Духовное развитие − это изучения устройства РАЗУМНОЙ ЖИЗНИ, через познания СЕБЯ, своих чувств и мыслей, от куда и как они рождаются, как влияют на нас, на персональном и общем уровне.

Настоящий Духовный путь развития (рост Души), не возможен без реального познания себя (своего внутреннего мира чувств и мыслей).

Прийти к этому Пути способен не каждый. Кто-то занят добычей хлеба насущного, кому-то нужно личную жизнь устраивать, то есть большинство людей погружено c головой в “бытовуху” и им просто некогда остановиться, чтоб задуматься о чём-то ещё. Страх тоже имеет место быть. Ведь даже осознавая бессмысленность “гонки” за новыми приобретениями и ростом своей социальной значимости, требуется немало мужества, чтобы смело заглянуть в себя и постараться изменить привычный уклад жизни, и при этом преобразоваться самому.

Выйти из “зоны комфорта” таких людей может заставить только какое-то, из ряда вон выходящее, событие, способное встряхнуть человека – это может быть стресс, внезапное озарение, вызванное шоком, смерть близких и т.д. Событие должно дать ему понять всю иллюзорность такой жизни, где ценности приходящие, а человеческая жизнь, по большому счёту, не имеет смысла.


Когда приходит понимание и привычный мир рушится, перед человеком встаёт выбор – как же теперь жить дальше, во что верить, чему или кому служить? Что может стимулировать человека поверить в себя и задуматься о ценностях вечных и незыблемых? В этот момент перед ним открывается нелёгкий путь изменений и трансформации своего духа, открывается возможность прикоснуться к своему Божественному началу.

Эволюция Духа и Души

Духовное развитие — это Путь эволюции духа и души, который отличает людей от животных, и, ради которого мы все воплотились здесь, на Земле. Ведь смысл жизни в том и заключается, чтобы нравственными победами над своими недостатками, чертами характера и привычками очистить зеркало своей души от грязи, укрепить дух и продолжить совершенствование уже за пределами нашей реальности, в высших мирах и в более тонких материях.

Настоящее Духовное развитие возможно только при этих условиях, когда человек выйдет за рамки Разрушительного Разума, в котором есть творчество болезни, смерти, сомнений…


Наше тело является вместилищем души и посредством духа связано с Создателем (Богом или Творцом). Можно так же сказать, что каждый человек, животное, насекомое, растение, минерал или атом в совокупности составляют тело Бога, или же он проявляется посредством всего того, что нас окружает и это всё эволюционирует и развивается согласно космическим законам и циклам.

Достигнув человеческой природы, душа и тело подвергается тяжёлым испытаниям. На их пути вырастают препятствия в виде эго, сомнительных желаний, негативных эмоций, чувстве собственной важности и др. В борьбе с этими факторами человек проживает иной раз множество жизней до тех пор, пока не созреют и не сформируются условия, в которых человек уже не сможет дальше так жить, не изменив себя.


Суть Духовного совершенствования

Самое важное на пути Духовного развития – это обрести цельность своих взглядов и устремлений с желаниями души и тогда, возможно стать подобным Богу не только по образу, но и по содержанию. Любовь – это ключ к открытию в себе безграничных возможностей. Любовь – это язык Бога. Научится любить по-настоящему не просто и многие даже не имеют представления о том, что это такое. Их понимание не распространяется дальше плотского трения друг об друга и собственнического отношения к возлюбленным.

Надо научиться дарить любовь всему окружающему миру, не ожидая ничего взамен, ведь Бог уже наградил человека всем, о чём только можно было мечтать ещё при рождении. Однако некоторым этого мало и они бросаются из крайности в крайность. Отсюда и войны, и соперничество, и блуд… Это путь страданий и неудовлетворения, который разрушает тело и губит душу.

Но как, какими средствами и методами прийти к согласию с самим собой? Быть может молитва для кого-то станет утешением, но она не способна дать импульс для эволюционного роста. Религия – это ненужный посредник между человеком и Богом. В наше время она всё чаще служит инструментом манипуляции над людьми, средством наживы и грязных махинаций со стороны церкви или высших органов власти.


Только эволюция сейчас имеет значение. Поэтому избрав добровольное, твёрдое и осознанное намерение познать и изменить себя, можно прийти к желаемому результату. Как говорится – ищущих Творца много, но не многие его находят. Создатель живёт в каждом из нас, но, не занимаясь его пробуждением, мы отворачиваемся от самих себя. Он не слышит голоса наших желаний, просьб или хвалебных од — он реагирует только на проявления духа, выраженного в действиях.

Сомнения в своих силах и страх перед неизвестным будущим и, что самое главное — не осознанный выбор Духовного пути очень быстро вернёт несозревшего человека к привычному и комфортному образу жизни. Чтобы остаться верным своему выбору, на начальном этапе особенно, требуется проявить бдительность, прислушиваться к себе и одёргивать всякий раз, когда эго начинает диктовать свои условия – полный контроль мыслей и поступков.

