1. Если вы правильно разгадаете хронологический кроссворд (впишите в клетки годы событий), то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете годы начала и окончания важнейшего события французской истории. Запишите это событие

1. Начало кругосветной экспедиции Магеллана. 2. Начало Реформации. 3. Казнь Джордано Бруно. 4. Открытие Нового Света Колумбом. 5. Аугсбургский религиозный мир. 6. Нантский эдикт. 7. Разгром Непобедимой армады

Религиозные войны во Франции

2. В схеме допущены 4 ошибки. Подчеркните элементы схемы, которые содержат ошибки. Запишите правильные ответы. Сформулируйте и напишите название схемы

Гугенотские войны


1) Франция

2) помощь от Англии и князей Германии

3) католики

3. Выполните задание по контурной карте "Реформация в Европе в XVI в." (с.48 рабочей тетради): отметьте территории Франции, где продолжалась борьба между католиками и протестантами

4. Установите соответствие между правителями Франции и основными событиями, относящимися к их правлению, вписав в графы таблицы соответствующие цифры. Будьте внимательны: несколько событий могут относиться к правлению одного правителя. Заполните пропуски в столбце "Правители Франции (1560-1643)". Впишите вместо пропусков во втором столбце годы соответствующих событий

А Б В
2, 5, 7 3, 4, 6 1, 8

5. Представьте, что вы беседуете с французским королем Генрихом IV. Какими, по вашему мнению, могли быть ответы на ваши вопросы? Запишите их

Вопрос: Ваше величество! Как вы оцениваете Нантский эдикт?

Возможный ответ: Нантский эдикт завершил Религиозные войны, также способствовал укреплению абсолютизма

Вопрос: Сир! Какие мероприятия необходимо провести для процветания Франции?

Возможный ответ: Нужно искоренить крестьянские восстания

6. Разгадайте шифрограмму, и вы прочитаете высказывание французского короля Генриха IV. Письменно ответьте на вопрос

1) Эпоха в истории духовного развития европейских народов XIV-XVI вв., связанная с подъемом светских по содержанию искусства, литературы, науки. 2) Последователи одного из направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). 3) Экономическое учение и экономическая политика, в основе которых лежит идея необходимости преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом

Как вы понимаете приведенное высказывание?

Чтобы получить французский престол, Генриху IV пришлось перейти из протестантства в католичество

7. Представьте, что вы являетесь современником кардинала Ришелье. Напишите о нем и его деятельности от имени провинциального интенданта или придворного аристократа заговорщика (по вашему выбору)

Он является главой королевского совета с 1622 года и фактически правителем Франции с 1624 года. Способствует укреплению абсолютизма. Лишил гугенотов политических прав

  • Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош № 4 МОРФ Латыпова О.Ш.

  • «Один король, но две веры».
  • Первая кровь
  • Путь беды
  • Кровавая свадьба
  • Генрих IV - «король, спасший Францию».
  • Кардинал Ришелье.
  • Итоги религиозных войн во Франции
  • Подвести учащихся к пониманию причин, целей и итогов религиозных войн во Франции.
  • Цели урока:
  • доказать, что религиозный фанатизм приводит к кровавым гражданским войнам, к гибели сотен тысяч жизней
  • Проблема:
  • План урока:

  • «Один король, но две веры».
  • В конце 15 века Франция после завершения объединения по численности населения стала самым большим государством в Европе. В начале 15 века в стране стал распространяться кальвинизм. В стране стали появляться переводы Библии, богослужения стали проводиться на родном языке. Французских протестантов стали называть гугенотами
  • Франция во второй половине 15 века

  • Представители старинной знати
  • Часть дворянства
  • Часть горожан, первые буржуа-предприниматели
  • Некоторая часть крестьянства
  • Недовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости
  • Желание прибрать к своим рукам богатства церкви
  • Хотели вернуть старинные городские вольности. Стремление к дешевой церкви и накоплению денег
  • Выражение протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви
  • «Один король, но две веры».

  • Католики:
  • 1.Север Франции.
  • 2.Их поддерживали короли Валуа, Париж, простолюдины.
  • 3.Лидер –Генрих Гиз.
  • Гугеноты.
  • 1.Юг Франции
  • 2.Было немало дворян.
  • 3.Лидер - Генрих Наварский, адмирал Колиньи.
  • 4. Были бесправны.
  • «Один король, но две веры».
  • Герцог Франсуа де Гиз
  • Адмирал Колиньи

  • Первая кровь
  • В марте 1562 г. герцог Гиз, проезжая через Васси, напал на гугенотов, совершавших богослужение. Было убито более 20 и ранено около 100 человек. Случай в Васси стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более 30 лет (1562-1598 гг).
  • В этой борьбе гугеноты
  • получали помощь от
  • Англии и
  • протестантских князей
  • Германии, а католики –
  • от Испании.
  • Резня во имя веры.

  • Первая кровь
  • С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа. Он не был сильным правителем. Фактически вся власть принадлежала его матери Екатерине Медичи.
  • Король Франции Карл lХ
  • Екатерина Медичи
  • Екатерина Медичи, властная и хитрая стремилась укрепить королевскую власть и сохранить единство страны. Оба были католиками

  • Католики:
  • - создавали свои братства
  • страивали многочисленные процессии
  • убивали гугенотов,
  • не щадили ни женщин, ни детей
  • Путь беды
  • Гугеноты:
  • разоряли католические церкви:
  • -крушили статуи святых
  • и иконы
  • - не щадили священников
  • и монахов
  • Религиозные войны во Франции

  • Путь беды
  • Религиозные войны во Франции 1562-1598 гг

  • Кровавая свадьба
  • Чтобы примирить католиков и гугенотов Карл lХ решил выдать замуж свою сестру Маргариту за вождя протестантов кроля Наваррского Генриха Бурбона. Свадьбу назначили на август 1572 года. Около 20 тыс. гугенотов съехались в Париж. Этим решили воспользоваться вожди католиков во главе с Екатериной Медичи, уничтожив протестантов во главе с адмиралом Колиньи.
  • Свадьба Маргариты Валуа и Генриха Бурбона

  • Кровавая свадьба
  • Канун Варфоломеевской ночи
  • «Было принято решение учинить побоище той же - на Святого Варфоломея - ночью. Сразу же приступили к осуществлению этого плана.
  • Все ловушки были
  • расставлены, зазвонили
  • в набаты, каждый побежал
  • в свой квартал,
  • в соответствии с приказом,
  • ко всем гугенотам и к адмиралу.»
  • Маргарита де Валуа. Из «Мемуаров»

  • Эдуард Деба-Понсан. Утро около ворот Лувра, 1880. Фрагмент
  • Кровавая свадьба

  • Кровавая свадьба
  • Варфоломеевская ночь
  • Варфоломеевская ночь - массовое уничтожение гугенотов католиками во Франции в период Религиозных войн, устроенная в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. Убито 30 тыс. человек

  • После Варфоломеевской ночи около 200 тысяч гугенотов бежали в соседние государства. Многие страны осудили такое обращение с народом. Варфоломеевская ночь не решила проблему, а вызвала гугенотские войны во Франции, в ходе
  • которых то одна,
  • то другая сторона
  • терпела поражение
  • Кровавая свадьба
  • Бегство гугенотов

  • Папа Григорий 13 с радостью принял известие о варфоломеевской ночи. В честь этого события он приказал изготовить медаль с о своим изображением на
  • Кровавая свадьба
  • одной стороне и с изображением ангела, держащего в руке крест и поражающего гугенотов, на другой стороне.
  • Папа Григорий 13

  • Париж стоит мессы
  • В ходе дальнейшей борьбы французская королевская династия Валуа пресеклась; ближайшим наследником оказался гугенот Генрих Наваррский. Он взошел на трон под именем Генриха IV (1589–1610 гг.), положил начало
  • правлению династии Бурбонов. Он часто менял свои религиозные убеждения, но вскоре убедился, что католицизм принесет ему поддержку большинства французов. Решив, что «Париж стоит мессы», он вновь сменил веру, и столица приняла его сторону.

  • Генрих IV - «король, спасший Францию».
  • 13 апреля 1598 Генрих IV издал Нантский эдикт, который подвел итог религиозным войнам. «… Мы позволили и позволяем исповедующим … реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства… без преследований, притеснений и принуждений». Из Нантского эдикта
  • Гугеноты получили право
  • занимать государственные
  • должности, иметь своих
  • представителей при дворе и
  • армию в двадцать пять
  • тысяч человек; им
  • предоставлялось во владение
  • двести городов. государство
  • обязалось выделять
  • средства на их
  • богослужебные нужды.
  • Подписание Нантского эдикта

  • Генрих IV - ««король, спасший Францию».
  • Генрих IV
  • Генриха IV любили в народе. Он закончил войну с Испанией, снизил прямые налоги, способствовал развитию национальной промышленности. Результатом такой политики стало улучшение материального положения большинства населения. Однако сторонники прежней католической лиги помнили о его « гугенотском прошлом» В 1610 г. Генрих IV был убит
  • фанатиком Франсуа Равальяком

  • Кардинал Ришелье .
  • В 1624–1642 гг. во главе правительства стоял кардинал Ришелье. Он разработал программу действий, стремясь сделать Францию могущественной державой. Права и привилегии провинций или учреждений соблюдались лишь тогда, когда это не противоречило интересам монархии. Противниками такой политики были гугеноты
  • Ришелье действовал решительно: были. он отвоевал у гугенотов Ла-Рошель, лишил их политических прав. Кардинал издавал эдикты против дуэлей и жестоко карал нарушителей. Он реформировал финансы, покровительствовал развитию промышленности и торговли, поощрял захват колоний. По его инициативе начала выходить первая французская газета.
  • Кардинал Ришелье

  • Кардинал Ришелье .
  • Он стал фактическим правителем королевства в интересах короля и Франции. Он вел завоевательные войны, присоединив ко Франции Эльзас и Лотарингию. Именно в эпоху Ришелье
  • Франция стала ключевым
  • игроком на политическом
  • пространстве Европе, самой могущественной европейской
  • державой. Ришелье был
  • предан своей стране, перед
  • смертью он сказал:
  • «У меня не было других
  • врагов, кроме врагов
  • государства».

  • Завершение Религиозных войн во Франции, закончившееся подписанием Нантского эдикта, было, по сути, победой католицизма. Франция стала католической страной с королем-католиком.
  • В то же время можно считать эдикт и своеобразной победой протестантизма - ведь он гарантировал гугенотам крепкую позицию в стране Стране удалось выйти из периода религиозных войн, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии.
  • Жан Люйкен. Провозглашение Нантского эдикта. Гравюра конца 17 века

  • Главным уроком периода Религиозных войн во Франции стал политический,
  • гласящий,что
  • сильное правительство
  • было единственным
  • способом прекращения
  • хаоса бунтов и восстаний.
  • На этой основе XVII в. и
  • будет воздвигнута сильная
  • абсолютная монархия
  • Людовика XIV.
  • Итоги религиозных войн во Франции
  • «Добрый король»

Развернутый конспект урока.

Тема урока:

Цели урока:

Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франции.

Развивать умения работать с учебником, понятийным материалом, давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию, работать с документами, а также хронологические, картографические умения.

Воспитывать толерантность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развернутый конспект урока.

Тема урока:

«Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»

Цели урока:

Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франции.

Развивать умения работать с учебником, понятийным материалом, давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию, работать с документами, а также хронологические, картографические умения.

Воспитывать толерантность.

Оборудование урока:

  1. Учебники «Новая история.1500-1800.7 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина;
  2. Атласы по Новой истории для 7 класса;
  3. Карта «Религиозные (гугенотские) войны во Франции.1562-1598 гг.»;
  4. Карта «Реформация в Европе в XVI в.»;
  5. Памятка оценки деятельности правителя;
  6. Мультимедиапроектор.
  7. И.Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).

Тип урока : комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

Форма урока : урок-презентация.

Методы обучения: словесный, наглядный.

План урока:

  1. Актуализация ранее изученной темы.
  2. Распространение Реформации во Франции.
  3. Начало религиозных войн.
  4. « Варфоломеевская ночь»
  5. Война трех Генрихов.
  6. Добрый король» Генрих IV Наваррский
  7. Правление Ришелье.
  8. Закрепление изученного материала.

Основные понятия и термины:

Эдикт, гугенот, лидер, месса, гарант

Ход урока

I.Оргмомент.

II. Повторение

1. Фронтальный опрос:

по понятиям (учащиеся вспоминают основные понятия, связанные с Реформацией в Германии, Англии, Швейцарии) слайд1:

1.Реформация

2.Революция

3.Протестанты

4. Лютеранская церковь

5. Кальвинистская церковь

6.Англиканская церковь

7. Пуритане.

по датам (вспоминают основные события Реформации в Европе) слайд2:

  1. 1517 год,
  2. 1524-1526 гг.,
  3. 1555 год,
  4. 1534 год.

по именам (вспоминают основных идеологов Реформации и участников Контрреформации) слайд 3

  1. Мартин Лютер, 4.Филипп II,
  2. Томас Мюнцер, 5. Игнатий Лойола,
  3. Жан Кальвин, 6.Генрих VIII.

2. Работа с картой:

покажите на карте территории на которых господствовала католическая церковь; территории на которых утвердились протестантские церкви.

III. Изучение нового материала.

1).Вступительное слово учителя :

Сегодня на уроке я приглашаю вас в одно удивительное путешествие по стране, которая у меня ассоциируется с Версалем, Лувром, Эйфелевой башней. Что это за страна? Конечно, это Франция. В конце XV века, когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн. человек.

Сегодня вы узнаете об особенностях Реформации во Франции. Записываем тему урока (демонстрируется слайд4 ) и обратим внимание на основные вопросы с которыми вы познакомитесь на уроке (дети зачитывают план урока, высказывают мнение о наиболее интересных для них вопросах плана).

2). Работа по плану урока.

1.Распространение Реформации во Франции . (5 слайд).

В начале XVI века во Франции стал распространяться кальвинизм. И кто во Франции сочувствовал протестантизму? /Первый пункт плана изучается путем самостоятельной работы учащихся с учебником с. 118-119. По ходу работы учащиеся заполняют в тетради таблицу, которая в завершенном виде выглядит следующим образом/:

Распространение кальвинистского учения во Франции

Слои населения, поддерживающие кальвинизм

Причины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции

Представители старинной знати

Недовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости

Часть дворянства

Дворянство, в особенности обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви

Часть горожан, особенно в Южной Франции, и первые буржуа-предприниматели

Хотели вернуть старинные городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни, дешевой церкви

Некоторая часть крестьянства

Переход в лагерь кальвинистов являлся выражением протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви

В результате к концу первой четверти XVI века Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря – католиков и протестантов. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа. Север Франции остался на стороне католической церкви, а Южная Франция стала протестантской.

Протестантов во Франции называли гугенотами («товарищи», давшие общую клятву). Так Реформация проникла во Францию.

В тетрадь записывается понятие.

Гугеноты – это французские кальвинисты.

2.Начало религиозных войн (слайд 6) Изучение второго и третьего пунктов плана проводится сочетанием разных приемов: размышления, сюжетного повествовательного рассказа учителя, персонификации, беседы с классом.

В это время во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли « некоронованный король Парижа». Именно с именем этого человека связывают начало религиозных войн во Франции. В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси, устроил кровавую расправу над мирными гугенотами. Случай в Васси и стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более тридцати лет (1562-1598).

В тетрадь записывается дата религиозных войн.

1562-1598 – религиозные войны во Франции.

Теперь обратим внимание на правовое положение католиков и гугенотов. Гугеноты были бесправны. Начиная с 20-х годов XVI века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков был сам король.

С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа – Карл IX., проблемы, стоящие перед страной его не интересовали. В годы его малолетства страной управляла королева-мать Екатерина Медичи. /Сообщение учащегося о Екатерине Медичи/.

Для формирования у учащихся умения оценивать политических деятелей с позиции их современников было включено в содержание рассказа характеристика государственного деятеля, данная французским мыслителем и гуманистом XVI в. Мишелем Монтенем.

"Добродетель в политике - это добродетель с многочисленными изгибами, углами и поворотами... Она разношерстная и искусственная, не прямая и не четкая, не постоянная, не совсем невинная. Тот, кто идет в толпе, должен уметь отклоняться в сторону, прижимать локти, отступать или идти вперед, даже уметь свернуть с пути праведного, в зависимости от того, с чем он сталкивается: он должен руководствоваться не своими желаниями, а желаниями ближнего, не своими предложениями, а тем, что ему предлагают, в зависимости от эпохи, от людей, от дел".

Екатерине Медичи были присущи качества, о которых писал Монтень. Также она стремилась сохранить единство нации, расколотой на враждебные группировки. Королева была воплощением достоинств и недостатков своих современников. Она, как и все люди XVI в., не придавала особого значения человеческой жизни. Поэтому методы королевы-матери не очень смущали современников. Государственные интересы заставляли Екатерину Медичи иногда прибегать к убийству, но в тех случаях, когда у нее не было иного выхода.

Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов. Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивали. (демонстрируются слайды 7,8).

  1. «Варфоломеевская ночь» (слайд 9)

? Приходилось ли вам встречать выражение «Варфоломеевская ночь» в повседневной жизни? Что оно означает? Сейчас мы узнаем, с какими событиями связано это «крылатое выражение». Какая обстановка была в Париже накануне Варфоломеевской ночи? Только ли религиозная вражда выплеснулась в этом кровавом событии или к ней прибавилось общее озлобление горожан?

Руководителями гугенотов были адмирал Колиньи и король Наваррский Генрих Бурбон. Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Свадьбу назначили на август 1572 г. По этому случаю в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их. Сначала было совершено покушение на одного из вождей гугенотов, адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив.

Чтобы восстановить те далекие события давайте обратимся к фрагменту из книги И. Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).

"Когда Генрих Гиз проезжал через народные кварталы, он увидел, насколько возбужден и враждебно настроен по отношению к гугенотам парижский люд. Эта толпа была для него лучшей защитой от суровости короля... Он знал, как легко разжечь страсти этой толпы, доведенной до фанатизма многочисленными священниками церквей и монастырей. В эти жаркие августовские дни в город потоком хлынули дворяне-протестанты на свадьбу Маргариты; их разместили в основном в Лувре и поблизости от дворца, но также и в пригороде Сен-Жермен. Парижане приглядывались к этим гугенотам, вчерашним врагам, сегодня окружающим короля. Их удивляет и возмущает, что они смешались с католиками. Перенаселенный город бурлит: все свободные дома, постоялые дворы, таверны заняли конюхи, лакеи, солдаты. К постоянному городскому населению в большом количестве присоединились бедняки, которых голод погнал из деревень.

Это огромное количество обнищавшего населения становится свидетелем братания вельмож - католиков и протестантов и наблюдает за пышными праздниками по случаю свадьбы Маргариты и Генриха. Бедняки видят, как по деревянным мосткам проезжают великолепно одетые дамы и придворные. В глухие переулки доносятся отзвуки пиров и турниров: для фанатичных проповедников настала пора разжигать народное недовольство против протестантов. Отовсюду раздаются призывы к убийству. Всем ясно: готовится бунт. В пятницу, после покушения на Колиньи (в подготовке покушения участвовала Екатерина Медичи, так как адмирал был не только протестантом, но и политическим противником, призывавшим короля к вступлению в войну с могущественной католической Испанией, что противоречило убеждениям королевы-матери), новость об этом распространяется по всему городу подобно пороховому приводу. Горожане закрывают лавки, вооружаются, собираются в кварталах. Городской голова и городские старшины передают приказ ополченцам: под командованием своих капитанов явиться в городскую ратушу «тайно, не привлекая ничьего внимания». Они должны быть наготове, чтобы сдержать фанатичную и голодную толпу и предотвратить как грабежи и насилие, так и полное разграбление города вражескими войсками, которых так боятся добропорядочные коммерсанты.

Екатерина Медичи... не сомневалась, что за неудавшимся покушением (на Колиньи) непременно последует вооружение протестантов. Она советуется со своими приближенными. Раз уж после ранения адмирала война становится неизбежной, она первая, а за ней и все остальные пришли к мнению, что лучше начать битву в Париже... Во время ужина у королевы гасконский дворянин Пардальян громко сказал, что виновники покушения на адмирала получат по заслугам. Екатерина решает действовать этой же ночью. Так как оказалось слишком много предполагаемых жертв, пришлось получать согласие короля".

В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) шайки убийц, сформированные парижским купеческим старшиной, организовали избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол - это был призыв к расправе. Началась ночь святого Варфоломея. Толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. И сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы. Резня продолжалась три дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Современники считали, что всего было убито до 30 тыс. человек

/Учащиеся записывают дату "Варфоломеевской ночи" в тетрадь/

1572 год – "Варфоломеевская ночь" во Франции.

4.Война трех Генрихов (слайды 10,11)

После смерти Карла IX французская корона перешла к Генриху III, который не способен был управлять страной. Католиков возглавлял Генрих Гиз, а протестантов Генрих Наварра. Между ними и развернулась борьба за престол. Генрих Гиз разработал план похитить Генриха III и постричь его в монахи. Узнав об этом Генрих III приказал убить Генриха Гиза. Но католики не смогли ему этого простить и летом 1589 г. на Генриха III было совершено покушение, и уже перед смертью он завещал престол Генриху Наварра, но при этом сказал, что Париж не примет гугенота. Генрих Наварра тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта.

- «Париж стоит мессы», - сказал Генрих Наварра, ставший французским королем Генрихом IV, он вторично принял католическую веру.

Месса – католическое богослужение.

? Как вы считаете, правильно ли поступил Генрих Наварра, приняв католическую веру? Почему?

Генрих IV в 1598 году издал Нантский эдикт – документ, регулирующие политические и религиозные права гугенотов, в стане провозглашалась веротерпимость.

Организуется работа с документом «Нантский эдикт»

Учебник, с. 125-126

5. «Добрый король» Генрих IV Наваррский (слайд 12)

Генрих IV был первым королем Нового времени, который задачу создания сильного объединенного государства ставил выше вопросов религии.

? Как вы думаете, почему он был прозван «Добрым королем»? / Самостоятельная работа с учебником с. 122-123, прочитайте пункт «Добрый король»./

6.Правление Ришелье (слайд 13) .

По вопросу 6 организуется работа в группах. Группы получают памятки «Оценка деятельности правителя».

1.Годы правления.

2.Какие цели перед собой ставил?

3.Какими способами действовал, чтобы добиться цели?

4.Какими были последствия его действий?

5.Ваша оценка деятельности правителя.

Работу с документом «Политическое завещание» Ришелье учащиеся выполняют самостоятельно. /учебник, с.126-127/

Выслушиваются оценки представленные учащимися, зачитывается вывод

Подведение итогов урока.

? Что нового вы узнали сегодня на уроке?

ВЫВОД: Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли дворянство и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством в Европе

IV. Закрепление изученного материала.

Кто такие гугеноты?

Когда начались религиозные войны во Франции?

Когда закончились религиозные войны во Франции?

Какой документ был подписан в 1598 году?

V.Подведение итогов урока, выставление оценок.

VI.Домашнее задание: параграф 14, вопросы в конце параграфа.

/слайд 14 позволяет прокомментировать домашнее задание./

VII.Рефлексия. «Я. Мы. Дело. » учащиеся оставляют записи «+» или «-» на заранее заготовленной таблице на доске

Оценка " " / /

Руководитель практики

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №10 М.А.Степыкина.


План-конспект урока

«Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»

Учебник «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800» 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А.Искандерова. – 2-е изд. – М., Просвещение, 2014. – 319 с.

Цель: на основе документов, наглядного материала и рассказа учителя дать представление обучающимся о религиозных войнах и об укреплении абсолютной монархии во Франции.

Задачи:

Образовательные

    Подвести обучающихся к пониманию причин, целей и итогов религиозных войн во Франции;

    Выяснить, как произошло усиление абсолютизма во Франции;

Развивающие

    Продолжить формирование умения работы с документами;

    Продолжить формирование умения работы с картами;

    Продолжить формирование умения обобщать и анализировать изученный материал;

    Продолжить формирование коммуникативных умений;

Воспитательные

    Воспитывать чувство толерантности;

    Формировать чувство неприятия войны как средства решения религиозных конфликтов;

    Воспитывать гуманное отношение к людям.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, видео, презентация.

Предварительная подготовка: учитель готовит презентацию.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1) Организационный момент (1 мин)

Приветствие: «Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Николаевна, я проведу у вас сегодня урок истории».

Ученики здороваются с учителем.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности (4 мин)

Как говорил древнеримский оратор Цицерон: «Не знать истории – значит всегда быть ребёнком». Сегодня на уроке у вас будет возможность стать чуть-чуть взрослее.

Для того чтобы выяснить тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю сыграть в игру. Думаю, вам знакома игра « Alias ». Мне нужен один человек, который будет остальным объяснять слова, написанные на карточке (См. Приложение 1). Это нужно сделать в течение минуты, причём нельзя называть однокоренные слова. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции».

Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока? Наша цель на сегодня – охарактеризовать особенности религиозной жизни во Франции в XVI в., а также рассмотреть процесс формирования абсолютной монархии во Франции.

Разгадывание темы урока. Запись темы в тетрадь, формулируют и принимают цели урока.

3) Актуализация изученного (3 мин)

На экране вы видите небольшой кроссворд. Он состоит из двух слов. Вам нужно разгадать эти слова. Вопросы:

1) Движение за переустройство церкви;

2) Форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку.

Какой тип монархии был распространен в Средние века? В чём его особенность?

Какой тип монархии характерен для раннего Нового времени? В чём его особенность?

Разгадывание слов, ответы на вопросы.

4) Изучение нового материала (20 мин)

Вступительное слово учителя (2 мин)

Франция на конец XV в. была государством с самой большой численностью населения (15 млн. человек). В начале XVI в. во Франции стал распространяться протестантизм, а именно, кальвинизм. Французских кальвинистов называли гугенотами (от нем. «собрат», «соратник», «союзник»).

Перечертите шапку таблицы в тетрадь. Давайте разделимся на два лагеря. Первый ряд и часть второго будут католиками. Вы будете заполнять таблицу за католиков. Оставшаяся часть второго ряда и третий – гугенотами. Вы будете заполнять таблицу за гугенотов. В конце урока мы её проверим.

Запись в тетрадь определения слова гугеноты . Начертить таблицу в тетрадь, заполнение таблицы по ходу урока.

Работа с картой (2мин)

Откройте учебник и найдите карту «Реформация в Европе». Посмотрите, пожалуйста, на каких территориях была утверждена католическая, а на каких – протестантская церковь? Посмотрите, на каких территориях во Франции была утверждена католическая церковь, а где шла борьба между католиками и протестантами? Кое-что уже можно записать в таблицу.

Работа с картой, ответы на вопросы.

Рассказ учителя. Начало религиозных войн и перемирие. (1мин)

В то время во Франции не было сильной королевской власти. В 1560-1574 гг. королём был Карл IX , но фактически правила властная, хитрая Екатерина Медичи, его мать. Главным для неё было укрепление королевской власти и сохранение единства страны. В 1562 г. произошло событие, положившее началу долгой и кровопролитной войне. Франсуа Гиз устроил расправу над гугенотами в местечке Васси. Это положило начало религиозным войнам (1562-1598).

Только в 1570 г. в Сен-Жермене был подписан эдикт, разрешающий повсюду вести протестантские богослужения, гугеноты получили право занимать государственные должности, получали четыре крепости во владение, в т.ч. Ла-Рошель.

Записывают в тетрадь годы религиозной войны во Франции

Варфоломеевская ночь. Просмотр видео. (5 мин)

Для того чтобы помирить католиков и гугенотов Карл IX решил выдать свою сестру Маргариту за лидера гугенотов Генриха Наваррского. Свадьба состоялась 18 августа 1572 г. Что было дальше, нам расскажет видео.

Вопросы: Что такое Варфоломеевская ночь? Когда произошло это событие? Что произошло? Каковы итоги? Чему нас учит это событие?

Смотрят видео, отвечают на вопросы.

Сравнительная таблица «Гугеноты и католики» (3 мин)

Таблица см. Приложение 2.

1) На каких территориях утвердились гугеноты, а на каких – католики?

2) Кто сочувствовал протестантизму, а кто – католикам?

3) Кто поддерживал гугенотов, а кто – католиков? (Вспомним, в каких странах было распространено католичество, а в каких – протестантизм.)

4) Каково было положение гугенотов и католиков?

5) Кто был лидером гугенотов, а кто – католиков?

Заполнение таблицы, проверка таблицы.

Работа с документом.

Нантский эдикт (3мин)

Карл IX умер в 1574. После него 15 лет правил его брат Генрих III . В 1589 г., перед смертью свой трон он завещал Генриху Наваррскому, но предупредил его, что Париж не примет гугенота. Генрих Наваррский вторично принял католическую веру со словами «Париж стоит мессы» и стал французским королём Генрихом IV . Все свои силы он бросил на то, чтобы прекратить войну, и в 1598 г . он издал Нантский эдикт. (документ, с.132)

Записывают в тетрадь год издания Нантского эдикта. Работают с документом, отвечают на вопрос.

Рассказ учителя. Добрый король. Кардинал Ришельё (4мин)

Генрих Наваррский вошёл в историю как «добрый» король, потому что:

1) при нём Франция закончила воевать с Испанией;

2) снижен прямой налог с крестьян;

3) введён запрет арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот;

4) покровительствовал развитию торговли и мануфактуры;

5) способствовал созданию купеческих компаний;

6) улучшилась жизнь народа;

7) преодоление вызванной религиозной войной разрухи.

Он многое ещё мог сделать, но в 1610 г. умер от предательского кинжала фанатика-католика.

Слушают учителя, смотрят презентацию.

После смерти Генриха IV королём стал его малолетний сын Людовик XIII , от имени которого правила его мать Мария Медичи. Её политика привела к опустошению казны. В такой ситуации первым министром короля стал кардинал Ришелье (или Ришельё). Он продолжал политику Генриха IV . Он создал режим абсолютной монархии, который просуществовал около полутора веков. При нём:

1) У гугенотов отняли крепости и земли, но оставалась религиозная свобода;

3) Интенданты (местные чиновники) назначались правительством и ему подчинялись;

4) Поощрял развитие промышленности, торговли, судоходства;

5) Франция втянута в Тридцатилетнюю войну;

6) Французская армия становится самой сильной в Европе.

Подведение итогов урока (1 мин)

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

О чём ещё хотели бы узнать?

Отвечают на вопросы.

Запись домашнего задания (1 мин)

§ 14, вопрос №4 в серой рамочке письменно, на основе текста параграфа и документа «Ришелье. Политическое завещание»

Запись домашнего задания в дневник.

Завершение урока

Благодарю вас за урок!

Приложение 1.

Слова на карточке:

    Религия

    Война

    Укреплять

    Абсолютный

    Монархия

    Франция

Приложение 2.

Гугеноты

Католики

Территории

Юг

Север

Состав

Старинная знать, дворяне, горожане

Король, крестьянство

Поддерживающие государства

Англия, Германия

Испания

Положение

Жестоко преследуемые

Поддерживаются королём и основной массой населения

Лидеры

Генрих Наваррский, адмирал Колиньи

Франсуа Гиз