Родительское собрание по правилам дорожного движения

«Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах»

Цель: организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.

Задачи:

Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.

Ознакомить родителей с некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее эффективному усвоению ПДД.

Предварительная подготовка к собранию :

Родители учащихся за неделю до проведения собрания заполняют анкету для родителей и передают через учащихся классному руководителю для анализа. (Приложение 1)

Изготовление памяток для родителей «Как обучить ребенка правилам дорожного движения». (Приложение 2)

Подготовка мультимедийной презентации, подготовка реквизитов к деловым играм. (Приложение 3)

План проведения собрания.

    Актуальность выбранной темы.

    Результаты анкетирования.

    Лекция педагогов.

    Деловая игра для родителей «Ловушки на дорогах».

    Памятки для родителей.

    Рефлексия.

    Задание для родителей.

Ход собрания:

1. Актуальность выбранной темы.

(Слайд № 1) Необходимость собрания по правилам дорожного движения продиктована самой жизнью. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает. Ежегодно на дорогах гибнет большое количество людей. Одни происшествия происходят по вине автомобилистов, другие – по вине пешеходов. Но результат один – чья-то унесенная жизнь, трагедия и горе для близких. Так, за первое полугодие 2014 года на территории Ставропольского края пострадало 105 детей.(слайд № 2, 3)

2. Результаты анкетирования.

Перед собранием родителям была предложена анкета для заполнения.

Она состояла из 5 вопросов:

Результаты анкетирования (слайд № 4):

1. Знакомите ли вы своего ребёнка с правилами дорожного движения?

9 человек из 9 ответили «да».

2. С какого возраста вы стали знакомить его с ними:

С 3 лет- 2 человека.

С 4 лет – 2 человека.

С 5 лет – 2 человека.

С 6 лет – 3человека.

3. Показывали ли своему ребёнку безопасную дорогу из дома в школу и обратно?

9 человек из 9 ответили «да».

4 человека ответили «да».

5 человек ответили «нет»

5. бывает иногда так, что ваш ребёнок «преподаёт» вам урок безопасного поведения на дороге?

9 человек из 9 ответили «да».

3. Лекция педагога.

(слайд № 5)

Звучит песня.

Хотите ли вы, не хотите ли…

Но дело, товарищи, в том,

Что прежде всего – вы родители,

А все остальное – потом!

Наша задача сделать все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда. Обучение правилам дорожного движения требует знаний и от детей, и от их родителей. Следует своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными. А родителям - не совершать самую распространенную ошибку– действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же! Уважение к Правилам дорожного движения, привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители. В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения. (слайд № 6)

Сегодня на собрании мы должны довести до вас мысль о том, что только совместными усилиями педагогов и родителей можно научить ребёнка безопасному поведению на дороге. (слайд № 7)

Проанализировав достаточно много дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети, сотрудниками ГИБДД установлено, что 80% происшествий произошли в радиусе одного километра от места проживания ребенка. То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов.

Позвольте ещё раз напомнить вам основные правила, которые должен знать ребенок (слайд № 8):

1. Основные термины и понятия правил.

2. Обязанности пешеходов.

3. Обязанности пассажиров.

4. Регулирование дорожного движения.

5. Сигналы светофора.

6. Предупредительные сигналы.

7. Движение через железнодорожные пути.

8. Движение в жилых зонах и перевозка людей.

9. Особенности движения на велосипеде.

Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь (слайд № 9):

наблюдать за дорогой;
правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;
видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность .

Наблюдать за дорогой (слайд № 10).

1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. (слайд № 11)

2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность. (слайд № 12)

3. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину издалека. Научите его всматриваться вдаль. (слайд № 13)

4. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.

5. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или когда ребёнок переходит улицу вместе с другими детьми - именно в этих случаях легко не заметить машину.

Правильно оценивать дорожную обстановку

Главная опасность - стоящая машина.

Почему? Да потому что заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность. (слайд № 14)

Правило №1.

Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.

Правило №2

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади! (слайд № 15)

Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.

Правило №3

И у светофора можно встретить опасность! (слайд № 16)

Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов - нужно остановиться. Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.

Правило№4 (слайд № 17)

Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

Правило №5 (слайд № 18)

Прочные навыки транспортного поведения детей формируются только повседневной систематической тренировкой! Во время каждой прогулки с детьми, поездки с ними по делам, в гости, за город и т.п. учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах.

Правило №6 (слайд № 19)

Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями. Пусть все, что связано со школой, в том числе и дорога, у ребенка ассоциируется с ярким и добрым. При этом надо научить его быть внимательным, а это непростая вещь. Процессы восприятия, внимания и реакции у ребенка и у взрослого совершенно разные. Опытные водители знают, например, что подавать звуковой сигнал при виде бегущего через проезжую часть ребенка опасно. Ребенок может поступить непредсказуемо – вместо того, чтобы остановится, он может понестись без оглядки под колеса другому автомобилю. Даже те дети, которые знают правила дорожного движения, случается, их нарушают. Не сочтите за труд помочь детям. Может быть, вам придется остановить ребенка, который не хочет дождаться сигнала светофора. Делайте это доброжелательно.

Итак, если вы научите своих детей соблюдать эти основные правила поведения на дорогах, значит, в ваш дом не придёт беда.

4. Деловая игра для родителей «Ловушки на дорогах».

(слайд № 20)

Работа в группах.

Сейчас мы проверим, как родители усвоили услышанное и смогут научить ребёнка, как вести себя, чтобы предотвратить несчастные случаи на дорогах. Часто нас поджидают ловушки, при которых необходимо своевременно принять правильное решение.

Ловушка № 1.

КОГДА РЕБЕНОК СПЕШИТ НА АВТОБУС, ОН НЕ ВИДИТ НИЧЕГО ВОКРУГ (слайд № 21).

Вывод: Научите ребенка быть особенно осторожным в этой ситуации

Ловушка № 2.

РЕБЕНОК ЧАСТО НЕ ПОДОЗРЕВАЕТ, ЧТО ЗА ОДНОЙ МАШИНОЙ МОЖЕТ БЫТЬ СКРЫТА ДРУГАЯ (слайд № 22)

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: "Машина медленно идет, успею перебежать", - думает ребенок... и попадает под автомобиль. Показывайте своему ребенку подобные ситуации, объясняйте ему на улице, почему медленно приближающаяся машина может скрывать за собой опасность!

Ловушка № 3.

ОСТАНОВКА - МЕСТО, ГДЕ ДЕТИ ЧАЩЕ ВСЕГО ПОПАДАЮТ ПОД МАШИНУ (слайд № 23, 24)

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: Где опаснее всего переходить улицу: в зоне остановки или на перекрестке? Задайте этот вопрос ребенку. Обычно дети говорят: "На перекрестке опаснее". Это не так. В зоне остановки попадают под машину в три раза больше детей, чем на перекрестке.

Ловушка № 4.

УЧИТЕ ДЕТЕЙ НАБЛЮДАТЬ ЗА ДОРОГОЙ, ВИДЕТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТИ (слайд № 25, 26)

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: Дети попадают под машину в типичных дорожных "ловушках". Нельзя переходить дорогу, не убедившись в безопасности. Подожди, когда будет полный обзор.

Ловушка № 5.

ОБЫЧНО ДЕТИ, ПРОПУСТИВ МАШИНУ, ТУТ ЖЕ БЕГУТ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ. ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО! (слайд № 27)

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: В первые мгновения только что проехавший автомобиль нередко закрывает собой встречную машину. Под нее может попасть ребенок, если он, пропустив первый автомобиль, сразу побежит через дорогу. Показывайте ребенку на дороге, как только что проехавшая машина закрыла собой идущую в противоположном направлении, и объясняйте ему, как он должен вести себя в подобных обстоятельствах.

5. Памятка для родителей. (слайд № 28, 29)

Мы хотим, чтобы всё сказанное на этом собрании запомнилось вам. Для этого каждый из родителей получит «Памятку по ПДД». Чаще читайте её и обсуждайте различные дорожные ситуации с вашими детьми.

6. Рефлексия.

Деловая игра. (слайд № 30)

Продолжите фразу: Сегодня я ещё раз напомню своему ребёнку о том, что…

7. Задание для родителей.

Ещё раз покажите своему ребёнку опасные места дороги из школы домой.(слайд № 31, 32)

Я уверена, если мы будем вести такую активную работу по данному направлению, учащиеся будут наглядно запоминать правила поведения на дороге. Тогда мы избежим множество опасных ситуаций и сохраним жизни наших детей. (слайд № 33)

Приложение № 1.

Анкета для родителей.

Знакомите ли вы своего ребенка с правилами дорожного движения?

С какого возраста вы стали знакомить его с ними?

Показывали ли вы своему ребенку безопасную дорогу из дома в школу и обратно?

Бывает иногда так, что ваш ребенок «преподает» вам урок безопасного поведения на дороге?

Приложение № 2.

Памятка для родителей.

    Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

    Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.

    Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

    Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

    Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

    Не разрешайте играть вблизи дороги и на проезжей части.

Приложение № 3.

Диск с презентацией.

Список литературы.

1. Дереклеева, Н.И. Родительские собрания [Текст] /Н.И.Дереклеева. - М.: ВАКО, 2004. – 240 с.

2. Ковалько, В.И.. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.1-4 классы [Текст] / В.И Ковалько.- М.: ВАКО, 2006. – 192 с.

3. Поляков, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]/

В.В. Поляков// Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 2-4 классы. Часть I. - М.:ДРОФА, 1997. – 87 с.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе

Родительское собрание в пoдготoвительной группе по теме «Безопасность детей на дороге»


Описание работы: Предлагаю вам сценарий родительского собрания по теме «Безопасность детей на дороге».
Цель: фoрмирoвaниe систeмы пeдaгoгичeских знaний и практических навыкoв пo прoфилaктикe ДДТТ, спoсoбcтвующих oбeспeчeнию дoрoжнoгo движения, формированию oснoв безoпaснoгo пoвeдeния нa улицaх и дорогах, сохранению жизни и здоровья детей. Обмен опытом работы с дошкольными группами ДОУ.
Задачи:
Oзнакомить родителей с теоретическими основами безопасности дорожного движения
Oзнакомить на практике с новыми эффективными педагогическими технологиями обучения дошкольников с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах.
Oзнакомить с системой и современными направлениями профилактической работы по предупреждению ДДТТ и формированию основ безопасного поведения детей на улицах и дорогах в ДОУ города.
Сформировать у родителей мотивацию на саморазвитие культуры безопасного поведения детей на улицах и дорогах.
Сoздавать условия для взаимодействия с социумом по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников ДОУ.
Повестка родительского собрания:
1. Вступительное слово.
2. Сообщение воспитателя группы.
3. Выступление агитбригады (детей подготовительной группы)

Ход родительского собрания:

1 Вступительное слово воспитателя
«Дети наши на свет рoдились,
Чтoбы радoстно жить.
Чтoбы вместе играть, чтобы крепко дружить
Чтoб улыбки друг другу
Дарить и цветы
Чтоб всегда исполнялись в их жизни мечты»
Да, наши дети рождены именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачится ли жизнь трагедией – это во многом зависит от нас, взрослых.
Тема сегодняшней встречи «Безопасность детей на дороге».
Неoбходимость сoбрания по правилам дорoжного движения прoдиктована самoй жизнью. Страшнaя стaтистика детскoй смертности и пoвреждения здoровья в результате ДТП на дорoгах простoужасает.
А чаще всего виноваты в трагедиях мы – взрослые.
На этом собрании мы поговорим о том, что родители могут сделать, чтобы обезопасить своего ребёнка на дороге.
Прежде всегo, рoдителям следует пoнимать, чтo эта задача - oбезопасить своегo ребёнка на дoроге - принципиальнo нерешимa.
Вo-первых, любoе перемещение на транспoрте (да и на свoих ногах) сoпряжено с oпасностью, и верoятность случиться непредвиденнoму всегда oтличается oт нуля. Этo сказанo вовсе не затем, чтoбы испугать рoдителей, а как раз наoборот, привлечь их внимание к тoму, чтo забoтиться o детской безопасности (да и своей собственной) нужно всегда.
Во-вторых, задача обезопасить ребёнка раз и навсегда не решается, потому что ребёнок растёт, и растут возможные опасности, подстерегающие его на дороге.
Поэтому, следует своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными. А родителям - не совершать самую распространенную ошибку– действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же! В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения.
2. Сooбщение вoспитателя группы.
Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность. Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина.
Наша задача - развить в детях понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир. Важно это сделать до того, пока ребенок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.
Изучение правил дорожного движения в детском саду происходит на специальных занятиях, в ходе игр (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых), развлечений и т.д. Темой ПДД охватываются не только познавательные, но и другие виды занятий - математика, ознакомление с художественной литературой, изодеятельность, физкультура и др. На занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве, моделируют различные ситуации на дороге, проигрывают их. Также у детей формируем двигательные навыки: дети должны не только не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или, ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движением других людей и перемещением предметов. Кроме того, с помощью дидактических игр стараемся развить произвольное, активное внимание, т.к. для безопасного поведения на улицах необходимо формировать у детей произвольное внимание, способность сосредоточиться на дорожной ситуации.
Результат наших занятий вы можете увидеть сейчас.
Просмотр фрагмента развлечения.
3.Выступление агитбригады (детей подготовительной группы)
4. Показ видеоролика Опасность на дороге.
Выступление воспитателя: Опыт работы ДОУ по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. С показом презентации

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, поэтому возникает необходимость создания определенной системы по ознакомлению детей с ПДД и привитию им навыков безопасного поведения на дорогах и улицах различных населенных пунктов.

Можно с уверенностью сказать, что работа по данному направлению ведется достаточно эффективно, так как на протяжении уже нескольких лет не зафиксированы какие - либо нарушения и несчастные случаи с участием воспитанников нашего детского сада.
Наша цель не только дать детям знания о правилах дорожного движения, но и выработать у них навыки адекватного применения этих знаний в различных ситуациях, чтобы эти навыки переросли в привычку.
5. Рекoмендации рoдителям пo обучению детей ПДД.
Пoзвольте ещё раз напoмнить вам oсновные прaвила, которые должен знaть ребенoк:
1. Оснoвные тeрмины и пoнятия прaвил.
2. Обязаннoсти пешехoдов.
3. Обязаннoсти пассажирoв.
4. Регулирoвание дoрожного движeния.
5. Сигнaлы светoфора.
6. Прeдупредительные сигнaлы.
7. Движение через железнодорожные пути.
8. Движение в жилых зонах и перевозка людей.
9. Особенности движения на велосипеде.
Пoмните! Ребёнoк учится закoнам дoрог, беря пример с членoв семьи и других взрoслых. Не жaлейте врeмени на обучeние дeтей повeдению на дорогe.
Чтoбы вaш рeбёнок нe создал oпасную ситуaцию на дoрогах, oн должен умeть:
нaблюдать за дорогой;
прaвильно оценивaть дoрожную oбстановку вo всей ее изменчивости;
видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность.
Наблюдать за дорогой.
1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.
2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
3. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину издалека. Научите его всматриваться вдаль.
4. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.
5. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или когда ребёнок переходит улицу вместе с другими детьми - именно в этих случаях легко не заметить машину.
Правильно оценивать дорожную обстановку
Глaвнaя опaсность - стоящaя мaшина.
Пoчему? Дa потому, чтo зaранее увидeв приближaющийся aвтомобиль, пeшеход уступит eму дoрогу. Стoящая жe мaшина обмaнывает: онa мoжет зaкрывать сoбой идущую, мeшает воврeмя замeтить опасность.
Правило № 1.
Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.
Правило № 2
Нeобходитe стоящий aвтобус ни спeреди, ни сзaди!
Стoящий автoбус, как егo ни oбходи - сперeди или сзади, зaкрывает сoбою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.
Правило № 3
И у светофора можно встретить опасность!
Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов - нужно остановиться. Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.
Правило № 4
Вырaбaтывaйте у ребенкa привычку всeгда пeрeд выхoдом на дoрогу, дaже eсли на нeй нeт мaшин, приoстанoвиться, oглядеться, прислушaться - и тoлько тoгда перехoдить улицу.
Правило № 5
Прoчные навыки трaнспoртнoго пoведения дeтeй фoрмируются тoлько пoвседневнoй систeматичeской трeнирoвкой! Вo врeмя кaждoй прoгулки с дeтьми, пoeздки c ними пo дeлам, в гoсти, зa гoрoд и т.п. учитe их нaблюдaть зa улицeй и трaнспoртoм, aнaлизировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах.
Правило № 6
Не нaдo прививaть дeтям излишнee чувствo стрaхa пeрeд дoрoжным движeниeм, движущимися aвтoмoбилями. Пусть всe, чтo связaнo сo шкoлoй, в тoм числе и дoрoгa, у рeбeнкa accoциируeтся с ярким и дoбрым. При этoм нaдo нaучить eгo быть внимaтeльным, a этo нeпрoстaя вeщь. Прoцeccы вocприятия, внимaния и рeaкции у рeбeнкa и у взрoслoгo сoвeршeннo разные. Опытные водители знают, например, что подавать звуковой сигнал при виде бегущего через проезжую часть ребенка опасно. Ребенок может поступить непредсказуемо – вместо того, чтобы остановится, он может понестись без оглядки под колеса другому автомобилю. Даже те дети, которые знают правила дорожного движения, случается, их нарушают. Не сочтите за труд помочь детям. Может быть, вам придется остановить ребенка, который не хочет дождаться сигнала светофора. Делайте это доброжелательно.
Итак, если вы научите своих детей соблюдать эти основные правила поведения на дорогах, значит, в ваш дом не придёт беда.
6. В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо, как и изучение основных предметов (математики, русского языка). Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.
Oбучая рeбенка Правилам дoрожного движения, взрoслый дoлжен сам четкo представлять, чему нужнo учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».

Тo, чему и, главнoе, как хорошo мы научим ребенка, какие навыки безoпасного пoведения на улице привьем ему, и будет oберегать егo всю жизнь.

Тема родительского собрания: «Азбука дорог для родителей»

Цель: организация совместной деятельности родителей, учителей и учащихся по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.

Задачи:

  1. Побуждать родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.
  2. Знакомить родителей и учащихся с некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее эффективному усвоению ПДД.

Подготовительная работа:

Отправление приглашений родителям;

Оформление художественной выставки работ родителей и детей на тему: «Правила дорожные знать каждому положено!»

Разработка памятки для родителей

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

-Добрый вечер, уважаемые родители, рада видеть Вас в этом зале.


Не только в городе огромном,

Но и в посёлке небольшом

Знают взрослые и дети

Важный жизненный закон:

При переходе помогает

Он тебе, ему и мне.

А закон тот называют

Очень просто - ПДД!


Сегодня мы проводим собрание на тему «Азбука дорог для родителей». К теме безопасности детей на улицах приходится возвращаться постоянно. Дорожно-транспортными происшествиями с наиболее тяжкими социальными последствиями были и остаются те, участниками, а порой и жертвами которых оказываются дети. Увы, год от года таких ДТП меньше не становится. Появление малолетнего ребенка без сопровождения взрослого на дороге противоестественно, а его действия непредсказуемы, нелогичны и беспомощны. Некоторая осознанность в поведении ребенка вообще и на дороге в частности появляется к 10-12 годам. Это, если можно так выразиться, - "средний случай". Встречаются, конечно, и очень дисциплинированные дошколята, как впрочем, - и великовозрастные "ротозеи".

Поэтому первый совет родителям - путем несложных экспериментов и наблюдений попробуйте оценить, к какой категории пешеходов относится ваш наследник, готов ли он самостоятельно ориентироваться в дорожной обстановке, может ли принимать верные решения. Если нет, выходя на улицу, вам пора брать его не только за руку, но и заниматься воспитанием. Объясняйте, рассказывайте, убеждайте, воспитывайте личным примером. Не надейтесь на школьных педагогов и милицейских пропагандистов, активно включайтесь в профилактику сами.

На этом собрании мы поговорим о том, что родители могут сделать, чтобы обезопасить своего ребёнка на дороге.

Прежде всего, родителям следует понимать, что эта задача — обезопасить своего ребёнка на дороге — принципиально нерешима.

Во-первых, любое перемещение на транспорте (да и на своих ногах) сопряжено с опасностью, и вероятность случиться непредвиденному всегда отличается от нуля. Это сказано вовсе не затем, чтобы испугать родителей, а как раз наоборот, привлечь их внимание к тому, что заботиться о детской безопасности (да и своей собственной) нужно всегда.

Во-вторых, задача обезопасить ребёнка раз и навсегда не решается, потому что ребёнок растёт, и растут возможные опасности, подстерегающие его на дороге.

Поэтому, следует своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными. А родителям - не совершать самую распространенную ошибку- действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же! В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения.

  1. Мозговой штурм

Чему же мы должны научить наших детей, чтобы они не попали в опасную ситуацию на улице. Сейчас каждый из вас подумает и напишет на листах самое важное умение, которое необходимо детям на дорогах.

(Родители записывают на листах умение, листы вывешиваются на доску, ведётся их обсуждение и группировка. В результате выводятся основные умения)

Итак, чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь:

Наблюдать за дорогой;
. правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;
. видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность.

  1. 3. Рекомендации родителям:

Как же выработать такие умения?

Наблюдать за дорогой.

1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.

2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

3. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину издалека. Научите его всматриваться вдаль.

4. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.

5. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или когда ребёнок переходит улицу вместе с другими детьми - именно в этих случаях легко не заметить машину.

Правильно оценивать дорожную обстановку

Главная опасность - стоящая машина.

Почему? Да потому, что заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность.

Правило № 1.

Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.

Правило № 2

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.

Правило № 3

И у светофора можно встретить опасность!

Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов - нужно остановиться. Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.

Правило № 4

Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

Правило № 5

Прочные навыки транспортного поведения детей формируются только повседневной систематической тренировкой! Во время каждой прогулки с детьми, поездки с ними по делам, в гости, за город и т.п. учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах.

Правило № 6

Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями. Пусть все, что связано со школой, в том числе и дорога, у ребенка ассоциируется с ярким и добрым. При этом надо научить его быть внимательным, а это непростая вещь. Процессы восприятия, внимания и реакции у ребенка и у взрослого совершенно разные. Опытные водители знают, например, что подавать звуковой сигнал при виде бегущего через проезжую часть ребенка опасно. Ребенок может поступить непредсказуемо - вместо того, чтобы остановится, он может понестись без оглядки под колеса другому автомобилю. Даже те дети, которые знают правила дорожного движения, случается, их нарушают. Не сочтите за труд помочь детям. Может быть, вам придется остановить ребенка, который не хочет дождаться сигнала светофора. Делайте это доброжелательно.

Итак, если вы научите своих детей соблюдать эти основные правила поведения на дорогах, значит, в ваш дом не придёт беда.

В этой беседе хочется обратить ваше внимание на психологический аспект проблемы. Чтобы избежать неприятностей на дороге, нужно знать особенности детей и подростков. Медики настойчиво предупреждают, а взрослые эти предупреждения просто игнорируют:

  • Дети до 13-14 лет видят только прямо, а боковым зрением слабо фиксируют происходящее («тоннельное зрение»);
  • Ребёнку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве. Для этого ребёнку понадобится 4 секунды, в то время как взрослому - четверть секунды;
  • Восприятие ребёнком скорости, размера транспортного средства и расстояния до него также искажено;
  • Дети с искажением воспринимают звуки на дороге;
  • У них искажено восприятие размеров транспортных средств и т.п.

(Психолог В. АРУТЮНЯН в статье «Маленький «мыслитель» и дорога»)

4. Конкурсная программа для родителей по теме собрания.

Ребёнку необходимо знать очень много правил:

1. Основные термины и понятия правил.

2. Обязанности пешеходов.

3. Обязанности пассажиров.

4. Регулирование дорожного движения.

5. Сигналы светофора.

6. Предупредительные сигналы.

7. Движение через железнодорожные пути.

8. Движение в жилых зонах и перевозка людей.

9. Особенности движения на велосипеде.

А сейчас мы проверим, как же вы, уважаемые родители знаете правила дорожного движения и сможете ли научить этому своих детей. Итак, начинаем нашу конкурсную программу. Сегодня в ней примут участие 3 команды..

Ни одна конкурсная программа не обходится без жюри, и мы не исключение. (Представление членов жюри).

1-й конкурс «Разминка».

Каждой команде я буду задавать вопросы, а команды отвечать. За каждый правильный ответ один балл. Вопросы задаются по очереди.

  1. Почему опасно перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? (может привести к ДТП, т.к водитель не успеет затормозить)
  2. Как нужно переходить улицу после выхода из транспорта? (надо дождаться, когда транспорт отъедет, дойти до пешеходного перехода или светофора и перейти дорогу в установленном месте)
  3. Как и где нужно переходить улицу?(неспеша, по светофору или пешеходному переходу)
  4. Кто называется пассажиром? (едет в общественном транспорте или личном, но на месте пассажира)
  5. Какие сигналы светофора запрещают пешеходное и автомобильное движение?(красный и желтый)
  6. Что означает желтый сигнал светофора? (нужно ждать зеленый сигнал)

2-й конкурс «Дорожные знаки»

Очень нужен он в пути:

Где дорогу перейти,

Он расскажет, что и как,

Звать его… (дорожный знак)

А сейчас мы проверим, как вы знаете дорожные знаки. Каждая команда внимательно прослушает стихи, кто из вас быстрее и правильно назовет знак, о котором идет речь в стихотворении, заработает балл. Чтобы ответить нужно, поднять руку.

1:Нарисован человек.
Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть, здесь ищут клад?
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда наверно встарь
Спрятал очень жадный царь?
(дорожный знак «Дорожные работы»)

2:К стадиону этот путь,

Про кроссовки не забудь!

Видишь, как бегут все дружно,

Всем дружить со спортом нужно»

Где устанавливается этот знак?

3:Видно, это знак для тех,

Кто учился лучше всех.

И поэтому к нему

Прикрепили букву «У»

(«Учебное транспортное средство»)

4: Чудо - конь - велосипед,

Можно ехать или нет?

Странный этот синий знак,

Не понять его никак!

(«Велосипедная дорожка»)

С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части дороги?

5. Что за знак? Вниз по ступеням

Человек идет под землю.

Может он в метро спешит?

Может быть, сломался лифт?

(«Подземный пешеходный переход»)

6. Что за знак?

Пешеход в нем зачеркнутый идет

Что же это означает?

Может Вас здесь обижают?

(«Движение пешеходов запрещено»)

Мы знаем, что дорожные знаки подразделяются на группы. Назовите эти группы.

(предписывающие, предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные, знаки сервиса.)

3-й конкурс «Верите ли вы?»

Вопрос первой команде:

Верите ли вы, что автомобиль может моментально остановиться, когда водитель нажмет на тормоза» (нет)

Правильный ответ «нет»,

действительно:

Как шофер не тормозит,

А машина все скользит

На колесах, как на лыжах -

Ближе, ближе, ближе, ближе!

Для спасенья есть возможность:

Лучший способ осторожность!

Вопрос второй команде

Верите ли вы, что автобус нужно обходить сзади? (нет, нужно дождаться, когда он уедет, и переходить дорогу по сигналу светофора или пешеходному переходу)

Классный руководитель делает обобщение:

Обходить автобус сзади

Не позволит постовой

Кто его обходит сзади,

Тот рискует головой.

Вопрос третьей команде:

Верите ли вы, что желтый сигнал светофора запрещает движение как водителям, так и пешеходам? (да)

Ответ «да» правильный,

Всем нам известно:

Желтый свет - предупреждение!

Сигнала ждите для движенья!

4-й конкурс «Тест»

(Каждая команда получает тест, решает его, проверка идёт по слайдам)

1. По какой части тротуара должен двигаться пешеход?

А) ПО ПРАВОЙ

Б) ПО ЛЕВОЙ

В) ПОСЕРЕДИНЕ

2. Можно ли переходить дорогу рядом с пешеходным переходом - «Зеброй»?

Б) нет

3. Где должны находиться люди, ожидающие автобус или троллейбус?

А) на обочине дороги;

Б) в любом месте на проезжей части;

В) на посадочной площадке.

4. Вы переходите дорогу и видите на дороге едущий автомобиль. Ваши действия?

А) быстро перебежать дорогу;

Б) подождать, пока автомобиль проедет;

В) попросить водителя и перейти дорогу.

5. Можно ли играть на проезжей части дороги или около нее?

Б) нельзя;

В) можно, если приняты меры безопасности

6. Какие машины могут ехать на красный свет?

А) папина и мамина

В) пожарная, милицейская, скорая помощь, спецмашины (правительственные)

7. Как правильно перейти дорогу, выйдя из автобуса?

А) обойти автобус спереди;

Б) обойти автобус сзади;

В) подождать отъезда транспорта, перейти по светофору или близлежащему пешеходному переходу

5-й конкурс «Составление памяток для детей»

Сейчас мы с вами разработаем и составим памятки для наших детей. Для детей-пешеходов. Для детей-пассажиров. Для велосипедистов. Этот метод вы можете применить и для обучения вашего ребенка ПДД.

Подведение итогов игры, вручение родителям медалей

5. Работа с памяткой

А сейчас я хочу Вам вручить «Памятки», которые помогут продолжить работу по закреплению правил дорожного движения. Внимательно их прочитайте и руководствуйтесь ими в жизни.

Памятка для родителей.

  • Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
  • Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.
  • Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
  • Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
  • Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, - это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
  • Не разрешайте играть вблизи дороги и на проезжей части.

6. Итог

В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо, как и изучение основных предметов (математики, русского языка). Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».

То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.

  1. Рефлексия:

Предлагаю Вам оценить результативность собрания по 5-бальной шкале

Родители заполняют предложенный вариант оценки собрания.

Благодарю за внимание. До новых встреч.

Родительское собрание по правилам дорожного движения

Резникова Н. В., учитель первой категории

«Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах»

Цель: организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.

Задачи:

Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.

Ознакомить родителей с некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее эффективному усвоению ПДД.

Предварительная подготовка к собранию :

Родители учащихся за неделю до проведения собрания заполняют анкету для родителей и передают через учащихся классному руководителю для анализа. (Приложение 1)

Изготовление памяток для родителей «Как обучить ребенка правилам дорожного движения». (Приложение 2)

Подготовка мультимедийной презентации, подготовка реквизитов к деловым играм.

План проведения собрания.

    Актуальность выбранной темы.

    Результаты анкетирования.

    Лекция педагогов.

    Деловая игра для родителей «Ловушки на дорогах».

    Памятки для родителей.

    Рефлексия.

    Задание для родителей.

Ход собрания:

1. Актуальность выбранной темы.

(Слайд № 1) Необходимость собрания по правилам дорожного движения продиктована самой жизнью. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает. Ежегодно на дорогах гибнет большое количество людей. Одни происшествия происходят по вине автомобилистов, другие – по вине пешеходов. Но результат один – чья-то унесенная жизнь, трагедия и горе для близких.

2. Результаты анкетирования.

Перед собранием родителям была предложена анкета для заполнения.

Она состояла из 5 вопросов:

Результаты анкетирования (слайд № 4):

1. Знакомите ли вы своего ребёнка с правилами дорожного движения?

9 человек из 9 ответили «да».

2. С какого возраста вы стали знакомить его с ними:

С 3 лет- 2 человека.

С 4 лет – 2 человека.

С 5 лет – 2 человека.

С 6 лет – 3человека.

3. Показывали ли своему ребёнку безопасную дорогу из дома в школу и обратно?

9 человек из 9 ответили «да».

4 человека ответили «да».

5 человек ответили «нет»

5. бывает иногда так, что ваш ребёнок «преподаёт» вам урок безопасного поведения на дороге?

9 человек из 9 ответили «да».

3. Лекция педагогов.

(слайд № 5)

Звучит песня.

Хотите ли вы, не хотите ли…

Но дело, товарищи, в том,

Что прежде всего – вы родители,

А все остальное – потом!

Наша задача сделать все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда. Обучение правилам дорожного движения требует знаний и от детей, и от их родителей. Следует своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными. А родителям - не совершать самую распространенную ошибку– действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же! Уважение к Правилам дорожного движения, привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители. В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения. (слайд № 6)

Сегодня на собрании мы должны довести до вас мысль о том, что только совместными усилиями педагогов и родителей можно научить ребёнка безопасному поведению на дороге. (слайд № 7)

Проанализировав достаточно много дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети, сотрудниками ГИБДД установлено, что 80% происшествий произошли в радиусе одного километра от места проживания ребенка. То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов.

Позвольте ещё раз напомнить вам основные правила, которые должен знать ребенок (слайд № 8):

1. Основные термины и понятия правил.

2. Обязанности пешеходов.

3. Обязанности пассажиров.

4. Регулирование дорожного движения.

5. Сигналы светофора.

6. Предупредительные сигналы.

7. Движение через железнодорожные пути.

8. Движение в жилых зонах и перевозка людей.

9. Особенности движения на велосипеде.

Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь (слайд № 9):

наблюдать за дорогой;
правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;
видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность .

Наблюдать за дорогой (слайд № 10).

1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. (слайд № 11)

2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность. (слайд № 12)

3. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину издалека. Научите его всматриваться вдаль. (слайд № 13)

4. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.

5. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или когда ребёнок переходит улицу вместе с другими детьми - именно в этих случаях легко не заметить машину.

Правильно оценивать дорожную обстановку

Главная опасность - стоящая машина.

Почему? Да потому, что заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность. (слайд № 14)

Правило №1.

Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.

Правило №2

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади! (слайд № 15)

Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.

Правило №3

И у светофора можно встретить опасность! (слайд № 16)

Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов - нужно остановиться. Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.

Правило№4 (слайд № 17)

Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

Правило №5 (слайд № 18)

Прочные навыки транспортного поведения детей формируются только повседневной систематической тренировкой! Во время каждой прогулки с детьми, поездки с ними по делам, в гости, за город и т.п. учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах.

Правило №6 (слайд № 19)

Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями. Пусть все, что связано со школой, в том числе и дорога, у ребенка ассоциируется с ярким и добрым. При этом надо научить его быть внимательным, а это непростая вещь. Процессы восприятия, внимания и реакции у ребенка и у взрослого совершенно разные. Опытные водители знают, например, что подавать звуковой сигнал при виде бегущего через проезжую часть ребенка опасно. Ребенок может поступить непредсказуемо – вместо того, чтобы остановится, он может понестись без оглядки под колеса другому автомобилю. Даже те дети, которые знают правила дорожного движения, случается, их нарушают. Не сочтите за труд помочь детям. Может быть, вам придется остановить ребенка, который не хочет дождаться сигнала светофора. Делайте это доброжелательно.

Итак, если вы научите своих детей соблюдать эти основные правила поведения на дорогах, значит, в ваш дом не придёт беда.

4. Деловая игра для родителей «Ловушки на дорогах».

(слайд № 20)

Работа в группах.

Сейчас мы проверим, как родители усвоили услышанное и смогут научить ребёнка, как вести себя, чтобы предотвратить несчастные случаи на дорогах. Часто нас поджидают ловушки, при которых необходимо своевременно принять правильное решение.

Ловушка № 1.

КОГДА РЕБЕНОК СПЕШИТ НА АВТОБУС, ОН НЕ ВИДИТ НИЧЕГО ВОКРУГ (слайд № 21).

Вывод: Научите ребенка быть особенно осторожным в этой ситуации

Ловушка № 2.

РЕБЕНОК ЧАСТО НЕ ПОДОЗРЕВАЕТ, ЧТО ЗА ОДНОЙ МАШИНОЙ МОЖЕТ БЫТЬ СКРЫТА ДРУГАЯ (слайд № 22)

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: "Машина медленно идет, успею перебежать", - думает ребенок... и попадает под автомобиль. Показывайте своему ребенку подобные ситуации, объясняйте ему на улице, почему медленно приближающаяся машина может скрывать за собой опасность!

Ловушка № 3.

ОСТАНОВКА - МЕСТО, ГДЕ ДЕТИ ЧАЩЕ ВСЕГО ПОПАДАЮТ ПОД МАШИНУ (слайд № 23, 24)

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: Где опаснее всего переходить улицу: в зоне остановки или на перекрестке? Задайте этот вопрос ребенку. Обычно дети говорят: "На перекрестке опаснее". Это не так. В зоне остановки попадают под машину в три раза больше детей, чем на перекрестке.

Ловушка № 4.

УЧИТЕ ДЕТЕЙ НАБЛЮДАТЬ ЗА ДОРОГОЙ, ВИДЕТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТИ (слайд № 25, 26)

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: Дети попадают под машину в типичных дорожных "ловушках". Нельзя переходить дорогу, не убедившись в безопасности. Подожди, когда будет полный обзор.

Ловушка № 5.

ОБЫЧНО ДЕТИ, ПРОПУСТИВ МАШИНУ, ТУТ ЖЕ БЕГУТ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ. ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО! (слайд № 27)

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: В первые мгновения только что проехавший автомобиль нередко закрывает собой встречную машину. Под нее может попасть ребенок, если он, пропустив первый автомобиль, сразу побежит через дорогу. Показывайте ребенку на дороге, как только что проехавшая машина закрыла собой идущую в противоположном направлении, и объясняйте ему, как он должен вести себя в подобных обстоятельствах.

5. Памятка для родителей. (слайд № 28, 29)

Мы хотим, чтобы всё сказанное на этом собрании запомнилось вам. Для этого каждый из родителей получит «Памятку по ПДД». Чаще читайте её и обсуждайте различные дорожные ситуации с вашими детьми.

6. Рефлексия.

Деловая игра. (слайд № 30)

Продолжите фразу: Сегодня я ещё раз напомню своему ребёнку о том, что…

7. Задание для родителей.

Ещё раз покажите своему ребёнку опасные места дороги из школы домой.(слайд № 31, 32)

Я уверена, если мы будем вести такую активную работу по данному направлению, учащиеся будут наглядно запоминать правила поведения на дороге. Тогда мы избежим множество опасных ситуаций и сохраним жизни наших детей. (слайд № 33)

Приложение № 1.

Анкета для родителей.

Знакомите ли вы своего ребенка с правилами дорожного движения?

С какого возраста вы стали знакомить его с ними?

Показывали ли вы своему ребенку безопасную дорогу из дома в школу и обратно?

Бывает иногда так, что ваш ребенок «преподает» вам урок безопасного поведения на дороге?

Приложение № 2.

Памятка для родителей.

    Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

    Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.

    Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

    Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

    Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

    Не разрешайте играть вблизи дороги и на проезжей части.