Каким влияние мультфильмов на детей оказывается в действительности, мало кто задумывается. Все дети обожают мультфильмы за красочность, динамичность, оригинальный сюжет. Многие малыши могут смотреть их часами, а родители радуются возможности заняться своими делами, пока ребенок «познает мир».

Что представляет собой мультфильм для ребенка?

Мультики постепенно заменяют ребенку младшего школьного возраста общение, прогулки, задушевные беседы с родителями, чтение книг и сказки на ночь. Яркие образы героев формируют внутренний мир и сознание ребенка, он воспринимает его за реальность. Причем грань между реальным миром и мультфильмом размывается. Ребенок не может понять, что мультик – это вымысел, и всех говорящих пчелок, фей и супергероев на самом деле не существует.

Мультики изначально создавались для взрослых как карикатурное изображение действительности. Но мир оживших кукол быстро стал новым воплощением фантазий для детей дошкольного возраста. К сожалению, далеко не все мультипликаторы смогли найти баланс между отражением взрослой реальности и привитием культурных ценностей в своих работах для детей. Отсюда в современных мультфильмах много жестокости, извращенное понимание семейных отношений, образа женщины, которая уже больше не хранительница очага, а скорее воительница и мужененавистница.

Согласно исследованию Американской академии ребенка и юной психиатрии: «Дети, которые смотрят мультипликацию, где насилие выглядит крайне реалистично и зачастую совсем не наказуемо, вероятнее всего, будут подрожать увиденному».

Таким образом, постепенно расшатывается представление о хороших поступках, ребенок не может отличить девиантное поведение от социальных норм.

После исследования столь популярных диснеевских мультфильмов, советского сериала «Ну, погоди», снятого по той же технологии, а также излюбленного поколением 90-х «Том и Джерри» у российских психологов появилась к ним существенная претензия. Все дело в том, что герои мультфильмов не чувствуют боли, и после сильнейших ударов встают как ни в чем не бывало. Ассоциативно все падения вызывают только смех а в сознании маленьких зрителей теряется чувство сострадания к ближним.


Марина Аромштам, автор книги «Дети смотрят мультфильмы» и других трудов по детской психологии, считает:

«Эффект мультфильма усиливается за счет светящегося экрана. Такой яркий источник света приковывает внимание, как солнце или огонь в древности, на которые можно смотреть бесконечно. Анимация, как мир чужой фантазии захватывает внимание ребенка и притупляет его воображение, готовые зрительные образы блокируют создание собственных».

Конечно, если ребенку вовремя объяснить, что мир в мультфильмах фантазийный, произвести сравнения с реальными животными и показать, что драться и проявлять агрессию – это плохо, то все можно нормализовать. Современные родители также росли на мультиках, но их количество было меньше, но качество по многим показателям лучше.

Какие мультфильмы стоит смотреть?

По мнению Аиды Зябликовой, режиссера-мультипликатора, автора «Домовенка Кузи»:
«Хороший мультфильм должен содержать минимум звука и диалогов, только зрительный ряд образов и приятное музыкальное сопровождение»

«Западные или советские мультфильмы лучше?», - таким вопросом часто задаются современные родители. Здесь не стоит обобщать, везде есть как хорошие, так и опасные для детей образцы. Конечно, привычные нам, советские мультфильмы, которых было не так много, учили семейным ценностям, взаимовыручке и уважению к старшим, там даже злые персонажи в конце добрели, как в мультиках про «Чебурашку и крокодила Гену», «Бременских музыкантов» или «38 попугаев».


Западные образцы рисуют более жестокую и приближенную к реальности картину мира, где идет постоянная борьба за власть, что вокруг много зла, и только небольшая группа энтузиастов может спасти мир, как тот же «Человек-паук» или «Супермен». Американские мультфильмы часто создают опошленный гипертрофированный образ семьи, где можно услышать и нецензурную брань, и увидеть неэтичное поведение, как, например, в «Симпсонах» или «Ох уж эти детки». Но тот же мультик «Храбрая Сердцем», наоборот, учит самоотверженности и любви к своей семье.

Поэтому не стоит ориентироваться на стереотипы, лучше сделать самостоятельный анализ всего контента, предлагаемого для детей, и дать своему чаду самое лучшее и безопасное для правильного формирования сознания.


Что делать современным родителям?

Среди детских врачей неврологов, психологов и окулистов распространено мнение, основанное на практических примерах, что детям до 3 лет категорически не рекомендуется смотреть телевизор, и мультфильмы в частности.

Формирование психики ребенка закладывается в 2 года. До этого времени дети не могут адекватно воспринимать единовременное динамическое изображение и звук, поэтому просмотр полностью занимает внимание малыша, и он перестает двигаться, длительное время сидит в одном положении. Телевизионные образы, особенно сцены насилия, могут оказать существенное влияние на нервную систему ребенка в будущем. Кроме того, просмотр мультфильмов вызывает привыкание, и при отсутствии мер может привести к проблемам аутизма.

Чтобы ребенок рос здоровым и счастливым, ему нужно постоянное внимание родителей, активные игры, совместные прогулки, чтение книжек вслух или привлечение ребенка к домашним делам, - все это отвлечет его от телевизора. Мультики совсем исключать из жизни ребенка также не нужно, многие из них милые, добрые, развивающие и безобидные. Здесь задача мам и пап, тщательный отбор мультипликации для ребенка и регулирование времени просмотра, не более 30 минут в день.

В жизни так бывает


Елена, мама 3-летней дочери:

«В силу того, что места в детском саду нам не досталось, я продолжаю сидеть в декрете. Но чтобы финансово оставаться на плаву, я работаю дома. Конечно, приходится сокращать время на прогулки и игры с дочкой, а она требует неустанного внимания. Поэтому уже где-то с года стало нормой, что Кариночка сама включает телевизор. Конечно, я всегда старалась, чтобы она смотрела мультики, а не взрослые передачи.

Постепенно я начала замечать, что дочка стала несколько агрессивной, начала кидать предметы, пугаться и плохо засыпать. Я решила обратиться к неврологу с этим вопросом. Ответ меня ошеломил, оказалось, что сейчас это реальная проблема среди детей 2-6 лет, и связана она именно с мультиками. Ребенок копирует модели поведения героев, считая их эталонными. Сейчас мы больше гуляем на улице, а мультики смотрим по расписанию и только развивающие».


