Любой ребенок с рождения имеет индивидуальный темперамент, он и определяет поведение малыша на ранних этапах развития. Воспитательные мероприятия целесообразно начинать с момента осознания ребенком своей личности. Психология воспитания ребенка 2–3 года включает советы, которые способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности. По поведению 2–3-летнего малыша рано судить, каким будет его характер во взрослом возрасте. Он только учится управлять собой, и родители должны помочь ему в этом.

Такое явление, как кризис двух лет, знакомо многим родителям малышей. Иногда ребенок в этом возрасте буквально преображается, начинает упрямиться на каждом шагу и проявлять непослушание. Он с недетским упорством отклоняет любые требования и при помощи протеста утверждает свое «я».

Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролировать естественные отправления. Он понимает, что не является одним целым со своей матерью, а представляет собой

Чтобы подчеркнуть свою самостоятельность малыш сопротивляется любым просьбам и всячески противодействует давлению родителей. Лишь путем противопоставления себя взрослым, он вступает на путь индивидуализации. Этот период родителям надо просто пережить, поскольку без него невозможно дальнейшее формирование.

Особенности психологического развития ребенка 2 лет:

  • Малыш учится подражать. Родитель или педагог для него - эталон.
  • Быстро развивается речь и пополняется словарный запас. Малыш может выполнять сложные действия по просьбе родителя. Он пытается понять, о чем разговаривают взрослые и принимать участие в беседе.
  • Он еще не сильно интересуется сверстниками. Любимый вид его деятельности - исследование предметов, и на этом этапе надо помочь ребенку изучить их свойства.
  • Кроха начинает осваивать общепринятые нормы поведения.
  • Он не способен планировать свои действия и поступки. Ребенок действует спонтанно, под влиянием импульса.
  • Малыш исследует свое тело и его свойства в различных положениях, начинает использовать мимику.

Малыш пытается управлять собой физически и психологически (самостоятельно садится на горшок, отказывается выполнять просьбы, убегает от взрослого во время прогулки). В 2 года в психологии ребенка появляется чувство автономности, которое нуждается в подкреплении.

Взрослым необходимо проявить терпение и гибкость. Не надо пытаться сломить упрямство ребенка, но и бесконечно уступать тоже нельзя, есть риск воспитать домашнего тирана. Лучше отвлечь малыша, переключить его внимание на что-нибудь интересное и веселое. Это поможет избежать противостояния. Необходимо хвалить ребенка за каждое достижение, стимулировать его творчество и фантазию. Он должен чувствовать, что его мнение уважают и с ним считаются, как со взрослым. Но в вещах, касающихся здоровья и безопасности малыша, следует проявлять твердость. Он быстро усвоит, что в некоторых случаях упорствовать бесполезно.

Особенности поведения и психология ребенка 2–3 года жизни

Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.

Развитие речи и артикуляционных навыков

В два года ребенок многое понимает и часто неплохо говорит, его словарь быстро пополняется. С малышом надо разговаривать как можно чаще. Замечено, что у молчаливых родителей дети осваивают речь гораздо позже. Фразы должны быть лаконичными, но при этом эмоционально окрашенными. Нельзя коверкать слова, разговаривая с ребенком.

Дети, у которых есть сестры и братья, хорошо разговаривают уже в возрасте 2 лет. Они изъясняются простыми фразами о том, что интересно малышу. Старшие дети используют в своих играх действия и команды, требующие выполнения. Это способствует развитию речевых навыков. В играх со сверстниками этого нет.

В играх двухлетних детей должен участвовать взрослый или старший ребенок, который инициирует совместные действия (например, приготовление куличиков, построение домика). Это поможет малышам действовать коллективно, конкурировать и взаимодействовать при помощи речи.

Пособие по детской психологии для родителей малышей 2–3 года жизни рекомендует:

  • играть в игры с подражанием звукам. Малышам это нравится и параллельно развивает артикуляционные навыки;
  • рассматривать книги и предлагать ему самому заканчивать простые фразы;
  • проговаривать или пропевать сложные слова;
  • изучать свойства предметов, например, мягких игрушек (цвет, размер, температуру и т. д.);
  • разучивать скороговорки и песенки.

Отличия в психологии ребенка 2–3 года, девочки:

  • знания лучше воспринимают поэтапно, любят повторение и закрепление;
  • информацию в основном воспринимают в аудиоформе, поэтому им лучше не показывать, а объяснять;
  • девчонки неравнодушны к ярким и красивым вещам. Для игр им подойдут куклы и мягкие игрушки, с которыми можно разыгрывать сценки;
  • они чувствительны к ласке и больше нуждаются в проявлении нежности, чем мальчишки.

