Когда ребенку исполняется 2 года, родители большинства детей вздыхают с облегчением и некоторым огорчением – вчерашний очаровательный бутуз постепенно превращается во вполне самостоятельного, но очень упрямого и уже умеющего выражать свое мнение индивидуума. Зато оценить физическое и психическое развитие детей в этом возрасте становится проще, обычно к 2 годам физическое развитие детей «выравнивается», все малыши умеют ходить, бегать, уверенно обращаются с мелкими предметами и играют в мяч.

А вот нервно-психическое развитие 2-х годовалого ребенка целиком и полностью зависит от того, как и сколько времени тратили родители на занятия с ним в первые годы жизни. В этом возрасте знать, что должен уметь ребенок в 2 года, необходимо всем родителям – это поможет сделать развитие малыша более разносторонним и гармоничным и «подтянуть» те умения и навыки, которые пока оставляют желать лучшего, по сравнению с возрастными нормами.

Физическое развитие ребенка

В 2 года физические показатели мальчиков и девочек уже достаточно сильно отличаются.

  • Девочки в этом возрасте весят от 12 до 14 кг, а их рост составляют 84-90 см.
  • Мальчики в 2 года вырастают до 86-92 см и 13-16 кг соответственно.

К 2 годам дети должны уже уверенно не только ходить, но и бегать , уметь перешагивать через препятствия, ходить по лестнице и поднимать и спускаться по наклонной плоскости. Большинство детей в 2 года очень любят физическую активность, но, в отличие от полуторагодовалых детей, теперь их уже не привлекает просто движение без цели – они стремятся залезть на вертикальную лестницу, покататься на качелях или на горке, поиграть с мячом, покапать лопаткой или побегать друг за другом в «догонялки».

Заметно увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже может перепрыгивать через невысокие препятствия, ходить по брусу и играть в футбол , попадая по мячу ногами.

Особое внимание в 2 года стоит обратить на мелкую моторику ребенка – уже в этом возрасте нужно начинать подготовку малыша к школе, ведь у детей движения руками напрямую связаны не только со зрительной координацией, но и с деятельностью головного мозга. В 2 года дети должны хорошо владеть обеими руками, чаще всего к этому возрасту уже становится ясно, кто ваш ребенок – левша или правша, реже малыш продолжает действовать обеими руками попеременно.

Чтобы развитие ребенка было гармоничным, примерно половину времени, отведенного на занятия, нужно отводить на развитие мелкой моторики. В этом возрасте дети очень любят лепить из пластилина, делать простые аппликации, причем, самостоятельно вырезая крупные фигуры, и рисовать . Не стоит бояться давать малышу в руки ножницы или кисти с красками, если объяснить 2-х летнему ребенку, как правильно с ними обращаться и контролировать во время первых занятий, то совсем скоро он уже сможет сам заниматься творчеством. Многие родители 2-х летних детей делают 2 основные ошибки во время таких занятий:

  • ждут от ребенка слишком многого и дают ему слишком сложные задания или делают все сами – 2-х летний малыш не может еще резать бумагу ровно по линиям и с трудом понимает, зачем вырезать ровные круги и квадраты. Нужно дать ему возможность сначала поиграть с красками, пластилином или ножницами, а только потом, в игровой форме, предложить ему что-то сделать. Для двухлеток считается очень хорошим результатом, если они научатся правильно держать в руке ножницы, делать из пластилина шарики и «колбаски» и раскрашивать крупные картинки;
  • оставляют малыша заниматься всем этим самостоятельно – в 2 года ребенок еще не понимает, что и как он может и должен делать с цветной бумагой, клеем или пластилином. Если родители не будут заниматься вместе с ним, ему скоро надоедят новые игрушки и он отправиться на поиски новых приключений. Чтобы от таких занятий была польза, родителям нужно заранее продумать или посмотреть в интернете программу развивающих занятий, а затем вместе с ребенком, давая ему несложные, последовательные задания, нарисовать простую картинку, сделать несложное панно или аппликацию.

Нервно-психическое развитие ребенка 2 года

В 2 года поведение и повадки малыша сильно меняются – из послушного, только иногда упрямящегося ребенка, он превращается в непоседливого шалуна , который пытается не только отстаивать свою самостоятельность, но и спорить с родителями. К 2 годам дети уже не только понимают и отвечают на вопросы родителей или сообщают о своих желаниях, они учатся выражать свои мысли и даже могут поддерживать беседу с родителями и другими взрослым, рассказывая, как они провели день и что делали.

Период с 2 до 3-х лет психологи называют сенситивным, именно в этом возрасте ребенок не просто учится говорить, а усваивает несколько важнейших составляющих родной речи: умение правильно выстраивать предложения, произносить звуки и слоги и отвечать на вопросы. В этом же возрасте можно начинать в игровой форме обучение ребенка другим языкам, единственное условие – он уже должен хорошо понимать и произносить слова на родном языке. Дети в 2 года очень любят узнавать и запоминать значения новых слов и понятий, и уже через полгода после 2 дня рождения их любимым словом становится: «почему».

Для развития связной речи и обогащения словарного запаса ребенка в 2 года нужно не только постоянно разговаривать с ребенком, но и как можно больше читать ему и рассказывать сказки . Детские психологи давно заметили – телевизор или, тем более, компьютер, категорически не подходят для развития речи ребенка, дети много времени проводящие за просмотром мультфильмов или за планшетом, часто не могут связно выражаться даже в школьном возрасте, у них очень ограничен словарный запас и совсем не развито воображение. Для чтения детям в 2 года лучше всего выбирать яркие, красочные книги с легким и понятным текстом, причем ни просто быстро прочитывать стихи и сказки, а стараться донести до ребенка смысл прочитанного, вовлекая его в обсуждение сказочной истории, заставляя сопереживать или сочувствовать героям. В 2 года дети любят простые русские народные сказки, сказки про животных и несложные стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и так далее.

Игры ребенка в 2 года тоже становятся более сложными и эмоциональными. Дети разыгрывают целые сценки из сказок, любят играть «в домик», готовить и раскладывать еду, «лечить» игрушки, создают целые «автопарки» или домашние «парикмахерские». По-прежнему любимыми игрушками остаются кубики, из которых малыш уже самостоятельно может выстроить башню или дом, различные рамки-вкладыши и другие подобные игрушки. В 2 года для развития малыша рекомендуются приобрести мягкие и крупные паззлы, настольные игры вроде «Найди пару», магнитные игрушки, мозаики, деревянные конструкторы и конструкторы типа «лего».

После достижения 2-х летнего возраста сильно меняется эмоциональное и социальное поведение ребенка. Двухлетки радуют родителей своим интересом к окружающему миру, вопросами обо всем происходящим и умением ладить с окружающими. В этом возрасте дети уже охотно участвуют в общих играх и могут играть вместе с ровесниками на детской площадке или в песочнице. Но, в тоже время, характер малышей на третьем году жизни может сильно «испортится», тяга к самостоятельности и желание отстаивать свою точку зрения по любому вопросу раздражает большинство родителей . И если до 2-х лет упрямство и капризы малыша чаще всего были вызваны усталостью или плохим самочувствием, то после достижения 2 лет, дети таким образом пытаются отстаивать свое мнение и даже манипулировать родителями.

Очень важно не препятствовать тяге ребенка к самостоятельности и дать малышу возможность попробовать сделать самому все, что он захочет. Конечно, в этом возрасте дети еще не могут самостоятельно одеваться или кушать, но нужно давать ребенку время и не торопить его, пока он пытается самостоятельно что-то сделать.

