Человеческая жизнь очень интересна! Многие изменения в ней связаны с возрастом, а своего возраста человек не чувствует.

Чем дольше живёт человек на свете, тем больше успевает сделать - овладеть профессией, приобрести больше друзей, побывать в разных частях света, вырастить детей, внуков и правнуков. Да мало ли чего ещё?

Человечество стареет

Среднестатистический землянин живёт 60 лет - в Европе или Японии ещё больше, а в Африке - меньше (в некоторых странах отдельные люди - долгожители - живут более 80 лет). Учёные установили, что средняя продолжительность жизни в первобытном обществе составляла 15-22 года, в Древнем мире - 20-30 лет, а к концу XIX столетия - 50 лет.

Но эго в среднем. Средняя продолжительность жизни учитывает следующее: ранние смерти, военные потери, рекорды долгожития. Всё складывается и делится на численность населения. Вот почему в Российской империи сто лет назад средняя продолжительность была 30 лет, а в современной России - 69 лет. Но тогда и сейчас можно встретить седовласых старцев и благородных старушек.

    Интересные факты
    Шанс дожить до 116 лет имеет один человек из двух миллионов.
    Если верить паспорту азербайджанского чабана Ширали Мислймова, он прожил 168 лет.
    Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту в 70 лет в спектакле по пьесе У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Чарли Чаплин впервые выступил на театральной сцене в 1894 году, в возрасте пяти лет, заменив в программе мюзик-холла свою мать, и потом играл в театре и кино до 1957 года.

А вообще человечество понемножечку стареет. Иначе говоря, доля старшего поколения в численности всего населения возрастает, а молодого - сокращается.

Причины данного явления - успехи медицины продлевают нашу жизнь и повышают её качество, а желание жить в удовольствие «пока молод» заставляет откладывать рождение детей или вовсе его избегать.

Ещё в XIX веке в российских семьях было по 7-10 детей, им рано приходилось начинать работать, они часто болели, и многие умирали, не став взрослыми. Сегодня в обычной российской семье - 1-2 ребёнка. Детей стало меньше, но о них больше заботятся: покупают развивающие игрушки, водят в художественные кружки и в спортивные секции.

Этапы жизни человека

Основных возрастных ступеней шесть: детство (до 11-12 лет), подростковый возраст (11-15 лет), юность (15-30 лет), зрелость (30-60 лет), пожилой возраст (60-80 лет) и старость (от 80 лет и старше).

Возраст пятиклассников соответствует младшему подростковому возрасту.

Уважение к возрасту - отличительная черта человечества с древнейших времён. Детей ценили как основу будущего. Взрослых уважали как главных участников производства, его защитников и творцов бессмертной культуры. А перед стариками преклонялись за их мудрость, великое терпение и огромные знания, которыми они делились с молодёжью (тем более что на большем протяжении истории человечества до старости доживали очень немногие люди, не то что сейчас).

Представителей каких возрастов жизни человека вы видите на снимке? Опишите их согласно материалам параграфа.

Первая половина жизни - это период накопления жизненных сил и энергии, вторая - период её потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18-20 лет, набирает силы до 30 лет. Оставшиеся годы человек как бы использует свои природные ресурсы. Некоторые делают это хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики, подвергая себя нервным стрессам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь.

Возраст и социальные отношения

Человеческое общество устроено достаточно мудро, и на каждом этапе жизни оно открывает человеку определённые возможности, определённый круг доступных только его возрасту видов труда, деятельности и ролей. Например, в школу нельзя поступить до 6 лет. Раньше наступления определённого возраста нельзя получить паспорт (в России - 14 лет), занимать государственные должности, служить в армии (с 18 лет) и делать многое другое. Достигнув пенсионного возраста (55 лет - женщины, 60 лет - мужчины), человек с почётом может уйти на заслуженный отдых.

Все люди одного возраста, живущие в одну и ту же историческую эпоху, называются поколением. Люди одного поколения сформировались в одинаковых исторических условиях. Вы и ваши родители, бабушки и дедушки - люди разных поколений.

У людей каждого возраста свои физические и психологические возможности, свои обязанности и социальные роли, т.е. свой возрастной статус.

    Советуем запомнить!
    Возрастной статус - совокупность прав и обязанностей, характерных для того или иного возраста.
    Поведение человека в соответствии со своим возрастным статусом называется возрастной ролью.

Люди разных возрастов различаются между собой ролями и функциями: 30-летнему доступно большее число занятий, нежели 14-летнему или 60-летнему. Ему приходится осваивать много социальных ролей, переходить из одного круга общения в другой. У 30-летнего мужчины гораздо больше прав и ответственности, чем у 12-летнего подростка. Его могут привлечь к уголовной ответственности, он может голосовать на выборах, занимать любой государственный пост, даже стать президентом. С другой стороны, у него шире круг обязанностей: семейных, бытовых, профессиональных.

Не бывает так, чтобы одному человеку пришлось выполнять все роли одновременно. Они распределены на всех этапах человеческой жизни. Например, в детстве вы только сын или дочь, в зрелом возрасте - ещё мать или отец, в старости - бабушка или дедушка.

Какие права и обязанности есть у представителей разных возрастов, изображённых на фотографиях? Какие у них социальные роли?

Каждый возраст по-своему уникален и незаменим. Он решает свои задачи, те, что не способен выполнить другой, пусть и более зрелый возраст.

В младенчестве и приблизительно до 15 лет, что соответствует детству и подростковому возрасту, у человека нет каких-либо точных целей. Ребёнок живёт настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление, ответственность за него несут взрослые. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

Период с 15 до 30 лет соответствует юности. На этой стадии человек осознаёт свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие жизненные планы, связанные с выбором профессии, спутника жизни, осуществлением карьеры и пониманием смысла собственной жизни.

Следующий период длится с 30 до 60 лет и соответствует зрелости вплоть до её расцвета. Для него характерна постановка чётких целей. В это время добиваются успехов в выбранной профессии, принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей.

Следующая стадия продолжается с 60 до 80 лет. Это солидный пожилой возраст, когда человек подводит итоги своей жизни и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учётом профессионального положения, физического состояния и семейной жизни.

Завершающая стадия - старость - начинается в преклонном возрасте - 80 лет. Оставшиеся силы люди тратят на общение с родными и близкими, различные формы досуга, делятся своим жизненным опытом с детьми, внуками и правнуками.

    Подведём итоги
    Учёные выделяют несколько возрастных периодов жизни человека: детство, подростковый возраст, юность, зрелость, пожилой возраст и старость.
    Каждый возраст связан с определёнными правами, обязанностями, ответственностью, статусом, возможностями и ограничениями.
    Возраст пятиклассника соответствует младшему подростковому возрасту.

    Основные термины и понятия
    Возрастной статус, возрастная роль, поколение.

Проверьте свои знания

  1. Какие этапы жизни проходит человек? В чём их особенности?
  2. Как называется ваш возрастной период? Дайте его характеристику с учётом материала учебника и вашего собственного опыта.
  3. Сравните возможности и ограничения следующих возрастных периодов: подростковый возраст и зрелость; подростковый возраст и старость.
  4. Согласны ли вы с утверждением, что «каждый возраст хорош по-своему»? Свой ответ обоснуйте.

Практикум


Подлинный путь – это тот, который приносит блаженство прямо сейчас. Подлинное учение обращает вас к тому блаженству, которое уже есть, которое не требует создавать это блаженство. Все пути, которые предполагают долгое прохождение, достижение целей, постепенное продвижение, – эти пути фальшивы, как фальшива идея о том, что только в будущем могут быть достигнуты эволюционные состояния, неизвестные в настоящем. Такие пути основаны на отчуждённости и отделённости и являются лишь формами поиска. Понимание – это блаженство в настоящий момент, безусловная свобода и реальность, само сознание, без необходимости двигаться куда-то. Блаженство – это реальность сознания, основа всего творчества, трансформации и эволюции.

СЕМЬ СТАДИЙ ЖИЗНИ

Высшая цель нашего человеческого воплощения - открыть или реализовать Истину нашей жизни. Однако, чтобы сделать это, мы должны прежде всего наблюдать, понимать и трансцендировать самих себя. «Семь стадий жизни» Мастера Да Лав-Ананды оказываются важнейшим ключом для самопонимания. Но, прежде чем углубиться в его схему, нам придется приобщиться к культуре самотрансценденции, превосхождения самого себя.

«Мы можем познать или Реализовать то, что есть только через самопонимание, которое становится не просто самоинформацией, но и самотрансценденциеи, превосхождением себя. Поэтому мы должны сначала стать способными (посредством самопонимания и са-мотрансценденции) к владению собой, к свободному участию в том, что имеет для нас значимость, вопреки самоумалению.

Я не предлагаю просто идею Бога, или души, или Трансцендентного Бытия. Такая идея и такое предложение, по сути дела, не могут быть приняты отделённым умом и отделяющим Эго. Поэтому идеи той религии, которая обращается к Эго и к культуре самоотстраненного сциентизма, основанной на идее Эго, в основе своей фальшивы и представляют собой не более чем мучительное и неизбежно безрезультатное стремление к любви, благополучию и иллюзорному счастью. Напротив, я предлагаю самонаблюдение, подлинное самопонимание и реальную самотрансценденцию. И на Пути самотрансценденции по ме-ре возрастания степени и взаимности участия - сопричастности - открывается Божественное, неограниченное, вечное, трансцендентное Счастье».

Модель, или схема, семи стадий жизни даёт структуру, с которой мы можем реально соотнести себя, свои проблемы роста и духовные стремления, а также всю информацию о духовных учениях и переживаниях, которая доступна человеку сегодня. Таким образом, семь стадий – это средство для «калибровки» нашего человеческого и духовного роста, свободное от предрассудков и табу конвенционального общества, которое стремится поддерживать и даже навязывать множество фальшивых взглядов, тем самым заслоняя нам путь к Реализации истины Божественного Бытия.

СТАДИЯ 1
(от одного года до семи лет)

Первая стадия жизни, охватывающая период от зачатия и рождения до 7-летнего возраста, - это стадия индивидуальной витально-физической адаптации человека к миру, в котором он родился. На первой стадии человеческое существо осваивает «простые» навыки, такие, как фокусирование глаз, хватание и манипулирование объектами, ходьба, разговор, поглощение и переваривание пищи. Организм учится превращать в энергию дыхание и пищу, контролировать мочевой пузырь и кишечник; лишь минимальное внимание уделяется понятийному мышлению и взаимоотношениям с окружающими людьми.

СТАДИЯ 2
(от семи до четырнадцати лет)

На второй стадии происходит развитие, интеграция и координация эмоционально-сексуальной сферы и чувств человеческого существа с растущим физическим телом. В личности человека растёт осознание себя как социального существа и внимание к своему окружению; становятся значимыми различные аспекты взаимоотношений с другими людьми. Точно так же, как на первой стадии мы учимся контролировать свой организм, поглощать и усваивать элементарную пищу, на второй стадии мы должны подобным же образом овладеть новым измерением питания и поддержки, адаптироваться к нему. Когда дыхание сочетается с эмоциями и телесной релаксацией, мы начинаем чувствовать Универсальный Поток Жизненной Энергии, пронизывающий наше тело и всю жизнь. На второй стадии жизни мы учимся соотносить друг с другом и «выравнивать в линию» тело, эмоции, ощущения и дыхание как функциональную реализацию себя в наших взаимоот-ношениях и в любви. Таким образом мы учимся трансцендировать эмоциональные реакции, тенденции к невротическим проявлениям и деструктивные проявления, касающиеся как нас самих, так и других.

