пробуждения малыша всегда должен проходить в радостной и спокойной атмосфере – это залог его хорошего настроения в течение дня. Улыбнитесь малышу, нежно обнимите и поцелуйте его. Если малыш проснулся раньше, чем обычно, но при этом лежит тихо, не торопитесь сразу вынимать его из кроватки, брать его на руки: немного повертевшись, он, скорее всего, опять уснет.

Гигиенические процедуры

С самых первых дней после рождения, уже в родильном доме каждому новорожденному проводится утренний туалет. Утреннее умывание сигнализирует о том, что начинается новый день. Во время периодов бодрствования, как правило, перед кормлением, новорожденным проводятся такие гигиенические процедуры, как смена подгузника , подмывание.

У детей с 6-месячного возраста присоединяются гигиенические навыки – мытье ручек после возвращения с прогулки, а также перед каждым приемом пищи и после него (во время введения прикорма) вытирание рта, одевание нагрудника и прочее.

Вечернее купание означает завершение дня и подготовку ко сну. Помочь установлению такого успокаивающего ритуала могут детские косметические средства с успокаивающими ароматами, которые можно использовать во время вечернего купания и массажа.

Все перечисленные ежедневные проводимые в одно и то же время ритуалы помогут крохе легче привыкнуть к режиму и научат распознавать разное время суток. Поэтому их значение, обязательность и систематичность очень важны.

Ежедневные прогулки

Во время организации правильного режима дня у ребенка первого года жизни нельзя забывать о ежедневных прогулках , которые должны проводиться минимум дважды в день, а их общая продолжительность должна составлять не менее 3-4 часов. С детьми до 6 месяцев удобно гулять во время их сна. Начиная с 6-месячного возраста, предпочтительнее выходить на прогулку во время бодрствования, так малыши с большим энтузиазмом познают окружающий мир. Когда малыш начинает ходить, прогулки должны быть достаточно активными. Не стоит заставлять кроху сидеть в коляске, пусть он какое-то время ходит, бегает, играет.

Профилактический массаж

Подрастающему малышу в течение дня во время периодов бодрствования обязательно нужно выделить время для проведения профилактического массажа. Для массажа подойдет время днем или вечером, когда малыш лучше себя чувствует, не хочет спать или кушать. Длительность массажа должна составлять от 5 до 10 минут, чтобы не вызвать усталость и беспокойство у крохи. Во время проведения массажа следите за реакцией ребенка, так как эта процедура должна приносить только положительные эмоции. Если малыш капризничает или голоден, перенесите массаж на другое удобное время, чтобы не сформировать отрицательные реакции на эти полезные процедуры.

Психология режима

Если в вашей семье есть традиции жить по расписанию или придерживаться определенного распорядка дня, то и ваш малыш со временем будет вести себя точно так же.

Однако в первые месяцы режим должен определяться именно биологическим ритмом ребенка, и это требует внимательности, чуткости и терпения со стороны мамы и папы. Сначала родители подстраиваются под режим малыша, а начиная с 3-6 месячного возраста, ребенок постепенно приучается к традициям и распорядку семьи (прием пищи, прогулки и пр.). При этом именно «постепенность» имеет огромное значение. Принуждать ребенка к режиму, выгодному родителям, очень опасно, так как могут возникнуть не только нарушения со стороны органов пищеварения, если, к примеру, ребенок получает недостаточное питание (мама выдерживает ровные удлиненные интервалы между приемами пищи), но также может травмировать и нервную систему малыша.

Придерживаться режима дня следует и в выходные, и праздничные дни, чтобы не сбить малыша с толку.

Малыш перепутал день и ночь

Малыши не только в первые недели после рождения, но и в течение первого года часто путают день и ночь. Это означает, что в привычное вечернее время ребенок продолжает активно себя вести, аукать, гулить или петь песни, ползать по кроватке, тянуться за игрушками, что совершенно не радует родителей, которые уже настроились на отдых. И, конечно же, первым побуждением мамы будет взять малыша на ручки и начать укачивать. Но и такие мероприятия не всегда приводят к желаемому эффекту.