Не менее важно правильное отношение родителей к неудачам и негативным последствиям таких самостоятельных «опытов». Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если у него не получается сделать желаемого или результаты его усилий далеки от идеала, иначе вскоре малыш откажется от попыток что-то сделать самому.

Среди важнейших социальных навыков 2-х летнего ребенка психологи обращают внимание не только на умение малыша общаться со сверстниками и взрослыми, но и на его гигиенические и бытовые навыки . Так как именно умение самостоятельно позаботиться о себе считается важнейшим навыком в этом возрасте. Двухлетний ребенок должен уметь просится на горшок или садится на него самостоятельно, есть жидкую и полужидкую пищу ложкой, пить из чашки, мыть руки и умываться, надевать некоторые вещи и, самое главное, обращаться к взрослым с просьбой дать ему что-то или сделать нужное.

Среди важнейших навыков ребенка в 2 года отмечают:

  • умение самостоятельно ходить, бегать, подниматься-опускаться по лестнице, забираться на стулья и диваны;
  • менять положение тела на ходу и одновременно совершать несколько действий – нести в руках мяч или игрушку на ходу;
  • играть в мяч – бросать и ловить его с небольшого расстояния;
  • просится на горшок и контролировать большую часть времени свои физиологические навыки;
  • есть ложкой и пить из чашки;
  • пытаться умываться и чистить зубы;
  • пытаться одеваться и раздеваться;
  • умение в игре не просто подражать действиям взрослых, но и выстраивать сюжетные линии – покормив куклу, укладывать ее спать и так далее;
  • умение складывать из 2-3-х картинок одну, строить из кубиков дом или забор;
  • умение раскрашивать большие картинки, держать в руке карандаш или ручку и чертить линии;
  • умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять простые поручения;
  • умение на картинках показывать главных героев, отвечать на вопросы, задавать вопросы по сказкам.

Мальчики и девочки в 2 года

По мнению детских психологов после достижения 2-х летнего возраста ребенок твердо осознает свою принадлежность к определенному полу и считает, что накладывает на него определенные «обязанности». Так к двум с половиной годам дети чаще всего знают, что девочки носят платья и что когда они вырастут, то будут как мамы, а вот мальчикам носить юбки нельзя и они больше похожи на пап. Гендерные различия в 2 года проявляются не только в поведении детей – мальчики более агрессивны и самостоятельны, а девочки – спокойнее и более вербально развиты, но и в пристрастии к разным играм и занятиям, а также в отношении с окружающими.

Маленькие девочки в большинстве случаев очень любят, когда на них обращают много внимания и оценивают взрослых именно с позиции их отношения к себе – «эта тетя хорошая, она со мной разговаривала и подарила игрушку», а двухлетних мальчиков больше интересуют умения окружающих и их желание поиграть вместе с ребенком в подвижные игры.

Вы никогда не задумывались, почему кто-то любит кислое и соленое, кто-то – сладкое или горькое? Мы чувствуем вкус благодаря вкусовым почкам. Во рту взрослого человека их около 10 000. У маленьких детей вкусовых почек больше. Поэтому малыши воспринимают вкусы острее и часто более разборчивы в еде, чем родители.

Вы уверены, что едите ту пищу, которую выбираете сами? Современные исследования доказывают, что гены определяют наш выбор. И вкусовая чувствительность у всех разная. Сегодня ученые всерьез изучают генетически обусловленные пищевые предпочтения людей: кому-то всю жизнь будет нравиться жареная картошка, а кто-то любит лакомиться только пюре.

Говоря о питании ребенка в 2 года, нельзя забывать вышеназванные факты. Все мы разные, и нужно уважать особенности каждого. К этому возрасту малыш многое может сам, у него вырабатывается характер и понимание окружающего мира. Продолжают формироваться пищевые пристрастия и привычки.

Если родители заботятся о развитии и воспитании малыша, то и вопросы правильного питания ребенка не остаются без внимания. Знаменитый доктор Комаровский пишет: «Кормить малыша качественной разнообразной пищей – обязательное условие морального благополучия родителей…».

На втором году жизни продолжается переход ребенка на общий рацион, принятый в семье. Но не нужно впадать в крайности. Мама, готовя блюдо для всех, может переложить еду для малыша в отдельную кастрюльку и только после этого добавить соль и специи. Это особенно актуально, если, например, папа любит острое и перченое – растущему организму такие кулинарные изыски могут навредить.

Необходимо решить – кормить ребенка консервированным детским питанием из баночек или блюдами домашнего приготовления. Есть сторонники и противники консервированной пищи. Кто-то предпочитает простоту использования промышленного детского питания, другие настаивают на необходимости включения в рацион ребенка только свежих продуктов.

Еду не следует сильно измельчать. Однако не забывайте, что размер кусочков пищи надо увеличивать понемногу. Принцип постепенности должен соблюдаться и при введении новых продуктов: сначала даем попробовать маленький кусочек, следим за реакцией и, если она положительная, через некоторое время включаем новый продукт в меню.

Для детей второго года жизни недопустимы жареные блюда. Вы можете варить, тушить, запекать, но не жарить. Желудочно-кишечный тракт не может самостоятельно справиться с перевариванием тяжелой пищи.

Не менее важно то, что именно вы формируете пищевые привычки вашего ребенка. Если вы не видите ничего плохого в жареной еде, то и ребенок заимствует ваши предпочтения в пище. Воспитываем двухлетнего человечка не словами, а собственным примером. Поэтому постарайтесь не есть при ребенке то, что не даете ему.

Баланс БЖУ

БЖУ – это белки, жиры, углеводы. Соотношение их на втором году жизни такое же, как и на первом: на 4 г углеводов приходится 1 г белка и 1 г жира. При соблюдении этой пропорции (4:1:1) питание ребенка считается оптимальным.

  • углеводы ‒ каши, овощи, фрукты, хлеб;
  • белки ‒ мясо, рыба, молочные продукты;
  • жиры ‒ растительное и сливочное масла, жиры, содержащиеся в продуктах преимущественно животного происхождения.

Какие углеводы включать в рацион

Овощи и крупы ‒ продукты с высокой пищевой ценностью. Блюда на их основе обязательно должны быть включены в рацион семьи. Тогда у вас не возникнет проблем с приготовлением еды специально для ребенка.

Вы можете смело предлагать своему чаду самые разные овощи и фрукты, если нет аллергической реакции. Предпочтения отдавайте плодам из вашей климатической зоны.

Бытует мнение, что детям до трех лет нельзя давать горох, фасоль и т. д. Исключить из рациона ребенка двух лет нужно сухие и консервированные бобовые культуры. А вот из свежих, молодых бобовых разрешается приготовить суп-пюре, чтобы облегчить усвоение.

К сожалению, во многих семьях утрачена традиция ежедневного приготовления каш и овощных блюд. Лишая себя и детей этой простой еды, мы оставляем организм без большого количества полезных веществ. И готовим почву для возникновения проблем с пищеварением и выведением отходов жизнедеятельности организма.

Если в питании ребенка преобладают белковые и жирные продукты, а растительной клетчатки не хватает, малыш будет страдать от запоров. Другой причиной запоров может стать дефицит жидкости. С малых лет надо приучать ребенка пить чистую воду без каких-либо добавок. Лимонад ‒ запрещенный напиток не только для детей 2 лет, но и старше.

Какое мясо давать ребёнку

Нежирное. Это может быть говядина, кролик, курятина или индейка. Не спешите давать свинину. Старайтесь не приправлять мясо соусами. Стремитесь сохранять естественный вкус продуктов.

Не давайте ребенку чистый мясной бульон, используйте его как основу для супов. Но предварительно снимайте жир. Из всех супов самым полезным считается борщ.

Никто не оспаривает включение в рацион 2-летнего ребенка рыбы. Она усваивается быстрее, чем мясо, в ней много полезных микроэлементов, а нагрузка на поджелудочную железу меньше.

Рыба может быть как речная, так и морская. Не давайте ребенку морепродукты. В раннем возрасте это сильный аллерген. Включая в питание 2-х летнего малыша рыбу, убедитесь, что на нее нет аллергической реакции. Не спешите предлагать непоседе икру и деликатесную рыбу.

Если ребенок умеет хорошо жевать, мясо и рыбу нарежьте кусочками, но без костей.

Споры о молоке

Молочные продукты должны быть включены в рацион обязательно. Лучше, если это будет ряженка, кефир или нежирная сметана.

В меню двухлетки сыр и творог должны появляться не менее 3 раз в неделю. Суточная норма творога – не более 50 г. Безопаснее, если из него вы сделаете ленивые вареники, сырники или запеканку. Полезно готовить такие блюда на пару или в мультиварке без добавления масла. Сырой творог должен быть свежим и купленным у проверенного продавца. Помните, что магазинный творог из баночек и коробочек ‒ это не более, чем десерт.

Специалисты говорят о вреде цельного молока для детей до 3-х лет. Заменить его могут сбалансированные молочные смеси. Но данной рекомендации следуют далеко не все родители, и это их право.

Жиры растительные и животные

Растительное и сливочное масло ‒ источники жиров, которые также должны присутствовать в . Сливочное масло можно добавлять в каши, пюре, овощные блюда, а растительным – заправлять салаты, например винегрет. Не используйте маргарин и спреды в детском питании.

Вредные сладости

Это источник быстрых углеводов. Часто родители, наслышанные о вреде сахара, стараются исключить сладкое из рациона ребенка.

Конечно, чем позже дети узнают вкус магазинных конфет, тем лучше. Разрешаются , зефира, домашнего печенья.

Пусть сладости будут для вашего малыша не ежедневным, а только праздничным лакомством. Под запрет попадают леденцы, пирожные, шоколад, торты, и пр.

Режим питания

С двух лет можно вводить 4-х разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин. Специалисты утверждают, что малыш должен есть не меньше 4-х и не больше 5-и раз в день.

Старайтесь придерживаться рекомендаций профессионалов, но без фанатизма. Ведь в два года ребенок вступает в первый кризис детского возраста. Малыш осознал себя как личность и проверяет границы своих возможностей. «Нет!», «Не хочу!», «Не буду!». Отказ от любимой прежде еды, категоричные требования сладкого, топанье ножкой, даже истерики ‒ борьба ребенка за свою территорию. Отвлекайте и переключайте внимание непоседы, обнимайте его или, напротив, отходите в сторону, говорите шепотом, чтобы удивить его. Только не унижайте и не применяйте насилие.

К двум годам у ребенка складываются свои пищевые пристрастия, появляются любимые и нелюбимые блюда. Взрослый человек ест что хочет и когда хочет. Так почему мы отказываем в этом праве малышу? Фантазируйте и играйте, не злитесь, не раздражайтесь. Не ломайте личность, а помогайте взрослеть.

Плохой и хороший аппетит

Нередко можно услышать сетования мам и, особенно, бабушек на плохой аппетит ребенка. Чаще всего подобные опасения надуманны. Вспомните, сколько раз в перерывах между едой вы давали малышу яблоко, печенье, сок, йогурт, потому что он плохо позавтракал? Почему кроха не ест за обедом? Дети кушают, когда голодны, часто игнорируя режим. Откажитесь от перекусов, не рассматривайте каждое мгновение как возможность подкормить ненаглядное чадо, и все нормализуется.

Сегодня все больше людей страдают ожирением. Обучение правильному питанию начинается в раннем детстве. Сейчас от родителей зависит, будет ли ваш ребенок страдать от насмешек сверстников из-за лишнего веса. Хороший аппетит, когда 2-летний ест взрослую еду без ограничений ‒ не повод для радости. Слишком ранний переход на тяжелую взрослую пищу подрывает здоровье малыша. Только полезная, не жареная, не сдобренная майонезом и кетчупом еда, укрепляет организм.

Вам приходилось наблюдать, как в кафе обедают папа, мама, малыш двух лет и планшет с мультиком на экране? Ребенок автоматически открывает рот, проглатывает пищу, плохо жует, не чувствует вкуса еды. Его мозг не получает сигнала о насыщении, потому что занят другой деятельностью. Довольна мама: малыш ест без капризов и много. Вот так, облегчив себе жизнь на полчаса, мы развиваем навыки неправильного пищевого поведения у своих деток. Попробуйте в следующий раз накормить ребенка без мультиков на экране. Получится? Едва ли.

Если нежелание кушать наблюдается регулярно, малыш ест меньше возрастной нормы и плохо прибавляет в весе, пора задуматься о решении проблемы с помощью . Но только не самостоятельно! Предварительная врачебная консультация обязательна!

Ребенок двух лет никому ничего не должен. Он еще маленький, хотя научился сердито топать ножкой. 2-х летний малыш очень нуждается в вашей заботе и мудрости. И если вы можете помочь ему правильно питаться, так и сделайте. Не боритесь, не драматизируйте. Любите и договаривайтесь!

Маленькие дети гораздо больше подвержены простудным заболеваниям в силу не сформировавшегося иммунитета. Поэтому каждый родитель стремится найти для своего чада эффективное и безопасное средство для лечения такого рода заболеваний, сопровождающихся сильным кашлем и отхождением мокроты.

Кашель у детей и назначение Мукалтина

Мукалтин – это эффективный отхаркивающий препарат для детей

Отделение мокроты у малышей происходит гораздо сложнее, нежели у взрослых. Происходит это по следующим причинам:

  • У детей образование мокроты гораздо интенсивнее, чем у взрослых.
  • Детская мокрота имеет более высокую вязкость, поэтому в ней отлично размножаются микробы, которые защищены густой слизью и меньше подвержены действию лекарств и препаратов.
  • Дети маленького возраста не умеют кашлять, поэтому мокрота отходит гораздо хуже.
  • Кашель дается ребенку с трудом, так как во время него сужается бронхиальный просвет и это еще одна причина, осложняющая выведение мокроты.
  • Детская слизистая у бронхов очень чувствительна к препаратам и раздражителям, поэтому ее реакция на препараты может быть неоднозначна.

Сейчас рынок предлагает массу различных препаратов, которые обещают быструю помощь от любого вида кашля. Одним из наиболее распространенных и известных препаратов является Мукалтин. Приобрести его можно в любой аптеке без рецепта.

Мукалтин считается безопасным препаратом и его можно применять маленьким детям.

Этот факт подтверждается тем, что Мукалтин имеет растительную основу из травы алтея. Помимо этого, состав Мукалтина содержит гидрокарбонат кальция и винную кислоту. Выпускается препарат в форме таблеток, количество которых может варьироваться от 20 до 100 штук в упаковке. Срок годности препарата составляет 2 года.

Таблетки имеют желтоватый оттенок и характерный травяной запах с кислым привкусом. Алтей обладает отхаркивающим, противовоспалительным и обезболивающим действием.

Полезное видео - Виды кашля у детей:

Назначают Мукалтин при следующих болезнях:

  • Пневмония
  • Туберкулез
  • Трахеобронхит
  • Бронхит
  • Трахеит
  • Легочная эмфизема
  • ОРЗ и ОРВИ с приступами кашля

Мукалтин является отхаркивающим и противовоспалительным препаратом, который помогает более легкому отделению и выводу мокроты. Главное преимущество препарата – это его безопасное воздействие на органы ребенка в столь малом возрасте. Можно сказать, что Мукалтин является одним из наиболее подходящих препаратов для лечения кашля у малышей.

Также в продаже появился более концентрированный препарат – Мукалтин Форте. Помимо двойной концентрации экстракта алтея, лекарство содержит дозу витамина С.

Дозировка и правила применения

Мукалтин назначается для лечения кашля при острых и хронических заболеваниях дыхательных путей

Мукалтин производится в форме таблеток. Основные правила применения Мукалтина:

  • Детям с года до двух назначают по половине таблетки до трех раз за сутки.
  • Не стоит применять Мукалтин грудным детям до года.
  • Мукалтин необходимо принимать за час до еды.
  • Лечение Мукалтином проводят от одной до двух недель.
  • Точную дозировку препарата должен назначать врач.

Для улучшения эффективности препарата его разводят в кипяченой воде. Взрослые могут просто рассасывать таблетку Мукалтина до полного растворения, но маленьким детям такой способ вряд ли покажется заманчивым. Таблетки Мукалтина имеют специфический кислый привкус, который далеко не каждому придется по душе.

К аналогам Мукалтина можно отнести следующие препараты:

  • Сироп от кашля из алтея.
  • Доктор Мом в виде сиропа и пастилок.
  • Сироп от кашля Геделикс.
  • Сироп от кашля Доктор Тайс.

Основным преимуществом Мукалтина является невысокая цена. Препарат не только не бьет по кошельку, но самое главное, снижается риск покупки подделки, так как подделывать дешевые препараты попросту невыгодно. Мукалтин - самый недорогой препарат среди перечисленных аналогов. Его можно применять в сочетании с другими отхаркивающими препаратами.

Противопоказания и побочные действия

Мукалтин крайне редко вызывает побочные эффекты

Несмотря на заявленную безопасность препарата, важно обратить внимание на противопоказания, которые все же имеются:

  • Мукалтин нельзя применять при наличии язв желудка и двенадцатиперстной кишки.
  • Препарат нельзя применять при индивидуальной непереносимости входящих в него компонентов.
  • Мукалтин не сочетается с противокашлевыми препаратами, это может привести к нежелательным осложнениям, трудностям в отхождении мокроты и усугублению приступов кашля.
  • Мукалтин нельзя применять грудным детям до года.
  • Мукалтин нельзя применять по истечению срока годности.

Как и любое лекарственное средство, Мукалтин имеет побочные эффекты, поэтому следует четко следовать указанной дозировке, не пытаясь ее превысить:

  • Возникновение тошноты с нарушением работы ЖКТ.
  • При наличии язвы Мукалтин может вызвать сильное обострение, которое сопровождается кровотечением.
  • Различные аллергические реакции на компоненты препарата (крапивница, затрудненное дыхание, отеки).
  • Резкое повышение температуры.
  • Вялость, сонливость и слабость.
  • Потеря аппетита.

Мукалтин – натуральный препарат, который проверен временем и не нанесет урон семейному бюджету. Однако важно помнить, что не стоит принимать его бездумно, особенно, если заболевает малыш. Прием любого препарата должен быть согласован с педиатром, который правильно рассчитает дозировку и тем самым сведет риски возникновения побочных эффектов к минимуму.

Рецепты отхаркивающих средств в народной медицине

В сочетании с приемом Мукалтина можно практиковать рецепты из народной медицины, которые способствуют более легкому отхождению мокроты у детей:

  • Овсяный отвар с молоком. На стакан овса берут 500 мл молока и варят на медленном огне до мягкости зерна. В готовый отвар добавляют пару ложек меда и употребляют до шести раз в сутки небольшими порциями.
  • Молоко с содой. Чайную ложку соды смешивают со стаканом теплого молока и дают выпить ребенку. Употреблять не более раза в сутки.
  • Коктейль из минеральной воды «Боржоми», молока и сливочного масла также может помочь в отделении мокроты.
  • Настой из мать-и-мачехи и ромашки. Сбор заливают кипятком, настаивают, а затем процеживают. Затем дают ребенку по 50 мл до четырех раз в сутки.
  • Отвар из молока и инжира. Одиннадцать плодов измельчают и варят в литре молока на протяжении 15 минут. Употребляют отвар до четырех раз в сутки после приема пищи.

Поделись с друзьями! Будьте здоровы!

Мукалтин (Mucaltinum) - таблетки от кашля, которые появились еще в XIX веке и с тех пор весьма востребованы при различных заболеваниях дыхательных путей. Кроме неоспоримой эффективности лекарственного средства, его достоинствами являются небольшая цена и минимальный перечень побочных реакций. Рассмотрим инструкцию по применению лекарства и его лучшие аналоги.

Состав и действие препарата от кашля

Главным преимуществом препарата является растительное сырье, из которого его изготавливают – алтей и гидрокарбонат калия. Первый обладает противовоспалительным, обволакивающим и отхаркивающим свойствами, а второй обеспечивает противокашлевый и секретолитический эффект Мукалтина. Также в состав препарата входит винная кислота, которая разжижает мокроту.

Выпускается препарат в форме таблеток. Упакованы они в блистеры по 30 штук или в баночки по 100 штук. Также производятся пузырьки по 30 и 50 таблеток. Одна таблетка весит 50 грамм, а содержание экстракта алтея в ней составляет 10 мг. Кроме того, препарат содержит и другие вещества: 14,5 мг гидрокарбоната натрия, 16,7 мг винной кислоты и 0,5 мг кальция стеарата.

Корень алтея оказывает стимулирующий эффект на гладкую мускулатуру бронхиол, ускоряет движение эпителиальных цилий в дыхательных путях. Вследствие этого мокрота из бронхов попадает в горло, а кашель становится продуктивным. Мукалтин работает следующим образом:

  • оказывает умеренное противокашлевое воздействие;
  • разжижает мокроту при сухом кашле;
  • сокращает количество и длительность приступов кашля;
  • ускоряет выведение слизи;
  • оказывает смягчающий, обволакивающий и противовоспалительный эффект;
  • стимулирует откашливание при влажном кашле;
  • нормализует секрецию бронхов и легких.

Так выглядит одна таблетка МукалтинаПоказания к приему Мукалтина

Данное лекарственное средство относится к ряду муколитиков, то есть препаратов, которые способствуют отхаркиванию мокроты. Следует помнить, что Мукалтин лишь облегчает кашель, но не устраняет его. Сухой под его воздействием становится продуктивным, а влажный - более мягким. Лекарственное средство рекомендуется при ряде заболеваний:

  • воспалении слизистой бронхов и трахеи;
  • фарингите;
  • обструктивном и хроническом бронхите;
  • пневмонии;
  • ларингите;
  • бронхиальной астме;
  • эмфиземе легких;
  • трахеите;
  • пневмонокиозе;
  • бронхоэкстазах;
  • туберкулезе с сопутствующим бронхитом и др.

Препарат применяется при малопродуктивном кашле для активизации процесса отхождения мокротыКаково отрицательное влияние таблеток на детский организм?

Эффективность Мукалтина основана на отхаркивающем и противовоспалительном воздействии, однако, по мнению многих педиатров, муколитики не стоит давать детям до двухлетнего возраста. На практике же средство нередко используется не только для годовалых малышей, но даже меньшего возраста. Побочными эффектами такого применения может быть аллергическая реакция и рвотный рефлекс из-за того, что малыш не может откашлять мокроту. Вследствие этого у ребенка пропадает аппетит и появляется слабость.

Эксперименты с самолечением и применением даже таких безобидных таблеток, как Мукалтин, недопустимы. Назначение должен делать лишь педиатр. Кроме того, важно сочетание препарата с другими лекарственными средствами.

Дозировки лекарства и схемы приема для разного возраста

Прием муколитика осуществляется строго по инструкции. Нарушение рекомендаций производителя грозит проблемами с желудочно-кишечным трактом, в частности, тяжестью, тошнотой, диареей или рвотой.

Лекарственное средство рассасывают во рту за 30 минут до еды. Мукалтин детям назначается в соответствии с дозировкой, указанной в инструкции в зависимости от возраста пациента.

Можно ли давать грудничкам до года?

Со скольки лет можно применять данный медикамент детям? Согласно инструкции, применение лекарства возможно с годовалого возраста. Правда, нередко данное правило нарушается и Мукалтин применяется для лечения кашля у грудных детей. Хотя, по мнению педиатров, давать препарат грудничкам все же не стоит, но если по каким-либо причинам альтернативы отсутствуют, назначение и контроль происходит под надзором лечащего врача.

Препарат необходимо принимать строго по инструкции

Почему врачи делают выбор в пользу Мукалтина? Они руководствуются отменной эффективностью с минимумом противопоказаний и осложнений. Однако риск все же присутствует. В первую очередь он обусловлен тем, что ребенок до года не способен откашливать мокроту. Малейшее нарушение дозировки может спровоцировать рвоту из-за большого количества слизи, а также слабость и потерю аппетита.

Кроме того, главное - лечить не сам кашель, а заболевание, которое его спровоцировало. Кашель же, по сути, не является основной проблемой и даже, напротив, способствует очищению дыхательных путей малыша от слизи.

Как сочетать Мукалтин с другими лекарственными препаратами?

Мукалтин относится к препаратам растительного происхождения и имеет небольшое количество противопоказаний. Главные из них – это сочетание с другими медикаментами. Особенности взаимодействия Мукалтина и других лекарственных средств:

  1. Прием Мукалтина допустим одновременно с Бромгексидином. Последний способствует снижению вязкости мокроты и уменьшает раздражение бронхов.
  2. Использование таблеток при бронхоспазме недопустимо. Единственное исключение - если совместно с ним пациент будет принимать антиспазматические средства (Эуфиллин, Но-шпу или Беродуал) (дозировка детям на препарат «Беродуал» в небулайзер).
  3. Одновременный прием Мукалтина и синтетического отхаркивающего средства возможен. Однако нельзя использовать больше одного такого препарата, и назначать его должен врач.
  4. Мукалтин несовместим с препаратами от кашля, в составе которых содержится кодеин. Такое сочетание грозит осложнениями и невозможностью откашлять мокроту.

Для быстрого выздоровления прием Мукалтина часто совмещают с Бромгексидином (см. также: можно ли применять Мукалтин при лактации?)Какими бывают побочные действия и что делать при передозировке?

Побочная реакция на применение таблеток Мукалтин выражена слабо и чаще всего проявляется в виде тошноты, дискомфорта в желудке или высыпанием на коже. Аллергии более всего подвержены дети. Если появилась крапивница, зуд или отек, прием препарата прекращают незамедлительно.

Особенно осторожными с Мукалтином должны быть родители, если у ребенка есть аллергия на пыльцу или растительные экстракты. Также в случае, когда ребенок болеет сахарным диабетом, так как в составе препарата содержится рафинированный сахар. Систематический прием препарата влияет на работу почек. Мукалтин при болезнях ЖКТ, в особенности язвы желудка, может стать причиной осложнений и даже кровотечения.

О случаях передозировки данным средством известно немного, но слишком длительное применение Мукалтина нередко провоцирует тошноту. Повышенная дозировка вызывает интоксикацию организма. При первых признаках отравления следует прекратить прием таблеток, не будет лишним промывание желудка и употребление активированного угля.

Средства аналогичного действия

Препаратов с подобным терапевтическим действием, как у Мукалтина, существует немало. В первую очередь стоит отметить сироп алтея лекарственного, а также Линкас, Бронхостоп и Имупрет (сироп от кашля «Линкас» для детей: инструкция по применению). Также альтернативой могут стать ингаляции с небулайзером.

Если у пациента чувствительность к алтею, Мукалтин заменяют на:

  • Доктор Мом. Выпускается в виде сиропа (с 3-х лет) и мази (с 2-х лет). Составляющие препарата: солодка, девясил, куркума, алоэ, имбирь, адхатода, ментол и др.
  • Бронхипрет. Таблетки и сироп, в составе которых тимьян и плющ. Подойдет даже для трехмесячного младенца.
  • Геделикс и Гелисал. Суспензии на основе плюща. Можно принимать даже маленьким деткам.
  • Гербион. Сиропы на основе подорожника, плюща и первоцвета. Предназначены для малышей от двух лет.
  • Бронхикум. Подойдет для детей старше шести лет. В его составе также присутствует тимьян.
  • Пертуссин. В основе - чабрец. Предназначен для деток от трех лет.
  • Кофол. Смесь адатоды, солодки, паслена, базилика, фиалки и др. Можно применять с одного года.
  • Бронхосан. В составе - бромгексин, ментол, душица, мята и др. Разрешен к применению с двухлетнего возраста.
  • Трависил. Таблетки на основе адатоды, перца, имбиря, солодки, фенхеля, куркумы и др. Для детей 6-12 лет.

Детский кашель – один из самых неприятных симптомов ОРЗ, свидетельствующий о поражении нижних дыхательных путей, поэтому при его появлении нередко назначается Мукалтин детям.

Им успешно лечились еще наши бабушки, но и сегодня врачи продолжают рекомендовать его.

Настолько ли эффективно и безопасно это лекарство или стоит отказаться от него в пользу более современных? Об этом и пойдет речь дальше.

Состав и форма выпуска препарата Он выпускается в форме таблеток серого или серовато-коричневого цвета с вкраплениями разной величины с разделительной полосой весом 50 мг, каждая из которых содержит 10 мг натурального экстракта алтея. Они обладают характерным запахом и специфичным кисловатым вкусом.

В качестве вспомогательных ингредиентов используются:

  • натрия гидрокарбонат, также обладающий незначительным отхаркивающим и противовоспалительным действием;
  • винная кислота;
  • кальция стеарат.

Медикамент выпускается многочисленными фармацевтическими компаниями, поэтому его можно купить в аптеках расфасованным в блистеры и картонные упаковки, а также в удобные пластиковые флаконы по 20–100 штук.

Как действует Мукалтин? В чем эффективность препарата?

Поскольку действующее вещество медикамента представлено хорошо изученным экстрактом алтея лекарственного, оно оказывает сильное отхаркивающее воздействие на человеческий организм и принадлежит к группе муколитиков.

Компоненты алтея активизируют выделение железами бронхов слизи и усиливают работу ресничек мерцательного эпителия, благодаря чему не только повышается выделение слизи, но и ускоряется ее выведение.

Все это в комплексе способствует:

  1. переводу непродуктивного кашля со скудно отделяющейся мокротой в продуктивный;
  2. облегчению приступов;
  3. скорейшему очищению бронхов от слизи и патогенных микроорганизмов.

Также лекарство помогает снизить выраженность воспалительного процесса слизистых оболочек бронхов и тем самым устранить дискомфорт и болевые ощущения при кашле.

Это возможно благодаря присутствию в составе экстракта смеси полисахаридов, пектиновых веществ и прочих органических соединений, которые обладают:

  • противовоспалительными;
  • смягчающими;
  • обволакивающими свойствами.

Но важно не забывать, что при тяжелых инфекционных заболеваниях оно не способно самостоятельно привести к выздоровлению.
Источник: nasmorkam.net В подобных ситуациях его стоит давать детям, но исключительно в составе комплексной терапии, индивидуально подобранной врачом.

Когда назначают Мукалтин для детей? Показания

Основным показанием к использованию средства является кашель. Но возникает вопрос: от какого кашля оно лучше помогает?

Наиболее актуально прописывать Мукалтин для ребенка при сухом кашле, начинающем уже переходить в продуктивный и при этом сопровождающемся затрудненным отделением мокроты.

В такой ситуации медикамент поможет снизить вязкость, увеличить объем вырабатывающейся слизи и поспособствует скорейшей нормализации состояния.

Поэтому в основном назначается Мукалтин при влажном кашле детям.

Применять его для устранения лающего сухого кашля, нередко наблюдающегося, например, при фарингите или коклюше, нецелесообразно, так как это будет провоцировать увеличение частоты приступов и усилению воспаления.

Таким образом, препарат применяется:

  • при трахеите и трахеобронхите;
  • при бронхите, включая обструктивную форму;
  • при пневмонии;
  • при бронхоэктазии;
  • при ларингите у детей.

Это поможет снизить раздражение слизистых оболочек, уменьшить вязкость мокроты и облегчить ее выведение.

Мукалтин как принимать детям? Инструкция

Мукалтин, инструкция детям советует давать не с первых дней течения заболевания, поскольку в этот период мокрота еще не продуцируется в требуемом объеме и, значит, не скапливается в бронхах.

Таблетки детям начинают давать в тот момент, когда родители поймут, что сухой кашель начинает переходить во влажный.

Как пить Мукалтин при кашле детям для каждого ребенка в индивидуальном порядке подбирает врач. Прежде всего, это зависит от возраста и состояния больного.

Правильно принимать таблетки Мукалтина от кашля для детей можно тремя способами:

  • постепенно рассасывать до полного растворения;
  • проглатывать целиком, запивая большим объемом чистой воды;
  • развести в воде.

Особенно актуально разобраться в том, как давать детям Мукалтин, еще не способным проглотить или рассосать таблетку. В таких ситуациях прибегают к помощи третьего метода, то есть разведению в воде.

Рекомендуется в полулитре кипяченой воды растворить суточную дозу и пить полученный сироп в течение дня, желательно за 3–4 подхода. Также можно готовить свежий раствор для каждого приема, что предпочтительнее.

Для этого в 30 мл теплой воды растворяют одноразовую дозу лекарства. Для улучшения вкусовых свойств можно добавить немного сахара.

В любом случае пить Мукалтин детям необходимо за час или минимум полчаса до еды не более 14 дней.

Мукалтин: с какого возраста можно давать детям?

Поскольку препарат присутствует на рынке уже очень долго и известен практически каждому, часто возникают вопросы, связанные с тем, со скольки лет можно его принимать детям.

Описание лекарства дает четкое указание не давать его малышам до годика.

Крохам до 2 лет его назначают с большой осторожностью. Тем не менее сегодня врачи не всегда следуют рекомендациям, которые дает аннотация к медикаменту, и рекомендуют прием Мукалтина детям всех возрастных категорий.

Мукалтин грудничку

Современные педиатры только при тяжелом кашле, опасном для грудничков, назначают Мукалтин. Но родители, прочитав аннотацию, видят, что производители не советуют давать медикамент детям до года.

Поэтому важно разобраться в причинах этого противоречия и понять, можно ли детям столь нежного возраста лечиться данным средством.

Поскольку лекарство имеет полностью натуральное происхождение, а его действие и безопасность подтверждаются многолетним опытом применения, его назначение возможно лишь при тяжелых формах ОРЗ у младенцев.

В то же время производители обязаны указывать в аннотации все возможные побочные действия и запрещать использование лекарства, если не проводились клинические испытания на пациентах определенных категорий.

В связи с тем, что официальных тестов на грудничках Мукалтин не проходил, инструкция не рекомендует его использовать для их лечения.

Молодым родителям стоит внимательно следить за состоянием кожи и стула младенца: при возникновении любых изменений, необходимо отменить прием средства.

Для малышей до годика суточная доза составляет 2 таб., но за один прием крохе можно давать только ½ таблетки, отсюда следует сколько приемов нужно осуществить в течение суток – 3–4.

Ребенку, которому еще не исполнился даже 1 год, крайне сложно рассосать или проглотить медикамент, для него одноразовую дозу растворяют в 30 мл кипяченой воды.

Этот способ применения позволяет не только повысить удобство употребления средства, но и увеличить его эффективность.

Тем не менее в течение всего периода лечения малыш должен находиться под наблюдением участкового педиатра.

От 2-х лет

Мукалтин детям в 2 года назначают также по ½ табл. трижды в день. Способ приема определяется индивидуальными особенностями развития малыша.

Поэтому родители по-прежнему могут разводить препарат в воде или давать крохе его рассасывать.

Детям от 3-х лет

Инструкция по применению детям, начиная с трехлетнего возраста, рекомендует рассасывание целой таблетки трижды в день. При этом важно выдерживать между приемами 4-часовой интервал.

3-12 лет

Дозировка Мукалтина ребенку от 3 лет составляет 1 табл. четырежды в сутки. Детям в 5 лет или 6 лет уже можно давать таблетки целиком, более младшим допускается разводить каждую в 30 мл воды.

От 12 лет

Подростки, а иногда и дети от 7 лет препарат принимают во взрослой дозировке, то есть по 2 таблетки до 4-х раз в день.

Противопоказания и возможные побочные эффекты

Медикамент не используется:

  • при сухом кашле у детей;
  • индивидуальной повышенной чувствительности к любым компонентам;
  • язве желудка или 12-перстной кишки;
  • сахарном диабете.

Нежелательные последствия после применения лекарственного средства наблюдаются нечасто.

В основном они проявляются в виде аллергических реакций на его компоненты, что может заключаться в появлении зудящей сыпи или покраснений на коже.

Крайне редко больные и их родители отмечают развитие:

  • метеоризма;
  • запора или диареи;
  • тошноты и рвоты;
  • дискомфорт в области желудка.

Категорически нельзя совместно использовать любые муколитики с препаратами, угнетающими кашлевой центр головного мозга, например, кодеинсодержащими (Кофекс, Кодтерпин, Терпинкод, Коделак, Каффетин, Ношпалгин и пр.).

Это чревато «заболачиванием» легких и бронхов в результате того, что муколитики провоцируют усиление секреции слизи, а кодеинсодержащие средства блокируют кашлевой рефлекс, вследствие чего мокрота продуцируется, но не выводится из органов дыхания.

Мукалтин сироп для детей

Специальный детский сироп Мукалтин не производится. Тем не менее можно приготовить подобие данной лекарственной формы в домашних условиях следующим образом:

  1. суточную дозу препарата, подобранную исходя из возраста больного, растворяют в 100 г кипяченой воды;
  2. по вкусу добавляют мед, сахар или сироп от любимого варенья;
  3. к выбору подсластителя следует отнестись со всей внимательностью, чтобы он не вызывал у малыша аллергии.

В итоге получится сладкое лекарство, объем которого не должен превышать 200 мл. Его следует хранить в стеклянной емкости и выпить в течение дня за 3–4 приема, выдерживая интервалы не менее 4 часов, как рекомендует инструкция.

Готовый сироп может использоваться для лечения больных любого возраста.

Ингаляции с Мукалтином в небулайзере

Ингаляции – высокоэффективный метод лечения кашля. Они могут проводиться и с использованием Мукалтина, но только после предварительной консультации специалиста.

Для проведения процедуры 1 таблетку растворяют в 80 мл физраствора. В специальную камеру прибора наливают 4 мл полученного раствора.

Непосредственно дышать нужно в течение 3–5 минут 1 или 2 раза в сутки. Длительность лечения не должна превышать 10 дней.

Чем можно заменить? Какие есть аналоги?

Препарат имеет следующие аналоги:

  • Алтея сироп;
  • Алтейка;
  • Сухая микстура от кашля.

Также можно использовать другие лекарства аналогичного действия, например:

  • Амброксол (Амбробене, Лазолван, Флавамед);
  • Линкас;
  • Сироп Доктора Тайсса;
  • Эвкабал;
  • Амтерсол;
  • Гербион с первоцветом или плющом.

Вопросы к доктору

Глотать или рассасывать?

Таблетки допускается как глотать, так и рассасывать в ротовой полости до полного растворения. Но в первом случае обязательно нужно запивать их большим количеством воды.

Мукалтин и другие таблетки от кашля вместе. Можно ли?

Медикамент имеет полностью натуральную основу, а его компоненты не вступают во взаимодействие с синтетическими лекарствами, поэтому его очень часто назначают в комплексе с другими средствами от кашля.

Лазолван или Мукалтин ребенку

Данный вопрос следует обсудить с педиатром, поскольку выбор лекарств зависит, от чего следует лечить малыша. Нередко их сочетают между собой для усиления эффекта друг друга и скорейшего наступления выздоровления.

Что будет, если съесть много Мукалтина?

При превышении допустимой дозировки возможно развитие побочных эффектов в виде тошноты, рвоты, диареи или запора.

В подобных случаях необходимо немедленно прекратить употребление средства и значительно увеличить суточный объем питья, а также использовать сорбенты, например, Энтеросгель, Атоксил, Смекту, Полисорб и пр.

Иногда передозировка провоцирует развитие аллергической реакции, тогда следует использовать антигистаминные препараты для местного и внутреннего применения.

В зависимости от того, помогает ли самолечение или состояние больного ухудшается, нужно принимать решение о необходимости обращения к врачу.

Вот и прошел тот день, когда вместе с малышом вы задули две свечи на его именинном торте. Это уже не тот беспомощный комочек, который вы увидели в момент рождения. Ваш ребенок вырос, многому научился, произошло его эмоциональное, психологическое и физическое развитие. Чего же он успел достичь? Во-первых, значительно обогатился его лексикон. Он узнал 100-200 новых слов. Ребенок может общаться простыми предложениями, употребляя прилагательные (обычно к 2,5 годам и позже).

Малыш эмоционально уравновешен, обычно расположен в хорошем настроении. Для него не составит труда как спуститься, так и подняться по лестнице. Он резво бегает, прыгает, перешагивает препятствия. Ребенок правильно складывает пирамидку из 4-5 колец, начинает различать предметы по их качеству – холодный, горячий, тяжелый, мягкий. Может самостоятельно частично снимать одежду, например, носочки или колготки, и одеваться при поддержке взрослых.

Уход за ребенком в 2 года

Ухаживая за малышом, родители следят за его здоровьем, безопасностью, развивают его, обеспечивают комфорт. Продолжают вырабатывать культурно-гигиенические навыки у ребенка. Он все чаще должен сам пить из чашки, есть ложкой, проситься на горшок. К двум годам необходимо полностью отойти от памперсов или оставить их только на крайний случай – поход в гости, длительный переезд или прогулка в холодное время года.

Малыш уже знает, что после улицы, также как и перед едой нужно мыть ручки. Во время еды следует объяснять малышу правила нахождения за столом – что нельзя размахивать руками, проливать содержимое тарелки, нужно быть аккуратным. За общим столом ему еще находиться неудобно, поэтому прием пищи должен происходить в специальном месте — за детским столиком или стульчиком.

Питание ребенка в 2 года

К двум годам организм ребенка, все его органы, в том числе и пищеварения, претерпевают ряд изменений. Совершенствуется функция пищеварительной системы, печени, селезенки, поджелудочной. Стабилизируется кишечная микрофлора, которая помогает разлагать клетчатку, синтезировать полезные элементы, витамины. Поэтому в рацион вводят новые блюда и продукты – овощные салаты, морковь, свекла, бобовые, щи, борщи на мясном бульоне. У ребенка появляются дополнительные молочные зубы, он уже в состоянии хорошо пережевывать пищу. Поэтому перетирать ее не надо. Достаточно хорошо разварить, можно дополнительно размять вилкой. Как бы ни хотелось побаловать своего малыша, но такие продукты как колбаса, копчености, шоколад, торты, сдоба, в два года еще рано вводить в питание. Стоит ограничиться карамелью, зефиром, пастилой.

Режим дня ребенка в 2 года

Режим детей, посещающих ясли и находящихся дома, может отличаться временем пробуждения и отходом ко сну. Обычно «домашние» дети позже ложатся и позже встают. В остальном же распорядок дня у них схож. Дневной рацион малыша разделен на четыре кормления, с промежутками около четырех часов. Если у вашего ребенка хороший аппетит, можно оставить ему пятое кормление в виде второго завтрака или полуночника (прием пищи за 1-1,5 до сна). В день ребенку необходимо две прогулки на свежем воздухе и два дневных сна. Постепенно можно попробовать перевести его на один дневной сон. Если он стал вялым, капризным, у него снизился аппетит, следует малыша вернуть в привычный режим. После дневного сна можно ввести водные процедуры – обливание ножек прохладной водой или обтирание тела влажным полотенцем. Это сделает организм малыша более закаленным и стойким к простудам.

Занятия с ребенком в 2 года

В два года ребенок осваивает все больше окружающего пространства. Ему интересно абсолютно все. Обязательно разговаривайте с ним, объясняйте, не отмахивайтесь от него, отвечайте на каждый его вопрос. Его можно взять на прогулку в парк, понаблюдать за тем, как летают бабочки, жучки, поют птички, растут цветочки, показать, как это красиво. Этим вы развиваете в нем эстетические качества. Осенью обратить его внимание, как меняют свой цвет листья, почему они осыпаются. Маленькие дети очень любят собирать каштаны или желуди, поэтому не отказывайте им в этом удовольствии.

Обязательно купите ребенку паззлы и конструктор с яркими крупными деталями, подскажите, как собирать картинку. Можно приобрести кубики с алфавитом или цифры и буквы на магнитиках, чтобы начать с ними знакомиться и постепенно запоминать. Следите за реакцией ребенка, чтобы ему было интересно самому. Обычно от увлекательного занятия его бывает не оторвать. Не заставляйте его делать что-то через силу. Если малыш чего-то не хочет, капризничает, значит он еще не созрел в эмоциональном и психологическом плане. Лучше подождите пару месяцев, чтобы он подрос.

В два годика можно в игровой форме начать учиться различать и запоминать цвета. Необходимо выбрать игрушки разного цвета, например, желтого, красного, зеленого – пластмассовых мишек, зайчиков, мышат. И подготовить квадраты или прямоугольники таких же цветов (предварительно вырезать из бумаги). Вначале поиграть недолго с одной игрушкой, называя ее цвет, затем с другой. После вместе с малышом попытаться найти для каждой игрушки свой домик, т.е. такого же цвета, как и игрушка. Вначале ребенок будет путаться, но затем безошибочно начнет определять цвета, и произносить их названия. Когда ребенком полностью усвоены одни цвета, постепенно переходят к ознакомлению с другими.

Малыши очень любят слушать сказки, вам придется рассказывать или перечитывать их по многу раз. Наберитесь терпения. Сказки и книжки учат ребенка быть добрым, храбрым, справедливым — показывают это на примерах, доступных для его понимания. Пусть ваш малыш еще и еще раз переживет волнительный момент, пожалев обиженного зайчика, мышонка или радуясь, что удалось прогнать хитрую лисицу или победить злого волка.

Чтобы ребенок не коверкал слова и учился правильно говорить, можно с ним заучить и повторять несложные предложения-чистоговорки. Вначале их нужно выучить, проговорить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Начать можно с самых простых, например, «ос-ос-ос – на столе кокос», «ас-ас-ас – сладкий ананас». Затем немного усложнить: «Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой», «У осы не усы, не усищи, а усики». В более сложных вариантах присутствуют трудновыговариваемые звуки – «ж», «ш», «р», «ч». Например, «ро-ро-ро – на полу ведро» или «ежу на ужин жук нужен».

Для развития слухового восприятия, с малышом можно поиграть в такую игру. Взять 6 или 8 пустых желтеньких контейнеров от «киндерсюрпризов» или спичечных коробков. Коробки можно оклеить однотонной цветной бумагой. Сделать 3 или 4 пары, насыпав в каждую пару равное количество разных сыпучих веществ, чтобы совпадал звук. Например, гречку, сахар, положить фасоль или бусины. Один такой набор (3-4 контейнера) дать ребенку, другой оставить себе. Взрослый берет любой коробок, трясет им, а малыш должен потрясти все свои контейнеры, чтобы выбрать правильный коробок, похожий по звучанию.

Игры и игрушки для детей в 2 года

В этом возрасте ребенок не только хочет играть в игрушки, но и принимать активное участие во «взрослой» жизни. Поэтому ему можно дать небольшую свободу действий. Разрешить переставлять стулья, переложить книжки на полке, навести порядок в шкафу. Его даже можно оставить на некоторое время в комнате одного. Не забыв при этом обеспечить безопасность: спрятать все опасные предметы, спички, иголки, лекарства, если они расположены в зоне досягаемости.

В два года ребенок достаточно усидчив. Особо не утомляясь, может полчаса заниматься одним делом. Поэтому он получит массу удовольствия, если дать ему фломастер или карандаш и разрешить порисовать. Можно показать ему, как рисовать самые простые фигуры, кружочки и загогулины. Вначале помогая своей рукой, а затем дать ему возможность выводить их самостоятельно. Малыши очень любят пальчиковые краски, рисовать ими легко и увлекательно. Но в два года можно попробовать дать ему в руки кисточку. Пусть ребенок поводит ею по бумаге, смешивая краски и наслаждаясь процессом. Постепенно он начнет рисовать вполне осмысленные «картины».

Чтобы малыша развлечь, можно сделать самые простые аппликации. Вырезать из бумаги разные фигурки. Затем их намочить в тазике с водой и приклеивать на двери или кафельную стену. Этими действиями малыш может заниматься самостоятельно, а у вас появится свободное время для своих дел. Если вы готовите обед на кухне, посадите ребенка рядом, чтобы он был на глазах, и в то же время «при деле», не отвлекал вас.

Медицинское наблюдение в 2 года

Малыш в два года уже окреп, ему не требуется такого пристального медицинского наблюдения, как на первом году жизни. Участкового педиатра он посещает по мере необходимости, чтобы мама могла получить необходимую консультацию, во время болезни или перед назначением прививок. Если малыш посещает ясли, медицинское наблюдение производится непосредственно по месту, в детском саду. По показаниям, могут быть назначены обследования у узких специалистов – психолога, логопеда, фтизиатра, эндокринолога и т.п. Раз в год малышам необходимо проходить обязательную диспансеризацию у отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога и терапевта. А также в сроки делать необходимые прививки и проводить ревакцинацию.

Два года – это такой возраст у ребенка, когда его развитие происходит убыстренными темпами. Он меняется и взрослеет практически на глазах. Не упускайте этот момент. Играйте с малышом, читайте книги, разговаривайте, учите новым словам, давайте слушать музыку. Не бойтесь перегрузить ребенка, в это время для него много информации не бывает. Главное, чтобы ваши с ним занятия были для него в радость и в охотку, преподносите их в виде игры. Следите, чтобы он достаточно времени отдыхал, не забывайте про дневной сон. Можно начать привлекать ребенка к помощи в домашних делах, посильных для него. Например, протереть пыль, покормить попугайчика или кошечку, собрать крошки со стола. Пусть на этом этапе у него не все получается и вам придется за ним многое переделывать, главное, привить ему любовь к труду и подарить еще немного позитивных эмоций. Ведь он так любит помогать взрослым, ощущая себя большим. Даже, если он то-то пролил во время уборки или рассыпал, не ругайте его, подбодрите и похвалите за старания. Вообще его не стоит ругать, если у него что-то не получается (в игре или обучении), чтобы не запугать и не отбить охоту.

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.


Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.


Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.


Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.


Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.


Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.


Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Лепка из соленого теста

Рисование красками

Игра с конструктором

Лепка из пластилина

Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.

Игрушки от 1 до 2 лет

Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.

О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.

Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:

  • Кубики.
  • Сортер с несколькими несложными отверстиями.
  • Пирамидка с 3-4 кольцами.
  • Стаканчики квадратные и круглые.
  • Коробочки разного размера.
  • Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
  • Игрушки, которые тянут или толкают.
  • Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
  • Игрушки для игры с водой.
  • Пластмассовая посуда.
  • Игрушечный телефон.
  • Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
  • Музыкальные игрушки.
  • Картонные или тканевые книжки.







И еще несколько советов в отношении игрушек для годовалого ребенка:

  • Не давайте малышу сразу большое количество предметов для игры. Они быстро наскучат карапузу и вызовут усталость. Часть игрушек отложите в дальний ящик или спрячьте, а через некоторое время замените отсутствовавшими игрушками те, которые ребенку уже слегка надоели.
  • В гостях у знакомых с детьми обращайте внимание, какие игрушки больше всего заинтересовали карапуза. Это даст вам возможность пополнить свой запас игрушек предметами, которыми кроха наверняка будет играть.
  • Многим детям нравится играть предметами из обихода (крышками от кастрюль, простынями, зеркалом и другими). Не запрещайте, но проследите, чтобы такие игры были безопасными.


Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.

Уход

Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.

Режим дня

К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.


Сон

Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

Бодрствование

В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.


Прогулки

Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

Питание

Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.


Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками, копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.


Рассчитайте свою таблицу введения прикорма