Научить ребенка завязывать шнурки не так легко как кажется на первый взгляд, но если постараться проявить терпение и настойчивость, то все обязательно получиться! Для нас взрослых, это действие кажется элементарным, но для детей научится завязывать шнурки все равно, что обучится китайской грамоте. Чтобы ее понять и постичь, нужны регулярные тренировки.

С какого возраста ребенок должен самостоятельно уметь завязывать шнурки?

Обучение нужно начинать уже с 5-6 лет. То есть в дошкольном возрасте. Ведь когда ребенок будет сам переобуваться или завязывать развязавшиеся шнурки, вас не будет рядом, и вы не сможете подсказать или помочь. Он должен уметь сам с этим хорошо справляться. Поэтому желательно, чтобы перед школой, ребенок учил не только буквы и цифры, но так же элементарные навыки самообслуживания. А вот занятия в игровой форме стоит начать уже с 4-х летнего возраста.

Очень хорошей тренировкой для завязывания шнурков, является развитие мелкой моторики. Игры с прищепками, лепка из пластилина, пальчиковое рисование способствуют развитию чувствительности и ловкости пальчиков. Еще один отличный способ подготовки в игровой форме — различные шнуровки и продевание ниток в дырочки.

Сделайте дома специальный тренажер для шнурования. На картонке нарисуйте форму двух кроссовок и продырявьте дырочки на месте шнуровки, проденьте туда настоящие шнурки. Таким образом ребенок каждый день не торопясь, в спокойной обстановке будет разрабатывать навыки завязывания шнурков.

Начать обучение стоит с подготовки. Ведь некоторые детки даже путаются между левой и правой ногой, какой ботинок, на какую ногу одевать. Поэтому прежде, чем приступать к обучению завязыванию шнурков, научите его различать стороны и не путаться в обуви. Чтобы, ребенку удобней было различать обувь для правой, и левой ноги сделайте веселые подсказки. Возьмите любую наклейку среднего размера, разрежьте ее пополам и наклейте соответственно левую сторону внутрь левого ботинка, а правую на правый ботинок. Так малыш легко сориентируется в обуви, и не будет путаться, на какую ногу, какой ботинок обувать.

Существует несколько способов для завязывания шнурков

Начните с самого простого завязывания начального узла. Взять в каждую руку по шнурку и натянуть их на себя. Далее скрестить их, наложив один на другой. Кончик верхнего шнурка продеть в образовавшуюся арку. Затем стягиваем в узел, потянув их в разные стороны.

Чтобы ребенку было веселей и легче запомнить порядок действий, расскажите ему коротенькую историю про зайчика.

Зайчик-попрыгайчик бежал по дорожке, он обежал дерево вокруг и забежал в свою норку. А затем делаем бантик. Затягиваем узел и делаем два ушка как у зайчика, переплетаем их между собой и завязываем бант.

Способом посложней является завязывание на одну петлю. Завязываем начальный узел, а затем вместо двух петелек, делаем одну. Пропускаем свободный шнурок поверх петли в образовавшееся колечко и затягиваем. Узел, завязанный таким способом, будет намного крепче и дольше держаться.

Дети быстро схватывают новую информацию и любят повторять за взрослыми. Поэтому даже такая не простая задача как научиться завязывать шнурки может стать простой. Главное заинтересовать ребенка, показывая развивающие мультики, давая шнуровать игрушечные крупные шнуровки и развивать желание стать самостоятельным и взрослым. Тогда дети с легкостью справляться с любым навыком.

Уже в раннем детстве ребёнку приходится осваивать вещи, простые в понимании взрослых, однако, не являющиеся таковыми для него. Уметь садиться и вставать, правильно держать ложку, пить из кружки – это только начало. Впереди ждёт много других открытий и одно из них самостоятельное завязывание шнурков. Да, это тоже предстоит освоить, а как научить ребенка завязывать шнурки быстро и просто, это дело родителей. Но все ли мамы и папы могут обучить этому своих детей?

Когда начинать учить ребенка завязывать шнурки самостоятельно

То, как маленький ребёнок умеет шевелить пальчиками, говорит о том, развита или нет моторика его рук. Чтобы в 4-5 лет малыш без труда мог справиться со своими непослушными шнурками, развивать эту способность надо начинать в младенческом возрасте. Для этого родителям надо разрешать играть малышу с мелкими вещами, заинтересовывать лепкой из глины и пластилина, нанизыванием бусин, рисованием, сборкой деталей детского конструктора. Все эти занятия положительно влияют на подвижность пальцев. Разумеется, за малышом требуется постоянный присмотр, особенно, если он любитель засовывать в рот разные предметы. Зато папа с мамой, в процессе контроля, выяснят, кем является их чадо – левшой или правшой.

Любая работа руками подготавливает маленького человека к покорению множества высот, и одна из них – завязывание собственных шнурков. Это простое дело, но для малыша потребуется немало времени, пока он научится это делать. Но если пальчики его «бегают», можно надеяться, что ждать придётся недолго.

Уже в 3-4 года малыш вполне способен осилить такую задачу. Нормально, если ребёнок научился заботиться о себе ещё до школы. Конечно, в три года карапузу будет сложнее, чем в более позднем возрасте, но существует и положительный момент. Благодаря такому обучению:

  • Ребёнок лучше усваивает любую информацию;
  • У него улучшается память и концентрация внимания;
  • Стремительно развиваются умственные способности.

Поэтому не стоит облегчать жизнь малышу, покупая ему обувь на липучках. Когда придёт время ботинок и туфель, ему будет крайне сложно осилить науку завязывания обыкновенных шнурков. А для родителей это грозит лишней головной болью, потому, что в этот период у детей появляется и без этого много потребностей, обязанностей и проблем.

Если решили обучать трёхлетнего малыша, необязательно вручать ему папину кроссовку, можно сделать специальное пособие из картона и ярких шнурков, чтобы он, играя, учился их завязывать. Если потренировавшись, он отточит этот навык до автоматизма, ему нечего бояться за свою будущую обувь.

Возможно, малышу такое занятие покажется чересчур сложным, чтобы он не разочаровался в собственных силах, родители должны объяснить чаду, что делал он всё правильно, просто его ручки ещё не приспособлены для такой работы. Также родителям не стоит при малыше даже между собой обсуждать его неудачу – обычно это ведёт к отчуждению, чувству вины и другим психологическим проблемам. Дело в том, что каждую свою победу и промах ребёнок воспринимает очень эмоционально.

Как научить ребенка завязывать шнурки быстро и просто

Некоторые папы и мамы не знают, как начать обучение и в какой форме его подавать. Главное, заинтересовать ребёнка, предложив ему поиграть с верёвочками, ленточками, бантиками. Можно приготовить для него несколько красивых широких тесёмок. Обувь для этого брать совсем не обязательно. Очень часто дети с увлечением занимаются шнуровкой, которой обучает развивающая игра.

Папа или мама должны находиться рядом и наглядно показывать, как происходит процесс завязывания. Маленький ребёнок, в силу развитого подражания действиям взрослым, обязательно начнёт повторять за родителями. При этом желательно подробно объяснять, что и зачем, словами.

Важно! Нельзя подгонять малыша, тем более раздражаться, в своё время придёт всё – и моторика пальчиков и быстрое схватывание. Периодически хваля и поощряя сына или дочь, родители создают необходимую доверительную атмосферу, которая помогает ребёнку сосредоточиться и продолжать тренировку.

Когда отец не знает, как научить ребенка завязывать шнурки быстро и просто, пусть просто покажет на личном примере. Есть два основных, технических приёма завязывания.

Первый способ предполагает завязывание бантика, состоящего из двух петлей:

  • Кончики обеих тесёмочек складывают так, чтобы образовалась петля;
  • Петли скрещивают, при этом верхняя загибается вниз и продевается в образовавшееся колечко;
  • Если потянуть за обе петельки, узелок стянется;

Когда идёт тренировка на обуви, концы шнурков, если они не были сложены в петельки, после того, как узел завязался, можно убрать за борта ботинок или кроссовок. Важно предупредить сына или дочь, что это нужно делать для того, чтобы они не мешали при ходьбе, иначе можно спотыкнуться и упасть. Ребёнку нужно объяснить, что если не делать петельки, узел развязать будет затруднительно.

Если отец и мать находятся рядом, малыш может повторять действия за ними или делать это одновременно. Показывать надо медленно, чтобы малыш мог запомнить каждое движение и сидеть параллельно ребёнку. Дело в том, что если сесть напротив, ему будет тяжело подражать родительским действиям. А рядом он может делать те же движения, постепенно вникая в нюансы процесса.

При этом можно помогать, подсказывая, что делать дальше, но только на словах. Отец или мать не должны сами заниматься шнурками малыша. Исключением может стать просьба сына или дочери о помощи. После первых побед похвалить малыша просто необходимо. Дружеское поощрение его ободрит и воодушевит на дальнейшее обучение с ещё более сложными задачами.

Родителям никогда не стоит оставаться в стороне – они являются не наблюдателями, а активно участвуют в процессе изучения нового для ребёнка дела. Основное правило – начинать надо на посторонних «тренажёрах» и посвятить оттачиванию навыка не менее 10-14 дней. Уже на этом этапе можно осваивать различные виды узлов и шнуровок. Только спустя пару недель, имеет смысл приступать к шнуровке на настоящей обуви. Для этого можно купить малышу новые красивые ботиночки – пусть он сам выберет, какие ему понравятся. Конечно, следует проследить, чтобы обувь ему подходила, была удобной, безопасной и из качественного материала.

Как сделать процесс обучения завязыванию шнурков эффективным и интересным для ребенка

Чтобы знания усваивались легче, а ребёнка не покидало желание и дальше познавать незнакомые, но необходимые для жизни вещи, родители могут применить некоторые полезные советы:

Самое важное, чтобы желание учиться не проходило, именно для этого родителям нужно позаботиться о новой обувки для своего чада. Если до этого малыши больше ходили в ботинках с липучей застёжкой, то теперь новая обувь со шнуровкой должна стать для них символом взросления и особой ответственности. Заинтересовать их можно любой темой, относящейся к завязыванию узлов – приключениями моряков, не мыслящих своей жизни без вязания узлов. Для девочек привлекательным может стать рассказ о всевозможных способах применения шарфиков и косынок – чтобы повязать их стильно и модно, необходимо немалое умение.

Совет. Во время обучения садитесь не напротив ребенка, а рядом с ним. Это нужно сделать для того, чтобы ребенок не копировал ваши движения в зеркальном отражении, а просто повторял все за вами.

Маленьких детишек можно начать тренировать на матерчатых поясках, широких тесёмочках, красочных ленточках – пусть сначала будут простые узелки и бантики, умение приходит при регулярных занятиях. Когда дело коснётся шнурков, отец или мама могут разместиться сзади ребёнка и, держа его ручки в своих руках, направлять движения. Однако наилучшим методом всё же является расположение рядом, и ребёнок имеет возможность синхронно копировать приёмы, глядя на руки родителей.

Следует учитывать некоторые факторы, которые непосредственно влияют на успешность занятий:

  • Не надо проводить обучение второпях – мамы или папы должны быть абсолютно свободны и полностью посвятить себя ребёнку;
  • Если предстоит прогулка, поход в кино или зоопарк, не надо заниматься с малышом тренировкой – его внимание будет невольно отвлечено мыслями об интересных встречах;
  • Маленькие дети быстро начинают чувствовать усталость, поэтому уроки должны быть короткими, но содержательными;
  • Изучение каждого узелка и способа шнуровки должно проходить последовательно. Пока ребёнок не освоил один метод, не стоит предлагать ему попробовать другой.

Как научить ребенка завязывать шнурки: стишок

Всем известно, что детки любят играть, так что родителям намного проще превратить обучение в игру — тогда обучение будет веселым и малыш легко и быстро запомнит, как завязывать шнурки самостоятельно. Для этого к нам на помощь придет стишок про зайчика:

  1. Зайчик-душка, У него два ушка. - сделайте петельки из шнурков.
  2. Зайчик кустик обошёл, - перекрутите одну петельку за другую.
  3. В норочку свою зашёл - просуньте петельку в дырочку.
  4. И морковку там нашёл! - затяните шнурок.

Ботинок
Попросила мама сына:
— Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два - вправо,
Раз-два - влево!
- Он не хочет шнуроваться, -
Митя думал оправдаться.
И чтоб это доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два - справа,
Раз-два - слева.
- Вот! Мешают узелочки
Мне продергивать шнурочки!
О. Чернорицкая

Кроме стишков с действиями, хорошо сопровождать каждое занятие по завязыванию шнурков какой-то весёлой рифмовкой.

Я уже не маленький,

Я уже большой,

Я уже из лука

Стреляю хорошо.

На велосипеде

Поеду до реки.

Поскорей же, мамочка,

Завяжи шнурки.

Завязать шнурок не смог

Ни котёнок, ни щенок…

Я старался битый час,

Но не завязал ни раз.

Что же делать, как же быть?

Босиком теперь ходить?

Вот сижу, в окно гляжу,

А во двор не выхожу!

Игрушки-шнуровки для обучения ребенка

Для обучения ребенка помимо вышеперечисленных стишков можно также использовать игрушки-шнуровки для тренировки мелкой моторики, которые легко можно купить в магазине. К примеру, такие:



Как сделать игрушку-шнуровку самостоятельно

Либо можно сделать такую игрушку-шнуровку самостоятельно, приобретя красивые шнурочки и вырезав основу из катона (можно привлечь к процессу создания игрушки ребенка — тогда он будет с большим удовольствием тренироваться-играться игрушкой, которую сделал сам).

Для изготовления такого ботинка нам понадобится:

  • шнурки
  • плотный кратон
  • ножницы
  • краски/фломастеры/карандаши — то, чем малыш будет раскрашивать кеды-шнуровку
  • дырокол или шило для изготовления дырочек для шнурков

Как сделать шнуровку:

  1. из картона вырезаем ботиночек
  2. отдаем ребенку, чтобы он раскрасил его красками/фломастерами или карандашами
  3. с помощью дырокола (к примеру, можно использовать такой , который мы использовали во время изготовления различных поделок) или шила делаем дырочки на ботинке, в которые продеваем шнурки.

Все тренажер готов.

Мотивационные мультфильмы про шнурки: видео

Ребенку будет интересно посмотреть, как с проблемой завязывания шнурков справляются герои его любимых мультфильмов. Предложите малышу вместе посмотреть мультфильм, после чего закрепите навыки на практике.


Зная, как научить ребенка завязывать шнурки быстро и просто, родители приобщают ребёнка к новому, интересному для него занятию, которое, возможно, станет основой для его дальнейшего, собственного творчества. И даже если этого не случится, малыш сможет развить у себя такую важную способность, как мелкая моторика рук, которая имеет непосредственное отношение к головному мозгу, повышая уровень умственного развития. Кстати, она также существенно развивает память, воображение, умение мыслить логически, что так важно для человека.

С появлением обуви без шнурков современные дети всё реже сталкиваются с необходимостью их завязывать. По этой причине шнурование может стать поводом для детских слёз и переживаний родителей, если своевременно не обучиться этому мастерству. Несмотря на то, что такая обувь не приветствуется во многих детских садах, она по-прежнему остаётся актуальной для тренировок и школьных уроков физкультуры. Перед взрослыми встаёт задача – как легко научить ребёнка завязывать шнурки. Родителям нужно задаться целью: помочь малышу справиться с этой проблемой, а не дать ей перерасти в настоящую фобию.

К возможным трудностям нужно готовиться с малых лет. Дети с хорошо развитой мелкой моторикой рук быстрее развиваются и проще получают новые навыки. Творческая деятельность, направленная на развитие моторики, является хорошим помощником на пути к формированию различных умений.

В младенческом возрасте родителям следует предлагать детям игрушки из разнообразных материалов. В 2 года они уже могут играть с пуговицами, камушками, бусинами, песком и другими материалами. Такие полезные развлечения должны проводиться только в присутствии взрослых. С раннего детства важно прививать малышу интерес к развивающим играм-шнуровкам, рисованию, лепке из глины и пластилина.

Рисование с ребенком поможет привить привычку завязывать шнурки.

Привлечение внимания и обыгрывание обыденных ситуаций поможет придать им важности в детских глазах. Забавные стишки, поговорки, мультфильмы способствуют созданию позитивного настроя и снятию напряжения. К примеру, эпизод из любимого многими детьми мультсериала Спанч Боб «У тебя шнурки не завязаны» в смешной форме расскажет, как нужно поступать в таких случаях.

Пригодится и знание основ детской психологии. В процессе обучения завязывать шнурки нельзя давить и требовать скорейшего положительного результата. В такой обстановке может пропасть всяческий интерес к новому виду деятельности.

Первые уроки шнурования

Важно осознать, что на пути к успеху понадобится фантазия и много терпения. Игры-шнуровки могут стать хорошим началом. Такие игрушки легко можно изготовить в домашних условиях. Они должны быть интересны и вызывать радостные ассоциации. Для этого из плотного картона вырезают фигуру в виде привлекательного предмета, раскрашивают её яркими цветами и делают в ней дырочки для шнурования. Добавляем несколько разноцветных верёвочек- и обучающая игрушка для малыша готова к использованию.

Как научить ребенка завязывать шнурки с помощью игр.

Продолжить практику можно на более крупных предметах. Таковыми могут стать верёвки или пояса из маминого гардероба. Позвольте чаду поиграть с ними, пофантазировать в плетении бантиков и узелков. Если малыш сделал неказистый и непрочный бантик, не стоит критиковать его. Лучше акцентировать внимание на первых успехах. Он поднимется в собственных глазах, если сказать, что в будущем получится намного лучше. Главное - продолжать упорные тренировки.

Следующим этапом учим ребёнка завязывать шнурки. Переход к этим занятиям можно начать с приобретения новой красивой пары обуви. Это вызовет желание поскорее обуть её. Родители могут придумать интересную сказку о том, как обувь искала себе хорошего хозяина. Теперь она пришла к нему и хочет, чтобы он скорее обул её и пошёл в ней гулять. Форма игры с элементами сказки способствует скорейшему усваиванию информации у детей младшего возраста, именно поэтому её активно используют на занятиях в дошкольных учреждениях.

В процессе обучения следует учитывать следующие важные моменты:

  • «ученику» должно быть не менее 3-6 лет;
  • малыш должен уверенно различать правую и левую ноги;
  • начинать необходимо с осваивания одного способа.

Собственный пример всегда лучшее средство воспитания и обучения. Дети склонны копировать поведение взрослых. Поэтому родители должны терпеливо и последовательно демонстрировать все этапы правильного шнурования обуви. Для точного повторения всех действий во время демонстрации важно находиться рядом или позади малыша. Можно делать это папе с мамой по очереди. Чтобы ускорить решение задачи, как научить ребёнка завязывать шнурки быстро, стоит выбрать самый лёгкий вариант.

Учим ребёнка основным способам завязывать шнурки

Вариантов шнурования существует немало. Для начала необходимо подобрать один из самых элементарных.

Первый вариант позволяет получить надёжный узелок. Петелька делается на одном шнурке, а второй продевается в получившееся ушко. Затем нужно аккуратно вытянуть часть шнурка с другой стороны. Получится симпатичный бантик.

Как легко научить ребенка завязывать шнурки?

Второй вариант даётся легче, но узелок получается менее крепкий. Сначала нужно из свободных концов шнурка сложить петельки, а затем приложить их друг к другу и хорошо завязать узел.

При обучении любому способу завязывать шнурки необходимо показывать весь процесс поэтапно. Нельзя забывать о создании комфортной психологической обстановки. Показ этапов шнурования не должен проходить в молчании.


Кроме объяснений можно проговаривать поучительные прибаутки. Весёлый стишок подскажет родителям, как научить ребёнка завязывать шнурки:

Попросила мама сына:
– Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два - вправо!
Раз-два - влево!
- Он не хочет шнуроваться, -
Мальчик вздумал оправдаться.
И чтоб маме доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два - справа,
Раз-два - слева.
- Ой! Мешают узелочки
Мне продёргивать шнурочки!

Это поможет снять внутреннее напряжение и избежать возникновения негативных ассоциаций.

Для закрепления сформированного умения тренировки должны иметь место регулярно. Не рекомендуется начинать занятие насильно и отрывать чадо от любимого дела. Пусть малыш сам попросит об этом родителей. Чувства и эмоции маленького человечка обязательно должны приниматься во внимание. Постарайтесь не критиковать его и не сравнивать с другими, более «сообразительными», детьми. Лучше объяснить, что все взрослые тоже когда-то учились искусству завязывать шнурки. Можно применить тактику поощрений. Каждая удачная самостоятельная попытка может сопровождаться получением «бонуса». Это может быть поход в лунапарк, в кино, на интересную выставку или весёлые активные игры на природе.

Научить любому умению нетрудно, если исключить жёсткие требования и психологическое давление. Стоит вспомнить, как плохо давались в школе предметы учителей, которые постоянно кричали и вызывали страх у учеников. Попробуйте просто поставить себя на место своих детей. Запаситесь терпением и создайте благоприятную обстановку. Хвалите малыша за его маленькие успехи и не наказывайте за промахи. Помните, что все дети всегда ждут от своих родителей теплоты, понимания и поддержки.

Видео, как научить ребенка завязывать шнурки

Когда ребенок подрастает, то он . Со временем настает момент, когда перед ним стоит задача завязать шнурки на своих ботинках. Кто-то пытается сам научиться, а других детей нужно подтолкнуть к этому шагу. Родители в таком случае начинают задаваться вопросом, как научить ребенка завязывать шнурки.

Для того, чтобы ребенок хотел и мог завязать шнурки на своей обуви, необходимо придерживаться нескольких правил:

  • учитывайте возраст ребенка. Наиболее подходящий период для обучения – четыре-шесть лет;
  • помните, что девочки опережают мальчиков по своему развитию, поэтому в случае заинтересованности со стороны дочери можно предложить ей попробовать завязать шнурки раньше, чем ей исполнится 4 года. Делать это нужно при первом же желании ребенка;
  • необходимо убедиться, что ребенок знает, что такое правая и левая нога;
  • стоит выбрать только одни метод шнурования ботинок, иначе ребенок будет в них путаться;
  • при выполнении шнуровки необходимо каждый раз повторять одни и те же комментарии, чтобы ребенок их быстрее запомнил и лучше усвоил;
  • помогать завязывать шнурки лучше сидя сзади или сбоку;
  • если малыш отказывается учиться завязывать ботинки, важно не настаивать, чтобы не вызвать противоположную реакцию, когда ребенок категорически перестанет учиться выполнять шнуровку.

Варианты завязывания шнурков

Способы как можно правильно завязать шнурки, достаточно разнообразны и родитель может выбрать наиболее подходящий конкретно для своего ребенка.

Самый лучший способ – это собственный пример. Поскольку дети любят подражать взрослым, видя, как вы сами завязываете себе шнурки на обуви, со временем ребенок начнет проявлять интерес к этому процессу и просить разрешить помочь вам завязать обувь.

Необходимо сесть рядом с ребенком, поставить перед ним обувь, объяснить и показать, что петелька должна образовываться только из одного шнурка, в то время как второй шнуров продевают в полученную петельку, но не до конца. Такой метод называется «бантик».

Если ребенок будет зашнуровывать обувь так называемым «бабушкиным узлом», когда формируются сразу две петельки, то со временем такой узел быстрее развяжется.

После того, как ребенок овладел наиболее простыми и популярными способами завязывания шнурков, он может попробовать делать сложные узлы.

Игры на завязывание шнурков

Ребенок наилучшим образом усваивает информацию в игре, поэтому целесообразно приобрести для него специальную игрушку-шнуровку. Такие игрушки можно давать детям, начиная с двухлетнего возраста. В магазинах шнуровки представлены не только в виде обуви, но и в виде животных, овощей и фруктов, где надо пропустить гусеничку через отверстие. Такие развивающие игры позволят развить мелкую моторику, обучить малыша навыкам продевания веревочки через отверстие.

Быстро и без хлопот справиться со шнурками не всегда под силу детям дошкольного возраста. Как научить ребенка завязывать шнурки, чтобы он выполнял это действие легко и уверенно?

Подготовительный этап

Чтобы ребенок легко осваивал новые навыки, связанные с мелкой моторикой, следует с первого года жизни малыша уделять внимание этому аспекту развития. Ребенку, научившемуся сидеть, необходимо давать предметы с различной формой и фактурой поверхности.

Детям от двух лет и старше полезно играть с сыпучими материалами и мелкими предметами, которые можно перебирать – в эту категорию входят крупы, бусины, мелкие пуговицы. Но во время этих игр необходимо непрерывно контролировать ребенка, поскольку он может засунуть мелкий предмет в нос или проглотить.

Мелкую моторику помогают развить и такие интересные занятия, как лепка, рисование и штриховка, игры с конструкторами, нанизывание бусин на нитку. В ходе игр важно объяснить ребенку, где у него левая рука и где правая, выяснить, какая из них берет на себя основную нагрузку при выполнении действий. Это поможет в дальнейшем быстрее справиться с освоением шнурков.

Когда начинать обучение

Подходящий возраст для обучения детей завязыванию шнурков – 3-6 лет. К школьному возрасту ребенок должен уверенно справляться с задачей.

С одной стороны, трехлетнему малышу освоить данный навык сложнее, чем шестилетке, у которого мелкая моторика развита заметно сильнее. С другой – занятия по завязыванию шнурков стимулируют развитие мелкой моторики, параллельно с которой развивается интеллект и обучаемость малыша.

Желательно начать учить малыша завязывать шнурки в три-четыре года. Важен и момент психологии: нередко возникает ситуация, когда родители покупают дошкольнику обувь только на застежках, чтобы он самостоятельно справлялся со сборами на прогулку, а потом раздражаются, когда обнаруживают, что ребенок в 6 лет не в состоянии завязать шнурки.

Обратите внимание: шнурки в обуви для детей должны быть мягкими и плоскими. Их проще завязать, и они хорошо держат узел. Круглые скользкие шнурки плохо завязываются и самопроизвольно развязываются во время ходьбы.

В какой форме обучать

Обучение должно идти в игровой форме. Малышу легче осваивать новые навыки без психологического давления со стороны взрослых. Ему должен быть интересен процесс. Сочините какую-нибудь интересную историю, где герою требуется правильно завязать шнурочки или бантики.

Не стоит начинать со шнурков на обувке малыша. Детям проще справляться с более крупными объектами, как раз в силу недостаточно развитой моторики пальцев. Для первых занятий подготовьте тесемки шириной около полутора сантиметров. Можно приобрести специальную развивающую игру со шнуровкой.

Теорию подкрепляйте практикой – демонстрируйте процесс с подробными объяснениями. Важно сидеть рядом с ребенком, а не напротив него – малыши не умеют «зеркалить» движения, это их запутает и вызовет стресс.

Обязательно купите сыну или дочке новенькую пару обуви с красивыми шнурками. Можно дополнительно приобрести несколько пар шнурков разных цветов, и малыш с удовольствием станет их менять, экспериментируя с цветовой гаммой, обучаясь в процессе уверенно шнуровать обувку.

Медлительные и неуверенные движения пальчиков малыша нередко вызывают у взрослого раздражение и желание быстро все сделать за ребенка, особенно если речь идет о сборах на прогулку или в гости. Не поддавайтесь негативным эмоциям, поскольку детишки прекрасно их чувствуют, даже при отсутствии внешних проявлений.

Наберитесь терпения, обязательно хвалите ребенка за удачные действия и не ругайте за неудачные попытки завязать шнурок. Ежедневная практика обязательно принесет свои плоды.

Техника завязывания шнурков

Традиционно детей обучают завязывать на шнурках бантик из двух петелек:

  • каждый конец шнурка складывается пополам, образуя плоскую петельку;
  • петельки скрещиваются между собой;
  • верхнюю петельку перегибают вниз и выводят на то же место с другой стороны второй петли;
  • просто потянув за петельки, затягивают узелок.

Обязательно объясните малышу роль петелек: без них шнурки будет очень трудно развязать. Дайте ребенку несколько раз самостоятельно развязать сделанные вами бантики. Надо, чтобы он тянул неторопливо и внимательно посмотрел, что происходит с узелком при развязывании.

Со временем большинство детей самостоятельно переходят на более быстрый вариант завязывания шнурков на две петельки. Можно сразу обучить и такому способу:

  • один конец шнурка складывается в петельку;
  • поверх него заводится второй гонец шнурка;
  • пальцем, на котором лежит петелька, подцепляется серединка второго шнурка и выводится под петелькой наружу в виде второй петли;
  • петельки затягиваются.

Покажите ребенку способ завязывания на одну петлю, а также другие варианты, какие вам знакомы. Если у ребенка поддерживать интерес к теме, то со временем малыш освоит разные способы завязывания, что благотворно повлияет на развитие моторики пальцев, пространственного воображения.

Если окрасить половину белого шнурка в какой-либо цвет (это можно сделать маркером или любым подходящим красителем), ребенку будет проще запомнить, какую петельку ему удобнее делать верхней – левую или правую. Это особенно важно, если малыш левша или амбидекстр (человек, которому практически одинаково комфортно работать обеими руками).

Чтобы ребенок научился легко и просто завязывать бантик из петелек, придумайте веселую игру, в ходе которой ему придется сделать несколько бантиков из широких тесемок, завязанных на подходящих предметах в доме – ручке двери, спинке стула, на перекладине детского спортивного комплекса.

Если малыш сам пожелал научиться завязывать шнурочки на обуви, не откладывайте начало обучения на более взрослый возраст!

Придумайте поощрение для дочки или сына, который впервые самостоятельно справился с обувью на шнурках. Это может быть прогулка в зоопарк или парк с каруселями, игра с родителями в футбол или догоняшки.

Вопрос, как научить ребенка завязывать шнурки, интересует многих родителей. Это сделать просто, если не требовать от малыша освоить навык немедленно. Запаситесь терпением и создайте ребенку благоприятную обстановку.