Очень часто такие периоды возникают при уменьшении необходимости в дневном сне, то есть при переходе ребенка, например, с трехразового на двухразовый сон, а также при перевозбуждении малыша, несоблюдении режима дня, более длительном дневном сне (более 3-4 часов) и пр. Конечно же, рано ли поздно малыш уснет, но для того, чтобы данная ситуация не повторялась каждый вечер, на следующий день нужно обратить внимание на сон ребенка в течение дня.

Если днем ваш малыш крепко уснул и спит более 2-3 часов, особенно если до предполагаемого ночного сна остается менее 3-4 часов, то не бойтесь его разбудить. Делать это нужно аккуратно, чтобы не вызвать негативной реакции со стороны крохи. Можно взять ребенка на руки, погладить его по спинке, ножкам, ручкам, ласковым голосом поговорить с ним, включить негромкую музыку.

После таких искусственных пробуждений малыш может очень активно выражать свое недовольство, капризничая. Приготовьте бутылочку или приложите ребенка к груди, заинтересуйте чем-нибудь интересным, например, игрушкой, или просто поносите его по дому, показывая разные комнаты и предметы.

Во время дневного сна не изолируйте ребенка от бытового шума, не зашторивайте окна от дневного света, достаточно ограничить попадание солнечных лучей на кроватку, чтобы кроха осознавал, что сейчас день.

Если малыш начал увеличивать интервалы между дневным сном, постарайтесь пропустить одно укладывание. Но при этом помните, что нужно быть готовым организовать более ранний ночной сон.

В течение дня старайтесь занимать малыша активными играми, песнями, танцами и обязательно прогулками на свежем воздухе. Но перед ночным сном все активные игры и упражнения нужно прекратить, иначе ребенок перевозбудится и не сможет уснуть.

Последнее кормление перед сном ребенка по возможности сделайте более сытным. Если малыш засыпает с грудью, то дайте возможность сосать ее ровно столько, сколько ему необходимо.

Старайтесь в ночное время в комнате, где спит малыш, не оставлять яркий свет, если вам все же необходим ночью свет, то лучше воспользуйтесь приглушенным ночником. Иначе малыш может подумать, что настал новый день и снова пора играть.

Есть и еще один очень действенный способ помочь ребенку уснуть – совместный сон , мамино тепло и ровное дыхание. Близость к материнской груди поможет малышу успокоиться и уснуть вовремя.

Режим дня во время путешествий

Путешествия с ребенком могут оказывать воздействие не только на физическое, но и на психологическое здоровье малыша, так как переезды сопряжены с посещением людных мест, сменой климата, привычной и комфортной обстановки, а часто и с характером питания. Поэтому для создания спокойной атмосферы во время путешествий, а также психологического комфорта постарайтесь придерживаться привычного для ребенка ритма жизни и режима дня.

Если поездка предстоит со сменой часового пояса, то в первые дни постарайтесь придерживаться домашнего расписания. Через несколько дней малыш постепенно начнет адаптироваться к изменившемуся световому дню.

Захватите с собой игрушки, книжки и другие вещи, которые ассоциируются у ребенка с домом. Они позволят соблюсти ставшие привычными ритуалы засыпания, утреннего пробуждения , дневные игры, в каком бы месте вы ни находились – в другой стране или у бабушки в деревне.

В первые несколько вечеров уделите крохе немного больше времени перед вечерним ритуалом засыпания – это поможет успокоиться после полученных эмоций и впечатлений и ощутить себя более комфортно в изменившейся обстановке.

Будьте готовы к тому, что может быть беспокойным, поэтому возможно несколько дней вам придется организовать совместный сон, чтобы ребенок чувствовал психологический комфорт.

По возвращении домой вы снова вернетесь к строгому режиму. Не бойтесь, что придется начинать обучение заново, ведь у малыша уже сформировались нужные навыки, и если вначале он немного собьется с ритма, то быстро вернется к правильным привычкам.

