Самостоятельность и ответственность являются важными показателями развития ребенка. Однако эти качества не возникают у человека сами собой, а формируются в детском возрасте одновременно с навыками самообслуживания. Один из ключевых навыков, который помогает ребенку становиться самостоятельным - умение одеваться. Как его развить в малыше, расскажет «Я Родитель».

Нам в редакцию написала Анна - мать-одиночка, воспитывающая пятилетнего сына. Она успешная женщина, преуспевающий руководитель. Её жизнь рассчитана по минутам. Но есть одно время суток, которое ежедневно вызывает у неё стресс - утро. Анна постоянно опаздывает на работу, приходит взволнованная и «накрученная». Причина этого в том, что ее сын Артем очень долго собирается в детский сад. Потеря драгоценного времени сопровождается у Анны нервным напряжением, а ведь этой проблемы могло бы не быть, если бы ребенок в этом возрасте умел самостоятельно одеваться.

Почему нужно учить ребенка самостоятельно одеваться?

Ребенок всегда будет казаться родителям маленьким и неумелым. Стремясь оградить детей от трудностей, родители часто усложняют им дальнейшую жизнь. Отсутствие у ребенка таких простых навыков самообслуживания, как одевание, может в дальнейшем привести к негативным последствиям.

Во-первых, постоянно обслуживая ребенка, мы лишаем его способности ухаживать за собой без помощи взрослых.

Результатом отсутствия навыков самообслуживания может стать неряшливость и неопрятность. Внешний вид нужно не только создать, но поддерживать в течение дня.

Неумение это делать приведет к привычке быть неопрятным, отсутствию контроля над своим внешним видом, а несамостоятельный неряшливый ребенок часто становится предметом насмешек сверстников, что больно ранит неокрепшую психику.

Во-вторых, так как навыки самообслуживания относятся к трудовому воспитанию, игнорирование родителями этого направления развития ребенка приведет к формированию у него негативного отношения к труду, к лени.

В-третьих, одевание относится к повседневным навыкам, а их отсутствие может вызвать конфликт родителей и ребенка. Ежедневные конфликты портят характер, формируют у ребенка капризность, эгоцентризм, упрямство. К сожалению, эти черты не исчезнут в последствие сами по себе, с ними нужно будет бороться специальными методами, но лучше предотвратить их развитие в дошкольном возрасте.

В-четвертых, неспособность к самостоятельным действиям будет требовать постороннего вмешательства. Ребенок привыкает к тому, что кто-то (взрослый) должен помочь ему в манипуляциях с одеждой и обувью. Сочетание слов «должен помочь» говорит о формировании негативных качеств личности - неуважение к окружающим, потребительское отношение к жизни. Естественно, что все эти негативные проявления не возникнут в одночасье. Но «посеешь привычку - пожнешь характер», - говорили наши мудрые предки, и были, безусловно, правы. Именно с таких мелочей как нежелание самостоятельно одеваться, начинает формироваться потребительское отношение к окружающим близким. Сначала взрослый должен одеть ребенка, а потом его обязанности в глазах ребенка будут очень быстро расширяться.

Умение самостоятельно одеваться приводят к возможности контроля над своим внешним видов, приучает к опрятности, воспитывает эстетический вкус и уважение к труду и старшим.

С какого возраста нужно приучать детей к самостоятельному одеванию?

Ответ на этот вопрос можно найти в стандартах образования (ФГОС). На основании этого документа разрабатываются программы дошкольного образования, которые четко определяют, чему и как нужно учить ребенка. К сожалению, родители часто обращают внимание только на образовательный компонент, считая его основой интеллектуального развития ребенка и упуская из вида тот факт, что ребенок должен и гармонично.

Мы проанализировали для вас Программу дошкольного образования «От рождения до школы» и выбрали навыки по самостоятельному одеванию детей.

Возраст ребенка Навыки самостоятельного одевания
данном возрасте ребенок должен уметь)
Наличие помощи взрослых
2 года Снимать и одевать в определенном порядке:
шапку;
обувь, расстегнутую взрослым;
колготки;
шорты (юбку, брюки) на резинке.
С помощью взрослых
3 года Одеваться и раздеваться в определенном порядке, включая расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек.
Аккуратно складывать и вешать на стульчик свою одежду.
Обращать внимание на свой внешний вид в течение дня: поправлять одежду.
С небольшой помощью взрослых
4 года Одеваться и раздеваться в определенной последовательности самостоятельно.
Аккуратно складывать и вешать одежду.
Уметь замечать неопрятность в одежде и устранять её.
Помощь только в завязывании шнурков.
5 лет Одеваться и раздеваться самостоятельно, включая манипуляции со шнурками.
Уметь ухаживать за одеждой при помощи взрослых.
Поддерживать порядок в шкафчике и на своих полках дома.
Без помощи взрослых, по небольшой словесной инструкции.
6 лет Быстро и самостоятельно одеваться и раздеваться.
Поддерживать порядок в шкафу, следить за внешним видом.
Без помощи взрослых.