  • Нужно принять себя, разобравшись в своих заблуждениях, ошибках, обидах, пусть и не сразу, а со временем. Прежде всего, следует научиться всегда оставаться честным и быть самим собой при любых обстоятельствах. Не надо никого винить в сложившейся ситуации и даже себя – ведь это школа, где все мы проходим обучение и с каждым классом взращиваем свою душу.


Освободившись от груза прошлых ошибок и обид, человек обретает лёгкость и уверенность в себе. Окружающий мир начинает создавать благоприятные условия для человека, наполняет пространство путеводными знаками, жизнь становится радостной и преобразуется прямо на глазах. Почувствовав внутреннее спокойствие и желание жить, человек в будущем никогда уже не сможет повторить ошибок прошлого и не совершит новых.

Ускорить эволюцию поможет чтение философской литературы, духовные практики, медитация. Религиозная литература содержит слишком много домыслов и фальши, поэтому несведущий в таких вопросах человек легко может принять на веру всё, что угодно. Есть масса древнейших и современных литературных артефактов, которые смогут ознакомить путника с устройством мироздания, с космическими и духовными законами, с понятиями, раскрывающими саму суть человеческого существа и много чего ещё.

Духовное развитие возможно только при условии, если человек искренне захочет узнать свой внутренний мир, реально изменить структуру своих чувств, дать возможность самому себе узнать, как на самом деле жить, дышать, любить, без чувств страха.

Литература:

Е.П.Блаватская, Д.Л.Андреев, Рерихи, Шри Ауробиндо, Ошо, древнеиндийские эпосы – “Махабхарата” и ”Рамаяна”, Бхагавадгита, Веды, Добротолюбие, АллатРа и многие другие книги, которые рекомендованы к глубокому изучению тем, кто избрал путь духа.

Не существует на сегодня исчерпывающего, однозначного и окончательного ответа на вопрос, что такое духовное развитие. Почему же так? Причин очень много - от разницы в религиозных воззрениях до отличий в политическом и экономическом устройстве отдельно взятой страны. Естественно, также влияет и индивидуальность каждого человека, и исторический путь общества и социума с его традициями, ярлыками и предрассудками. Но что же делать?

Попытка дать определение

Хотя из вышеизложенного ясно, что единого ответа быть не может, но все же необходимо очертить кое-какие рамки для дальнейшего рассмотрения вопроса. Духовное развитие - это определенный показатель тех или иных качеств отдельно взятого человека, которые связаны с его этикой, и нравственностью. Это осмысление своего предназначения, миссии. Духовное развитие личности неразрывно связано со степенью понимания мироздания, его целостности. А также с осознанием собственной ответственности за все происходящие в жизни события.

Движение к самосовершенствованию

Духовное развитие - это процесс, это путь. Нельзя воспринимать его как результат или черту, которую необходимо пересечь. Если этот процесс будет остановлен, то человек начнет сразу же деградировать, так как духовное развитие личности нельзя поставить на паузу. Это движение от меньшего к большему, это процесс, который имеет свои определенные характеристики, как и любой другой. К ним относятся скорость, направление, величина изменений. Улучшить реально то, что может быть каким-то образом измерено. Это значит, что возможно качественно отслеживать динамику развития на разных уровнях (или этапах). Как ориентироваться в вопросе, касающемся направления? Очень просто - нужно смотреть на результат. Если практика делает жизнь лучше, легче, ярче и интереснее, если человек становится добрее, терпимее, внутри него присутствуют гармония и умиротворение - он на верном пути. Если человек испытывает воодушевление, радость, душевный подъем от того, что его личность растет, становится зрелой, совершенствуется нравственность, повышается способность проникать в суть вещей, то его путь верный.

Направления пути

Духовное и нравственное развитие в сегодняшнем обществе достижимо разными методами - альтернативными и традиционными. Что это может быть? Духовное развитие личности должно начаться с общественной и культурной деятельности. В дополнение к этому могут присутствовать: литература - Библия, Коран, Веды, Авеста, Трипитака; духовные личные практики - медитации, ритуалы, обряды, упражнения; посещение святых мест, таких как Мекка, Ватикан, Тибет, Шаолинь. Как видно, вариантов огромное количество, и все они индивидуальны. Возможно, началом духовного пути будет хатха-йога или же Церкви. Необходимо слушать себя, свое сердце.

Небольшое замечание

Жизнь показывает, что очень глубокое заблуждение на таком пути, как духовное развитие, - это превалирование внешнего воздействия на волю, личность, тело, разум, чувства и Это только наружные, малосущественные обстоятельства. Вначале они могут играть важную роль, но по мере прогресса должны отойти на второй план или исчезнуть вовсе. Настоящая духовность зарождается и растет внутри. Мир сам дает практику определенные знаки, куда ему двигаться далее и как.

Необходимость спутника и поддержки

Любой процесс подчинен определенным законам. Если есть какое-то развитие, например, ядерная реакция, то она подчинена законам физики. Духовное - это ценности, которые присущи каждому человеку. На этом пути важно иметь помощника, спутника, партнера. Нельзя стесняться обсуждать те или иные аспекты со своей второй половинкой или с другом. Если же собеседники не разделяют стремлений - ничего страшного. Просто показывайте пример. Естественно, качественный рост и развитие будут заметны, и есть большая вероятность того, что и партнер (или товарищ) заинтересуется также повышением собственного уровня духовности. Необходимо оказывать ему помощь и поддержку, чтобы человек чувствовал себя уверенно и комфортно.

Развитие личности или духовности?

Слово «личность» - это совокупность социально-значимых качеств (интересов, потребностей, способностей, взглядов, моральных убеждений). В этом случае можно сказать, что развитие личности - это работа, которая направлена на раскрытие индивидуальных особенностей, самореализация в обществе, проявление себя. Это показатель, который создан человеком. Но что такое духовное развитие? В прямом смысле этого слова - проявление духа в человеке и в мире. Получается, что этот термин может быть вообще не связан с реализацией в социуме. Можно сказать «духовное развитие культуры». Но как это понятие будет отнесено к отдельно взятым личностям? Естественно, можно объединить слова и сказать «нравственное и духовное развитие личности», но в чем же разница между ними и насколько она существенна?

Разграничения

Развитие личности - это процесс эффективной реализации человека в социуме. В данном случае границы задаются с внешней стороны, то есть обществом. Внешняя среда стимулирует действие, и она же ограничивает его. Развитие личности - материальная сторона человеческого бытия. К этому относится желание быть успешным, хорошо зарабатывать. А вот духовное развитие - это поиск границ внутренних, обусловленных самим собой, стремление к встрече со своим «Я». При этом нет желания «стать кем-то», но есть необходимость получить ответы на вечные вопросы: кто я, зачем я, откуда я пришел? Духовное развитие человека - это процесс понимания себя, своей природы, своих масок, которые не зависят от любых внешних показателей и обстоятельств.

Разница в пути

Всегда подразумевает перед собой какую-то цель, которую необходимо достичь в определенные сроки. Есть конечная точка, есть начальная. Именно поэтому можно говорить, что это «путь достижения». Предполагается, что есть нечто снаружи, что нас ограничивает, и именно преодоление данного ограничения - способ достичь желаемого. А если есть нематериальная цель, например, быть счастливым? Ведь - это внутреннее ощущение, субъективное. В личностном развитии оно подменяется определенными материальными объектами - миллионом долларов, замужеством и так далее. Если предполагается некая цель, к которой нужно стремиться и достичь ее, - то это не духовное развитие. Ведь оно исходит из совершенно иного состояния - это постижение, поиск, переживание, прочувствование, познание реальности здесь и сейчас.

Обнаружение самого себя

Для личностного развития необходим кто-то, какое-то препятствие. Нужно стать лучше и совершеннее, чем кто-то. Именно это важно и необходимо. Духовное развитие личности же подразумевает обнаружение себя через принятие самого себя же. Человек начинает интересоваться собой, тем, что есть у него уже. Нет никакого желания стать «кем-то» иным. Это исключительно внутренний процесс, ведь ничто и никто не нужен, нет необходимости в поддержке или одобрении. Появляется внутреннее знание, внутренняя сила, пропадают разные иллюзии по поводу окружающей реальности и самого себя.

Отношение к будущему и настоящему

Личностный рост полностью и абсолютно построен на образах будущего, на футуристических картинах. Если у нас чего-то сейчас нет, то мы должны предпринять какие-то шаги, чтобы это «что-то» появилось в ближайшее время. Мы нацелены на завтрашний день и живем им. Самая крупная проблема в подобном образе жизни и мировоззрении - обесценивание времени настоящего, так как оно в данном варианте не является особой ценностью. Духовное развитие подразумевает совсем иное отношение ко времени - абсолютную неактуальность прошлого и будущего, ведь существует лишь настоящее, и только оно ценно. Внимание направлено на осознание именно текущего момента жизни. Внешние ситуации только дают стимул для исследований.

Наличие гарантий

Личностное развитие не может существовать без каких-либо гарантий. Хотя понятно, что стопроцентное будущее никому неизвестно в этом меняющемся постоянно мире, но важна именно иллюзия безопасности и стабильности. При этом все становится только средством, а свобода - целью. Все воспринимается не как происходящее событие, а как награда за труд. Духовное развитие человека лишено любых гарантий - это полная и абсолютная неизвестность. Все воспринимается как процесс постижения, без субъективных оценок.