А.Л. Караваева, врач-неонатолог, м.н.с. отделения новорожденных отдела неонатологии и педиатрии ФГБУ НЦАГиП им. В.И.Кулакова
журнал для родителей «Растим Ребенка», апрель 2014

Режим дня годовалого ребенка не сильно, но все-таки отличается от распорядка, которого необходимо придерживаться в возрасте 10-11 месяцев. Основные изменения в этот период связаны с организацией дневного и ночного сна, изменениями в пищевом рационе, режиме прогулок. Если планируется раннее поступление малыша в дошкольное образовательное учреждение, режим необходимо составлять таким образом, чтобы он был максимально приближен к распорядку, утвержденному в детском саду. Если ребенок привыкнет все делать по графику, адаптация в яслях пройдет намного легче и быстрее, поэтому начинать приучение следует, как только крохе исполнится 1 год. Большинство детей идут в ясли в 1,5-2 года, поэтому у родителей есть достаточно времени, чтобы изменить существующий режим, если он по каким-то параметрам не соответствует требуемому распорядку.

Как приучить к определенному режиму или изменить существующий

Самая распространенная ошибка, которую совершают многие родители, пытаясь скорректировать распорядок дня годовалого ребенка, – это попытка ввести новые правила быстро. Ребенок не может сразу приспособиться к новому расписанию, особенно если до этого родители не придерживались конкретного распорядка или часто допускали погрешности в режиме. Иногда период привыкания к новым условиям может растянуться на несколько месяцев, поэтому маме нужно набраться терпения и не торопить кроху, если она хочет, чтобы переход на новый распорядок прошел безболезненно.

Важно! Не пытайтесь приучить ребенка к новому режиму дня быстро, наберитесь терпения.

Основные изменения, которые происходят в расписании дня годовалых детей, связаны с организацией дневного сна. Педиатры считают, что большинство здоровых детей в 1 год не нуждаются в двухразовом дневном сне, поэтому при проявлении признаков готовности перехода на одноразовый сон днем необходимо скорректировать режим таким образом, чтобы малыш спал 1 раз в день. Очень важно оценить готовность крохи к такому переводу, так как сон является важным условием здорового роста, правильного развития и эмоционального состояния малыша.

Ребенок готов к переводу на одноразовый сон продолжительностью 3-4 часа, если:

  • в привычное время укладывания (обычно это 10-11 часов утра) он не проявляет признаков усталости, не трет глаза, находится в хорошем настроении;
  • при попытке уложить его на утренний сон активно сопротивляется, плачет;
  • в кроватке не засыпает, играет с погремушками, рассматривает рисунки на постельном белье и мягких бортиках.

Важно! Если ребенок после перевода на одноразовый дневной сон стал капризным, плаксивым, у него испортился аппетит, следует проконсультироваться с врачом: возможно, кроха еще не готов к подобным изменениям.

Если ребенок объективно готов к переходу на одноразовый отдых днем, необходимо сдвигать время укладывания на 30 минут каждую неделю: в первую неделю укладывать спать в 10.30, вторую – в 11 часов и т.д. Придерживаясь такого метода, можно перевести ребенка на комфортный для него режим в течение 1-2 месяцев практически безболезненно.

От того, сколько раз в день спит ребенок, зависит, как именно составить распорядок дня, чтобы в нем было выделено время для прогулок, развивающих игр, занятий, кормлений и отдыха. Ниже приведены два варианта детского распорядка в зависимости от организации дневного отдыха.

Ребенок спит 2 раза в день

Если ребенок нуждается в кормлении перед сном, его также организовывают примерно за 20-30 минут до укладывания.

Ребенок спит 1 раз в день

Подъем у детей, которые спят 1 раз в день, обычно происходит позже, чем у малышей, продолжающих спать 2 раза в дневное время. Это необходимо учитывать при составлении режима.

