(23 июня по старому стилю). Аграфеной праздник назван в честь христианской мученицы Агриппины Римской, чью память поминает церковь в данный день.

Агриппина проживала в 3 веке в Риме, исповедовала христианство и выбрала путь целомудрия и безбрачия. В годы гонения на христиан девушку заставили отречься от Христа, однако та твердо верила в Бога и отказалась от идолопоклонства. За это ее мучительно пытали и били, после чего она отдала душу Господу. Тело мученицы похоронили, а впоследствии от него исходили чудодейственные свойства.

На Руси Агриппину прозвали Аграфеной, Купальницей ее нарекли за традицию. Жители отправлялись купаться на водоем, также водные процедуры проводили в бане, используя целебные травы. Как раз подходил день Ивана Купала , и жители верили, что в этот период все травы наделены особыми лечебными свойствами. Обычно для купания в бане использовали крапиву, мяту, чертополох, полынь, иван-да-марью, папоротник, лаванду, зверобой.

Также травами украшали жилье. Они истощали приятные ароматы и защищали от вторжения нечистых сил, активно разгулявшихся на Ивана Купалу. Травы раскладывали у порога и на подоконниках, чтобы злые духи не забрались в дом. Возле калитки и у входа в хлев втыкали ветки осины, дабы нечисть не пугала скот.

Утром в день Аграфены умывались росой для укрепления здоровья. Хозяйки отправлялись на сборы березовых веток, из них плели специальные веники. На Аграфену Купальницу изготавливали веники впрок до следующего лета. Иногда их готовили из веток разных деревьев и кустов: черемухи, липы, ольхи, рябины, калины, ивы. Сплетенные веники использовали для бань, для защиты отелившегося скота или для гадания.

В целом день являлся праздничным, потому жители устраивали народные гулянья. В складчину накрывали стол на всю деревню. Обязательным блюдом была обетная каша, ее варили из толченого ячменя и раздавали беднякам и путникам. В некоторых регионах молодежь устраивала обливание водой, затем шла купаться на речку. Вечером разжигали костры, прыгали через них, пели песни и водили хороводы.

Девушки наряжались в лучшие наряды и ходили по соседским домам, говоря хозяевам: «Умойте». Такая фраза означала просьбу дать девицам нарядные ленты, бусины или ткань. К ночи девушки устраивали гадания на судьбу.

Самые смелые жители отправлялись в полночь на поиск цветущего папоротника. По поверью, папоротник цвел лишь в ночь на Ивана Купалу. Житель, увидавший его цветение, впоследствии мог находить места, где зарыты ценные клады.

Если на Аграфену Купальницу примечали сверкание зарницы на закате, то на следующее утро ожидали грозу. Видя, как муравьи прячутся в домик и дыры закупоривают, жители готовились к скорому дождю. Замолкающий соловей сулил о наступившей поре для сбора ячменя.

Святая Агриппина жила в III веке. Она родилась в Риме и происходила из знатной семьи. С юности дева посвятила себя Богу. Благоухание ее добродетелей было для христиан подобно предвкушению райского блаженства, и они отрекались от страстей, чтобы вслед за святой Агриппиной пойти по пути чистоты и девства. Многие юные девы и женщины зрелого возраста стремились разделить ее образ жизни, чтобы иметь часть в той благодати, которую Господь даровал святой Агриппине.

Однако у язычников ее сияющие добродетели породили завистливую ненависть. Они выдали святую Агриппину властям во времена гонений при Валериане (257). Ее обвинили в том, что она восстает против института брака и с помощью мошенничества обманывает девушек. На это невеста Христова отвечала, что отнюдь никого не вводит в заблуждение, но приводит к Богу и что проповедуемое ею девство не угрожает общественным установлениям, а является путем единения со Спасителем, Который пришел в мир, родившись от Девы.

Из любви к Небесному Жениху святая Агриппина с готовностью пошла на мученичество. Ее били по устам, но она хранила молчание, подрывая этим сами основы нечестия. Ее обнажили и бичевали так, что кровь залила всю землю вокруг, но мученица преодолела все вероломные козни врага рода человеческого. С руками и ногами, закованными в колодки, она развенчала заблуждения язычников. Ангел Божий посетил мученицу и исцелил ее раны, и вскоре она снова с той же решимостью предстала перед судом. В новых мучениях святая Агриппина предала Богу душу и унесла на Небеса победный венец.

Подруги и духовные сестры Агриппины, святые Васса, Павла и Агафоника, пришли на суд, невзирая на угрозу их собственной жизни. Когда тело мученицы бросили на съедение псам, девы взяли останки и ушли. Ночью их вел столп света, они переходили от одного города к другому и наконец достигли Сицилии. Они погребли тело Агриппины в месте, называвшемся Мений.

Впоследствии там была возведена церковь в честь мученицы Христовой. Присутствие ее святых мощей изгнало бесов, которым обитатели острова поклонялись как богам, и спасло людей от мрака заблуждений. Сарацинские пираты, посмевшие напасть на храм, погибли после того, как в небе явилась золотая голубка с крестом. Впоследствии прокаженные и многие другие больные, приходившие почтить мощи святой Агриппины, получали исцеление от недугов.

Святые Васса, Павла и Агафоника также удостоились мученических венцов.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Аграфена Купальница (Аграфена Лютые Коренья) - такое народное название дня памяти св. мученицы Агриппины, который отмечается 6 июля.

Этот день зеленых Святок открывал собой цикл празднеств летнего солнцестояния, продолжавшихся до Петрова дня (12 июля) . Обрядовые действия, происходившие в день Аграфены Купальницы, являлись своеобразной прелюдией к обрядам следовавшего за ним дня Ивана Купалы.

С этого дня впервые после долгой зимы людям было разрешено купаться в реках, ручьях, прудах и озерах. Русские верили, что в этот день Бог опускает в воду тепло, а Иоанн Креститель очищает водоемы от ведьм, водяных, змей и другой нечисти, оскверняющей их. Считалось, что вода в этот день получает от солнца живительную силу, полезную для людей. Крестьяне купались в реках и озерах обнаженными, мылись в банях, обливали друг друга водой из колодцев.

На Аграфену - обетная каша складчиной. Обед вскладчину, состоящий из постных блюд, выставляли в некоторых деревнях для нищей братии. Столы стояли прямо посреди деревни, и на такую трапезу являлось иногда человек до трехсот.
С этого же дня снимался запрет на сбор цветов и трав с магическими и лечебными целями. Это было связано с тем, что до Аграфены Купальницы, по поверью, на растениях обитали души предков, которые находились на земле в периоде между Пасхой и Троицей. В этот же день начинали ломать банные веники. Для этого использовали не только ветки березы или дуба, но и других лиственных деревьев: ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины. Считалось, что веники, связанные в этот или в Иванов день, обладают повышенной целительной силой.
В народе говорили так: «Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады». Собирали крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые потом сжигали, чтобы избавиться от несчастий и бед.

Такое описание давали шиповнику:

Древо древанское,
Листья моханские,
Цветы ангельские.
Когти дьявольские...

Крестьяне для охранения себя от ведьм клали в этот день на окнах изб жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов - молодое осиновое дерево, вырванное непременно с корнем.
По народным поверьям, в ночь на Ивана Купалу деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев. Беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой чудодейственной силой.

Девушки выходили искать «ивановский борщ» - растение, имеющее, по мнению славян, большую целительную силу. На поиски обычно отправлялись целыми компаниями, за весельем и играми травы сильно вытаптывались.
Кроме того, искали белую кувшинку, которую еще называли «одолень-трава». Ее собирали по заводям и заглохшим прудам, чтобы при случае взять с собой в дорогу как надежное средство от разных бед и напастей.
Ночью, до восхода солнца, рвали цветы иван-да-марьи. Считалось, что если вложить их в углы избы, то вор не сможет подойти к дому, верили, что желтый и фиолетовый цветки растения (брат с сестрой) будут говорить между собой, а вору будет казаться, что разговаривают хозяин с хозяйкой.