Эта информация поможет родителям определить уровень сформированности навыков самообслуживания у своих детей.

Почему дети не умеют одеваться самостоятельно?

Сразу нужно сказать, что только взрослые виноваты в том, что дети не умеют самостоятельно одеваться. Правда, у самих взрослых на это есть целый ряд оправданий:

  • спешка: «мы не можем позволить себе размеренное обучение навыкам одевания по утрам, так как очень спешим»;
  • стремление к совершенству: многие родители считают, что они оденут ребенка быстрее и качественнее;
  • сохранение нормальных отношений: самостоятельное одевание часто приводят к капризам и истерикам, которые легче не допускать вовсе, чем остановить.

Психологи не принимают подобных оправданий, называя их одним словом – .

Родители, чьи дети не умеют одеваться, как правило, не утруждают себя:

  • ранними подъемами и четким соблюдением режима, поэтому возникает спешка по утрам;
  • занятиями с детьми по обучению их манипуляциям с пуговицами, шнурками, молниями, липучками, объяснению особенностей надевания различных видов одежды;
  • совместной с ребенком деятельности по уходу за одеждой.

Итак, стало ясно, кто виноват, теперь нужно разобраться в том, что делать.

  1. Начинайте учить ребенка самостоятельно одеваться с раннего возраста.
  2. Поощряйте инициативу ребенка, хвалите за каждое проявление самостоятельности.
  3. Наберитесь терпения, не мешайте ребенку, выдержите темп одевания, не подгоняя его. При необходимости скорректируйте режим дня так, чтобы начинать утренние сборы заранее.
  4. Учите ребенка правильным действиям с одеждой.
  5. При нежелании самостоятельного одевания подтолкните ребенка совместной деятельностью - начните действие и предложите закончить самостоятельно.
  6. Не приобретайте для ребенка одежду со сложной конструкцией (молнии, шнурки, косые швы и т.д.). Покупайте малышу удобную и понятную одежду. Лучше всего, если она будет иметь подсказки (аппликации впереди, разноцветные пуговицы и застежки).
  7. Показывайте пример в одевании. Одевайтесь одновременно: вместе надели колготки, костюм, теплые вещи и т.д.
  8. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками, которые помогут освоить манипуляции с этими предметами. Полезно иметь дидактических кукол с вариантами одежды на разные сезоны. Это поможет детям усвоить порядок одевания.
  9. Подсказывайте ребенку особенности и порядок одевания.
  10. Придерживайтесь принципа единства требований. Дети должны одеваться самостоятельно везде и всегда независимо от времени суток и местонахождения (дома, детский сад, гости).
  11. Указывайте на неопрятность в одежде и поощряйте попытки контроля над собственным внешним видом.
  12. Не провоцируйте негативное отношение к одежде. Не наказывайте и не ругайте ребенка за отсутствие навыков, а при необходимости, помогите ему.
  13. Поощряйте проявление вкуса в одежде.

То, каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться - это не только навык самообслуживания, но и важный шаг в будущее.

Светлана Садова

Чтобы одеть ребенка, многие родители испытывают чуть ли не все муки ада. Слезы, капризы, нехотение надевать колготки или шапку, свитер – всё это выматывает родителей, которые в конечном результате просто срываются на малыше.

Почему же дети так капризны в одежде?

Каждый случай индивидуален и объясняется разными обстоятельствами. Малышу может не нравится цветовая расцветка футболки, а теплый свитер его, к примеру, колет, зимняя шапка неудобная, а курточка тяжелая, или просто ребёнок не в настроении, особенно утром, когда нужно собираться в садик. Однако, «Войну с одеждой» можно выиграть, если пойти на определённые хитрости. Заметьте, что в садике таких проблем не возникает: ребенок без всяких капризов надевает свою одежду, даже если утром он упорно не хотел натягивать на себя колготки.

Хитрости родителей

Первое: выбор. Дети уже в возрасте 3-х лет очень хорошо разбираются в одежде, в её цвете и форме. Вот поэтому важно дать ребенку право выбора. Стоит предложить ему самостоятельно выбрать кофту или свитер, которые он хочет надеть. Идеальный вариант – сделать так, чтобы малыш надел ту вещь, которую вы ему предложите.

Второе: покупайте детскую одежду вместе с ребенком, чтобы он брал непосредственное участие в выборе. Особенно это касается девочек. Так как они более капризны в одежде, чем мальчики.

Третье: изобретательность. У каждого малыша есть свои кумиры из мультфильмов, сказок: так почему бы вам не пришить на футболку или свитер лица любимых героев. Даже нелюбимая футболка, после того, как на ней появилось лицо Маши или человека-паука станет самой любимой. Вещи, на которых изображены яркие картинки, сцены из мультфильмов, дети носят с большим удовольствием. Правда говорят, что детские вещи должны быть яркими, интересными, а не однотонными и скучными.

Четвертое: купив новую вещь, не спешите её надевать на ребенка. Для начала расскажите о значении этой вещи, какая она красивая и удобная, и что в этом платье (или штанах) она (он) будут в садике выглядеть красиво. Ребенка необходимо заинтересовать.

Пятое: если упрямство ребенка связано с тем, что вы надеваете на него кучу свитеров, то, наверняка, причина кроется в том, что малышу просто тяжело носить на себе этот груз, и ему неудобно передвигаться во время игры. В таком случае необходимо выбирать теплые вещи из натуральных тканей и нитей, которые способны согреть зимой и не нуждаются в дополнительной одежде.

Помните, что крики на ребенка не способствуют решению проблемы, а ещё больше её усугубляют.

Приступать к обучению ребенка навыкам самостоятельного одевания следует с двух-трех лет . Примерно с этого возраста у ребенка появляется настойчивое стремление к самостоятельности и если Вы вовремя и правильно отреагируете, то Вам вообще не придется заставлять ребенка делать что-то самому – он и сам будет к этому стремиться. Поэтому, если Вашему крохе 2-3 годика, обратите внимание на несколько рекомендаций детских психологов.

Нельзя подавлять инициативу ребенка. Если он хочет попытаться одеться сам – не мешайте ему. Но и не требуйте от ребенка сразу же, чтобы он одевался только сам. Очень часто родители просто не выдерживают медлительного темпа одевания малыша и, чувствуя, что они уже опаздывают, начинают в спешке сами одевать ребенка, не давая ему одеться самостоятельно. В этом случае имеет смысл начать сборы немного заранее, с учетом времени на спокойное освоение навыков одевания малышом.

Если упрямится, капризничает, будьте гибче, умейте найти компромисс. Если он требует, чтобы ему надели 2 пары носков, наденьте. Согласитесь на ту одежду, которую выбирает . Просто заранее подготовьте ему на выбор несколько вариантов, тогда и вам будет проще согласиться с его выбором.

Подсказывайте ребенку, что за чем надевать. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Вы можете вместе с малышом изготовить плакат, на котором разместить изображения одежды в правильной последовательности. Это поможет ребенку быстрее запомнить. Кроме того, чтобы не перепутал где перед, а где спинка одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди , так ребенку будет легче ориентироваться.

Как застегивать пуговицы

Детская одежда бывает не только на липучках, молниях, но и пуговицах. Обучение застегиванию пуговиц можно превратить в интересную игру. Нашейте на кусочек ткани несколько больших пуговиц, а в другой тряпочке проделайте петлю. Малыши с удовольствием играют и одновременно тренируются в полезном навыке. Кстати, для развития мелкой моторики используйте все, что есть под рукой: нашейте пуговицы и липучки на мягкие и некоторые домашние вещи. Так, уши зайца можно сделать прижимающимися к голове – пристегивать их на пуговицы, а шторки в детской на ночь скреплять липучкой.

Как надевать ботинки

Первое время от ботинок на шнурках и сандалий с застежками лучше отказаться. Малыш не сможет сам расшнуровать ботинок перед тем, как надеть его, а после зашнуровать. Купите обувь на молнии или липучках, чтобы они хорошо раскрывались и ножка легко проходила внутрь. Вот увидите, расстегивать и застегивать молнии и липучки станет любимой игрой малыша, а значит, обувь он будет надевать без капризов и с удовольствием.

Как надевать штанишки

Объясняйте ребенку, что одевать штаны удобней сидя на кровати вытягивая ноги перед собой, а встать можно после того как ступни появились из под штанин. Не забывайте хвалить ребенка даже за его маленькие успехи.

Как одеть футболку

Чтобы научился справляться со свитером, футболкой, вещи должны быть свободными, с минимальным количеством кнопок, пуговиц. Важно, чтобы горловина была свободной и одежка свободно проходила через голову. Иначе не только не справится с неудобной вещью, но и начнет злиться, а потом и вовсе откажется одеваться.

Старайтесь спокойно и без раздражения объяснять ребенку, что в горловину кофты нужно залезать макушкой, а не лицом, которое может застрять в горловине. Это вам придется повторить не единожды, а много много раз, имейте терпение.

Возможно, чтобы научить ребенка одеваться самому, вам придется пересмотреть его гардероб. Не исключено, что от каких-то вещей на время надо отказаться. И прежде чем покупать новую одежду, мысленно представляйте, сможет ли надеть обновку сам.

Что же делать, если в четыре года ребёнок до сих пор не умеет одеваться самостоятельно? Учите: показывайте, как отличить изнаночную сторону одежды от лицевой, переднюю от задней, как лучше держать вещи, чтобы их удобней было надевать и т.д.

В три-четыре года шки, так или иначе, уже умеют одеваться, но могут отказываться делать это самостоятельно. Скорее всего, причина кроется как раз в том, что им не позволяли одеваться самостоятельно, когда им очень этого хотелось. Теперь Вам придётся проявить большую настойчивость и потратить гораздо больше времени на то, чтобы ребёнок всё-таки начал одеваться сам. Лучше всего придерживаться политики «мягкой непреклонности»: не ругать и не стыдить ребёнка, признавать его успехи, помогать ему в действительно сложных случаях, но ни в коем случае не делать за него его «работу».

Между прочим, многие маленькие упрямцы очень реагируют на «слабо». Часто бывает достаточно сказать: «Да уж, конечно, тебе с этой футболкой точно не справиться - дело-то сложное, взрослое!». Но, имейте в виду, этот метод можно использовать только в том случае, когда ребёнок уже хорошо умеет одеваться, но не хочет этого делать. И не забудьте оказать эмоциональную поддержку и похвалить его за то, что он оделся.

Не стоит упускать из вида ещё одну причину отказа от самостоятельного одевания. Возможно, ребёнку просто не нравится его одежда? Она может быть неудобной для него. Посмотрите внимательно, легко ли одеть ребёнку ту вещи, которые Вы ему предлагаете? Нет ли грубых швов на изнаночной стороне, этикеток натирающих кожу, тугих резинок и колючих воротников? Некоторые обладают повышенной тактильной чувствительностью: свитер, который, на Ваш взгляд, очень нарядный и тёпленький, для них может быть невыносимо колючим - и это вовсе не каприз! Наконец, даже у малышей дошкольного возраста часто бывают свои определённые вкусы и пристрастия в одежде, не стоит этим пренебрегать.

Основные тезисы:

1.Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.

2.Если пытается что-то надеть сам (даже не очень удачно) боритесь с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит.

3.Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.

4.Покупайте ребенку удобные вещи – обувь на липучке, кофты с широким воротом и без застежек, свободные носочки и трусики.

5.Придумайте хитрые способы и для одевания, заинтересуйте ими ребенка. Вот интересный способ надевания куртки.

В книге я нашла совет, позволивший моему трехлетнему сыну за несколько минут научиться надевать куртки, кофты, рубашки.

Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку.

Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале. потом будет сам “нырять” под край куртки одновременно натягивая рукава.

6.Если оделся сам, не критикуйте его и, по возможности, не переодевайте (даже если все вещи надеты задом наперед и наизнанку). Наоборот, обязательно похвалите малыша. А ребенку постарше ставьте метки на одежду и обувь, чтобы ошибок было меньше.

7.Начинайте и упражнения с одеванием до двух лет, чтобы использовать период “Я сам”.

8. Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное и усвоение новых навыков - неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие , которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольными одежками. Кроме того, очень полезны разного рода развивающие пособия- -шнуровки и всё что можно застёгивать и расстёгивать (тканевые панно, тряпичные книжки, мягкие с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Но если не хочет заниматься с такой игрушкой – не переживайте. Просто развивайте его мелкую моторику другими способами. И придет время, когда , без всяких тренировок научиться застегивать пуговицы и соединять половинки молнии.

9.Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.

10.Даже если вам кажется, что уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнования.

11. Планируйте своё время таким образом, чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом сложную науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками.

12. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.

13. Можно повесить в детской плакатик с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат Вы изготовите вместе с малышом: найдёте в журналах подходящие картинки (заодно это будет хорошей тренировкой памяти и внимания для малыша - ведь столько новых названий предстоит запомнить), вырежьте и наклейте их на лист ватмана.

Постарайтесь обучить малыша этому умению до момента поступления в садик. Тем самым вы превратите утренний сбор в быстрое и «бескапризное» мероприятие и значительно упростите работу воспитателя. Да и дошкольник станет ощущать себя в группе намного комфортнее. Меньшее число упреков в медлительности и собственная уверенность дорогого стоят.

Основные навыки детей до 4 лет и дошкольников

Как научить ребенка одеваться самому? Не стоит торопить детей, стараясь привить новые умения. Любой навык формируется постепенно, нужно лишь оказать свою поддержку. Известный доктор и педагог Мария Монтессори говорила, что необходимо помочь малышу сделать это самому.

Если новорожденного и грудничка полностью одевают родители, то годовалый ребенок способен сам снять носки и шапку. В 2 года он научится их надевать, а также сможет снимать трусики, колготки, штаны. В 3 года дети смогут сами:

  • надеть шапочку, носочки, жилет (не застегивая пуговицы);
  • снять и надеть трусы и штанишки;
  • обуть сапожки, туфли (без шнуровки);
  • стянуть кофту и рубашку;
  • застегнуть и расстегнуть застежку-молнию, вдетую взрослым.

В 4 года ребенок умеет:

  • застегивать кнопки на одежде;
  • натягивать джемпер, футболку;
  • надевать брючки;
  • раздеваться полностью.

Если четырехлетние дети еще одеваются под родительским контролем, то старшие дошкольники смогут одеться и, соответственно, раздеться полностью самостоятельно. Однако к подобной самостоятельности их необходимо готовить, желательно с раннего возраста.

Играем, развлекаемся, тренируемся

Безусловно, чтобы обучить малыша одеванию-раздеванию, потребуется время и родительское терпение. Это непростое занятие станет более веселым и привлекательным, если призвать на помощь игры и чуточку фантазии.

  • К годовалому возрасту складывайте любимые вещи ребенка в коробку, с которой удобно взаимодействовать. Сначала он станет просто выкладывать одежду из ящика, а затем попробует примерять.
  • Используйте для привития навыка детскую любовь к перевоплощениям. Приобретите костюмы доктора (вместе с игрушечной аптечкой), пожарного, новогодние наряды медвежонка, снежинки, пирата. Можно обойтись и подручными средствами: белая блузка становится врачебным халатом, фуражка и жилет - форма постового. Переодевайтесь вместе с малышом, когда играете в сюжетно-ролевые игры.
  • Сделайте своими руками специальные приспособления для совершенствования мелкой моторики рук. На одну половинку плотной ткани нашейте крупные пуговки, застежки-молнии, липучки, кнопки и крючки. К другой половине пришейте вторую часть застежек, а для пуговок смастерите прорези-петельки. Немного тренировки - и приступайте к практическим занятиям.
  • Обыграйте сборы на улицу - собирайтесь не на детскую площадку, а в космос или на выезд к пациенту. Расскажите, что это не ребенок идет на улицу, а космонавт готовится к полету, пожарный одевается на вызов. Выставите на таймере определенное время, например, пять минут, за которое юный космопилот должен успеть одеться. За своевременнее выполнение задания подготовьте небольшой сюрприз.
  • Устройте соревнование, кто из вас соберется быстрее. Заранее объясняйте правила - необходимо одеться полностью, затем усложните требования - аккуратный внешний вид. Поначалу проигрывайте малышу, чтобы избежать слез. Если в семье несколько детей, не стоит устраивать конкурс между ними. Пусть каждый из них соревнуется с вами.

Оказывается, научить ребенка раздеваться самостоятельно значительно проще, чем одеваться. Начните с раздеваний - пускай годовалый малыш сам снимает головные уборы, стягивает носочки и выворачивает на лицевую сторону колготки. Не стоит бросаться сразу же на помощь, позвольте детям самим справляться с трудностями. Если же кроха застопорился на середине, слегка подтолкните, но не выполняйте всю работу за него. Что еще необходимо учитывать?

  1. Некоторые малыши пугаются большого количества одежды. Поделите вещи на две части: одну надевает мама, а вторую - ребенок. Постепенно передавайте в детские руки по одному предмету - сначала брюки, кофту, затем комбинезон. Делайте так до того времени, пока он не начнет одеваться самостоятельно полностью.
  2. Чтобы дети сумели запомнить очередность, подготовьте «шпаргалку». Сделайте плакаты, изобразив, что за чем следует надевать, и разместите их в детской. Разложите на ковре вещи в требуемом порядке. Приучите малыша проверять правильность выполнения задания.
  3. Готовьте одежду на завтрашний день с вечера. Особенно этот пункт актуален в холодное время года. Вместе подберите утренний костюм, разложите кофточку, штанишки или платье по порядку на кровати или в той части комнаты, в которой никто не ходит.
  4. Часто у детей не получается запомнить, где передняя, а где задняя стороны у вещи. Чтобы облегчить запоминание, приобретайте одежду с кармашками, принтами, расположенными спереди. Если вас привлекает рукоделие, попробуйте сделать вышивку, аппликацию на футболке и платье.
  5. Детям проще надевать майки и носочки, если они им чуточку великоваты. Это же относится и к кофтам с горловиной. В процессе обучения навыку покупайте одежду на размер больше, тогда двухлетке станет легче продевать голову и натягивать рукава.
  6. Подходите гибко к одеванию, не превращая его тягостную обязанность. Порой обычная замена красной футболки на зеленую, платья на сарафан помогает избежать капризов, истерик и плохого настроения. Не настаивайте, если сын или дочка не желает сегодня одеться самостоятельно. Возможно, он заболел, не выспался, встал не с той ноги. Договоритесь сделать это вместе. Мама станет одевать правую половинку, а малыш - левую.
  7. Приобщайте детей к выбору гардероба. Покупайте одежду вдвоем, анализируйте содержимое шкафов, интересуйтесь, что сегодня юный модник наденет в детский сад. Не ругайте и не отвергайте его идеи, даже если наряд подобран неудачно. Постарайтесь объяснить причину: цвета не сочетаются, слишком жарко или холодно.

Источником отказа малыша одеваться самому зачастую является неудобство одежды. К примеру, она неприятна на ощупь, излишне тугая, колючая шерсть, жесткие швы. Если кроха капризничает, отталкивает какую-либо вещь, попробуйте узнать, что с ней не так, и подберите более приятный вариант.

Не забывайте хвалить за каждую успешную попытку. Сын сам натянул носочки - умница, дочка завязала шнурки на ботинках - замечательно, надели кепку (пусть задом наперед) - очень неплохо. Хвалите за любое маленькое достижение, и тогда вопрос, как научить ребенка одеваться самостоятельно, не будет стоять перед вами не так остро.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Учим ребенка

самостоятельно одеваться.

Как только вы заметите у своего чада стремление к самостоятельности, значит пришло время учиться одеваться и обуваться. Умение самостоятельно одеваться – очень трудный для ребенка навык, так как в нем задействована мелкая моторика. Лучшим возрастом для обучения является 2-3года. Именно этот период детские психологи называют «Я сам!». В этом возрасте дети впитывают всё как губка. Наилучшим примером самостоятельности являетесь вы - родители. Ребёнок с радостью будет всё за вами повторять. Но всему малыш научится далеко не сразу, ведь каждый ребенок индивидуален, его развитие зависит не только от темперамента, но и от воспитательной стратегии взрослых, так что запаситесь терпением и будьте готовы к постепенности.

А зачем спешить или сам потом как-нибудь- это неправильный подход! Ведь навык одевания не только экономит время родителей, но дает кое-что ещё.

Двигательные навыки – ребенок стоит на одной ноге, чтобы одеть штанину.

Улучшает понимание пространства и времени – ребенок узнает, как нужно одеваться для определенного случая и погодных условий.

Кроме того одевание учит ребенка видеть разницу между грязной и чистой одеждой. Но самое главное – навык самостоятельного одевания снимает дополнительную нагрузку с плеч родителей.

Развивает мелкую моторику рук.

Малыш, с пыхтением натягивающий колготки или сосредоточенно надевающий перчатки, вызывает умиление и восторг у взрослых.

Как удобно маме собираться на прогулку с ребенком, умеющим самостоятельно одеваться! Особенно утомляет этот процесс зимой, когда одежды слишком много. Но и в теплое время года приходится по несколько раз в день надевать и снимать с себя наряды – после сна, на прогулку, перед сном и т.д.

Когда вы приступили к процессу обучения нельзя требовать от ребенка самостоятельного одевания – это худший способ обучения.

Вот некоторые подсказки в обучении этому навыку:

  • Терпение и спокойствие родителей.
  • Хорошее настроение ребёнка.
  • Спокойная обстановка - без спешки и нервов.
  • Дружелюбный тон родителей - без приказов.
  • Никаких угроз!!! Нельзя подавлять инициативу ребенка.
  • Никогда не критикуйте и не смейтесь, если малыш оделся не так, как надо.
  • Превратите процесс одевания в игру. Подсказывайте ребенку, в каком порядке нужно надевать одежду.

Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания мешает сама конструкция одежды.

*Покупая носки, обратите внимание на резинку, она не должна быть тугой.

*Покупайте одежду с минимумом застежек, кнопок, шнурков. *Исключите водолазки или свитера с узким горлом. Самые удобные кофты с кнопками на плече.

*Выбирайте вещи с аппликаций для различения передней и задней части.

*Штаны и юбки покупайте на резинке.

*Рассмотрите вопрос о покупке одежды на размер больше.

Правила самостоятельного одевания:

  1. Сначала познакомьте кроху с одеждой. Изучайте с малышом предметы одежды, показывайте их и называйте вслух. Познакомьте ребенка с изнаночной и лицевой, передней и задней стороной одежды, расскажите, что такое рукав, ворот.
  2. Продумайте гардероб малыша. Одежда должна быть свободной и легко тянуться. Все что «маловато» и «туговато», лучше убрать. Ребенок пока что не сможет надеть облегающие колготки, но легко справится со «старомодными» в резиночку. Лохматые нитки на изнаночной стороне колготок принесут крохе много неприятностей – в них запутываются пальчики. Носки лучше покупать на размер больше и с не очень тугой резинкой. Кроме того, избавьте ребенка от необходимости бороться с хитрыми застежками. На первое время оптимальны одежда и обувь без застежек или на липучках, постепенно можно добавить крупные «молнии» и кнопки. А шнурки и кнопки подождут пару лет.
  3. Одевая кроху, озвучивайте последовательность действий: «Сейчас наденем трусики, потом носочки, потом штанишки» и т.п. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Можно повесить в детской плакат с изображением разных предметов одежды. Хорошо будет, если этот плакат Вы нарисуете совместно со своим ребенком: вырежьте из детских журналов подходящие картинки с изображением одежды и наклейте их на лист ватмана в том порядке, в каком нужно надевать все предметы одежды. Так ребенок быстрее запомнит этот порядок. Кроме того, чтобы ребенок не путал где перед, а где зад одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться.
  4. Сначала научите ребенка как следует раздеваться . Покажите, как вы снимаете варежки, куртку, колготки и т.д. Скажите крохе: «И ты так можешь, попробуй». Если ребенок испытывает затруднения, помогите ему, если надо - практически снимите с него одежду, но пусть «последний штрих» останется за ребенком. Он должен почувствовать, что сам сделал это. Постепенно увеличивайте количество предметов одежды, снимать которые всегда будет сам малыш. Не забывайте хвалить его за успехи.
  5. Дети с удовольствием подражают примеру взрослых. Разложите его одежду рядом со своими вещами и начинайте одеваться вместе или по очереди, вещь за вещью. Объявите «соревнование» - кто быстрее оденется. На первых порах малышу потребуется помощь.
  6. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место . Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, перебирать, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.
  7. Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребенок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.
  8. Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия , просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.
  9. Даже если вам кажется, что ребенок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнование.
  10. Планируйте свое время таким образом , чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом новую науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками. Реально определите время для одевания. Если ребенку, чтобы спокойно одеться нужно 20 минут, не пытайтесь заставить его сделать это за 10.
  11. Предлагайте ребенку самому выбрать кофточку, разложите на выбор 2-3.
  12. Не помогайте, если ребенок сам не просит.
  13. Поиграйте с ребенком!

Вот какие есть игры-ОДЕВАЛКИ:

«Паровозики едут в туннели» пусть штанины брюк станут туннелями, а ноги малыша – паровозиками. Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели».

«Одень куклу (мягкую игрушку)» Скажите малышу, кукла собралась в гости, но её нужно одеть.

Девочки, да и мальчики тоже, с удовольствием играют в «показ мод» или «фотосессию» - это отличный повод для обучения самостоятельному одеванию.

«Ныряй!» Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку. Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале, потом ребенок будет сам «нырять” под край куртки, одновременно натягивая рукава.

Стишки - ОДЕВАЛКИ

Одеваться сам умею (О. Иванова)

Заглянуло солнышко

Утром к нам в окошко.

Щекотало солнышко

Щечку у Сережки:

Пора подниматься,

Пора одеваться!

Он уже умеет сам

Одеваться по утрам.

И носочки, и трусишки

Надевает сам мальчишка.

Вот надета и рубашка.

Ну, Сережка, молодец!

Стал натягивать колготки –

Сам управился, малец.

Синие штанишки

Вмиг надел мальчишка,

Башмачки на ножках

Застегнул Сережка.

Ну, а ты дружочек,

Сам одеться хочешь?

Я ОДЕТЬСЯ САМ МОГУ… (В. Зайцев)

Мне уже четыре года.

Я одеться сам могу.

Если тёплая погода –

Без пальто во двор бегу.

Если ветер сильно дует,

Если слякоть или дождь,

В детский садик не пойду я

Без пальто и без калош.

Я привык свои ботинки

Чистить щёткой каждый день.

Из костюма все пылинки

Мне вытряхивать не лень.

Одевая малыша на прогулку приговаривать:

Мы наденем сапожки

На маленькие ножки,

Мы наденем курточку

Нашему крошке.

Мы наденем шапочку,

Шарфик на шейку.

И пойдем на улицу,

Где солнышко светит.

Одеваемся на прогулку:

Надеваем мы штаны – раз, два, три!

Надеваем курточку – раз, два, три!

Застегнем мы кнопочки – раз, два, три!

А теперь ботиночки – раз, два, три!

… (и т.д. все, что надеваете)

Мы готовы – посмотри!

А сейчас пойдем гулять.

Будем с детишками играть.

Но чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда,

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шейку шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настенькин любимый.

Станешь ты, как гномик,

Цветик мой, родимый!

Посажу тебя в коляску,

Расскажу интересную сказку.

И еще один милый стишок:

Тетка Агашка,

Cшей мне рубашку!

Надо нарядиться -

Едем прокатиться!

Ботинок

Попросила мама сына:

Зашнуруй-ка свой ботинок:

Раз-два - вправо,

Раз-два - влево!

Он не хочет шнуроваться, -

Митя думал оправдаться.

И чтоб это доказать,

Узелочки стал вязать:

Раз-два - справа,

Раз-два - слева.

Вот! Мешают узелочки

Мне продергивать шнурочки!

Вова-растеряшка,

Где твоя рубашка?

Может, серые коты

Унесли ее в кусты?

Может, заяц приходил?

Может, ежик утащил?

Может плюшевый медведь

Захотел ее надеть?

Стал рубашку примерять –

Взял и сунул под кровать.

Вова-растеряшка,

Вот твоя рубашка!

Голубые варежки

Баю-баю-баюшки,

Голубые варежки.

Мама шила, вышивала,

Где с трудом,

А где легко.

Крепкой ниткой пришивала

Настенькино имечко.

Баю-баю-баюшки,

Именные варежки.

Поединок со шнурком

Ко мне братишка привязывается,

Шнурок у него не завязывается.

Шнурок на ботинке завязываю,

Завязываю и показываю, показываю и рассказываю.

Рассказываю, как завязываю.

Завязываю и развязываю,

Развязываю и завязываю…

И я научился не сразу ведь

Завязывать и развязывать…

Шнурки

Не ботинки я шнурую,

А шнурки я дрессирую,

Чтоб из рук не вырывались,

Надо мной не измывались,

А завязывались ловко,

Как велит им дрессировка,

А держали бы башмак

Крепко-накрепко.

Вот так!

М. Пластов

Как застегивать пуговицы

Детская одежда бывает не только на липучках, молниях, но и пуговицах. Обучение застегиванию пуговиц можно превратить в интересную игру. Нашейте на кусочек ткани несколько больших пуговиц, а в другой тряпочке проделайте петлю. Малыши с удовольствием играют и одновременно тренируются в полезном навыке. Кстати, для развития мелкой моторики используйте все, что есть под рукой: нашейте пуговицы и липучки на мягкие игрушки и некоторые домашние вещи. Так, уши зайца можно сделать прижимающимися к голове – пристегивать их на пуговицы, а шторки в детской на ночь скреплять липучкой.

Как надевать обувь

Купите обувь на молнии или липучках, чтобы она хорошо раскрывались, и ножка легко проходила внутрь. Вот увидите, расстегивать и застегивать молнии и липучки станет любимой игрой малыша, а значит, обувь он будет надевать без капризов и с удовольствием.

Как надевать штанишки

Объясняйте ребенку, что надевать штаны удобней сидя на кровати вытягивая ноги перед собой, а встать можно после того, как ступни появились из-под штанин. Не забывайте хвалить ребенка даже за его маленькие успехи.

Как надеть футболку

Чтобы ребенок научился справляться со свитером, футболкой, вещи должны быть свободными, с минимальным количеством кнопок, пуговиц. Важно, чтобы горловина была свободной и свободно проходила через голову. Иначе ребенок не только не справится с неудобной вещью, но и начнет злиться, а потом и вовсе откажется одеваться.

Продемонстрируйте, как правильно надевать штаны – сидя на кровати или полу, вставать, только тогда, когда нога вылезет из штанов.

При одевании носков сложность состоит в том, что ребенок растопыривает пальчики и у него не получается натянуть носок до конца. Покажите, как нужно держать пальчики. Очень часто дети любят натягивать на себя папины или мамины носки, этим они удовлетворяют свою потребность быть похожим на родителя. Не запрещайте, пусть экспериментирует.

При одевании свитера объясните, что в горловину нужно лезть не лицом, а макушкой. Если Вы знаете, что горло у свитера узковато, растягивайте его руками, перед тем, как дать ребенку, покажите, что пространство большое и голова туда пролезет. Иначе ребенок утвердится в мысли, что одевать какие-то вещи очень сложно.

Научите собирать пальчики в кулачок при одевании кофт и свитеров.

Как научить ребенка обуваться?

Если не хочешь вызвать у ребенка отвращение к процессу обувания, покупай обувь на пол размера больше.

Перед надеванием максимально расстегни и раскрой обувь, чтобы нога легко прошла внутрь.

Поставь ботиночки рядом: левый слева, правый справа - это «ботиночки дружат», а если надеть их не на ту ногу, то «они поссорились». Покажи, как выглядит когда они «поссорились» и смотрят носами в разные стороны.

Что делать, если малыш не хочет учиться одеваться?

К 3-м годам ребенок перерастает стремление одеваться самостоятельно. Придется запастись терпением и отводить на сборы по - больше времени.

Ему хочется пойти гулять или в гости? Конечно, но если сам оденется. Но не надо сразу ставить ультиматум. Поначалу довольствуйся малыми победами: пусть сам наденет носки, трусы или даже только шапку. Ненавязчиво увеличивай процент его самостоятельных действий.

Предоставь право выбора одежды. Но предлагай не более двух предметов каждого вида, так ребенку легче определиться.

Преврати одевание в игру: пусть шапка будет короной, валенки – сапогами-скороходами, собачка молнии – кабиной лифта. Самое время проявить фантазию по максимуму!

Не настаивай на самостоятельном одевании, когда ребенок не выспался, устал или болен. Услышав: «Я сам!» не гаси инициативу, помогай только, когда тебя об этом просят. Хвали за успехи и все у вас получится.