Чем кормить годовалого ребенка

В год ребенок уже может питаться с общего стола при условии, что семья придерживается принципов здорового и диетического питания и не употребляет продукты, которые могут негативно повлиять на здоровье ребенка: колбасные изделия, специи, маринады, копчености. Важным изменением в этот период должен стать отказ от продуктов детского питания, продающихся в магазинах (готовые пюре, сухие каши и т.д.). Ребенок в этом возрасте не нуждается в питании, приготовленном таким способом, и слишком мягкая, однородная консистенция таких продуктов отрицательно влияет на жевательную функцию, может способствовать формированию неправильного прикуса, речевой задержке и нарушениям в работе челюстно-лицевого мышечного аппарата.


Рацион питания

  1. Молочные каши , в которые можно добавлять кусочки свежих или сушеных фруктов, мед, ягоды.
  2. Супы можно давать в обычном виде, не перетирая до состояния пюре, но важно, чтобы мясо в супе было измельчено, иначе ребенок может подавиться. Одним из вариантов является приготовление супов на овощном бульоне с последующим добавлением мясного пюре или фрикаделек из мяса.
  3. Мясо годовалому ребенку можно давать в виде паровых котлет, муссов, суфле, мягких запеканок. Допускается добавление обжаренного, мелкорубленного фарша к вареным овощам.
  4. Фрукты стоит давать кусочками, постепенно заменяя ими привычные для ребенка пюре.

Важно! Кормить годовалого ребенка следует 5 раз в день, постепенно отказываясь от утренних кормлений смесью или грудным молоком. Интервал между приемами пищи должен составлять не более 4 часов.

Как отучить ребенка от грудного вскармливания

Многие дети к годовалому возрасту сами отказываются от сосания груди, но есть и такие, кто готов питаться грудным молоком до 2-3 лет. После года состав материнского молока уже не удовлетворяет потребности детского организма, поэтому ребенка от грудного вскармливания необходимо отучать. Для этого можно воспользоваться следующими советами.

  • Если ребенок сосет грудь перед сном, можно попробовать предложить ему вместо молока какой-нибудь напиток из чашки или поильника. Это может быть молочная смесь для детей старше 1 года, компот, кефир или жидкая молочная каша. В первые недели напиток должен быть сладким, так как материнское молоко имеет сладковатый вкус, и ребенок может отказаться от пресных напитков.
  • Детей, которые используют грудь вместо соски, можно отвлечь сказкой, укачиванием, песенкой. Даже если кроха плачет и требует грудь, важно выдержать хотя бы 10-15 минут. Если плач после этого не прекратится, следует покормить ребенка, но не более 2-3 минут, и повторить попытку на следующий день.
  • Отучить от утренних кормлений грудью проще всего. Когда ребенок проснется, необходимо сразу предложить ему чай или дать кусочек печенья (сухарика), после чего увлечь игрой. Важно не переусердствовать с кормлением, иначе ребенок может отказаться от завтрака.

Если ребенок еще не готов к отучению от груди, не стоит торопиться. Лучше отложить это на несколько недель, после чего снова повторить попытку.

Важно! Отучать от груди можно только детей, которые умеют пить из чашки или поильника и уверенно удерживают их в руках без посторонней помощи.

Примерное меню годовалого ребенка

Прием пищи Чем кормить
Завтрак Молочная каша из геркулеса с бананом, напиток из ромашки, сухарик.
Второй завтрак Запеченная груша с медом
Обед Щи из капусты с мясными фрикадельками, морковное пюре с куриной котлетой, фруктовый сок.
Полдник Напиток из молока и злаков, детское печенье.
Ужин Отварная рыба с картофельным пюре, куриный желток вареный.
Поздний ужин Перед сном можно дать ребенку кефир или немного натурального йогурта без ароматизаторов и красителей.

Сон и его продолжительность днем и ночью

Продолжительность ночного сна у детей второго года жизни должна составлять около 10 часов без пробуждений. Дневной отдых, независимо от того, сколько раз спит ребенок днем, должен длиться не менее 3,5-4 часов.

