Вариант №1
С какой целью автор начинает и заканчивает действие пьесы на берегу Волги?
Какова роль объемной экспозиции в пьесе?
Определите кульминацию в пьесе. Докажите.
Какова основа власти самодуров в пьесе «Гроза»?
С какой целью в пьесу введен эпизодический образ странницы?
Кого боится Дикой? Докажите.

«Какая у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится»;
«Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив»;
«Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает».
Вставьте пропущенные слова:
«Да как знаю я теперича, что недели две никакой…….надо мной не будет»;
«А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто…..в этом столбе летают и поют»;
«Я понимаю, что все это наше……, а все-таки не привыкну никак»

« И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».
« В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то!».
«Мне только проститься с ним, а там…а там хоть умирать. За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор!»
Какие традиции романтизма использовал А.Н.Островский при создании образа Катерины?

Контрольная работа по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Вариант №2
К какой общественной среде принадлежат герои пьесы?
Определите завязку конфликта пьесы. Докажите.
Какое определение нравам города Калинова дал Кулигин в разговоре с Борисом?
Какую роль играет в пьес образ грозы? Докажите.
С какой целью в пьесу введен образ Дикого?
Кого или чего боится Кабаниха?
Определите героя пьесы по цитатам:
«Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»;
«..матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей жизнь бала, и представить страшно»;
« Собрался совсем, и лошади уж готовы. Так тоскует, беда! Уж я вижу, что ему проститься хочется».
Вставьте пропущенные слова:
«Ты только одна во всем городе умеешь меня……»;
«Вот, братец ты мой, ……лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу»;
«Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а ……».
Определите, какому герою принадлежат слова и озаглавьте фрагменты пьесы:
« Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»;
«А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю»;
«Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних». Какие мотивы и образы русского фольклорного жанра вы заметили в пьесе? К5аким образом они отражаются на характеристике Катерины и других героев?
_____________________________________________________________________________


Вариант I

1. Назовите воинское звание каждого персонажа; расставьте персонажей в порядке возрастания чина:

а) Печорин;

б) Максим Максимыч;

г) Грушницкий;

д) Василий Петрович С***

2. К какой из повестей «Героя нашего времени» относится каждый «тезисный» пересказ? Обоснуйте кратко свой выбор.

а) Осечка («азиатские курки часто осекаются»), казацкая сабля. Несчастная мать молодого казака. Гибель иностранного подданного в русской крепости. На дороге валялась разрубленная пополам свинья.

б) Гроза в горах. Чаепитие в осетинской сакле. Отличный чугунный чайник! История прапорщика. Одна княжна и десять баранов; охота на кабана и подстреленная лошадь. Расставание попутчиков.

в) Уснувший денщик и украденная сабля. Морские приключения пехотного офицера в грязном городишке. Песня о «буйной головушке». Честные нарушители закона.
3. Какова хронологическая последовательность повестей в романе? Почему в романе хронологическая точность повествования утрачивает значение?
4. Приведите доказательства того, что роман «Герой нашего времени» является реалистическом.
5. Строчка из повести «Бэла» - «Я ехал на перекладных из Тифлиса...» - является представлением рассказчика и будущего издателя «Журнала Печорина».

а) Что известно читателю об этом персонаже романа?

б) При помощи каких художественных приемов автор выразил его позицию в романе?
6. Сравните отрывки из романа.

а) Кому из персонажей принадлежат эти высказывания?


1) Вуличу и Печорину

2) Печорину и Максиму Максимычу

3) Грушницкому и Печорину

б) Назовите художественный прием, который использовал Лермонтов для описания этих героев.


«Жены местных властей... менее обращают внимание на мундир, они привык ли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум».

«Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой».

«Я его так же не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

«Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?»
«Милый мой, я ненавижу людей, чтоб не презирать их, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным пафосом».

«Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня убьете, я вас зарежу ночью из-за угла».

7. Какова роль женских образов в романе «Герой нашего времени»? Сопоставьте образы Бэлы и княжны Мэри: чем близко и чем они отличаются друг от друга?
8. Первоначально Лермонтов назвал свой роман «Один из героев начала века». Почему он отказался от этого названия? В чем принципиальная разница в названиях, первоначальном и окончательном?

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова
Вариант II

1. Какой из вопросов содержит в себе логическую ошибку?

а) Как княжна Мери обращалась к Максиму Максимычу?

б) Сколько лет Максим Максимыч прослужил в Тифлисе?

в) На каком языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин?
2. В чем сходства и различия героев романа, сопоставьте образы:

а) Печорина в Грушницкого

б) Печорина и Казбича
3. В чем заключается своеобразие композиции романа «Герой нашего времени». Почему роман заканчивается повестью «Фаталист».
4. Приведите доказательства того, что роман «Герой нашего времени» является романтическим.
5. Во взаимоотношениях с какими героями у Печорина проявляется «дух эксперимента»?


а) с Грушницким

б) с контрабандистами

в) с Верой

6. Сравните отрывки из дневника Печорина и из стихотворений Лермонтова.

а) Какие мотивы лирики Лермонтова нашли отражение в романе?

б) Какова роль лирического компонента в романной структуре?


«Я как матросу рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами... он...всматривается в туманную даль: не мелькнёт ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус…»
«...Умереть так умереть!.. Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты».
«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло бы меня совершенно».
«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...»

«Весело жить в такой земле!.. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего быт, кажется, больше?»

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

И жизнь уж нас томит,

как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.
И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви...

Воздух там чист, как молитва ребенка.

И люди, как вольные птицы, живут беззаботно.

7. Как изображена в романе могучая и великолепная стихия Кавказа? Каким образом автор сблизил своего героя с этой стихией? Какие сходства между двумя лермонтовскими героями - Печориным о Мцыри - вы заметили?
8. С какой целью Лермонтов в своем романе не отделят Печорина-рассказчика от Печорона-героя?

Тест по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
1. Как бы вы определили, кто такой Чичиков?


а) умный делец-предприниматель

б) мошенник

в) особый тип русского человека

2. Определите смысл заглавия поэмы:

а) по «ревизским сказкам» существовали «мертвые души», за которые надо было платить, как за живых

б) души героев-помещиков давно омертвели

в) живая душа русского народа оказалась в плену у казенной мертвой формы, антигуманных законов
3. С какой целью Гоголь ввел одинаковую для всех помещиков систему описания?

а) для удобства читателей

б) выделить черты каждого помещика

в) показать, что при всем различии во внешности у них одна сущность.
4. По какому принципу построена композиция поэмы?

а) по принципу «нисходящего» развития образов помещиков

б) по трем кругам: помещики, чиновники, Чичиков

в) по принципу чередования сюжетных и внесюжетных элементов
5. С какой целью Гоголь ввел в поэму второстепенных и эпизодических персонажей?

а) создать собирательный и конкретный образ русского народа

б) подчеркнуть типичность главных героев

в) в) представить разнообразие русских характеров
6. Вставьте пропущенные слова:

а) «Кулак, кулак! - подумал про себя Чичиков, торгуясь с..., - да еще и бестия в придачу!»

б) «казенные крестьяне сельца... соединившись с таковыми же крестьянами сельца Боровки, Задирайлово-тож, снесли с лица земли будто бы земскую полицию в лице заседателя».

в) «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у... народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета».
7. Узнайте героя поэмы по описанию:

а) «Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

б) «Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся...»

в) «Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит».
8. Почему в поэме «Мертвые души» практически отсутствует любовная линия? Какова роль женских образов в поэме?
9. Назовите основные темы и характер лирических отступлений в поэме «Мертвые души»?

Тест по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»
1. Узнайте персонажей пьесы по толкованию имен:

а) любезная, прелестная, «способная обольстить, обмануть, надуть, провести»;

6) «умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый»;

в) упрямый коротышка, недоросток.
2. Узнайте персонажей пьесы по описанию:

а) он учится русскому языку у бурлаков, а французскому - у английского лорда;

б) он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе» - лакея (вспомните, как он выглядит и где можно найти его портрет);

в) он выдавал себя за разбойника с большой дороги, а сам метил в мировые судьи.
3. Ответьте на вопросы, используя текст пьесы:

а) По какой причине австрийцы никак не могут победить турок?

б) Чем можно починить треснувшую пробку от графина?

в) Чем отличается «Ласточка» от «Самолета»?

г) Почему утренняя чашка чая Вожеватова в 21,67 раза дороже бутылки бургонского на столе у Карандышева?
4. Какой персонаж цитирует Гамлета: «...башмаков еще не износила. …О женщины! ... Ничтожество вас имя!»:


а) Карандышев

б) Кнуров

в) Паратов

г) Вожеватов

5. Назовите настоящую фамилию и профессию Робинзона. Какова роль Робинзона в развитии конфликта пьесы? Почему именно он оказывается рядом с Ларисой в роковые для нее минуты?
6. Какое приданое было у невесты Паратова?


а) нефтяные шахты

б) золотые прииски

в) крупное пароходство

г) она была бесприданницей

7. Дайте определение понятию «литературный герой». Есть ли «герой в «Бесприданнице»? Почему Лариса считает Паратова героем?
8. «Она (Лариса) умеет отличать золото от мишуры». Кому принадлежит эта фраза и что имел в виду ее автор?
9. Вставьте пропущенные слова или закончите фразы:

а) «Старшую увез какой-то князек».

б) «И возит на этом... Ларису Дмитриевну; сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет».

в) «Человек с большими... и малыми способностями».

г) «На свете нет ничего невозможного, говорят...».
10. Почему пьесу А. Н. Островского “Бесприданница” нельзя отнести к жанру трагедии, хотя главная героиня пьесы погибает?
11. Можно ли назвать выстрел Карандышева спасительным для Ларисы? Если да, то от чего он ее спас?
12. Литературовед Л. М. Лотман отметил, что Островский в «Бесприданнице» главным образом рассмотрел «проблемы современной любви в ее сложных взаимодействиях с материальными интересами, поработившими людей».

б) Назовите характер проблем, помимо основной, поднятых автором в произведении.

Вариант I

а) Волга играет существенную роль в сюжете пьесы

б) Для создания композиционного контраста между ширью жизни природы и узостью жизни обывателя

в) Волга в пьесе - символ свободы
2. Какова роль объемной экспозиции в пьесе?

а) знакомство с местом и обстоятельствами действия

б) знакомство с героями

в) знакомство с положительным героем - Кулигиным.
3. Определите кульминацию пьесы?

а) решение Катерины взять ключ

б) публичное покаяние Катерины

в) финальный монолог Катерины и ее решение броситься в Волгу
4. Какова основа власти самодуров в пьесе «Гроза»

а) материальная и моральная от них зависимость людей

б) действующее российское законодательство

в) сложившиеся вековые традиции
5. С какой целью в пьесу введен эпизодический образ странницы?

а) развитие сюжета

б) усиление комизма

в) подчеркнуть невежество героев пьесы
6. Кого боится Дикой?

а) того, кто физически сильнее его

б) того, от кого он материально зависим

в) высшего по общественному положению
7.

а) «Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

б) «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив».

в) «Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает».
8. Вставьте пропущенные слова:

а) «Да как знаю я теперича, что недели две никакой... надо мной не будет»

б) «А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто... в этом столбе летают и поют».

в) «Я понимаю, что все это наше..., а все-таки не привыкну никак».
9.

а) «И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

б) «В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то!»

в) «Мне только проститься с ним, а там…, а там хоть умирать. За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье - ему вечный покор!»
10. Какие традиции романтизма использовал А. Н. Островский при создании образа Катерины?

Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Вариант II

1. К какой общественной среде принадлежат герои пьесы А. Н. Островского «Гроза»?


а) помещичье-дворянской

б) купеческой

в) аристократической

г) народной

2. Определите завязку конфликта пьесы.

а) разговор Кулигина и Бориса

б) диалог Катерины и Кабанихи

в) диалог Катерины и Варвары
3. Какое определение нравам города Калинова дал Кулигин в разговоре с Борисом?

а) непросвещенные

в) жестокие
4. Какую роль играет в пьесе образ грозы?

а) просто природное явление

б) подталкивает Катерину на исповедь

в) символ божьего возмездия за грехи
5. С какой целью в пьесу введен образ Дикого?

а) показать еще один тип самодура

б) для развития сюжета,

в) нет определенной причины
6. Кого боится Кабаниха?

б) перемен в жизни

в) никого и ничего
7. Определите героя пьесы по цитатам:

а) «Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!»

б) «...матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была, и представить страшно».

в) «Собрался совсем, и лошади уж готовы. Так тоскует, беда! Уж я вижу, что ему проститься хочется».
8. Вставьте пропущенные слова:

а) «Ты только одна во всем городе умеешь меня...».

б) «Вот, братец ты мой, ... лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу».

в) «Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а …»
9. Определите какому герою принадлежат слова и озаглавьте фрагменты пьесы:

а) Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

б) «А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю».

в) «Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних».
10. Какие мотивы и образы русского фольклорного жанра вы заметили в пьесе? Каким образом они отражаются на характеристике Катерины и других героев?

1. Узнайте персонажей пьесы по толкованию имен:

а) любезная, прелестная, «способная обольстить, обмануть, надуть, провести»;

6) «умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый»;

в) упрямый коротышка, недоросток.

2. Узнайте персонажей пьесы по описанию:

а) он учится русскому языку у бурлаков, а французскому - у английского лорда;

б) он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе» - лакея (вспомните, как он выглядит и где можно найти его портрет);

в) он выдавал себя за разбойника с большой дороги, а сам метил в мировые судьи.

3. Ответьте на вопросы, используя текст пьесы:

а) По какой причине австрийцы никак не могут победить турок?

б) Чем можно починить треснувшую пробку от графина?

в) Чем отличается «Ласточка» от «Самолета»?

г) Почему утренняя чашка чая Вожеватова в 21,67 раза дороже бутылки бургонского на столе у Карандышева?

4. Какой персонаж цитирует Гамлета: «...башмаков еще не износила. …О женщины! ... Ничтожество вас имя!»:


а) Карандышев

б) Кнуров

в) Паратов

г) Вожеватов


5. Назовите настоящую фамилию и профессию Робинзона. Какова роль Робинзона в развитии конфликта пьесы? Почему именно он оказывается рядом с Ларисой в роковые для нее минуты?

6. Какое приданое было у невесты Паратова?


а) нефтяные шахты

б) золотые прииски

в) крупное пароходство

г) она была бесприданницей


7. Дайте определение понятию «литературный герой». Есть ли «герой в «Бесприданнице»? Почему Лариса считает Паратова героем?

8. «Она (Лариса) умеет отличать золото от мишуры». Кому принадлежит эта фраза и что имел в виду ее автор?

9. Вставьте пропущенные слова или закончите фразы:

а) «Старшую увез какой-то князек».

б) «И возит на этом... Ларису Дмитриевну; сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет».

в) «Человек с большими... и малыми способностями».

г) «На свете нет ничего невозможного, говорят...».

10. Почему пьесу А. Н. Островского “Бесприданница” нельзя отнести к жанру трагедии, хотя главная героиня пьесы погибает?

11. Можно ли назвать выстрел Карандышева спасительным для Ларисы? Если да, то от чего он ее спас?

12. Литературовед Л. М. Лотман отметил, что Островский в «Бесприданнице» главным образом рассмотрел «проблемы современной любви в ее сложных взаимодействиях с материальными интересами, поработившими людей».

б) Назовите характер проблем, помимо основной, поднятых автором в произведении.

Вариант I

а) Волга играет существенную роль в сюжете пьесы

б) Для создания композиционного контраста между ширью жизни природы и узостью жизни обывателя

в) Волга в пьесе - символ свободы

2. Какова роль объемной экспозиции в пьесе?

а) знакомство с местом и обстоятельствами действия

б) знакомство с героями

в) знакомство с положительным героем - Кулигиным.

3. Определите кульминацию пьесы?

а) решение Катерины взять ключ

б) публичное покаяние Катерины

в) финальный монолог Катерины и ее решение броситься в Волгу

4. Какова основа власти самодуров в пьесе «Гроза»

а) материальная и моральная от них зависимость людей

б) действующее российское законодательство

в) сложившиеся вековые традиции

5. С какой целью в пьесу введен эпизодический образ странницы?

а) развитие сюжета

б) усиление комизма

в) подчеркнуть невежество героев пьесы

6. Кого боится Дикой?

а) того, кто физически сильнее его

б) того, от кого он материально зависим

в) высшего по общественному положению

7.

а) «Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

б) «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив».

в) «Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает».

8. Вставьте пропущенные слова:

а) «Да как знаю я теперича, что недели две никакой... надо мной не будет»

б) «А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто... в этом столбе летают и поют».

в) «Я понимаю, что все это наше..., а все-таки не привыкну никак».

9.

а) «И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

б) «В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то!»

в) «Мне только проститься с ним, а там…, а там хоть умирать. За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье - ему вечный покор!»

10. Какие традиции романтизма использовал А. Н. Островский при создании образа Катерины?

Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Вариант II

1. К какой общественной среде принадлежат герои пьесы А. Н. Островского «Гроза»?


а) помещичье-дворянской

б) купеческой

в) аристократической

г) народной


2. Определите завязку конфликта пьесы.

а) разговор Кулигина и Бориса

б) диалог Катерины и Кабанихи

в) диалог Катерины и Варвары

3. Какое определение нравам города Калинова дал Кулигин в разговоре с Борисом?

а) непросвещенные

в) жестокие

4. Какую роль играет в пьесе образ грозы?

а) просто природное явление

б) подталкивает Катерину на исповедь

в) символ божьего возмездия за грехи

5. С какой целью в пьесу введен образ Дикого?

а) показать еще один тип самодура

б) для развития сюжета,

в) нет определенной причины

6. Кого боится Кабаниха?

б) перемен в жизни

в) никого и ничего

7. Определите героя пьесы по цитатам:

а) «Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!»

б) «...матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была, и представить страшно».

в) «Собрался совсем, и лошади уж готовы. Так тоскует, беда! Уж я вижу, что ему проститься хочется».

8. Вставьте пропущенные слова:

а) «Ты только одна во всем городе умеешь меня...».

б) «Вот, братец ты мой, ... лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу».

в) «Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а …»

9. Определите какому герою принадлежат слова и озаглавьте фрагменты пьесы:

а) Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

б) «А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю».

в) «Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних».

10. Какие мотивы и образы русского фольклорного жанра вы заметили в пьесе? Каким образом они отражаются на характеристике Катерины и других героев?

Тест по роману И. А. Гончарова «Обломов»

Вариант I

1. Узнайте персонажа по описанию:

1) «Ему уже за 30 лет. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу».


а) Обломов

б) Тарантьев

в) Пенкин

г) Штольц


2) «И лицо ее принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете».


а) Мария Михайловна

б) Ольга Сергеевна

в) Авдотья Матвеевна

г) нет правильного ответа


3) «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки <...> сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, пре красно сшитом, в щегольской шляпе... Он весел, напевает...»


а) Штольц

б) Обломов

в) Тарантьев

г) Волков


4) «Я два раза был за границей, после нашей премудрости, смиренно сидел на студенческих скамьях в Бонне, с Иене, в Эрлангене, потом выучил Европу как свое имение».


а) Штольц

б) Обломов

в) Волков

г) Судьбинский


5) «И родился и воспитан он был не как гладиатор для арены, а как мирный зритель боя...»


а) Иван Герасимович

б) Илья Ильич

в) Иван Матвеевич

г) Андрей Иванович.


2. Вставьте пропущенное слово:

«Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом по смотрел, что написано: вышло...»


б) обломовщина

в) справедливость

г) нет правильного ответа


3. Каково происхождение и чин Обломова?


а) дворянин

б) мещанин

а) коллежский секретарь

б) цензор

в) чиновник канцелярии


4. Что считал Обломов синонимом слова «труд»?


а) уважение

б) сказка


5. Назовите черты главного героя романа, особенно выделенные автором.

6. Сопоставьте образ жизни героя в Обломовке с петербургской жизнью. Назовите сходства и различия.

7. Ю. М. Лотман писал: «У Штольца идея собственного благополучия неотделима от мысли о труде. Желание отвоевать достойное место в жизни, пользоваться уважением, получить доступ в высший социальный слой - достаточный импульс, чтобы пробудить его к действию… Существование без труда и борьбы кажется ему неинтересным».

а) Докажите, что «существование без труда и борьбы кажется» Штольцу «неинтересным».

б) Какие еще побудительные мотивы Штольца к действию вы бы отметили?