Для кого эта книга?

Произведение будет полезно детям 12–14 лет, у которых есть сложности в общении со сверстниками.

О чем книга?

От страницы к странице Адриан рассказывает самые банальные, но такие близкие подросткам вещи – как ему не хочется ходить на физкультуру, как ссорятся его родители, как лучший друг переживает из-за любимой девушки.

Книга оформлена как дневник. Она легка для прочтения даже для детей, которые не любят читать.

2. Мариам Петросян «Дом, в котором»

Для кого эта книга?

О чем эта книга?

Главные герои книги живут в интернате для детей-инвалидов. Но об этом ни слова в открытую не говориться. Здесь нет имен, только клички. Зато автор подробно разбирает характеры и типажи персонажей.

Любой подросток найдет в книге любимого героя в зависимости от того, как он сам ведет себя в реальной жизни или каким стремится стать: в интернате есть лидеры, аутсайдеры, изгои и те, кто всегда придерживается нейтралитета. Отдельно поднята серьезная тема ограниченных возможностей.

«Во всей этой школе, кроме одного человека, никому нет до меня дела, и то же самое дома и на улице»

Для кого эта книга?

Книга рекомендована детям, у которых есть проблемы с учителями. Произведение позволяет посмотреть что происходит «на другой стороне баррикад» и понять, что учитель – это тоже человек со своими чувствами и проблемами.

О чем книга?

Произведение представляет собой многочисленные записки, которые собрала молодая учительница. Ее воспитанники – это не самые простые дети, к которым нужен особый подход. Учительница пытается стать «своей», школьники не хотят подпускать к себе взрослого человека.

«Во всей этой школе, кроме одного человека, никому нет до меня дела, и то же самое дома и на улице» . Это – цитата одного из героев произведения. Разве мало подростков, которые чувствуют то же самое?

Молодая учительница на протяжении всего повествования пытается переубедить их, «особо отстающих» детей, у которых уже совсем взрослые проблемы. Вот, например, Вивиан – девушка, которая страдает комплексом неполноценности из-за своей внешности. Или Хосе Родригес – ученик, у которого нет друзей. В героях любой подросток найдет себя, а в их поступках – варианты решения своих проблем.

4. Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»

Для кого эта книга?

О чем книга?

История учит ответственности за собственные поступки. Главная героиня Оля, девочка-подросток, постоянно обманывает окружающих. Для нее ложь – это естественное поведение. О том, как отзовется ложь для нее и других, она не задумывается.

В конце рассказа Оля самовольно покидает школьный походный лагерь. Учителя, одноклассники и родители начинают ее искать. Люди, которых девочка еще недавно обманывала, как ни странно, не отворачиваются от нее, а оказывают поддержку.

5. Дженни Даунхэм «Пока я жива»

Для кого эта книга?

Эта книга подойдет взрослеющим подросткам от 16 лет. Особенно актуальна она для школьников с аддитивным поведением, чьи родители уже сталкивались с наличием у своих детей вредных привычек и влиянием на них «плохой» компании.

О чем книга?

История девочки, у которой остается совсем немного времени, чтобы попробовать все из-за тяжелой болезни: сигареты, алкоголь, первый секс.

Это тяжелый роман, в котором все вещи названы своими именами. Его главные герои – подростки, которые начинают жить самостоятельной жизнью, «отрываются» от родителей раньше времени, вследствие чего совершают множество ошибок.

Главная героиня больна лейкемией, с каждой страницей ее воспоминания становятся все более отрывистыми – болезнь одолевает молодую девушку. Тем не менее, на таком тяжелом примере книга учит ценить жизнь и не растрачивать ее по пустякам.

6. Ася Петрова «Волки на парашютах»/ «Взрослые молчат»

Для кого эта книга?

В декабре на прилавках магазинов появилась еще одна книга для подростков: книга-перевертыш от Аси Петровой, в которой собраны рассказы под заголовками «Волки на парашютах» и «Взрослые молчат». Автор адресовала свою книгу подросткам, которые ни с кем не хотят говорить.

О чем книга?

О чем новая книга Аси Петровой, вы узнаете, посмотрев нашу видеорубрику «Книга в помощь».

Елена Кононова

1. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2001.

2. Абрамов, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособ. для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

3. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.

4. Арпадьев Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий // Развитие личности. - 2006. - № 2. - С.41- 44. Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.

5. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2005. .

6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.

7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

8. .Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. - М., 2004.

9. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 2004.

10. Захаров А.И. Как помочь детям избавиться от страха. - СПб.: Питер, 2005. - 418 с.

11. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М.: Просвещение, 1986. - 80 с.

12. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С.69-78.

13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2006.

14. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1991.

15. Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29.

16. Нуркова В.В., Березанская КБ. Психология: Учебник. М., 2007.

17. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33.

18. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов - М.: Академия, 2004. - 184 с.

19. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 303 с.

20. .Попова, М.В. Психология растущего человека. - М.: ТЦ "Сфера", 2002.

21. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование.- 2002. №2.- С. 11-17.

22. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2003.

23. Рубинштейн СП. Основы общей психологии. СПб., 2006.

24. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского. М., 2006

25. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 2006.

  • 1. Алферов А.Д. Психология развития школьников, Ростов на Дону, 2000 г.
  • 2. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
  • 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Л., 1992.
  • 4. Боброва В.Г., Вахрушев М. Общая характеристика развития личности подростка, Ростов на Дону, 1966 г.
  • 5. Блонский П.П. Психология, 2000 г.
  • 6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе - Вопросы психологии 1978, М. 4; 1979.
  • 7. Божович Е.Д. Психология особенного развития личности подростка, 1969 г.
  • 8. Варга А.Я., В.В. Столин. Работа психолога с родителями// Детский психолог; выпуск 5. 1998.
  • 9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия// сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М. 2001.
  • 10. В. Вишневский Такие простые сложные истины. Заметки журналиста о становлении личности подростка, 1984 г.
  • 11. Возрастная и педагогическая психология /Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание, 1979 г.
  • 12. Вопросы психологии развития личности подростка и юноши, Тюмень, 1969 г.
  • 13. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка, - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956 г.
  • 14. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Под ред. Щадрикова В.Д., 1989 г.
  • 15. Драгунова Т.В. Подросток, М., 1976 г.
  • 16. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
  • 17. Захарова А.В., Худобина Б.Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990, 1 с. 19-27.
  • 18. Ивашкин В. Психологическое изучение школьников, 1990 г.
  • 19. Карпенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. 195 с.
  • 20. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
  • 21. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1988.
  • 22. Кон И.С. Психология юношеского возраста/ проблемы формирования личности/. - М.: Просвещение, 1979. - с. 93-96, 101-110.
  • 23. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб., 2000.
  • 24. Кудрявцев Г.А. Общая психологическая характеристика личности трудных подростков, Алма-Ата, 1967 г.
  • 25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999.
  • 26. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. 168 с.
  • 27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики, М., 1972 г.
  • 28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975, 2-173.
  • 29. Липкина А.И. Самооценка школьника, М., 1976 г.
  • 30. Личность и создание, 1989 г.
  • 31. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология. Кишинев, 1983.
  • 32. Маклаков А.Г. Общая психология, издательство Питер, 2002 г.
  • 33. Мухина В.С. Возрастная психология: фенаменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 1999.
  • 34. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высшей пед. учеб. заведений: 3 кн. Психология образования. -3-е изд. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС;1997. - 608. 632 с.
  • 35. Нравственное воспитание школьников в коллективе. Учетные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена, Сб. Т. 368. Л., 1970 г.
  • 36. Основы психологии: Практикум (под ред. Столяренко), Феникс, 2000г., 565 стр.
  • 37. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.
  • 38. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. - М.: Российский открытый университет; 1992.
  • 39. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология, Москва, 2000 г., 512 стр.
  • 40. Познание учащегося и формирование его личности, Вильнюс, 1975 г.
  • 41. Психология развивающейся личности, под ред. Петровского А.В., 1987 г.
  • 42. Психология подростка. Под ред. А.А. Реан СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. - 480 с.
  • 43. Психологические исследования. Под ред. Прангигивили А.С., 1966 г.
  • 44. Психология особенности формирования личности школьника, 1983 г.
  • 45. Развитие личности ребенка, под ред. Фонарева А.М., М.: Прогресс. 1987 г., 272 стр.
  • 46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, - СП. Б: изд. Питер, 2000 г., 712 стр.
  • 47. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости, Казань, 1992 г.
  • 48. Спиваковская А.С. Как быть родителем. М., 1986.
  • 49. Собр. соч. Л.С. Выготского. М., 1982 г. Т.1. С. 20.
  • 50. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. - с. 28-40.
  • 51. Энциклопедия психологических тестов: I-III том, 2000 г.
  • 52. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  • 53. Смысл как единица анализа психического. // Вестник самарского государственного Университета. № 3 (9), Изд.: "Самарский Университет", 1998. с. 142-151.
  • 54. К вопросу о составе психического. // Тезисы международной конференции "Проблемы интеграции академической и практической психологии". Тезисы докладов. Самара. Изд.: "Самарский Университет", 1999. с. 107-111.
  • 55. Руководство к практическим занятиям по психофизиологии. Учебное пособие. Самара. НВФ "CMC", 1999. с. 162. (В соавт. с Айдакиным В.И., Лавровой О.В., Пашкиной Е.Н., Пятиным В.Ф.).
  • 56. Человек как смысловая модель мира. Самара. Изд.: "Бахрах-М", 2000. с. 336.
  • 57. Человек парадоксальный: штрихи к портрету. // Вестник Университета Российской Академии Образования. №1. Москва. Изд.: УРАО, 2000. с. 35-52.
  • 58. Я-концепция учащихся подросткового возраста как индикатор качества образования (на примере инновационной школы). // Тезисы научно-практической конференции "Гуманитарные горизонты свободного воспитания". Самара. Изд.: "Самарский Университет", 2000. с. 8-10.
Список литературы:

Основная:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.-

М.: Академический Проект,2010.-623с.

2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону,2010.-384 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия,2010.- 367 с.

4. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрес­томатия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.:Академия,2011.-624 с.

5. Крайг Г. Психология развития (Пер. с англ.) - СПб, 2010, 987 с.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.-М.:Юрайт,2011.-464 с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феномено­логия развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2010.- 452 с.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2011, 414 с.

9. Практикум по возрастной психологии.- СПб.: Речь,2011.-682 с.

10. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. - М.:МПСИ,2012.- 427с

Дополнительная:

1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития (Пер. с англ.). - М., 2000.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Пер. с англ.). - М., 1986.

3. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.

4. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. - М., 2003.

5. Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся. – М., 1995.

6. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. (Пер. с фр.). - М., 1991.

7. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1982.

8. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия /Под ред. В.С. Мухиной. - М., 1991.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2000.

10. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.

11. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России,2000.-443 с.

12. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учебное пособие. - М:Гардарики,2003.-431 с.

13. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для вузов.- М.: Академия,2000.-181с.

14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.

15. Познавательные процессы и способности в обучении./Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1990.

16. Психологическая служба школы./Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1995.

Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. -Минск:Харвест,2003.-557, с.

17. Прихожан А.Н., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990.

18. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. /Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.

19. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия./Сост. К.В. Сельченок. - Мн., 2000.

21. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.

22. Психология детства: Учебник/ Под ред. А. А. Реана.-СПб.: Прайм- Еврознак, 2003.- 350 с.

23. Психология индивидуальных различий. Тексты. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982.

24. Психология развития: Учебник для вузов/[Т. М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова и др.]; Под ред. Т. Д. Марцинковс­кой.-М.:Академия,2001.-349 с.

25. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности (Пер. с нем.). - М., 1994.

26. Словарь персоналий. Психологи от А до Я. - М., 1997.

27. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими (Пер. с англ.). - М., 1993.

28. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987.

29. Формирование личности старшеклассника./Под ред. И.В. Дубровиной. - М.. 1989.

30. Хрестоматия по детской психологии./Под ред. Г.В. Бурменской. - М., 2003.

31. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк; [Под ред. Д. И. Фельдштейна].-2-е изд., испр.-М.:МПСИ,2003.-398 с.

32. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994.

33. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М., 1996.

34. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

35. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис (Пер. с англ.). - М., 1996.