Конспект занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью в старшей группе "Предметы рукотворного мира"

Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.
Предлагаю Вам конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Занятие направлено на воспитание интереса и бережного отношения к предметам рукотворного мира.

Тема: Предметы рукотворного мира.

Программное содержание.
Образовательные задачи.
Расширить знания детей о предметах рукотворного мира.
Уточнить знания детей о значении предметов рукотворного мира.
Рассказать о предметах-помощниках для каждой профессии людей.
Подвести детей к выводу, что у предметов, также как и у людей, есть своё прошлое, настоящее и будущее.
Развивать связную речь детей.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы и находить правильный ответ.
Воспитательные задачи.
Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.
Воспитывать интерес к изучению истории предметов.

Предварительная работа.
Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Рассматривание иллюстраций с изображением различных предметов.
Беседа об окружающих нас предметах.
Знакомство с профессиями человека.
Рассказ родителей своим детям об игрушках их детства.

Ход занятия:

Ребята, давайте посмотрим вокруг себя! Что мы видим?
- Правильно, предметы. Все эти предметы создал человек.
- Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны предметы?
- Предметы нам нужны для того, чтобы играть, учиться, работать и отдыхать. С помощью предметов мы питаемся, ухаживаем за своим телом.
- Ребята, как вы думаете, какие предметы нам нужны для игры?
- Правильно, конечно же, это игрушки!

Игрушки и многие другие предметы, такие как детские книги, одежду и обувь взрослые специально создавали для детей.
- А какие предметы нам понадобятся для учебы в школе?


- Правильно, рюкзак, пенал, ручка, карандаш, ножницы, линейка, ластик, тетрадь и букварь.
- Ребята, а какие предметы помогают в работе вашим мамам и папам? Давайте вместе вспомним.
Я вам помогу. Это компьютер, телефон, лопата, лейка, книги, весы, машина и другие.
- Ребят, а вы знаете, что у людей разных профессий есть свои предметы-помощники.


Например, продавцу в магазине помогают весы – на них он взвешивает товар, также нужна касса – на ней он пробивает чек и кладет в неё деньги.
Садоводу нужны опрыскиватель, лейка и ножницы для подрезки растений.
Дворнику в работе помогают лопата, метла и ведро.
А воспитателю в работе с детьми нужно много детских книг и игр, доска, стулья и парты.
- Вот видите, у каждого человека есть свои предметы, которые ему помогают в его нелёгкой работе. Ребят, но если есть предметы для работы, значит, есть предметы и для отдыха. Как вы думаете, что это за предметы?
- Конечно же, это кровать, кресло, телевизор, телефон, магнитофон, подушка, журналы, очки от солнца, надувной мяч и круг.

Многие предметы могут служить и для работы и для отдыха.


Например, по телефону человек может общаться во время работы и когда отдыхает.
- Ребята, а какие предметы нам с вами помогают культурно поесть? Из чего мы пьём, едим, чем едим?
- Правильно, это чашка, тарелка, ложка, вилка, нож и салфетки.
- Ребята, какие предметы нам с вами помогают ухаживать за своим телом?
- Правильно, это мыло, мочалка, шампунь, зубная щётка и зубная паста, крема, расческа.
- Ребята, а теперь давайте поиграем с вами в очень интересную игру.
Я вам буду называть любой предмет, а вы мне говорить, для чего он нужен.
Например, лейка.
А вы говорите, чтобы поливать растения. Всем понятно?
Будьте внимательны!
- Саша, для чего нужен стул?
-Правильно, чтобы на нём сидеть.
- Катя, для чего нужна ручка?
- Правильно, чтобы ей писать.
(Я называю следующие слова: кукла, мяч, резинка, заколка, лопатка, стол, карандаш, тетрадь, зонт, ваза, шкаф, и т.д.).
- Молодцы, какие, всё знаете!
- Ребята, предметы придумали ещё древние люди. Со временем человек их изменял, улучшал. Люди и сегодня продолжают изменять предметы, чтобы они становились удобнее и лучше.
У каждого предмета есть своё прошлое, настоящее и будущее.
Так у вашей игрушки, с которой вы играете дома, есть своя история изготовления. Вот послушайте её. Прежде чем попасть к вам домой, она очень долго блуждала по свету. Сначала её нужно было изготовить. Например, мягкую игрушку сшили на фабрике игрушек, а потом отвезли в магазин, где вам её и купили родители.
А вот машинки, в которые играют наши мальчики, делают из металла и пластмассы.
Очень длинную и интересную историю могут нам рассказать стол и стул, наши парты.


Представляете, сначала они росли в лесу в виде дерева, затем дерево срубили, и из ствола сделали доски. Собрали стол и стул, подпилили, отполировали, покрыли краской, лаком и отвезли на продажу в магазин. Теперь вот они у нас стоят в группе.
Мебель прошла нелёгкий путь изготовления, и её нужно беречь.
- Ребята, все предметы, созданные руками человека нужно беречь, чтобы они нам дольше служили!
- Занятие окончено. Все молодцы!

(для детей старшего дошкольного возраста)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»

Подготовила старший воспитатель Чиданова И.В. г. Надым

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • закрепить: представление детей о разнообразии предметного мира; умение правильно называть предметы рукотворного мира; представление о том, что каждый предмет имеет свое назначение и функцию
  • учить описывать предмет, вычленяя его особенности с помощью алгоритма описания
  • расширять познания детей о предметах-изобретениях, облегчающих труд человека в быту, делающих жизнь удобной и комфортной; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен беречь их
  • учить устанавливать причинно- следственные связи между явлениями окружающей жизни и предметом, который помогает человеку легче переносить неудобства, связанные с этим явлением
  • развивать любознательность, находчивость, смекалку.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята, у меня для вас невероятная новость. Сегодня совершил успешную посадку воздушный корабль – дирижабль. У нас в гостях Мастер Самоделкин и его друг Незнайка. Их визит к нам не случаен. Мастер Самоделкин очень надеется на нашу помощь. Он просит помочь объяснить Незнайке, что такое рукотворный мир. Сможем помочь? (да!) Ну, а отправимся мы в страну «Рукотворный мир» на дирижабле.

Посадочным талоном будет слово, которое относится к рукотворному миру.

(дети называют слово и проходят на стульчики)

А Незнайке мы дадим ручку и блокнот, пусть записывает все самое важное.

Приготовиться к полету!
Пристегнуть ремни!
Внимание!
5,4, 3, 2, 1!

Вжик – вжик – вжик!

(дети по показу взрослого выполняют пальчиковую разминку)

Движется воздушный корабль от направления и силы ветра.

«Подули низко, подули близко, подули высоко, подули далеко»

(дети выполняют дыхательную гимнастику, звучит музыка)

Наш полет прошел в штатном режиме, у экипажа хорошее настроение? Мы прибыли в заданные координаты. Большая или маленькая страна «Рукотворный мир» ? Как вы это поняли? (картинка большого города) Много разных зданий.

Какие вы видите дома? Покажите и назовите их правильно (одноэтажные, многоэтажные) .

Из чего построены дома? (из кирпича – кирпичные, из дерева – деревянные и т.д.) Покажите.

Без чего нельзя представить дома? (без крыши, стен, окон, дверей)

Кто строит здания? Для кого? (назначение – жилой дом, школа, детский сад, цирк, дворец спорта и т.д.) Зачем?

Где мы можем увидеть такие дома? (в деревне, городе)

Итак, к какому миру принадлежат дома? Почему?

Посмотрите, какой поток машин движется по улицам города. Посчитаем, сколько машин едет направо, налево (ориентировка в пространстве)

Каждая машина выполняет свою работу. Одни отвечают за перевозку людей. Это такси, автобусы, троллейбусы, трамваи (дети называют и показывают) Другие перевозят грузы.

Д/И «Назови одним словом»

- Назовите одним словом машину, которая:

Возит молоко - …, мешает бетон -…, возит воду - …, дробит камни - …, возит хлеб - …

Ребята, скажите, а есть машины, которым все уступают дорогу? Назовите их правильно. Спецмашины – скорая помощь, милицейская, пожарная машина.

Давайте узнаем, что Незнайка записал в блокнот.

Д/И «Исправь предложения»

Дом подъехал к машине.

Бензин кончился, потому что остановилась машина.

Машина ехать по городской улица.

Пассажир брать билет у кондуктор в автобус.

Кто придумал и сделал все эти машины? Для чего? К какому миру относится техника?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Спасибо, Незнайка за веселую разминку! Мы и не заметили, как оказались у витрины магазина. Посмотрите внимательно и скажите, как он называется (одежда – обувь) .

Скажите, что мы называем одеждой? Обувью?

Д/И «Догадайся о чем говорю»

Спинка, рукава, полочки, манжеты, воротничок, карманы, пуговицы – рубашка

Штанины, карманы, пуговица, замок, ремень – брюки

Рукава, карманы, молния, меховая подстежка, воротник – пальто, шуба

Как можно рассказать про обувь?

Давайте вспомним материалы из которых шьют одежду, обувь (ситец, трикотаж, драп, хлопок; кожа, шерсть, мех) .

Назовите одежду, которую вяжут, шьют.

Кто шьет одежду. Для чего? Одежда и обувь предметы какого мира?

Что за странный рисунок перед нами? Посмотрите внимательно, может, догадаетесь.

Мастер Самоделкин привел нас к аллее инструментов и материалов (картинка)

Ребята, кто из вас знает, зачем людям нужны эти и многие другие инструменты? (чтобы совершать трудовые действия и сделать много нужных и полезных предметов) .

Д/И «Что чем делаем?» (игра с мячом)

Копаем землю – лопатой
Рубим дрова – топором
Забиваем гвозди – молотком
Откручиваем или закручиваем болт – отверткой

Пилим доски – пилой
Режем бумагу – ножницами
Прокалываем отверстие – шилом
Пишем в тетради – ручкой

Чертим таблицу – линейкой
Красим забор – кистью
Шьем платье - иголкой

Если предмет сделан из резины – он резиновый (приводят пример) , из пластмассы – пластмассовый, из бумаги – бумажный, из металла – металлический, из дерева – деревянный, из полиэтилена – полиэтиленовый, из стекла – стеклянный.

Мы и не заметили, как оказались на Площади Изобретений.

Есть предметы, с помощью которых человек трудится, а еще есть предметы, облегчающие труд человека. Отгадайте их вместе с Незнайкой.

Дом на ножках, посреди окошко.
Засветится окно – появится кино (телевизор)

Ходит, бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошел – там пыли нет.
Пыль и сор его обед.
Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает (пылесос)

В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То взад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать (утюг)

Стучат, стучат –
Не велят скучать,
Идут, идут –
А все тут да тут (часы)

Полюбуйся, посмотри –
Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет,
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина (холодильник

Назовите, какие вы еще знаете изобретения человека. Для чего они (посудомоечная машинка, стиральная машина, микроволновая печь, фен, миксер, кухонный комбайн, обогреватель и др.) ?

Мы возвращаемся к дирижаблю по Улице Сравнений

Д/И «Похоже – непохоже»

Конь – велосипед
Дерево – стул
Самолет – птица
Часы – петух

Путешествие по стране Рукотворный мир подходит к концу. Нам пора возвращаться. Как вы думаете, сейчас Незнайка понял, что такое рукотворный мир? Как вы сами это понимаете? (ответы детей) Верно, то, что человек сделал своими руками или с помощью инструментов, то, что улучшает, облегчает или делает его жизнь комфортной называется рукотворный мир.

Мы еще не раз побываем в стране «Рукотворный мир» .

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

На память о путешествии ребята получают раскраски с предметами рукотворного мира.

Список используемой литературы

  1. Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. Творческий центр «Сфера» . Москва, 2002
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. ТЦ «Учитель» . Воронеж, 2005
  3. Кибитина И.И. Дошкольникам о технике. Москва «Просвещение» , 1991.

Татьяна Саханова
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе «Что предмет расскажет о себе»

.Тема : «Что предмет расскажет о себе » .

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов : размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение. Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам .

Воспитывать дружелюбное отношение в коллективе.

Словарная работа. Электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина.

Материал. Предметные картинки электроприборы : магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. д.

Предварительная работа . Рассматривание иллюстраций , наблюдения, отгадывание загадок, дидактические игры, сюжетно – ролевая игра «Семья» .

Ход занятия:

1. Орг. момент. Дети входят в группу под музыку «Кто такие Фиксики»

Ребята, скажите, из какого мультфильма прозвучала песенка? Сегодня мы вместе с Фиксиками совершим путешествие в мир электроприборов.

2. Основная часть. Посмотрите внимательно вокруг , и расскажите , что нас окружает ? (Ответы детей)

Воспитатель : Любой предмет для чего - то нужен , каждый предмет выполняет свою функцию.

3. Ребёнок читает стихотворение.

Мне приснился чудный сон,

Готовит тесто телефон.

Стирает платье пылесос,

А утюг поёт всерьёз!

Крутит фарш магнитофон.

Вот так странный марафон!

Помогите разобраться,

Надо в доме мне прибраться!

4. Игра с мячом «Помощники»

Цель : уточнить название предметов бытовой техники , описывать действия, которые они совершают.

Воспитатель бросает мяч, ребёнок ловит мяч и отвечает, какие действия совершаются разными электроприборами.

Утюгом – гладят бельё.

Феном – сушат волосы.

Лампой – освещают комнату.

Пылесосом – пылесосят (чистят) ковры.

Вентилятором – охлаждают воздух.

В холодильнике – хранят продукты.

В чайнике – кипятят воду.

На электроплите – готовят еду.

В микроволновке – разогревают еду.

5. Физминутка «Ток бежит по проводам»

Ток бежит по проводам, Дети бегут по кругу.

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы : (Моторчик)

Холодильник, мониторы, Повороты влево, вправо

Кофемолка, пылесос.

Ток энергию принёс. Дети бегут по кругу.

6. Игра «Кто главный»

А сейчас наши ребята «превратятся» в разные электроприборы и расскажут о себе . И мы узнаем, какой бытовой прибор главный.

Я – стиральная машина

Дело главное моё

Чисто выстирать бельё.

Я не только умею стирать,

Я могу полоскать, отжимать.

Я главная.

Я холодильник.

Без холодильника беда.

В тепле испортится еда.

И даже наш голодный кот.

К такой еде не подойдёт.

Я главный.

Я электрический чайник.

Меня в розетку ты включаешь,

Когда захочешь выпить чаю.

Я главный.

Я на утренник спешила,

Феном волосы сушила.

Я на славу потрудилась

И в принцессу превратилась!

Я главная

7. Загадки

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте их.

1. Он квартиру убирает

Пыль и мусор обожает (пылесос)

2. Эта прачка-автомат

нам стирает всё подряд. (стиральная машина)

3. Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается (утюг)

4. Закипает изнутри

И пускает пузыри (чайник)

После каждой загадки ребёнок выставляет на доске картинку с изображением правильного ответа.

Воспитатель : Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом ?

Ответы детей : Бытовые электроприборы.

Воспитатель : Правильно это бытовые приборы – наши помощники. Скажите, а детям можно включать электроприборы? (ответы детей) Правильно, нельзя!

8. Опыт с шариком

На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить шары на стену)

Воспитатель : Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей )

Давайте и ваши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят. Это произошло из-за того, что в наших волосах живёт электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Шарик на электризовался, поэтому притянулся к стенке.

О чем мы с вами сегодня говорили, вспоминали? (ответы детей)

Как ещё можно назвать бытовые предметы ?

Дети отвечают, что предметы - помощники .

Что нового узнали?

Публикации по теме:

Занятие НОД по ознакомлению дошкольников с предметным и социальным окружением «Расскажи все о себе, воздушный шарик» Тема: «Расскажи все о себе, воздушный шарик» (ознакомление дошкольников средней группы с социальным и предметным окружением) Тиктонова Олеся.

Цель: Расширять представления детей о предметах рукотворного мира. Задачи: Образовательная: закреплять представления детей о богатстве рукотворного.

Конспект воспитательно-образовательной деятельности «Моя семья» по ознакомлению с предметным и социальным окружением Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе,.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для средней группы «Добрый доктор Айболит» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Цель: используя социально-педагогический потенциал окружающей среды; давать детям элементарные знания и понятия о развитии часовых механизмов. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Коррекционная задача: развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение. Совершенствовать-словесно логическое мышление.

Словарь: солнечные, водяные, природные, настенные, Кремлевские куранты, механические, электрические, электронные, карманные, свеча.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, открыток, картинок, каталог часов, заучивание стихотворений, загадывание загадок, подбор экспонатов.

Оборудование: различные виды часовых механизмов, шнур, обруч, мяч, смайлики, фишки, витамины, конфеты.

Организационный момент: игра с мячом «Назови часы».

Ход занятия:

Воспитатель: загадывает загадку:

Стучат, стучат

Не велят скучать

Идут, идут-

А все тут да тут. (часы)

Мы сегодня отправимся в мир часов. Хотите увидеть и побольше узнать о часах?

Дети : да.

Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужны часы?

Дети : во время приходить в детский сад, не опаздывать на транспорт, в магазин и т.д.

Воспитатель : - Умеете пользоваться часами?

Дети: нет.

Воспитатель : - Не огорчайтесь - скоро и вы научитесь узнавать время, а я вам в этом помогу. А стихотворение кто - то знает о часах? (Читает стихотворение.)

Часы ведут секундам счет,

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час за годом год

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам,

Тогда доволен будешь сам.

Кто жить умеет по часам,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз

Почему необходимо беречь время?

В какое время вы встаете утром?

Приходиться ли вас долго будить?

Зарядку дома все успеваете сделать? (нет)

(Сейчас все вместе сделаем «Зверобика » под музыкальное сопровождение.)

Воспитатель – Давным-давно, когда часов еще не было, люди время узнавали по солнцу: вкопали в землю столб, а вокруг столба чертили круг, делили его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Всходило солнце, и тень от столба медленно двигалось по кругу, отмечался час за часом. Вот так были изобретены первые часы (показ с объяснением) и назвали их солнечными.

Как называли первые часы? Дети - (солнечные) (справка более 4000 лет назад в древнем Египте).

(Практическая работа с детьми: выкладывается круг и делятся на части с помощью (шнура либо каната.)

Мало подвижная игра:

Тик-так, тик-так,

Мы всегда привыкли так,

Шаг налево, шаг направо

Остановимся вот так. (дети выполняют действия)

Воспитатель : - В темное время суток, и пасмурные дни люди не могли пользоваться солнечными часами, и поэтому придумали водяные часы.

(С детьми рассмотреть, объяснить устройство водяных часов.)

Почему люди придумали водяные часы? (ответы детей).

Воспитатель : - Дети, посмотрите, что у меня в руках? (правильно свечка).

- Оказывается это тоже часы, сгорает свеча показывает сколько прошло времени. Они появились1000 лет тому назад (демонстрирует).

- Это песочные часы. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний.

Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут, от количества песка зависит и время. часы переворачивают и свет времени продолжается (их используют в медицине).

- В нашем детском саду где вы видели такие часы? (провести демонстрацию часов)

Воспитатель : - Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями, и взлетев на забор, кричат «ку-ка-ре-ку!». Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло… Скоро утро! Довольно спать! Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. (Демонстрация с помощью фонограммы.)

Часы цветы. Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая. Шиповник, лен и др. Цветы которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать… В пасмурную погоду цветочные часы не «работают» совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб. (Демонстрация с использованием цветов.)

Пальцевая гимнастика:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье,

Дружно дают под землей корешки.

А еще есть самые главные часы России – это Кремлевские куранты (воспитатель выставляет иллюстрацию, либо макет). Они установлены на Спасской башне в Москве. Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и проникает во все уголки нашей Родины. (Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение.)

И в столице, и в станице

И в поселке слышат нас;

В облаках – на самолетах,

И в морях – на пароходах,

В рудниках и на заводах,

Всюду, всюду слышат нас.

С. Погорельский.

Человек не остановился на природных часах и изобрел самые первые механические часы с маятником. Внутрь их поставил пружинку, закрутил ее, а чтобы она раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесо. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. (Объяснить важность стрелок.)

- Здесь вот часы без пружин – работают от батарейки.

Мы посмотрели часы со стрелками, но есть и другие – в таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть.

Эти часы электронные, они работают на батарейках или от электросети.

Дети, а вы знаете какие самые точные часы в мире (атомные)

- Их используют для особо точных измерений времени.

(Созданы в 1948 году. Ошибка в точности этих часов – 1 секунда в 300 0000 лет – справка для взрослых.)

- Каких только часов не придумал человек – настенные, напольные, башенные, каминные, будильники, наручные, карманные, настольные, часы-кулон, часы-кольцо, часы-игрушка и много других часов.

- Воспитатель: - А сейчас игра «Кто больше знает о часах»

1. При помощи какого прибора измеряется время?

2. Всегда ли были часы?

3. Как люди измеряли время до появления часов?

4. Назовите виды часов?

5. Как называются главные часы нашей Родины и где они находятся?

6. Какую пользу человеку приносят часы?

7. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?

8. Какая стрелка на часах важнее?

Итог занятия: - Чем сегодня занимались? Что больше всего понравилось?

(Отметить активных детей смайликами, витаминами, конфетой и т. д.)

Ознакомление с окружающим миром и экология

Предшкольная группа

Цель :

  • дать представление о почве, как о компоненте природы;
  • познакомить с представителями почвенной фауны на примере крота;
  • дать представление об особенностях внешнего строения и поведения, о его приспособленности к подземному образу жизни;
  • подчеркнуть значимость подземных жителей;
  • дать представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений, животных, птиц
  • научить детей правильно выкладывать цепь питания,
  • объяснить, что в природе все взаимосвязано;
  • воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: почва, чернозем, кочки, кротовины.

Билингвальный компонент: крот - кйртышан, земля - жер.

Предварительная работа: Рассматривание картин, знакомство с внешним видом крота, чтение произведений о кроте.

Подготовка к занятию: игрушка Боровичок, подарок от Боровичка (мешочек с землей), конверт с загадками, картина «Семья кротов», схема подземных ходов крота, банка с водой для эксперимента с почвой, картинки (березовый лист, паук, стрекоза, лягушка, крот, лиса, сова) для выстраивания цепи питания, магнитофон.

Ход занятия:

1. Мотивационно-побудительный этап:

Ребята, к нам в гости пришел Старичок-Боровичок. Он принес в подарок нам мешочек земли, по-казахски земля - жер. Эта земля волшебная, с лесной тропинки. О ком же пойдет речь?

2. Организационно-поисковый этап:

Давайте рассмотрим картину. («Семья кротов»)

Крот по-казахски КиРТЫШљАН

Вопросы :

  • какие животные изображены на картине?
  • где живет семья кротов?
  • как она оказалась на поверхности земли?
  • что делают кротиха и кротенок?
  • кого они нашли?
  • что делают кроты под землей?
  • чем они питаются?
  • что это такое? (кучи земли)
  • откуда они появились? Их называют КРОТОВИНАМИ.
  • как выглядят кроты?
  • особенности шубки крота?
  • как устроены лапы крота?

Ребята, а хотите попасть в подземное царство? Посмотреть, как живет крот? Боровичок приготовил для вас загадки о подземных жителях. Отгадаете, отправимся в путешествие.

1 Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растеньям жизнь дают.
(корни)

2 В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
(крот)

3.Каждый год осенью с деревьев опадает много листьев,
А куда они потом исчезают?
Кто помогает таким волшебным превращениям?
(дождевые черви)

Вход в подземное царство открыт! Закройте глаза, начинаем телепортацию!

Релаксация (спокойная музыка).

Дети открывают глаза и видят схему подземных ходов крота

Рассказ воспитателя о кроте:

Крот - насекомоядное животное, в огороде он поедает личинок, жуков, которых мы считаем «вредными», но в природе нет «вредных» и «полезных». Каждый живой организм выполняет свою роль, в том числе и крота.

Одна из главных забот крота - добывание корма. Крот должен съесть за день столько, сколько весит он сам целиком. Сюрпризом для крота являются мышиная норка с мышатами, ящерки, жаба, зарывающаяся в землю от врагов.

Но каким же образом крот узнает, в каком направлении следует рыть ему подземный коридор? Ведь крот - полуслепой, а запахи под землей не распространяются. У него очень хорошо развит СЛУХ.

Кроту остается только пустить в ход лапы, похожие на когтистые лопаты. Как же протекает жизнь крота под землей?

Довольно глубоко, на метр под поверхностью земли, находится его главная квартира, от которой в разных направлениях отходят коридоры для постоянного пользования, есть ВЫХОД наружу на взгорках - КРОТОВИНЫ. коридоры достигают 40-60 метров, он чуть шире самого крота. Три раза - утром, в полдень и вечером пробегает крот, прислушиваясь, не раздается ли шум? Наевшись, отправляется домой.

Зимой крот не перестает охотиться, в отличие от ежа, который впадает в спячку. Охота идет на большой глубине, куда, спасаясь от холода, перемещаются насекомые и черви. Кроты могут переплывать небольшие речки.

Если крот голоден 14-16 часов - он погибает. Живут кроты 4-5 лет.

Гнездовая камера (квартира) располагается на глубине 1,5-2 метра, в защищенном месте- между корнями деревьев и кустарников, под пнями, постройками.

Кроты - неуживчивые, драчливые, поэтому они одиночки.

Физминутка

Чем же дышат кроты под землей? Как воздух проникает под землю?

Правильно, через кротовины. А еще воздух содержится между частицами почвы. Не верите? Давайте проверим.

В банку с водой опускаем комочек почвы. Он сразу не тонет. Почему? При помощи палочки опускаем на дно. Из комка выходят «шарики» . что это за шарики? Это ВОЗДУХ.

Какую же пользу приносят кроты? - ответы детей.

Истребляют вредных насекомых, разрыхляют почву, обогащают удобрением. Почва становится лучше, избыток влаги глубоко проникает в почву по кротовинам. Но если крот завелся в огороде - это плохо. Почему?

Повреждают корни растений, они гибнут. Уничтожают полезных для почвы дождевых червей.

Как бороться? Поместить рядом с кротовиной нарезанный лук, чеснок. Кроты не любят этого запаха, уходят сами.

Ребята, давайте выстроим цепь питания.


Ответы детей, выстраивание цепи питания.

3. Рефлексивно-коррегирующий этап:

Вот и закончилось наше путешествие в подземное царство. Пора возвращаться в группу. Закройте глаза.

Звучит музыка.

Вот мы и дома! Расскажите, что нового и интересного вы узнали о подземном царстве, о жизни крота?

Ответы детей.

Отмечаю активных ребят.

Благодарим Боровичка за интересное путешествие.