4 апреля исполнилось 89 лет знаменитой актрисе театра и кино, Народной артистке СССР, одной из самых красивых звезд советского экрана Элине Быстрицкой.

Ее завораживающей красотой любовалась вся страна, в то время как сама актриса часто становилась заложницей этого всеобщего восхищения – ведь его нередко сопровождала зависть. К тому же с надоедливыми ухажерами она всегда обращалась достаточно жестко, а ведь среди них попадались влиятельные люди…

Слава неприступной красавицы с твердым характером закрепилась за ней с юности, хотя сама она свою внешность не считала неординарной: «Мне никогда в детстве не говорили о моей внешности. Впервые я услышала об этом в 13 лет, в госпитале. Двое раненых разговаривают: «Посмотри, какая хорошенькая девушка!» Оглянулась – никого… Потом долго смотрела в зеркало – ничего интересного не нашла. Мама воспитывала меня очень строго…».

Результаты этого строгого воспитания вскоре испытали на себе ее однокурсники. За ней ухаживали многие, но все получали от ворот поворот. 20-летнюю первокурсницу за ее несговорчивый характер даже прозвали «синим чулком».

На последнем курсе института к надоедливым поклонникам пришлось применить «физические меры»: тем, кто не понимал слов, она не раздумывая отвешивала оплеухи. А рука у Быстрицкой была тяжелая – после одной такой пощечины неудачливый шутник отлетел чуть ли не на 3 метра. Свидетелями этой сцены стали преподаватели, которые незамедлительно обвинили ее в хулиганском поведении – ведь эта пощечина была далеко не первой.

Из-за этого инцидента на заседании комсомольской организации ее решили исключить из комсомола и отчислить из института, но на тот момент все обошлось. Быстрицкая так переживала из-за этого глупого происшествия, что даже задумывалась о самоубийстве.

Быстрицкая устроилась в Вильнюсский драмтеатр. В 1954 г.

Она успешно прошла пробы на роль Аксиньи в «Тихом Доне» Сергея Герасимова. На эту роль претендовала ученица режиссера Нонна Мордюкова, из-за отказа она чуть было не покончила с собой. Но на кандидатуре Быстрицкой настоял сам Михаил Шолохов, увидев в ней настоящую героиню своего романа. Роль Аксиньи стала актерским триумфом Быстрицкой. «Тихий Дон» признали фильмом года-1957, его посмотрели 47 млн зрителей.

В 1959 г. Быстрицкую зачислили в труппу Малого театра. Там она опять поплатилась за свою прямолинейность: заявила режиссеру о том, что его жена не может играть мадам Бовари из-за проблем с фигурой, и после этого на 1,5 года Быстрицкая лишилась ролей.

По той же причине актриса испортила отношения и с Шолоховым – позволила себе резкий выпад в его адрес. А после того, как она отказала во взаимности чиновнику, возглавлявшему советскую делегацию в Англии, стала на несколько лет невыездной.

Из-за слухов о неуживчивом характере Быстрицкой и отказе от ролей, случился 27-летний перерыв в ее кинокарьере – режиссеры просто перестали приглашать ее на съемки. Бескомпромиссный характер помешал актрисе построить и личное счастье: она не смогла простить мужу измен, и после расставания с ним больше не вышла замуж.

Сейчас Элина Быстрицкая – легендарная Аксинья из “Тихого Дона” Сергея Герасимова – уже много лет живет одна. В силу своего характера и воспитания артистка никогда не афишировала отношения с мужчинами.

Но несчастной Быстрицкая себя вовсе не чувствует.

“У меня это все было – замечательный муж, его дети. В какой-то момент это ушло. Все же не может быть постоянно, – сказала актриса в одном из интервью. – Сегодня для меня счастье – то, что я физически здорова, могу выйти на сцену моего любимого театра и, могу предположить, что в состоянии сделать что-то в кино. Для меня счастье – это вставать утром и знать, что тебе есть что делать”.

Коллеги знают ее принципиальность, твердость, желание любой ценой отстаивать честь и правду. И поражаются энергии и жизнелюбию Быстрицкой – она и в 89 лет выступает с концертами, в том числе сольными, где исполняет романсы, русские народные песни и песни военных лет, играет в бильярд.

А еще она обожает спорт – в разные годы увлекалась греблей и стрельбой в тире. “У меня есть гантели. По полкило каждая. Для женщины больше не нужно. Есть у меня гимнастическая палка, обруч. Пока все это мне доступно. Форма еще не ушла. Конечно, я сегодня не та, какой была 25 лет назад. Я это понимаю. И не притязаю на исключительность в сохранении вечной молодости”, – говорила звезда.

Хотя здоровье актрису порой подводит. Но она считает это расплатой за былое счастье.

“Мне жаль того, что ушло время. Очень много пропущено. Я не могла получить то, что хотела, по разным причинам. Не только из-за моего характера, – признавалась журналистам Быстрицкая. – Сегодня моя отрада – мои друзья, с которыми я общаюсь ежедневно, даже несколько раз в день, с ними я советуюсь. Мой круг – это мой круг, и я никого чужого не хочу туда пускать. Это тайна. У меня есть все остальное, чтобы чувствовать себя комфортно”.


Согласно древнегреческой легенде, великий философ древности Аристотель не очень был благосклонен к женщинам, считая их существами дикими и легкомысленными. А однажды он имел неосторожность высказаться о коварстве и продажности куртизанки самого Александра Македонского. Какова же была месть, и какое наказание постигло Аристотеля в лице этой женщины - далее в обзоре.


О популярном античном философе Аристотеле существует огромное множество различных историй и легенд, в которых уже очень сложно отделить правду от вымысла.

Но достоверно известно, что он в общении с людьми был не совсем любезен, холоден и надменен. И мало кто решался вступить с ним в спор. Он логично, остроумно и жестоко отклонял любые доводы, которые были для него не приемлемы. А его высокомерное и пренебрежительное отношение к женщинам вообще не имело границ. Однако однажды он за это поплатился.

Кампаспа и древнегреческий философ Аристотель

Невзирая на то, что древнегреческий мудрец презирал женщин, он прекрасно знал, как они могут обольщать и какова сила стоит за хрупкими и невинными созданиями, способными сломить даже самого сильного мужчину и подчинить его своей воле. Именно поэтому Аристотель предостерегал всех своих учеников о "дурном влиянии женщин на становление мужской личности".

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-aristotel-i-kampasma-0013.jpg" alt="Аристотель и Филлис. (1521). Гравюра на дереве. Автор: Лука Лейденский." title="Аристотель и Филлис. (1521). Гравюра на дереве.

Куртизанка оседлала седого Аристотеля и тот, смирившись со своим унижением, катал ее по зеленым садовым аллеям. А в это время из окна за происходящим наблюдал сам Александр. На немой вопрос ученика смущенный Аристотель ответил: "Вот видишь, если она такое вытворяет со мной, старым, умудрённым человеком, то представляешь, во что она может превратить тебя" .

Царь стал свидетелем того, как была сломлена воля его мудрого учителя и, наконец, осознал, насколько вероломными и хитрыми могут быть женщины. Этот случай послужил ему хорошим уроком на будущее.

Title="Аристотель и Филлис.

Аристотель и Филлис.
Гравюра. Монреальский музей изобразительных искусств.

Эта занимательная история под собой не имеет документального подтверждения в летописях античности. Однако в 1189 году эта притча была записана священником церкви Нотр-Дам в Руане - Анри де Андели и часто использовалась в церковных проповедях. А в средние века и эпоху Возрождения она послужила вдохновением для творчества множества западноевропейских живописцев и скульпторов.




Популяризированный сюжет во всей красе можно видеть на полотнах, фресках итальянс­ких ренессансных дворцов, на кессонных панелях, гравюрах, гобеленах и статуях.

Художник Апеллес и Кампаспа

Впору вспомнить и еще одну легенду об Александре Македонском, его возлюбленной Кампаспе и художнике Апеллесе, сюжет которой также лег в основу множества произведений искусства художников в средние века и эпоху Возрождения.

получал поистине царскую плату - 20 талантов в золоте, а за некоторые по приказу Александра Македонского плату отмеряли по весу картины".

До наших дней не дошло ни единого творения мастера, однако историки утверждают, что если когда-нибудь будет найдена гробница Александра, то мир увидит пропавшие фрески Апеллеса, так как именно он, будучи придворным художником и другом Александра, расписывал гробницу царя.


Так уж вышло, что из одного военного похода Александр привез великолепную красавицу и гетеру Кампаспу, ставшую одной из первых и желанных возлюбленных юного македонского царя. Очарованный ее красотой, царь заказал художнику Апеллесу портрет своей возлюбленной. Прекрасная любовница царя стала источником вдохновения и любви для самого художника.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-aristotel-i-kampasma-0016.jpg" alt="Кампаспа раздевается перед Апеллесом по приказу Александра. Фасад Лувра. (1896). Автор: Джон Уильям Годвард." title="Кампаспа раздевается перед Апеллесом по приказу Александра. Фасад Лувра. (1896).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-aristotel-i-kampasma-0018.jpg" alt="Апеллес рисует Кампаспу. (1700–1704). Автор: Себастьяно Риччи." title="Апеллес рисует Кампаспу. (1700–1704).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-aristotel-i-kampasma-0020.jpg" alt="Апеллес пишет Кампаспу. (1720). Автор: Франческо Тревизани. " title="Апеллес пишет Кампаспу. (1720).

Чьё лицо называют самым целуемым лицом в истории?

В 1880-х годах в реке Сене было обнаружено тело молодой девушки. Очарованный её красотой патологоанатом сделал гипсовый слепок лица, который стал знаменитым. Незнакомку из Сены воспевали многие писатели и поэты, включая Набокова, её черты сравнивали с загадочным выражением Моны Лизы. В 1958 году на основе её лица был сделан широко тиражируемый манекен для тренировки навыков искусственного дыхания «Resusci Anna», из-за чего незнакомку из Сены иногда называют самой целуемой девушкой в истории.

Зачем англичанки в конце 18 века давали ложные сообщения о том, что стали жертвами маньяка?

В 1788 году появились сообщения, что в Лондоне орудует преступник, который наносит женщинам проколы ножом или булавкой - как правило, в ягодицы - а затем скрывается. За два года о покушениях сообщили свыше 50 жертв, но сколько их было на самом деле, никто не знает. Дело в том, что «Лондонский монстр» нападал преимущественно на красивых дам, поэтому многие женщины из желания большей известности и общественного сострадания фальсифицировали факт нападения, раня самих себя. В конце концов был пойман и осужден некий Ринвик Уильямс, хотя историки сомневаются в его причастности к описанным преступлениям, а некоторые вообще ставят под вопрос существование «монстра», говоря о массовой истерии на пустом месте.

Как влияет фотографирование с друзьями на оценку привлекательности отдельных лиц?

Человек на фото с друзьями воспринимается более привлекательным, чем на одиночной фотографии. Этот феномен известен как «эффект чирлидера» и был подтверждён учёными из Университета Калифорнии. Участники исследования в среднем оценивали привлекательность мужчин и женщин на групповых снимках выше, чем тех же лиц, вырезанных из общей сцены. Чтобы исключить эмоциональную составляющую, исследование было повторено с другими параметрами - теперь групповые фото были сделаны не одним кадром, а смонтированы из индивидуальных снимков. Даже на таких коллажах лица оценивались более привлекательными, чем по отдельности.

В какой стране бывшего СССР сросшиеся брови считаются признаком женской красоты?

В Таджикистане, особенно в сельских районах, сросшиеся на переносице брови считаются одним из признаков женской красоты. Некоторые таджички, у которых обычные разделённые брови, специально окрашивают участок между ними на переносице.

Какая единица измерения связывает женскую красоту и количество кораблей?

В древнегреческих мифах похищение Елены Прекрасной стало причиной начала Троянской войны, а красота Елены часто упоминается как сила, способная сдвинуть с места тысячу кораблей. Исходя из этого, математики предложили шуточную единицу измерения под названием миллиелен, которая определяется как количество женской красоты, достаточное для того, чтобы запустить один корабль. Сама Елена Прекрасная по этой трактовке обладает красотой, равной 1186 миллиеленам, так как именно столько греческих кораблей приплыло к стенам Трои, согласно тексту «Илиады» Гомера.

Кто и где может заболеть синдромом Стендаля?

Французский писатель Стендаль после визита во Флоренцию в 1817 году написал: «Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю…». Взволновавшие писателя шедевры искусства могут оказывать похожее влияние и на других людей, вызывая частое сердцебиение и головокружение - такое психосоматическое расстройство названо синдромом Стендаля. «Подцепивший» его человек испытывает крайне обострённые эмоции от созерцания картин, как бы переносясь в пространство изображения. Нередко переживания настолько сильны, что люди пытаются разрушить произведения искусства. В более широком смысле синдром Стендаля может вызвать любая наблюдаемая красота - например, природы или женщин.