Если ребенок в год плохо засыпает или спит ночью, это может быть вызвано несколькими причинами, среди которых:

  • слишком большая продолжительность сна в дневное время;
  • недостаточная физическая активность в течение дня;
  • несбалансированность дневного рациона, приводящая к голоду или, наоборот, тяжести в желудке в вечернее время;
  • короткие и нерегулярные прогулки;
  • несоответствие температуры и влажности в детской комнате санитарным нормам (спать дети должны в хорошо проветриваемых помещениях при температуре не выше 18°);
  • некачественное белье и одежда для сна.

Важно! Ребенок может плохо спать из-за проблем со здоровьем, например, заболеваний желудочно-кишечного тракта, аденоидов и т.д. Если ребенок, получающий хороший уход, продолжает плохо спать ночью, следует проконсультироваться с участковым врачом.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно в 1 год

  1. Приучать ребенка засыпать самостоятельно необходимо с 8-10 месяцев, так как потом сделать это будет гораздо сложнее.
  2. Примерно за час до ночного сна необходимо создать спокойную обстановку в комнате: выключить телевизор, компьютер, приглушить яркий свет.
  3. Важно в этот период ограничить подвижные и активные игры: идеальным вариантом будет, если за 20-30 мину до ночного сна ребенок уже будет лежать в кровати. В это время мама может разговаривать с ним, читать сказку, петь колыбельную.
  4. Большое значение для ребенка, привыкшего засыпать с мамой, имеет тактильный контакт: мама может гладить кроху по спинке, голове, ручкам.
  5. Не стоит долго держать ребенка на руках перед сном – для удовлетворения его потребности в тактильной близости перед сном достаточно 3-5 минут.
  6. Чтобы процесс расставания с мамой проходил менее болезненно, можно положить в кроватку любимую игрушку малыша.
  7. Перед сном все действия (чистка зубов, надевание пижамы) необходимо проводить в строгом порядке – это будет способствовать выработке привычек, связанных со сном.

Когда в семье появляется второй малыш, режим дня ребенка-первенца чаще всего претерпевает изменения. Мама уже не может пускать чередование периодов сна, бодрствования, питания и развивающих занятий на самотек и старается создать такой распорядок дня ребенка, который максимально близко будет к режиму самого младшего члена семьи.

Если есть возможность совместить сон малыша с первой прогулкой - смело совмещайте. Если дети охотно развиваются вместе - давайте добро, но если младший мешает при творческих и требующих сосредоточенности занятиях первенца, лучше запланировать их на время сна малыша, или самостоятельно занять младшего ребенка на это время интересной игрушкой соответствующей возрасту. Постарайтесь ощутить потребности детей и совместить их графики сна и бодрствования таким образом, чтобы было комфортно всей семье.

Режим дня: гибкость - залог равновесия

Не стоит забывать о том, что распорядок дня ребенка должен быть гибким, и если вы делаете все в нужной последовательности, но со сбоем в 20-30 минут - ничего криминального в этом нет. А еще режим дня ребенка должен учитывать характер и интересы обоих детей, быть разумным, и главное - он должен выполняться. Как же добиться этого, как приучить своих детишек, а главное - себя, к выполнению установленного распорядка?

  • Дети лучше всего все воспринимают в игровой форме - очень помогают такие мелочи, как картинки, расписания, галочки и флажки, будильники и таймеры, проигрывание ситуации с куклами.
  • Даже форс-мажор, например, приход бабушек или гостей, не должен слишком выбивать вас из графика.
  • Корректируйте режим в зависимости от самочувствия каждого из детей.
  • Не стоит заменять прогулки и активные игры телевизором или цифровыми устройствами - иначе энергия детей окажется нереализованной и это аукнется вам при укладывании на ночь.
  • Начните с себя. Если вы поведете детей от хаоса к режиму - они охотно пойдут за вами, пусть и не сразу.

Распорядок - это не твердые рамки, а примерный план на день. И если вам все удастся, то можно легко выполнять домашние дела либо в период сна детей, либо совместно с малышами, а вечер после половины десятого посвятить себе, мужу и хобби.

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Режим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок - личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет - подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу ).

Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на , особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок – понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее – поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев


6.00-7.00 - Бодрствование
7.00-9.00 - Сон
9.00 - Второе кормление
9.00-10.00 – Бодрствование
10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
12.00 – Третье кормление
12.00-13.00 – Бодрствование
13.00-15.00 – Сон
15.00 – Четвертое кормление
15.00-16.00 – Бодрствование
16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
18.00 – Пятое кормление
18.00-19.00 – Бодрствование
19.00-20.45 – Сон

21.00 – Шестое кормление
21.00-6.00 – Ночной сон
24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать , т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление
6.00-7.30 - Бодрствование
7.30-9.30 - Сон
9.30 - Второе кормление
9.30-11.00 – Бодрствование
11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
13.00 – Третье кормление
13.00-14.30 – Бодрствование
14.30-16.30 – Сон
16.30 – Четвертое кормление
16.30-18.00 – Бодрствование
18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
19.00 – Пятое кормление
19.00-20.45 – Бодрствование
20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)
21.00-6.00 – Ночной сон
23.00 – Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка – во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 - пробуждение, утренний туалет, первое кормление
7.00-9.00 – Бодрствование
9.00 – 11.00 – Сон
11.00 – Второе кормление
11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
13.00 – 15.00 – Сон
15.00 – Третье кормление
15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
17.00-19.00 – Сон
19.00 – Четвертое кормление
19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)
20.30 - Купание
21.00-7.00 – Ночной сон
23.00 – Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 – пробуждение
9:00 – завтрак
9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика
11:00-12:30 – прогулка
12:30-13:00 – обед
13:30-15:30 – дневной сон
16:00 – полдник
16:30-18:00 – прогулка
19:00 – ужин
21:00 – поздний ужин
21:30 – ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет – возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 - пробуждение, утренний туалет
8:00 – завтрак
8:30 - 9:30 – занятия, игры, гимнастика
10:00 – второй завтрак
10:30-12:30 – прогулка
12:30 – обед
13:00-15:00 – дневной сон
15:30 – полдник
16:00-16:30 – игры, занятия
16:30-18:00 – прогулка
18:30 – ужин
19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия
20:00 – подготовка ко сну, купание
20:30 – ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка – поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а ; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу
8:00-12:00 – занятия в школе
13:00 – обед, отдых, свободное время
14:00-15:00 – выполнение домашнего задания
15:30 – полдник
16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций
19:00 – ужин
19:30-20:00 – игры, и свободное время
20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры
20:30-21:00 – чтение на ночь
21:00 – сон

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты - плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя - если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок - это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня - основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге - утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

Фото - фотобанк Лори

Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены. С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.

Каким должен быть режим?

Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.

При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.

Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.

  • Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
  • Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
  • Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
  • Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

Что значит – бодрствование?

Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:

  • прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
  • изучение окружающего мира;
  • физическая активность;
  • занятия по развитию речи;
  • трудовая деятельность;
  • занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
  • творческая деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • обучение навыкам письма.

Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.

У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.

При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.

При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).

Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).

Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1–2 кружков. У него должно оставаться время на отдых, общение с родными. Чрезмерная развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна, снижению иммунной защиты организма.

Ориентировочный распорядок

Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:

  • 8700 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
  • 8:00 – 8:30 – завтрак;
  • 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
  • 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
  • 12:30 – 13:10 – обед;
  • 13:10 – 13:0 – подготовка к дневному сну;
  • 13:30 – 15:30 – сон;
  • 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
  • 16:00 – 16:30 – полдник;
  • 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
  • 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
  • 19:00 – 19:30 – ужин;
  • 10:30 – 20:30 – спокойные игры;
  • 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
  • 21:00 – 7:00 – ночной сон.

Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.

Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в дошкольном учреждении, и на выходных. Это позволит ребенку более продуктивно включиться в деятельность к началу следующей недели. Если же малыш пока не посещает дошкольное учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома. Тогда ему будет намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.

Режим «домашний»

А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.

Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.

Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.