Декабрь — месяц праздничной суеты и предновогоднего настроения... Но сегодня я немного отойду от новогодней тематики, и подниму сложную, но важную тему, как рассказать детям о СПИДе .

Ежегодно 1 декабря мы отмечаем Всемирный день борьбы со СПИДом . Безусловно, это очень важная тема, нужная. Мы родители несем ответственность за здоровье наших детей, за их нравственность и своевременную осведомленность. Но эта тема, также и тяжела. Как объяснить ребенку такие сложные и страшные заболевания, как СПИД. И что такое ВИЧ? И чем они страшны? И самое главное, как от них защититься?

У сына в школе, как и у всех ведутся классные часы. Но, их не ведет учитель. Она берет пять человек по списку, дает им тему и они готовятся, приходят и рассказывают классу. Вот так, Алеше досталась тема «Всемирный день борьбы со СПИДом». Естественно, что в 3-м классе — это скорее домашнее задание для родителей.

Прочитав тему, я вдруг поняла, что совершенно не знаю, как рассказать об этом сыну, так чтобы было понятно, так чтобы не было ненужных на сегодняшний день вопросов, и так, чтобы он придя в школу смог все это пересказать своим одноклассникам... Интересно, доступно, понятно...

Обратилась к интернету, и увы, не нашла подсказок. Классные часы и лекции на эту тему можно найти, но только для детей начиная с 7-го класса. Моему ребенку только 9 лет, и эти материалы явно не подходили.

На помощь пришел мой собственный блог... Слово «вирус» напомнило мне . И... вот так родилось продолжение повествования о стране Болезляндии и решение, как рассказать детям о СПИДе . Вот такое длинное вступление у меня получилось...

Надеюсь, что кому-то из вас сказка также поможет рассказать и предупредить своего ребенка. Это сказка-лекция, которая должна нести важные знания. В ней задействована болезнь наркомании. Я не рекомендую сказку к прочтению детям младше 7 лет.

Сказка-лекция «ВИЧ и его мечта»

В далекой мрачной стране Болезляндии живут микробы, бактерии и вирусы. У каждого из них свой дом, свои владения. Но все они мечтают переселиться в человеческий организм и одержать победу над здоровьем человека и его помощниками — защитниками лимфоцитами и хорошими бактериями.

На самом краю Болезляндии в высоком замке жил самый сильный и страшный из всех вирусов — ВИЧ — Вирус Иммунодефицита Человека. Его побаивались даже самые страшные и суровые вирусы. Ведь он обладал загадочной силой. ВИЧ невозможно победить. Зато он способен победить иммунную систему человека.

И хотя прочие вирусы и микробы могли запросто переходить от одного человека — к другому во время чихания, кашля, предметы личного обихода, и могли так заразить гораздо больше людей. ВИЧ был страшнее. Ведь именно он убивал смелые лимфоциты, которые дружно борются со всеми микробами и активно их побеждают. Всех, кроме ВИЧ.

Вот почему они хотели с ним дружить. Ведь если он пускал их вместе с собой в один организм, даже самый хилый микроб мог полностью поработить человека. Почему? Потому что после того, как ВИЧ обезвредит защитников человеческого организма — лимфоцитов, кровь человека становится беззащитной перед любыми вирусами и микробами.

Вот однажды, сидел ВИЧ в своей высоченной башне и высматривал в свой волшебный бинокль тело, подходящее для его жизнедеятельности. Для Вируса Иммунодефицита Человека самое сложное — это попасть в организм. Ведь ему надо проникнуть сразу в кровь, через ранки и уколы.

И вот в объективе ВИЧ увидел Человека. Он ему понравился. Ведь тот лежал где-то под забором, в рваной одежде, с пустым взглядом и самое главное — со шприцем в руках! Вот он — любимый и самый легкий путь проникновения ВИЧ — игла наркомана.