Максим, отец 6-летнего сына:

«Мы всегда старались ограничивать детей в просмотре телевизора, но вместе ходили в кинотеатры на диснеевские новинки, и иногда позволяли смотреть мультики. Сын недавно пошел в школу, и стал общаться с мальчишками. Теперь они вместе смотрят мультсериалы «Кунг-фу Панда», «Черепашки ниндзя», «Трансформеры». Все было бы неплохо, но дети стали реально драться друг с другом, воображая себя супергероями. Проиграв и придя домой с синяками, Данила стал агрессивным дома, чуть не побил сестренку. Нам с женой понадобилось некоторое время, понаблюдать, что же происходит с нашим добрым по натуре мальчуганом. Все стало понятно после 3 часов просмотра очередного страшного мультика. Ребенок начал действовать аналогично просмотренному сюжету! Настоящим выходом для нас стали занятия в секции карате».

Видео о пользе или вреде мультфильмов

Тесленко Егор

Самая удивительная пора в жизни человека - детство. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают целые поколения!

Я часто спрашивал свою маму, любила ли она в детстве смотреть мультфильмы. Мама ответила, что «Очень!» Для них, детей, которые жили в конце прошлого века, это было огромное событие. “Мама! Мультики показывают!” – кричали малыши. И взрослые бросали все свои дела, усаживались смотреть вместе с детьми удивительную сказку. Она носила их по разноцветным волнам веселых и грустных, поучительных и загадочных, таинственных и забавных историй.

Теперь мы, их дети, смотрим мультфильмы. Это мультфильмы советского и зарубежного производства. Но почему-то все больше родителей испытывают сомнения по поводу безопасности и пользы для нас зарубежной мультипликационной продукции. У взрослых возникает чувство тревоги, подозрение, что происходит что-то неправильное и непоправимое?

В своей работе я попытаюсь разобраться, как влияют мультфильмы на детскую психику.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городская научно – практическая конференция

«Планета эрудитов»

Как мультфильмы влияют на психику ребёнка

Человек и его здоровье

Тесленко Егор Сергеевич

3 «В» класс

МБОУ Лицей №21

Руководитель:

Арефичева Елена Валентиновна

Учитель начальных классов

МБОУ Лицей №21

г.Дзержинск

2014г.

  1. Введение…………………………………………………………………………………3
  2. Теоретическая часть………………………………………………………..……………4
  1. История создания мультфильмов………………………………………………………4
  2. Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов……………………….……5
  1. Практическая часть……………………………………………………………………...7
  2. Заключение……………………………………………………………………………....9
  3. Список литературы………………………………………………………………….......9
  1. Введение.

Самая удивительная пора в жизни человека - детство. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают целые поколения!

Я часто спрашивал свою маму, любила ли она в детстве смотреть мультфильмы. Мама ответила, что «Очень!» Для них, детей, которые жили в конце прошлого века, это было огромное событие. “Мама! Мультики показывают!” – кричали малыши. И взрослые бросали все свои дела, усаживались смотреть вместе с детьми удивительную сказку. Она носила их по разноцветным волнам веселых и грустных, поучительных и загадочных, таинственных и забавных историй.

Теперь мы, их дети, смотрим мультфильмы. Это мультфильмы советского и зарубежного производства. Но почему-то все больше родителей испытывают сомнения по поводу безопасности и пользы для нас зарубежной мультипликационной продукции. У взрослых возникает чувство тревоги, подозрение, что происходит что-то неправильное и непоправимое?

В своей работе я попытаюсь разобраться, как влияют мультфильмы на детскую психику.

Цель работы: на основе работы с различными источниками и практических исследований выяснить, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и зарубежного производства на сознание детей, и узнать, какие мультфильмы приносят пользу ребенку.

Задачи работы:

  • узнать в специальной литературе, как появился жанр-мультипликация;
  • выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации;
  • провести анкетирование одноклассников, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;
  • изучить, как влияют западные мультфильмы на тревожность и агрессивность младших школьников;
  • проанализировать результаты исследований, сделать выводы.

Предмет исследования – мультфильмы отечественного и зарубежного производства.

Гипотеза работы: мультфильмы российского и зарубежного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении со взрослыми и детьми.

Во время выполнения работы использовались методы:

  • изучение литературы;
  • просмотр мультфильмов;
  • проведение анкетирования учащихся нашего класса и их родителей;
  • анализ полученных результатов.

Тема актуальна , потому что сегодня большое разнообразие мультфильмов. Мы все постоянно смотрим мультфильмы зарубежного и отечественного производства. Многие ребята предпочитают играм просмотр телевизора.

  1. Теоретическая часть
  1. История создания мультфильмов.

Когда появились мультфильмы точно неизвестно. С давних времён люди пытались «оживить» рисунки. Первые упоминания об анимации (оживлении) датированы I веком до н.э.

В начале второго тысячелетия н.э. в Китае появились теневые представления. Они очень были похожи на будущие мультфильмы.

В середине 15 века стали появляться артисты, которые развлекали народ подвижными изображениями, применяя для этого специальные механизмы.

В конце 17 века А. Кишером был придуман «чародейственный фонарь», который показывал движущееся изображение на стекле.

В конце 19 века изобретатель из Франции Э. Рейно придумал проектор, в котором использовался принцип последовательной передачи изображений – одно за другим.

В 1906 году, после того, как была изобретена кинокамера, в Америке был сделан первый мультфильм. Автором его был Дж. Блэктон. Ранние мультфильмы были чёрно-белыми и «немыми». Первый мультфильм со звуком создал в 1928 году У. Дисней. Это был мультфильм «Пароход Вили».

В России Владислав Старевич, родоначальник объемной мультипликации, начинает в кинематографической фирме Александра Алексеевича Ханжонкова работу над первым объемно-мультипликационным фильмом "Развитие головастика", осуществляя в воде покадровую съемку живых головастиков. 1911 год можно считать годом рождения русской анимации.

