Первым шагом к установлению дипломатических отношении между государствами является признание того или иного государства и его правительства со стороны другого государства. Это признание возможно в двух формах: де-факто, то есть признание самого факта существования данного государства и его правительства, безотносительно к его юридическим правам, и де-юре, то есть со всеми его юридическими правами и привилегиями в международных отношениях.

Известно, что Советское государство, созданное в октябре 1917 года, в течение длительного времени не было признано крупнейшими капиталистическими государствами- США, Англией, Францией и др. После провала иностранной интервенции и до 1924 года эти государства считались лишь с фактом существования СССР, то есть признавали его де-факто, но не имели нормальных дипломатических отношений. Лишь 2 февраля 1924 г. Великобритания признала Советский Союз де-юре и установила с ним нормальные дипломатические отношения. Вслед за этим началась полоса признаний Советского Союза со стороны других капиталистических стран и установление с ним дипломатических отношений (7 февраля 1924 г. - с Италией, 21 февраля - с Австрией, 8 марта-с Грецией, 10 марта - с Норвегией, 18 марта - со Швецией и Данией, 31 мая - с Китаем, 4 августа - с Мексикой, 28 октября - с Францией, 15 апреля 1925 г. - с Японией и лишь 16 декабря 1933 г. -с США).

Ту же нереалистическую политику непризнания США, Англия, Франция и ФРГ проводили до 70-х годов и по отношению к миролюбивому немецкому государству- Германской Демократической Республике даже тогда, когда это государство было принято в ООН как независимое суверенное государство.

До 1976 года США не признавали и первого социалистического государства в Западном полушарии - Республику Куба.

Установление дипломатических отношений происходит после предварительных переговоров, обычно при посредничестве или через дипломатических представителей других государств, и оформляется в виде обмена письмами или телеграммами между главами государств или премьерами (иногда и министрами иностранных дел) правительств, причем в этих письмах (телеграммах) определяется ранг дипломатического представительства (посольства, миссии), которым решают обменяться государства.

После этого следует обычно взаимное назначение дипломатических представителей (послов, посланников). Общепринято в международной практике, что перед наначением посла (посланника) запрашивается согласие (агреман) правительства страны, куда назначается посол (посланник). С этой целью правительству сообщаются краткие сведения о намеченном кандидате с указанием его фамилии, имени и отчества, года рождения, образования, семейного положения и краткой справки о его служебной деятельности, которые передают дипломатическим путем в виде памятки без какого-либо официального оформления этого документа (без официального бланка, номера, даты и т.п.). По получении запроса агремана правительство государства, которое запрашивалось, рассматривает запрос и в течение обычно 2-3-недельного срока дает свой ответ. Как правило, дается согласие на назначение посла (посланника), кандидатуру которого выдвигает назначающее его правительство, ибо считается общепризнанным суверенное право каждого государства назначать по своему выбору своего посла (посланника) в ту или иную страну.

Однако бывают редкие случаи, когда запрошенное правительство считает для себя почему-либо невозможным дать согласие на назначение того или иного лица послом (посланником) в своей стране. В этих случаях обычно избегают давать прямой отказ запрашивающему правительству, а предпочитают затянуть ответ на этот вопрос, чтобы дать этим понять нежелательность для данного правительства намеченного лица (персона нон грата) на пост посла (посланника). В этих редких случаях запросившее правительство, снимая намеченную кандидатуру, нередко оставляет пост своего посла (посланника) вакантным на длительный период, чтобы подчеркнуть тем самым свое недовольство отрицательным отношением запрошенного правительства к кандидатуре, которая пользуется доверием запросившего правительства.

Формальный запрос агремана практикуется, как правило, только в отношении послов и посланников, хотя некоторые государства требуют запроса о согласии на назначение также и военных атташе при посольствах (миссиях). В большинстве стран, однако, требуется лишь формальное извещение о назначении того или иного лица на пост военного атташе в ноте, которой запрашивается одновременно виза для данного лица на въезд в страну назначения. На назначение других дипломатических сотрудников посольства (миссии) не принято запрашивать согласие правительства. То обстоятельство, что на каждого сотрудника посольства (миссии) запрашивается виза на въезд в страну назначения, дает правительству этой страны формальное право отклонить ту или иную кандидатуру путем простого отказа в визе, хотя это практикуется крайне редко.

Политическая карта мира постоянно претерпевает изменения. Одни государства становятся достоянием истории, другие стремятся влиться в ряды мирового содружества.

Мировое содружество зачастую достаточно сдержанно относится к кандидатам на членство в нем. С одной стороны, приходится исходить из принципа уважения суверенного равенства всех наций, больших и малых, их права на свободное самоопределение вплоть до образования самостоятельных государств. С другой стороны, изменения на международной арене порой противоречат не менее важному положению международного права - принципу территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела государства.