Сел ВИЧ в свою карету и на максимальной скорости помчался к своей цели. За ним следом поплелась вереница вирусов и микробов. Добрался ВИЧ до Человека под забором. А тут к нему еще один подошел. ВИЧ ликовал! Сразу два организма попадут сейчас в его цепкие объятия.

ВИЧ уже представил, как он сядет на краешек иглы и Человек сам впустить его в свою кровь. Он закрыл глаза и с радостью стал рисовать себе картины, как убегают от него эти смельчаки — лимфоциты, которых боятся все жители Болезляндии, а он нагоняет их всех и прокалывает своей маленькой острой шпагой. Он такой маленький, побеждает их всех и главенствует организмом человека. Пока ему будет комфортно, он будет сидеть и наслаждаться своей властью, а когда надоест, откроет двери простуде или гриппу, или туберкулезной палочке и тогда…

Но тут мечтания ВИЧа были прерваны. Игла на которую он уже забрался поднял подошедший Человек, предварительно надев на руки перчатки и выкинул в ближайший мусорный контейнер. А Человека, лежащего под забором, заботливо поднял и посадил в машину с красным крестом и надписью «Скорая помощь» и увез.

Когда ВИЧ спустя несколько недель наконец-то выбрался на поверхность контейнера, то увидел проходящего мимо Человека, того самого, в ком он хотел поселиться, но совершенно изменившегося. У него была бодрая походка, здоровый цвет лица и самое главное — блеск в глазах и улыбка на устах! Для ВИЧ — это самое страшное. «И этот ушел», — грустно вздохнул Вирус и пошел к себе домой.

А тот самый Человек шел в школу, где он делился с детьми своей историей, и рассказал им самое главное, что нужно делать, чтобы не впустить в свой организм ВИЧ и не заболеть СПИДом:

  1. Никогда не прикасайтесь к найденным на улице шприцам и иглам.
  2. Никогда не поддавайтесь на уговоры попробовать наркотик.
  3. Остерегайтесь попадания чужой крови на кожу, особенно если она повреждена.
  4. Если вы получаете медицинское лечение, помните все иглы и шприцы должны быть одноразовыми!
  5. И еще маленький совет: помогайте своим ближним!

Желаю здоровья вам и вашим детям!

👼 Сочельник

Когда-то Рождество Христово начинали праздновать 6 января. Пока мама готовила праздничный ужин из 12 блюд, дети ждали появления первой звезды. Как только она появлялась в небе, начинался Сочельник. Тогда отец вносил в дом сено. Хозяйка стелила его на стол. (Ведь именно на сено положили маленького Иисуса!) Из этого сена делали гнёздышко, в которое ставили горшок с кутьёй.

Перед ужином зажигали восковую свечу и все вместе вслух молились. Радостно и торжественно было в этот момент. И только после молитвы можно было начинать ужин.

Самое важное блюдо на столе — кутья. Готовили её из пшеницы, добавляли мак, орехи, изюм и мёд. Говорили, что это истинная пища Бога. Кроме кутьи, по обычаю подавали рыбу, голубцы с грибной подливой, пироги с капустой, гречкой, блины... Еду запивали узваром — компотом из сухофруктов. На десерт подавали пышки, начинённые фруктовым джемом с тёртой булкой или маковой начинкой.

После домашнего Сочельника дети шли к своим крёстным родителям. Это была их святая обязанность. Малыши несли ужин (кутью, хлеб-соль, калачи), а крёстные с нетерпением ждали маленьких крестников. Они угощали их, дарили конфеты, деньги.

В рождественскую ночь до самого утра принято колядовать. Дети и молодёжь поют песни — колядки. В них хозяевам желают добра, достатка, здоровья. А гостеприимные хозяева взамен одаривают колядников сладостями и звонкими монетками. Чем больше колядовщиков посетит дом, тем больше радости будет в этом году.

А ещё в этот вечер показывали вертеп — спектакль о рождении Иисуса. Дети группами ходили от дома к дому с маленьким сундучком, обклеенным цветной бумагой, который изображал пещеру, где родился Сын Божий. С помощью самодельных кукол, закреплённых на палках, разыгрывали рождественские спектакли. Сюжеты вертепов были связаны с рождением Христа.

👼 Христос родился

Мама Алёнки и Саши приготовила огромный пакет сладостей. «Для кого это?» — спросил Саша. «Это для колядников! Сегодня вечером на небе засияет звёздочка — и первой расскажет о Рождественском чуде. А потом эту весть колядовщики и к нам принесут, а мы им дадим конфеты»,— засмеялась Алёнка.

Саша задумался: «Я тоже хочу узнать новость от звезды!»
Мама услышала их разговор и сказала: «Дети, я расскажу вам рождественскую историю. Только слушайте внимательно...»

Рождество — праздник в честь рождения Иисуса Христа. Празднуют его 7 января. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Если загадать желание и попросить Бога, оно осуществится. Только желание должно быть обязательно добрым и мудрым. Доброте и мудрости учил людей Иисус Христос. Знаете, как он родился? Эта история очень интересная...

Чудо Рождества — в том, что первый и единый раз навеки-вечные непорочная Дева родила Ребёнка. О рождении Иисуса Сына Божьего весть принёс Ангел. Мария и её суженый Иосиф с нетерпением ждали Божье дитя. В тот год римский император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его стране.

Он приказал всем жителям пойти на перепись. Мария с Иосифом отправились в город Вифлеем. Шли они долго, уже приближалась ночь. Пришлось искать ночлег. Рядом нашли только пещеру — вертеп, куда в плохую погоду пастухи загоняли свои отары. Там и заночевали. Именно в ту ночь у Марии родился Сын. Она завернула Мессию (Спасителя) в подол и положила в ясли с сеном.

Неподалёку стерегли свою отару пастухи. Вдруг они увидели яркий свет. К ним с небес спустился Ангел:
— Не бойтесь! Я принёс вам добрую весть. По всему миру разнеслась новость! Бог послал Своего Сына на землю, чтобы спасти людей от грехов. Пойдите в Вифлеем. Там вы увидите Его, спелёнанного в яслях!
В небесах в этот момент появилось множество ангелов. Они славили Бога пением: «Слава Богу на небесах, и на земле мир, а людям добрая воля». Всё вокруг светилось. Когда же ангелы вернулись на небеса, землю снова окутала тьма.

Второй вестью о рождении Сына Божьего была звезда. Она появилась в небе и была самой яркой. Её увидели восточные мудрецы — волхвы. Они догадались, что звезда — предвестница истинного чуда. И тогда решили пойти за ней. Удивительная звезда привела их к Иисусу. Они увидели Марию с Ребёнком на руках и подарили Младенцу подарки: золото, ладан и миро. А потом назвали Его Царём Неба и Земли. Так родился Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель мира.

Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном
И ждёт: свершится волшебство.

Как понятно рассказать детям о Боге? Как преподать основы веры и объяснить главные истины? Как сделать этот важный разговор не назидательным и скучным, но увлекательным и вдохновляющим? Выполнить эти сложные задачи поможет книга «От Рождества и до Успения», предназначенная для чтения детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.

Все представленные материалы прошли проверку временем и практикой, ведь в течение нескольких лет их использовали для преподавания азов Православной веры маленьким детям в воскресной школе при Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре. В этой школе обучение ведется не только для детей от семи лет, но и для тех, кто гораздо младше. «Малыши не могут выслушивать объяснения, которые длятся дольше, чем пятнадцать минут. Зато они любят раскраски, поделки, аппликации», - делится руководитель школы и проекта Людмила Александровна Жарова. Желая увлечь маленьких учеников, в воскресной школе начали собирать материалы по программе обучения….

Я пока о Боге разговариваю со старшей дочкой — ей скоро 4. Младший пока целует иконы, слушает молитвы, берёт у папы благословение и т.п.

Дочке пока рассказываю, что Бог нас очень любит, он всех нас сделал, и очень хочет, чтобы мы были хорошие. Тогда Он нас заберёт к Себе, а Он живёт высоко на Небе, у Него всегда светит солнышко, и там очень хорошо. У Него там уже живут Богородица и святые, и они тоже все о нас молятся, и хотят, чтобы Бог и нас забрал к ним.

Иконы любит рассматривать, особенно всех святых. Там так наглядно: облако, на нём святые, сверху — Бог-Троица.

Честно — не знаю даже сама, как правильно. Скорее пока что хочется у ребёнка создать тёплое и светлое впечатление о Боге, и заложить к Нему стремление. Многие вещи, мне кажется, надо для ребёнка озвучивать. Я, например, стараюсь как можно чаще говорить дочке, что мы её очень любим, а также как можно чаще говорить, что и она нас любит. Например, поделилась чем-то с братом. я сразу говорю ему: «Видишь,…

Когда ребенку нужно начинать рассказывать о вере, о Боге? Нужно ли вообще малышу рассказывать или ждать пока он сам спросит об этом?

Конечно, если ваша семья верующая, вы ходите в церковь не только по праздникам и соблюдаете такие важные православные традиции как причащение, исповедание, то скорее всего вам не придется самостоятельно выбирать время, чтобы рассказать малышу, потому как он сам у вас спросит об этом. Обязательно спросит! Ведь Вы с ним (ней) ходите в красивый дом, где горят свечи и так красиво тихонько поют… Малышу обязательно все это будет интересно.

Вероятней всего, ваш ребенок с интересом все рассматривает в церкви и не плачет. Так бывает часто в тех случаях если ребенок уже крещен и родители регулярно приводят малыша на причастие.

Так с чего же начать разговор, как ответить на вопрос ребенка почему они ходят в церковь? Можете начать свой рассказ с того, что всех нас создал Бог. А когда-то давным-давно Бог создал нашу Землю, моря,…

Инструкция

Рассказывая о Боге ребенку, не скрывайте своего мнения или его отсутствие, иначе он почувствует фальшь и это будет препятствием для его личностного развития. Негативно скажется на ребенке принуждение к вере или к атеизму. Передайте ребенку то, чем вы обладаете сами.

Объясните ребенку, что нет плохих и хороших религий. Проявляйте терпимость и некатегоричность в рассказах о других конфессиях. Выбор веры или отказ от нее является волеизъявлением самого человека.

Говорите о том, Бог создал людей для счастья и учит людей любить друг друга. Бог написал через пророков библию, где изложил правила, по которым следует жить. Начинать можно с 4–5 лет. Этот возраст ребенка является чувствительным на метафизические идеи. Они легко воспринимает идею существования Бога. Интерес детей носит предметный характер.

Научите ребенка, что Бог везде и нигде, знает все и может сделать все (с 5–7 лет). Ребенка интересуют вопросы, где он был, пока мама не родила его и…

Недавно я столкнулась с таким вопросом: как рассказать ребенку о Боге? По церковным правилам считается, что к церкви и религии приобщать ребенка должны крестные. Я сама являюсь крестной своего племянника. Родители его никогда в церковь не водили и о Боге не рассказывали. На днях мы с ним проходили мимо церкви, и он меня засыпал вопросами: «Кто такой Бог?», «Правда ли, что он живет на небе?», «А как он залез на небо?», «Как он выглядит?».

Вот тут-то я и задумалась, а как рассказать ребенку о Боге? Для меня это было также сложно, как рассказать ребенку о интимных отношениях и физической любви.

С этим вопросом я обратилась к батюшке в церкви. Батюшка посоветовал читать ребенку детскую библию, как сказку, например, перед сном. Ведь дети любят сказки и верят в них. Оказывается надо с раннего возраста начинать посвящение ребенка.

Только аккуратно. А то помнится мне, что моя бабушка с детства рассказывала мне о Боге, водила меня по церквям, святым местам….

Как рассказать детям о Боге

Часто взрослые не готовы беседовать на религиозную тему с детьми. Хотя все окружающее нас пространство насыщено культовыми символами – живопись, памятники архитектуры, литература, музыка.

Обходя божественные темы, самим того не подозревая, вы отнимаете у ребёнка возможность узнать о культурном и духовном опыте, что накопило человечество за все периоды своего существования.

Вы должны помнить, что детская вера базируется на доверии ребёнка к любому человеку. Малыш начинает верить в Бога, лишь потому, что в него верит мама, папа или бабушка с дедушкой. Именно на этом доверии основывается собственная вера малыша, а уже из этой веры берёт начало его собственная духовная жизнь, базовая основа для любой веры.

Как видно, вера играет значимую роль в жизни каждого человека, но важно заложить её основу в раннем детстве. Поэтому, хотим подать несколько правил, как рассказать детям о Боге.

1. Начиная свой рассказ детям о Боге,…

Ребенок и религия. Когда и как надо начинать говорить с ребенком о боге?

Как объяснить ребенку кто такой Бог? Дочка с нами пошла на Троицу в церковь, ей очень понравилась там «обстановка». Начала задавать вопросы: где мы?, зачем? почему? кто такой Бог? Объяснять на доступном языке 4-х летнему ребенку сложно. Заехали и купила в книжном магазине детскую библию. Но и там описание довольно таки сложное для маленького ребенка.

А с какого возраста вы начали говорить с ребенком о Боге? Поделитесь опытом!

Ваш ответ.

Иванова Ольга
Беседа «Как и что рассказать детям о космосе»

Как и что рассказать детям о космосе ?

Начать знакомство лучше с Солнца. Это самая важная звезда в нашей солнечной системе, жизнь нашей планеты зависит от нее. Малышу трудно представить себе размеры Солнца, звезд, солнечной системы, планет и Земли тоже. Старайтесь объяснить все сложное на простых вещах, используя подручные средства. Возьмите фонарик или лампу – это солнце, а большой мяч – это Земля, мячик немного меньше – это Луна. Если у вас есть глобус – замечательно, это облегчает задачу! Вместе с ребенком вы можете провести опыт с глобусом или с подручными предметами, рассматривая вопросы смены дня и ночи, почему луну мы иногда видим полной, а иногда - только полумесяц.

Можно сравнить размеры Солнца и Земли, используя тыкву и горошину. Если наша Земля – горошина, то Солнце – это тыква. Старайтесь все объяснить на конкретных простых примерах без неопределенности. В заключение вы можете посмотреть интересные видеоматериалы.

Создайте вместе с детьми на потолке «Звездного неба» из светящихся объемных космических фигур . Вы увидите, какой будет восторг!

Посмотрите вместе с детьми мультфильмы о космосе :

-«Тайна красной планеты» ;«Загадочная планета» ; «Незнайка на Луне»

Почитайте вместе произведений (на выбор) :

Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки» .

Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах»

Также предлагаем вам вместе с детьми смастерить интересные космические поделки .

Расскажите о первом космонавте Ю . А. Гагарине, проявите у ребенка чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов .

Постарайтесь ответить на все вопросы, которые возникнут у ребенка. Если вы чего-то не знаете, не отмахивайтесь, не уходите от ответа! Лучше вместе с ребенком поищите ответ в энциклопедии или в интернете. Ваш авторитет точно не пострадает, а наоборот, Вы покажете, что чего-то не знать – нормально, плохо – не стремиться знать больше.

Учите и читайте стихи «Когда он на землю вернулся» В. Костров, «Марш юных космонавтов » . С. Михалков, «Луноход» . Н. Гончаров, «Я верю друзья…» .В. Войнович, «Знаете, каким он парнем был» (отрывок) Н. Добронравов.

На корабле воздушном,

Космическом , послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете) .

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля) .

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп) .

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе … (звездочёт) .

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин) .

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснёт … (луна) .

Специальный космический есть аппарат ,

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … (спутник) .

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски : “астронавт”,

А по-русски … (космонавт ) .

Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит .

Ответ : космонавт

На каком пути ни один человек не бывал?

Ответ : млечный путь

Если дети узнают больше о своей стране, ее мировых достижениях через собственную исследовательскую деятельность, то это приведет к тому, что у дошкольника будет развиваться чувство гордости, уважении, любви к Родине, а также появится стремление быть полезным стране и народу.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детям о космосе» «Детям о космосе» Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств,.

«Как рассказать детям о войне?» «О подвигах – стихи слагают. О славе – песни создают. Герои никогда не умирают, Герои в нашей памяти живут»….

Презентация «Проект «Детям о космосе» Проект "Детям о космосе" Актуальность: Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это очень увлекательная тема для исследовательской.

Консультация для родителей «Что и как читать детям» «Что и как читать детям» Тема: «Что и как читать детям» Возраст:5-6 лет Цель: Содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книге;.

Консультация для родителей «Как рассказать детям дошкольникам о ВОВ» Как рассказать детям дошкольникам о том тяжелом военном времени? Так, что бы вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания? Расскажите.

Как подготовиться к разговору и что говорить: правду или сказочки про аиста, капусту и специальный магазин, где продаются маленькие дети?

На эти вопросы отвечает наш эксперт - психотерапевт, кандидат медицинских наук Александр Литвинов .

Признаемся или сочиняем?

Хотя впервые дети спрашивают, откуда они появились на свет, в 3-4 года, лучше не сочинять им про это сказки, считают психологи. Если правду не скажете вы, все объяснят вашему ребенку более старшие дети. А объяснения товарищей вызовут у вашего чада вполне определенные реакции: или в нем проснется нездоровый интерес к своему телу и телам взрослых, или он с ужасом подумает: «Неужели мои родители делали это?!.. » В последнем случае кроме душевной травмы малышу будут еще гарантированы и насмешки не в меру просвещенных сверстников.

Лучше сразу признаться, что сначала ваш ненаглядный ребеночек почти год жил в животике у мамы. Когда-то он был всего лишь точкой, потом вырос до яичка, чуть позже напоминал маленькую рыбку, потом превратился в динозаврика, со временем стал похож на котеночка, а родился хорошеньким человечком… В упрощенном виде вы изложите теорию развития видов по Дарвину, глядишь, когда-нибудь на уроках биологии эти знания ему пригодятся.

Расскажите про любовь

Но все-таки самый главный вопрос: как «точка» попала в мамин живот? На этом этапе просвещения можно сказать, что дети появляются в мамином животике после того, как папа и мама встретились, полюбили друг друга и поженились. Вполне возможно, что тут ваш малыш захочет узнать историю знакомства родителей. Не бойтесь поведать ему, как вы впервые увидели друг друга в гостях, во время учебы или на работе, как почувствовали друг к другу симпатию и интерес… Семейная история позволит ребенку ощутить единение с родителями. Психологи очень точно называют это «чувством МЫ».

Советы психологов :

Не ругайте ребенка за «неприличные вопросы». Его интерес к этой теме так же естественен, как, например, к тому, почему падают листья, но не валится с неба луна. Не забегайте в своих объяснениях вперед. Рассказывайте только то, о чем вас спрашивает ребенок.

Опасности монастырского воспитания

Непростые взаимоотношения полов, в том числе, и на физиологическом уровне, нужно объяснять ребенку шаг за шагом, словно бы приоткрывая занавес. Хорошо, если следующим этапом просвещения станет… приобретение домашних любимцев. Заведите пару хомячков, птичек… Наблюдая за ними, ребенок многое поймет сам, постепенно у него выработается правильное и спокойное отношение к проявлениям сексуальности. Учителя биологии замечают, что на уроках, посвященных теме размножения растений и животных, те дети, у кого дома есть зверушки, воспринимают объяснения учителя нормально, а другие - со смешками, стеснением или с придыханием.

Наблюдая за животными в период спаривания, ребенок может обратиться за разъяснениями. Не стоит внутренне «зажиматься», краснеть и отводить глаза. Спокойно и серьезно, как взрослому, объясните ему, что животные ласкают (подчеркиваем, пользуйтесь словами ласкают и любят) друг друга, чтобы потом у них родились дети. «Мы обязательно их увидим, они будут маленькими и хорошенькими!».

Шестилетнему малышу уже можно сказать, что роды проходят болезненно, но обязательно тут же добавить, что счастье, которое испытывает любая мама, глядя на только что родившегося детеныша, - ни с чем не сравнимое чувство.

Поверьте, ваш ребенок испытает восторг и гордость, увидев маленьких хомячков или котят. А вы, заботясь о маме-кошке, покажете ему пример уважения к материнству.

Нередко родители предпочитают не касаться «скользких тем», наивно полагая, что неведение - лучший способ сохранить чистоту. Умалчивая о некоторых аспектах взрослой жизни, вы отдаете право воспитывать ваше чадо в руки случайных знакомых, позволяете ему впитывать случайную и часто недостоверную информацию. К тому же существует поистине страшная статистика: в четырех случаях из пяти жертвами сексуального насилия становятся дети, которые практически ничего не знали о половых взаимоотношениях. А если и знали, то не от родителей.

Советы психологов :

Постарайтесь утвердить в сознании ребенка мысль, что взрослые отношения возможны лишь между взрослыми людьми. Если ваше чадо спрашивает: «А у меня будут дети?», скажите: «Обязательно! Когда ты вырастешь. Но сначала ты встретишь девушку (юношу), полюбишь, вы будете дружить, потом, поженитесь, и вот тогда у вас родятся дети».

Хорошо, если вы на примере своей семьи покажете ребенку, что любить - означает заботиться друг о друге, скучать в разлуке, дарить ласку и внимание, стремиться быть вместе.

Первое «хочу», первое «нельзя»…

Десяти-двенадцатилетнему ребенку уже можно кратко описать физиологический акт любви, но обязательно обратите его внимание на то, что отношения тел начинаются лишь после душевного сближения, приятия друг друга, влюбленности.

Если вы не готовы углубляться в физиологию, подложите ребенку какую-нибудь книгу про «это», лучше изданную специально для детей. Но бесед о любви, об ответственности за интимные отношения не избегайте. Начать их легче, оттолкнувшись от какого-то повода: после знакомства с шедеврами античного искусства, например, которые воспевают не только красоту человеческого тела, но внутренний мир античных героев. Вполне уместно обсудить историю Дон-Жуана. Этот человек пытался быть идеальным соблазнителем, добиться любви как можно большего числа женщин, пресытился ими, и естественным результатом его побед на любовном фронте стало горькое одиночество.

Девочкам стоит объяснить (разумеется, это должна сделать мама), что многочисленные связи способны лишить ее в будущем счастья материнства: они повышают опасность первого аборта, грозят венерическими заболеваниями, приносят чувство опустошенности… Позднее, в 13-15 лет, можно рассказать подростку о правилах контрацепции. Но этот совет - своего рода обоюдоострый меч, а то ведь можно нечаянно и подтолкнуть к практическим действиям! Разговор будет своевременным для тех, кто в силу акселерации уже готов вступить во взрослые отношения. Но, если ваш сын или ваша дочка в свои 13-15 лет остается сущим ребенком, конкретные советы безусловно стоит отложить.