Создание мультфильма – очень трудоёмкий процесс. Для того, чтобы персонаж сделал простое движение, надо нарисовать около сотни рисунков. А для десятиминутного мультика их надо сделать около 15 тысяч!

Но, несмотря на то, что сегодня все мультфильмы создаются во многих странах мира, не все их, оказывается, рекомендуется смотреть… Что же мы видим на экранах своих телевизоров? Почему же некоторые мультфильмы вызывают бурю радостных эмоций, волну подражания любимым героям и формируют хорошие эмоции ребенка, а другие наносят откровенный вред, делая детей злыми? Среди создателей мультфильмов существует два мнения те, кто копирует взрослую жизнь в мультфильмах, и те, кто создает именно детский мир с его собственными законами жизни. Современные дети все более тяготеют к подражанию взрослой жизни с ее агрессией и жестокостью, поэтому и предпочитают первый тип мультфильмов.

Мы спросили в видеосалоне г. Дзержинска какие диски с мультфильмами чаще покупают взрослые для своих детей. Нам ответили, что большинство покупок – это зарубежные новинки. Многим детям российские мультфильмы смотреть не так интересно, после остросюжетных и красочных иностранных. Все дети выбирают мультики по принципу красочности и интереса, моды в классе или садике. А ведь много российских мультфильмов создавалось на основе сказок. Советские мультфильмы по своей природе интересны сюжетом и заставляют мыслить. А каким образом дело обстоит с мультфильмами иностранными? Почти половина иностранных мультиков строится по старому, проверенному принципу: завязка - кульминация - развязка. Преступление - расследование - наказание. Поэтому главные темы американских фильмов - конфликты и преступления.

Большинство современных мультиков имеют следующие признаки:

  • яркие, действие происходит очень быстро;
  • простой понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках;
  • значение речи для понимания мультика сведено к минимуму;
  • мультик озвучен одинаковыми голосами переводчиков;
  • много агрессии;
  • однообразная музыка.
  1. Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов

Чтобы успеть переделать всю домашнюю работу или немного отдохнуть, родители часто включают мультики своим малышам. Пока ребенок с наслаждением смотрит очередной мультипликационный фильм, взрослые не задумываются о том, что таким образом дети привыкают к просмотру мультфильмов и очень скоро их уже невозможно "оторвать" от просмотра бесконечных сериалов мультиков по телевизору.

Малыш как губка впитывает то, что видит по телевизору. Он еще не умеет отличить вымысел от реальности. Для него все герои абсолютно живые и настоящие. И именно их он будет копировать в своем поведении, интонациях, играх. За границей на кассетах с мультфильмом “Том и Джерри” часто ставят маркировку: “Для детей старше 6 лет». Малыш воспринимает как должное и естественное, что с кота можно содрать шкуру, а он будет при этом не только жив, но и весел. Или мышку можно ударить по голове, взорвать, отравить, а она останется неуязвимой, продолжая строить козни несчастному Тому.

Понаблюдайте за крохой, который смотрит хороший мультфильм. На его лице – весь шквал эмоций и переживаний. Вот он смеется вместе с героем, вот хмурит бровки, сопереживая и жалея, вот - повторяет слова знакомой песенки… Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В них маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует.

А теперь, давайте более подробно рассмотрим то, чему учат мультфильмы отечественного и зарубежного производства.

  1. Герои и героини современных зарубежных мультипликационных фильмов не учат уважению и очень невоспитанные. Вспомните любой мультфильм. Сколько там всего нехорошего. Насмешливое отношение к животным, человеку, предметам…

К чему это приводит:

  1. Яркость мультика позволяет легко привлечь внимание ребенка. В результате ребенку не надо прилагать усилия, чтобы научиться концентрировать внимание. Развивается неспособность к концентрации внимания, и в школе ребенок не может высидеть урок и запомнить весь материал.
  2. Понятный, простой сюжет не всегда дает возможности включиться воображению, фантазии. А ведь мультики – это еще один способ развивать мышление, внимание и память.
  3. В школьный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно. Поэтому важно слышать правильную, красивую родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. Недостаток правильной речи может привести к отставанию в ее развитии.
  4. Через мультики ребенок усваивает модели поведения, способы действий, учится, как можно добиться своего. К сожалению, часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультики, наблюдается повышение жестокости и агрессивности.
  1. Практическая часть

Анкета для учащихся

Класс ___________

1.Смотришь ли ты мультфильмы? а) да б) нет

2.Когда ты предпочитаешь смотреть мультики? а) утром б) в обед в) вечером

3. Какие мультфильмы ты предпочитаешь? а) советские б) иностранные

4. Как называется твой любимый мультик?

5. Твой любимый герой?

Мы провели исследование – опрос в виде анкеты. Проведенное исследование показало что, все дети любят смотреть мультфильмы. Право выбора мультфильма принадлежит ребенку. Это очень тревожный знак. Чаще всего дети выбирают зарубежные мультфильмы, отдавая предпочтение таким мультфильмам как «Шрек», «Черепашки Ниндзя», «Дятел Вуди и его друзья», «Симпсоны», «Том и Джерри», «Винкс». Смотрят мультфильмы больше 4-х часов в неделю, что вредно для зрения и здоровья в целом. Любимыми героями детей становятся такие, которые могут совершить жестокий поступок и даже убийство. Что будет, если и в жизни ребенок начнет копировать поведение своих любимых героев?! Дети в анкете даже затрудняются назвать 10 «наших» мультфильмов, а ведь это наша история и культура. Я думаю, что родителям необходимо об этом задуматься и следить за тем, что смотрят дети.

  1. Заключение

Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все, что нравится – для нас полезно. Многие современные мультики, транслируемые по телевизору, могут плохо повлиять на развитие ребенка, сформировать у него склонность к агрессии, к зависимостям и даже есть случаи, когда мультики приводят к психическим расстройствам. Во многих мультфильмах отрицательными качествами наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки въедаются в детское сознание, т. к. положительным героям нужно подражать.

Итак, подведем итог. В одном из городов несколько лет назад психологи изучали влияние различных мультфильмов на детскую психику. Выяснилось, что после «советских мультиков» дети успокаивались, становились более доброжелательными, у них улучшался сон и аппетит.