В ночь с Аграфены на Ивана до самого восхода солнца, чтобы никто не видел, рвали чернобыльник, считалось, что под корнем можно найти уголь. Он в свою очередь мог стать спасением от многих болезней живота, тошноты и проч. При этом считалось, что, если кто-то увидит тебя за этим делом, уголь сразу уйдет в землю.

Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам.
Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый («Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!»).
В полночь надо было набрать цветов и положить под подушку. Утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь.
Под голову на ночь клали подорожник (трипутник) со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

В течение всего дня и ночью звучали песни.

Я по цветикам ходила, По лазоревым гуляла,
Цвета алого искала. Не нашла цвета алого,
Супротив мого милого,
Эх, мой миленький хорош.
Чернобров, душа, пригож.
Мне подарочек принес,
Мне подарок дорогой - С руки перстень золотой.
Мне не дорог твой подарок,
Дорога твоя любовь.
Не хочу перстня носить,
Хочу так тебя любить.

В этот же день девицы собирались у одной из своих подруг «толочь в ступе ячмень», из которого на другой день варили кашу и ели ее вечером с коровьим маслом. После чего, взяв передние колеса телеги с осью и оглоблями, возили сидящих на оси по селению и полям, распевая до утренней зари. В заключение умывались росой, т.к. считалось, что она приносит здоровье.

В некоторых районах в течение всего дня деревенская молодежь по крестьянским дворам собирала дрова, солому, бочки из-под дегтя для разжигания костра, называвшегося ивановским, купальским, купайлой.
Костры устраивались в основном на возвышенных местах по берегам рек, озер, прудов или на перекрестках дорог. Прямо на земле или на деревянном помосте, козлах, втыкали длинную, до 10-15 м, жердь с поперечными перекладинами, наверху которой закрепляли колесо (дегтярную бочку или корзину). Это колесо и перекладины обматывали пучками соломы, а затем закладывали дровами и хворостом. Каждая деревня старалась сделать свой костер более ярким и более высоким, чем у соседей. Сигналом к его зажиганию служил заход солнца, а вместе с ним и наступление Ивановой ночи, как считалось, таинственной и полной чудес.

Праздновать начинали вечером, когда девушки и парни собирались на берегах рек или озер и устраивали трапезы. Главными блюдами таких посиделок были каша и яичница. Трапеза заканчивалась общим весельем молодежи, продолжавшимся до самого утра.
. Кроме того, в ночь с Аграфены на Иванов день существовал такой обычай: люди выходили в поле и катались во ржи - мяли ее, валяясь на полосе. В некоторых районах по домам родной деревни ходили девушки («невесты» и подростки), нарядно одетые, и просили «Умойте!». Это означало, что им следовало подарить что-нибудь из девичьих украшений: ленточку, бусы, сережки и т.д.

Летнее солнцестояние это один из поворотных моментов года, который просто невозможно не заметить. Еще с древних времен, практически, все народы планеты Земля отмечали праздник вершины лета в конце июня. У россиян он зовется Иван Купала.

Однако, важно отметит, что это торжество присуще не только русскому народу. Этот праздник известен во всем мире. Например, в Литве он известен под название Ладо, на Украине - как Купайло или Купало, в Польше - Соботки. В ночь с 23 июня на 24 все жители района, простирающегося от Карпат до севера Руси, праздновали этот поистине мистический праздник. Хотя, по правде говоря, из-за отставания календаря Юлианского от Григорианского и прочих сложностей праздник летнего солнцестояния стали праздновать только через две недели от правильного срока.

У наших предков существовало божество, которое носило имя Купало и олицетворяло собой летнее плодородие. Именно в его честь по вечерам разжигали костры, прыгали через них и распевали песни. Позже такое обрядовое действо переросло в ежегодную традицию, которое до сих пор хранит в себе смешение христианских и языческих традиций. Известно, что после крещения Руси божество Купало получило имя Иван.

Один из самых важных, разгульных и почитаемых праздников в году - Аграфена Купальница, после нее Иван Купала и несколько дней отведенных на празднование рождества Павла и Петра, под влияние времени сливаются в один большой праздник. Он наполнен для русских людей огромным смыслом. Именно поэтому он включает в себя большое количество правил, песен, примет, поверий, легенд гаданий, приговоров и обрядовых действий.

На Агафену Купальницу обычно обязательно парились и мылись в банях. Русские обычно заготавливали веники на год вперед именно в этот праздник. В ночь на Агафену существовал обычай: что бы год принес максимальный урожай, мужики посылали своих жен помять рожь, в народе это называлось как «выкатывание ржи». Так же обычно в этот день собирали всевозможные лечебные травы. и считалось, что в ночь на этот праздник деревья начинают переходить с места на место и разговаривать друг с другом. Считалось, что в эту ночь все вокруг наполняет какой-то неведомой волшебной силой и все начинает беседовать друг с другом.

Так же считалось, что все ведьмы в ночь на Ивана Купала тоже собираются, что бы отпраздновать свой праздник, во время которого стараются как можно больше бед принести людям. Якобы у ведьм хранится вода, которая вскипяченная с пеплом костра разожженного на этот праздник. Обрызгав себя этой водой, любая ведьма получает силу, позволяющую ей летать.

Самый распространенный из купальских обрядов - это обливание всех водой. После чего вся молодежь направлялась к реке купаться. Очень часто после таких совместных купаний у молодых завязывались любовные отношения.

Невозможно ночь на Ивана Купала представить себе без костров, через которые прыгали и плясали вокруг них. Считалось, что кто выше прыгнет, тот будет больше всех счастлив. Так же известно, что люди верили в то, что, если зачать ребенка в эту ночь, то он родиться красивым, счастливым и здоровым.

На 6 июля в календаре выпадает очень светлый летний праздник - день Аграфены Купальницы. На Руси этот день считался праздником Солнца, начинающегося покоса травы и вступления лета в свои законные права. С ним связано множество традиций и народных обрядов, о которых мы с радостью тебе поведаем.


Аграфена Купальница

В народе говорят, что Аграфена - сестра Ивана Капулы , потому традиции этих праздников крепко переплелись между собой. Многие летние праздники были связаны с водой, не стал исключением и день Купальницы. С этого дня людям впервые разрешалось купаться в открытых водоемах.

В христианской традиции в этот день отмечается день святой Агриппины, которая проживала в Древнем Риме. С раннего детства девочка решила посвятить свою жизнь вере и служению Спасителю. Но ее рвение было замечено язычниками, которые жестоко пытали девушку, заставляли отречься от веры. Агриппина приняла мученическую смерть. Верующие со всего света молятся святой для укрепления в вере, а паломники посещают место ее захоронения, чтобы исцелиться.


Этот день для наших предков был полон домашних хлопот и забот. Традиционно в этот день собирали целебные травы и коренья. Считалось, что собранные в этот день травы будут обладать особой исцеляющей силой. Часть из них используют для чая, в качестве отваров для пара в банях и для создания свежих веников. Остальное же сырье бережно обрабатывали на заготавливали на зиму.

После сбора трав обязательно заготавливались веники для бани. Их используют не только для того, чтобы хорошенько помыться, но и для оздоровительного эффекта. Даже вода в этот день считалась исцеляющей, считалось, что она получает от солнца живительную силу, полезную для людей. Люди в этот день купались в реках и озерах, парились в бане и обливались водой из колодцев.

Читайте также: Пищевая эволюция. Средневековая кухня. Кухня государей


В банях парились с новыми вениками, составленными из множества целебных трав. Вот только купания в бане 6 июля проходили без мужчин, ведь там женщины читали особые молитвы, заговоры и обереги на любовь. Для женщин это вообще был особенный день, они тщательно готовились к наступающей купальской ночи: плели венки, готовили гадания и читали заговоры.

К тому же именно женщины занимались заготовкой банных веников. Для этого после обеда девушки запрягали лошадей и уезжали в лес ломать молодые березовые ветки. Ритуальные венки делали из разных деревьев и растений. В каждый веник входило по ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и множества трав.