Деликатность проблемы проявляется в существовании двух форм признания нового государства: признания де-факто и признания де-юре.

Признание де-факто (иногда такую форму именуют отношениями «adhoc», что означает «к этому», «для данного случая») носит неполный характер. Не отрицая факта существования государства, правительство другой страны может поддерживать с ним торговые, культурные и иные связи, не устанавливая дипломатических отношений. Это бывает продиктовано определенными политическими, идеологическими соображениями и способно продолжаться достаточно длительное время. Так, например, США признали Советское государство лишь в 1933 г. и в течение 22 лет не признавали Китай. В современной международной практике признание де-факто используется сравнительно редко.

Признание де-юре или полное признание предполагает установление дипломатических отношений, учреждение по взаимной договоренности дипломатических представительств, развитие взаимовыгодных торгово-экономических, культурных и иных связей.

Единой процедуры установления дипотношений между государствами не существует. Соответствующие переговоры могут быть поручены специальной правительственной делегации, направляемой в страну по случаю провозглашения ее независимости либо одному из диппредставительств за рубежом. Чтобы избежать в будущем различных толкований, государства предпочитают закреплять достигнутые договоренности о признании и установлении дипотношений письменно. Это может быть обмен личными нотами, специальные соглашения, заявления, коммюнике. Помимо констатации договоренности об установлении дипотношений в принимаемом документе обычно определяется уровень дипломатических представительств.

Как уже отмечалось выше, Венской конвенцией о дипломатических сношениях (статья 14) установлено три класса диппредставителей:

  • 1) Послы, нунции и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при главе государства. Возглавляют посольства, нунциатуры, постпредства;
  • 2) Посланники, интернунции и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при главе государства. Возглавляют миссии, интернунциатуры, постпредства;
  • 3) Поверенные в делах и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при министре иностранных дел. Возглавляют миссии, постпредства.

Уровень представительства не отражается на объеме выполняемых им функций, а также представляемых иммунитетах и привилегиях. На практике, однако, почти все государства мира устанавливают между собой дипломатические отношения на уровне первого класса, демонстрируя, таким образом, зафиксированное в Уставе ООН их суверенное равенство.

Второй и третий классы диппредставителей используются обычно в отношениях государств с международными организациями.

Установление дипотношений не предполагает немедленного открытия посольств в договаривающихся государствах. Нередко такая договоренность служит лишь своего рода стимулом к созданию благоприятного морально-политического климата для дальнейших контактов между правительствами этих стран. Открытие же посольств может быть отложено до возникновения в этом острой необходимости, что диктуется обычно соображениями экономии валютных средств.

По той же причине достаточно распространена практика представительства послом интересов своего государства одновременно в нескольких странах. При этом посольство учреждается лишь в стране, где посол находится постоянно. В странах, где он аккредитован по совместительству, могут при необходимости открываться небольшие по штату представительства во главе с временным поверенным в делах.

В международной протокольной практике нередки случаи приостановления или разрыва дипотношений между государствами. Последнее может быть спровоцировано чрезвычайными обстоятельствами - военный переворот в стране, военная агрессия против другого государства, изменение одним из партнеров своего государственного статуса и т. п.

Разрыв отношений сопровождается прекращением всех сношений с местными властями, отзывом дипломатов и закрытием дипломатических и иных представительств. Контакты могут поддерживаться с протокольной службой внешнеполитического ведомства страны пребывания исключительно по организационно - бытовым вопросам. При этом представитель местного протокола не присутствует при отъезде главы дипломатического представительства, как обычно принято в международной практике.

  • Дипломатические отношения - основная форма поддержания официальных отношений между суверенными государствами, а также между государствами и другими субъектами международного публичного права в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения.

    Дипломатические отношения призваны способствовать развитию дружественных отношений между государствами, поддержанию мира и безопасности.

    Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, установление дипломатических отношений осуществляется по взаимному согласию.

    Установлению дипломатических отношений обычно предшествует юридическое признание государства и его правительства со стороны другого государства, сам факт их установления всегда говорит о наличии такого признания.

    Дипломатические отношения между государствами и государствоподобными образованиями в общем случае - это дружеские контакты любого характера между их правительствами, они могут существовать даже при отсутствии посольств. Однако полноценный характер дипломатические отношения приобретают только после открытия дипломатической миссии или, что более предпочтительно, обмене ими.

    Разрыв или приостановление дипломатических отношений может произойти вследствие того, что правительство в другом государстве перестаёт считаться законным. В этом случае дипломатические отношения могут быть впоследствии установлены с другим (альтернативным) правительством того же государства, которое пришло к власти в результате революции или переворота. С другой стороны, продолжение дипломатических отношений с опеределённым государством после произошедшей там революции или переворота (например, при помощи продолжения официальных дипломатических контактов между диппредставительством одного государства и новыми властями другого) свидетельствует о дипломатическом признании нового правительства.