Идеалы

В личностном развитии всегда есть какой-то идеал, стремление к нему. Будь то идеальные отношения, поиск идеальной работы, идеальной жизни. Это необходимо для ощущения значимости самого себя и своей жизни. Именно поэтому в личностном развитии применяют такие оценки, как «хорошо» и «плохо», «морально» и «аморально», «нравственно» и «безнравственно». В духовном развитии нет оценочных понятий, так как любое действие имеет свой скрытый смысл, который нужно познать. Нет идеала, но есть желание и стремление познать суть.

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги.

В духовном мире существует негласное правило – лишний раз не говорить о трудностях на пути. Ведь как известно гораздо больших успехов достигает тот, кто ориентирован на плюсы и .

Но, как написал в своей книге один довольно известный в современном мире йог:

«Из-за того, что о трудностях не рассказывают, люди сталкиваясь с ними, либо считают, что с ними самими что-то не то, либо считают, что путь плохой и надо поискать другой».

Я с ним согласна, поэтому в данной статье эту тему затрону.

Можно ли пройти по духовному пути без трудностей?

А можно ли забраться в гору без усилий? Вид сверху потрясающий! И чем выше, тем будет красивее, вот только надо до этого уровня добраться.

Вообще я видела сотни человек, серьёзно идущих по духовному пути, у них разный возраст, разные национальности, они все разные… Но, если они серьёзны в своём намерении познать Свою Истинную Природу , им приходиться прикладывать усилия, для преодоления возникающих трудностей.

Подозрительно не то, когда трудности есть, подозрительно то, когда человек заявляет, что у него нет и не было трудностей на духовном пути.

Обычно так говорит тот, кто спокойненько скатывается вниз и возможно даже не подозревает об этом.

Трудности — это не что-то плохое – это ступеньки духовного роста, повод для развития воли и способ .

Те, у кого с волей и интуицией всё в порядке не перестают сталкиваться с трудностями и испытаниями, но для них . Таких людей я тоже встречала, они достойны восхищения.

Из-за чего на духовном пути возникают трудности?

В глобальном смысле трудности являются частью нашего мира. Он так устроен. В нём есть сила, которая помогает людям осознать свою Высшую Природу и приблизиться к Абсолютному Счастью. А есть сила, которая не хочет, чтобы человек осознал свой безграничный потенциал, о ней я писала в статье про (В эту силу называют Сатаной). В этой статье приведу выдержку из книги :

Однажды, обращаясь к аудитории, Мастер сказал: «Я привык думать, что Сатана — всего лишь выдумка людей, но теперь я знаю и подтверждаю свидетельство тех, кто жил до меня, что Сатана - реальность. Он - всемирная сознательная сила, единственная цель которой - привязать всех людей к колесу заблуждений».

«Святой – это грешник, который никогда не сдавался».

Если в глобальном смысле Майя – Сатана – это всемирная сила, то в нашем личном плане она действует через наши же подсознательные привычки и склонности. Именно поэтому так важно стремиться соблюдать , именно эти заповеди йоги и христианства являются панацеей от, создающей препятствия на пути к счастью, Майи.

Как преодолеть все трудности на духовном пути жизни.

Если, сила создающая трудности большая и сильная, а Майя, не желающая духовного прогресса людей, является очень большой и очень сильной, своими силами с ней не справиться (и не надо думать, что вот именно вы смогли бы справиться, я таких самоуверенных товарищей часто встречаю, и они дорого платят за своё самомнение и гордыню, хотя бы тем что их самомнение и гордыня от такого подхода только увеличиваются, вот видео хорошее есть на эту тему: ). Лучше последовать хорошо проверенному методу, совету пятой и полностью

А здесь ещё раз скажу: «Трудности – это потенциальные ступени на лестнице духовного развития». Главное применять волю и .

По сути то, жизнь так и так трудности создаёт, люди не торопясь преодолевают их и потихонечку , ведь все здесь стоят на духовном пути, даже те, кто не осознают этого.

Закончу статью словами Великого Христианского учителя 7 – го века прп. Иоанна Лествичника:

“Если бы знали, какие скорби ждут монахов, никто никогда не пошел бы в монастыри, но если бы знали, какие радости ждут монахов в Царствии Небесном, все, не задумываясь, пошли бы в монастыри”.

Царствие Небесное — это не обязательно что-то наступающее после смерти физического тела…это уже здесь… . Просто надо научиться входить туда, и существует. Любые приложенные усилия того стоят.

Это отрывок из книги о трудностях на духовном пути:

Счастья вам, мой дорогой читатель, пишите комментарии, и до встречи в реальности йоги.

