Волосам и бороде языческие народы, и в том числе древние славяне, издавна придавали сакральное значение, считалось, чем длиннее волосы, тем больше в человеке жизненной силы, тем дольше он проживет на этом свете. Особенно берегли бороду - она считалась красой и честью любого мужчины.

О том, какие прически носили в древности на Руси судить трудно, потому что на большинстве изображений волосы мужчин скрыты головными уборами или шлемами, но известно, что пращуры славян - скифы носили довольно простые прически, знать и воины отращивали волосы ниже плеч, и только модники, насмотревшись на греков и римлян, стригли их в виде длинного каре и завивали локонами и волосы, и бороду.

Варяги

На Руси косы заплетали варяжские воины, которые служили в княжьих дружинах, - то есть шведы, датчане и норвеги. У этих народов издревле были замысловатые прически и обычай часто мыться, ухаживать за волосами и бородой. Делалось это в практических целях: чтобы по запаху немытого тела враг не смог обнаружить засаду.

Когда в Норвегии в городе Тронхейм в одном из имений во время случайных раскопок была найдена погребальная ладья викингов, предположения о сложности причесок норманнов подтвердились: было найдено барельефное изображение мужской головы викинга. У воина волосы были разделены ровным пробором на две стороны и аккуратно заплетены в косички, затылок был выбрит, а длинная борода - заплетена в косу.

Отращивать волосы викинги начинали сызмальства, и сызмальства же им брили волосы на висках и на затылке. На темени волосы отрастали до тех пор, пока она не становились слишком длинными и не начинали мешать, тогда их собирали в пучок, а позже, когда они отрастали еще, начинали заплетать в косу. Обычно коса прикрывала затылок воина. Норманны верили, что за нее валькирии вытаскивают павших на поле брани воинов из битвы и забирают в Валгаллу.

Бороду варяги часто брили, это видно по изображению на гобелене XI века из Байё, на котором англосаксы сражаются с норманнскими завоевателями, по видимому, никакой особой сакральной силы в ней не было, зато у некоторых норманов изображены пышные усы.

Князья и дружинники

Известно, что в древности русские князья, и очевидно, дружинники голову брили наголо, но оставляли волосы на темени. Был ли это знакомый нам оселедец, или же они заплетали из этих волос косу, доподлинно неизвестно, потому что древние летописи обращали на внешность людей мало внимания. Однако сохранилось воспоминание византийского писателя Льва Диaкoнa, который в X веке описывал внешность новгородского князя Святослава, сына князя Игоря и княгини Ольги: «Голова у него была выбрита, но с одной стороны свисал клок волос – признак знатного рода».

Был ли этот клок волос чубом или же выглядел как-то по другому, в воспоминаниях Диакона не уточняется. Однако известно, что и варяжские и славянские воины имели полное право заплетать косички по обе стороны от лица перед важным делом: сечей, дальней поездкой и даже женитьбой. То есть делали это не только для тогою чтобы волосы не мешали в бою или в дороге, но и для красоты.

Колдуны

В косы заплетали волосы и длинные бороды ведьмаки и колдуны, они считали, что заплетая их особым образом они как бы окутывают себя оберегами, а длинная кос, на спине якобы оберегала человека с тыла - от злых глаз. С волосами в язычестве вообще было связано очень много суеверий. Их не стригли, чтобы не лишаться силы, их сжигали, чтобы никто не мог навести порчу, а если состриженные волосы уносила птица, то верили, что это к болезни - ждали, что человека вскоре начнет крутить так, как скручены волосы в птичьем гнезде. Волосы использовали для приворотов, для проклятий, для заговоров. Особой гордостью волхва была борода. Ее ни в коем случае не стригли, считая, что в ней находится вся мужская и колдовская сила.

Миряне

В мирное время древние славяне ходили с распущенными волосами средней длины, перехваченными шнурком, чтобы не мешались в работе. Волосы и бороду аккуратно стригли. Для маленьких мальчиков был даже особый обряд - пострижины. В этот день ножницы не только в первый раз касались волос ребенка, но еще будущему воину в первый раз давали посидеть на коне.

После принятия христианства и князья, и простолюдины волосы стали стричь короче, под горшок или скобкой и перестали заплетать их в косы, поскольку такой обычай был признан языческим и неподобающим христианину. Например, есть гравюра, на которой изображен внук Ярослава Мудрого киевский князь Изяслав, на которой князь совершенно точно пострижен под горшок. Примерно такие же прически были и у князя Ярополка, и у Всеволода Большое Гнездо.

В «Географических известиях» 1850 года есть интересная запись, где говорится следующее: «О костюме находим у де-лануа, что женщины в Новгороде распускают две косы на спине, а мужчины носят одну косу. Головной убор новгородский досель не был еще никем описан и из наших сказаний мы не можем не подтвердить, не опровергнуть свидетельство рыцаря о косичках новгородцев, которые ныне остаются на Руси уделом только церковных причетников».

Очевидно, в статье журнала подразумевается путешественник и дипломат Жильбер де Лануа из Фламандии, который посетил Новгород в 1413 году и оставил об этом литературные воспоминания. Правду ли он написал, судить сложно, так как в этих же воспоминаниях он рассказал, как новгородцы за деньги продают своих жен друг другу.

Самым характерным символом девичества, определяющий социальную принадлежность девушки и, главным образом, обуславливающим переход от девичьей жизни к замужней, является коса. Такая прическа характерна в русской культурной традиции...

Самым характерным символом девичества, определяющий социальную принадлежность девушки и, главным образом, обуславливающим переход от девичьей жизни к замужней, является коса. Такая прическа характерна в русской культурной традиции в основном для девочек и девушек. Девичья коса — символ девичества, молодости, красоты, чистоты.


В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести. С древнейших времен длинные волосы считаются символом красоты и женственности. Отношение к волосам на голове всегда было особым: люди верили, что в них заключена сакральная сила и могущество. Чем они были длиннее и гуще, тем большей энергией обладал человек. В списке архаичных представлений, связанных с волосами, значились сила, мудрость, красота и счастье.

Прическа являлась своеобразным знаком, свидетельствующим о социальном статусе человека, его положении в обществе. На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Коса как одна из разновидностей женской прически наделялась особой брачной символикой. Во времена средневековой Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество.

По легенде, правая коса предназначалась Богу, левая - дьяволу, и от того, кто перетянет, зависело, попадет женщина в рай или в ад. Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дивкою», девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13-16 лет. В некоторых районах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества.

После угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетем тебя, милая косичка, для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, чтобы у нее косички были длинными». Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, завязывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались». Девушки украшали кончик косы лентой или косником. Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, а прическу дополняла лента или венок на голове.

Коса — символ готовности девушки к браку, лента в косе — знаком того, что девушка на выданье. Длинная коса являлась предметом гордости и особой заботы девушки, за волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. С уходом за волосами связано множество обрядов. Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку; в Юрьев день ходили причесываться в поле, в Чистый четверг - под яблоню; смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике.

Девушки бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной. Желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола. В свадебных обрядах и песнях коса являлась символом невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора - переход невесты в группу женщин. В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина».


Словом «коса» в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы, называемая «девичник». Девичник проводился накануне свадьбы, девушки собирались в доме у невесты и «пропивали косу» — это означало угощать подруг вином накануне свадьбы. Также существовала традиция выкупа косы. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата – косопродаванье. Полное отрезание косы в свадебном обряде встречается у славян редко.

У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и символическим прижиганием его пламенем свечи. Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма. В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой женщины должны были скрывать волосы, так как считалось, что женские волосы обладают колдовской силой. Поэтому женский головной убор на Руси всегда был не только важнейшей частью народного костюма, но и имел символическое значение. Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться «простоволосой» было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением.

Девичью косу и лоб обычно обвивала лента или повязка. Часто на голову девушки надевали венец — обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Венец мог иметь зубцы — треугольные или четырехугольные. Венец, у которого была приподнята передняя часть назывался очельем. Но как только девица выходила замуж, ей надевали особый головной убор, который она не имела права снимать даже в собственном доме. Замужняя женщина носила головной убор, символически связанный с небом — об этом убедительно говорят «птичьи» названия: сорока, кокошник, кичка и украшения на уборе в виде солнца и птиц, а также рясны (ленты), символизирующие дождь.

Самым распространенным головным убором была сорока — ее носили женщины на юге России вплоть до начала ХХ в. Головные уборы украшались лентами на висках, гремящими украшениями из металла, махры и меха, которые (как и сам головной убор) служили оберегом, защитой от злых сил. С течением времени вышеперечисленные головные уборы становятся праздничными. В будни же волосы от «дурного глаза» и от позора прятали в маленькую шапочку повойник. Поверх него обычно надевали платок, сложенный в виде треугольника, так называемый убрус. Убрус был полотняный, а у знатных женщин шелковый. Его накидывали на голову и скалывали под подбородком. Особенной красотой отличались головные уборы севера: высокие, расшитые узорами, напоминающими морозные, они искрились, как снег. В центральных и южных губерниях носили уборы поменьше, богато расшитые яркими многоцветными узорами и украшенные у висков белыми пушками.

А сверху еще накидывался нарядный платок. Особой разновидностью головного убора является свадебный венок — один из основных атрибутов свадебного обряда, наряду со свадебным деревцем, хлебом и знаменем. Является символом брака, как и другие кольцевидные или круглые свадебные предметы: кольцо, калач, каравай. Брачная символика венка отражена в любовной магии и девичьих гаданиях о замужестве, в обычае вручать девушке венок в знак сватовства, в обрядовом использовании венков на свадьбе. Главное значение свадебного венка как символа девичества связано также с косой невесты. Эта символика отражена в фольклорном мотиве потерянного венка, доставшегося жениху, в выражении «загубить венок», означающем потерю невинности.

Девичий венец всегда был без верха, потому что открытые волосы считались символом девичества. Замужние женщины венка как правило не носят, не надевает его выходящая замуж вдова и невеста, утратившая девственность до брака. У такой девушки в знак позора может быть половина свадебного венка, так как она его уже «пролежала», «перетерла». Венок известен и как девичий головной убор до свадьбы. Венок невесты тесно смыкается с девичьими головными уборами («перевязкой», «повязкой», «налобнем» и т. п.), в том числе со специальными свадебными, которые просватанная невеста носит перед венчанием («венцом», «коруной», «плачеей», «волей», «лентой» и др.). Известны и пародийные, шутовские свадебные венки из колючек, зеленого лука, крапивы, соломы, гороховых стеблей, которые на свадьбе надевают подставной невесте. В православной традиции во время церковного венчания на голову новобрачным возлагают специальные венцы.


Для изготовления свадебного венка использовались различные растения: барвинок, самшит, рута, розмарин, калина, лавр, мирт, виноградная лоза, базилик и т.д. Для оберега, деторождения, любви, богатства или счастья в свадебный венок вплетают или вкладывают чеснок, лук, жгучий перец, красные нитки, хлеб, овес, любисток, монеты, сахар, изюм, кольцо. Надевание свадебного венка невесте нередко предварялось обрядовым расплетением косы и сопровождалось закрыванием ей лица покрывалом или фатой. У некоторых славян невеста имеет до трех свадебных венков на голове.

Часто свадебный венок невесты специально сохраняют для счастья в супружестве, вешают возле образов, зашивают невесте в подушку, оставляют матери, подруге или в церкви. После свадьбы свадебный венок используют в лечебных и магических целях: кладут в колыбель, чтобы ребенок рос здоровым; дают в порошке ребенку от испуга; подкуривают им при детской бессоннице и других болезнях; доят через него корову, когда от порчи у нее пропадает молоко; дают переступить через него корове, когда приведут от быка; отгоняют им градовые тучи; дают как амулет сыновьям при отправлении на войну.

Все эти внешние особенности имели не только сакральное значение, но и социальное, то есть определяли положение женщины в обществе. Так, женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой, по нему можно было узнать, кто его владелица: из какой она местности, ее возраст, семейное положение (женщина, вдова или девушка), социальную принадлежность. Изменение характера плетения косы, либо перемена костюма также означало переход в новую фазу жизни женщины. Девичий костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.

Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей, символикой и эстетическими взглядами создателей. На протяжении развития русской культуры символика и символизм играли особую роль. Жизнь человека состояла из множества обрядов, в которых был выверен каждый шаг, любая мелочь имела символическое значение, на что-то указывала, могла предсказать будущее. Люди издревле вкладывали смысл в особые атрибуты, веря, что они помогут прожить долгую и счастливую жизнь, сделать ее полноценной, яркой, эмоциональной и плодовитой. Поэтому визуальная культура является неотъемлемой составляющей всего облика русского девичества.

Публикации раздела Традиции

Символ девичьей красы

В древности по тому, каким образом была сплетена коса, судили о намерениях и нраве племени. На протяжении веков косы носили народы разных стран, чаще других - в Африке, в Египте, но в наши дни они вызывают ассоциацию именно с Древней Русью. У славян коса исконно считалась самой удобной и распространенной прической, но традиционной она стала не только поэтому. В языческие времена косе приписывали защитные функции и она играла роль оберега.

Таинство плетения косы начиналось после того, как руками делили волосы на равномерные прядки. В процессе заплетания приговаривали определенные заговоры на любовь, от порчи или от сглаза: «Волосы заплетаю, путаю, путаю мысли чужие, недобрые, не распутать моих волос, не сглазить меня, не обидеть меня, не лишить меня воли. Гребень в косу втыкаю, тыкаю гребнем врага и обидчика, пусть мысли дурные к нему вернутся, а меня не коснутся. Слово мое крепкое».

К. Е. Маковский. Под венец. 1884. Серпуховский художественно-исторический музей

Обряд расплетания косы

Поверья гласят, что именно в волосах людей сконцентрирована жизненная сила, а в косе заключена мудрость и сила женщины. Чем длиннее волосы, тем большей силой можно наполниться. Для восстановления затраченных за день жизненных сил при расчесывании волос проводили гребнем не менее 40 раз.

Женихи при выборе невесты смотрели не только на ее белоснежное лицо и точеный стан - важным критерием выбора была красота волос и толщина косы красавицы. Люди верили: чем коса длиннее и толще, тем девушка здоровее. Обещая быть верным и любящим суженым, жених выкупал косу у семьи своей избранницы.

В день проведения свадьбы подруги собирались вокруг новобрачной, пели протяжные песни и совершали обряд расплетания косы . Невеста частенько в этот момент причитала и плакала, прощаясь таким образом с девичеством. Подружки заплетали ее волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Новую прическу покрывали повойником (полотняной шапочкой, украшенной галуном); также замужние женщины носили волосник , кичку или сороку. Такие головные уборы полностью закрывали волосы, чтобы посторонние мужчины не могли их увидеть. Находясь в статусе жены, открывать волосы было можно только на женской половине дома или при муже. Снять головной убор на людях означало покрыть позором себя и свою семью. Именно от этого появилось понятие «опростоволоситься».

Девушка в русском народном костюме

Девушка в волоснике, расшитом пайетками и жемчугом

«Глаза у княгини стали строгими, как пишут на иконах, и сурово, почти неподвижно смотрели из-под крутых бровей куда-то вдаль, будто за стены хором. Заробев от этого взгляда, Дуняха молча расчесала ей густые русые волосы, заплела на две косы, туго стянув их, чтобы плотней улеглись под шелковым волосником с жемчужной поднизью, чтобы к сраму и к греху великому ни одна прядь из-под него случайно не выбилась».

В.И. Язвицкий. «Иван III - государь всея Руси»

Девушка, плетущая косы

Участницы обряда завивания берез водят хоровод

Незамужние девушки любили вплетать в косы атласные ленты или прикреплять накосник - небольшую берестяную дощечку, украшенную бусинками. Если в косу вплетались две ленты с середины косы, это означало, что у девушки есть жених, на брак с которым благословили ее родители. Юные особы могли выходить из дома с непокрытыми волосами. Они повязывали на голову атласную ленту, надевали кокошник или сплетенный венок. У славян было не принято ходить с распущенными волосами. Девушкам позволялось распускать волосы только в бане или на некоторых языческих праздниках. По поверьям, ходить с распущенными волосами означало подвергать себя воздействию негативных сил.

Ф.О. Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848

Деревенская девушка с лентой в косе

Особое значение на Руси имели и волосы на голове мужчин. Люди, посвятившие себя духовной практике, ходили с бородой и длинными волосами. По поверьям, избавившись от растительности на голове, можно было лишиться не только энергетической силы, но и потерять взаимодействие с духовным миром.

В древности русские воины выбривали голову, оставляя небольшой клок волос, из которого плели косу. Язычники верили, что за эту косу бог Сварог вытаскивает и спасает своих сыновей с поля брани, а в вирий, в мир иной, забирает павших героев.

В отличие от женщин в мирное время мужчины ходили с распущенными волосами, перехваченными бечевкой на лбу.

Коса есть символ женственности, и это было во все времена в нашей цивилизации. Конечно, тоже подвержена капризам моды, но по-прежнему остаётся одним из её наиболее актуальных трендов.

Современная сильно отличается от классической, хотя и сохранила различия, касающиеся общего вида и техники исполнения. Так, бывает коса русская, французская и другие.

Многие интересуются, какие требования выставил косе 2016 год, как нужно плести косу, чтобы выглядеть стильно и современно.
Естественность и неординарность – таковы основные вызовы этого года. Чтобы не впасть в противоречие, разделим возможности создания косы согласно классу исполнения.

Так, что может быть естественнее косы, которую просто плетут, расчесав волосы? Это и классическая техника, и полная натуральность.
Однако ничего экстраординарного здесь нет и в помине. Неординарность появляется под руками стилиста, который создаёт уникальную причёску, воспользовавшись многими способами плетения. В результате получается нечто невообразимое и грандиозное, которое, тем не менее, с полным правом можно назвать косой.

Пересмотрев все эти творения, в итоге приходишь к выводу, что основой всё-таки должна быть классическая коса, то ли русская, то ли французская, то ли ещё какая. А уже, опираясь на эту основу, строим некоторую модификацию, призвав на помощь умение и фантазию, а также руководствуясь веянием моды. Таким образом, привыкаем делать причёски на каждый день, а уж в торжественных случаях прибегаем к услугам стилистов.
На модных подиумах русская коса – частый гость, многие дома используют её, в частности, модный дом Valentino.
Оживить и актуализировать русскую косу можно путём вплетения в неё шнуров, лент, жемчужных нитей. Можно сделать её более легкомысленной, позволив прядям выбиваться из стройной гладкости и нарушая строгую линию.

Готовя причёску с косой для вечера, уместно вплести в неё живые цветы, украсить стразами или жемчугами. Требования к пробору особых нет, он может быть как прямым, так и косым.

Другой вид косы, французский, не менее популярен. Её формируют либо прямым плетение, либо обратным – от себя. Такая коса популярна у тех, кому недостаёт густоты волос.

Французскую косу также используют в том случае, если волосы недлинные, а нужно заплести косу круговую, которая венком опоясывает всю голову. Такая причёска бывает уместна и днём, и в вечернее время. Особенно удачен этот вариант для бизнес-леди, потому что такая причёска отличается сдержанностью, но одновременно не лишает женственности.

Год 2016 тяготеет к асимметрии, и косы предоставляют для этого массу возможностей. Так называемые «боковые косы» сегодня чрезвычайно популярны. Они выглядят стильно и торжественно, но в то же время практичны и удобны.

Как известно, в практику причёсок вернулся начёс, и его широко используют при создании кос, особенно — вечерних вариантов причёсок. Плетя колосок, можно за счёт начёса придать ему модный объём, выложить асимметрично, да ещё и придать стильную небрежность, обеспечив выбивающиеся из общего рисунка кончики прядей.

Очень популярный вариант – греческая причёска, соединяющая в себе и пучок, и косу. К ней напрашиваются разнообразные аксессуары, с помощью которых можно создать неповторимый образ, изысканный и богатый одновременно.

Стилисты и мастера парикмахерского дела владеют уникальными техниками плетения, в результате которых косы приобретают небывалую креативность, сложность и замысловатость. Тут бывают скомпонованы на одной голове и косы, и «рожки», и «фонтанчики», и даже бритые бока.

Современная техника создания причёски располагает многими дополнительными возможностями, в число которых входят накладные пряди, фигурные шиньончики, позволяющие создать исключительную игру форм и оттенков. Простор экспериментов ограничивается только рамками хорошего вкуса, в числе которых есть требование не использовать более 3-х тонов одновременно.

Тут же можно применить для большего антуража африканские косички, привнеся в простой рисунок причёски этнические оттенки.








Таким образом, вывод таков: коса в 2016 году не только не теряет свей актуальности, но становится одним из основных трендов. Плетите косы, украшайте ими причёски и учитесь правильной технике плетения. Вот Вам видео-уроки:

Как заплести необычную косу, видео-мастер-класс:

Урок по плетению косы «Корзинка»

Как научиться заплетать «Колосок»

Женские прически с косичками долгое время находятся на пике популярности. 2019 год продолжит актуальную тенденцию на косы и необычные плетения. В целом мода на прически продолжает то стремление к естественности, которое стало трендом еще в 2015 году. Новый сезон привнес некоторые новые вариации плетений, а также необычное оформление прически.

Длинные или средние волосы – оптимальная длина для красивого плетения. Обладательницы коротких волос, конечно, тоже могут использовать косички, но станут скорее дополнением, чем основной частью укладки.

А из длинной шевелюры можно изобразить настоящий шедевр. Смотрите нашу модную фото подборку кос, актуальных для 2019 года.

Французское плетение и «коса наоборот»

Французские косы и их вариации – на пике популярности в 2019 году. Особенно интересено плетение «наоборот». Оно довольно просто в исполнении, однако, при взгляде на прическу, создается впечатление долгого, кропотливого труда. Необычность заключается в том, что при плетении пряди волос укладывают не сверху на предыдущие, а снизу.

Получившаяся коса будет объемнее обычной, поэтому такая техника хороша для обладательниц тонких или редких волос. Расположить косичку можно как по центру головы, так сбоку, и сместив ее вправо или влево. Так прическа получит в сезоне асимметрию.

Французские косы в любом виде хорошо выглядят и подходят для любого случая. Чтобы прическа получилась праздничной, можно вплести в волосы ленту, подходящую по тону к основному цвету наряда, а можно украсить диадемой или зажимом. И вечерний образ будет готов.

Коса с хвостом

Простой и оригинальный вариант «на каждый день». Его очень быстро исполнить даже на самые длинные волосы. Для создания прически волосы нужно собрать в высокий, объемный хвост. Далее возможны два варианта:

  • все волосы хвоста заплетаются в короткую косичку (не длиннее 5-7 см.). Затем она фиксируется резинкой, а оставшиеся свободные концы немного начесываются;
  • из тонкой пряди плетется длинная косичка. Ее кончик либо фиксируется резинкой под цвет волос, либо остается свободным и полураспущенным.

Коса с пучком

Еще один вариант, объединяющий в себе две известные прически. Хороший вариант для лета, поскольку поднимает волосы вверх и открывает шею. Существует две техники исполнения этой прически. Выбор зависит от того, где вы хотите сделать пучок: на макушке или на затылке.

  • волосы следует заплести в косу (чаще всего – французскую), по направлению снизу вверх: от шеи к макушке. Оставшиеся свободными концы следует немного начесать и сформировать пучок, который потом фиксируется заколками или шпильками. Такая прическа больше подходит для длинных локонов, поскольку при нехватке длины волосы на затылке будут выбиваться из косы;
  • справа или слева заплетите французскую или обычную косу. Дойдя до затылка, закрепите резинкой и сделайте объемный пучок. Фиксировать его можно туго, а можно чуть ослабить. Все зависит от личных предпочтений.

Коса с распущенными волосами

Одна из вариаций укладки «мальвина», только в роли хвоста выступает косичка. Ее можно расположить сбоку или по центру, можно захватить челку или сделать две косички по бокам, соединяющиеся на затылке. Главное условие – распущенная основная масса волос.

Более сложным и торжественным станет «французский водопад». Сделать его не так то просто, но и выглядеть прическа будет не в пример эффектнее, добавляя образу загадочности и романтичности. Это прекрасный вариант для вечерней или свадебной укладки.

Главным трендом года станет сочетание косичек с вьющимися локонами. Стилисты единогласно признали такое сочетание самым свежим и игривым.

Небрежные косы

Одной из модных тенденция стало стремление к нарочитой небрежности. Незатянутые и выбивающиеся пряди приобрели сегодня небывалую популярность. Лучше всего в такой технике будет выглядеть укладка косы вокруг головы. Это может быть французская коса, колосок, или две косы, уложенные при помощи заколок или лент.

Русская коса

Девушки с длинными волосами могут позволить себе заплести настоящую русскую косу. Сделать такую прическу достаточно просто. Изначально русская коса имеет достаточно плотное и равномерное плетение.

Этот сезон внес некоторые вольности в эту классическую прическу. Так, пряди предварительно рекомендуется начесать, в результате чего готовая коса получится более объемной и слегка небрежной. Также модного эффекта небрежности добиваются, вытягивая отдельные пряди во время плетения.

Коса набок

Набок можно заплести абсолютно любой вариант косы. Эффектно смотрятся в таком исполнении косички «рыбий хвост». Расположение на плече сделает акцент на необычном плетении.

Французская косичка набок выгодно будет смотреться в модном «небрежном» варианте. Для этого придется вытянуть боковые пряди, не трогая пряди подхвата. Прическа получится стильной и объемной, и подойдет даже для торжественного образа.