Сыну моей соседки Алексею 13 лет - сложный возраст. Переходный. И протекает он у них достаточно тяжело.
Мальчишку кидает то в жар, то в холод.
Проблемы нарастают и наслаиваются одна на другую: учиться стал из рук вон плохо, нахватал двоек, начал выкручиваться, обманывать родителей и учителей. Уроки не учит, пересдачи игнорирует. Деньги вытащил из семейной шкатулки, немного, но все же. Грубит, убегает на улицу (дома нудят насчет учебы, кому ж приятно слушать), бросил секцию, на которую ходил со второго класса, завел странных приятелей - в общем, обычная история. Все катится, как снежный ком, угрожая перерасти в лавину.
Мама, как человек неглупый, понимает, что ситуацию как можно скорее надо разруливать. Пока не стало поздно.

Обратилась к школьному психологу.
Так и так, мол, семья полная, достаточно обеспеченная, родители живут дружно, сына любят, время ему уделяют, практикуют семейные традиции, практически каждый выходной вместе ездят в кино, в музей или просто в парк. У мальчишки и ролики, и велосипед, и абонемент в бассейн, и гитара, и собака. И разговаривать стараются, и контакт поддерживать, и до последнего времени все было прекрасно.
Ребенок учился хорошо, на тренировки ездил с удовольствием, посуду мыл без напоминаний, собаку выводил.
А сейчас ни с того ни с сего вдруг все сорвалось с рельсов и полетело в тартарары.
Никогда не думали, что у них, в их семье, так будет.

А у вас беременность была желанная? - чуть ли не сразу в лоб спросила психолог.
Ну... как сказать. Беременность возникла несколько неожиданно, если честно. Как это бывает часто.
И несколько дней, а может и недель, она тогда металась - как же быть, что же делать. Как маме сказать, что теперь с институтом будет, как отреагирует будущий отец. И даже шальная мысль была, подленькая такая - а может, сделать аборт, да и дело с концом?
Но потом как-то все утряслось и сложилось. Мама поддержала, с мужем расписались и живут, к слову сказать, долгие годы душа в душу, и с институтом устроилось, и потом с работой...

Ну вот! - чуть ли не торжествующе сказала психолог. - Сами говорите - беременность нежеланная, хотели сделать аборт. Здесь и корень ваших проблем. Ваш сын практически с момента зачатия развивался с ощущением, что он не нужен. А что вы теперь-то хотите? Его мать родная отторгала!.. А дальше что было? Как беременность протекала, роды?

Беременность протекала без проблем, а вот роды...
Это был, откровенно говоря, кошмар.
Соседка до сих пор не может слышать даже слова с этим корнем - роды, рожать, роддом. Сразу меняется в лице. Что уж там было конкретно такого мучительного, она не говорит, но факт тот, что из роддома она убегала бегом, выхватив ребенка, никаких фотографий сделать не дала и вообще в себя приходила долго.
Муж несколько раз заговаривал о втором ребенке, но она и слышать не желала. "Еще раз в РОДДОМ??? Ни за что!!"

Ну, милая моя, так чего вы удивляетесь! - сказала психолог. - Вам удивляться надо, что до 13 лет у вас все в порядке было!..

По-моему, все это притянуто за уши, - рассуждает соседка. - Выходит, все, что было на протяжении 13 лет, все родительские усилия, вся любовь, вложенное время, разговоры по душам, поездки, семейные праздники - это ерунда? Важно лишь то, что было в момент зачатия и родов? И что мне в таком случае теперь делать? Сесть на машину времени и слетать на 13 лет назад??
Кстати говоря, внятных рекомендаций ей не дали. Терпите, мол, любите, разговаривайте по душам, перерастет. ну вы же мать, лучше знаете своего ребенка. Смотрите сами, как до него достучаться. Рецептов тут нет.

Рецептов нет, у всех по-разному, но зато на все случаи один готовый ответ - это все потому, что вы беременеть не хотели.
Странно все это.

Ровно половина моих знакомых в шоке была, узнав про беременность! - говорит соседка. - Тем не менее, дети выросли, и почти везде все в порядке! Подруга вон не только думала про аборт, но ведь и записалась, и пошла, уже очередь отстояла и... раздумала. Родила, дочери 15, мать на нее не нарадуется - умница, красавица, отличница. Хотя живот во время беременности она точно не наглаживала, рыдала каждый день, да и ребенка растила до 5 лет одна, пока второй раз замуж не вышла... Что, интересно, на это психолог скажет?..

В последнее время модно стало придавать сверхзначение мелочам - кто там ребенка первый на руки взял, в какой момент отрезали пуповину, как мать реагировала на известие о беременности, читала ли животу сказки и т.д.
В то же время очень многие мои знакомые, уже взрослые состоявшиеся люди, ЗНАЮТ, что были нежеланными детьми. Ну просто родители взяли и сказали - вот мол так и так. В пылу ссоры, или в разговоре где-то. Ну да, неприятно было, но умом от такого известия никто не тронулся, живут, и люди вполне успешные, своих детей растят, любимых и желанных. Да и с родителями сейчас отношения нормальные. Мало ли что было.

А уж про сложные роды и вообще смешно.
А как вы думаете, это правда имеет большое значение?
И как тогда человечество вообще дожило до наших дней, если дурная мысль в первом триместре беременности способна чуть ли не сотворить из человека убийцу?

Или все-таки эти все рассуждения притянуты за уши?

Нежеланным называют ребенка, появления которого, не хотел один или оба родителя. Как показывает практика, это факт накладывает сильное влияние на формирование личности ребенка. Во взрослом возрасте такие люди часто обращаются к психотерапевтам с различными проблемами.

Проблема такого человека заключается в том, что он видит мир через призму чувства нежеланности. Из-за этого он может испытывать психологический дискомфорт в виде чувства незащищенности, вины и стыда за то, что его рождение не оправдало родительских ожиданий.

Нежеланных детей можно разделить на две группы:

  • Дети, появление которых не планировалось. Слишком ранняя или поздняя беременность, дети, родившиеся на следующий год после рождения первого ребенка, нежелание рожать от определенного мужчины, мужчина бросает мать после новости о беременности и т.п.
  • Дети, нежеланные по половому признаку. Чаще всего это третьи, четвертые или пятые подряд по счету мальчики или девочки.

Не в каждом случае нежеланный ребенок становится менее любимым. В большинстве случаев, они получают достаточно родительской любви. Несмотря на то, что судьбы у таких детей разные, есть некоторые признаки присущие почти всем нежеланным детям:

  • повышенный уровень тревожности;
  • чувство вины за то, что появились не вовремя;
  • ощущение одиночества, ненужности;
  • непонятный психологический дискомфорт.

Реже у нежеланного ребенка могут быть депрессии, аффективные расстройства, аутоагрессия, склонность к зависимостям. Кроме того, такие дети бывают более ревнивыми, обидчивыми, неуспешными на личном фронте. Проблемы в личной жизни возникают из-за того, что человек не может поверить в то, что его могут искренне любить. Желание быть любимыми родителями заставляет такого ребенка постоянно доказывать, что он достоин ласки и заботы не меньше других детей в семье.

Если привлечь внимание по-хорошему не получается, ребенок может начать делать это с помощью болезней или попыток самоубийства. Желая вызвать к себе жалость, ребенок показывает, как ему не хватает любви. Из-за дефицита родительской любви некоторые дети начинают ненавидеть сестер или братьев.

В более удачных случаях нежеланный ребенок становится напористым человеком, добивается успехов, чтобы доказать взрослым, что они ошибались на его счет. Он старается во всем быть успешнее, чем другие дети в семье. Исследования показывают, что нежеланные дети – самые заботливые. Они старательно заботятся о пожилых родителях.

Если говорить о нежелательных детях по половому признаку, то к вышеперечисленным трудностям могут добавиться еще и проблемы в сексуальной сфере. При некорректном отношении родителей (когда, например, мальчика в раннем возрасте одевают и воспитывают как девочку) могут появиться склонности к гомосексуализму, различные сексуальные расстройства, человек может стать транссексуалом или бисексуалом.

Нежеланность ребенка не всегда имеет острое негативное воздействие на его будущую жизнь. Последствия зависят от многих факторов: отношения родителей, воспитания, особенностей нервной системы, социального окружения. Нежеланные дети не всегда становятся несчастными, но определенный отпечаток эта особенность оставляет всегда.

Кто же не знает, кто такие нежеланные дети? Нежеланные дети — это дети, рождение которых было нежелательно для обоих или одного из родителей. Но в обыденной жизни мало кто связывает нежеланность рождения человека, особенно если он уже взрослый, с его несчастной судьбой.