Существует много различных даосских школ, но, по большому счету, можно выделить Три Пути Совершенствования: Низший, Средний и Высший. Данная классификация является очень древней и применялась Великим Бессмертным Патриархом Люй Дунбинем, его учеником Ван Чуньяном и другими известными Мастерами. В делении на Три Пути Совершенствования нет ничего необычного и аналогичная система классификации существует и в других восточных традициях, да и просто в нашей обыденной жизни, например в образовании: школа, техникум, университет.

Низший Путь

Низшему, или Пути Праведности, могут следовать практически все люди без исключения. Фактически, практика данного Пути заключается в следующем:

  • Вести праведную жизнь в соответствии с нравственными принципами (не убивать, не обманывать, не красть, не сквернословить и т.д.).
  • Развивать в себе добродетельные качества, такие как сострадание, любовь, доброта, прощение, мужество, спокойствие, благородство и т.д.
  • Не делать, не говорить и не думать того, что может причинить вред человеку или Природе в целом.
  • Помогать мыслью, словом и делом тому, кто в этом нуждается, будь то человек, животное или растение.
  • Относиться с почтением и уважением не только к тем, кого любишь и ценишь, но и ко всему живому.

Конечно, вышеуказанными практиками этот Путь не ограничивается, здесь лишь приведены самые общие методы для того, чтобы можно было понять, в чем заключается их суть.

Также, следуя этому Пути, очень желательно посещать Мудрых людей и Просветленных Мастеров для того, чтобы получать от них различные наставления и рекомендации, которые будут помогать человеку в его духовном развитии. Еще будет хорошо, если есть возможность периодически посещать и/или совершать самому ритуальные действия, суть которых в обращении к Высшему Миру, дабы отвлечься от мирских забот и проблем, очистить свою Душу от всего низменного и духовно приблизиться к Дао.

Несмотря на то, что этот Путь считается Низшим, на деле может оказаться, что он требует не так уж мало усилий. Сознание обычного человека постоянно находиться под властью индивидуальных концепций и точек зрения, обусловленных его воспитанием, окружением, временем и другими всевозможными факторами. А это – по сути – ограниченность, формирующаяся из субъективных ошибочных мнений и взглядов на ту или иную ситуацию или человека, да и в целом на весь мир. При этом зачастую человек имеет свое мнение даже не по всем аспектам нашей жизни. Существует множество вопросов, которые вызывают недоумение или даже страх.

Например, что такое смерть, и что будет после того, как это тело умрет? Умру ли я вместе с ним или продолжу свое существование в каком-то другом виде? Если верно последнее, то что это за другой вид существования? И так до бесконечности. Возможно, что у каждого человека и могут быть свои ответы на эти вопросы, но они не являются результатом личного опыта и основываются лишь на вере в ту или иную концепцию устройства мироздания. А это не представляет собой особой ценности. Лишь то, что было пережито, прочувствовано и познано на личном опыте, может быть действительно по-настоящему понято и принято.

Поэтому мы можем сказать, что человек, несмотря на свой развитый ум и тело, успешность в социальной жизни и благосостояние, все же пребывает в Невежестве и Омраченности. А значит вести по-настоящему праведную жизнь ему будет непросто. Но, так или иначе, каждый, каким бы занятым или не особо одаренным он себя ни считал, может понять смысл и методы этого Пути и начать их практиковать. А уж насколько он сможет воплотить их в своей жизни, зависит от усилий и личных способностей.

Низшим же этот Путь называется лишь в сравнении с другими (Средним и Высшим), дающими возможность более эффективного продвижения на пути самореализации. При этом человек, который его реализовал, хоть и является Святым, выйти из цикла перевоплощений, опираясь лишь на Путь Праведности, не сможет. Поэтому для полного постижения Дао ему нужно будет переродиться в человеческом теле и узнать, как практиковать так, чтобы продвижение на пути духовного развития было более результативным. Поэтому, в целом, практика данного Пути позволяет накопить благоприятную карму, а значит, у человека будут все необходимые условия и возможности для более глубокой практики и успешного самосовершенствования в следующем воплощении.

Средний Путь

Средний Путь включает в себя практику Низшего Пути, а также различные методы, которые позволяют ускорить процесс духовного развития человека. Это уже само по себе означает, что человек уделяет больше значения и, как следствие, времени процессу своего самосовершенствования, чем практикующий Низший Путь. Еще Средний Путь можно назвать Религиозным, в самом хорошем смысле этого слова. Это связано с тем, что в методах, которые практикуются на Среднем Пути, используются различные визуализации, связанные с Божествами, и всевозможные методы поклонения им.

Эти методы поклонения и подношения, выражающиеся в том, что практикующий с глубоким чувством благодарности подносит, предлагает всевозможные дары (еду или другие предметы имеющее определенный символический смысл) Божеству или Божествам, могут преследовать разные цели. Например, уменьшение влияния собственного Эго и понимание того, что не все в этой жизни зависит только от человека. Кроме того, совершая ритуал или подношение практикующий может настраиваться на те качества, которые присущи объекту поклонения/почтения, и стремиться пробудить в себе аналогичные (например, высшее сострадание) или избавиться от своих негативных свойств.

Еще некоторые ритуалы являются определенным символическим отображением определенных внутренних трансформаций, которые должны происходить в процессе совершенствования человека. Таким образом, одна из наиболее ярких характеристик и особенностей Среднего Пути заключается в том, что происходит воздействие на внутренние состояния через внешние действия, и через какое-то время, при правильной практике, это должно приведести к определенному результату. Конечно, хороший практик этого Пути понимает, что те или иные Божества являются не чем иным как проявлениями разнообразных аспектов Дао, его эманациями.

Каждое Божество имеет определенную форму и обладает определенными качествами, характеристиками и способностями. Поэтому фактически, практикующий использует избранные промежуточные формы проявления Дао, выражающиеся в виде конкретного Божества с ограниченным или преобладающим набором качеств и/или свойств-возможностей. Также для большей понятности и простоты восприятия происходит антропоморфизация Высшего, поэтому практически все Божества выглядят как люди, только более совершенные.

С одной стороны, это делает практику более понятной, но, с другой стороны, появляется и определенная трудность, которая заключается в том, что, поскольку Высшая Истина помещается в конкретную форму, то это неизбежно ее ограничивает и так или иначе искажает. Как сказано в трактате «Дао Дэ Цзин»: «Дао, которое выражено словами, не есть Истинное Дао». Также, поскольку эти эманации и проявления Дао, т.е. Божества, имеют и свою личностную форму существования, то часто бывает так, что практикующий забывает, что первоначальное значение этого проявления состоит в том, чтобы привести занимающегося к Истоку (Дао), и принимает метод за результат.

Как говорили в древности: «Принимать палец, который указывает на Луну, за саму Луну». А, следовательно, человек не сможет двигаться дальше в своей практике, т.к. останавливается на определенном уровне. Поэтому необходимо получать устные наставления от Учителя, чтобы уметь отличить истинное от ложного. Еще нужно понимать, что, поскольку в некоторых практиках Среднего Пути определенные внутренние трансформации вызываются посредством внешних действий, т.е. человек опять прибегает к определенным формам проявления Дао (Божествам), то, через какое-то время, может быть забыта суть выполняемых действий и останутся лишь пустые повторения, которые не приведут к нужному результату. И эта ошибка – не такая уж и редкость.

Но если все же практикующему Средний Путь удалось избежать тех ошибок, о которых здесь говорилось, и тех, которые здесь не упоминались, то ему удастся достичь очень хорошего результата. Это означает, что человек сможет, как минимум, выйти из колеса перевоплощений (Сансара) и прогрессировать дальше в своем духовном развитии, но все же обрести Высший Результат не сумеет. Это связано с тем, что используемые методы запускают процессы внутренней трансформации на «средней/умеренной» скорости, и поэтому окончательная трансформация и обретение Тела Света просто не успеет свершиться. По этой причине вышеупомянутый Путь и получил свое название – Средний.

Высший Путь

Высший Путь является наиболее трудным как для понимания, так и для практики, но в тоже время именно он позволяется добиться максимально возможного результата в духовном совершенствовании в течение одной жизни. Очень долгое время методы этого Пути хранились в большой тайне и передавались только избранным и очень способным ученикам. И только в наши дни, поскольку наступило «время расширения Пути», некоторые Мастера Школ Высшего Пути начали открыто обучать базовым уровням.

Продвинутые же методы этих Школ передаются не всем желающим, а лишь тем кто доказал свое искреннее стремление к постижению Истины, обладает высоким уровнем Дэ (добродетельные качества) и хорошо освоил базовые методы, тем самым подготовив прочный фундамент для дальнейших алхимических трансформаций.

Высший Путь полностью включает в себя Низший, и в то же время может вообще не использовать религиозные методы, которые характерны для Среднего Пути. Особенность практик Высшего Пути заключается в том, что человек старается выйти на изначальный уровень восприятия мира и проявления различных аспектов Дао без заключения их в конкретную форму. Таким образом, у ученика намного уменьшается шанс привязаться к промежуточной форме или методу реализации, т.к. Высшая Истина (Дао) не ограничивается конкретной формой, а носит характер внутреннего переживания, трансформации и понимания на самом глубоком изначальном уровне, откуда проистекает и зарождается все проявленное.

Используя этот принцип, практикующий может максимально быстро (в сравнении с другими Путями) миновать сферу ограниченного ума и сознания (т.е. того, что трансформирует изначальное беспредельное в обыденное, пусть даже наделенное сверхъестественными проявлениями) и приблизиться к пониманию Дао. Но в этом преимуществе и заключена сложность практики. Человек привык к тому, что есть конкретные формы или некие правила, на которые он опирается, а здесь необходимо воспринимать Высшее в изначальном состоянии, т.е. свести воедино то, что на обычном уровне сознания может находиться в противоречии. А опираться на то, что до конца не понимаешь обычным умом и не видишь глазами, что иногда даже не можешь осмыслить – очень сложно.

Именно поэтому в Среднем Пути и используют проявленные формы – Божества – как средство относительного упрощения и для более определенного понимания. Поэтому далеко не многие практикующие способны на практику Высшего Пути, поскольку не каждый в силах преодолеть склонность своего ума к конкретности и однозначности. Пусть даже в области высших духовных материй, сознание все равно будет пытаться свести Истину к набору привычных категорий и понятий. А это невозможно по определению, поскольку Высшее не может полностью быть заключено в сферу ограниченного ума и понято им до конца.

И поскольку Высший Путь может не использовать практики с оформленными проявлениями Дао (Божествами), а проповедует принцип непосредственного изначального восприятия всего, как оно есть, его нельзя назвать религиозным в обычном понимании этого термина. Вместо внешних практик и действий (ритуалы и т.п.), характерных для Среднего Пути и предназначенных для вызывания внутренних трансформаций, методы Высшего Пути используют прямую работу с внутренними состояниями и энергией в процессе погружения в глубокое состояние Покоя. Это позволяет намного быстрее добиться более глубоких внутренних трансформаций на всех уровнях – тела, энергии и сознания/Души/Духа. А значит, в минимальные сроки может быть достигнут максимальный результат.

Под максимальным результатом здесь понимается трансформация тела, энергии и сознания/души/духа и слияния их всех в одно целое, что называется обретением Тела Света (Радужное Тело). Такой уровень является высшим не только в Даосской традиции, но и в некоторых Буддийских направлениях. Это означает, что на этом уровне человек существует как в проявленном так и в не проявленном виде, един с Дао и в тоже время индивидуален, вышел за пределы всех возможных ограничений (например, время и пространство).

Когда же такой Мастер покидает этот мир, то он растворяется в Чистом Свете с радужным сиянием. При такой трансформации даже физическое тело преобразуется в чистую энергию, а значит, после ухода такого Мастера ничего не остается. Этот Высший Путь еще называют «Нэйдань» или «Высший Путь Внутренней Алхимии». Он является наиболее сложным, и изучать его, а соответственно, и реализовать, могут только люди с высшими способностями.

Но, поскольку таких людей не очень много, то для большинства Средний Путь является более подходящим и понятным, по сравнению с Высшим Путем практики внутренней алхимии. Люди же со средними способностями, как правило, совмещают религиозные практики с базовыми методами внутренней алхимии. Если способности человека ниже среднего, то методы внутренней алхимии вообще не используются, а изучают только методы, которые могут подготовить его тело, энергию и сознание к более высоким трансформациям.

Когда человек начинает практику совершенствования, то очень важно, чтобы он выбрал тот Путь, который соответствует его способностям, поскольку тогда будет достигнут самый оптимальный результат в течение его жизни. Бывает и так, что в ходе регулярных и правильных занятий способности могут возрасти, и тогда практическую программу одного уровня можно заменить на другой. Делать это может только настоящий Учитель, который обладает соответствующей квалификацией, поскольку начинающей ученик не имеет достаточной Мудрости и знаний, чтобы оценить свои способности и выбрать наиболее подходящую для него методологию.

После того, как вы определились с Путем, вы можете …

С чего начинается духовный путь, самопознание, духовные поиски, чего вы хотите достичь? Узнайте о способах духовной трансформации.

Вы готовы стать на духовный путь?

Духовный путь и саморазвитие — это всегда не просто. Прежде чем стать на духовный путь, человеку нужно подумать и осознать искренне, что жить по-старому нельзя. Понять, что есть справедливые Законы.

Каждая подлинная традиция предполагает, что человек, принадлежащий к ней, должен совершить .

Смысл и цель духовного пути – совершенствование человека и постепенное уподобление его Высшему Божественному Началу.

Это означает преображение человеческой природы, преодоление ее пороков и недостатков, взращивание в себе добродетелей и достоинств. Невозможно вступить на твердый духовный путь сразу, миновав дебри духовных блужданий и стадию предварительного ученичества.

В человеке происходит интенсивная духовная работа по саморазвитию, самопознанию, трансформации собственных недостатков, воспитанию прогрессивных качеств характера, концентрации на высших идеалах и целях. Все внутреннее психическое время заполняется интенсивной работой над собой.

Что поможет стать на духовный путь?

Есть четыре медитации¹, которые могут помочь человеку, ищущему духовных знаний и стремящемуся к просветлению. Медитации следует практиковать ежедневно от получаса до одного часа. Устойчивый результат практики дают через полгода регулярной работы.

