Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Новый год – самый любимый праздник в нашей стране. Этот праздник объединяет представителей всех народов, проживающих в России. Этого праздника с одинаковым нетерпением ждут и взрослые, и дети всех возрастов.

Основополагающий вопрос , который мы задали себе: Существуют ли в нашей многонациональной стране с ее сложной историей традиции встречи Нового года? Давно ли они живут?

Цель проекта : узнать какие традиции встречи Нового года, когда и как появились в России. Как к ним относятся современные россияне на примере учеников, учителей и родителей нашей школы.

Задачи , поставленные для реализации проекта:

  • изучить историю празднования Нового Года в России
  • провести анкетирование в разных возрастных группах на тему новогодних традиций
  • применить на практике полученные знания.

Мы задумывали наш проект как творческий межпредметный. В работе над проектом участвовало 2 класса:1-а и 2-б. Время работы над проектом – 1 месяц.

Гипотеза проекта: Традиции встречи Нового года существуют в России очень давно и сохраняются по сей день.

Описание проектной деятельности

1 этап – организационный

Мы постарались выделить основные направления деятельности. В ходе обсуждения мы решили, что надо сделать следующее:

  • изучить книги в библиотеке и поискать в интернете информацию по нашей теме
  • расспросить одноклассников, учителей, родителей и друзей, какие Новогодние традиции они знают и какие соблюдают
  • воспроизвести самые интересные традиции самим.

Наши ребята разделились по интересам на разные группы.

“Историки” занялись изучением традиций встречи Нового года со времен Петра 1.

“Театралы” изучали какие сценки и спектакли ставили к празднику.

“Музыканты” изучали произведения, посвященные встрече Нового года.

“Статистики” анкетировали своих одноклассников, их братьев, сестер, учителей и родителей, чтобы узнать, как они встречают Новый год в своей семье.

“Мастера” изготавливали новогодние поделки по собранным “Историками” описаниям.

2 этап – теоретический

На этом этапе больше всех поработали группы “Историков” . Они прочитали много книг (научно-популярных и художественных) про Новый год и научились пользоваться Википедией и другими свободными энциклопедиями в Интернете. Вот что они узнали.

Как появился Новый год

Новый год один из самых волшебных праздников в году! Все с нетерпением ждут подарков, долго и придирчиво всей семьей выбирают елку, с антресолей достают коробки со старыми игрушками, покупают новые игрушки, придумывают розыгрыши и развлечения для новогодней ночи. Мы очень хотим верить сказкам! Понятно, что все эти приятные заботы не дают нам задуматься над тем, где, как и почему зародился новогодний праздник.

Мы предполагаем, что издавна на Новый год на елки вешали огни, использовали конфетти и серпантин, дарили друг другу подарки. Мы считаем, что наряжать елки –древний обычай, так как это вечнозеленое дерево, иголки на ней зимой остаются, то есть дерево остается живым. Люди наряжают елку в середине зимы. Они хотят встречать Новый год вместе с ней.

Посмотрим, как же было на самом деле.

Когда и как отмечали Новый год наши далекие предки?

Наши предки считали, что Новый год наступает весной, когда приходит тепло, начинаются сельскохозяйственные работы.

В Древней Армении, например, (как и в Древней Индии) новый год праздновали 21 марта. Люди загадывали желания на будущий год и верили, что, если привязать к ветке дерева ленточку, или повесить на эту ветку свое украшение, то желание непременно сбудется. Чаще других украшали дерево абрикоса.

В Древнем Египте праздновали Новый год в середине лета в июле, так как в это время разливается река Нил, воды которой питали поля пшеницы древних египтян.

В Древнем Риме новый год отмечали в начале марта, но только до тех пор, пока римский император Юлий Цезарь не установил новый календарь. Согласно новому юлианскому календарю первым днем Нового года стали считать 1января. В этот праздник древние римляне украшали свои дома и дарили друг другу подарки. Подарком служила ветвь лавра, потому что у римлян это было символом счастья и удачи.

А как народы, жившие на территории Древней Руси, это делали? Новый год наши предки встречали 1 марта – в самом начале весны перед началом посевных работ. Так было в дохристианскую эпоху.

Христианство на Руси было принято в 988 г. Вместе с христианством был введен и Юлианский календарь с латинскими названиями месяцев. До 12 века новый календарь никак не приживался в народе, и люди по привычке продолжали встречать Новый год весной. Примерно в XII веке ситуация изменилась так: люди встречали весной традиционный Новый год в марте, а осенью - сентябрьский. У последнего праздника не было твердой даты, так как Новый год наступал после сбора урожая, что каждый год зависело от погоды и многих других факторов. Тогда и появилось в русском языке выражение “бабье лето”. Как ни странно, оно, тесно связано с древним Новым годом! На первой неделе сентября по юлианскому календарю жители славянских селений заканчивали жатву и начинались чисто женские работы – женщины всех возрастов мяли и трепали пеньку, стелили лен, ткали холсты. Летние работы были в основном на мужчинах, а первая неделя сентября – на женщинах.

19 декабря(по юлианскому календарю) Петр I подписал именной указ “О писании впредь января с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от рождества Христова, а не от Сотворения мира”.

Народ московский собрали на Красной площади и объявили, что “в знак доброго начинания по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов... учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. Да января ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом...учинить стрельбу”. Петр 1 показал пример, пустив ракету в виде огненной змейки. Эта ракета возвестила народу наступление Нового года, а затем, по царскому указу, началась потеха и по всей Москве. Тогда еще Деда Мороза и Снегурочки не было и в помине.

Как появился дед Мороз?

Появился Дед Мороз очень давно. Сперва он являлся символом, духом холода. В верованиях древних славян были существа - Зимник, Мороз Васильевич, или Дед, который управлял зимой. Их представляли в виде стариков маленького роста, у которых были белые волосы и длинная седая борода. Там где они идут - будет лютая стужа.

Дедушка Мороз отличался строгостью, сварливостью, но всегда был справедлив. Хорошим людям он помогал и одаривал их, а плохим может принести несчастье и даже замораживал их своим волшебным посохом.

Появившись в России в конце XIX века, Дед Мороз был обычно одет в синюю или белую шубу, это показывало, что он родом из сурового северного края. Поэтому до сих пор встречаются Деды Морозы в синих одеяниях, хотя уже с XX века большинство Дедов Морозов переоделось в красные шубы.

Вот основные черты облика Деда Мороза:

  • борода-шуба-шапка-варежки-пояс-сапоги-посох-мешок с подарками

Дед Мороз путешествует пешком, по воздуху или на санях. Может также перемещаться по родным просторам как настоящий спортсмен на лыжах. В последние годы Деда Мороза стали изображать мчащимся на санях, запряженных оленями.

Мы, современные россияне, считаем, что Дед Мороз живет в Великом Устюге. Каждый желающий может написать письмо Деду Морозу по адресу: 162340 Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг.

Помощницей у Дедушки Мороза - внучка Снегурочка.

Новогодняя елка, живая или искусственная давно стала символом Нового года и появляется в наших домах и всех офисных зданиях каждый год. Раньше елочку украшали свечами, яблоками, орехами, пряниками, конфетами и мандаринами. В России давно существует традиция срывания подарков прямо с елки. Она называется “ощипыванием елки”. Стеклянные елочные игрушки придумали в Германии в XIXвеке. В России к традиционным немецким шарам, шишкам, грибам добавили фигурки героев сказок. Этим “русская елка” отличается от западноевропейской.

В дореволюционной России у дворян была традиция устраивать домашние спектакли, которые пользовались большой популярностью. В основном они были тематическими. Рождественские спектакли вселяли веру, добро и любовь.

В Новый год на улицах толпа ряженых пела песни, желая всем здоровья и благополучия. Скоморохи – песенники, музыканты, плясуны и кукольники веселили народ.

В каждой семье существовала традиция изготовления самодельных елочных игрушек. В канун Нового года все члены семьи усаживались за большой стол и начиналась веселая работа. Младшие дети укутывали в фольгу сосновые и еловые шишки, пустые яичные скорлупки; ребята постарше мастерили из бумаги елочные шары и фонарики, вырезали ажурные снежинки, клеили разноцветные бумажные цепочки и складывали гирлянды флажков. Из веточек составляли зимние букеты, раскладывая на них сугробы снега из ваты. А на кухне выпекались фигурные пряники, которые позже занимали место на ветках новогодней елки. Для малышей самая любимая традиция - писать письмо Дедушке Морозу. Ребенок пишет (или надиктовывает родителям, если он еще не умеет писать), что он любит и не любит, какое самое главное событие произошло у него в жизни в последнее время, с кем он дружит, почему он иногда грустит и из-за чего чаще всего веселится. Просить подарки у Деда Мороза можно только после того, как перечислил свои достижения и успехи за прошедший год.

Способы отправления письма: - положить на подоконник, отправить в почтовом отделении,- онлайн на сайте Деда Мороза.

“Статистики” составили анкету и поговорили со всеми одноклассниками. Затем они попросили их выяснить мнение членов их семей. Подсчитав количество голосов, с помощью учителей они составили диаграммы с общими сведениями.

Мониторинг по теме проекта проводился в следующих возрастных группах:

  • Дошкольники.
  • Младший школьный возраст (1-4 класс).
  • Средний и старший школьный возраст (5-9 класс).
  • Взрослые.

Анкетирование:

  1. Соблюдается ли в Вашей семье традиция встречи Нового года?
  2. Украшаете ли Вы елку самодельными игрушками?
  3. Елка в вашем доме натуральная или искусственная?
  4. Верите ли Вы в Деда Мороза?
  5. Пишите ли Вы письма Деду Морозу?

3 этап – практический

На этом этапе больше всех поработали группы “Театралы”, “Музыканты”, “Мастера”.

Группа “Театралов” прочитала множество разных сценариев новогодних и рождественских сказок и выбрала себе одну постановку. Мы распределили роли, придумали декорации, выбрали костюмы и начали репетировать спектакль. 23 декабря мы выступим с нашей сказкой перед всеми учениками начальной школы. А еще мы хотим показать наш спектакль детям в соседнем детском саду, в который ходили многие ребята из нашей школы. Небольшой отрывок из самой удачной нашей репетиции мы вам покажем. (см. Приложение)

Группа “Музыкантов” выбрала для себя песню с самым новогодним настроением. Мы споем ее на новогоднем концерте в школе. (см. Приложение)

Группа “Мастеров” изучила собранные “Историками” рассказы о новогодних поделках. На основе этих рассказов мы сделали елочные игрушки, вырезали снежинки. Сделали новогодние декоративные украшения для дома. Для их изготовления использовали самые разнообразные материалы: шишки, семена, ракушки, каштаны, веточки, бисер, фантики, салфетки, ткань и многое другое. Ими мы украсили нашу школьную елку, наши классы.

И, конечно же, все дети написали письмо Деду Морозу.

Вывод

С приближением Нового года наши родители вдруг становятся такими же детьми, как и мы. Всегда такие серьезные и строгие, родители и учителя начинают верить в Деда Мороза, ждать чего-то необыкновенного и готовиться к самому большому чуду в году – к новогодней ночи.

Родители вдруг откладывают свои дела, которых всегда больше, чем нам детям хотелось бы, и с увлечением вместе с нами украшают дом к Новому году. Оказалось, что мамы и бабушки тоже делали елочные игрушки из подручных средств, даже во время войны! А еще они репетировали разные новогодние сказки, разыгрывая их в домашнем театре, а их родители помогали им делать костюмы из марли и старых простыней. Традиции встречи Нового года оказались очень крепкими и самыми радостными. Они поддерживаются многими поколениями россиян. Мы сами изготовили елочные игрушки из разных материалов: шишки, семена, макаронные изделия, веточки, бисер, фантики, салфетки, ткань и многое другое, поставили новогоднюю сказку, подготовили песню для концерта, написали письма Деду Морозу.

Мы постараемся запомнить все, что узнали про Новый год, чтобы потом готовиться к этому празднику вместе со своими детьми.

Рефлексия деятельности

Оценивание степени достижения поставленных целей и задач.

Цели и задачи проекта “Традиции встречи Нового года” были полностью реализованы. Дети освоили основы исследовательской деятельности. Научились работать в группе на общую цель, помогая и прислушиваясь к мнению партнеров. Деление участников проекта на группы по видам деятельности позволило вовлечь в творческий процесс всех учеников без исключения, даже учеников с низкой мотивацией к учению. Дети выбирали себе группу, исходя из собственных предпочтений и совета учителей. Это помогло им лучше осознать свои возможности. А, главное, все дети увидели долю своего труда в этом проекте и поняли, что от каждого ученика зависит общий успех большого дела.

Работа так же послужила поддержанию давней традиции совместного приготовления к Новому году.

Библиография

  1. “Энциклопедия Нового года и Рождества” М.С. Галынский.
  2. “Новый год и Рождество в России” А.В. Семанович.
  3. А.Толстой “Детство Никиты”.
  4. А.Сальникова “История елочной игрушки”.

Мини-проект «Скоро, скоро Новый год!»

Сроки реализации: информационно-творческий, краткосрочный (07.12. – 29.12. 2015г.).

Участники проекта: дети младшей группы «Капелька», родители, музыкальный работник.

Проблемное поле проекта:

Новый год - самый любимый праздник детей. Это-предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт?

Актуальность:

Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков занимает особое место в воспитании ребёнка. Проект ориентирован на детей младшего дошкольного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника.

Цель проекта: приобщить детей и родителей к народной культуре и экологическому восприятию новогоднего праздника.

Задачи:

образовательные:

Познакомить детей и родителей с историей новогоднего праздника и новогодней ёлки;

Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности;

Побуждать интерес к предполагаемой деятельности

развивающие:

Способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей;

Стимулировать естественные процессы развития двигательных

Способностей и качеств

воспитательные:

Укреплять связи дошкольного учреждения с семьёй;

Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми;

Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника

Этапы проекта:

Подготовительный этап

1. Подготовка наглядного иллюстративного материала

2. Подбор познавательной литературы, мультфильмов, новогодних видиосказок, слайдов

3. Методическая разработка мероприятий с детьми

4. Подготовка информационного материала для родителей

Основной этап

1. Беседы с детьми: История детской новогодней песенки «В лесу родилась ёлочка»

2. Интегрированные занятия, игры-ситуации, развлечения (ОО «Познание», ОО «Социализация», ОО «Коммуникация», «Художественное творчество», ОО «Музыка»)

«В лесу родилась ёлочка» (экология)

«В зимнем лесу» (экология, математика)

«Ёлочка разукрашена, празднично наряжена» (рисование)

«Тревога в лесу!» (экология, ручной труд)

«Дед Мороз! Ты подарки нам принёс?» (лепка)

«Вырастала ёлочка» (развитие речи)

«В гости к ёлочке» (праздничная новогодняя сказка)

3. Здоровьесбережение (ОО «Физическая культура», ОО «Здоровье»

Утренняя гимнастика «Ёлочка-ёлочка»

Физкультминутки, ритмические паузы, игры с речевым сопровождением, подвижные игры

Дыхательные игры «Подуй на снежок», «Подуй на снежинку», «Снегопад»

Пальчиковая игра «Снеговик», «Снежок»

4. Игровая деятельность (ОО «Социализация», ОО «Коммуникация», «Художественное творчество», ОО «Музыка»)

Подвижные игры: «Раз, два, три к ёлочке беги», «Мы по лесу ходили и деревья находили»

Развивающие игры: «Найди сходство и отличие», «Угадай, какое дерево?», «С какой ветки детки?»

Дидактические игры: «Собери ёлку» (геометрические фигуры), «Третий лишний», «Найди самую высокую ёлку», «Сделаем бусы на ёлку» (нанизывание бусинок на шнурок), «Рисуем ёлку» (рисование по крупе, рассыпанной на подносе)

5. Чтение стихов, рассказов, сказок и загадывание загадок про ёлочку (ОО «Социализация», ОО «Коммуникация», ОО «Чтение художественной литературы»)

Сказки: «Ёлочка в лесу», «Сказка о маленькой ёлочке»

Рассказы: «Ёлка» (М.Зощенко), «Ёлочка», «Сказочная история. Ёлочка, живи!»

Стихи: «Ну и ёлка, просто диво…», «Перед праздником зима…», «Песня о ели», «Горит огнями ёлочка», «Ёлка», «Возле ёлки», «Наша ёлка» и т.д.

6. Трудовая деятельность (ОО «Труд», ОО «Социализация», ОО «Коммуникация»)

Наряжаем ёлку к празднику в группе детского сада «Мастерская Деда Мороза»

7. Свободная деятельность детей (ОО «Социализация», ОО «Коммуникация», «Художественное творчество», ОО «Музыка»)

Раскраски новогодней тематики для самых маленьких

Рассматривание иллюстраций

Просмотр новогодних мультфильмов и сказок

Слушание аудиозаписей с новогодними песнями «Песенка о ёлочке», «Песенка Умки», «Ёлочка ёлка – колкая иголочка…», «В лесу родилась ёлочка», «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Хоровод вокруг ёлки»

8. Взаимодействие с семьёй.

Ознакомление родителей с целями и задачами проекта – объявление.

Разучивание песен и стихотворений с детьми.

Информация в приемной: “Что такое Новый год”, “Новый год для детей: как устроить праздник”, “Ожидаем с нетерпением”, “Раз, два, три – ёлочка гори”.

Выполнение домашнего задания, родителями, вместе с детьми (изготовление поделок, фотографирование детей, во время подготовки к празднику дома).

Участие в выставке новогодних поделок “Что за праздник Новый год”.

Консультация для родителей «Откуда появилась традиция наряжать ёлку?»

Папка-передвижка «Безопасность детей во время новогодних каникул»

Пошив новогодних костюмов (девочки – снежинки, мальчики –гномики)

Природоохранная акция «Заступимся за Ёлочку!» (изготовление ёлочек из различного материала)

Заключительный этап

1. Выставка альтернативных ёлочек, сделанных детьми и родителями

2. Чтение наизусть стихотворений о ёлочке

3. Детская творческая выставка «Новогодняя картинка»

3. Новогодний праздник «Волшебные приключения»

Предполагаемый результат:

Дети узнают о ёлке, как о символе Нового года;

Научатся изготавливать ёлочные украшения из различных материалов, что будет способствовать развитию эстетического вкуса у детей;

Получат удовольствие от результатов своего труда;

Создание мини – музея «Новогоднее оформление своими руками».

План реализации проекта


Дни недели


Формы работы


Цели


Понедельник

2. ОД «В лесу родилась ёлочка»

3.Чтение стихотворений про ёлочку

Учить различать характерные признаки предметов различными анализаторами (глаза, нос, руки и т.д.); развивать тактильную память; закрепить сравнение предметов, умение вычленить части из целого, анализировать, делать выводы; развивать наблюдательность, любознательность

Вторник

(08.12.)

1 . Слушание песен «В лесу родилась ёлочка», «Маленькой ёлочке»

3. Украшаем ёлочку

Формировать умение слушать музыкальное произведение до конца и понимать характер музыки

Сохранять и укреплять здоровье детей; формировать начальные представления о здоровом образе жизни

Воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности;


Среда

(09.12)


1. Ритмические движения «Хоровод вокруг ёлочки»

2. ОД «Ёлка разукрашена, празднично наряжена»

Закрепить знания о цвете, умение изображать предметы круглой формы; учить рисовать ёлку, правильно располагать рисунок на листе бумаги; развивать умение рисовать карандашом, желание использовать в рисовании разнообразные цвета

Четверг

(10.12)


1. Экологическая игра с элементами ФЭМП «В зимнем лесу»

2. Чтение сказки «Ёлочка в лесу»

Расширять и закреплять знания детей о жизни диких животных; побуждать высказывать свои мысли и суждения; закреплять названия цветов, геометрических фигур, понятий «один», «много»; продолжать учить складывать из геометрических фигур изображения животных по образцу, подбирая детали по форме и цвету

Развивать умение слушать новые новогодние сказки про ёлочку; формировать интерес к книгам

Пятница


1. Рассматривание иллюстраций

2 . Просмотр новогодних мультфильмов


Побуждать детей к эстетическому восприятию предстоящего новогоднего праздника, развивать память, мышление

Развивать усидчивость, внимание, память; поощрять интерес к традициям празднования Нового года


Понедельник

(14.12)


1. Новогодняя сказка «В гости к ёлочке»

2. Дыхательная гимнастика «Подуй на снежок»


Приобщать дошкольников к праздничной культуре; содействовать созданию радостной обстановке и хорошего настроения

Побуждать детей к здоровому образу жизни; научить правильному дыханию (вдох – носом, выдох – ртом)

Вторник

(15.12)

2. Чтение рассказа М. Зощенко «Ёлка»

Среда

(16.12)

1. П/и «Раз, два, три, к ёлочке беги»

2. Д/и «Собери ёлочку» (геометрические фигуры)

Развивать активность детей в двигательной деятельности

Закрепить знания геометрических фигур, навыки устного счёта от 1 до 3, цвета; развивать мышление, воображение; правильно отвечать на поставленный вопрос

Четверг

(17.12)


1. Утренняя гимнастика «Ёлочка-ёлочка»

2. ОД «Дед Мороз! Ты подарки нам принёс?»


Формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Воспитывать у детей отзывчивость, доброту; вызвать приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником;

Пятница


1.Составление описательного рассказа «Вырастала ёлочка»

2. Чтение сказки «Сказка о маленькой ёлочке»

3. Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

Составлять описательный рассказ; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе и падеже; закреплять правильное произношение звука [у], произносить его длительно, на одном дыхании

Развивать умение слушать новые новогодние сказки про ёлочку; формировать интерес к книгам

Развивать мелкую моторику, речь и память


Понедельник

(21.12)

2. Изготовление ёлочки из мишуры и конфет (ручной труд)


Уметь согласовывать речь с движениями, развивать моторику и координацию

Развивать бережное отношение к природе; воспитывать желание заботиться о природе; формировать умение пользоваться кисточкой и клеем, наклеивать конфеты и мишуру на конусообразную заготовку

Вторник

(22.12)


1. Д/и «Сделаем бусы на ёлочку» (нанизывание бусинок на нитку)

2. П/и «Мы по лесу ходили и деревья находили»

Развивать тактильно-мышечные ощущения

Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях

Среда

(23.12)

1. Игра с речевым сопровождением «Под ёлочкой заинька сидит»

2. Чтение рассказа «Ёлка»

Упражнять в умении согласовывать движения с речью

Развивать умение слушать новые новогодние рассказы про ёлочку; формировать интерес к книгам


Четверг

(24.12)


1. Утренняя гимнастика «Ёлочка-ёлочка»

2. Чтение сказочной истории про ёлочку «Ёлочка, живи!»
1. Просмотр новогодней сказки

2. Слушание новогодних песенок


4.Новогодний праздник


Формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Развивать умение слушать новые новогодние рассказы про ёлочку; формировать интерес к книгам

Развивать познавательные способности детей с использованием информационно-компьютерных технологий

Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения

Привлекать родителей к созданию совместных детско-родительский проектов


Понедельник

(28.12)


1. Ритмические движения под новогодние песенки

2. Выставка альтернативных ёлочек


Уметь согласовывать речь с движениями, развивать моторику и координацию

Привлекать родителей к созданию совместных детско-родительский проектов

Вторник

(29.12)


1. Раскраски новогодней тематики

2. Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»

Развивать творческие способности детей; приобщать к изобразительному искусству

Настраивать детей на здоровый образ жизни

Результативность проекта

Познавательный, развивающий, увлекательный праздник, что можно проследить, по отзывам родителей из тетради отзывов

И по продуктивной деятельности детей;

Прослеживался во всех видах образовательной деятельности,

Выставка детского творчества «Новогодняя картинка»;

Оформление методических разработок по проекту;

Выставка альтернативных ёлок;

Выставка «Символ года»


МКДОУ «Детский сад «Солнышко»

Проект

« Скоро, скоро Новый год»

Гвоздева С. Б.

Если ребенка спросить, какой твой самый любимый праздник после дня рождения, он наверняка ответит: Новый год. Это праздник, когда не заставляют рано ложиться спать, а сажают за стол вместе со взрослыми. Это праздник, когда с нетерпением ждёшь окончания боя курантов, чтобы броситься под ёлку и посмотреть, какой сюрприз приготовил тебе Дед Мороз.

Новый год - это самый любимый праздник у нас в стране. Его любят и взрослые и дети. Новый год - это праздник с пушистым белым снегом за окном, запахом еловых веток, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и красавицей Снегурочкой.

Дед Мороз - сказочный персонаж восточнославянского фольклора. В славянской мифологии - олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду. В Новый год приходит Дед Мороз и дарит детям подарки, которые приносит в мешке за спиной. Часто изображается в синей, серебристой или красной шубе расшитой узорами, в шапке, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей, на лыжах или передвигается пешком.

Снегурочка - новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом.

Название проекта: Скоро, скоро Новый год.

Тип проекта: Творческий

Сроки реализации: Краткосрочный

Состав участников: дети младшей группы, их родители и воспитатели.

Актуальность: Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Проект ориентирован на детей младшего дошкольного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника.

Цель: Ознакомление детей младшей группы с традициями празднования Нового года.

Задачи:

- Формировать представление детей о празднике Новый год, познакомить с традициями празднования Нового года, обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутикой, персонажами.

Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.

Способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей.

Стимулировать естественный процесс развития двигательных способностей и качеств.

Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.

Данный проект позволит:

Познакомить с традициями празднования Нового года;

Привлечь детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению.

В рамках проекта дети под руководством педагога получат знания о том, что такое Новый год, как его празднуют, а также знакомство с новогодними персонажами: Снегурочкой и Дедом Морозом. Совместное с родителями изготовление поделок для выставки детского творчества вызовет положительные эмоции у детей.

Ожидаемые результаты: В процессе бесед, рассматривании иллюстраций, чтении стихов и просмотра сказок расширить знания и представления детей о празднике Новый год, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах.

Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.

Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укреплены семейные связи.

Паспорт проекта:

Мероприятия по реализации:

    Формы работы с детьми:

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Что такое Новый год? », «Вот и Новый год пришел!»

Дидактические игры: «Где снежинка», «Праздник мы встречаем, елку наряжаем», «Катаемся на санках», «Собери елку» (пазлы, счетные палочки), «Третий лишний», «Найди самую высокую елку», «Сделаем бусы на елку» (нанизывание различных деревянных фигурок на шнурок.

Подвижные игры: «Снег кружится» по стихотворению А.Барто,«На елку», «Снежинки летят», «Снежки», «Заморожу», «Зимушка-зима заколдует мальчиков, заколдует девочек», «Ну-ка, елочка зажгись!», «Дед Мороз», «По снежному мостику», «Снежиночки - пушиночки».

Дыхательные игры: «Подуй на снежок», «Подуй на снежинку», «Снегопад».

Чтение и заучивание стихотворения «Наша елка» Е. Ильина.

Прослушивание песен: «Ёлочка», «Маленькой ёлочке», «Блестят на елке бусы».

Использование художественной литературы: «Падал снег, сыпал снег, а потом устал…» А. Горбуновой, «Елка» А. Прокофьева, «Дед Мороз прислал нам елку» В. Петрова, «Новогоднее поздравление снеговика» А. Усачев, «Всюду снег» А. Бродский, «Елка наряжается» Я. Аким, «Выбрал папа елочку» А. Усачев, «Елочный шар» В Берестов, «Мама елку украшала» В. Петрова, «Кто пришел» Е. Благинина, «Дед Мороз бумажный» С. Пшеничных, «Елка, елка, елочка», беседа по тексту К. Чуковского «Елка»; «Снегурушка и лиса» Русская народная сказка, «Снег идет» Л.Воронкова

Выставка детского творчества совместно с родителями «Новогодние игрушки».

    Формы работы с родителями

Привлечение родителей в подготовке к выставке детского творчества.

Информация в родительский уголок: Консультации для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников».

Итог проекта

Новогодний праздник «Веселый новый год!»

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Скоро, скоро Новый год»

Формы работы.

Физическая культура.

Здоровье.

Подвижные игры:

«Снег кружится» по стихотворению А.Барто,

«Снежинки летят»,

«Снежки»,

«Заморожу»,

«Зимушка-зима заколдует мальчиков, заколдует девочек»,

«Ну-ка, елочка зажгись!»

«Дед Мороз»,

«По снежному мостику»,

«Снежиночки - пушиночки»,

Игры малой подвижности:

«Снежинка волшебная замри»,

«Хоровод снежинок»

«Найди снегурочку!»

Дыхательные игры:

«Подуй на снежок»,

«Подуй на снежинку»,

«Снегопад»

Физминутки:

«Зайцы бегали в лесу»,

«Ветер дует нам в лицо»,

«Во дворе стоит сосна»,

«Я мороза не боюсь»

Социализация

Образные игры-имитации:

«Мы кружимся, как снежинки»,

«Как идут на праздник елки разные звери»

Сюжетно-ролевые игры:

«Мы встречаем гостей»,

«В гостях у Деда Мороза»

Дидактические игры:

«Где снежинка»,

«Праздник мы встречаем, елку наряжаем»,

«Катаемся на санках»,

«Собери елку» (пазлы, счетные палочки),

«Третий лишний»,

«Найди самую высокую елку»,

«Сделаем бусы на елку» (нанизывание различных деревянных фигурок на шнурок

Художественное творчество

Раскраски для малышей на новогоднюю тему.

Рисование:

«Елка разукрашена, празднично наряжена»,

«Подарок другу на праздник»,

Коммуникация

Беседы:

«Что такое Новый год? »,

«Вот и Новый год пришел!»

Игры - импровизации:

по стихотворению А.Барто «Снег»

«Снежинка в гостях у ребят»

«В гостях у снеговика»

Ситуации, общение:

«В лесу родилась елочка»,

«Как шишка потеряла свое семечко»,

«Как зайчонок подружился с елочкой»,

«К елочке на Дне рождения»,

«Разговор Деда Мороза и елочки»,

«Письмо от Деда Мороза»,

«На кого елка похожа?»

«Новый год у зверей»,

«Как звери елку наряжали»,

«Путешествие Снеговика»,

«Новогодние приключения Снегурочки»

Рассматривание иллюстраций, книг, сюжетных картин о новогоднем празднике.

Труд

Аппликация «Елку из лесу мы принесли домой»

Познание

Организованно образовательная деятельность:

«В лесу родилась елочка»,

«Наш друг – Дед Мороз»,

«Вырастала елка».

Музыка

Слушание: «Ёлочка», «Маленькой ёлочке», «Блестят на елке бусы».

Художественная литература

Игра «Подскажи словечко» по стихотворению К.Чуковского Елка»

Чтение:

«Падал снег, сыпал снег, а потом устал…» А. Горбуновой,

«Елка» А. Прокофьева,

«Дед Мороз прислал нам елку» В. Петрова,

«Новогоднее поздравление снеговика» А. Усачев,

«Всюду снег» А. Бродский,

«Елка наряжается» Я. Аким,

«Выбрал папа елочку» А. Усачев,

«Елочный шар» В Берестов,

«Мама елку украшала» В. Петрова,

«Кто пришел» Е. Благинина,

«Дед Мороз бумажный» С. Пшеничных,

«Елка, елка, елочка», беседа по тексту К. Чуковского «Елка»;

«Снегурушка и лиса» Русская народная сказка,

«Снег идет» Л.Воронкова.

Заучивание «Наша елка» Е. Ильина.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

Содержание работы

Привлечение родителей к подготовке группы к новогоднему празднику.

Консультация для родителей: «Новый год для детей: Как отмечать с ребенком праздник».

Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников».

В данном тематическом разделе можно найти конкретные образцы комплексного подхода к педагогической деятельности в канун приближения новогодних праздников. Это информационно-познавательные и творческие проекты, посвящённые Новому году и Рождеству. Они включают в себя изучение традиций празднования данных праздников, близкое знакомство с главными персонажами - Дедом Морозом и Снегурочкой, совместное оформление предметно-игровой среды, создание тематических поделок, подготовку к новогоднему утреннику. Уделено внимание и взаимодействию с родителями воспитанников, к примеру, их участию в проведении выставок совместных творческих работ детей и взрослых.

Полезные в работе образцы проектной деятельности под Новый год.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 671 .
Все разделы | Проекты на тему Нового года

Новогодний проект в средней группе «Новогодняя сказка» Муниципальное казённое образовательное учреждение города Новосибирска Детский сад № 428 (средняя группа) Проект "Новогодняя сказка " Новогодний проект в средней группе Разработала воспитатель средней группы : Белецкая Алена Евгеньевна, Новосибирск 2018 год Актуальность проекта :...

Защита проекта «Новогоднее оформление кабинета» к международному году театра Дело было в январе А.Барто Театр теней Реквизит : 1.Большой экран (простыня на металлической штанге) 2.Лампа для визажистов 3.Трафареты : -Слово «елка» -луна - елка обычная -елка, украшенная фигурками зайчат 4. Маски и хвосты : Волк-2 шт Зайчиха-1 шт. Зайчата- 5 шт 5. Хлопушки с...

Проекты на тему Нового года - Проект «Волшебный праздник Новый год»

Публикация «Проект «Волшебный праздник Новый...» п. ВНИИССОК, 2018 Тип проекта: познавательный (краткосрочный) Сроки проекта: с Участники проекта: дети младшегоо дошкольного возраста, воспитатели, специалисты ДОУ, родители воспитанников. Актуальность Особое значение в ознакомлении детей с явлениями общественной жизни имеют...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Педагогический проект по программе «Новогодняя открытка» МАДОУ «Сказка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» НА ТЕМУ: «НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА» Выполнили: Воспитатели группы № 19 Иликбаева Н.Е. Кравцова С.С. 2019 г. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА Название проекта: «Новогодняя открытка». Продолжительность...

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в новогоднюю Японию» в рамках проекта «Новогодние традиции разных стран мира» Цель: познакомить детей с традициями празднования Нового года в Японии. Задачи: 1. Обучающие: формировать элементарные представления о Японии; закреплять навыки работы с глобусом. 2.Развивающие: развивать связную речь; развивать зрительное внимание и восприятие; развивать общую...

Проект «Новогоднее дерево» для детей 3–4 лет Творческий проект « Новогоднее дерево » 1.Вид проекта: исследовательско-творческий проект. 2.Участники: педагог Сарана Любовь Николаевна. Родители, дети. Проект рассчитан на детей 3-4 лет. 3.Цели: Организовать выставку детских рисунков в группе « Мое новогоднее дерево »....

Проекты на тему Нового года - Проект в средней группе «Новый год у ворот»

Проект в средней группе "Новый год у ворот" Молчанова Оксана Александровна Возраст детей: 4-5 лет Образовательная область – Познание Тема проекта «Новый год у ворот» Вид проекта: информационно – практический. Тип проекта: творческий Продолжительность проекта: краткосрочный (с...

Новогодний проект «Адвент Календарь» Образовательные задачи: -Физическое развитие -Социально-коммуникативное развитие; -Речевое развитие; -Познавательное развитие; -Дать представления о жизни животных помогающие Деду Морозу -Дать знания о том, как готовятся к Новому году Цель проекта: -Создать атмосферу праздника...

Проект разработан педагогом дополнительного образования МКОУ ДОД – Домом детского творчества. В совместной деятельности участвовали дети 6 лет, их родители.

Но что такое Новый Год и почему приходит Дед Мороз – никто не знал.. Никто не знал, где живет Дед Мороз. Ребята изъявили желание начать готовится к Новому году уже сейчас: больше узнать об этом празднике, изготовить украшения для группы, изготовить ёлочные игрушки, нарисовать рисунки и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей – Дом детского творчества

г.Аркадака Саратовской области.

Социальный проект

«Скоро праздник Новый год»

(группа подготовки детей к школе)

Педагог дополнительного образования

Узоровская Вера Николаевна

Паспорт проекта

Аннотация.

Вдекабре я беседовала с детьми о признаках зимы и о зимних праздниках. В результате выяснилось, что большинство детей с нетерпением ждут Нового Года. Все хотели украшать елку, выступать на утреннике, устраивать фейерверки с родителями и, конечно же, ждали Деда Мороза. Новый Год они назвали самой счастливой порой.

Но что такое Новый Год и почему приходит Дед Мороз – никто не знал.. Никто не знал, где живет Дед Мороз. Ребята изъявили желание начать готовится к Новому году уже сейчас: больше узнать об этом празднике, изготовить украшения для группы, изготовить ёлочные игрушки, нарисовать рисунки и т.д.

Проект разработан педагогом дополнительного образования МКОУ ДОД – Домом детского творчества. В совместной деятельности участвовали дети 6 лет, их родители.

Основными методами и приёмами проекта являются: беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, а так же изготовление ёлочных игрушек совместно с родителями, лепка, рисование и др.

В итоге дети узнали о Новом Годе и о традициях встречи этого праздника в разных странах.

Дети выразили свое мнение по поводу легенд о появлении новогодней ели. Выяснилось , что им ближе легенда, в которой говорится, что зимой духи леса перебираются в ели, поэтому раньше их задабривали разными украшениями, чтобы год был хороший.

Ребята разучили стихи о Новом годе, физминутки. Читали сказки, рассказы о Новом годе, отгадывали загадки. Для создания атмосферы ожидания дети смотрели мультфильмы о предстоящем празднике. Воспитатель с детьми изготовили новогодние поделки для украшения группы и дома. Вместе с родителями ребята мастерили елочные игрушки из разных материалов и организовали выставку. С целью привлечения родителей к работе в проекте, мы все вместе украшали группу к Новому году.

Актуальность:

Всем известно, что самый любимый праздник детей- Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, подарки под елкой, веселый праздник- все это не сравнится с Днем Рождения. Но в результате опроса, проводимого воспитателем в группе, выяснилось, что дети не знают историю возникновения праздника и его традиций, традиции празднования Нового года в других странах. Поэтому мы решили узнать как можно больше об этом, а также украсить группу к Новому году. А чтобы новогоднее счастье осталось надолго с нами, мы решили создать мини-музей «елочка – красавица».

Цель: организовать мероприятия, побуждающие детей и родителей к творческому самовыражению: совместно приготовить ёлочные игрушки и украсить комнату.

Задачи:

Расширить знания детей и родителей о праздновании нового года и важности подготовки к нему вместе с детьми;

Вызвать у детей радостные эмоции и чувства, связанные с предстоящим праздником;

Раскрыть творческие способности родителей, привлечь их в продуктивную деятельность.

Проблема: недостаточное оснащение группы новогодними украшениями. Непонимание родителями о важности в совместной подготовке к новогоднему празднику.

Тип проекта: социальный.

Вид проекта : творческо-практический.

Участники проекта: дети, родители, педагог, музыкальный руководитель.

  • Определение значимости проекта.
  • Изучение литературы по теме проекта.
  • Составление плана осуществления проекта.
  • Разработка мероприятий по осуществлению проекта.
  • Выбор методов и приёмов осуществления проекта.
  • Создание игр для совместной деятельности.

Реализация проекта.

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов продуктов проекта) (12- 15 декабря)

Подготовить материал для чтения, подобрать книги.

Подбор стихов к Новому году.

Подбор музыкальных произведений по данной тематике (музыкальный руководитель).

Разработка дидактических игр.

Подбор информации об истории Нового года и его традициях.

Проведение индивидуальных консультаций.

Рассказать детям о праздновании Нового года.

Деятельностный

Слушание сказок, рассказов о Новом годе. Разучивание стихов.

Просмотр мультфильмов «Новогодняя ёлка», «Новый год и снеговик».

Рисование на тему: «Волшебный лес».

Изготовление ёлочки с помощью ладошек.

Лепка Новогодних игрушек.

Аппликация «Укрась ёлку».

Конструирование из бумаги «Новогодний фонарик», «Цепочка».

Дидактические игры «Собери снеговика», «Сделаем бусы на ёлку», «Найди лишний предмет на ёлке».

Подвижные игры

Создание информационной папки для родителей «Что за праздник Новый год».

Чтение сказок, рассказов, стихов о Новом годе и беседы по тексту.

Разработка и проведение дидактических игр.

Организация мини музея ёлочной игрушки.

Подбор мультфильмов о Новом годе.

Подбор раскрасок на Новогоднюю тему.

Изготовление ёлочных игрушек своими руками с привлечением ребёнка.

Вырезание снежинок из салфеток вместе с детьми для украшения комнаты.

Вместе с детьми организовать поиск необыкновенных, интересных, старинных ёлочных игрушек для музея.

Новогодний праздник для детей.

Подготовка и проведение праздника.

Галерея ёлочной игрушки.

План мероприятий

Сроки проведения

Участники

Диалоговая беседа на тему «Что мы знаем о Новом годе».

Педагог, дети

Домашнее задание: спросить у родителей, прочитать в книгах, журналах, энциклопедиях о праздновании Нового года и его истории; найти картинки, фотографии с изображением новогодних традиций.

«Волшебный лес» рисование + аппликация (наклеивание персонажей вырезанных из журналов).

Разучивание песен к новому году.

Дети и родители

Педагог, музыкальный руководитель, дети.

Рассказы детей «Что за праздник Новый год». Рассматривание картинок и иллюстраций о традициях и праздновании Нового года.

Чтение сказки «Мышонок Твикли».

Педагог, дети.

Чтение сказки «Новогодняя ночь»

Раскрашивание новогодних картинок.

Лепка «Новогодняя игрушка».

Педагог, дети.

Г.Х.Андерсен «Ёлочка» чтение сказки.

Разрезные картинки «Собери снеговика».

Конструирование «Новогодний фонарик», «Цепочка».

Педагог, дети.

Разучивание стихов к Новому году.

Подвижная игра «Кто быстрее соберёт снежинки».

«Ёлочка красавица», аппликация «Укрась ёлку».

Изготовление информационной папки «Что за праздник Новый год».

Педагог, дети.

Истории и загадки про Новый год.

Просмотр мультфильмов про Новый год.

«Снежинка» изготовление снежинок из салфетки, совместно с родителями.

Украшение комнаты к празднику.

Педагог, дети, родители.

«Откуда взялись Дед Мороз и Снегурочка» беседа.

Изготовление ёлки с помощью вырезания ладошек.

Оформление музея ёлочной игрушки.

Педагог, дети.

Обычаи в Новогоднюю ночь в разных странах.

Просмотр мультфильмов.

Аппликация «Укрась ёлку».

Педагог, дети.

История новогодней ёлки.

Дидактическая игра «Сделаем бусы на ёлку».

Оформление выставки поделок детей «Наша ёлочка».

Педагог, дети.

Новогодний утренник.

Педагог, дети, родители.

Презентация проекта.

Галерея ёлочной игрушки.

Выставка поделок «Наша ёлочка»

Проведение новогоднего праздника.

Информационная папка «Что за праздник Новый год»

Ожидаемые результаты

В результате проекта дети получают обширные знания о Новом годе, будут знать историю новогодней ёлки, традиции встречи праздника в разных странах; ребята вместе с родителями поучаствуют в украшении комнаты, создадут музей ёлочной игрушки. Кроме того дети испытаю удовольствие от выполнения проделанной работы.

Мониторинг эффективности проекта

Результат

Критерии

Диагностическая методика

Ответственный

Расширение и обогащение знаний детей о Новом годе

Высокий уровень

Ребёнок самостоятельно подбирает информацию о праздновании Нового года и пополняет свои знания.

Средний уровень

Ребёнок с помощью родителей и с интересом узнает новую информацию о праздновании Нового года.

Низкий уровень

Ребёнок узнает информацию о праздновании Нового года только из занятий в Школе дошкольника.

Анализ проблемных ситуаций, предложенных педагогом. Беседы.

Организатор проекта

Дети испытываю радостные эмоции и чувства

Высокий уровень

Ребёнок самостоятельно с большим интересом и радостью выполняет все задания в проекте и все у него получается..

Средний уровень

Ребёнок с интересом занимается предложенной работой, но иногда у него плохое настроение, и не все получается.

Низкий уровень

Ребёнок не проявляет инициативы в совместной работе, настроение плохое, ничего не получается и он опускает руки.

Наблюдение за поведением ребёнка.

Беседа с родителями.

Организатор проекта