После американских компьютерных мультфильмов у детей усиливались страхи и агрессивность, они начинали капризничать, драться, ломать игрушки.

Между тем в последние годы очень редко увидишь на экране Чебурашку или Винни Пуха, зато агрессивные мультсериалы заполонили все каналы. Конечно, нельзя однозначно делить мультфильмы на плохие и хорошие, но так как у нас совсем разная культура, российским детям лучше смотреть российские мультфильмы.

Мультфильмы должны:

  • учить любить животных, ведь героями мультфильмов часто бывают животные.
  • учить дружить.
  • помогать изучать окружающий мир
  • учить выполнять свои обязанности; примером показывать как нужно выполнять те или иные действия.
  • у мультфильма должен быть сюжет, желательно на основе взаимодействия коллектива.
  • смотреть мультфильмы не более 2-х часов в неделю.
  • пересказывать маме и папе содержание мультфильма.
  • читать произведения, по которым поставлены мультфильмы (например, прочитал Н. Носова «Незнайка и его друзья» - посмотрел мультфильм, поставленный по мотивам произведения)

В ходе исследования выдвинутая мной гипотеза подтвердилась, мы доказали, что не все мультфильмы оказывают хорошее,положительное влияние на детей. Поэтому я рекомендую смотреть больше отечественных мультфильмов.

  1. Список литературы

«Планета мультфильмов», статья «Мой малыш», Москва, 2003

«О нашем союзмультфильме», Г. Бородин, 2005

Статьи в Интернет

Вы обращали внимание, как меняется поведение наших детей после просмотра современных мультфильмов? Нет? А стоило бы… Моя дочь после просмотра нескольких серий мультфильма «Маша и Медведь» начала драться, подать на пол в истерике, если не получала то, что хотела, да и вообще, истерики начались с «завидной» регулярностью и без видимых причин. А ребенку всего 1,4 года!

«Маша и Медведь»

Раз уж речь зашла об этом мультфильме, то и дальше продолжим эту тему. О «вредности» «Маши и Медведя» уже давно говорят психологи. Многие родители замечают, как ребенок начинает повторять действия Маши, сопоставлять себя с героиней как единое целое. Отмечается, что некоторые дети повторяют поступки из мультфильма со словами «Я — Маша!»

Однако не обошлось и без заступников мультипликационного сериала. Они, наоборот, утверждают, что мультфильм полезен детям, так как в нем Маша получает по заслугам за свои шалости: стоит в углу, убирает на кухне. К положительным примерам относят желание Маши учиться читать и писать, играть на пианино, накормить Медведя и т.д.

Какую сторону принять: «за» или «против»? Решать исключительно родителям. Но все же, перед тем, как дать ребенку посмотреть этот мультфильм, просмотрите его сами и сделайте соответствующие выводы.

«Том и Джери»

Список «плохих» мультфильмов продолжат диснеевские «Том и Джери». Как и от предыдущего мультфильма, дети без ума от вечно воюющих кота и мыши. Но как эти действия на экране сказываются на психике ребенка, на его поведении?

Мультипликационный фильм скрывает в себе море агрессии. Вдумайтесь сами: на протяжении всех серий происходят постоянные сцены насилия, причем как от кота, так и от мыши.

По-моему мнению, прекрасной альтернативой кошкам-мышкам станет советский мультфильм «Кот Леопольд», где вредные мыши сами же попадаются на свои пакости и в свои ловушки. Вот уж где точно прослеживается пословица: «не рой яму другому, сам в нее попадешься».

«Мишки Гамми»

Многие отмечают красивую анимацию мультфильма, симпатичных героев. Однако, родители, прислушайтесь к речи этих самых Мишек Гамми, к их диалогам! В этом мульте активно используется хамство в общении героев, оскорбления и неуважение. Будьте уверены, ребенок, особенно до 6-7 лет, быстро начнет употреблять в своей речи эти нежеланные слова.

«Покемоны»

Не новый мультсериал, но это не делает его менее опасным для современных детей. Особенно стоит запретить его чрезмерно впечатлительным детям, склонным к подражанию и повторению поступков. Известны случаи, когда дети, как и покемоны, прыгали с высоты, из окон. Пытались повторить трюки, которые сопровождались серьезными травмами. Пожалуй, дальнейшие комментарии будут излишни.

Аниме

Популярное направление в нашей стране. Однако аниме несет в себе огромную опасность для психики ребенка! У детей, просмотревших несколько серий аниме, повышается чувство тревоги, обостряются и появляются новые страхи, у ребенка проявляется необоснованная агрессия к окружающим. Особенно ярко все перечисленное выражается на детях, находящихся в сложной психологической ситуации.

Негативное влияние оказывает внешний вид героев: неестественно большие глаза, нереальное изображение рта и носа, неправильные пропорции тела. Это ломает понятие ребенка о том, как должен выглядеть нормальный человек.

«Губка Боб»

Еще один американский «шедевр». Хотите вырастить из ребенка человека недалекого ума! Тогда именно «квадратные штаны» и стоит ему показывать. На протяжении всех сезонов Губка Боб и его друг Патрик засовывают себе в уши и носы различные вещи, поедают несъедобные предметы (например, фонарики), бьют друг друга по голове кувалдой…Маленький ребенок обязательно захочет повторить «подвиги» любимых мультяшных героев. И кто знает, чем может закончиться засовывание в нос детали от конструктора…

Мнение психологов: мультфильм напрямую ведет ребенка к отуплению, к его деградации как личности.

Общая опасность

Теперь немного в общих чертах, в чем заключается опасность современных мультфильмов для ребенка. Причем речь идет даже о мультах с положительным сценарием.

1. Цвета

Современные мультсериалы и мультфильмы практически все созданы в ярких красках. К сожалению, не всегда эти краски сочетаются между собой, их слишком много. Все это влияет на проявление детской агрессивности, излишней возбужденности.

2. Звуки

Нынешние мультфильмы полны резких и неожиданных звуков, которые попросту могут напугать ребенка. Отсюда возможно проявление страхов.

Здесь же говорим о голосах героев. Важно, чтобы мультфильм озвучивали несколько актеров живыми голосами, меняя интонацию в зависимости от ситуации. Также будет полезно, если главный герой озвучивает свои переживания, идеи, мысли, оценку своих поступков.