А для психолога, психотерапевта нежеланность рождения — это своего рода диагноз. Многие проблемы клиента, пациента становятся сразу понятными и объяснимыми, когда мы узнаем, что ребенок родился нежеланным. Дело в том, что такие люди на весь мир склонны смотреть через призму нежеланности своего рождения, чувствуя себя обделенными безусловной любовью, незащищенными. Для них ощущение нежеланности рождения равнозначно потере любви, а значит, потере базисного чувства безопасности и доверия к миру.

Нежеланных детей можно разделить на 2 категории : первая — это дети, рождения которых не хотели вообще, а также незапланированные по времени так называемые «нечаянные» дети; вторая категория — это дети, нежеланные по полу.

К первой категории можно причислить детей, рожденных вне брака, после изнасилований, несовершеннолетними родителями, в климактерическом периоде (когда беременность вначале считают просто полнотой). Сюда можно отнести детей женщин, которые не хотели рожать от определенного человека, а также детей, из-за появления которых родители были вынуждены жениться. В эту же группу входят незапланированные дети, которые родились в тот же или следующий год после рождения предыдущего ребенка, и те дети, в отношении которых были попытки аборта (просто намерения или действия).

По степени нежеланности по полу самые нежеланные, конечно, это третьи, четвертые (и далее) девочки или мальчики, рожденные подряд. Часто таких детей в России называют именами, которые имеют и женский, и мужской варианты. Например, дочь Александра, Валерия или сын Валентин, Евгений и т. д. Не так редки случаи, когда, например, разочарованный отец отказывается забирать из роддома пятую дочь, а мама впадает в депрессию от третьего сына.

Особенно тяжело переносится рождение дочерей в венценосных и титулованных семьях в странах, где по закону корона или титулы передаются только по мужской линии.

Однако не всегда нежеланные дети — это нелюбимые дети. Довольно часто они становятся самыми любимыми. Чаще всего, по наблюдениям, становятся самыми любимыми младшие, больные или болезненные дети, похожие на родителей или очень красивые.

Как показывает практика, несмотря на разность судеб, для многих, если не для всех, нежеланных детей свойственны повышенная тревожность и чувство вины за то, что они пришли в этот мир, не оправдав ожиданий своих близких.

Им могут быть присущи чувства одиночества, брошенности и неприкаянности. Они чаще желанных детей испытывают депрессию, аффективные расстройства, немотивированную агрессивность или аутоагрессию (от грызения ногтей до попыток самоубийства), склонность к алкоголизму и другим зависимостям. Согласно некоторым исследованиям, попытками аборта, то есть нежеланностью рождения, объясняются причины некоторых психических заболеваний.

Нежеланные дети чаще желанных бывают ревнивы, обидчивы, неуспешны в любви, семейной жизни. Это происходит потому, что они не могут поверить в то, что заслуживают любовь и своим поведением провоцируют ссоры и расставания, выбирают заведомо неподходящих партнеров.

Важно подчеркнуть, что у нежеланных детей, которых любят родители, особенно оба, перечисленные переживания и свойства характера менее выражены, а перспективы будущего более благоприятны.

Нежеланные дети обычно всю жизнь пытаются, как могут, доказать своим родителям, что они лучше своих братьев-сестер.

В худшем случае одни бессознательно делают это, привлекая внимание родителей болезнями, попытками самоубийства. За желанием получить свою порцию жалости у них может стоять попытка получить от них хоть толику любви. Другие, потеряв надежду на получение любви и внимания родителей, просто становятся несчастными, неудачниками. Некоторые нежеланные дети, не простив родителей, начинают ненавидеть и их, и своих братьев-сестер.

В благополучных вариантах нежеланные дети — самые упорные борцы, которые во что бы то ни стало добиваются успехов ради своей основной цели: доказать родителям, что они ошибались, причислив их к нежеланным. Им важно добиться большего, чем братья-сестры, им кажется, что только так можно заслужить любовь родителей. Нежеланность рождения для таких людей является мотивацией для достижения успеха, своего рода «золотым пинком», стимулом для достижения успехов. Однако при всей своей успешности они могут продолжать ощущать себя одинокими, неприкаянными или агрессивными.

Между тем, известно любопытное наблюдение, что нежеланные дети чаще всего самые заботливые, старательно ухаживающие за больными и престарелыми родителями. Часто родители умирают на руках у нежеланных детей. Таким образом они еще раз доказывают, насколько они были достойны любви и признания. К слову сказать, наследство, однако, достается, как правило, желанным детям.

Что касается нежеланных детей по полу, они, кроме всех перечисленных проблем, могут иметь проблемы половой и сексуальной идентичности, то есть иметь склонность к гомосексуализму, транссексуализму, трансвестизму, страдать различными сексуальными расстройствами.

О том, как нежеланность рождения может негативно влиять на судьбу человека, говорит такой пример из психотерапевтической практики.

Молодая, глубоко несчастная женщина жалуется на то, что все мужчины ее бросают. Оказалось, что она по рождению вторая дочь. Отец так хотел сына, что до 5 лет называл ее сынком и старался, вопреки ее протестам, воспитать из нее «настоящего мужчину». В результате такого воспитания его любимая дочка стала нервной, неуверенной, несчастной женщиной, которая до психотерапии даже не могла родить. Она всегда жила с чувством вины перед отцом и любимыми мужчинами, боялась потерять их любовь. И всегда ее все бросали, кроме отца, которого она и любила, и ненавидела одновременно.

А вот насколько сильно нежеланность рождения ребенка влияет на его судьбу, зависит от многих факторов. Кроме любви родителей, это и воспитание, и социальное окружение, а также особенности нервной системы и способы реагирования организма на стрессы, психотравмы. Так что нельзя сказать, что нежеланные дети — всегда несчастные люди, хотя нежеланность рождения всегда в какой-то мере влияет на судьбу.

Иногда только осознание того, что все их проблемы объясняются всего лишь нежеланностью рождения, некоторым людям помогает по-новому оценить свои поступки, отношения, прошлую жизнь и настоящее. В сложных случаях, конечно, не обойтись без психотерапии.

Что значит нежеланный ребенок? Это означает, что этого ребенка не планировали рожать, и его ожидает жизнь без материнской любви. Сам по себе факт, которым не гордятся. Но, все же редко задумываются о последствиях для ребенка, если он не желанен и не любим родителями и, в первую очередь, матерью.

Много различных ситуаций могли привести к появлению нежеланного ребенка. Вот некоторые из них:

  • несвоевременная беременность, когда или она забеременела случайно;
  • ненависть к отцу будущего ребенка — семейному тирану или насильнику;
  • тяжелое финансовое положение мамы или всей семьи, где возможно уже есть дети.

Стоит отличать нежеланного ребенка от незапланированного, нечаянного, у второго более счастливая судьба, в больше половины случаев к концу беременности мама примиряется с мыслею о малыше и уже начинает ждать и любить его.

Взаимоотношения нежеланного ребенка с окружающими

Психологи в своей практике используют метод погружения в различные периоды детства и внутриутробного развития человека. Чтобы понять, как повлияло на психику нежеланного ребенка отношение к нему его матери, обратимся к американскому врачу Станиславу Гроффу .

По его теории беременность и рождение ребенка состоят из нескольких периодов. И каждый период, вернее проживание ребенка в нем, имеют определенное значение для будущего этого человека.

С того момента, когда происходит зачатие ребенка и до родов называют «матрицей счастья, наивности » по теории Гроффа. В это время ребенок испытывает радость, покой и безмятежность. Но это происходит, только если мама уже любит и ждет своего малыша. Позитивное общение мамы с ребенком, когда она разговаривает с ним, называет его ласкательными словами, влияет на дитя положительно. Став взрослым, он будет доверчивым, будет уметь любить и радоваться жизни, .

А негативное общение в будущем приводит к отрицательным последствиям для малыша. Нелюбимый ребенок очень раним и тревожен, чувствует себя виноватым во всем, что происходит вокруг него, не защищенным. Такой человек начинает заниматься самобичеванием. Иногда его направлена на себя, иногда на внешний мир.

Разрушение отношений с окружающими могут чередоваться с виноватостью, и даже неприятием себя самого. Нежеланный ребенок вырастает в человека, не способного строить свое счастливое будущее.

Нежеланный ребенок — последствия отсутствия любви

Не любовь мамы к ребенку – как-то противоестественно слышать о таком. Но это явление совсем нередкое. Исчезновение материнского инстинкта связано и с загруженностью женщин и с их желанием строить карьеру. Нет его и у мамочек нежелательных детей. А ребенок хочет любви и внимания. И получаются в результате различные психические аномалии, и пробелы в воспитании, основы которых заложены глубоко в подсознании человека.

Приведем пример с ребенком, рожденным молодой мамой, как говорят в народе, «по залету» .

В результате сложных родов у ребенка есть физические заболевания, то есть, он нуждается в еще большем внимании со стороны мамы. В результате этих же заболевания и негативных отношений к нему со стороны мамы, у ребенка есть отклонения и в умственном развитии и в общении с окружающими.

Психология нежеланного ребенка — судьба изгоя

Он — и не всегда приятен взрослым. Этот нежеланный человечек практически всеми, к тому же еще и не любим своей мамой, он чувствует свою вину за это и свою неполноценность, обделенность, ненужность. Все эти чувства кипят в нем, разрушая его внутренний мир, вызывают ожесточенность. Или, как вариант, — обреченность.

На занятиях с психологом выясняется, что из педагогически запущенного и можно вполне воспитать нормального и не отстающего от других малыша. И все, что ему нужно – это внимание и любовь близких ему людей.

Нежеланного человечка можно сравнить с одиноким волчонком, из которого может вырасти опасный для общества матерый «волк». Обычно такие дети сложно адаптируются в обществе, у них развиваются различные, в первую очередь, психосоматические заболевания.

Нежеланные дети редко бывают успешными, они как бы несут свою карму через поколения. Они не хотят, в свою очередь, заводить семью, не верят людям, не могут довериться партнеру. Хотя бывают и исключения из правила — нежеланные, всю жизнь пытающиеся доказать родителям, что они достойны любви, они из кожи будут лезть, чтобы стать успешными, а значит, родители их заметят, оценят, полюбят, поймут, как они были не правы…

Они чаще, чем остальные дети становятся или алкоголя. Эта зависимость для близких людей ребенка дана им в наказание за их нелюбовь. Как говорится в народной мудрости: пожнешь то, что посеял.

Еще они больше подвержены психическим расстройствам, чаще впадают в депрессию, совершают противоправные действия (мстя всему миру за нелюбовь) или .

Как помочь маме и ее нежеланному ребенку?

Женщина, будучи беременной, испытывает множество . Но самой природой заложены в ней не только инстинкты, а и женская мудрость. Женщина чувствует необходимость любить, пусть даже и нежеланного ребенка. К тому же, это ребенок ее, ее «кровинушка», часть ее самой. А значит, отрицание и нелюбовь к нему — это и ненависть к себе самой. А можно ли полноценно жить, ненавидя СЕБЯ?

Первое — это задуматься над этим…

Как полюбить нежеланного ребенка

А потом уж научиться спокойно и беспристрастно общаться с ним, научиться показывать ему свою любовь не только подарками. Понять, что на внимание для своего дитя у нее должно быть время. Любовь появится при общении с ним, мудрая природа позаботится об этом. А чтобы быстрее появилось это прекрасное чувство, родителям нужно помнить о составляющих частях любви.

Вот в чем проявляется родительская любовь:

  • умение слушать и слышать ребенка, чувствовать, как его слова выражают его чувства;
  • выбрать правильную манеру общения, диктаторское общение очень опасно, так же как и попустительская вседозволенность;
  • знать, как допустимо наказывать детей, ни в коем случае не наказывать физически и не оказывать психологическое давление;
  • способствовать личностному и умственному развитию ребенка, заниматься с ним, корректировать отклонения в развитии и поведении.

Ребенок должен почувствовать внимание и уважение близких ему людей, мудро сочетающееся с их требовательностью.

Если мама не может сразу полюбить свое дитя, то пусть обратит внимание на свое к нему отношение.

Если она считает, что выполняет хорошо свой родительский долг, и при этом не замечает в каком эмоциональном состоянии ее ребенок, то это уже настораживает.

Если родительница замечает за собой пренебрежительное отношение к личной свободе ребенка, неадекватную требовательность, раздражение и прочее, то уже хорошо. Если она это замечает, значит, мама готова измениться и принять дитя. Ребенок уже имеет шансы из нежелательного дитя стать любимым. А мама почти готова принять ребенка как любимого.

Если родители раздражены или недовольны свои чадом, то ребенку нужно донести доступно и однозначно, что эти эмоции появились только из-за его поступков. Поступки ребенка вызвали отрицание, а не сам ребенок.
Самое основное, что должен знать и чувствовать ребенок — это, что он любим и желаем. Особенно это значимо около 3,5 месяца после зачатия и, по утверждению Зигмунда Фрейда, до шестилетнего возраста.