Необходимо понять, что эмоционально-сексуальный рост на второй стадии жизни - это прежде всего развитие всех гормональных систем организма. «Сексуальное общение», или йога сексуальной любви, становится реально важной для индивида только тогда, когда в результате завершения первых трех стадий жизни - стадий, связанных с проявлением любви на витальном уровне, - возникает гармония и ответственность, и человек пробуждается к измерению Сердца, к четвертой стадии жизни (описанной ниже).

СТАДИЯ 3
(от пятнадцати дет до двадцати одного года)

Третья стадия - это этап развития мышления, ума и воли, а также интеграции витально-физической, эмоционально-сексуальной и ментально-интенциональной функций. Эта стадия означает переход к реальной человеческой автономии, в которой первые две стадии жизни адаптированы к практическим потребностям, с ними соотнесен аналитический ум и сознательная воля, или интенция; здесь человек берёт на себя ответственность за свою жизнь и контролирует свою витальность.

»Эта третья стадия сама по себе не есть конец или завершение роста человека и реализация его потенциала. В действительности она лишь означает пробуждение самосознающего ума, становление индивидуалистской позиции и личностной мотивации. Человек на этой стадии жизни всё ещё не является человеком. Он лишь привносит индивидуальные силу и форму в витальную сферу и в мир своего опыта. Он умеряет, а также одновременно и расширяет сферу биологических потребностей в пище и сексе за счёт процессов вербального и аналитического мышления. Человек на третьей стадии характеризуется безумием ума - безумием проблем и их решений.

Подлинно человеческое бытие возникает лишь на четвёртой стадии жизни, где витальная, элементальная, эмоционально-сексуальная и низшая ментальная функции суммируются и объединяются сердцем - душой (psyche), привносящей целостность во все телесное бытие.

Так пробуждаются нравственные и духовные основы, в которых Истина становится Принципом сознания, и рост высших структур становится возможным, беспрепятственным и благотворным. Так, закон подлинно человеческого бытия устанавливается на осно-ве целостной индивидуальности, целостного человеческого тела-ума, посредством любви как наиважнейшей интуиции Божественной Реальности. Священное пространство человека – это духовная практика любви и интуиции Реального во всех жизненных переживаниях; на её основе происходит дальнейший рост".

СТАДИЯ 4

Первые три стадии в общем могут быть связаны с первыми двадцатью одним годами жизни (три периода по семь лет), но последние четыре стадии (которые выводят человека за пределы всех основных структур и функций) не могут укладываться в определенные временные пределы, какими бы они ни были. Каждая стадия связана с процессом адаптации (или реадаптации) к специфической функциональной точке зрения, связанной с тотальностью переживания.

Четвёртая стадия, как и все последующие, не может рассматриваться в рамках фиксированного периода времени. Продолжительность высших стадий жизни полностью зависит от индивидуальных качеств и духовной практики человека, направленной на самотрансценденцию.

Четвертая стадия жизни означает начало подлинно человеческого бытия. На этой стадии пробуждается глубинная душа нашего существа, которая начинает резонировать с Духом или «Живым Потоком», как это называет Мастер Да, «Великого Единого Божественной Реальности». Эта четвёртая стадия – стадия «свободной религии», стадия «сдачи и адаптации всего тела к универсальной жизни через Любовь-Общность (которая своей чистой энергией определяет позицию сердца или глубинной души)».

Реализация физической, эмоциональной, ментальной и моральной ответственности первых трех стадий жизни создает необходимый фундамент для трансформации, которая неизбежно сопровождает подлинную духовную жизнь. Без этого базиса мы можем, к примеру, войти в йогические и мистические переживания и наслаждаться ими, но оказаться не способными быть свободными, понимающими и любящими в обычных условиях человеческого существования. Если элементарные функции нашей телесной, ментальной и эмоциональной адаптации к жизни не пройдены и не испытаны в течении первых двадцати одного года нашей жизни, то мы, будучи эгоистически ограниченными, «застреваем» на низших стадиях. Мы неизбежно должны подчиниться мудрости самотрансценденции.

Однако рост и вызревание того внутреннего существа, которое находится за пределами механических структур первых трёх стадий жизни, не является результатом понимаемого обычным образом процесса изменения человека во времени, когда «мы становимся стар-ше и мудрее». В реальности индивидуальное вхождение в четвертую стадию жизни начинается с пробуждения «сердца души», которое можно узнать по появлению ясного восприятия и чувству Потока Жизни. На этой стадии Божественное Присутствие Силы Жизни ощущается как нечто независимое от тела-ума и высшее по отношению к нему. Совер-шенствуя сознательное взаимоотношение с этим Присутствием, человек, совершающий духовную практику, начинает переживать радость и обнаруживает в себе духовные каче-ства веры, любви и сдачи. Так сдача, вверение себя Живой Реальности, является сущностной чертой четвёртой стадии жизни. Человек начинает подниматься над обусловленностью любыми конвенционально-религиозными нормами посредством, как подчеркивает мастер Да, «непрерывного и сосредоточенного самопосвящения через сердечное чувство - внимание к Высшей Реальности».

СТАДИЯ 5

Пятая стадия связана с мистическим аспектом духовности. Индивидуальное внимание, отвлекаясь от театра внешних событий, действий и активности, обращается внутрь, к субъективным переживаниям и внутреннему опыту «Тонкой физиологии» мозга-ума. Мистический рост и подъём от одного психического центра тела-ума к другому обусловлен качеством функционирования нервной системы. Переживания этой стадии достигают своего пика в состоянии «обусловленного нирвикальпа самадхи», или бесформенного экстаза. Завершение этой стадии означает трансценденцию индивидом своей привязанности к ментальным формам и образам. Мастер Да поясняет:

«На пятой стадии - стадии иогического мистицизма - внимание обращается к нюансам тонкого внутреннего опыта, или к Небесам сокровенного знания. Но Свобода в Боге не достигается на этой стадии и подобными средствами. Для того чтобы Поток Жизни пре-одолел разделение между телом-умом и Бесконечностью, движение внимания и иллюзия независимой сознательной души (self) должны быть растворены в подлинной Душе (или Я - Self).

Высший пик восхождения называется «нирвикальпа самадхи», или полной Погруженностью самосознания в Сияющее Трансцендентное Сознание. Но в действительности и в этой Погружённости внимания остаётся семя разделённости, отделённого Я. Внимание всё ещё охватывает области, находящиеся вне сердца, или корня самосознания; это подобно движению внимания к независимому объекту, и поэтому, хотя такое самадхи - это не просто временный феномен, в нём остаётся форма субъект-объектного созерцания».

СТАДИЯ 6

Шестая стадия жизни - это «стадия действительной смерти Эго или трансценденции ума, любого чувства «Я» и «первичного страха». Она означает переход от «эзотерической медитации» (субъект-объектного созерцания) пятой стадии к трансценденции внимания и, таким образом, к трансценденции чувства бытия субъектом (сознания, обусловленного Эго), противостоящего объекту (миру во всех его аспектах и всем видам отношений). Это - Пробуждение к Трансцендентному Сознанию. Духовная практика шестой стадии жизни - это углубление чувства идентичности с сознанием, пока это чувство не становится более значимым, чем внимание, направленное на объекты.

С помощью Передачи Благодати от Духовного Мастера, Живое чувство Потока Блаженст-ва пробуждается в «безмерном пространстве в правой части сердца». Именно с этим местом справа от сердца связывается «Сияющее Трансцендентное Сознание, которое переживается как импульсы жизни на уровне единого тела-ума». Мастер Да описывает это «Пространство» как «Местопребывание счастья», или как дверь, ведущую к Божествен-ному Присутствию Сияющего Трансцендентного Сознания, к седьмой стадии жизни.

Мастер Да Фри Джон поясняет:

«Шестая стадия - последняя в ряду стадий, предшествующих Трансцендентному Пробуждению. Это основная стадия, на которой происходит переход от земного и космического понимания Божественного или Реального бытия к пониманию Высшей Реальности как Трансцендентной Реальности – Условия и Тождества всех отдельных бытийных феноменов и условий. Поэтому здесь процесс самопосвящения трансформируется от усилия, направленного на развитие знания и переживания на различных уровнях психофизической личности, к прямому усилию безусловной самотрансценденции».

«На шестой стадии жизни тело-ум просто расслабляется в Потоке Жизни, а внимание (корень, или фундамент ума) разворачивается от грубых и тонких состояний и объектов тела-ума по направлению к своим собственным Корням, глубинным Корням Эго-сознания, которые одновременно есть и сознание «Свидетеля» (когда внимание активно), и простое Сознание (первичное по отношению к объектам и самоопределению). Конечным результатом этого является обусловленная Самореализация, или интуиция Сияющего Транцендентного Бытия; эта интуиция достигается только в переживании «Я», отстраненного от всех объектов».

СТАДИЯ 7

На седьмой стадии жизни освобожденная «индивидуальность» узнает всё сущее как модификацию Сияющего Трансцендентного Бытия.

Теперь Трансцендентное «Я» более не противостоит проявленному миру. Напротив, мир воспринимается как постоянно возникающий в Высшем Бытии, которое по сути своей неразличимо с «Я». Этот последний акт или жест самопосвящения продлевается в бесконечность. Мастер Да резюмирует седьмую стадию следующим образом:

«На седьмой стадии жизни возникает естественная и глубинная интуиция тождества с Сияющим Трансцендентным Бытием, интуиция Тождества Всех существ »(или субъектов) и Условий всех условий (или объектов). Это интуитивное отождествление (или радикальное «Я»-пребывание) является прямой Реализацией, полностью отличающейся от разделяющих действий любого тонкого, внутреннего усилия. И в этом Пребывании любые условия, объекты или состояния тела-ума просто осознаются и узнаются в Сияющем Трансцендентном Бытии (как Его явные и неразрывно с ним связанные модификации). Таково «сахаджа самадхи», и оно внутренне свободно от всех возможных вовлеченностей, отождествлений и ограничений или от обусловленности и скованности силой феноменальных проявлений. Если в нём нет никаких объектов, то оно - просто Сияющее Трансцендентное Бытие. Таково «бхава самадхи», о котором ничто по-настоящему не может быть сказано, и за Его пределами нет Никого, Ничего и Нигде, что ещё могло бы быть достигнуто».

В предыдущих статьях уже поднимался вопрос, что является задачей жизни человека, в чем ее смысл, как выбрать жизненный путь, к каким целям стремиться. Сейчас давайте подробнее рассмотрим, что входит в цели и задачи человека на каждом этапе его жизни. Что нужно человеку для счастья в тот или другой жизненный период?

Возрастные стадии развития человека как личности, и что можно считать критерием их успешности , результативности:

1. Младенчество (первый год жизни) - Доверие к миру.

Младенец в этот период должен сформировать базовое доверие к миру, только в этом случае взрослый человек будет чувствовать естественную уверенность, и воспринимать мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство доверия лишь частично сознается в период младенчества.

Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от отношения к нему матери. Недоверие формируется, если ребенок не был желанным, или мать находилась в послеродовой депрессии, испытывала и проявляла тревогу, беспокойство или у нее были сложные отношения с отцом ребенка и младенец не получал должного внимания, заботы, чувства любви. Считается, что дети ничего не понимают в этом возрасте – большинство людей и впрямь не могут припомнить первые годы своей жизни, но эта информация закрепляется на уровне эмоций, мировоззрения, смутного чувства беспокойства или, наоборот, внутренней гармонии. Человек доверяет другим людям так же, как он доверял когда-то своей матери, потому что она является первым “образцом, представителем” мира людей, и эти впечатления остаются в бессознательной памяти. Многие люди живут с чувством тревоги всю жизнь, не понимая ее источника, винят себя, других, но чаще всего бывают далеки от истины. Но есть хороший момент – чувству безопасности , доверию к миру можно научиться и позднее, правда это будет уже сложнее, чем в первый год жизни.

2. Раннее детство. (2 - 3 год жизни) - Самостоятельность, самоконтроль.

Успешное прохождение этого этапа жизни зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим контролировать свои поступки. Именно в этом возрасте ребенок впервые делает упор на “Я сам”, и стремится к достижению определенной самостоятельности. В случае если родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того чтобы быть уверенными в себе и ладить с окружением, такие дети думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением; или же они считают себя совершенно несчастными. Дети с неустойчивым чувством доверия могут на стадии самостоятельности стать нерешительными, робкими, могут бояться отстаивать свои права, так что будут искать помощи и поддержки у окружающих.

3. Дошкольный возраст (4 - 6 лет) - Активность без страха ошибки.

Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. Дети энергично обучаются и начинают строить планы: "Я – тот, кем я буду”.

В социальном и эмоциональном отношении созревание личности включает в себе новые способы оценки мира и своего отношения к нему. Молодые люди могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с весьма несовершенными личностями и организациями, знания о которых они почерпнули из собственного небольшого опыта.

Кризис цельности чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от присущего этому возрасту конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, отчужденность и иногда кидаются в противоположную сторону той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это верность, т.е. способность молодого человека быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей.

6. Ранняя зрелость. (20-30 лет) - Любовь и верность.

В целом это начало взрослой жизни, период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и "устройство" . Только теперь человек по-настоящему готов к близким отношениям с другим человеком. До этого времени большинство отношений с противоположным полом были мотивированы поиском цельности, подлинности Я. Для того, чтобы находиться в истинно близких отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у личности было определенное осознание того, кто он и что собой представляет. Напротив, подростковая "любовь" может оказаться ничем иным, как попыткой понять себя, используя для этой цели другого человека. Главная опасность на этапе жизни заключается в излишней озабоченности собой или в избегании близких отношений . Неспособность устанавливать отношения, основанные на чувстве доверия, ведет к чувству одиночества. Эти люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с близостью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию отчужденности и незаинтересованности в отношениях с коллегами. Положительным критерием прохождения этого этапа является любовь, как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или потери части свободы. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

7. Средняя зрелость (30 - 70 лет) - Забота о других.

Основной задачей этого этапа жизни является забота о будущем благополучии человечества. Забота происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение; забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии. Она представляет собой расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес. Являясь важным условием зрелости, забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений. Она подразумевает заботу более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Забота присуща не только родителям, но и тем, кто вносит свой вклад в воспитание и руководство подрастающим поколением. Сюда также входят новые технические изделия, творческие идеи и произведения искусства.

Те взрослые люди, основным предметом заботы которых являются личные потребности и удобства, они не заботятся ни о ком и ни о чем, лишь потворствуют своим желаниям, чувствуют "кризис старшего возраста". Он выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни .

8. Зрелость - Целостность, мудрость.

Для фазы зрелости характерно осмысление и оценка всех стадий развития Я. Чувство целостности, сохранности своего Я проистекает из способности человека оглядеть всю свою жизнь и сказать себе: "Я доволен".

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде неосуществленных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие цельности проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что "может случиться".

Rating 5.00 (1 Vote)

В 1930 году вышло эссе Карла Юнга под названием «Стадии жизни». В эссе автор определил четыре стадии человеческой жизни — детство, юность, средний возраст и старость. Его выводы опирались на клинические наблюдения.

Юнг рассматривал юность как период расширения сознания, средний возраст - как период испытаний для давних убеждений, а старость - как период повышенного внимания к самооценке. Юнг также считал, что сны помогают нам лучше понять самих себя, и это не зависит от возраста и того, о каком периоде жизни идет речь.

Каждая стадия нашей жизни характеризуется определенными проблемами эмоционального, интеллектуального, духовного или физического плана. Такие проблемы могут вызывать сновидения определенного содержания. Эти сновидения могут помочь нам справиться с возрастными трудностями и проблемами, чтобы успешно разрешить их и перейти к новой стадии развития.

Юнг верил, что нежелание людей быть открытыми для перемен или нового опыта, чего-то неизвестного, что может угрожать их чувству собственного достоинства, часто является причиной того, что они не могут быть независимыми, целостными личностями и просто счастливыми людьми.

Юнг стремился определить, от чего зависит баланс в жизни человека на каждой ее стадии, и он пытался сделать это с помощью толкования сновидений и процесса, названного им «индивидуализация». Сны - это мощный инструмент самоанализа, помогающего лучше понять себя, разобраться в своих чувствах и поступках на каждой стадии жизни. Они помогают нам понять то, что скрыто в нашем подсознании, понять, в чем состоит эгоцентризм нашей личности.

В этой статье мы будем рассматривать сновидения, которые считаются типичными для определенных стадий жизни. Некоторые аналитики сновидений полагают, что такие сны относятся к числу «развивающих сновидений».

Они отражают типичные стрессы, проблемы и тематику, свойственные определенному возрасту. Это того стоит, так как вы всегда ожидаете, что сны будут отражать ваши повседневные тревоги и заботы в подростковом или другом возрасте, а также процессы эволюции, связанные с переходом из одной возрастной группы в другую.

Однако имейте в виду, что стрессы и проблемы определенной возрастной группы всегда предстают перед нами в снах в зависимости от конкретных обстоятельств, привычек, связанных со сном, и нашей способности запоминать сны. Имейте также в виду, что вы можете сталкиваться со снами, типичными для другой стадии жизни, в любом возрасте.

В этой части сонника мы также будем говорить о снах, связанных со смертью. Поскольку смерть является финальной стадией жизни, она может символизировать перемены, которые ждут нас на каждой стадии жизни. И хотя сновидения о смерти могут помочь вам понять, что вы думаете о смерти, или раскрыть ваш потенциал, который вы, возможно, упустили из виду или вовсе не брали в расчет, аналитики сновидений считают, что подобные сновидения отражают конец одной стадии жизни и начало другой.

Они также считают, что сны о смерти подводят итоги прожитого периода жизни, отношений или карьеры, и поэтому такие сновидения не следует интерпретировать буквально. В прошлом одна только мысль о смерти наводила на нас ужас, она становилась символом бедствия и заключала в себе предчувствие того, что все должно измениться. Смерть воспринималась нами как что-то такое, что нужно вытерпеть, вынести, с чем нужно смириться, как нечто такое, что выше нашего понимания.

С возрастом наше отношение к смерти меняется. Смерть в сновидениях символизирует для нас некий вывод, трудное испытание, которое невозможно избежать, но с которым придется встретиться лицом к лицу, если, конечно, вы хотите добиться успеха в своих делах и сделать шаг вперед в вашей реальной жизни.

Сны о смерти несут в себе послание, и это послание говорит главным образом о том, что отношение спящего к жизни, его подходы к проблемам или взгляды на события должны подвергнуться изменениям. И если у вас достанет храбрости произвести такие перемены успешно, то вы сможете так же успешно перейти в своей реальной жизни к чему-то новому.