Монотонные мультфильмы способны «убить» в ребенке эмоции, снизить заинтересованность окружающим миром.

3. Сюжет

Во многих современных мультипликационных фильмах даже взрослому сложно понять, что к чему. Сюжет порой настолько запутан, что просто мозг начинает «кипеть» от происходящего на экране.

От подобного у ребенка начинается «каша» в голове, путаница. Отсюда и раздражительность.

4. Отрицательные персонажи

Здесь речь идет не столько о действиях плохих героев, сколько об их безнаказанности и вседозволенности. Ребенок видит, что плохой поступок «сходит с рук» герою мультфильма. Следовательно и ему самому, ребенку, можно делать все что угодно и ничего за это не будет.

Если вдруг вы увидите, что ваш ребенок смотрит подобные сцены, не выключайте ежесекундно телевизор, а, наоборот, присоединитесь к просмотру. Только теперь важны ваши комментарии. Отмечайте каждый проступок героя: «Как он ужасно поступил, правда?», «Ох, я бы за такое в угол оставила» и так далее.

5. Трюки

Всевозможные прыжки супер-героев, драки и тому подобное обязательно вызовет у ребенка желание попробовать все самому. Тут важно объяснить маленькому непоседе, что только в мультфильмах герои остаются целыми и невредимыми, а в жизни подобные трюки могут закончиться серьезными травмами.

Обезопасьте своего ребенка от негативного влияния современной киноиндустрии. Уделите время и лично подберите мультфильмы для просмотра ребенка, вы должны точно знать о чем сюжет, в чем смысл и какая поучительная цель преследуется. Смотрите мультфильмы вместе со своим ребенком. Это даст возможность не только контролировать качество фильма, но и сблизит вас с малышом, даст новые темы для общения.

Покажите ребенку мультфильмы своего детства: «Крошка Енот», «Кот Леопольд», «Карлсон», «Ну, погоди! », «Тили-мили-трямдия», «Белоснежка и семь гномов» и многие другие. Эти мультфильмы уж наверняка научат ребенка дружбе, взаимовыручке, доброте и ответственности за свои проступки. А мы, в свою очередь, уже начали с большим удовольствием смотреть «Кота Леопольда».


Интернет пестрит крайне негативной оценкой роли влияния современных мультфильмов на ребенка , особенно это касается диснеевских мультиков. Детей в этом контексте даже называют «главными жертвами телевизионного помешательства», отмечая, что телевидение и Интернет слишком сильно определяют нашу жизнь, а, соответственно, и жизнь наших детей. Вот основные тезисы таких статей: современный ребенок чересчур напичкан визуальной информацией; все современные родители ленивы, так как используют мультики, чтобы отделаться от ребенка и заниматься исключительно своими делами; ребенок обязательно впадает в зависимость от просмотра; ребенок обязательно будет копировать все, что увидит на экране; большинство современных мультфильмов изобилуют насилием, агрессией, плохими примерами, а также эротическим подтекстом. Все это травмирует психику ребенка, учит неправильным примерам, приводит к психологическим проблемам, трудностям в воспитании, отставанию в школе, и в дальнейшем к неправильному отношению к жизни. Основными рекомендациями в этой связи являются: до трех лет не подпускать ребенка к телевизору вообще, а с трех лет – исключительно советские мультфильмы.

Однако, насколько справедливы столь радикальные меры? Мир не черно-белый, он пестрит яркими красками, и его нужно уметь видеть. Мир не одномерный и не двухмерный, он объемный, многогранный, в нем не делится все на «Да» и «Нет», он гораздо сложнее и интереснее. Философия огульного отрицания – это не продуктивно. Нужно адекватно воспринимать сегодняшнюю реальность. В ней, как и в любой другой исторической реальности, есть как плохое, так и хорошее. Стратегия «спрячем голову в песок, закроем ребенку, глаза, нос, рот и уши, и никогда не покажем ему современных мультиков» - это неправильно.

Подход, который заключается в том, что «раньше все было хорошо, а сейчас все очень плохо» свойственен людям, которые испытывают подсознательный страх перед современной действительностью. Очень интересные оговорки допускают иногда психологи, советующие напрочь отказаться от современных мультфильмов. В связи с этим не могу удержаться и не процитировать тезис из одной психологической статьи по поводу влияния мультфильмов на сознание ребенка . Вчитайтесь, пожалуйста, внимательно: «Православный психолог, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО Вера Абраменкова констатирует, что современный ребенок окружен визуальными материалами - это не только телевизор, но и телефоны, айфоны, айпады, интернет, компьютерные игрушки. Поэтому сейчас наши дети менее защищены, чем дети, рожденные в военные и в послевоенные годы ». Другими словами, психолог на полном серьезе утверждает, что дети, рожденные во время Второй Мировой войны, были более защищены, чем современные, наши с вами дети. Тут, видимо, не берется в расчет война, бомбежки, геноцид, голод, фашизм и т.д. Неужели айпад настолько страшен?

То, что говорят обычно психологи о жизни, о семье, о детях и т.д. также не является истиной в последней инстанции. Психология, как и любая современная наука, представляет собой не единую незыблемую истину, а совокупность точек зрения. Любая сегодняшняя наука, в особенности гуманитарная - это комплекс научных направлений, школ и подходов, которые в существенной степени спорят друг с другом, критикуют друг друга, доказывая совершенно различные точки зрения. Два разных психолога могут выдать вам совершенно разные советы по поводу одной и той же проблемы, и вы должны будете выбрать то, что вам ближе. Здесь, как в медицине, лекарство, которое помогает вам, не обязательно также эффективно поможет вашему соседу по палате, даже при условии, что у вас с ним один и тот же диагноз.

Данная статья заведомо не ориентирована на то, чтобы сказать: «Вот это хорошо, а вот это плохо. Вот это смотрите, а это ни в коем случае». Сколько людей, столько и мнений, единственно правильного решения не бывает. Каждый родитель должен отбирать мультфильмы для собственного ребенка, учитывая в первую очередь, как ребенок реагирует на тот, или иной мультик, а также опираясь на собственные ощущения. Не делая страшилку из какого-то одного конкретного вида мультфильмов, и не зацикливаясь на чем-то одном, можно вполне разумно выбрать для ребенка оптимальный набор мультфильмов, который не повлияет на него негативно. Предлагаю для начала рассмотреть просто спектр мнений, который сформировался на сегодняшний момент, как в общественном мнении, среди родителей, так и в среде детских психологов. Для примера возьмем небольшой набор мультфильмов, которые пользуются популярностью у современных детей.

Советские мультфильмы.

Несмотря на то, что их уже нельзя назвать «современными», советские мультфильмы до сих пор очень актуальны. К положительным сторонам
данных мультфильмов психологи относят их высокое качество. Советские мультфильмы не были поставлены на поток, они производились в единичном экземпляре и вопросы качества ставились по главу угла.

Советский мультик направлен на формирование положительной детской картины мира, он добрый, спокойный, правильный. Отрицательный персонаж, как правило, легко перевоспитывается, а его первоначальная отрицательная сущность обусловлена, скорее всего, тем, что с ним никто не дружил, никто его не любил и не понимал. Вообще зло в советских мультиках подается в иронично-комичной форме, что смягчает его природу.

В советском мультике четко прослеживается направленность на воспитание, формирование положительных качеств, эти мультфильмы учат правильному, идеальному поведению и образу мышления. Там нет насилия, зло имеет локальный легкопобеждаемый характер, персонажи несут в себе добро, сострадание, уважение, любовь и взаимопонимание.


Советские мультики, действительно, хорошие, с этим было бы глупо спорить. Что можно было бы назвать отрицательными факторами в этой связи? Советских мультиков мало, по сравнению с разнообразием, которое представляет западная индустрия мультфильмов для детей. Несмотря на их неоспоримое качество, на фоне современных возможностей компьютерной графики и спецэффектов, они уже кажутся немного примитивными.

И кроме этого, отвечают ли в полной мере советские мультфильмы запросам и потребностям современного ребенка? Не будем забывать, что дети активно общаются между собой. Насколько комфортно будет чувствовать себя ребенок среди своих сверстников, которых родители не столь сильно ограничивают в тематике просмотренных мультфильмов? Оправдана ли необходимость создавать ребенку искусственную «железную» стену, заключив его в прошлое, даже если оно кажется нам более правильным и безопасным, ведь мы живем сегодня и, другой реальности у нас не будет.

Кстати, как ни странно, но в Интернете можно найти и негативные комментарии родителей на советские мультфильмы, высокое качество и польза которых, казалось бы, ничем уже не могут быть оспорены. Вот некоторые неожиданные высказывания: «…что касается кота Леопольда, то, как мне кажется, в нем пропаганда подлости, вредности, и никак не дружбы »; «… разве в «Ну, погоди» волк не хочет убить зайца? Заяц не устраивает ему подлянки? Волк не тонул в проруби, не падал с высоты, не ломал ноги? »; «… среди старых советских мультиков тоже ерунды полно…», «… в «Ну погоди!»-то вроде бы все Ок, волк похож на волка, и другие животные узнаваемы, но зато весь мультик волк ведет себя безобразно: курит, пинает мусорные бачки, хватает котов за хвост. Это вы считаете хорошим для ребенка мультфильмом? », «…многие считают хорошими все советские мультики, но это далеко не так. «Ну, погоди» - это уже не советский по духу и языку мультфильм, а клон американских мультиков про Тома и Джерри. Самые лучшие мультфильмы в СССР делались в 40-60-хх годах »

Кстати именно пример с культовым мультфильмом советских времен «Ну, погоди» наглядно показывает, как со временем меняются
представления о том, что такое хороший или плохой мультфильм. Именно этот мультик едва не подпал под действие цензуры, когда с 1 сентября 2012 года был введен закон о защите детей от вредной информации. Очень многие сцены из этого мультфильма, согласно данному закону, не могут показываться в дневном эфире и в детских программах, но именно для данного мультфильма из-за его высокого статуса и всеобщего признания было сделано исключение.

Лунтик


К положительным качествам можно отнести то, что мультик имеет совершенно четкую воспитательную направленность. В нем объясняется, что хорошо, а что плохо. Персонажи, которые являются отрицательными, и ведут себя неправильно или не всегда правильно (гусеницы, кузнечик Кузя и т.д.) всегда, в конечном счете, понимают свои ошибки и извиняются. В духе мультфильмов советского времени отрицательного героя здесь также можно перевоспитать. В целом мультик оставляет положительные, светлые эмоции, он не особо динамичен, не перегружен спецэффектами.

Однако психологам Лунтик не нравится. Он фиолетового цвета, а этот цвет по всем психологическим канонам является депрессивным. Кроме этого, как отмечают психологи, Лунтик - непонятное существо, пришедшее из какого-то другого мира.

Мнение родителей разделилось. Очень многие считают данный мультфильм хорошим и безобидным, а влияние данного мультфильма на
сознание ребенка
– положительным. В негативных отзывах родителей чаще всего звучит слово «тупой»: мультик создан для недалеких детей, и не способствует их развитию. Анимация сделана так, что насекомые не похожи на самих себя (гусеницы не похожи на гусениц, пчела на пчелу и т.д.), это наводит некоторых родителей на мысль, что в будущем у ребенка могут возникнуть сложности с распознанием того, как насекомые выглядят на самом деле.

Маша и Медведь

Данный мультик представляет собой очень интересный феномен. Его очень любят, но при этом большинство настроено пессимистично по поводу влияния этого мультфильма на ребенка .

Если говорить о положительных чертах, то к ним можно отнести высокое качество мультфильма. Он забавный, смешной, очень яркий, в одинаковой степени нравится и взрослым и детям, сделан с хорошим чувством юмора. Он наследует музыкальные традиции советских мультфильмов, при которых песни, написанные для мультиков, обладали очень
высоким качеством, становились настоящими хитами и жили уже отдельно от самих мультфильмов.

К отрицательным чертам мультфильма психологи относят то, что он не учит уважать взрослых. Более того, на протяжении всего мультика ребенок откровенно издевается над взрослым, которого олицетворяет Медведь, способный только обижаться, и больше ничего. Ребенок подобный сценарий поведения начинает воспринимать, как правильный и, вполне возможно, способен перенести его в реальную жизнь.

Мультик «Маша и Медведь» очень динамичный, в этом он напоминает стиль диснеевских мультфильмов, яркий, заводной, веселый,
отличающийся быстрой сменой сюжета. Многие родители замечают перевозбуждение детей после просмотра, когда те начинают носиться по квартире, разбрасывать игрушки, прыгать по мягкой мебели. Девочки цитируют машины фразы, что чрезвычайно пугает родителей, которые никак не хотят оказаться на месте бедного медведя. Маша – гиперактивный ребенок, ее гиперактивность заразительна для детей. Главную отрицательную черту родители преимущественно видят в том, что Маша - хулиганка, которой все сходит с рук, то есть за все свои проделки она ни разу не получила хоть сколько нибудь ощутимого наказания. Медведь – очень лояльный персонаж, который всегда все прощает. Также родители отмечают, что дети очень увлекаются просмотром, их не оторвать от телевизора, и впоследствии начинают выпрашивать «Машу» уже с истериками.

Смешарики


Самое интересное, что на фоне этих мнений, «Смешарики» в основном получают положительную оценку, хотя, казалось бы, в них присутствуют все собирательные черты так называемого «плохого мультика», с точки зрения современных психологов и родителей: яркие краски, быстрая смена сюжета, персонажи не похожи на реальных животных, которых они изображают (и заяц там не заяц, и свинья не свинья – все одинаковые шары). Однако плохих комментариев по поводу влияния данного мультика на ребенка крайне мало, что очень отличается от восприятия мультфильмов «Маша и Медведь» и «Лунтик», по поводу которых можно встретить не просто плохие, а откровенно агрессивно-отрицательные комментарии.

Многие, однако, отмечают, что «Смешарики» не совсем для детей, мультик очень часто носит глубокий философский подтекст. В целом чень трудно определить, на какую целевую аудиторию он рассчитан. Для маленьких детей он не подходит из-за серьезного философствования и наличия взрослых (в культурном смысле этого слова) шуток, дети 7-8-летнего возраста также до конца не поймут многих сюжетов, а более старшие дети уже вряд ли будут
смотреть «Смешариков». В общем, это довольно странный феномен в современной российской мультипликации, хотя большинством очень любимый. Об отрицательном влиянии этого мультфильма на детей не говорит практически никто, более того, совершенно неподдельный восторг родителей вызывают познавательные «Смешарики», снятые в 3D.

Диснеевские мультфильмы


Диснеевские мультфильмы принято оценивать в целом, как отдельную индустрию. Отзывы, конечно, в основном отрицательные. Отмечается, что классическая организация пространства в диснеевском мультфильме обычно устроена так, что мир лежит во зле. Добро – локально и ситуативно, только какой-нибудь Человек-паук или Черепашки-ниндзя являются редким олицетворением добра и борются со злом. Со злом расправляются физически, его убивают, в то время как в советских мультфильмах зло в основном перевоспитывалось и поддавалось уговорам. Отмечается повышенная агрессия дисневских мультфильмов.

Психологи в оценках настроены очень радикально. Диснеевские мультики обвиняются ни больше ни меньше, а в снижении уровня рождаемости. Диснеевские мультфильмы закрепляют в сознании ребенка неправильный образ женского. Слишком яркие и красивые женские
персонажи, которые, как отмечается, все очень похожи, буквально на одно лицо, формируют в мальчиках стремление к идеальной женской красоте, которой нет на самом деле. Диснеевские красавицы имеют вполне женские формы и эротически подчеркнутый образ, влюбленные пары совершенно по-взрослому целуются. В диснеевских мультиках высмеиваются такие характерные для советских мультиков женские черты, как целомудрие, застенчивость, скромность, материнство и бескорыстие. В девочках это закладывает направильную модель поведения. Молодая и красивая диснеевская героиня, как правило, бездетна. Если встречается образ матери, то это, как правило, старая женщина, что не формирует мотивацию к продолжению рода. Психологи также видят в зарубежных мультиках смещение роли полов: женские героини всерьез дерутся, сражаются со злом, приобретая черты классических диснеевских супергероев-мужчин, таким образом, смешиваются привычные роли полов, женское перестает быть женским.


В целом, конечно, диснеевские мультфильмы при просмотре оставляют ощущение совершенно иное, по сравнению даже с современными российскими мультфильмами. Наши, как-то добрее, душевнее. Тут, конечно, нужно делать ставку на разницу культур и психологии. Отрицательные отзывы, конечно, имеют право на существование, единственное, хочется немного сместить акценты. Не совсем верно рассматривать диснеевские мультики как единую бесформенную массу и давать одинаковые оценки всем мультфильмам, стоит рассмотреть все-таки каждый мультик отдельности и сформулировать отдельное мнение. Диснеевские мультики , несмотря на их кажущееся единообразие, все-таки очень разные. Сравните, например, «Мишек Гамми» и «Человека-паука» - мягко говоря, не похожи, и, скорее всего, имеют совершенно разное влияние на детей .

Задача современного родителя – во внимании к своему ребенку и в стратегии разумного отбора. Не мультики воспитывают детей, а родители. Что бы ни видел ребенок на экране, он также видит, что происходит у него в семье: как общаются между собой родители, как они к нему относятся, чему его учат. От слишком большого влияния мультфильмов можно уберечь путем ограничения времени просмотра. Единого мнения и однозначных советов здесь все-таки быть не может. Хороший родитель – это тот, кто знает, что смотрит его ребенок и сколько времени он проводит перед телевизором. Хороший родитель – этот тот, с кем ребенок пойдет общаться и играть, оторвавшись без труда от самого любимого и интересного мультика. Наконец, хороший родитель – это тот, кто по-настоящему любит своего ребенка и уделяет ему достаточно времени, чтобы не беспокоиться, что кто-то или что-то будет влиять на ребенка больше, чем он.

Мультфильмы продолжают занимать главенствующее место в жизни современного ребенка. Однако все чаще и чаще смысл и качество анимации не соответствуют целям развития детей и их потребностям. И особенно это касается продукции американской Фабрики грез. Психологи считают, что большинство зарубежных мультиков просто нельзя показывать детям, а оставшиеся можно смотреть лишь под строгой родительской цензурой и с обязательными комментариями взрослых. Опасна ли для детей зарубежная анимация? Каковы критерии вредных мультфильмов?

Сегодняшнее воспитание зачастую выглядит так: взрослые заняты разным делами, а малыша, чтобы не мешал, усаживают перед экраном телевизора или компьютера. И смотрит этот ребенок круглые сутки все подряд, а уже через пару месяцев буквально не может дышать без привычной дозы красочных мультиков. Полезно ли это? Психологи категорично отвечают: «Нет!» Давайте на конкретных примерах популярных зарубежных анимационных фильмов посмотрим, какое психологическое влияние они оказывают на детское сознание и поведение.

Женские образы: сексуальность и жестокость

Специалисты утверждают, что в современной мультипликации женские образы лишаются романтичности через наделение их излишним реализмом, жестокостью и физиологичностью. Одновременно высмеиваются традиционные для старых отечественных мультфильмов такие женские качества, как застенчивость, скромность и целомудрие.

Например, безумно популярный среди девочек мультсериал про ведьмочек «Винкс» изображает главных героинь с огромными глазами, ненормально длинными ногами и в очень откровенных нарядах. А если добавить сюда чрезмерно тонкую талию, то начинает казаться, что мультяшные девочки своим неоднозначным внешним видом популяризируют пошлость и анорексию. Психологи уверены: стереотипы взрослого поведения, в особенности эротику, показывать в детских мультиках нельзя!


В мультике «Шрек» главная героиня из красивой принцессы превращается в зеленое чудище. Да и ведет себя совсем не по-женски: агрессивно и даже жестоко. А этот эпизод с убийством несчастной птички, которая раздувается от пения и потом лопается! Смеялись ли ваши дети над погибшей птахой? Можете вспомнить хоть одну главную героиню отечественных сказок, которая бы так поступала с лесной живностью? Кроме того, принцесса Фиона делает это очень заразительно и весело, как будто призывая детей следовать ее примеру.

Разрушение семейных ценностей

Пожалуй, не найти более популярного мультфильма, чем сериал про чудаковатую желтую семейку Симпсонов. Однако многие психологи и родители считают этот комедийный анимационный фильм пропагандой жестокости, нездоровых семейных отношений и даже наркомании. Так, в некоторых сериях тонко и, что особенно страшно, остроумно смеются над пожилыми и больными людьми. К примеру, черепаха крадет вставную челюсть старика Симпсона, а тот не может ее догнать. И подобных сюжетов в сериале, на котором выросли целые поколения в США и России, очень много.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...


Просмотрев множество диснеевских мультфильмов, детские психологи обнаружили странную закономерность: красивая и молодая героиня в большинстве случаев бездетна, а вот матери почему-то изображаются некрасивыми и крикливыми, с расплывчатыми фигурами. Получается, что у маленьких зрительниц после просмотра таких мультиков может и не возникнуть желания создавать семью и рожать детей. Так, в анимационном фильме «Красавица и Чудовище» главная героиня показана прекрасной и беззаботной, а взбалмошная женщина с кричащими младенцами почему-то вызывает отвращение.

Все ли так плохо?

Пожалуй, американские мультфильмы получают от психологов в основном негативные комментарии. Отмечается высокая агрессивность диснеевских мультиков, внедрение в детское сознание отрицательных образцов поведения и половой идентификации. Да и со злом герои, олицетворяющие доброе начало, расправляются физически. В старых советских анимационных картинах злые персонажи чаще всего поддавались уговорам и перевоспитывались.

Конечно, в целом, диснеевские мультики оставляют после просмотра совершенно другое ощущение, нежели советские и даже современные отечественные картины. Наши, безусловно, намного душевнее, чище и добрее. Однако не совсем правильно рассматривать всю американскую мультипликационную продукцию как единую массу. Сравните, к примеру, развязный «Южный парк» и трогательных «Мишек Гамми» – они, мягко говоря, не совсем похожи и совершенно по-разному влияют на детей. А как замечательно показана красота материнства и семейных отношений в таких мультиках, как «Олененок Бэмби», «Король Лев» или «101 далматинец».

Признаки вредных мультфильмов

Каждый родитель может самостоятельно определить, насколько вреден для его ребенка тот или иной мультфильм. Присутствие хотя бы одного «вредного» признака должно послужить основанием исключения этого анимационного продукта из детского просмотра.

  1. Главные персонажи мультфильма ведут себя неподобающе: убивают, воруют, причиняют вред, калечат. Пусть даже все это подано в юмористическом ключе.
  2. Такое поведение героев зачастую остается безнаказанным или приводит к получению популярности, богатства или одобряется обществом.
  3. В мультфильме персонажи демонстрируют опасное поведение, которое, в случае его повторения ребенком в реальной жизни, может быть вредным для здоровья и жизни.
  4. Герои мультиков показывают нестандартное для их пола поведение: женские персонажи ведут себя по-мужски, а мужские – по-женски.
  5. В картине можно увидеть сцены пренебрежительного отношения к людям, а также животным и растениям. Например, насмешка над инвалидностью, старостью или социальным неравенством.
  6. Главные персонажи обладают отталкивающей внешностью. Для маленьких детей зачастую между словами «хороший» и «красивый» стоит знак равенства. То есть им необходимо, чтобы положительные герои были не только хорошими, но и симпатичными.
  7. В картине пропагандируется праздный образ жизни, персонажи добиваются цели легким путем или с помощью обмана.
  8. Авторы высмеивают или показывают в негативном свете семейные ценности. Дети постоянно конфликтуют с взрослыми, супруги относятся друг к другу неуважительно, родители унижают своего ребенка.

Каждый взрослый обязан отбирать мультфильмы для своего ребенка, акцентируя внимание, в первую очередь, на детскую реакцию, сюжет картины и собственные ощущения. Ведь хороший родитель всегда знает, что смотрит его малыш и сколько времени он сидит перед экраном телевизора. Наконец, с хорошим родителем ребенок с радостью пойдет играть и общаться, без труда оторвавшись даже от лучшего мультика на свете.