    В другой ситуации разрыв или приостановление дипломатических отношений может официально свидетельствовать о том, что отношения между государствами более не являются дружескими; такое может произойти при наличии очень серьёзных проблем во взаимоотношениях вследствие, например, вспыхнувшей между государствами войны. В частности, состояние войны между государствами обязательно влечёт за собой разрыв дипломатических отношений. Также дипломатические отношения прекращаются вследствие ликвидации данного субъекта международного права, например благодаря объединению государств, или прекращения признания его правосубъектности.

    Существование (а также установление, возобновление) дипломатических отношений всегда свидетельствует о том, что стороны признают друг друга в целом невраждебными друг другу субъектами международного права; также оно свидетельствует и об обоюдном признании законности той власти, которая руководит каждым из субъектов и представляет его на международной арене. В некоторых случаях, как, например, в случае КНР и Китайской республики на Тайване, установление дипломатических отношений с одним из правительств делает невозможным их установление с другим, так как оба режима считают себя единственной законной властью на всей территории единой страны. При этом наличие реального контроля данного правительства над территорией своего государства как раз не является необходимым условием: известны случаи, когда дипломатические отношения устанавливались с правительствами в изгнании.

    Установление дипломатических отношений происходит в результате переговоров между представителями заинтересованных государств непосредственно или через дипломатических представителей третьих государств и оформляется в виде обмена посланиями, письмами, нотами между главами государств и правительств или министрами иностранных дел. Стороны договариваются о самом факте установления дипломатических отношений, уровне дипломатических представительств (посольство или миссия), дате вступления в силу соглашения, сроке и порядке его опубликования.

Дипломатия - это наука международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств и специальными органами внешних сношений: министерствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, участие дипломатов в определении курса внешней политики страны и ее проведении в жизнь мирными средствами. Главная ее цель и задача - защита интересов государства и его граждан.

Слово «дипломатия» происходит от греческого слова «dнplфma» (в Древней Греции этим словом назывались сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия). Как обозначение государственной деятельности в области внешних сношений слово «дипломатия» вошло в обиход в Западной Европе в конце XVIII века.

Дипломатия -- это важнейший инструмент осуществления внешней политики государства. Внешняя политика и дипломатия должны соответствовать международному праву и опираться на него.

Устав ООН от 26 июня 1945 г. в качестве одной из целей создания этой Организации ставит задачу «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права» (Преамбула Устава ООН).

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств. Дипломатия обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики. Этим общим знаменателем является международное право. В дипломатии важно умение не только достигать политического компромисса, но и выражать его специфическим юридическим языком. В этом и состоит диалектическое единство и взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права.

Ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в противоречие с международным правом, являющимся единственным общим языком межгосударственного общения. Международное право оказывает непосредственное воздействие на внешнюю политику государства и его дипломатию.

Бытует мнение о том, что в международных отношениях сила доминирует над правом. Это мнение ошибочно, поскольку отдельные факты силового решения вопросов в международной жизни не могут образовать общего правила.

Один из основателей науки международного права, голландский юрист Гуго Гроций еще в 1625 году писал в своем труде «О праве войны и мира»: «Народ, нарушающий право естественное и право народов, подрывает основу своего собственного спокойствия в будущем».

Дипломатические отношения -- основная форма поддержания официальных отношений между государствами в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения. Дипломатические отношения призваны способствовать развитию дружественных отношений между государствами, поддержанию мира и безопасности.

Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., установление дипломатических отношений осуществляется по взаимному согласию.

Установлению дипломатических отношений обычно предшествует фактическое или юридическое признание государства и его правительства со стороны другого государства.

Установление дипломатических отношений происходит в результате переговоров между представителями заинтересованных государств непосредственно или через дипломатических представителей третьих государств и оформляется в виде обмена посланиями, письмами, нотами между главами государств и правительств или министрами иностранных дел. Стороны договариваются о самом факте установления дипломатических отношений, уровне дипломатических представительств (посольство или миссия), дате вступления в силу соглашения, сроке и порядке его опубликования.

В зависимости от целей и способов достижения целей внешней политики государства различают следующие виды дипломатии: политика умиротворения (англ. Appeasement), дипломатия канонерок; долларовая дипломатия, публичная дипломатия, народная дипломатия, челночная дипломатия, экономическая. Особое значение этот вид дипломатии имеет в современных условиях, когда благодаря процессу глобализации, благосостояние практически всех государств очень сильно зависит от участия в мировых торгово-экономических отношениях.

Методами дипломатии являются:

  • - официальные и иные визиты и переговоры на высшем (саммиты) и высоком уровне;
  • - дипломатические конгрессы, конференции, совещания и встречи;
  • - подготовка и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и иных дипломатических документов;
  • - участие в работе международных организаций и их органов;
  • - повседневное представительство государства за границей, осуществляемое его посольствами и миссиями;
  • - дипломатическая переписка;
  • - публикация дипломатических документов;
  • - освещение в печати позиции правительства по тем или иным международным вопросам.

Проблемы международных отношений, мировой политики всегда находились в центре внимания политиков, журналистов, аналитиков. Вопросы же, связанные непосредственно с поиском средств, позволяющих подойти к реализации внешнеполитических решений или того, как это сделать: иными словами, вопросы дипломатии представляли интерес, скорее, для более узкого круга. Причины такого отношения к дипломатии понятны и отчасти оправданны. Прежде всего, необходимо осознать происходящее, наметить основные внешнеполитические приоритеты и подходы, а лишь потом искать средства реализации.

В настоящее время информативно- коммуникативная функция дипломатии направлена, прежде всего, на формирование диалога. Дипломатический диалог предполагает признание того, что у другой стороны есть собственные интересы и цели. Идеи развития межгосударственного диалога нашли отражение и в теоретических работах по переговорам. На смену концепции жесткого торга, когда каждый участник заботится лишь о собственных интересах и подает свою позицию как крайне закрытую, приходит концепция совместного с партнером анализа проблемы. Она предполагает ориентацию на взаимное удовлетворение интересов и достаточно открытый характер переговоров.

Ориентация на диалог в современном мире обусловлена необходимостью именно совместными усилиями искать решение возникающих проблем, связанных с экологией, борьбой с терроризмом, урегулированием конфликтов, развитием интеграционных процессов и т.п. В результате решение международных проблем объективно становится главной функцией дипломатии.

Таким образом, дипломатия - это наука международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств и специальными органами внешних сношений.

Президент РФ Дмитрий Медведев 26 августа сообщил, что подписал указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Этому предшествовало вторжение 8 августа грузинских войск на территорию Южной Осетии и последующая российская операция по принуждению Грузии к миру. В четверг грузинский парламент призвал правительство страны разорвать дипотношения с Россией.

Дипломатические отношения - основная форма поддержания официальных отношений между государствами в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения. Дипломатические отношения призваны способствовать развитию дружественных отношений между государствами, поддержанию международного мира и безопасности.

Порядок установления дипломатических отношений, аккредитования главы дипломатического представительства и прекращения его функций устанавливает Венская конвенция о дипломатических сношениях, принятая 18 апреля 1961 года в Вене на Конференции ООН по дипломатическим сношениям и иммунитетам (вступила в силу 24 апреля 1964 года).

В соответствии со Статьей 2 Венской конвенции установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию. Первым шагом к установлению дипломатических отношений является признание де-факто или де-юре того или иного государства и его правительства со стороны другого государства.

Установление дипломатических отношений происходит в результате переговоров между представителями заинтересованных государств непосредственно или через дипломатических представителей третьих государств и оформляется в виде обмена посланиями, письмами, нотами между главами государств и правительств или министрами иностранных дел. Стороны договариваются о самом факте установления дипломатических отношений, уровне дипломатических представительств (посольство или миссия), дате вступления в силу соглашения, сроке и порядке его опубликования.

Разрыв дипломатических отношений предпринимается по инициативе какого-либо государства, которое официально объявляет о прекращении дипломатических отношений с другим государством. Обычно разрыв дипломатических отношений сопровождается отзывом дипломатических представителей. Факт отзыва дипломатических представителей не означает разрыва дипломатических отношений, если об этом прямо не указано в заявлении отзывающего государства.

Разрыв дипломатических отношений происходит в случаях возникновения между государствами вооруженного конфликта, утраты одним из государств-контрагентов международной правосубъектности (например, при слиянии с другим государством), социальной революции, сопровождающейся кардинальным изменением системы государственности, а также в случае смены правительства неконституционным путем. Причиной разрыва дипломатических отношений может быть враждебная политика одного государства в отношении другого, совершение каких-либо действий, исключающих нормальную работу дипломатических представительств и др.

Уставом ООН предусматривается возможность разрыва дипломатических отношений в соответствии с решением Совета Безопасности в качестве меры воздействия (санкции) на государство, виновное в создании угрозы международному миру.

Разрыв дипотношений осуществляется посредством официального заявления или издания специального нормативного акта, исходящего от высших органов государственной власти страны. Со своей стороны государство пребывания согласно ст. 44 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. независимо от причины разрыва должно оказывать необходимое содействие для скорейшего выезда со своей территории дипломатического персонала представительства и членов семей дипломатов, а также других лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетами, независимо от их гражданства.

Конвенция, кроме того, устанавливает, что в случае разрыва дипломатических отношений между двумя государствами, страна пребывания дипломатического представительства должна даже в случае вооруженного конфликта охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами.

В дополнение к этому Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года специально оговаривается, что разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников