5 ЛЕТ ДРУЖБЫ ПОКОЛЕНИЙ

15 сентября 2018 года в Москве состоялось 5-летие уникальной суворовской традиции «Внук - Сын - Отец - Дед». Совместный юбилей отпраздновали выпускники Московского суворовского военного училища 1963, 1983, 2003 годов и будущие выпускники 2023 года.

Празднование началось с церемонии награждения памятными знаками воспитанников МсСВУ и вручения Послания трех выпусков, запечатанное в капсуле 5 лет назад. В нем старшие выпускники оставили добрые пожелания и напутствия поколению «внуков», которые суворовцы откроют на церемонии своего выпуска в 2023 году.

Главные мероприятия проходили в Центральном музее Вооружённых сил России. В торжественной обстановке состоялась церемония вноса знамен Российской Федерации, Министерства обороны и, что особенно знаменательно, Красного Знамени Московского суворовского военного училища Вооруженных Сил Советского Союза. Добрые слова и пожелания прозвучали в выступлениях командования, преподавателей и выпускников четырех поколений Московского СВУ. После торжественного построения и митинга, суворовцы и ветераны приняли участие в праздничной экскурсии по Центральному музею ВС РФ.

Затем Московские суворовцы возложили цветы к монументу генералиссимуса А.В.Суворова, памятнику воинам-интернационалистам и военным морякам-подводникам.

Впервые в истории всех военных учебных учреждений Минобороны России, в систему воспитания достойных защитников Отечеству добавилась программа соборности и преемственности воинских традиций «Внук - Сын - Отец - Дед», которая основывается на дружбе и взаимопомощи четырех поколений выпускников и воспитанников с разницей в возрасте 20 лет.

Такая разница в возрасте позволяет выстроить образ системы семейного воспитания духовно-нравственных ценностей в звене «внук - сын - отец - дед», сохранить преемственность воинских традиций, обмениваться жизненным и профессиональным опытом, поддерживать и помогать друг другу.

СУТЬ ПРОГРАММ ПРОСТА И ПО-СЕМЕЙНОМУ ЛОГИЧНА:

«Внук» учится в суворовском училище и постигает азы служения.

«Сын» служит в офицерском чине, личным примером и советом вдохновляет и поддерживает суворовца («внука»), при необходимости обращаются за помощью к «отцу».

«Отец» служит Родине на ответственном направлении, наставляет «сына», присматривает за «внуком» и заботится о «дедушке», организует преемственность традиций, является генератором программы.

«Дед» - ветеран военной службы, подвижник кадетского движения, наставляет «отца» и «сына», присматривает за «внуком», при необходимости обращается за помощью к «отцу» и «сыну».

В рамках суворовской программы проводятся встречи, собрания, занятия, экскурсии, военно-патриотические и духовно-нравственные мероприятия.

ИДЕЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ И СПЛОЧЕНИЯ выпускников-суворовцев с такой разницей в возрасте возникла на общем собрании старших по выпускам общественной организации «Московские Суворовцы» в декабре 2012 года. А уже 14 сентября 2013 года состоялся первый в кадетской истории совместный юбилей, но только трех выпусков: 1963, 1983, 2003 годов, так как будущие выпускники 2023 года еще не поступили в МсСВУ.

За 5 лет дружбы поколений выработался механизм взаимодействия и взаимопомощи, сформировалась система преемственности традиций и духовно-нравственных ценностей, в которой все воспитанники и выпускники училища становятся членами одной большой и дружной суворовской семьи.

Обращаемся ко всем выпускникам суворовских военных, нахимовских военно-морских, кадетских училищ и корпусов, выпускникам высших учебных заведений, с призывом изучить опыт Московских суворовцев и создать у себя систему дружбы и взаимопомощи, преемственности традиций и духовно-нравственных ценностей нашего любимого Отечества.

Посмотреть (скачать) фотографии Юбилея можно на сайте «Московских суворовцев»...

ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА

04.06.1944 г. - Постановление Государственного Комитета Обороны СССР от № 6002 о создании суворовского военного училища в городе Горьком (Нижегородской области).

01.10.1944 г. - Сформировано Горьковское суворовское военное училище.

08.11.1944 г. - На площади Минина в г. Горьком училищу было вручено Красное Знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР. Вручение Знамени производил Заместитель Начальника УВУЗ ГУК НКО гвардии генерал-майор Никитченко.

24.11.1945 г. - Горьковское СВУ принимает участие в Параде Победы на Красной Площади города Москвы.

30.12.1961 г. - Приказом Министра обороны Союза ССР № 00149 установлен Годовой праздник училища - 1 октября.

30.08.1956 г. - Горьковское СВУ передислоцировано в г. Москву (Фили) на фонды, освобожденные Центральными курсами усовершенствования офицеров разведки ВС СССР, и переименовано в Московское суворовское военное училище.

С ноября 1957 г. - Московское СВУ принимает участие во всех военных парадах, проходивших на Красной площади.

1964 год. - Училище переходит на трёхлетнюю программу обучения.

1969 год. - Московское СВУ переходит на двухлетнюю программу обучения.

21.12.1991 г. - Московское СВУ передислоцировано в г. Москве по адресу Извилистый проезд, д.11 (фактически адрес: ул. Енисейская, д.41) на фонды, освобожденные 30-й школой младших специалистов строительных войск МО РФ.

1992 год. - Училище переходит на трёхлетнюю программу обучения.

12.06.2009 г. - Выпускники МсСВУ создают общественную организацию «Московские Суворовцы».

01.09.2009 г. - Московское СВУ переходит на 7-летний срок обучения и начинает принимать девочек.

2010 год. - Суворовцам запрещают участие в парадах Победы, военные предметы в МсСВУ нивелируются, офицерам запрещено носить военную форму.

2012 год. - Суворовцев вернули на Парад, девочек в МсСВУ больше не принимают, восстанавливаются военный дисциплины.

08.12.2012 г. - На общем собрании старших выпусков Московского – Горьковского СВУ принята программа «Внук-Сын-Отец-Дед» направленная на организацию дружбы, взаимодействия и взаимопомощи между выпусками МсСВУ с разницей в возрасте 20 лет.

14-15.09.2013 г. - Проведен первый в истории суворовских и нахимовских училищ совместный Юбилей выпусков 1963, 1983, 2003 годов.

15.09.2018 г. - Внук, сын, отец, дед - плечом к плечу, в одном суворовском строю!

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Помните Ника?так вот после того лета мы продолжили общение, я часто приезжала к Патрику, мы гуляли, ездили на море, играли в волейбол у них в поселке. Годы шли, мы все вырастали. У Патрика в семье произошли не большие материальные проблемы из за которых его семье пришлось переехать в спальный район Латвии- Зепниеккалнс, в трехкомнатную квартиру прямо напротив школы. Из за его переезда мы с Ником стали горазде реже видеться так же как и сам Патрик с Ником. Невероятно печальные новости. Но ведь они лучшие друзья и Ник может раз в месяц приезжал в гости к Патрику. Соответственно они звали меня и снова наша "банда" была в сборе, но к нам еще присоединилась наша с Патриком одноклассница Кэтрин, сокращенно Кэт.

Нам всем было ясно и видно,что Ник уделяет мне гораздо больше внимания нежели своему лучшему другу или какой то Кэт, девочке анорексичке с не очень приятной внешностью.
Ник всячески заигрывал со мной, толкался, пытался отобрать шапку или перчатки, вел себя как ребенок, на тот момент я уже точно не помню сколько нам было лет, но мы были уже более или менее по старше третьеклассников, может лет по 13, самый сладкий возраст, для различных срывов и нервозных конвульсий. Мы с Ником решили списываться в интернете, мы созванивались по Скайпу, сближались все быстрее и быстрее, он все чаще и чаще приезжал к Патрику, чтобы встретится со мной. Он никому не рассказывал, что он ко мне чувствует, я могла лишь догадываться и судить по его поведению.
Ник- первый красавчик нашей столицы-Риги- в него влюблены невероятное количество девчонок разных возрастов, он звезда футбола, его самооценка подскакивала до небес, и по сравнению со мной все те девушки, что бегали за ним были просто королевами Вселенной, но как было заметно они его совершенно не интересовали, ведь он все свое свободное время пытался проводить в общении со мной, звонил, писал. Но чего то больше чем дружба между нами не было вплоть до 9 класса. Я пыталась его подбить на какие то серьезные действия, а он как будто не понимал намеков и продолжал заигрывал со мной, оставаясь лишь друзьями, видимо для него это норма. Я смирилась с тем, что этого человека не переубедить и поняла, что он моя полная противоположность, его слишком затмила звездная болезнь.
Мы стали все меньше и меньше общаться, я уже почти смирилась с этим, ведь была просто симпатия. Но все же искала ему замену очень долго, много парней пытались заменить его, и с каждым ничего не выходило и мы расходились, и каждый раз когда Ник приезжал, и мы все вместе шли гулять, я вечно рассказывала про своих парней, чтобы хоть как то посмотреть на его реакцию и получить ход конем с его стороны. И как вы думаете как на это все реагировал Ник? Никак. Ему было параллельно. Ну может я это себе уже на придумывала, но выглядело это очень обидно, учитывая то, что между нами явно существовала какая то особенная связь, которую объяснить можем только мы, и только друг другу. Но не один из нас не осмеливался на этот шаг. Так мы и продолжали дружить.

15 сентября 2018 года в Москве состоялось 5-летие уникальной суворовской традиции «Внук - Сын - Отец - Дед». Совместный юбилей отпраздновали выпускники Московского суворовского военного училища 1963, 1983, 2003 годов и будущие выпускники 2023 года.

Празднование началось с церемонии награждения памятными знаками воспитанников МсСВУ и вручения Послания трех выпусков, запечатанное в капсуле 5 лет назад. В нем старшие выпускники оставили добрые пожелания и напутствия поколению «внуков», которые суворовцы откроют на церемонии своего выпуска в 2023 году.

Главные мероприятия проходили в Центральном музее Вооружённых сил России. В торжественной обстановке состоялась церемония вноса знамен Российской Федерации, Министерства обороны и, что особенно знаменательно, Красного Знамени Московского суворовского военного училища Вооруженных Сил Советского Союза. Добрые слова и пожелания прозвучали в выступлениях командования, преподавателей и выпускников четырех поколений Московского СВУ. После торжественного построения и митинга, суворовцы и ветераны приняли участие в праздничной экскурсии по Центральному музею ВС РФ.

Затем Московские суворовцы возложили цветы к монументу генералиссимуса А.В.Суворова, памятнику воинам-интернационалистам и военным морякам-подводникам.

Впервые в истории всех военных учебных учреждений Минобороны России, в систему воспитания достойных защитников Отечеству добавилась программа соборности и преемственности воинских традиций «Внук - Сын - Отец - Дед», которая основывается на дружбе и взаимопомощи четырех поколений выпускников и воспитанников с разницей в возрасте 20 лет.

Такая разница в возрасте позволяет выстроить образ системы семейного воспитания духовно-нравственных ценностей в звене «внук - сын - отец - дед», сохранить преемственность воинских традиций, обмениваться жизненным и профессиональным опытом, поддерживать и помогать друг другу.

Суть программ проста и по-семейному логична:

«Внук» учится в суворовском училище и постигает азы служения.

«Сын» служит в офицерском чине, личным примером и советом вдохновляет и поддерживает суворовца («внука»), при необходимости обращаются за помощью к «отцу».

«Отец» служит Родине на ответственном направлении, наставляет «сына», присматривает за «внуком» и заботится о «дедушке», организует преемственность традиций, является генератором программы.

«Дед» - ветеран военной службы, подвижник кадетского движения, наставляет «отца» и «сына», присматривает за «внуком», при необходимости обращается за помощью к «отцу» и «сыну».

В рамках суворовской программы проводятся встречи, собрания, занятия, экскурсии, военно-патриотические и духовно-нравственные мероприятия.

Идея объединения и сплочения выпускников-суворовцев с такой разницей в возрасте возникла на общем собрании старших по выпускам общественной организации «Московские Суворовцы» в декабре 2012 года. А уже 14 сентября 2013 года состоялся первый в кадетской истории совместный юбилей, но только трех выпусков: 1963, 1983, 2003 годов, так как будущие выпускники 2023 года еще не поступили в МсСВУ.

За 5 лет дружбы поколений выработался механизм взаимодействия и взаимопомощи, сформировалась система преемственности традиций и духовно-нравственных ценностей, в которой все воспитанники и выпускники училища становятся членами одной большой и дружной суворовской семьи.

Обращаемся ко всем выпускникам суворовских военных, нахимовских военно-морских, кадетских училищ и корпусов, выпускникам высших учебных заведений, с призывом изучить опыт Московских суворовцев и создать у себя систему дружбы и взаимопомощи, преемственности традиций и духовно-нравственных ценностей нашего любимого Отечества.

Скачать все фотографии Юбилея: https://yadi.sk/d/L5gaoDe8skgHJg


Из истории Московского суворовского военного училища

04.06.1944 г . Постановление Государственного Комитета Обороны СССР от № 6002 о создании суворовского военного училища в городе Горьком (в н.в. - Нижний Новгород).

01.10.1944 г. Сформировано Горьковское суворовское военное училище.

08.11.1944 г. На площади Минина в г. Горьком училищу было вручено Красное Знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР. Вручение Знамени производил Заместитель Начальника УВУЗ ГУК НКО гвардии генерал-майор Никитченко.

24.06.1945 г. Горьковское СВУ принимает участие в Параде Победы на Красной Площади города Москвы.

30.12.1961 г. Приказом Министра обороны Союза ССР № 00149 установлен Годовой праздник училища - 1 октября.

30.08.1956 г. Горьковское СВУ передислоцировано в г. Москву (Фили) на фонды, освобожденные Центральными курсами усовершенствования офицеров разведки ВС СССР, и переименовано в Московское суворовское военное училище.

С ноября 1957 г. Московское СВУ принимает участие во всех военных парадах, проходивших на Красной площади.

1964 год.

1969 год. Московское СВУ переходит на двухлетнюю программу обучения.

21.12.1991 г. Московское СВУ передислоцировано в г. Москве по адресу Извилистый проезд, д.11 (фактически адрес: ул. Енисейская, д.41) на фонды, освобожденные 30-й школой младших специалистов строительных войск МО РФ.

1992 год. Училище переходит на трёхлетнюю программу обучения.

12.06.2009 г. Выпускники МсСВУ создают общественную организацию «Московские Суворовцы».

01.09.2009 г. Московское СВУ переходит на 7-летний срок обучения и начинает принимать девочек.

2010 год. Суворовцам запрещают участие в парадах Победы, военные предметы в МсСВУ нивелируются, офицерам запрещено носить военную форму.

2012 год. Суворовцев вернули на Парад, девочек в МсСВУ больше не принимают, восстанавливаются военный дисциплины.

08.12.2012 г. На общем собрании старших выпусков Московского – Горьковского СВУ принята программа «Внук-Сын-Отец-Дед» направленная на организацию дружбы, взаимодействия и взаимопомощи между выпусками МсСВУ с разницей в возрасте 20 лет.

14-15.09.2013 г. Проведен первый в истории суворовских и нахимовских училищ совместный Юбилей выпусков 1963, 1983, 2003 годов.

15.09.2018 г. Внук, сын, отец, дед - плечом к плечу, в одном суворовском строю!






























Наталья Башкирева
Воспитательный досуг «О дружбе и друзьях» в группе детей 5–6 лет

Цель : формирование у детей представления о нравственном понятии - дружба .

Задачи :

Образовательная : учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе , углублять представление детей о доброте , как едином неотъемлемом качестве человека, учить детей размышлять нравственной сутью поступков, обогатить опыт детей действиями и поступками, которые могут порадовать окружающих; расширять словарный запас детей : дружба , друг.

Развивающая : развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, а также развитие навыков межвозрастного общения.

Воспитательная : воспитывать справедливое отношение к друг другу, воспитывать доброжелательно отношение к сверстникам и взрослым.

Материал : музыкальный центр, аудиозаписи песен Б. Савельева «Насточщий друг» ; «Вместе весело шагать» , Д. Львова «Шире круг» ; оборудование для препятствий (кубики, обручи, доски, стихотворение «Заяц и Ёж на горке»

Предварительная работа : Ознакомление с пословицами о дружбе ; чтение художественной литературы : Л. Н. Толстой «Отец приказывал сыновьям…» ; С. Михалков «Дядя Стёпа» ; Братья Гримм «Бременские музыканты» ; З. Ежикова «Крот и его друзья » ; индивидуальные беседы с детьми по теме занятия.

Воспитатель : Гости к нам пришли сегодня

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь .

(Воспитатель и дети садятся на стульчики, образуя круг.)

Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим друг на друга ласково и нежно. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Точно также каждый из вас добрым и ласковым взглядом будет приветствовать своего товарища. (Дети выполняют задание) .

Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами.

Почувствуйте тепло друг друга через руки. Вам стало теплее? Это потому, что мы передаём друг другу тепло своей души.

Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг» .

Воспитатель : Я не случайно включила эту песню. Кто из вас уже догадался, о чём мы будем с вами сегодня говорить?

Дети : Сегодня мы будем говорить о дружбе .

Воспитатель : Да, сегодня мы с вами будем говорить именно об этом. Это удивительное и волшебное слово.

Воспитатель : Дети, как вы понимаете, что такое дружба ?

Дети : Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем, помогаем кому-то…

Воспитатель : Дружба - это когда люди хотят быть вместе; когда вместе играют, не ссорятся, защищают слабых. Дружба-это улыбка друзей . Значит, друзья - это люди , с которыми нам приятно и интересно быть вместе. Про друзей пишут сказки и рассказы, сочиняют песни, придумывают пословицы. А вы знаете пословицы о друзьях , о дружбе ? Давайте их вспомним.

Дети : Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей , что дерево без корней.

Нет друга - ищи, а нашёл- береги.

Один за всех и все за одного

Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Друг познается в беде.

Старый друг, лучше новых двух.

Своя семья - самые верные друзья .

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Воспитатель : Молодцы. Давайте возьмёмся за руки. Наши ладошки помогают нам играть друг с другом, давайте поиграем? Нужно встать парами, лицом друг к другу и повторять за мной.

Физкультминутка «Ладошки»

Вот у нас игра какая :

Хлоп, ладошка, (дети соединяют “зеркально” свою ладошку с ладошкой напарника, начинают с любой, по своему выбору).

Хлоп, другая.

Правой правую

Мы похлопаем немножко, (3 хлопка правой ладошкой по правой ладошке соседа)

Ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай. (3 хлопка левой ладошкой)

А потом, потом,

Левой правую побьем. (3 хлопка левой ладошкой по правой ладошке, и наоборот) .

Вверх ладошки – хлоп, хлоп.

По коленкам шлёп, шлёп.

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлёпай. .

Можешь хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой.

Справа – можем, слева – можем!

И крест – накрест руки сложим.

Воспитатель : Молодцы! Я вам предлагаю отправиться на «Остров дружбы » … Как вы думаете, какой он должен быть?

Дети : Светлый, красивый, большой.

Воспитатель : Почему вы так считаете?

Дети : Чтобы всем хватило места для игр, чтобы было интересно, радостно, весело

Звучит аудиозапись песни «Вместе весело шагать» .

Спортивная игра «Змейка» - дети берутся за руки и проходят «змейкой» через обруч, перешагивают через кубики, проходят по гимнастической доске. Возвращаются, становятся в круг и произносят девиз победы :

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два.

Кто шагает дружно в ряд ?

Самый дружный наш отряд .

Дружба всем нужна на свете .

Будьте дружными все дети .

(Дети садятся на стулья)

Игра : «Да-да-да» , «нет-нет-нет» .

Цель. Активизация внимания, создание положительного эмоционального настроя группы .

Будем крепко мы дружить ?

(да-да-да)

Нашей дружбой дорожить ?

(да-да-да)

Мы научимся играть?

(да-да-да)

Другу будем помогать?

(да-да-да)

Друга нужно разозлить?

(нет-нет-нет)

А улыбку подарить?

(да-да-да)

Друга стоит обижать?

(нет-нет-нет)

Чай с друзьями будем пить ?

(да-да-да)

Молодцы! Справились с заданием.

(Воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре , выдаёт соответствующие шапочки зверей, детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.)

Инсценировка стихотворения «Заяц и Ёж на горке»

Жили два друга Зайчик и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне горку нашли.

Ёжик навстречу горке шагнул

Заяц горку к себе потянул

Заяц : «Я первый!»

А Ёжик : «Нет, я!»

Не уступают друг другу друзья .

Заяц обиделся : «Значит ты Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош!»

Воспитатель : Почему Заяц решил не дружить с Ёжиком ? (ответы детей )

Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями ? (ответы детей )

Как помирить друзей , сделать так чтобы так, чтобы ссоры не было? (ответы детей )

Давайте я ещё раз прочитаю стихотворение, ну уже с весёлым концом, когда зайчик и ёжик договорились.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Зайчик и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне горку нашли.

Ёжик на встречу горке шагнул

Заяц горку к себе потянул

Заяц сказал : «Прокачу я тебя, мы ведь с тобою Ёжик друзья »

Воспитатель : Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться? (ответы детей : уметь договариваться) А как вы считаете каким должен быть друг? (ответы детей : добрым, внимательным, отзывчивым) Давайте прикрепим на Цветок дружбы лепесток доброты и отзывчивости в виде сердечка.

А теперь проверим, сможете ли вы узнать своего друга. Дети встают парами. Звучит аудиозапись песни «Шире круг» . Дети под музыку танцуют в разных местах зала. Как только музыка затихает, они должны быстро найти своего друга.

Танец парами.

Воспитатель : Дети, вам понравилось на нашем «Острове Дружбы » ? А что вам особенно запомнилось в нашем путешествии?.

Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг» , дети возвращаются назад в детский сад.

Воспитатель : Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать и наши близкие : родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки. Они любят вас. Вы дороги им. Относитесь к ним с любовью, добротой и вы приобретёте настоящих друзей .

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ : а теперь я предлагаю вам угостить конфетами того, с кем вы сегодня танцевали в паре.

Светлана Ларина, колумнист, сайт, разбирается в вопросе, с какого возраста нужны друзья моему ребенку, и как выбрать «правильных» друзей.

До трех лет

Самый лучший вариант — гулять вблизи площадки с более взрослыми детьми. Ваш малыш будет с любопытством и жадностью следить за каждым движением старших ребят, а как только они уйдут, побежит в песочницу копировать увиденное: лепить пасочки, копать ямки и украшать их веточками.

Задача мамы. Найти детскую площадку с «правильными» по ее мнению детьми, с которых можно брать пример. На такой площадке мальчики не обижают девочек, не ругаются, а их родители не пьют пиво на лавочке. В таком случае «дружба на дистанции» принесет малышу большую пользу, он будет учиться хорошо вести себя в коллективе.

С трех до пяти

В этот период ребенок усваивает правила поведения в обществе и применяет их на детской площадке:

У него уже не будет истерики, если любимая игрушка окажется в чужих руках;

Он усваивает принцип «очереди», чтобы поиграть с игрушкой другого ребенка;

Начинает участвовать в ролевых играх типа дочки-матери или автомобильных гонок;

Учится играть по правилам.

С трех лет ребенка можно водить в центр раннего развития, ему будет интересно общаться со сверстниками и видеть, что умеют делать другие.

Задача мамы. Как и раньше, тщательно выбирать детскую площадку. Не ориентируйтесь на то, что у «Маши такая приятная мама, нам есть о чем поговорить», если Маша все время ссорится с вашей дочерью и начинает драку. Кстати, о конфликтах — помогайте ребенку понять, был ли он прав или нет. В этом возрасте можно и нужно вмешиваться в детские ссоры.

Пять-семь лет

Длительность игр у детишек увеличивается, они могут часами возиться с куклами или машинками. При этом их общение не ограничивается «ролями» или правилами, они могут разговаривать на отвлеченные темы.

Например, обсудить новый мультик, фильм или игрушку, и даже посплетничать. В этом возрасте детям важно завоевать хорошую репутацию у друзей, они могут вести себя на площадке совсем не так, как дома. Это нормально, взрослые ведь тоже так поступают — на работе мы ведем себя совсем иначе, чем дома.

Задача мамы. Чтобы не ранить ребенка и не навредить его репутации, не ругайте при всех, постарайтесь не вмешиваться в ссоры. Если ситуация не выходит из-под контроля, спокойно наблюдайте за ней. Лишь в случае драки или затянувшегося конфликта можно подойти к детям и узнать подробности. Не принимайте ничью сторону, помогите им самим разобраться, чья была вина. А по дороге домой желательно еще раз обсудить сложившуюся ситуацию, и, если считаете нужным, поругать ребенка.

От семи лет

Дети сами себе могут выбрать друзей, и часто мама уже не может им помешать завести «плохую дружбу». Ведь в школе не уследишь за ним. Даже если до семи лет вы выбирали ему хорошую компанию, ребенка может потянуть на общение с отъявленными хулиганами.

Задача мамы. Узнав, что ваш ребенок дружит с хулиганами, объясните ему, чем грозит такое общение:

Плохими отметками;

Недовольством учителей;

Неправильным поведением;

И вытекающими из всего этого последствиями.

Обязательно поговорите с учителем и попросите рассадить друзей, если они делят одну парту на двоих или сидят рядом.

Воображаемые друзья

Многие мамы переживают по поводу наличия воображаемых друзей у ребенка. Это не значит, что малышу не хватает общения, или он растет замкнутым и асоциальным. Это значит, что у него хорошая фантазия.

К тому же, невидимые друзья помогают малышам бороться со страхами (например, в темноте с ними не так страшно), проявлять способности и даже учиться быть храбрее (часто такие друзья могут быть отважными летчиками или военными).

Кроме того, друг поможет ребенку сказать то, что тот сам боится, к примеру, попросит папу купить еще одно пирожное «для него».

Из всего вышесказанного делаем следующие логичные выводы

До трех лет ребенку важно наблюдать за другими детьми и копировать их поведение. Следите за тем, чтобы его окружали неагрессивные ребята;

От трех до пяти лет не ограждайте ребенка от вредных детишек, малышам нужно учиться постоять за себя;

От пяти до семи лет — объединяйте детей по интересам, например, гуляйте с детьми, с которыми ваш ребенок ходит на танцы или на рисование. Вместе они учатся обсуждать увиденное и услышанное.

С семи лет контролировать дружбу тяжелей. Чаще приглашайте друзей малыша к себе в гости, так вы сможете понять, так ли хороши или плохи новые товарищи.

И главное — просто учите ребенка общению, и он сам научится выбирать интересных ему друзей.

Светлана Ларина, колумнист , разбирается в вопросе, с какого возраста нужны друзья ребенку, как родителям выбрать «правильных» друзей. И стоит ли в принципе вмешиваться в детскую дружбу?

Сразу после того, как мамы потратили силы и время на то, чтобы , они начинают искать ему друзей. В каком возрасте должны появиться друзья у ребенка и нужны ли они?

Детская дружба до трех лет

Крохе до трех лет действительно не нужны друзья. И дело не в том, что мама заменяет ему весь мир, а в том, что он не может еще дружить, не понимает, как это.

На детской площадке нередко можно увидеть двухлеток, отчаянно дерущихся за одну игрушку, или мальчика, который всех осыпает песком. И сколько бы мама не говорила ему прекратить хулиганить, он будет продолжать, при этом весело улыбаясь.

Не стоит пугаться этой агрессии и непослушания. Малыши не понимают чувств другого человека, пройдет еще год, прежде чем они начнут осознавать последствия своих поступков.

Отсюда следует, что специально сводить детей до трех лет и пытаться сдружить их не нужно, как бы мамам не хотелось этого. Такая дружба в радость только самим мамам, у которых появляется возможность пообщаться с «коллегами», дети же будут только шкодить друг другу и проливать море слез.