Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем.

Дети, которые любят играть в песочнице, строить замки, рисовать песком, вырастают уверенными в себе и чаще достигают успеха. Кроме того, совместные занятия с песком помогают родителям изучить особенности поведения и развития ребенка.

Суть метода

Песочница является хорошим диагностическим средством, которое помогает эффективно преодолеть самые разные личностные проблемы, снять внутреннее напряжение. Песочная терапия помогает высвободить и понять свое подлинное Я, способствует восстановлению своей психической целостности.

Ребенок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать это помогает песочная терапия для детей Ребенок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения.

Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт малыш переносит в реальность.

Кроме того, нельзя не отметить уникальные свойства песка, который способен "заземлить" отрицательные эмоции, привнося гармонию в состояние человека.

Краткая история

Методика песочной терапии начала применяться в конце 1920 года психотерапевтами Анной Фрейд, Эриком Эриксоном и другими. В. Юнг разработал технику активного воображения, которая считается теоретическим фундаментом терапии.

В 1930 году Маргарет Ловенфельд изобрела технику «Построение мира», которая использовалась для работы с больными детьми и детьми с характера.

После изучения методики «Построения мира» Дорой Кальф была разработана юнгианская «Песочная терапия», которая применялась в работе как с детьми, так и со взрослыми. Здесь используется поднос, наполненный песком, и множество мелких предметов. Программа «Песочная терапия» дополняет другие виды психотерапии.

Она очень актуальна в современном мире. Мы все больше отдаляемся от природы, забывая свое естественное начало. Занятия с песком помогают вернуться к первобытным чувствам и ощущениям.

Цели

Для чего нужна песочная терапия? Занятия с песком помогают определить особенности личности ребенка, понять себя и свое Я, способствуют развитию мышления, фантазии, пальцев.

Они учат детей создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять. Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению веры в себя.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста используется не для того, чтобы изменить или переделать ребенка, она дает ему возможность быть самим собой. Подобные игры - это символический язык для самовыражения. Манипуляции с игрушками помогают ребенку выразить отношение к себе и другим людям, к происходящим событиям.

Какие проблемы помогают устранить занятия с песком

Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Она полезна для детей с особыми потребностями.

В детсадах и школах только начали использовать влияние, которое оказывает песочная терапия на психическое развитие детей. В дальнейшем планируется сделать такие занятия обязательными.

Пробуя рисовать песком, дети быстрее осваивают буквы и цифры, учатся различать понятия «право» и «лево», отличать день и ночь, времена года. Поэтому игры с песком может использовать не только психолог, педагогам такие занятия помогают намного эффективнее обучать детей. Песочная способствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия и памяти, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Стадии игры с песком у детей

Общие стадии такой игры выделил Джон Аллан в 1986 году:

1. Хаос . На этой стадии ребенок отбирает много фигурок, сваливая их в емкость с песком. Фигурки имеют разные размеры, принадлежат к разным категориям, среди них нет растений и животных. Такое поведение малыша говорит о тревогах, страхах и смятении, которые преобладают в его жизни. Эта стадия может продолжаться в течение нескольких занятий.

2. Борьба . На этом этапе среди фигурок появляются хорошие и плохие герои, хищные и травоядные животные, земляне и пришельцы и др., что означает противостояние, военные действия, конфликты. Стадия может длиться долго. На этом этапе нельзя торопить малыша, предлагая ввести положительный персонаж. Нужно дать возможность ребенку преодолеть внутренний конфликт самостоятельно, в необходимом ему темпе. О завершении стадии можно судить по заключенным мирным договорам, помилованию противника и сохранению его жизни.

3. Исход . Эта стадия означает гармонию и равновесие. На этом этапе все объекты связаны между собой, среди фигурок появляется зелень и плоды, животные расставляются парами.

Игры с песком в домашних условиях

Для домашних занятий понадобится коробка (65×75×8), голубая краска, емкость с водой, много мелких игрушек. Проследите за тем, чтобы ящик для игр не был шершавым и не имел острых краев. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в голубой цвет, который благотворно влияет на психику.

Песок для песочной терапии лучше брать желтый. Но для того чтобы создавать акценты в игре, подойдет и песок темного цвета. Чтобы ребенок мог лепить фигурки из песка, необходима емкость с водой. Фигурки для игры должны быть не больше 10 см в высоту. Подойдут игрушки из пластмассы и металла.

Базовые игры

Игр для песочной терапии много, для начала можно попробовать самые популярные:

1. Игра "Угадайка". В песок зарывают несколько фигурок и предлагают малышу узнать их, не вынимая из песка.

2. Игра "Веселые истории". Буквами алфавита выкладываются на песке несложные слова. Затем нужно их прочитать вместе с ребенком. После этого малыш закрывает глаза, а буквы прячутся в песок. Задача ребенка - найти буквы и восстановить слово.

3. Игра "Мой город". Малыш должен отобразить на песке свой городок или даже волшебную страну. Необходимо придумать историю, которая отображает происходящее в песочнице. Всем персонажам-участникам можно дать имена.

Групповые игры

Песочная терапия для детей дошкольного возраста проводится в группах из 4-6 человек. В том случае, если участники агрессивны или гиперактивны, в группе не должно быть более 3 человек. Групповые занятия развивают умение играть в коллективе, общаться с другими детьми, исполнять определенные роли, прислушиваться к себе, своим чувствам и волнениям и выражать свои мысли.

Задачами групповых занятий с песком является совершенствование умений и навыков практического общения с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии и образного мышления, умения сконцентрироваться, повышение активности детей.

Игра заключается в следующем. Дети становятся волшебниками, которые должны создать сказочную страну на необитаемой земле. Детям разрешается взять все, что они считают нужным. Страну создают все вместе или по очереди, не мешая друг другу, до тех пор, пока она не будет построена.

При этом необходимо вести наблюдение за поведением детей, за тем, как они контактируют друг с другом. Песочная терапия для детей дошкольного возраста полезна тем, что, играя, дети учатся самостоятельно разрешать конфликты, совместно преодолевать трудности, слушать и слышать других.

Противопоказания

Противопоказано заниматься песочной терапией детям, которые гиперактивны и имеют синдром детям-эпилептикам, малышам, у которых обнаружены аллергические реакции на пыль и мелкие частицы, а также легочные и кожные заболевания.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста под руководством психолога - прекрасный вид занятий, помогающий родителям получить ответы на вопросы, которые касаются внутреннего мира их малыша, позволяющий понять причины конфликтов, страхов и тревог и успешно провести коррекцию таких состояний.

Какой ребёнок не любит возиться в песке? А ведь это, казалось бы, незамысловатое развлечение многих поколений детей имеет глубокую психологическую основу, оказывающую влияние на саморазвитие. Поэтому песочная терапия сегодня – это эффективный способ помочь ребёнку дошкольного возраста вырасти гармоничной и целостной личностью.

Суть песочной терапии, её достоинства и недостатки

Картины на песке - это модель мира ребёнка

Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры с песком. Ещё в 20-30-е годы последователи Карла Юнга, впервые оценившего информативность поведения детей в песочнице, стали разрабатывать методику работы с сыпучим материалом. В 50-е детский психотерапевт Дора Калф систематизировала все научные изыскания в области изучения психического состояния ребёнка через его игры с песком. Согласно её выводам, ребёнок строит в песочнице свою модель мира, отображая все свои беспокойства, страхи и переживания. По информативности песочные творения могут быть не менее ценны, чем рисунки. К тому же, в песке малыш сам расставляет акценты поведения и действий персонажей, а это помогает ему находить правильные решения и в жизни. Кроме того, песок:

  • развивает мелкую моторику;
  • открывает широкий простор для проявления фантазии;
  • помогают регулировать механизмы мышления.

Занятия песочной терапией помогают:

  • лучше выражать свои мысли, объясняя песочные творения;
  • научиться отвечать за свои поступки и действия;
  • полагаться на собственные силы;
  • развивать самооценку;
  • преодолевать последствия психологических травм.
  • аллергикам;
  • страдающим от эпилепсии;
  • испытывающим дефицит внимания.

Влияние терапии на дошкольников

Песок развивает мелкую моторику пальцев

Проект введения песочной терапии как обязательного занятия в детских дошкольных учреждениях включён в Программу модернизации образования на ближайшие 2 года.

Для малышей песок – это не только способ позабавиться с приятным природным материалом. Терапия имеет вполне прикладное значение для умственного и физического развития детей, которые в ближайшем будущем пойдут в школу. А именно занятия с песком помогают:

  • освоить цифры и буквы;
  • различать «право» и «лево», день и ночь;
  • ориентироваться во временах года;
  • тренировать память;
  • развивать наглядно-образное мышление.

Как правило, групповые занятия с песком начинаются с 3 лет – возраста, когда малыш идёт в детский сад. Но индивидуальные занятия дома с мамой и папой можно начинать с того момента, когда кроха перестаёт тянуть всё в рот и начинает проявлять заинтересованность к играм в песке.

Стадии игры с песком

По картинам на песке можно определить эмоциональное состояние малыша

Учёные выделили три стадии игры малыша с песком:

  • Хаос. Это этап, когда на игровой площадке нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, люди, растения. Такое обращение с сыпучим материалом говорит о том, что ребёнок тревожен, взволнован.
  • Борьба. На этой стадии малыш чётко делит персонажей на хороших и плохих, причём преобладание последних может быть довольно значительным. Это период внутренней борьбы в душе у ребёнка. Психологи советуют не торопить малыша менять сюжет игры, добавляя положительных героев. Он должен сам прийти к этому.
  • Исход. Это последняя, финальная стадия терапии. Она обозначает, что ребёнок уравновешен, спокоен и находится в мире с собой.

Подготовка к работе с песком

Под ящик с песком нужно выделить уютное место в комнате

Для занятий с сыпучим материалом дома, нужно сделать специальную площадку для игр. Для этого потребуется:

  • плоская широкая коробка высотой около 7 см;
  • голубая краска;
  • лейка и небольшое ведро для воды;
  • небольшие разнообразные игрушки (металлические, пластмассовые высотой не более 10 см), камешки, ракушки.

Проверьте, чтобы в коробке не было острых углов или зазубрин. Внутреннюю часть ящика необходимо покрасить краской, которая будет вызывать спокойные ассоциации с водой или небом. Если у вас есть возможность выделить под занятия стол, то он должен быть гладким, а его высота подходить под рост ребёнка, чтобы работать можно было и сидя, и стоя. Что касается песка, то его выбор лучше оставить за малышом. Но рекомендуется брать тёплые жёлтые оттенки. Также не повредит и несколько тёмных – для создания контрастных сюжетов.

Упражнения

Главная задача упражнений - познакомить ребёнка с песком

Существует набор упражнений, которые позволяют детям лучше освоиться с новым непривычным материалом . Как правило, эти манипуляции применяются на этапе знакомства.

  • Попросите малыша положить ладошки на песок и описать, какой он на ощупь.
  • Пусть малыш нарисует пальцами змейку, выполняя красивые волнистые линии.
  • Пересыпание песка из кулачка в песочницу также помогает лучше прочувствовать материал.
  • Предложите малышу каждым пальчиком поздороваться с песочком. Для этого пусть положит ладошку в песочницу и закроет глаза. А вы насыпайте на каждый пальчик песок, задача малыша – угадать, на какой по счёту палец насыпан песочек.

Занятия

Занятия песочной терапией могут быть индивидуальные и коллективные

Работа детей в песке может быть индивидуальной и групповой. Если занятия подразумевают взаимодействие нескольких человек, то обязательно должен быть взрослый, который будет координировать вклад каждого участника . Например, можно предложить малышам построить сказочную страну. Каждый участник выбирает себе объект строительства и работает над ним, не мешая остальным, но соотнося свои действия с другими.

Игры

При индивидуальной работе можно освоить несколько базовых игр:

  • «Догадайся». Закопайте какую-то фигурку в песке и попросите ребёнка угадать кого. Для этого давайте наводящие характеристики объекта.
  • «Забавные истории». Вместе с малышом придумайте весёлую историю для фигурок на песке, и какие-то ключевые слова выложите буквами алфавита. Затем попросите ребёнка отвернуться, а в это время разбросайте буквы по ящику с песком. Задача для крохи – раскопать буквы и сложить потерянные слова.
  • «Город моей мечты». Предложите ребёнку построить город, в котором он хотел бы жить. Обязательно нужно назвать всех героев, придумать им истории.

Видео: Развитие мелкой моторики с помощью песка

Песочная терапия позволяет не только полноценно развивать малыша, но и устранить проблемы психологического характера. Также это отличный способ провести время с любимым чадом, узнать о его беспокойствах и показать, что вы любите, принимаете его в любом настроении. Совместное творчество в песке помогает воспитанию в ребёнке характера, уверенности в себе и своих силах.

Безграничны возможности и фантазии человека. Приглашаем вас к продолжению разговора об арт-терапии. Сегодня рассмотрим одно из ее направлений — песочную терапию. Узнаем ее секреты, кому и для чего она подходит, а также предложим конкретные упражнения для детей и взрослых.

Песочная терапия для взрослых и детей

Что такое песочная терапия и как она может помочь человеку в решении его трудных ситуаций? Кто и как может применять упражнения в песочнице? Об этом – в нашей статье.

Песок – особый материал, ведь он, можно сказать, «родом из детства». Кто из нас не любил в совсем юные годы повозиться с куличиками и лопатками? Наверное, мало таких, ведь песочница во все времена была магнитом для малышей.

Правда, мы часто воспринимаем песок как среду для свободной игры, и недооцениваем его коррекционные и терапевтические свойства. И уж точно не всегда осознаем, что играть в песке полезно не только детишкам, но и взрослым. Что же полезного несет в себе песочная терапия?

Возникновение и суть песочной терапии

Песочная терапия – одно из направлений проективной психотерапии. Основателем метода считается Карл Юнг, позже инициативу поддержали его ученики.

Если бы можно было описать суть песочной терапии в одном предложении, оно звучало бы так: подсознание человека общается с ним на языке знаков и символов, и уже они помогают нам решить собственные проблемы и трудности в разных сферах жизни и отыскать ответы на непростые жизненные вопросы.

Проще говоря, на песочном полотне мы перепроживаем какие-то моменты своей жизни, и как бы заново перерисовываем собственную «картину», получая новый чувственный опыт, что впоследствии проявляется переменами уже в реальности.

Песочные картины, которые мы создаем собственноручно, помогают вытащить на белый свет неосознанные чувства, конфликты и переживания. Специалист по песочной терапии может рассмотреть все это на картине клиента, понять, что его тревожит и как ему максимально эффективно помочь.

Песочная терапия часто используется в практике многих детских и «взрослых» психологов, сказкотерапевтов, арт-терапевтов, воспитателей детских садиков. Но для применения ее элементов и получения позитивных сдвигов в собственной жизни и жизни детей совсем не обязательно месяцами и годами учиться и защищать диплом специалиста, хотя, конечно, это тоже очень полезно. Но для начала можно попробовать метод и применить его элементы на практике в домашних условиях.

Функции песочной терапии

Сама по себе возня в песочнице – процесс очень приятный. Посмотрите, как играют дети! Их не надо заставлять покопаться в песке, и даже лепка куличиков, пересыпание, просеивание песка успокаивают и расслабляют как ребенка, так и взрослого.

Кроме того, к функциям песочной терапии относят:

  1. Диагностическую – определенным образом построенная игра в песочнице поможет терапевту, родителям или самому взрослому клиенту увидеть ответы на многочисленные вопросы о своем внутреннем мире или мире малыша, понять настоящие причины страхов и тревог.
  2. Развивающую – в песке можно проводить развивающие игры. Прямо в песочнице можно проводить занятия по обучению счету, письму, чтению, сортировке и т.д. Все это хорошо запоминается и легко дается малышу, если «одеть» развивашку в сказочную форму и весело обыграть. Кроме того, песочные игры развивают мелкую моторику, внимание, воображение, образное мышление ребенка, а также его речь, ведь в процессе он учится говорить, «озвучивать» героев в песочнице, связно говорить.
  3. Коррекционную – с помощью определенных игр в песочнице можно так перенаправить деятельность ребенка, что его поведение постепенно начнет меняться в лучшую сторону.
  4. Высвобождающую – в песке малыш может свободно выразить свои эмоции и чувства, выпустить негативные переживания. Ведь далеко не каждый малыш в состоянии говорить о своих чувствах вслух. Но внимательная мама обязательно заметит его трудности, просто наблюдая за его играми. И самому ребенку тоже полегчает после таких игр, он сможет прожить эмоцию и пойти дальше, не «зависая» на ней. Кстати, это актуально не только для детей, но и для взрослых.
  5. Психотерапевтическую – в песочнице мы можем исцелить всевозможные трудности малыша, его фобии, страхи, тревоги и т.п. Но с этим лучше всего обратиться к профессионалу.

Песочная терапия в домашних условиях. Как организовать?

Организовать дома песочницу не так уж сложно. Вам понадобятся:

Прямоугольный деревянный ящик размером 70Х50Х8 см, но можно, конечно, рассмотреть и другие варианты. Психотерапевты в своей работе используют песочницу с голубыми бортиками и дном. Мы же можем взять любую удобную емкость – таз, поднос, контейнер из пластика (удобно, если он с крышкой, так после игры можно быстро убрать и спрятать песок).

Собственно, песок. Важно, чтобы он был очищенным и безопасным. Такой песок можно приобрести в зоомагазине, но можно и самостоятельно подготовить, тщательно промыв и прокалив в духовке. И тогда можно не бояться проверки «на зубок», которая в случае с малышами случится непременно, и в самый неожиданный момент.

- Маленькие игрушки – модели из реальной жизни: куколки, предметы игрушечной посуды, фигурки растений, животных, машинки, домики, а также природные материалы – палочки, желуди, камни, шишки, каштаны.

— Водичка. Это необязательно, но работа с сухим и влажным песком дает разные ощущения, почему бы не поэкспериментировать?

Игры с песком

Предлагаю вам несколько игр в песочнице для малышей и одно упражнение для взрослых:

Песочный дождь

Попросите ребенка положить руки в песочницу. Посыпьте песком на его ладошку, и предложите ему тоже посыпать «дождиком» на ваши руки. Эту игру малыши обычно воспринимают на «ура».

Ветер

Возьмите соломинку для сока и предложите крохе аккуратно в нее подуть, предварительно опустив второй конец трубочки в песок. Важно быть аккуратными и следить за действиями ребенка.

Кто здесь прячется?

Предварительно спрячьте в песочнице несколько игрушек, а затем попросите ребенка их отыскать. Малышу точно понравится эта игра! А еще, можно попросить его самого спрятать игрушки от вас.

Строительство новых миров

Предложите ребенку построить на песке сказочный мир, где будет все, что ему хочется: города и страны, поля, реки и озера. Детям постарше можно задать задачку построить мир мечты или город будущего, и рассказать потом о нем как можно подробнее.

Мост в новый мир – упражнение для взрослых

Цель: гармонизация состояния, анализ ценностей и достижений.

Длительность – 20 минут.

Необходимые материалы: поднос с песком или манкой.

Схема выполнения:

Положите руки на поднос с песком (или манкой). Попересыпайте материал, познакомьтесь с ним. Он шершавый или мягкий? Прохладный или теплый?

Нарисуйте на песочном поле водоем, а через него — мост. Интуитивно, как пойдет.

Рассмотрите свой мост. Какой он? Где на этой картине вы? Попробуйте мысленно «попутешествовать» по разным областям песочной картины и прочувствовать, где и какие ощущения приходят.

Если вы сейчас хотите что-то изменить, обязательно сделайте это.

Почувствуйте, что с вами сейчас происходит, какие новые чувства, мысли, инсайты появились? Запишите их.

И позже ответьте на вопросы:

  • Нравится ли вам ваша картина?
  • Как бы вы ее назвали?
  • О чем говорит ваша работа? Запишите хотя бы три ассоциации.
  • Какие чувства вы испытываете, глядя на свое творение?
  • Если бы картина могла говорить, что бы она вам сказал?
  • Какие два небольших действия вы готовы сделать уже сегодня, чтобы построить этот мост в новую жизнь? Сделайте это!

Обязательно попробуйте эти игры в песочнице и техники песочной терапии, и пусть они подарят вам много творчества, энергии и радости!

В завершении приглашаю полюбоваться на чудеса песочных сказочных картин, возникающих в руках мастера:

Анна Кутявина,

Профессиональный психолог и мама.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком (читайте о нем больше на странице блога «Великие психологи»). Позже песочная терапия для детей дошкольного возраста начала применяться массово. Сейчас родители пытаются организовать занятия в домашних условиях или отдать детей в специализированную группу развития. И это дает ощутимые результаты!

Песок становится своеобразным средством коммуникации для ребенка. Это чуть ли не первая игровая зона, в которой он учится играть самостоятельно. Мелкие крупицы притягивают, как магнит, ведь с ними можно придумать столько игр! Их можно просеивать, строить тоннели, дома и фигурки.

Занятия с песком детям дошкольного возраста помогают самовыразиться. Малыши еще не умеют говорить, а старшие детки – недостаточно хорошо формируют свои мысли. В песочнице ребенок открывает свое внутреннее «Я».

Это также отличное средство для развития мелкой моторики пальцев. На их подушечках сосредоточено множество рецепторов. Песочные крупицы стимулируют их работу, развивают тактильные ощущения. Кроме того, занятия с песком развивают воображение и креативность ребенка.

Чем полезна песочная терапия для детей дошкольного возраста?

Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми. С песком ребенок видит результат своей работы. Это делает его ответственным и помогает развить новые качества, присущие взрослому человеку.

Главное, что ребенок в песочной терапии черпает для себя и пользу, и интерес. Упражнения для пальчиков здесь гармонично переплетается с актерскими навыками. Это стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, поэтому терапия может использоваться с самого раннего возраста, когда детей начинают посещать первые страхи.

Фигурки, которые ребенок лепит из песка, указывают на его внутренние тревоги. Задача мамы и педагогов – разгадать, какие проблемы его волнуют и вовремя помочь, успокоить, переключить внимание. Для этого одного занятия мало. Иногда требуются месяцы игровых сеансов.

Цель песочной терапии – не поменять характер ребенка, а, наоборот, дать ему свободу самовыражения.

Она имеет такие преимущества:

  • Для занятий детям не нужны особые знания, навыки умения, поэтому заниматься с песком могут даже малыши в раннем возрасте.
  • В игре исключены ошибки. Каждый играет так, как ему хочется, поэтому поводов для расстройства нет. Творить собственный мир получается у всех!
  • Ребенок учится выходить из сложных ситуаций. Он не один. Рядом должен находиться наставник (родители, воспитатели, терапевт), который поможет ему преодолеть трудности.
  • Песочная терапия детей с песком развивает: внутренний мир ребенка, его логику, умение фантазировать, мыслить образно. На примере песочницы несложно показать разницу между добром и злом, плохими и хорошими поступками.

К основным задачам терапии относят:

  • формирование позитивного восприятия мира;
  • укрепление навыков коммуникации;
  • развитие умений решать сложные задачи, корректировать ошибки;
  • устранение агрессии, замкнутости;
  • развитие внутреннего «Я» ребенка, самостоятельности и уверенности в себе;
  • улучшение познавательных процессов (например, памяти и внимания).

Песочная терапия: популярные упражнения и виды игр

Для детей дошкольного возраста песок – возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком – не просто забава, а важная часть развития. От терапии можно получить еще больше пользы, если ребенок будет играть со взрослым в одну из разработанных психологами игр.

Для примера, рассмотрим четыре эффективных упражнения песочной терапии:

  1. Чувствительные ладошки. Посредством развития тактильных ощущений, ребенок учится определять разные состояния песка (например, мягкое и твердое).
  2. Отпечатки. Это упражнение для детей очень простое: ребенок оставляет на песке собственные следы или схематично рисует следы лап животных.
  3. Секретик. Взрослый прячет предмет в песке. Задача ребенка – пользуясь подсказками, отыскать и откопать его. Затем очередь переходит к малышу – он закапывает, а взрослый ищет.
  4. Рисование. С помощью пальчиков или палочки ребенок рисует в песке цифры, буквы, геометрические фигуры. Если умения позволяют, можно создавать целые картины.

Эти игры кажутся взрослым примитивными. Но они положительно влияют на психику детей. Если регулярно заниматься песочной терапией, то это благотворно скажется на развитии речи, памяти и внимания ребенка.

Терапевтические игры с песком бывают двух видов:

  • Индивидуальные;
  • Групповые.

Индивидуальные занятия ребенка помогают определить:

  • Наличие внутренних конфликтов, вызванных внешними обстоятельствами (война, катастрофы);
  • Агрессивное состояние, его направленность;
  • Проблемы внутри семьи. В этом случае песочные фигурки выступают прототипом взрослых, родителей, близких родственников;
  • Выявить спрятанные ресурсы личности, внутренние возможности. Например, ребенок создает волшебные предметы, которые помогают решать проблемы;
  • Возможную реакцию на затруднения (ребенок может проявлять заботу или, наоборот, равнодушие)
  • Уровень развития самовосприятия, склонность к самоанализу, самопознанию.

Игры песком полезны для групп детей дошкольного возраста. Они помогают определить:

  • Микроклимат, взаимоотношения между детьми;
  • Раздел ролей;
  • Стиль поведения каждого участника группы.

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Если для здоровых детей игры просто полезны, то для малышей с психическими нарушениями – это неотъемлемая часть выздоровления. Коррекционные возможности терапии используются для помощи пациентам с эмоциональными и поведенческими невротическими отклонениями. Она также применяется, как вспомогательный метод развития сенсорики и снятия психоэмоционального напряжения.

Наиболее хорошо упражнения в песочнице показывают себя в работе с детками с:

  • Задержкой психического развития – ЗПР;
  • Ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ;
  • Общим неразвитием речи – ОНР.

Детей, страдающих этими отклонениями, объединяет неустойчивость эмоциональных проявлений, трудности с самоконтролем, вспышки агрессии, неумение находить общий язык с одногодками, резкая и постоянная смена настроения, повышенная тревожность, грубое поведение с другими, суетливость. Их также преследует страх. Какие есть виды страха, и зачем с ним бороться, можно дополнительно прочитать в статье «Как бороться со страхом?»

Важно, что ребенок в песочной терапии самостоятельно формирует характер своей игры и персонажей-фигурок. Они взаимодействуют между собой, общаются, ведут диалоги. Все эти действия также инициирует малыш. Бывает так, что он подключает к игре взрослого и определяет для него роль. Например, позволяет управлять каким-то персонажем. Задача взрослого – понаблюдать за ребенком и понять его переживания.

Терапия подходит для 2-летних детей с плохо развитой речи. В работе с ними применяется упражнение «Песочная грамота». Ее задача – улучшить восприятие слов, откорректировать произношение, а также развить навыки чтения и письма. Разные игры направлены на устранение разных видов отклонений.

Малыши, отстающие в интеллектуальном развитии, проводят в песочнице около 1 часа. Последовательного сюжета они, как правило, не выстраивают, но четко отслеживается противостояние, раздел песочницы на отдельные зоны, параллельное ведение игры.

Терапия используется не только, как метод лечения невротических заболеваний, но и как профилактика психических отклонений. Разыгрывая воображаемые ситуации и сказки в песке, ребенок получает мощное профилактическое средство от всех видов расстройств. Уделяя таким занятиям больше игрового времени, удается оградить ребенка от негативных эмоций.

Как организовать сеансы в группе?

Для организации песочницы нужен песок, лучшего всего двух типов: сухой и увлажненный. Эксперты советуют использовать мелкофракционный кварцевый песок с крупицами 0.1-0.3 единиц. Оттенок можно выбрать любой – от рыжего до белого. Лучше, чтобы материал был мягким и без труда струился. С ним будет приятней работать.

Потребуется также две больших емкости под песочницы. Одна – с нижней подсветкой. Она пригодится для сухого материала. Вторая – с влагостойким днищем и бортиками. Она нужна для работы с влажным песком. Лучше, чтобы бортики песочницы были повыше.

При работе с песком ребенок сможет использовать различные мелкие игрушки по возрасту. Для детей 2-3 лет потребуются более крупные игрушки, которые они не смогут проглотить. Старшие детки могут брать игрушки типа Kinder. Подойдут также предметы из разных материалов: глиняные, пластиковые, металлические, древесные.

Сеанс терапии начинается с того, что каждый ее участник выбирает себе игрушки, которые пришлись по вкусу. Не нужно торопить ребенка в выборе. Он должен иметь свободу действий и ориентироваться на свои предпочтения. Затем малыш раскладывает игрушки в песочнице на свое усмотрение. Процесс расстановки у всех происходит по-разному, из чего педагог может сделать первые выводы о психоэмоциональном состоянии ребенка.

С песком ребенок играет самостоятельно. Вмешательство взрослого минимальное. Например, он может помочь, если у малыша возникнут трудности или он сам позовет играть. Игры могут быть различные: можно использовать ситуации из повседневной жизни, придумывать сказки, показывать профессии, рисовать растения, лепить животных, предметы быта.

Лучше, чтобы в работе с песком ребенок был сосредоточен на одном задании с определенным типом игрушек. В аудитории, где находятся дети, можно включить приятную, медленную музыку. Допустимо заниматься в тишине. Это зависит от предпочтений детской группы.

Этапы песочной терапии

Итак, пескотерапия – не просто игра, о которой тут же забывают после окончания. Это метод психологической помощи ребенку, поэтому она требует тщательной проработки со стороны педагога или психолога, особенно, если у малыша наблюдается невротическое отклонение.

Суть тренингов с песком и ребенком – раскрыть спрятанные фобии и замаскированные отклонения.

Достичь этой задачи можно, тщательно выполняя такие этапы:

  1. Время в песочнице. Специалист или родитель организовывает упражнение с песком и игрушками. На этом этапе происходит наблюдение за подопечным или группой дошкольников.
  2. Обсуждение. После окончания игры, происходит анализ воспроизведенных ситуаций. Специалист делает выводы относительно каждого персонажа, который фигурировал в процессе игры. Он объясняет, какова была его роль, что он означает, о каких проблемах сигнализирует. Это позволит родителям подойти к воспитанию малыша более осознано.
  3. Повторный сеанс. Конечно, одного занятия недостаточно. Нужно не останавливаться на достигнутом, и заниматься до тех пор, пока тревожные симптомы не исчезнут. Психологическая песочница уместна в любом возрасте, даже взрослом. Чем больше занятий будет проведено, тем лучше можно проработать каждую проблему.

Как дети реагируют на песок?

Многие терапевты настаивают, что воображаемый мир, которые дети создают в песочнице, является примером их взаимоотношений с матерями. Другими словами, в работе с песком ребенок отражает материнское бессознательное.

Неважно, как играет малыш. Одни дети любят полностью опускать руки в песок. Им это нравится. У них появляется довольная улыбка, и сразу наступает умиротворение, уходит агрессия. Ребенок настраивается на спокойный, творческий лад.

Другие дети боятся даже кончиком пальцев потрогать песок. Они недоверчивы и ждут поддержки взрослого. Поначалу им даже трудно довериться родителю, педагогу или психологу. Они постепенно опускают пальцы в песочницу и только после того, как поймут, что в ней не опасно, начинают творить.

В играх с песком ребенок может отдавать предпочтение сухому или мокрому материалу. Бывает, дети наливают много воды, превращая песок в жидкую субстанцию, устраивают в нем прятки: зарывают и откапывают мелкие предметы. В процессе они пытаются почувствовать свою значимость и ценность для взрослого наставника.

Занятия песочной терапии в дошкольных заведениях дают возможность освободить внутренне пространство малыша для его личности. Именно поэтому так важно дать ему свободу выбора в самом начале сеанса. Нужно позволить ему разорвать негативную проекцию семьи и стать самостоятельным творцом своей жизни.

Юнгианская методика – это невербальная форма взаимодействия с ребенком, поэтому она позволяет проникнуть в глубинные слои психики. Сеансы с песком для ребенка становятся движущей силой исцеления, разрешения его внутренних и внешних конфликтов. Организация процесса несложная, а польза – максимальная, поэтому педагоги и психологи рекомендуют включать пескотерапию в повседневную жизнь дошкольников.

В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.

Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика получила название Sandplay.

Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?

  • В Сандплей используется деревянный ящик , окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
  • На 2/3 объема ящик засыпается песком . Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек . Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии :

  1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим или . Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  3. Предметы домашнего обихода : детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  4. Сказочные персонажи добрые и злые.
  5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои .
  6. Украшения , сувениры.
  7. Природные элементы : ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей

Предложите детям проделать следующие действия с песком:

  1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как ашинки, как санки, как змейки.
  2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а, напротив, всячески поощрять и хвалить его.
  3. Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
  4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
  5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
  6. Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с комментариями.


Песочная терапия: упражнения для детей для развития моторики, снятия эмоционального напряжения, агрессии

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.

Упражнения для песочной терапии

  1. На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие , учат давать характеристику своим ощущениям.
  2. Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
  3. Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.


Как применяется песочная терапия для коррекции эмоциональных, логопедических и других проблем у детей?

Как песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний?

Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез, агрессивное поведение.

Психологи называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии – подобное лечится подобным.

Психологи говорят, что в таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний на мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют. Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять. Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку.

Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.

Юнгианская песочная терапия, наряду с игротерапией, как раз представляют собой такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции. Метод дает возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме эмоциональное состояние клиента ребенка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие ее к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребенка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта. (Прилуцкая Мария Игоревна - клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова), детский психотерапевт, специалист по аналитической работе с психосоматическими расстройствами у детей и взрослых, Московская ассоциация аналитической психологии (МААП).

Примеры проективных игр:

  1. «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.
  2. «Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.
  3. «Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик:

Использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

Н. Скибинская, аналитический психолог, песочный терапевт:

Есть дети, которые опускают руки по локоть в песок и плескаются в песочнице, как в воде. У них на лице блаженная улыбка, и они говорят: «Как хорошо! Как приятно!» В это момент не хочется ни о чем говорить, и наступает спокойствие и умиротворение.

Другие дети иногда даже боятся притронуться к песку. Один ребенок потихоньку спускал пальчик по бортику песочницы, смотря мне прямо в глаза, как будто боялся обжечься. Так обычно трогают воду, чтобы понять, горячая она или холодная? Он пытался понять, можно ли мне доверять, не обману ли я его? Но как только он убедился, что песок и обстановка вокруг ничем ему не угрожает, то легко стал с ним взаимодействовать.

Некоторые льют в песочницу много воды. Им нравится возиться в этой «грязи». На улице обычно мамы это не приветствуют, но здесь можно. Процесс работы в мокром песке бывает очень завораживающим, и это состояние иногда хочется продлить. Переполненная различными чувствами душа во взаимодействии с мокрым песком находит спокойное освобождение. Психика как будто лечит себя сама. Внутреннее пространство освобождается для нового положительного опыта и чувства принятия, доверия и любви.

Многие дети в песке любят играть в прятки. Они закапывают что-нибудь в песок, а терапевт должен это найти. Потом меняются местами. Таким образом, дети пытаются почувствовать свою нужность и ценность для родителей в переносе на терапевта.

Многие терапевты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда влияет на него разрушительно. Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.

Методика Sandplay может быть применима не только в психологии для психокоррекции, но и в домашних условиях в познавательных целях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии, успешно корректировать поведение своих детей.

В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности. Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и подсветкой для рисования песком. Затраты здесь не велики, дорогие игрушки стоят куда больше. Зато отдача от таких игр превзойдет самые смелые ваши ожидания.