Девочкам 2–3 лет можно приобрести наборы посуды, мебели и бытовой техники, чтобы они могли играть в хозяек. Они стремятся подражать мамам и любят помогать по хозяйству. Это поможет развить у них желание заботиться о ком-либо, проявлять материнские чувства.

Задания для детей, еще не освоивших речь

Не всегда малыш в 2 года умеет говорить. Это не должно быть поводом для беспокойства, если он понимает, когда к нему обращаются, выполняет просьбы родителей, смотрит во время общения прямо в глаза. Он обязательно со временем заговорит. Нужно больше разговаривать с ним, читать книжки, петь ему песенки. Также для интеллектуального развития важно задействовать мелкую моторику.

Формирование речи зависит частично и от физического развития малыша. Кроме занятий на мелкую моторику, надо позволять ему подвижные игры (езду на велосипеде, лазание по спортивным снарядам, лестницам). Полезно приобрести игрушку-сортер минимум с 4 разными формами. Во время игры надо называть геометрическую форму и пальцами ощупывать границы контура. Опустить в соответствующее отверстие.

Нельзя ограничивать мальчика в переливании воды и пересыпании любых предметов из одной формы в другую. Нужно только предварительно создать площадку, которую проще убирать. Можно делать аппликации, вырезать, лепить из пластилина шарики и колбаски, рисовать фигуры. Все эти действия полезны для развития малыша.

Нравственное воспитание

Советы психолога родителям по воспитанию ребенка 2–3 лет

До достижения малышом возраста 2–2,5 лет, его бессмысленно наказывать. Он еще не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но никак не связывает его с собой, и не осознает как это произошло. Единственное, что он вынесет из наказания или порицания - что он плохой и его не любят.

До определенного времени надо воздержаться от гневных тирад и подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно их не в состоянии понять. На этом этапе достаточно четких и разумных ограничений и запретов.

Приблизительно с 2,5 лет ребенок начинает себя ощущать , и он уже способен понять, кто виноват в произошедшем инциденте. Он осознает, что некоторые действия являются хорошими и радуют близких людей, а иные - плохими. Но он еще только учится управлять собой, и время от времени будет продолжать поступать наперекор.

Часто в этом возрасте у детей появляются воображаемые друзья, на которых они перекладывают ответственность за плохие поступки. Это позволяет малышу не чувствовать за собой вину от содеянного проступка. Важно понять мотивы его поведения. Для этого надо обсудить с малышом происшествие, и помочь исправить ситуацию. Делать это надо спокойным, дружелюбным тоном, тогда он не будет бояться наказания и охотно объяснит, что им двигало.

В трехлетнем возрасте дети часто ведут себя плохо, определяя границы дозволенного и поступая назло родителям. Это дает им ощущение взрослости и самостоятельности. Если наказывать за проступки, то вместо послушания малыш окажет сопротивление. Важно на этом этапе проявить терпение, со временем отношения с малышом наладятся.

В этой статье:

Анализируя психологические особенности детей 2-3 лет, понимая тонкости их поведения, взрослые могут наладить контакт и поспособствовать максимально гладкому протеканию кризиса, свойственного этому возрасту.

Дети в 2-3 года: особенности поведения в процессе занятий

На третьем и четвёртом годах жизни главная особенность малышей - это повышенная эмоциональность. Ребёнок пока не способен до конца контролировать эмоциональные всплески, при этом он легко переключаются с одного состояния на другое, чем могут воспользоваться взрослые, желая отвлечь малыша.

Малыша, который чем-то расстроен, раздражен или опечален, можно легко отвлечь игрой, игрушками, покачиванием. Активные действия помогут малышам забыть о том, что их беспокоило, и зарядиться позитивными эмоциями.

Обучать детей в этом возрасте можно только при условии, что они будут проявлять интерес к тому, о чём идет речь во время занятия. Важно, чтобы малыш не только понимал материал, но и доверял человеку, который с ним работает.

У 2-3-летних детей механизмы саморегуляции несовершенны. Их настроение, равно как и способность усваивать новый материал, во многом связано с ощущением физического комфорта. Обычно дискомфорт вызывают:

  • голод;
  • повышенная или пониженная температура;
  • боли;
  • жажда;
  • сонливость и пр.

Если педагог планирует провести эффективное занятие с малышом, заручившись его вниманием, он обязательно должен проверить, насколько комфортно кроха в данный момент себя чувствует.

Особенности общения малышей на 3-4 году жизни

Общение малышей в таком возрасте имеет ситуативно-личностный характер, что говорит об острой потребности каждого из них в индивидуальном внимании и контакте со взрослыми. Именно поэтому, если речь идёт о занятиях или совместных играх с педагогами, необходимо, чтобы в них принимали участие небольшие группы детей, каждому из которых будет уделено достаточно времени и внимания.

Малыши в возрасте 2-3 лет способны учиться чему-то новому, причём как на
основе личного опыта, так и беря за начало опыт окружающих взрослых. Дети внимательно следят за поведением родителей или воспитателей и пытаются им подражать, не разделяя плохое и хорошее.

А вот что касается одногодок, то они для малышей в этом возрасте пока не интересны. Дети могут играть рядом друг с другом, наблюдая за действиями соседа, но не вступая с ним в контакт. Часто именно сверстники вызывают у малышей всплеск отрицательных эмоций.

Мышление у детей этого возраста имеет наглядно-действенную форму и во многом зависит от условий. Память и внимание непроизвольны.

Предметная деятельность и игра в жизни 2-3-летних детей

Освоив культурные способы действия с разнообразными предметами, дети осваивают и новый вид деятельности - предметный. Малыши переносят действия, которые им удалось подсмотреть у взрослых, на игрушки, пытаясь копировать их манеру поведения, голоса, действия. Дети с удовольствием «звонят» по телефону, кормят и одевают игрушки,
сооружают себе игрушечные машины из одеял и подушек, воображая себя за рулем настоящего папиного или дедушкиного авто.

К этому возрасту активная речь малышей переходит на новый уровень. К концу третьего года жизни дети осваивают новые грамматические структуры, общаются простыми предложениями, используя почти все части речи. В активном словаре малышей этого возраста уже насчитывается порядка 1,5 тысячи слов. К четырём годам это количество удвоится, и дети не будут испытывать проблем в общении как со взрослыми, так и со сверстниками.

Игра у 2-3-летних детей имеет процессуальный характер и построена на действиях. В игре задействуются игровые предметы, сходство которых с реальными должно быть максимальным.

На третьем году жизни на новый уровень выходят слуховые, а также зрительные способности, что на порядок упрощает работу с детьми по изучению форм, цветов и размеров предметов.

Более совершенным становится и фонематический слух. У трёхлетних малышей теперь не возникает сложностей с восприятием
звуков родного для них языка, несмотря на иногда имеющиеся большие неточности во время их произношения.

Особенность малышей этого возраста – отражение эмоционального состояния сверстников. Для 2-3-летних детей абсолютно нормальным является заплакать, закричать или засмеяться только потому, что это сделал сверстник. Однако к окончанию третьего года жизни характер поведения малышей начинает носить более произвольный характер. Дети способны ощущать гордость, стыд, радость, идентифицируют себя по половому признаку.

Кризис как особенность трёхлетнего возраста – что нужно знать?

В конце третьего года жизни малыши и их родители начинают испытывать ряд проблем, связанных с развитием первого серьезного возрастного кризиса. Для малыша это действительно сложный период в жизни, во время которого он должен будет привыкнуть к новой системе социальных отношений, постепенно отстаивая свое личное «я» и снижая уровень влияния на себя взрослых.

Родители, понимая, что малыш в этом возрасте желает проявить себя самостоятельным, активным и независимым, должны быть к этому готовы заранее. Важно поощрять новые стремления ребёнка и в то же время не позволять ему переходить грани дозволенного, но только максимально деликатно и с пониманием.

Обычно кризис
трёх лет проявляется следующими качествами:

  • негативизмом;
  • упрямством;
  • строптивостью;
  • своеволием;
  • бунтарством;
  • ревностью;
  • обесцениванием ценностей и пр.

Негативизм проявляется отрицанием авторитета взрослого. Ребёнок принципиально отказывается выполнять даже самые простые просьбы только потому, что желает отстоять свое «я» и сделать всё по-своему, причём касается это даже самых покладистых и послушных детей.

Под упрямством обычно стоит понимать нежелание малыша следовать советам или указаниям взрослых просто потому, что ему не хочется быть зависимым от чьих-то суждений или действий. Обычно упрямые дети настаивают на чём-то не потому, что слишком этого хотят, а только для того, чтобы не делать так, как их просят взрослые.

В раннем переходном возрасте малыши часто проявляют строптивость, которая может быть направлена как на конкретного человека, так и на определённые правила или устои. Малыш может настаивать на выполнении собственных желаний, не принимая инициативу взрослых.

Также для детей этого возраста абсолютно нормальным является показывать своеволие, причём даже рискуя расстроить отношения с любимыми родителями. Для малышей в три года принципиально важно получить возможность во что бы то ни стало принимать
самостоятельные решения.

Сталкиваясь с непониманием взрослых, дети могут перейти к самому настоящему бунту и даже проявить себя деспотами по отношению к окружающим, пробуя на вкус сладкие плоды власти над ними. Такие дети диктуют правила родителям и воспитателям, требуя их точного соблюдения.

Нередким явлением для кризисного возраста является проявление ревности, когда малыши не желают общаться со сверстниками, братьями или сестрами, одним из родителей, требуя к себе всепоглощающего внимания одного конкретного человека.

И самая интересная особенность этого возраста - это способность обесценивать ценности. Малыши могут посчитать ненужными ранее установленные правила, постараться избавиться от привязанности к игрушкам или вещам и иногда даже к некоторым окружающим их людям.

В период кризисного возраста дети часто невыносимы, нетерпимы и сложно идут на контакт. Тем не менее, что бы они ни делали, взрослые должны помнить, что такие действия носят временный характер. В этот непростой период жизни именно от взрослых будет зависеть то, насколько гладко и безболезненно у ребёнка произойдет переоценка ценностей и его переход на новый этап развития.

Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение «Детский сад № 166»

Доклад на тему:

«Возрастные особенности ребенка 2-3 лет»

Воспитатель: Аллямова Эльмира Рашитовна

Иваново 2015 год

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 2 – 3 лет

Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерных возрастных особенностях.

В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.

На третьем году ребенок может самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Иногда дети 2-3 лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку стало скучно - своевременно усложните требования к нему. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать "маленьким", беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала только ему.

Третий год в жизни ребенка называют кризисным (кризис 3 лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.

Без умения договориться с ребенком, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера. Ребенок со сломленным "я", возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла", будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но в пределах разумного.

Активно развивается речь ребенка. Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.

В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию.

Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, - глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, - поверхностен и он будет. Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

Называние цвета (желтый, красный, синий, зеленый),

Выделение величины (большой, поменьше, маленький),

Называние формы (круг, квадрат, треугольник),

Расположения предмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди, сзади);

Сравнение по цвету, форме, размеру;

Координация движений рук и зрения;

Формирование понятий «много», «мало», «один».

Нам взрослым важно:

Понимать, что энергичный и активный ребенок - это естественно, хотя и утомительно. Поэтому вам нужно по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы будете его партнером по игре.

Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

Предоставлять возможности для самых разных игр с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года малыш нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужно доброжелательное сотрудничество.

Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. Понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через постоянное исследование нового.

Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком изобразить действия некоторых из них, и т. п.

Всем привет! Дети растут настолько быстро, что мы порой не успеваем отследить, когда появился тот и иной навык. Что умеет ребенок в 2 года? Как развивать и совершенствовать новые умелки?

Совсем недавно мы отпраздновали 2 года ребенка. Этот день был посвящен только интересам ребенка. Торжественная часть проходила в семейном кругу (поздравления, подарки, торт, задувание свечи. Кстати, свечу Максим задувал сам), потом мы посетили игровую комнату, где ребенок вдоволь наигрался с незнакомыми игрушками.

Развитие ребенка в этом возрасте стремительное, но родители должны помогать малышу в этом. Чем больше времени мы проводим за занятиями со своими детьми, тем быстрее они развиваются. Но не стоит забывать про игры – это основной род занятий ребенка, в процессе которого он не перестает развиваться. В 2 года у ребенка активно развивается познавательная активность, продолжают совершенствоваться психические процессы, обучается ребенок в основном, повторяя все за взрослыми.

Возрастные особенности детей 2 лет

К 2 годам ребенок уже хорошо изучил окружающую территорию и считает ее своей, отлично понял расстановку сил в семье, поэтому кого-то слушается с полуслова, а кого-то нет.

2-летки на очень любят и плохо справляются с переменами. Например, если малыш увлечен игрой, нельзя его резко отвлекать и переключать на другое занятие. Подождите, пока он сам переключится, или делайте это плавно. Например, положите рядом книжку или начните рисовать в поле зрения ребенка.

В этом возрасте необходимо учить ребенка играть со сверстниками. Пусть это не всегда получается, но находиться в компании малышей – это уже огромный плюс.

Ближе к 3 годам начнется период «Я сам».

Физическое развитие ребенка в 2 года

Какой должен быть рост и вес ребенка в 2 года по статистике, смотрите в статье «

  • хорошо получается подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила;
  • хорошо бегает;
  • перешагивает через препятствия на своем пути;
  • умеет прыгать;
  • встает на подставку высотой до 20 см от пола;
  • пинает мяч, кидает его и пробует его ловить с небольшого расстояния;
  • умеет крутить педали на велосипеде;
  • танцует под музыку;
  • появляются первые попытки кувыркаться через голову;
  • хорошо управляет губами (вытягивает их в трубочку, улыбается во весь рот).

Умственное развитие. Что умеет ребенок в 2 года?

  • знает и различает от 2 до 8 цветов;
  • должен уметь сопоставлять цвета (красный с красным, синий с синим и так далее);
  • покажет цвет, который Вы попросите;
  • копирует действия взрослого;
  • может нарисовать овал;
  • собирает пирамидку, не учитывая размер колечек;
  • может построить башню из кубиков;
  • выставляет игрушки в ряд;
  • различает основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
  • сопоставляет формы и размеры (круг помещает в форму круга, квадрат – в форму квадрата, маленькие предмет – в большой предмет);
  • показывает требуемые предметы на картинке;
  • складывает разрезанные пополам картинки в одну;
  • использует игрушки по назначению (стучит молотком, кормит игрушки, катает машинки);
  • играет в прятки;
  • листает книжки, рассматривает иллюстрации;
  • открывает дверь, повернув ручку;
  • некоторое время может играть самостоятельно;
  • может выполнить последовательность из 3-4 действий. Например, встань, сходи в комнату, принеси книжку, сядь на стул);
  • понимает, что на плите горячая посуда и еда;
  • появляются первые попытки считать, пусть даже не по порядку.

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года

  • большую часть дня ребенок уравновешен;
  • проявляет недовольство, психует, кричит, если ему что-то не нравится или не получается;
  • упрямится, настаивает на своем, невзирая на протест родителей;
  • не хочет общаться с незнакомыми людьми.

Речь ребенка в 2 года

  • словарный запас превышает 100 слов (включая такие слова как «мяу», «бух», «ой» и так далее);
  • общается с другими детьми (подходит к ним, трогает их, берет за руку, может толкнуть – это тоже вариант общения);
  • просит помощи у родителей;
  • понимает значения высказываний «на столе», «под столом»;
  • называет и показывает на пальцах свой возраст;
  • говорит или пытается говорить свое имя;
  • знает и называет все свои части тела;
  • некоторые дети в 2 года умеют разговаривать короткими предложениями из 2-3 слов, но чаще в этом возрасте ребенок еще не разговаривает предложениями или плохо говорит. «».

Обслуживание себя. Гигиена

  • самостоятельно ест с помощью ложки и пьет из стакана (« »);
  • чистит зубы («»);
  • вытирает пыль тряпкой, помогает маме во время уборки;
  • снимает рукавички;
  • снимает и надевает обувь на липучке;
  • расстегивает и застегивает замки, пуговицы, липучки на одежде;
  • снимает и надевает носки, штаны, колготки;
  • самостоятельно садится на горшок.

Внимательно проанализировав список умений ребенка в 2 года, я с облегчением вздохнула. Максим, конечно же, умеет не все. Например, в 2 года он не умеет:

  • рисовать овал;
  • плохо различает цвета, но пытается их сопоставлять;
  • с трудом спускается и поднимается по лестнице, даже, держась за перила;
  • не умеет говорить предложениями даже из 2 слов;
  • плохо получается самостоятельно кушать ложкой, но старается, пытается освоить этот навык;
  • снять вещи с себя может, а надеть нет;
  • горшок освоил не на 100%, бывают промахи днем, а за ночь и вовсе подгузник полный.

По остальным пунктам я с гордостью ставлю галочки, мы это умеем. Но не стоит забывать, что каждый ребенок развивается согласно индивидуальному графику. Перечисленные нормы – это все возможные умения деток в возрасте 2 года, это вовсе не означает, что ребенок должен уметь делать все! Он обязательно освоит все навыки, но чуть позже. Например, в 2,2 года или в 2,5 года. Для маленького ребенка 2 – 4 месяца – это огромный срок, вагон времени! Поэтому, дорогие мамочки и папочки, отставьте панику, а идите заниматься с ребенком!

Возрастные особенности детей 2- 3 лет.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного

человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет