Молодые мамы, наблюдая проявления агрессии у своих малышей, часто не знают как на это реагировать. В большинстве случаев все заканчивается продолжительной истерикой ребенка после «заслуженного» наказания. Мы собрали информацию, которая поможет родителям детей-драчунов 3-5 лет выявить причины агрессии и правильно реагировать на ее проявление у детей.

Почему дети дерутся: причины агрессии у детей 3-5 лет

Принято считать, что агрессивное поведение является реакцией ребенка на внешние раздражители. В большинстве случаев трудно с этим не согласиться. В те моменты, когда ребенок только учится взаимодействию с окружающим миром и людьми, агрессия служит определенным защитным механизмом. Поэтому ее проявления закономерны, но должны сойти на «нет» в течение небольшого периода времени. Если же приступы неконтролируемой ярости учащаются и длятся неоправданно долго, то специалисты диагностируют патологию в социальном развитии ребенка.

Причины агрессии у деток 3-5 лет:

  • Своеобразное исследование мира. Малыш именно при помощи ударов или толкания сверстников узнает реакцию родителей, просто взрослых, находящихся рядом и самих «испытуемых» на такое поведение. Он определяет границы дозволенного и называть эти проявления агрессией не стоит. Обычно у самого ребенка при таких экспериментах не меняется настроение, то есть он остается спокоен.
  • Проявление агрессии и злости. Часто агрессия у ребенка появляется в случае, если желаемое для карапуза не достижимо. Выясните потребность, возникшую у ребенка в данный момент, и объясните, почему ее нельзя удовлетворить или, наоборот, удовлетворите ее, по возможности. Предложите замену, подобный обмен может успокоить ребенка и покажет, что родителям важно его мнение. Дети легко соглашаются на компромиссы, предлагаемые авторитетными для них взрослыми. Не пытайтесь отвечать на проявляемую агрессивность собственным раздражением, поскольку это перерастет в выяснение «кто главней», и подавленная эмоция сослужит ребенку плохую службу в дальнейшей жизни.
  • В возрасте 3-5 лет, высказывая свое мнение, ребенок очень эгоцентричен. То есть согласиться со сверстником еще не может, да вообще нуждается в четких руководствах со стороны старших. Планирование ситуации и видение перспективы не отработаны, грань между фантазией и реальностью стерта. Ребенок видя по телевизору, как взрослый защищает свою территорию, считает, что и ему следует поступать так же. Агрессия в этом случае — просто подсмотренный навык. Далее мы расскажем, какие методы разъяснительных работ будут эффективны в этом случае.
  • Неправильное поведение родителей и взрослых , которые находятся возле ребенка. Негативно может повлиять на ребенка неадекватное поведение родителей в быту, на глазах у малыша, нелюбовь, выражаемая родителями чересчур явно, обиды, возникающие по вине родителей или обстоятельств, оскорбления со стороны старших или угрозы.

Маленький ребенок дерется: что делать родителям?

Чтобы помочь ребенку преодолеть агрессию родителям придется научиться быть терпеливыми и правильно разговаривать с чадом, выслушивать его до конца и пользоваться нехитрыми способами отвлечения внимания. Практические советы, которые представлены ниже, разработаны специалистами по работе с агрессивными детьми. Все они прошли проверку временем и признаны наиболее эффективными для решения подобных вопросов.

Для предотвращения агрессивного поведения у ребенка 3-5 лет специалисты советуют:

  1. Научить ребенка выражать раздражение , выбирая для этого приемлемую форму (работаем с проявлениями агрессии).
  2. Показать малышу, как распознавать собственный гнев и контролировать себя.
  3. В игровой форме развивать сопереживание и сострадательность к другим людям.

Эти общие рекомендации претворяются в жизнь разными способами. Разговоры и игры, моделирование похожих ситуаций с использованием любимых игрушек или сказочных персонажей, спортивные игры и переключение внимания – каждый из этих способов эффективен для борьбы с агрессией у малыша.

Примеры эффективных методов для устранения агрессии у детей:

  • Когда ребенок чувствует раздражение, гнев, обиду, предложите ему нарисовать или то, что он чувствует. Но при этом обязательно просите рассказать, что он делает и чувствует при этом. Скорее всего, что рассказ будет именно о настоящих причинах агрессии у ребенка. Заостряйте внимание малыша на чувствах, чтобы потом помочь ему их идентифицировать и контролировать самостоятельно. Отвлекая его внимание, вы не дадите разгореться скандалу и истерике.
  • Сшейте подушечку и объявите, что это «мешок для злости». Попросите малыша бить ее, как только он будет раздражен, то есть складывать плохое в мешочек. Это обезопасит его от травматизма во время истерики, не даст бить и кидать посуду или вещи.
  • Объясните, что в перспективе драчливость не выгодна ему лично . Если он побил сверстника, то тот не будет больше с ним играть. Если бьет взрослых, то они не захотят общаться с тем, кто делает им больно. В итоге, одному будет намного скучнее, чем в компании. Можно подойти к ребенку, которого обижает ваш малыш, обнять и поцеловать его. Таким образом внимание уделяется не драчуну, и он быстро сообразит, что может остаться один.
  • Обязательно донести до ребенка правила поведения в доме и на улице. Например, «когда мы не деремся, с нами тоже не дерутся», «если мы не обижаем, то и нас не обидят», «игрушки можно брать, когда они свободны». Дети стремятся к порядку и указаниям, потому что самим им сложно. Так что используйте убеждение словом и правилами.
  • Хвалите чадо, если он прислушался к вашим наставлениям , но не используйте слово «хороший» (по наблюдениям психологов малыши на него не реагируют). Акцентируйте внимание на том, сколько удовольствия он вам доставил своей сдержанностью.
  • Придумывайте совместные сказки, где он главный герой . Это поможет лучше понять чувства, как при рисовании и лепке. Применяя эффективные методы , вы поможете ребенку понять, как нужно и ненужно себя вести.
  • Почаще участвуйте в соревнованиях и устраивайте спортивные игры, физическая усталость не оставляет места психическому раздражению.
  • Оставляйте для ребенка в доступном месте бумагу или старые газеты, чтобы он мог их рвать. Предварительно объясните, что так вы узнаете о его гневе, а он ничего не поломает. Подобным по силе предложением считается топанье ногами или сильные вдохи-выдохи в момент приступа агрессии, а также боксирование с диванными подушками и резиновыми игрушечными молоточками.
  • Распознавать гнев можно научить с помощью плакатов или рисунков, которые сам малыш нарисует. Попросите изобразить разные эмоции и не убирайте рисунок. Договоритесь, что малыш может показывать вам на плакате то, что он чувствует. Это поможет предотвратить вспышки агрессии.
  • Сострадать и сопереживать малыша научат инсценировки, которые он будет проводить вместе с родителями. Подойдут любые игрушки и предметы, поскольку воображение у детей развито намного сильнее, чем у взрослых. Просите, чтобы он сам придумывал и рассказывал о выдуманных героях. Рассуждайте с ребенкам, кто прав и виноват в придуманных им ситуациях. Во время игры информация воспринимается лучше, чем во время лекции о неправильном поведении.

Иногда разрешайте ребенку пошуметь, побегать, попрыгать и повопить. Лучше пусть малыш выплеснет энергию под вашим присмотром, чем в драке с другими детьми.

Нужно показать ребенка психологу в том случае, если драки, проявления агрессии продолжаются регулярно в течении полугода.

Как отучить ребенка драться: мнения психологов

Анна Бердникова, психолог:

Прежде, чем Вы каким-либо образом отреагируете на агрессивное поведение Вашего ребенка, прислушайтесь к своим чувствам: что Вы испытываете? Это важно, потому что по чувству, которое Вы испытываете, будете определять, что происходит на самом деле и как реагировать на происходящее.
Во время очередной вспышки агрессивного поведения ребенка прислушайтесь к своим ощущениям. Что вы чувствуете? Горечь и обиду? Или злость и желание победить этого маленького злыдня, показать ему, кто здесь главный? Если второе, то вы прочно попали в ловушку борьбы за власть.
Что делать в этой ситуации? Самый первый шаг — постараться, насколько это возможно, уклониться от борьбы. Потому что, продолжая бороться, вы запускаете ситуацию по кругу.
Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

Детский психолог Т. Малютина:

Если (ребенок) кусает или бьет вас, взрослого — прекратите это. Не терпите! Покажите, что вам больно, вкрикните, заплачьте. А потом объясняйте. Если малыш 2-3 лет ударил ребенка в песочнице, возьмите его за руку, извинитесь перед мамой пострадавшего, уведите малыша. Но не забывайте хвалить, когда ребенок спокойно играет, делится игрушками. Покажите, что чувства можно выразить словами. Пока малыш сам не научился объяснять, что с ним происходит, делайте это за него. «Мне не нравится, что ты меня бьешь, мне больно, но я понимаю, что ты сердишься, потому что я тебе запретила…» Когда чадо подрастет, просто спрашивайте: «Не нужно меня бить, лучше скажи, что тебе не нравится?» До 4-х лет, пока ребенок не осознает своих чувств, проговаривайте за него, а потом он сам сможет выражать недовольство словами, а не кулаками.

Психолог Ольга Цейтлин о драках между детьми в одной семье:

Часто родители защищают одного из детей, обычно самого слабого или младшего и просят детей делать, как он хочет. У старших это вызывает обиду и желание отомстить младшему. Они могут делать это незаметно для взрослых. Если родители защищают младшего, он чувствует себя победителем, а сам продолжает допекать своего брата или сестру. Родители не понимают, что такими действиями они только подпитывают соперничество между детьми. Родители часто не замечают провокаций «хорошего» ребенка, который провоцирует своего брата или сестру, когда пинает его под столом или нашептывает оскорбительные слова.

Е. Комаровский по поводу агрессии малышей по отношению к своим родителям:

Опять-таки мое отношение к тому, как исправлять подобное поведение, не соответствует тому, что рекомендуют психологи. Мое мнение: если ребенок проявляет агрессию по отношению к взрослым, то это реализация неких инстинктов, но у него есть и другой инстинкт: ребенок уступает, если видит, что тот, против кого он применяет физическое воздействие, сильнее. Поэтому всегда, когда ребенок поднимает руку (или ногу) на маму, надо позволить себе ответную контролируемую агрессию. Ни одно агрессивное физическое действие ребенка по отношению к взрослым не должно остаться безнаказанным. У взрослых имеется огромное количество способов контролировать поведение детей, ибо вся жизнь ребенка зависит от взрослого. Это вы даете дочке сладости-вкусности, покупаете игрушки, возможно, включаете мультфильмы – и во всем этом вы можете ребенка ограничить, если он ведет себя не так, как вам хочется. В любом случае, поднятая тема не педиатрическая, а однозначно психологическая. Это я к тому, что все вами сейчас прочитанное - это не советы специалиста, а мнение вашего знакомого доктора, который не является экспертом в детской психологии.

Возраст семи лет – очень важный рубеж в жизни ребёнка. Он становится школьником, расширяет свой круг общения. Меняется распорядок дня, появляются новые обязанности и увлечения.

Именно сейчас учебная деятельность начинает активно вытеснять игровую, а мышление из наглядно-образного, становится – словесно-логическим.

Развивается произвольное внимание и осмысленная память. И именно в этот период чаще всего проявляется агрессия у ребенка 7 лет. Советы психолога, могут помочь комфортно и правильно преодолеть этот непростой период.

Существует несколько форм детской агрессии:

  1. Физическая – выражается в физическом воздействии на окружающих или в умышленной порче предметов. Ребёнок бьёт, толкает, кусает других детей, бросает или нарочно ломает предметы.
  2. Вербальная – осуществляется в устной форме. К ней относятся: оскорбления, угрозы, крик, ругань.
  3. Косвенная – непрямая агрессия. Это сплетни, жалобы, показные истерики, разжигание конфликтов среди сверстников, умышленное нарушение правил, принятых в коллективе.

Проявляя агрессию, дети преследуют разные цели. Для одного малыша это способ добиться определенной цели, получить желаемое. Для другого – способ защититься от обидчика или отомстить ему.

Некоторые дети, попав в новый коллектив, оказавшись среди незнакомых людей, стремятся обратить на себя всеобщее внимание, и не находят ничего лучше, чем шокировать окружающих своим поведением. Для кого-то враждебность в адрес сверстников – это попытка заработать авторитет, почувствовать своё превосходство или уникальность.

Причины проявления агрессии

Потенциальными агрессорами являются детишки следующих категорий:

  • Ребята с синдромом дефицита внимания, или одним словом гиперактивные. Они излишне активны, суетливы, не способны надолго сосредоточить внимание.
  • . Левши отличаются от правшей не только доминирующей рукой. У них совершенно другое мышление, они более ранимы, обидчивы. У большинства снижена работоспособность и чаще возникают сложности в обучении.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Это и тревожные дети, и ранимые, и чересчур застенчивые.

Некоторые также могут сделать ребёнка агрессивным. Малыш, который становится свидетелем скандалов между родителями, который подвергается семейному насилию, скорее всего тоже будет вести себя враждебно по отношению к окружающим.

Недостаток внимания родных или чрезмерная опека также могут негативно сказаться на поведении ребёнка.

Стимуляторы агрессии у ребенка

Даже такие мелкие по мнению взрослых неприятности могут серьёзно расстроить ребенка и послужить причиной агрессивного поведения:

  • Стрессы, с которыми ребенок встречается в обществе.
  • Ссоры с друзьями.
  • Школа с её новыми, иногда непонятными, законами.
  • Первые неудачи в учёбе.
  • Неожиданные ситуации на улице, в транспорте.

Ущемление основных потребностей ребенка, таких как:

  • общение;
  • движение;
  • самостоятельность.

Жестокость и насилие на экране телевизора и в компьютерных играх, этот виртуальный мир так называемых «стрелялок», где рейтинг игрока исчисляется количеством ударов и выстрелов, очень быстро захватывает сознание маленького впечатлительного человека. И зачастую выплёскивается в реальную жизнь.

Иногда причиной вызывающего поведения детей является не агрессия, а своеобразная “проверка на прочность”, которую они умышленно устраивают для взрослых.

Энергия у этих семилетних людей бьёт ключом и чтобы не превратиться в разрушительную силу, она должна найти мирный выход.

У гиперактивных детишек нужно:

  • тренировать внимание;
  • соблюдать чёткий график учебных занятий;
  • обеспечивать двигательную активность;
  • хвалить за хорошие поступки, стараясь не обращать внимания на вызывающие.

Родители и педагоги должны проявлять любовь к детям в любой ситуации, критиковать не самого ребёнка, а его поступки. Малыш должен знать и чувствовать, что его любят. Это даёт ему чувство уверенности и защищённости. Для левшей нужно правильно организовать пространство. В классе они должны сидеть у окна, слева за партой. Не следует требовать от них безотрывного письма.

К счастью, существует великое множество способов борьбы с этой проблемой. Ведь к каждому маленькому агрессору нужен особый, индивидуальный подход:

  • Удовлетворять потребность в движении. Вместе с малышом выбрать интересную для него спортивную секцию и регулярно её посещать. Почаще выезжать на природу всей семьёй, обращаться к малышу за помощью по хозяйству.
  • Быть для детей положительным примером. Вести себя сдержанно и доброжелательно в любой ситуации. И дома, и в обществе.
  • Обнимать детей. Объятия являются отличным способом погасить негативные эмоции. В приступе ярости малыш не может ни контролировать свои эмоции, ни слушать уговоры и замечания взрослых. А в объятиях близкого человека он постепенно успокоится.
  • Воспитывать самостоятельность, но показывать готовность помочь в случае необходимости. Самостоятельный ребёнок более уверен в себе и устойчив к стрессам. В то же время он должен знать, что мама и папа всегда рядом и обязательно помогут, если будет нужно.
  • Уважать личное пространство маленького человека. Чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно и делился с родителями своими переживаниями, он должен им доверять. Поэтому нужно уважать его личное пространство, хранить его тайны, не подслушивать разговоры, не читать «секретных» писем и блокнотов, которые так любят заводить младшие школьники.
  • Поддерживать привычный уклад жизни вашего чада, сохранять стабильность во всём. Дети довольно болезненно реагируют на изменение привычного режима, поэтому об этих метаморфозах нужно заранее предупреждать и готовиться к ним.
  • Объяснять, насколько невыгодно такое поведение для самого ребёнка. В спокойной обстановке нужно обсудить недостойное поведение и его последствия. Например: «Вот сейчас ты силой отобрал у девочки мяч, и теперь дети подумают, что ты невоспитанный».

От родителей при это требуется чётко соблюдать установленные границы поведения. Ребёнку необходимы рамки. В атмосфере вседозволенности он становится нервным, тревожным.

Поэтому важно чётко обозначить, что делать можно, а что – нельзя. Эти правила должны быть стабильными и не меняться в зависимости от ситуации.

Методики борьбы с агрессией у детей

Первый шаг к победе над агрессией – это умение выразить свои эмоции словами.

В этом сложном деле не обойтись без помощи взрослых.

Видя, что малыш выходит из себя, следует спокойно и доброжелательно объяснить ему причины его гнева, показать своё сочувствие и участие.

Например: «Ты злишься, потому что не успел закончить свой рисунок. Но ты можешь доделать его дома, а завтра покажешь нам результат». Со временем дети учатся и сами озвучивать свои переживания.

Для словесного выражения проблемы существует методика «Камушек в ботинке». Учитель или родитель должен провести параллель и объяснить правила: «Попадал ли когда-нибудь вам в ботинок камушек? Помните это неприятное чувство, когда он сначала почти незаметен, а потом начинает всё больше натирать и царапать ногу. И если его сразу не вытряхнуть, то можно даже натереть мозоль. А когда вы снимете ботинок, вы удивитесь, какой он маленький и незаметный, этот злополучный камушек. Так и наши переживания.

Даже самая маленькая и незаметная обида будет нас злить и причинять боль, пока мы о ней не расскажем». Детям предлагается сравнивать все свои неприятности с камушком. И чтобы рассказать о них, использовать стандартную фразу: «У меня камушек в ботинке». Далее излагать, что же именно является этим камушком: толкнул одноклассник, расплелась косичка, не успел выйти к доске, и т. д. В такой игровой форме гораздо проще говорить о своих проблемах.

Учить ребёнка выражать агрессию мирными способами. Существует много методик управления гневом:

  1. «Подушка для битья», или «мешочек для крика», которые приходят на помощь рассерженному малышу.
  2. Отличным помощником может стать и юмор. Детям обязательно понравится игра «Обзывалки». Суть игры заключается в том, чтобы придумывать друг другу смешные безобидные обзывательства. Можно использовать слова на одну тему: овощи, фрукты, предметы одежды, посуда и другие. И возможно, в конфликтной ситуации детям захочется так же пошутить вместо того, чтобы оскорблять оппонента.

Детская агрессия приносит много переживаний и самому ребёнку, и его близким. И справиться с ней в одиночку невозможно. Но если рядом с ребенком будут любящие, внимательные близкие люди, он сможет преодолеть любые трудности.

Здравствуйте, дорогие родители! Детишки в возрасте около трех лет часто ставят в тупик даже опытных родителей. Милой создание вдруг изменилось до неузнаваемости? Перестали действовать обычные просьбы, а указания вызывают вспышки злости, ярости и громкие крики. Это случается во многих семьях, но если знать, что делать, то все проходит без следа и уж точно более мирно и гладко.

Вы же не начинаете раздражаться на ровном месте, всему есть какие-то причины, иногда не всегда очевидные. Так и у детишек. Они еще не умеют все объяснить и правильно сформулировать. Отсюда и вспышки: у кого-то упрямства, у кого-то сразу включается агрессивное поведение. А агрессия у ребенка 3 лет выглядит, как нечто чрезвычайное.

Кажется, еще вчера ребенок был тихим и послушным ангелом, а теперь вдруг стал грубить, обзываться и драться со сверстниками. Бывает и того хуже – с раннего возраста малыш отличался своенравием, теперь же он становится все старше, и его удары и укусы уже становятся совсем не безобидными. Так что же делать, если малыш кричит, ругается, замахивается и дерется?

Причины проявления детской агрессии

  • Формирование характера не происходит сразу. Поэтому, когда начинаются проблемы не нужно паниковать. Стоит понять своего карапуза и выяснить для себя истинные причины его изменившегося поведения.
  • Понимание поможет контролировать создавшуюся ситуацию и сделать все, чтобы такое поведение не закрепилось и не стало частью проявлений личности на долгие годы.
  • Одной из возможных причин является собственный темперамент ребенка и особенности его нервной системы. Одни люди терпеливы, другим нужно реализовать все и сразу. Дети здесь не исключение. Только терпения у них еще меньше, чем у взрослого.
  • Неверное воспитание и ошибки родителей. Иногда наше умиление и поощрение малыша приводит к закреплению нежелательных реакций. У меня в группе детского сада была девочка Настя трех с половиной лет. Нормальный, вполне адекватный ребенок. Если вечером за ней приходила мама, то все было нормально. При папе же она мгновенно превращалась в маленькую капризную женщину, которая может требовать все, что угодно. Ну и кто в этом виноват?
  • Страхи, стрессы, которые приводят к неуверенности в себе, тоже провоцируют не всегда зажатость со стороны детей.
  • Копирование поведения окружающих. Здесь не всегда причина в родителях. Стоит обратить внимание на все окружение малыша: бабушки-дедушки, детский сад или няни на дому. Иногда даже соседи на улице.
  • Телевизионные программы и постоянные компьютерные игры тоже вносят свой вклад. Так, что лучше тщательно контролировать, что происходит в помещении, где находится ребенок. «Он не смотрит» — здесь не аргумент. Он все равно слышит, иногда и видит, а значит и реагирует.
  • И конечно возросшие желания самого малыша, и неумение добиться их реализации быстро и самостоятельно.

Не стоит насмехаться и подшучивать над проявлениями приступов злости малыша. Кстати у детей этого возраста еще не развито чувство юмора, подобное поведение взрослых вызовет еще более сильную ответную реакцию. Юмору нужно учить весело и в хорошем настроении.

Как выражается детский негатив

Часто вспышки злости возникает как защитная реакция, неумение справиться с ситуацией. Помните общеизвестный тост: «Чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями?» Так у детей это противоречие еще сильнее.

Виды проявления агрессивного поведения

Психологи советуют родителям не доводить ситуацию до крайности. Не стоит ждать, когда раздражение перерастет и начнет выплескиваться агрессией. Никто лучше вас не знает вашего сына или дочь. Зная, как ваш сын или дочь реагирует на конкретную ситуацию, вы можете своевременно вмешаться и направить настроение ребенка в правильное русло. Зная проявления злости легче проанализировать и взять под контроль ситуацию.

Приступы агрессии выражающиеся физически. Это выражается в непосредственном нападении на ровесника или взрослого с целью причинить боль или что-то разрушить. Здесь же могут использоваться угрозы и неприличные жесты, которые свойственны или более старшему возрасту или используются в окружении ребенка и копируются им в определенных ситуациях. Часто это бывает очень «к месту».

Бывает реакция, которая выражается вербально, то есть в виде ругани и угроз. Часто это вызывается чувством страха, болью, насмешками.

Направленная агрессия всегда направлена к другим детям или взрослым. Проявляется она в виде злых насмешек, сплетен, злых шуток. И хоть проявляется она в более позднем возрасте, ее формирование начинается уже в возрасте 3-4 лет и мотив этой агрессии формируется постепенно, потом выражаясь, как своеобразная месть.

Недовольство чужим поведением приводит к ненаправленной враждебности. Это недовольство отсутствием чего-то материального: игрушки, сладости или неисполнения обещания.

Иногда случается недовольство самим собой — так называемая — аутоагрессия. Чаще это характерно для подростков, но очень редко случается и у маленьких деток. Видела я даже такие случаи в 4-5 лет у мальчика из очень хорошей семьи, где родители много занимались и посвящали свое время своим ребятам. Повышенная требовательность самого мальчишки к себе умело перенаправлялась родителями в русло достижений и радости своим успехам.

Как родителям избежать ошибок

Прежде всего, родителям не стоит паниковать и понимать, что сама по себе агрессия – явление вполне нормальное. Ведь для постоянной борьбы с трудностями, отстаивания своего «места под солнцем», защиты себя и своих близких определенная настороженная реакция просто необходима! И такого рода агрессия в обществе является не только социально приемлемой, но и поощряемой! Главное, чтобы дошкольник умел контролировать свои проявления, а пока он этого не умеет, то научить его этому — .

Противоположностью является агрессия, которая приводит к конфликтам и служит причиной ухудшения отношений с родными и окружающими. Именно с такой враждебностью и необходимо… нет, не бороться – а помочь ребенку понять как справиться с ней, перевести в форму, которая приводит к достижениям и поможет найти свое место в любом коллективе.

  • Прежде всего, нужно научить ребенка различным способам «разрядки». Ведь накопившееся раздражение все равно найдет выход – но это может быть драка с ровесником, а может быть игра в футбол.

Малышу – особенно если речь идет о мальчике, или о ребенке вообще достаточно подвижном, активном, склонном легко возбуждаться, — нужно предоставлять как можно больше возможностей для «выплеска» энергии. Если он основную часть своего времени проводит, уткнувшись в телефон или планшет – не удивляйтесь, что спустя время он начинает вести себя не совсем адекватно и искать способы выразить агрессию.

Гораздо лучшим способом времяпровождения являются активные игры на свежем воздухе – игра в мяч, лазанье по деревьям, догонялки. Дома выручат спортивные комплексы и общие дела с родными — посильная помощь и чувство нужности вместо отрицательных эмоций вызовут самоуважение, а значит, помогут научить отвечать на поступки других людей и избежать многих конфликтов.

Отличным способом разнообразить досуг и эмоционально разрядиться для детей станет посещение спортивной секции. Дома также можно дать ребятам возможность проводить время активно: обустроить для них спортивный уголок, играть в бой подушками или устроить веселую борьбу, игру в «щекотки».

  • Любого дошкольника необходимо с самого раннего возраста постоянно учить понимать и принимать свои эмоции. Здесь основными «врагами» становятся фразы, которые почему-то широко распространены в нашем обществе, призывающие ребенка отказаться от проявления эмоций и во что бы то ни стало не демонстрировать своей злости или огорчения – даже если они вполне уместны, и вызваны сложившимися обстоятельствами.

Например, когда малышу делают прививку – ему на самом деле больно и страшно, он пытается сопротивляться, дергает маму — и его тут же начинают стыдить: «Как ты себя ведешь!», «Такой большой, а плачешь… Вот тебя сейчас милиционер заберет!», «А медсестра еще укол сделает, большой иголкой!».

Трудности «маски приличия»

Взрослые призывают ребенка постоянно сохранять этакую «маску приличности и удобства», и ни в коем случае не показывать своей злости или раздражения. Все это приводит к тому, что агрессия все равно проявится – в другом месте, в другое время, когда она будет совершенно неуместна.

И опять заботливые взрослые начнут стыдить с удвоенным энтузиазмом… Как вести себя правильно? Стоит просто помогать как девочке, так и мальчику понимать, что своих эмоций стесняться не стоит. Вместо того чтобы стыдить, озвучить то, что на самом деле сейчас происходит с ним и поддержать: «Тебе больно, поэтому ты плачешь, но нужно немного потерпеть, все пройдет и мы займемся твоим любимым…», «Ты злишься, потому что я не купила тебе игрушку – я понимаю, но сегодня купить ее не могу».

И навсегда вычеркнуть из своего словарного запаса фразы из серии «Мальчики не плачут» и «Хорошие девочки так себя не ведут», если не хотите обеспечить своему малышу эмоциональные проблемы в будущем.

  • Попробуйте начать с себя! Ребенок неосознанно копирует поведение наиболее близких ему людей. Поэтому следите за тем, как взрослые в семье привыкли выражать эмоции. Может ли мама объяснить, что она устала и поэтому выглядит грустной, — или будет пытаться всеми силами сохранить «хорошую мину при плохой игре», и в результате все закончится скандалом?

Может ли папа сказать о том, что он рассержен и злится из-за того, что поссорился с начальником – или отлупит сына за очередную двойку, чтобы выплеснуть свое негодование?

Спокойная атмосфера дома

Еще одним важным фактором в профилактике детской агрессии является спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. Ребенок должен получать достаточно тепла и уважения, чувствовать себя значимым и уверенным – в таком случае поводы для проявления враждебности у него будут сведены к минимуму.

Будет очень хорошо, если даже с таким маленьким ребятенком обсуждаются поступки других людей: детей и взрослых, которые наблюдаются на улице, в книгах. Все, что видит ребенок, оценивается им так или иначе, и в наших силах помочь выработать правильное отношение к различным ситуациям, выработать правильную линию поведения и навсегда избавиться неконтролируемой агрессии.

Уже в 6-7 лет дети вполне могут осознанно контролировать свои поступки и вызывать улыбку гордости у своих родителей. Побольше внимания и любви, тогда дети не доставят особых хлопот. Помните старую пословицу: воспитывать человека нужно, пока он поперек лавки лежит, потом будет поздно.

А как вы справлялись с негативными проявлениями вашего чада? Иногда они способны вывести из себя кого угодно. Поделитесь своим опытом в комментариях. Буду рада вашему отклику!

С уважением, Мария Якушева

Когда рождается ребенок, он кажется милым комочком радости и доброты. Он не способен никому причинить вреда и боли. Однако со временем можно обнаружить признаки агрессии у ребенка. Чтобы ответить на вопрос, как с нею справиться, нужно выявить причины, почему она возникла.

Интернет-журнал сайт называет , которое направлено на причинение вреда другому лицу или разрушение предмета с целью удовлетворения своих желаний. Деструктивное поведение противоречит нормам морали, приличий и закона. Однако следует понимать, что ребенок пока еще не знает все эти правила и законы, по которым живут взрослые люди. Он пока еще ведет себя, как инстинктивное животное, которое даже еще не владеет своим телом в совершенстве.

Агрессия у детей – частое явление. Можно сказать, что она является некоторой нормой, особенно если в ее возникновении лежат веские причины. К примеру, отмечено, что дети, которые лишаются материнского внимания и достаточно резко отлучают от груди, становятся подозрительными, эгоистичными, жестокими и тревожными. В случае, если ребенок воспитывается в среде любви и мягкости, тогда у ребенка отсутствуют подобные качества.

Нередко на развитие агрессивности влияет состояние здоровья. Если у ребенка имеются хронические болезни, у него наблюдаются психологические отклонения либо он страдает проблемами с работой головного мозга, тогда у него и на уровне поведения возможны отклонения.

Но все же чаще всего агрессивность у ребенка является результатом особого воспитания родителей. Так, агрессия возникает у малыша, если родители неправильным образом реагируют и, как следствие, наказывают его за проявление гнева. Здесь частыми становятся два метода:

  1. Снисходительность.
  2. Строгость.

В какой семье чаще всего вырастают агрессивные дети? На удивление, и там, и там могут появиться дети с агрессивными чертами характера:

  1. Если родители стараются вообще не обращать внимания на то, как ведет себя ребенок, то со временем он начинает считать, что такое поведение правильное.
  2. Если родители наказывают ребенка за агрессию, постоянно заставляют ее не проявлять, то на удивление ребенок просто научается сдерживать свои при родителях, но выплескивать их на тех лиц, которые не могут ему противостоять. Агрессия никуда не девается, а просто накапливается и выплескивается в более удобных ситуациях.

Лишь при соблюдении «золотой середины» в воспитании родители способны помочь ребенку справляться со своей агрессией.

Что такое агрессия у детей?

Обычно люди отрицательно реагируют на агрессию. Даже если ее проявляет ребенок, она все равно вызывает негативные эмоции. Что такое агрессия у детей? Это поведение негативного характера, которое направлено на устранение того, из-за чего негодует ребенок. Так, часто дети негодуют из-за поведения родителей, которые их заставляют, командуют, запрещают и т. д. Кажется, что агрессия в такой ситуации является положительным качеством, поскольку ребенок проявляет ее для отстаивания своей правоты, свободы и прав. Однако бывают случаи агрессивного поведения детей, которые не могут быть аргументированы положительными мотивами. К примеру, убийство птичек или котят. Применение физической силы в отношении сверстников. Как такое можно объяснить?

Здесь тоже речь идет об агрессии, которая выражается в деструктивных поступках, направленных на устранение некоторого негодования. Однако нередко «слабые» страдают лишь потому, что ребенок не способен выплеснуть свою агрессию на тех, кто действительно ее вызывает. Зачастую этими провокаторами являются родители.

В переводе с латинского агрессия означает «приступ», «нападение». Ребенок проявляет агрессию в результате воспитания, через которое проводят его родители. И нередко агрессия при ошибочном воспитании становится чертой характера ребенка.

Как сами дети понимают собственную агрессивность? Это будет интересно узнать родителям.

  1. Каких людей агрессивный ребенок считает агрессивными? Ответы в 50% случаев: «Папу и маму, потому что они постоянно ругаются и бьются».
  2. Как бы агрессивный ребенок поступил, если бы он встретился с таким же агрессивным сверстником? Ответы: «Начал бы драться: испачкал его, обрызгал, побил».
  3. Считает ли агрессивный ребенок себя агрессивным? Ответом будет «нет».

Очевидно, что дети агрессивными становятся лишь потому, что подобным образом ведут себя родители. Другими словами, дети копируют поведение родителей, совершая такие же поступки, которые совершили бы родители на их месте.

Агрессивные дети не способны оценить свое поведение адекватно. Более того, их набор действий в обычной ситуации достаточно ограничен. Если они считают что-то опасным, то их единственной реакцией является защита. Драки, оскорбления, порча – все это способы защиты, которыми ребенок ранее добивался своего (отстаивал свои права, свободу и свое «Я»).

Почему возникает агрессия у детей?

Причинами, из-за которых возникает агрессия у детей, являются:

  1. Проблемы с работой головного мозга, соматические заболевания.
  2. Равнодушное отношение родителей к детям, к их успехам, статусу, интересам.
  3. Агрессивное поведение самих родителей, что может проявляться не только дома, но и среди людей. Дети в таком случае просто копируют поведение родителей.
  4. Чрезмерная возбудимость.
  5. Низкое интеллектуальное развитие.
  6. , где у ребенка с родителями или между мамой и папой постоянно возникают перебранки, отсутствует понимание и совместные интересы.
  7. Низкая самооценка, неумение ребенка контролировать свои эмоции и поступки.
  8. Привязанность ребенка к одному из родителей, тогда как ко второму родителю проявляется агрессивное поведение.
  9. Увлеченность жестокими компьютерными играми, наблюдение агрессивного поведения с экранов телевизора.
  10. Отсутствие навыков построения отношений с людьми.
  11. Непоследовательность в воспитании ребенка, отсутствие единого воспитания, которое бы применяли оба родителя.

Агрессия у ребенка чаще всего берется из воспитания, которое к нему применяется, когда родители очень часто его наказывают либо не уделяют должного внимания, поэтому он агрессивными поступками привлекает его к себе.

Как распознать агрессию у детей?

Агрессию у детей можно достаточно легко распознать. В коллективе можно найти хотя бы одного ребенка, который будет соответствующим образом себя вести:

  • Отбирать игрушки.
  • Обзывать, применять грубые выражения.
  • Нападать с кулаками.

Подобным поведением они провоцируют других детей на драки. Взрослым и детям трудно понять такого ершистого, грубого, драчливого ребенка. Однако именно такому ребенку нужно понимание, ласка и любовь. Часто ребенок становится агрессивным по причине того, что родители не обращают на него внимания, не участвуют в его жизни. Тогда ему начинает казаться, что его не любят, он никому не нужен, его отвергают.

Агрессивное поведение является отсутствием навыков самоконтроля, что должны прививать родители. Также ребенок просто испытывает внутренние противоречия, негодование, дискомфорт, что и отражается в деструктивном поведении. Желая найти способ, как заполучить любовь родителей, он может остановиться на агрессивных поступках, поскольку после их совершения родители наконец-то обращают на него внимание. Даже если они кричат на него, это все равно хоть какое-то внимание, в котором он нуждается.

Нередко агрессивное поведение является единственным способом, как завоевать свое место под солнцем. Если ребенок не знает иных способов, как это сделать, а также только агрессивным поведением добивался всегда своего, тогда его поступки станут его чертой характера.

Агрессию у ребенка можно выявить по таким критериям:

  1. Потеря самоконтроля.
  2. Частый спор и вступление в конфликт.
  3. Специальное раздражение людей.
  4. Отказ от выполнения правил.
  5. Обвинение других в своих ошибках.
  6. Сердитость и отказ от выполнения чего-либо.
  7. Мстительность, завистливость.
  8. Чувствительность к малейшим проявлениям окружающих людей, которые он может воспринимать, как угрозу для себя.

Откуда агрессия у ребенка?

Ребенок агрессивен, поскольку живет в неблагополучной семье, лишен желаемого, пробует свое поведение над взрослыми.

В 2 годика малыш может кусаться. Таким способом он может доминировать над остальными. Таким образом он показывает свою силу. Также малыш может копировать поведение мамы, которая сама себя агрессивно ведет.

В 3 годика агрессия у детей нередко возникает из-за игрушек. Они начинают пихаться, толкаться, плеваться, драться, бросаться чем-то. Здесь родителям нужно не бить и не разнимать детей, а отвлечь их внимание на что-то другое.

В 4 года малыш становится менее агрессивным, однако он еще не умеет понимать чужую точку зрения. Для него мир либо плохой, либо хороший. После просмотра фильма малыш не отличает, где правда, а где вымысел. Вот почему родители все должны объяснять ребенку. Он нуждается в четких инструкциях и правилах, которые способен понять.

Дети в 5 лет начинают агрессивно себя вести, в соответствии со своим полом:

  1. Мальчики используют физическую силу.
  2. Девочки используют словесные оскорбления, угрозы, унижения.

Начиная с 6-7 лет, дети начинают потихоньку обучаться самоконтролю. Агрессия в данном возрасте может быть вызвана неудачами, отсутствием любви и понимания, заброшенностью малыша.

Как справиться с агрессией у ребенка?

Агрессии у ребенка не нужно потворствовать и игнорировать. Нужно ее устранять. Для этого следует выяснить причины ее возникновения, затем их устранить. Если малыш нуждается в родительском внимании, тогда нужно его давать в ситуациях, когда ребенок ведет себя хорошо.

Нужно с малышом играться в ролевые игры. Это поможет моделировать различные ситуации из жизни и отрабатывать навыки того, как контролировать свои эмоции и правильно себя вести в ситуации угрозы или агрессии.

Важно ребенка научить выплескивать свои отрицательные эмоции благими способами:

  1. Нарисовать свою агрессию и порвать рисунок.
  2. Побить подушку.
  3. Переключить внимание на что-то другое.

Родители должны стать примером для подражания, как себя нужно вести в отношениях с другими людьми. Можно заняться спортом, чтобы выплескивать лишнюю энергию. Важно с малышом по-дружески общаться и проводить с ним время.

Итог

Агрессия является естественной реакцией у ребенка, который негодует. Если родители ничего не будут делать для ее устранения, тогда агрессивное поведение закрепится, поскольку только таким способом ребенок сможет выплескивать свое накопившееся негодование. Если взрослым не удается изменить поведение ребенка, тогда следует обратиться за помощью к детскому психологу.