Медитация - осознание непостоянства

Непостоянство непрерывно следует за нами, безжалостно разрушая всё, за что мы пытаемся зацепиться: благополучная семья, дом, престижная работа, хорошие отношения с другими людьми, безопасность, материальные удобства и комфорт.

Что будут значить наши привязанности, когда мы поражены старостью, болезнями или лежим на смертном одре? Кроме разочарования и угнетённости от бесцельно проведённой жизни мы ничего не испытаем.

  1. Следует представить все материальные предметы, которыми вы обладаете или хотели бы обладать.
  2. Подумать являются они вечными или нет. Существовали ли они раньше и будут ли существовать в будущем?
  3. Посмотреть на все объекты привязанности с осознанием реальности, всё это преходяще и может исчезнуть в любой момент.
  4. Нарисовать перед собой золотыми буквами слово «НЕПОСТОЯНСТВО».
  5. Размышляя являются ли эти предметы вечными, растворить их в этом слове.

Мы пришли с пустыми руками и уйдём ни с чем. Единственное, что можно взять с собой - это накопленная благая карма (заслуги), впечатления и наш медитативный опыт, которые помогут осознанно выбрать благоприятное перерождение или полностью освободиться от оков Сансары² в момент смерти.

Медитация - размышление над страданиями Сансары

Огонь страданий непрерывно обжигает живых существ. Причина, почему мы родились - захваченность ума Сансарой. Страдая, мы сетуем на судьбу, но это всё наших рук дело, это результат наших повседневных неправильных действий нашего материалистического сознания.

3 типа страдания людей:

  • Страдание от неспособности исполнить свои желания любой ценой: непосильным трудом или даже ценой собственной жизни, чтобы добиться счастья или завладеть имуществом, ради жажды богатства и власти.
  • Страдания от попадания в нежелательные условия: жара, холод, голод, жажда, болезнь, злые духи, воры и грабители.
  • Страдание от недостатка высших радостей и счастья этой жизни: друзей, спутников и богатства. Причина этому - цепляния за «Я», отождествление «Я есть это тело». Только раскрыв свою изначальную природу можно превзойти сущностное неведение и обрести подлинную свободу.

Нужно научиться отворачиваться от страстных желаний, вырвать привязанность! Уничтожить жажду обусловленного существования вплоть до её основы! Осознать величайшее благо Освобождения! - таково противоположное направление хода мыслей, которое должно возникнуть из раздумий о порочности Сансары.

Давайте просто изменим свою жизнь так, чтобы плохой карме неоткуда было взяться. Глубоко размышляйте над этой темой и после этого действуйте так, чтобы избежать перерождения.

Если все ваши действия прекращают круговорот Сансары, то можно утверждать, что ваша медитация начинает давать плоды.

Медитация - осознание бесполезности кармических поступков

Если вы поймёте, что несвободны, что ваше истинное эго страдает из-за прошлых убеждений, что жизнь вокруг - возврат кармы³ прошлых действий и накопление новой кармы, которая снова и снова вынуждает вас страдать в Сансаре, то захотите накопить много заслуг и достичь Освобождения, и .

Вы захотите стать свободным от кармы, от смерти, от жизни, полной страданий, выйти за пределы всех ограничений в мир Абсолютного счастья и Свободы - Маханирвану! Сансара с её заботами - всего лишь мимолетный мираж.

Привязанности и дела подобны снам. Постоянно глубоко медитируя над этой темой, нужно сделать теперь свою жизнь осмысленной и правильной, искать изо всех сил путь к свободе и не думать больше о постороннем.

Задумайтесь, этот мир непостоянен. А когда мы переродимся, куда, в какой из миров перенесёт нас вектор нашего сознания? Очень важно отслеживать, куда направлено наше сознание.

Медитация - осознание достижения Освобождения

Важно развивать веру и желание обрести состояние бесконечного блаженства великой Нирваны⁴. Практиковать в ретритах⁵, разделив своё время на медитативные сессии, и развивать убеждённость и непреклонную решимость достичь конечной цели своей практики.

Если ум постоянно будет находиться в этих размышлениях, то стремление обрести состояние Будды ради блага других будет становиться всё глубже и глубже, и это является признаком успеха в практике.

Давайте фиксировать своё сознание только на своём истинном «Я», и тогда придёт настоящее, не зависящее ни от чего Освобождение. Когда все ваши мысли и действия будут направлены - это и будет показателем вашего правильного продвижения на пути самопознания.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Медитация - род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (Википедия).

² Сансара или самсара - круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары» (Википедия).

³ Карма - одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения (Википедия).

⁴ Нирвана, Ниббана - понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизм (Википедия).

⁵ Ретрит, также Ритрит - английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике (